ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2467/2022 от 06.07.2022 Ханты-мансийского районного суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

86RS0001-01-2022-004087-87

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

06 июля 2022 года г.Ханты-Мансийск

Ханты-Мансийский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе председательствующего судьи Клименко Г.А.,

при секретаре Служаевой Ю.И.,

с участием: прокурора Куроедовой А.В., представителя ответчика Шкирта Л.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ханты-Мансийского районного суда гражданское дело №2-2467/22 по исковому заявлению Ханты-Мансийского межрайонного прокурора в интересах ИсмаиловойАсиятКурбаналиевны к Казенному учреждению Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Ханты-Мансийский центр занятости населения» о признании решения от 05.05.2022 года незаконным и отмене приказа, обязании признать безработным с даты обращения, назначить и выплатить пособие по безработице в установленный законом срок,

установил:

Ханты-Мансийский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах ИсмаиловойАсиятКурбаналиевны к Казенному учреждению Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Ханты-Мансийский центр занятости населения» о признании решения от 05.05.2022 года незаконным и отмене приказа, обязании признать безработным с даты обращения, назначить и выплатить пособие по безработице в установленный законом срок.

Требования мотивированы тем, что межрайонной прокуратурой проведена проверка по обращению Исмаиловой А.К. о несогласии с решением КУ ХМАО-Югры «Ханты-Мансийский центр занятости населения» от 05.05.2022 об отказе в признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным, в связи с предоставлением гражданином документов, содержащих заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также других недостоверных данных для признания безработным. Вынесенное ответчиком решение об отказе противоречит требованиям действующего законодательства. Фактически Исмаиловой А.К. все необходимые данные в заявлении о признании безработным указаны верно, ложные сведения не предоставлены. В связи с чем, истец просит признать решение Казенного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Ханты-Мансийский центр занятости населения» от 05.05.2022 года № 125 Д13/22 «Об отказе в признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным» в отношении ИсмаиловойАсиятКурбаналиевны, 26.02.1976 года рождения незаконным, отменить приказ. Обязать Казенное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Ханты-Мансийский центр занятости населения» признать ИсмаиловуАсиятКурбаналиевну, 26.02.1976 года рождения безработным с даты обращения, назначить и выплатить пособие по безработице в установленный законом срок.

Истец Исмаилова А.К. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом.

В силу положений статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд счел возможным рассмотреть дело при указанной явке.

Представитель Ханты-Мансийской межрайонной прокуратуры Куроедова А.В. в судебном заседании исковые требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении, настаивала на удовлетворении иска.

Представитель ответчика КУ ХМАО-Югры «Ханты-Мансийский центр занятости населения» Шкирта Л.А. в судебном заседании исковые требования не признала по доводам, изложенным в возражении на исковое заявление. Просила исковое заявление оставить без удовлетворения в полном объеме.

Суд, заслушав представителя истца КуроедовуА.В., представителя ответчика Шкирта Л.А., исследовав и проанализировав письменные материалы дела, представленные суду доказательства в их совокупности, приходит к следующим выводам и по следующим основаниям.

Согласно части 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера, а также право на защиту от безработицы.

В целях осуществления прорывного научно-технологического и социально- экономического развития Российской Федерации, увеличения численности населения страны, повышения уровня жизни граждан, создания комфортных условий для их проживания, а также условий и возможностей для самореализации и раскрытия таланта каждого человека, Президентом Российской Федерации подписан Указ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» № 204 от 07.05.2018.

Правительству Российской Федерации при реализации совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации национальной программы в сфере повышения производительности труда и поддержки занятости обеспечить в 2024 году: а) достижение следующих целей и целевых показателей: рост производительности труда на средних и крупных предприятиях базовых несырьевых отраслей экономики не ниже 5 процентов в год; привлечение к участию в реализации указанной национальной программы не менее 10 субъектов Российской Федерации ежегодно; вовлечение в реализацию указанной национальной программы не менее 10 тыс. средних и крупных предприятий базовых несырьевых отраслей экономики; б) решение следующих задач: стимулирование внедрения передовых управленческих, организационных и технологических решений для повышения производительности труда ~й модернизации основных фондов, в том числе посредством предоставления налоговых преференций; сокращение нормативно-правовых и административных ограничений, препятствующих росту производительности труда, а также замещение устаревших и непроизводительных рабочих мест; формирование системы методической и организационной поддержки повышения производительности труда на предприятиях; формирование системы подготовки кадров, направленной на обучение основам повышения производительности труда, в том числе посредством использования цифровых технологий и платформенных решений.

Правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы, определены законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя.

Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы (службы), а для впервые ищущих работу (ранее неработавших), не имеющих квалификации - паспорта и документа об образовании и (или) о квалификации (абзац первый пункта 2 статьи 3 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации»).

В соответствии с пунктами 1,2,3 статьи 31 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» пособие по безработице выплачивается гражданам, признанным в установленном порядке безработными, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом.

Решение о назначении пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным.

Пособие по безработице начисляется гражданам с первого дня признания их безработными.

В силу абзаца второго статьи 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации» регистрация по месту пребывания илипо месту жительства в пределах Российской Федерации является обязанностью граждан Российской Федерации.

Под местом пребывания в соответствии с абзацами седьмым и восьмым статьи 2 названного Закона следует понимать, в том числе, не являющееся местом жительства гражданина Российской Федерации жилое помещение, в которых он проживает временно, а под местом жительства - жилой дом, квартиру, комнату, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.

Пунктом 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что местом жительства (нахождения) гражданина признаётся место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. № 713 утверждены Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учёта по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечень лиц, ответственных за приём и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учёта граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Согласно ст. 5 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» при получении государственных и муниципальных услуг заявители имеют право на: получение государственной или муниципальной услуги своевременно и в соответствии со стандартом предоставления государственной или муниципальной услуги и с единым стандартом в случае, предусмотренном частью 2 статьи 14 настоящего Федерального закона; получение полной, актуальной и достоверной информации о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронной форме; получение государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя, за исключением случая, если на основании федерального закона предоставление государственной или муниципальной услуги осуществляется исключительно в электронной форме; досудебное (внесудебное) рассмотрение жалоб в процессе получения государственных и (или) муниципальных услуг; получение государственных и муниципальных услуг в многофункциональном центре в соответствии с соглашениями, заключенными между многофункциональным центром и органами, предоставляющими государственные услуги и соглашениями, заключенными между многофункциональным центром и органами, предоставляющими муниципальные услуги, с момента вступления в силу соответствующего соглашения о взаимодействии.

Органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны: предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами; обеспечивать возможность получения заявителем государственной или муниципальной услуги в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя, за исключением случая, если на основании федерального закона предоставление государственной или муниципальной услуги осуществляется исключительно в электронной форме; предоставлять в иные органы, предоставляющие государственные услуги, органы, предоставляющие муниципальные услуги, в подведомственные государственным органам или органам местного самоуправления организации, участвующие в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг, многофункциональные центры по межведомственным запросам таких органов и организаций документы и информацию, необходимые для предоставления государственных и муниципальных услуг, за исключением документов включенных в определенныйчастью 6 статьи 7 настоящего Федерального закона перечень документов, безвозмездно, а также получать от иных органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, государственных органов, от подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг, многофункциональных центров такие документы и информацию; исполнять иные обязанности в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, административных регламентов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг (ст. 6 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»).

Согласно ч. 1, ст. 7.1 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» предоставление документов и информации, указанных в пункте 2 части 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, а также предоставление документов и информации в случае, предусмотренном частью 4 статьи 19 настоящего Федерального закона, осуществляется в том числе в электронной форме с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия по межведомственному запросу органа, предоставляющего государственную услугу, органа, предоставляющего муниципальную услугу, подведомственной государственному органу или органу местного самоуправления организации, участвующей в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг, либо многофункционального центра.

Непредставление (несвоевременное представление) органом или организацией по межведомственному запросу документов и информации, указанных в пункте 2 части 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, в орган, указанный в абзаце первом части 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, не может являться основанием для отказа в предоставлении заявителю государственной или муниципальной услуги. Должностное лицо и (или) работник, не представившие (несвоевременно представившие) запрошенные и находящиеся в распоряжении соответствующих органа либо организации документ или информацию, подлежат административной, дисциплинарной или иной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч. 6 ст. 7.1 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»).

В соответствии с пунктом 3 статьи 15 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» граждане в целях получения государственной услуги в области содействия занятости населения подают в органы службы занятости заявление и иные сведения в электронной форме с использованием единой цифровой платформы «Работа в России» (далее - ЕЦП), единого портала государственных и муниципальных услуг. При направлении заявления в электронном виде гражданин делает выбор: не претендую на признание безработным - независимо от места жительства в Российской Федерации, а также пребывания на территории Российской Федерации; претендую на признание безработными - по месту жительства.

Согласно п.6 Правил регистрации безработных граждан,утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.11.2021 № 1909, (далее - Постановление № 1909) постановка на регистрационный учет безработных граждан осуществляется центрами занятости населения на основании:заявления в электронной форме, направленного в соответствии с Правилами регистрации граждан, содержащего сведения о том, что зарегистрированный гражданин претендует на признание его безработным;документов и (или) сведений о действительности паспорта зарегистрированного гражданина, сведений о регистрации по месту жительства, об образовании и (или) о квалификации, о среднем заработке по последнему месту работы (службы), исчисленному в порядке, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 14 сентября 2021 года N 1552 «Об утверждении Правил исчисления среднего заработка по последнему месту работы (службы)», о трудовой деятельности зарегистрированного гражданина, о трудовом стаже.

Указанные документы и (или) сведения, в том числе о регистрации по месту жительства, запрашиваются центром занятости населения самостоятельно в порядке межведомственного информационного взаимодействия (далее - СМЭВ) с использованием единой цифровой платформы в соответствии с абзацем 4 пункта 6 Правил регистрации безработных граждан и пунктом 19 Правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, утвержденных Постановлением № 1909.

Согласно приложению к Правилам регистрации граждан в целях поиска подходящей работы источником сведений о регистрации по месту жительства является МВД России (ведомственная информационная система).

На основании абзаца 5 пункта 6 Правил регистрации безработных граждан в случае отсутствия в центре занятости населения документов и (или сведений), необходимых для постановки на регистрационный учет безработных граждан, центр занятости населения направляет зарегистрированному гражданину уведомление о необходимости представления недостающих документов и (или) сведений.

Взаимодействие с гражданином осуществляется в личном кабинете на ЕЦП (в том числе уведомления о ходе постановки его на регистрационный учет, о представлении документов, направление вакансий, расставление их приоритетности, назначение собеседования).

Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня подачи заявления о предоставлении государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы и при условии наличия в органах службы занятости документов и (или) сведений, необходимых для постановки на регистрационный учет безработного гражданина (п.2 статьи3 Закона о занятости).

Как установлено в судебном заседании, подтверждается материалами дела, межрайонной прокуратурой проведена проверка пао обращению Исмаиловой А.К. о несогласии с решением КУ ХМАО-Югры «Ханты-Мансийский центр занятости населения» от 05.05.2022 года об отказе в признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным, в связи с предоставлением гражданином документов, содержащих заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также других недостоверных данных для признания безработным.

Установлено, что Исмаилова А.К. через Единую цифровую платформу «Работа в России» подано заявление в электронном виде в КУ ХМАО-Югры «Ханты-Мансийский центр занятости населения» на признание безработным. Обращение в КУ ХМАО-Югры «Ханты-Мансийский центр занятости населения» зарегистрировано 24.04.2022. Исмаиловой А.К. назначена дата личного посещения КУ ХМАО-Югры «Ханты-Мансийский центр занятости населения» для принятия решения о признании безработным на 05.05.2022.

КУ ХМАО-Югры «Ханты-Мансийский центр занятости населения» 25.04.2022 в личном кабинете на ЕЦП Исмаиловой А.К. осуществлен подбор 5 вакансий подходящей работы и направлен заявителю для расстановки их в порядке приоритетности. По выбору Исмаиловой А.К. 27.04.2022 выданы 2 направления для посещения работодателей, зафиксирован результат - отказано по результатам собеседования.

Министерством внутренних дел Российской Федерации в рамках межведомственного взаимодействия с использованием ведомственной информационной системы проведена проверка регистрации гражданина, заполнившего заявление в электронной форме, по месту жительства, а также сведения о действительности паспорта гражданина. В разделе «Сведения СМЭВ» от 25.04.2022 зафиксирован результат о действительности паспорта заявителя. Сведения о месте регистрации гражданина, указанные в заявление Министерством внутренних дел Российской Федерации не предоставлены, не подтверждены.

В рамках межведомственного взаимодействия 25.04.2022 специалистом КУ ХМАО-Югры «Ханты-Мансийский центр занятости населения» через программный комплекс «Катарсис» направлен дополнительный запрос о подтверждении / не подтверждении сведений о регистрации по месту жительства. Получен ответ об отсутствии сведений о регистрации по месту жительства.

Исмаилова А.К. проинформирована о не получении сведений МВД о регистрации по месту жительства, о необходимости обращения в территориальный орган УМВД России по ХМАО-Югре для коррекции сведений и предоставлении документа, подтверждающего достоверность указанных в заявлении сведений, в установленный срок (не позднее даты решения вопроса о признании гражданина безработным).

Информация МВД о регистрации по месту жительства заявителям ш предоставлена, в связи, с чем КУ ХМАО-Югры «Ханты-Мансийский центр занятости населения» 05.05.2022 принято решение об отказе в признании безработным в связи с предоставлением гражданином документов, содержащих заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также других недостоверных данных для признания безработным.

Фактически Исмаиловой А.К. все необходимые данные в заявлении о признании безработным заявителем указаны верно, ложные сведения не предоставлены.

При решении вопроса о признании безработным КУ ХМАО-Югры «Ханты-Мансийский центр занятости населения» неприняты меры понадлежащей проверки сведений о регистрации гражданина по месту жительства. Письменный запрос в МО МВД России «Ханты-Мансийский» не направлялся.

По информации МО МВД России «Ханты-Мансийский» Исмаилова А.К. значится зарегистрированной по месту жительства по адресу: ул. Карла Маркса, д. 28, кв. 15 с 22.05.2012 года по настоящее время.

Регистрация по месту жительства в паспорте Исмаиловой А.К. имеется и совпадает со сведениями предоставленными МО МВД России «Ханты-Мансийский», оригинал паспорта Исмаиловой А.К. был предоставлен специалисту КУ ХМАО-Югры «Ханты-Мансийский центр занятости населения».

Однако, при наличии вышеуказанного КУ ХМАО-Югры «Ханты-Мансийский центр занятости населения» принято решение об отказе в признании Исмаиловой А.К. безработным и нарушено право на получение пособия в установленный законом срок.

Вынесенное КУ ХМАО-Югры «Ханты-Мансийский центр занятости населения» решение об отказе противоречит требованиям действующего законодательства.

При обращении в КУ ХМАО-Югры «Ханты-Мансийский центр занятости населения» Исмаилова А.К. была не трудоустроенной, имела постоянную регистрацию по месту жительства на территории г. Ханты-Мансийска.

Отсутствие подтверждённых сведений по межведомственному запросу МВД о регистрации гражданина по месту жительства не может расцениваться как обманный путь к получению пособия либо попытке получения пособия по безработице, в силу достоверности таких сведений и не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.56, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Исковые требованияХанты-Мансийского межрайонного прокурора в интересах ИсмаиловойАсиятКурбаналиевны к Казенному учреждению Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Ханты-Мансийский центр занятости населения» о признании решения от 05.05.2022 года незаконным и отмене приказа, обязании признать безработным с даты обращения, назначить и выплатить пособие по безработице в установленный законом срок, удовлетворить.

Признать решение Казенного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Ханты-Мансийский центр занятости населения» от 05.05.2022 года № 125 Д13/22 «Об отказе в признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным» в отношении ИсмаиловойАсиятКурбаналиевны, 26.02.1976 года рождения незаконным, отменить приказ.

ОбязатьКазенное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Ханты-Мансийский центр занятости населения» признать ИсмаиловуАсиятКурбаналиевну, 26.02.1976 года рождения( паспорт 67 20 978078 выдан УМВД России по Ханты-Мансийскому автономного округу-Югре 17.03.2021 года, код подразделения 860-002) безработным с даты обращения, назначить и выплатить пособие по безработице в установленный законом срок.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в течение одного месяца со дня принятии решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы, представления прокурора через Ханты-Мансийский районный суд.

Мотивированное решение суда изготовлено и подписано составом суда 11 июля 2022 года.

Судья Ханты-Мансийского

районного суда Г.А.Клименко