РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 декабря 2017 года г. Тайшет
Тайшетский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Сергейчевой Н.П. при секретаре Мозговой Н.С., с участием истца Белых Т.А., представителя ответчика Грушевой Т.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-2468/17 по иску Белых Т. А. к администрации Тайшетского района об отмене распоряжения в части, о восстановлении размера ежемесячного денежного поощрения за ноябрь 2017г., взыскании денежной компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л:
Белых Т.А. обратилась в суд с иском к администрации Тайшетского района об отмене дисциплинарного взыскания, о восстановлении надбавки за особые условия муниципальной службы, указав в обоснование иска, что она является муниципальным служащим администрации Тайшетского района с ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ переведена на должность руководителя аппарата администрации Тайшетского района на основании дополнительного соглашения от 20.09.2016г. № к трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ№.
Распоряжением администрации Тайшетского района от 01.11.2017г. № л/с "О применении дисциплинарного взыскания в виде замечания" к ней применено дисциплинарное взыскание в виде замечания по результатам рассмотрения информации председателя Думы Тайшетского района ФИО3№ от 19.10.2017г., в ходе которой установлены факты ненадлежащего исполнения ею должностных обязанностей, выразившихся в ненадлежащем исполнении распоряжения мэра Тайшетского района № от 10.10.2016г. "О проведении рабочих чтений проектов решений Думы Тайшетского района при мэре Тайшетского района".
Истец считала незаконным и необоснованным применение в отношении нее дисциплинарного взыскания, поскольку указанного дисциплинарного нарушения не допускала, вышеуказанное распоряжение ею было исполнено надлежащим образом, в связи с чем просила суд отменить дисциплинарное взыскание, примененное к ней распоряжением администрации Тайшетского района от 01.11.2017г. № л/с в виде замечания, восстановить надбавку за особые условия муниципальной службы.
В ходе рассмотрения дела Белых Т.А. от своих требований об отмене дисциплинарного взыскания, примененного к ней распоряжением администрации Тайшетского района от 01.11.2017г. № л/с в виде замечания; восстановлении надбавки за особые условия муниципальной службы отказалась, поскольку ответчик в добровольном порядке отменил распоряжение, которым она была подвергнута дисциплинарному взысканию и лишена надбавки, в связи с чем производство по делу в данной части судом прекращено, и заявила исковые требования, в которых просила отменить пункт 2 распоряжения администрации Тайшетского района от ДД.ММ.ГГГГ№ л/с «Об установлении размера ежемесячного денежного поощрения за ноябрь 2017 года работникам администрации Тайшетского района»; восстановить ей премию за ноябрь месяц в размере 400 %; обязать работодателя компенсировать моральный вред в сумме 50000 рублей.
В обоснование требований указала, что ДД.ММ.ГГГГ распоряжением администрации Тайшетского района № л/с отменено вышеуказанное распоряжение о наложении на нее дисциплинарного взыскания в виде замечания. Вместе с тем по результатам заседания внеочередной кадровой комиссии ДД.ММ.ГГГГ, ей было установлено ежемесячное денежное поощрение по результатам работы за ноябрь месяц в пониженном размере в два раза. Распоряжением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ л/с согласно пункта 2 ей установлено ежемесячное денежное поощрение вместо 400 % за ноябрь месяц в размере 200%. В связи с чем в денежном выражении она недополучит сумму заработной платы в размере 24000 рублей.
Находит данное распоряжение в указанной части незаконным. Согласно выписки из протокола заседания комиссии рассматривался вопрос о несвоевременной подготовке и представления документов в аппарат администрации Тайшетского района, повлекшее непредставление в установленный срок документов для проведения очередной сессии районной Думы 31.10.2017г.
Она является руководителем аппарата администрации Тайшетского района и отвечает за организацию рабочих чтений проектов решений Думы. Ею должностные обязанности были выполнены, должностные лица были уведомлены своевременно о проведении рабочих чтений согласно плана мероприятий на текущую неделю. При проведении рабочих чтений и.о. мэра было установлено, что ответственные должностные лица не представили необходимых документов, им были установлены иные сроки, в которые они также не представили указанные документы, что и повлекло непредставление в установленный срок документов для проведения очередной сессии районной Думы 31.10.2017г.
В связи с чем считает, что ей необоснованно было снижено ежемесячное денежное поощрение, поскольку она не допускала каких-либо нарушений своих должностных обязанностей, которые могли повлечь нарушение установленных сроков. Полагает, что была подвергнута дискриминации в сфере труда, чем ей причинен моральный вред в виде нравственных страданий в размере 50000 руб.
В ходе судебного заседания Белых Т.А. поддержала свои исковые требования об отмене пункт 2 распоряжения администрации Тайшетского района от ДД.ММ.ГГГГ№ л/с «Об установлении размера ежемесячного денежного поощрения за ноябрь 2017 года работникам администрации Тайшетского района»; восстановлении ей ежемесячного денежного поощрения за ноябрь месяц в размере 400 %; денежной компенсации морального вреда в сумме 50000 рублей, по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика ФИО4 по доверенности от 11.12.2017г. в судебном заседании не признала исковые требования Белых Т.А., суду пояснила, что работодателем было принято решение об отмене дисциплинарного взыскания и о восстановлении надбавки за особые условия муниципальной службы.
Вместе с тем, на заседании внеочередной кадровой комиссии было принято решение о снижении Белых Т.А. размера ежемесячного денежного поощрения за ноябрь 2017г. с 400% до 200% наряду с другими работниками, поскольку не были подготовлены и своевременно представлены документы для проведения очередной сессии районной Думы 31.10.2017г.
Белых Т.А. является руководителем аппарата администрации, она организует проведение рабочих чтений, где рассматриваются проекты решений, которые должны быть представлены в Думу в установленный срок. В установленный срок указанные документы представлены не были, о чем поступила докладная записка председателя Думы. Кадровая комиссия приняла решение о снижении ежемесячного денежного поощрения ответственным лицам, допустившим указанные нарушения. На основании чего было издано оспариваемое истцом распоряжение, которое ответчик считает законным и обоснованным.
Суд, выслушав объяснения сторон, обсудив материалы дела, находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из трудового договора № от 30.04.2009г. Белых Т.А. была переведена на должность консультанта в юридический отдел администрации Тайшетского района.
20.09.2016г. к указанному трудовому договору было заключено дополнительное соглашение, согласно которому Белых Т.А. переведена на муниципальную должность руководителя аппарата администрации Тайшетского района, который подчиняется непосредственно мэру Тайшетского района, с 21.09.2016г. для выполнения обязанностей, предусмотренных должностной инструкцией.
П.3.2. заключенного с истцом трудового договора установлены размеры дополнительных выплат, в частности, ежемесячного денежного поощрения- в размере до 4-х должностных окладов, размер которого устанавливается правовым актом администрации Тайшетского района по результатам работы за месяц.
Как следует из п.2 распоряжения №208 л/с от 10.11.2017г. «Об установлении размера ежемесячного денежного поощрения за ноябрь 2017г. работникам администрации Тайшетского района» Белых Т.А., руководителю аппарата администрации Тайшетского района, было установлено ежемесячное денежное поощрение за ноябрь 2017г. в размере 200 %. Основанием для принятия такого решения явились материалы заседания кадровой комиссии администрации Тайшетского района от 09.11.2017г.
В соответствии с ч.1 ст. 2 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" муниципальная служба - профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).
Нанимателем для муниципального служащего является муниципальное образование, от имени которого полномочия нанимателя осуществляет представитель нанимателя (работодатель).
Согласно ст.3 ФЗ от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" правовые основы муниципальной службы в Российской Федерации составляют Конституция Российской Федерации, а также настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (далее - законодательство о муниципальной службе), уставы муниципальных образований, решения, принятые на сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.
В соответствии с п. 3 ч. 1 статьи 11 Федерального закона от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" муниципальный служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с трудовым законодательством, законодательством о муниципальной службе и трудовым договором (контрактом).
Согласно ст. 22 Федерального закона от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" оплата труда муниципального служащего производится в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, определяемых законом субъекта Российской Федерации. Тайте
Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных служащих. Размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 22).
В соответствии со ст. 10 Закона Иркутской области от 15.10.2007 N 88-оз (ред. от 30.12.2014) "Об отдельных вопросах муниципальной службы в Иркутской области» оплата труда муниципального служащего осуществляется с учетом соотносительности основных условий оплаты труда муниципальных служащих и государственных гражданских служащих области и производится в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы (далее - должностной оклад), а также следующих дополнительных выплат:
1) ежемесячная надбавка к должностному окладу за классный чин;
1(1)) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на муниципальной службе;
2) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия муниципальной службы;
3) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну;
4) премии за выполнение особо важных и сложных заданий;
5) ежемесячное денежное поощрение;
6) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда муниципальных служащих.
В случаях, установленных законодательством Российской Федерации, к денежному содержанию муниципального служащего устанавливаются районные коэффициенты и процентные надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах области в размерах, определенных федеральными и областными нормативными правовыми актами».
Аналогично определяется состав денежного содержания муниципального служащего в ст.1 Положения о денежном содержании муниципальных служащих администрации Тайшетского района, структурных подразделений администрации Тайшетского района, аппарата Думы Тайшетского района, аудиторов Контрольно-счетной палаты, утвержденного решением Думы Тайшетского района №56 от 28.06.2011г.
Согласно ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" на муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными названным Федеральным законом.
Частью 1 ст. 135 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
В соответствии со ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Согласно абз. 5 ч. 2 ст. 57 ТК РФ условия оплаты труда, в том числе размер оклада работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты являются обязательными для включения в трудовой договор.
В п.3.2. заключенного с истцом трудового договора установлены размеры дополнительных выплат, в частности, ежемесячного денежного поощрения- в размере до 4-х должностных окладов, размер которого устанавливается правовым актом администрации Тайшетского района по результатам работы за месяц.
Положением о денежном содержании муниципальных служащих администрации Тайшетского района, структурных подразделений администрации Тайшетского района, аппарата Думы Тайшетского района, аудиторов Контрольно-счетной палаты, утвержденным решением Думы Тайшетского района №56 от 28.06.2011г. установлены размеры указанных надбавок, порядок и условия их установления.
В соответствии со ст. ст.11-13 данного Положения ежемесячное денежное поощрение осуществляется в пределах установленных правовым актом администрации Тайшетского района, при определении размера поощрения учитываются результаты работы за месяц, учитывается личный вклад муниципального служащего в выполнении поставленных перед ним задач, проявленная инициатива и добросовестность исполнения возложенных на него должностных обязанностей.
Уменьшение размера ежемесячного денежного поощрения или лишение денежного поощрения производится на основании документов (докладных, объяснительных работника), подтверждающих невыполнение муниципальным служащим своих обязанностей.
Ст. 13 данного Положения предусматривает порядок определения размера ежемесячного денежного поощрения. В п.3 данной статьи перечислены все случаи, когда ежемесячное денежное поощрение устанавливается менее размера, утвержденного настоящим положением, установлены пределы его снижения.
Как следует из приложения №2 к решению Думы Тайшетского района №56 размер ежемесячного денежного поощрения (должностных окладов в месяц) руководителю аппарата администрации Тайшетского района установлен в пределах от 3,0-7,0, в трудовом договоре истца он определен в размере 400% (4 должностных окладов).
Как следует из Положения о кадровой комиссии администрации Тайшетского района, утвержденной постановлением администрации Тайшетского района от 30.01.2014г. №196, одной из задач кадровой комиссии является установление размера ежемесячного денежного поощрения муниципальным служащим (п.3).
Для реализации возложенных задач комиссия проводит заседание, рассматривает ходатайства заместителей мэра Тайшетского района, руководителя аппарата администрации Тайшетского района, руководителей структурных подразделений администрации Тайшетского района об уменьшении размера надбавок или лишении надбавок по оплате труда, выносит мотивированное решение по рассматриваемым вопросам (п.4). Заседания кадровой комиссии считаются правомочными, если на них присутствует не менее 2/3 от общего числа членов комиссии (п.8).
Решение кадровой комиссии принимается простым большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии и оформляется в виде протокола (п.10).
Организацию работы кадровой комиссии осуществляет Управление правовой и кадровой работы администрации Тайшетского района (п.13).
На основании материалов заседания кадровой комиссии Управление правовой и кадровой работы администрации Тайшетского района готовит распоряжение администрации Тайшетского района, в котором устанавливаются размеры набавок оплаты труда работников (п.14).
Заместители мэра Тайшетского района, руководитель аппарата администрации Тайшетского района, руководители структурных подразделений администрации Тайшетского района представляют в Управление правовой и кадровой работы администрации Тайшетского района в срок не позднее трёх дней до проведения кадровой комиссии:
ходатайство об установлении размера ежемесячного денежного поощрения муниципальным служащим в меньшем размере или лишении ежемесячного денежного поощрения с обоснованием причин в соответствии с действующей оплатой труда по форме согласно приложению 1 к настоящему Положению (п.16);
Указанная в приложении 1 форма ходатайства содержит перечень оснований для снижения размера ежемесячного денежного поощрения, содержащихся в ст.13 Положения о денежном содержании муниципальных служащих администрации Тайшетского района, структурных подразделений администрации Тайшетского района, аппарата Думы Тайшетского района, аудиторов Контрольно-счетной палаты, утвержденным решением Думы Тайшетского района №56 от 28.06.2011г. и предусматривает, что в ходатайстве об установлении размера ежемесячного денежного поощрения муниципальным служащим в меньшем размере должно быть указано конкретное основание для снижения надбавки муниципальному служащему, в отношении которого решается данный вопрос.
Из представленной суду выписки из протокола №12 от 09.11.2017г. заседания кадровой комиссии администрации Тайшетского района, решение которой явилось основанием для принятия оспариваемого истцом распоряжения о снижении ей размера ежемесячного денежного поощрения, следует, что по результатам голосования было принято решение об установлении Белых Т.А., руководителю аппарата администрации Тайшетского района ежемесячного денежного поощрения за ноябрь 2017г. в размере 200%.
С учетом внесенных изменений на заседании кадровой комиссии рассматривался вопрос: факт несвоевременной подготовки и представления документов в аппарат администрации Тайшетского района, повлекший за собой непредставление в установленный срок документов для проведения очередной сессии районной Думы 31.10.2017г.
В протоколе указано, что в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 32 Регламента Думы Тайшетского района, утвержденного решением Думы Тайшетского района от 23.12.2014 г. № 272, проект повестки сессии районной Думы составляется аппаратом районной Думы на основании плана работы Думы на очередное полугодие, а также на основании поступивших в аппарат районной Думы проектов решений районной Думы, документов, материалов и иной информации.
Проекты решений районной Думы, документы и иная информация для рассмотрения на очередном заседании Думы в письменном и электронном виде представляются в аппарат районной Думы не позднее, чем за 9 рабочих дней до заседания Думы.
Планом работы Думы Тайшетского района на 2-е полугодие 2017 года, утвержденным решением районной Думы от 27.06.2017 г № 84, предусмотрено проведение очередной сессии районной Думы 31.10.2017 г., с рассмотрением ряда вопросов, ответственными за которые являются должностные лица администрации.
Согласно порядка, установленного распоряжением от 10.10.2016 г. № 404 "О проведении чтений проектов решений Думы Тайшетского района при мэре Тайшетского района", проекты решений Думы Тайшетского района, подготовленные исполнителями и согласованные с должностными лицами администрации Тайшетского района представляются в аппарат администрации района не позднее рабочего дня, предшествующего проведению рабочих чтений. Руководитель аппарата администрации района организует проведение рабочих чтений посредством проверки правильности оформления проекта решения и полноты представленных необходимых документов к проекту решения, предоставления мэру района проектов решений в бумажном варианте и уведомления заинтересованных лиц о дате и времени рабочих чтений.
Кроме того, п.п. 5, 6 распоряжения от 10.10.2016 г. № 404 "О проведении чтений проектов решений Думы Тайшетского района при мэре Тайшетского района" установлено, что при отсутствии подготовленного и согласованного должностными лицами администрации района проекта решения, на основании доклада руководителя аппарата администрации района об отсутствии подготовленного проекта решения и устного ходатайства заместителя мэра района, курирующего соответствующее структурное подразделение администрации района, ответственное за подготовку проекта решения, по решению мэра района на рабочих чтениях заслушивается доклад руководителя структурного подразделения о подготавливаемом проекте решения, устанавливаются сроки для его подготовки и согласования. По результатам рабочих чтений руководитель аппарата администрации района оформляет в письменной форме инициативу мэра района о включении в повестку сессии Думы Тайшетского района рассмотренных на рабочих чтениях проектов решений, и в сроки, установленные статьёй 32 Регламента Думы Тайшетского района, направляет указанную инициативу мэра района с приложением проектов решений и необходимых документов в аппарат Думы Тайшетского района.
Из данного протокола усматривается, что комиссией был установлен факт несвоевременной подготовки и представления документов ответственными лицами в аппарат администрации Тайшетского района, руководителем которого является Белых Т.А., что повлекло за собой непредставление в установленный срок документов для проведения очередной сессии районной Думы 31.10.2017г. и принято решение о снижении размера ежемесячного денежного поощрения за ноябрь 2017г. на 50 %: Белых Т.А., руководителю аппарата администрации Тайшетского района Глушневу Е.А.-начальнику Управления правовой и кадровой работы администрации Тайшетского района и Лиму А.А.- начальнику Департамента по управлению муниципальным имуществом администрации Тайшетского района, Белых Т.А. было установлено ежемесячное денежное поощрение за ноябрь 2017г. в размере 200%.
При этом в решении кадровой комиссии отсутствуют указания на конкретные основания для снижения размера ежемесячного денежного поощрения, предусмотренные ст.13 Положения о денежном содержании муниципальных служащих администрации Тайшетского района, структурных подразделений администрации Тайшетского района, аппарата Думы Тайшетского района, аудиторов Контрольно-счетной палаты, утвержденным решением <адрес>№ от 28.06.2011г. в отношении каждого муниципального служащего, которым указанный размер был снижен, в частности Белых Т.А.
Данное решение, как указано выше, явилось основанием для издания оспариваемого распоряжения в части снижения истцу размера ежемесячного денежного поощрения за ноябрь 2017г.
Анализируя представленный протокол заседания кадровой комиссии, суд приходит к выводу о том, что на заседании комиссии решался вопрос о снижении истцу размера ежемесячного денежного поощрения за ноябрь 2017г.
При этом суду не представлено, предусмотренное п.16 Положения о кадровой комиссии администрации Тайшетского района, утвержденной постановлением администрации Тайшетского района от 30.01.2014г. №, ходатайство соответствующего должностного лица об установлении размера ежемесячного денежного поощрения муниципальному служащему Белых Т.А. в меньшем размере с обоснованием причин в соответствии с действующей оплатой труда по форме согласно приложению 1 к настоящему Положению.
В протоколе также отсутствует указание на то, что рассматривалось какое-либо ходатайство об установлении размера ежемесячного денежного поощрения истцу в меньшем размере или лишении ежемесячного денежного поощрения с обоснованием причин в соответствии с действующей оплатой труда по форме согласно приложению 1 к настоящему Положению;
Кадровая комиссия, в чью компетенцию входит рассмотрение данного вопроса, должна была, рассматривая указанное ходатайство, принять мотивированное решение по вопросу уменьшения размера ежемесячного денежного поощрения (п.4 Положения о кадровой комиссии) на основании документов, подтверждающих невыполнение муниципальным служащим своих должностных обязанностей (п.2 ст.12 Положения о денежном содержании муниципальных служащих администрации Тайшетского района, структурных подразделений администрации Тайшетского района, аппарата Думы Тайшетского района, аудиторов Контрольно-счетной палаты, утвержденным решением Думы Тайшетского района № от 28.06.2011г.) с указанием причин и оснований уменьшения размера указанной надбавки, содержащихся в п.3 ст. 13 Положения о денежном содержании муниципальных служащих администрации Тайшетского района, структурных подразделений администрации Тайшетского района, аппарата Думы Тайшетского района, аудиторов Контрольно-счетной палаты, утвержденным решением Думы Тайшетского района № от 28.06.2011г.
Однако представленное суду решение кадровой комиссии не содержит указание на конкретное основание снижения размера ежемесячного денежного поощрения истцу, предусмотренное п.3 ст. 13 Положения о денежном содержании муниципальных служащих администрации Тайшетского района, структурных подразделений администрации Тайшетского района, аппарата Думы Тайшетского района, аудиторов Контрольно-счетной палаты, утвержденным решением Думы Тайшетского района № от 28.06.2011г.
Из решения кадровой комиссии не усматривается, какие, по мнению кадровой комиссии, пункты приведенных в нем локальных правовых актов, были нарушены истцом по ее вине, по каким причинам и за какие виновные действия комиссия приняла в отношении истца указанное решение. Решение кадровой комиссии не мотивировано в нарушение п.4 Положения о кадровой комиссии.
Кадровая комиссия пришла к выводу, что ответственными лицами были несвоевременно подготовлены документы в аппарат администрации Тайшетского района, руководителем которого является Белых Т.А., что повлекло за собой непредставление в установленный срок документов для проведения очередной сессии районной Думы 31.10.2017г., при этом приняла решение о снижении размера размер ежемесячного денежного поощрения Белых Т.А., не указав причины принятия такого решения в отношении Белых Т.А.
Оспариваемое истцом распоряжение также не содержит указания на конкретное основание для снижения ежемесячного денежного поощрения истцу, из предусмотренных п.3 ст. 13 Положения о денежном содержании муниципальных служащих администрации Тайшетского района, структурных подразделений администрации Тайшетского района, аппарата Думы Тайшетского района, аудиторов Контрольно-счетной палаты, утвержденным решением Думы Тайшетского района № от 28.06.2011г., что не позволяет установить за какие нарушения истцу был снижен размер ежемесячного денежного поощрения за ноябрь 2017г.
Из объяснений истца в судебном заседании следует, что согласно порядка, установленного распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ№ "О проведении чтений проектов решений Думы Тайшетского района при мэре Тайшетского района", проекты решений Думы Тайшетского района, подготовленные исполнителями и согласованные с должностными лицами администрации Тайшетского района представляются в аппарат администрации района не позднее рабочего дня, предшествующего проведению рабочих чтений. Руководитель аппарата администрации района организует проведение рабочих чтений посредством проверки правильности оформления проекта решения и полноты представленных необходимых документов к проекту решения, предоставления мэру района проектов решений в бумажном варианте и уведомления заинтересованных лиц о дате и времени рабочих чтений.
Ею были организованы рабочие чтения, поставлены в известность о дате и месте проведения рабочих чтений все исполнители, однако они не представили в аппарат администрации района проекты решений думы и необходимые документы к проекту как заранее, так и во время рабочих чтений.
П.п. 5, 6 распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ№ "О проведении чтений проектов решений Думы Тайшетского района при мэре Тайшетского района" установлено, что при отсутствии подготовленного и согласованного должностными лицами администрации района проекта решения, на основании доклада руководителя аппарата администрации района об отсутствии подготовленного проекта решения и устного ходатайства заместителя мэра района, курирующего соответствующее структурное подразделение администрации района, ответственное за подготовку проекта решения, по решению мэра района на рабочих чтениях заслушивается доклад руководителя структурного подразделения о подготавливаемом проекте решения, устанавливаются сроки для его подготовки и согласования. По результатам рабочих чтений руководитель аппарата администрации района оформляет в письменной форме инициативу мэра района о включении в повестку сессии Думы Тайшетского района рассмотренных на рабочих чтениях проектов решений, и в сроки, установленные статьёй 32 Регламента Думы Тайшетского района, направляет указанную инициативу мэра района с приложением проектов решений и необходимых документов в аппарат Думы Тайшетского района.
Как пояснил истец, на рабочих чтениях присутствовал и.о. мэра ФИО7, поскольку проекты решений исполнителями не были подготовлены, то им были установлены новые сроки, которые позволяли направить необходимые документы в аппарат Думы Тайшетского района в установленные сроки.
Однако и в новые сроки исполнители не представили проекты решений и необходимые документы к ним, что привело к непредставлению в установленный срок документов для проведения очередной сессии районной Думы 31.10.2017г. Свои обязанности она выполнила надлежащим образом. Примененное к ней дисциплинарное взыскание было работодателем отменено. Документы в аппарат Думы Тайшетского района не были представлены в установленные сроки не по ее вине. Ответчик не представил доказательств того, что ею допущены какие-либо нарушения ее должностных обязанностей, которые привели к пропуску срока предоставления указанных документов для проведения очередной сессии районной Думы.
Из представленного суду распоряжения и.о. мэра Тайшетского района № л/с от ДД.ММ.ГГГГ. следует, что распоряжение администрации Тайшетского района от ДД.ММ.ГГГГ. № л/с «О применении дисциплинарного взыскания в виде замечания» в отношении Белых Т.А. отменено.
Указанным распоряжением администрации Тайшетского района от ДД.ММ.ГГГГ. № л/с «О применении дисциплинарного взыскания в виде замечания» Белых Т.А. была привлечена к дисциплинарной ответственности за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей, выразившихся в ненадлежащем исполнении распоряжения мэра <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ "О проведении рабочих чтений проектов решений Думы Тайшетского района при мэре Тайшетского района".
Представитель ответчика ФИО4 пояснила в судебном заседании, что причина отмены данного распоряжения ей неизвестна. Она полагает, что поскольку руководитель аппарата администрации Тайшетского района также занимается организацией подготовки проектов решений и представления их в аппарат Думы, то должен отвечать и за соблюдение установленных сроков. Предположила, что снижение размера ежемесячного денежного поощрения имело место в связи с ненадлежащим исполнением должностных обязанностей истцом Белых Т.А., которая не организовала надлежащим образом работу по подготовке требуемых документов и не проконтролировала выполнение этой работы.
С учетом правовой природы трудового спора обязанность доказывания соблюдения требований трудового законодательства и факта соблюдения трудовых прав работника возлагается на работодателя.
Ответчик обязан был представить доказательства законности и обоснованности вышеуказанного оспариваемого истцом распоряжения.
Однако, как из объяснений представителя ответчика в судебном заседании, так и из представленных им письменных доказательств не усматривается, за какие конкретно виновные действия истцу был снижен размер ежемесячного денежного поощрения за ноябрь 2017г. и по какому конкретно основанию, что не позволяет суду прийти к выводу об обоснованности его снижения ответчиком.
В связи с чем суд полагает, что требования истца в части признания незаконным п.2 распоряжения № л/с от ДД.ММ.ГГГГ. «Об установлении размера ежемесячного денежного поощрения за ноябрь 2017г. работникам администрации Тайшетского района» и восстановлении размера ежемесячного денежного поощрения за ноябрь 2017г. подлежат удовлетворению.
Истцом предъявлены требования о возмещении морального вреда в виде нравственных страданий, причиненных неправомерными действиями ответчика, в размере 50000 руб.
Истец полагает, что ответчик допустил в отношении нее дискриминацию в сфере труда, лишив ее части ежемесячного денежного поощрения, чем причинил ей моральный вред.
Представитель ответчика возражал против заявленных требований, пояснив суду, что вместе с Белых Т.А. также еще нескольким муниципальным служащим был снижен размер ежемесячного денежного поощрения за нарушение срока предоставления документов в аппарат Думы Тайшетского района, что не свидетельствует о том, что в отношении нее допущена какого-либо рода дискриминация.
В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Доказательств, подтверждающих свои доводы в части того, что ответчиком в отношении нее допущена дискриминация в сфере труда, истцом суду не представлено.
Вместе с тем, в ходе судебного заседания установлено, что имели неправомерные действия ответчика в отношении истца в части снижения размера ежемесячного денежного поощрения за ноябрь 2017г., что не могло не причинить истцу нравственных страданий.
Ст. 22 ТК РФ предусматривает обязанность работодателя возмещать вред, причиненный работникам в связи с исполнением ими трудовых обязанностей, а также компенсировать моральный вред в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
Согласно статье 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.
В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Верховный Суд Российской Федерации в пункте 63 своего Постановления от 28 сентября 2010 года "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" разъяснил, учитывая, что Кодекс не содержит каких-либо ограничений для компенсации морального вреда и в иных случаях нарушения трудовых прав работников, суд в силу статей 21 (абзац четырнадцатый части первой) и 237 Кодекса вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав (например, при задержке выплаты заработной платы).
Размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.
Учитывая обстоятельства данного дела, требования разумности и справедливости, суд полагает возможным определить денежную компенсацию причиненного истцу морального вреда в виде нравственных страданий в размере 500 руб.
Руководствуясь ст. ст. 191-197 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Белых Т. А. удовлетворить.
Отменить пункт 2 распоряжения администрации Тайшетского района от ДД.ММ.ГГГГ№ л/с «Об установлении размера ежемесячного денежного поощрения за ноябрь 2017 года работникам администрации Тайшетского района».
Восстановить Белых Т. А. ежемесячное денежное поощрение за ноябрь 2017г. в размере 400 %(4 должностных окладов).
Взыскать с администрации Тайшетского района денежную компенсацию морального вреда в сумме 500 руб.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Тайшетский городской суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Судья: Н.П. Сергейчева