ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2468/19 от 07.01.2019 Октябрьского районного суда г. Новосибирска (Новосибирская область)

Дело № 2-2468/2019

УИН: 54RS0007-01-2019-002075-58

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

07 октября 2019 года город Новосибирск

Октябрьский районный суд города Новосибирска в составе:

председательствующего судьи Позднякова А.В.

при участии помощника судьи Мухаревой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску <данные изъяты> к НГАСУ (Сибстрин) о взыскании пособия по полному государственному обеспечению,

у с т а н о в и л :

Колесникова Я.Е. обратилась в суд с иском к НГАСУ (Сибстрин) о взыскании пособия по полному государственному обеспечению, просит взыскать с ответчика сумму 365918 рублей, в том числе: компенсацию за питание в сумме 169 600 рублей в том числе: в соответствии с письмом Минобрнауки РФ от /дата/ «О Порядке предоставления публичных обязательств в 2013 году» за период с /дата/ по /дата/ - 84*183=15300 рублей; в соответствии с письмом Минобрнауки РФ от /дата/ «О Порядке предоставления публичных обязательств в 2014 году» за период с /дата/ по /дата/ - 203*200=40600 рублей, с /дата/ по /дата/ - 203*200=40600 рублей; в соответствии со значениями нормативных затрат для расчетов финансового обеспечения исполнения публичных обязательств, утвержденных Минобрнауки РФ /дата/ № АП-46/18ВН за период с /дата/ по /дата/ - 99,57*1,32/365*203=73 100 рублей. Расчет производился за каждый год исходя из количества учебных месяцев в году и количества дней в соответствии с производственным календарем при пятидневной рабочей неделе. Компенсация за одежду, обувь, мягкий инвентарь в сумме 171292 рубля, в том числе: за 2013 год в соответствии с письмом Минобрнауки РФ от /дата/ «О Порядке предоставления публичных обязательств в 2013 году» 31992 рубля; за 2014 -2015 годы в соответствии с письмом Минобрнауки РФ от /дата/ «О Порядке предоставления публичных обязательств в 2014 году» 68 600 рублей; за 2016 год в соответствии со Значениями нормативных затрат для расчетов финансового обеспечения исполнения публичных обязательств, утвержденных Минобрнауки РФ /дата/ № АП-46/18ВН 49,92*1,32+3,65*1,32=70700 рублей. Компенсация за ежегодное пособие на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей в сумме 25026 рублей, в том числе: за 2013 год в соответствии с письмом Минобрнауки РФ от /дата/ «О Порядке предоставления публичных обязательств в 2013 году» 4950 рубля; за 2014 -2015 годы в соответствии с письмом Минобрнауки РФ от /дата/ «О Порядке предоставления публичных обязательств в 2014 году» 12060 рублей; за 2016 год в соответствии со Значениями нормативных затрат для расчетов финансового обеспечения исполнения публичных обязательств, утвержденных Минобрнауки РФ /дата/ № АП-46/18ВН 6,68* 1,2=8016 рублей.

В обоснование заявленных требований истец указывает, что она /дата/ года рождения на основании решения Венгеровского районного суда от /дата/ по делу признана оставшейся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте. На тот момент она обучалась на четвертом курсе на очной форме обучения в НГАСУ (Сибстрин) на бюджетной категории обучения и проживала с 2014 года в общежитии на Тургенева, 167. После регистрации /дата/ по адресу <адрес> подготовки пакета документов, /дата/ истец обратилась в отдел опеки и попечительства администрации <адрес> с заявлением о включении ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями и по результатам рассмотрения заявления администрацией <адрес> на основании постановления от /дата/ включена в указанный список, кроме того, в администрации ей пояснили, что в соответствии с федеральным законом Российской Федерации от /дата/ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее- 159-ФЗ) во время обучения в университете она должна была находиться на полном государственном обеспечении, до этого момента она не знала о таких государственных гарантиях в отношении себя. Истец обратилась за консультацией к юристу в НГАСУ (Сибстрин), где ей подробно рассказали о порядке постановки на полное государственное обеспечение и обо всех положенных выплатах лицам из числа детей-сирот. Так же ей ответили на вопрос, что в случае ее обращения в университет за компенсацией за полное государственное обеспечение, скорей всего решение будет положительным. В итоге, после ее первого обращения к ответчику /дата/ о выплате ей компенсации в соответствии с 159-ФЗ и другими нормативными актами Российской Федерации и <адрес> за весь период обучения в НГАСУ (Сибстрин) в связи с тем, что она признана оставшейся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте, т.е. с момента обучения в НГАСУ (Сибстрин) могла бы находиться на, полном государственном обеспечении, на ее счет /дата/ поступила денежная компенсация за полное государственное обеспечение в размере 170 682 рублей. В письме было пояснение, что это частичная выплата (за 2017 год). По поводу другой денежной компенсации за полное государственное обеспечение в университете ей было отказано, ссылаясь на отсутствие на эти цели бюджетных средств в университете и в связи с тем, что ею при поступлении и за весь период обучения с /дата/ по /дата/ не указала, что она является лицом, оставшемся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте. После второго обращения к ответчику /дата/, истцу также и по тем же обстоятельствам было отказано в выплате. В третьем обращении к ответчику /дата/ истец сообщила, что вынуждена будет обратиться в суд, так как отказ в выплате ей пособия по полному государственному обеспечению за 2013-2016 учебные годы она расценила как нарушение ее прав и попросила предоставить ей информацию (расчеты) о размере полного государственного материального обеспечения в период ее обучения в университете. Истцу были предоставлены письма Минобрнауки РФ и значения нормативных затрат для расчета публичных обязательств по нескольким видам государственного обеспечения, и в очередной раз указали, что истица не имеет прав на государственное обеспечение, так как ни разу за весь период обучения не подавала заявление о том, что является лицом, оставшимся без попечения родителей.

В судебном заседании истица поддержала исковые требования в полном объеме, просила рассмотреть дело по имеющимся в нем доказательствам.

Представитель ответчика в судебном заседании полагал, что требования не подлежат удовлетворению в полном объеме, о чем был представлен письменный отзыв в материалы дела.

Представитель третьего лица в судебном заседании так же возражал против удовлетворения требований, по доводам изложенным в письменном отзыве.

Выслушав мнение лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, оценив представленные в совокупности доказательства, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что Колесникова Я. Е./дата/ года рождения на основании решения Венгеровского районного суда от /дата/ по делу признана оставшейся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте.

На тот момент она обучалась на четвертом курсе на очной форме обучения в НГАСУ (Сибстрин) на бюджетной категории обучения и проживала с <данные изъяты>

После регистрации /дата/ по адресу <адрес> подготовки пакета документов, /дата/ истец обратилась в отдел опеки и попечительства администрации <адрес> с заявлением о включении ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями и по результатам рассмотрения заявления администрацией <адрес> на основании постановления от /дата/ включена в указанный список.

/дата/ истец обратилась к ответчику о выплате ей компенсации в соответствии с 159-ФЗ и другими нормативными актами Российской Федерации и <адрес> за весь период обучения в НГАСУ (Сибстрин) в связи с тем, что она признана оставшейся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте, т.е. с момента обучения в НГАСУ (Сибстрин) могла бы находиться на, полном государственном обеспечении, на ее счет /дата/ поступила денежная компенсация за полное государственное обеспечение в размере 170 682 рублей.

В соответствии с ч.3 ст.6 Федерального закона от /дата/ №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лица, потерявшие в период обучения обоих родителей или единственного родителя, обучающиеся по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, зачисляются на полное государственное обучение до завершения обучения по указанным образовательным программам.

Частью 5 ст.36 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от /дата/-Ф3 установлено, что государственная социальная стипендия назначается студентам, в том числе являющимся детьми- сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также получившим государственную социальную помощь со дня представления в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, документа, подтверждающего назначение государственной социальной помощи, на один год со дня назначения указанной государственной социальной помощи.

В случае если документ, подтверждающий соответствие одной из категорий граждан (дети-сироты), является бессрочным, государственная социальная стипендия назначается студенту до окончания обучения. Выплата государственной социальной стипендии прекращается с момента отчисления студента из университета (п.5.3. раздела 5 «Положения о стипендиальной обеспечении и других формах материальной поддержки обучающихся в НГАСУ (Сибстрин)», копия положения прилагается к отзыву).

Публичные обязательства федеральных бюджетных учреждений (в т.ч. НГАСУ (Сибстрин) перед физическими лицами, подлежащие исполнению в денежной форме на социальное обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся по образовательным программам высшего образования по очной форме обучения (выплаты пособий) осуществляются (производятся) целевым назначением в соответствии с постановлением Правительства РФ от /дата/ «О порядке осуществления федеральным бюджетным учреждением и автономным учреждением полномочий федерального органа государственной власти по исполнению публичных обязательств перед физическим лицом, подлежащих исполнению в денежной форме и финансового обеспечения их осуществления», а также приказом Минобрнауки РФ от /дата/ «Об осуществлении федеральными бюджетными и автономными учреждениями, находящимися в ведении Минобрнауки РФ, полномочий Министерства образования и науки РФ по исполнению публичных обязательств».

Как следует из пояснений представителя ответчика, ежегодно образовательная организация ФГБОУ ВО «НГАСУ (Сибстрин)» формирует списки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, зачисленных на первый курс обучения по особой квоте на основании представленных документов в приемную комиссию, при подаче заявления. Обучающиеся (студенты), относящиеся к указанной категории граждан, подают на имя ректора заявления о зачислении на полное государственное обеспечение вместе с необходимыми документами. Руководством образовательной организации издается приказ о зачислении на полное государственное обеспечение детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.

Во исполнение Федерального закона от /дата/ №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и в соответствии со значениями нормативов затрат для расчета объемов финансового обеспечения исполнения публичных обязательств образовательных организаций (в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляет Министерство науки и высшего образования Российской Федерации) в части материального обеспечения детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отраслевых корректирующих коэффициентов, районных коэффициентов и порядок их применения ежегодно утверждаются Минобрнауки РФ. После этого указанные бюджетные средства зачисляются на лицевой счет получателя бюджетных средств ВУЗ в УФУ.

Вместе с тем НГАСУ (Сибстрин) было рассмотрено и частично удовлетворено указанное обращение Истца от /дата/, что не оспаривалось сторонами..

Согласно положениям ст. 1 Федерального закона от /дата/ № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в том числе в связи с лишением их родительских прав, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов.

Между тем, из представленных документов следует, что мать истицы - Колесникова Г.В. лишена родительских прав еще /дата/, отец - Колесников Е.П. злостно уклонялся от уплаты алиментов с /дата/.

Постановлением главы <адрес> от /дата/Печуркина Н.И. назначена попечителем над несовершеннолетней Колесниковой Я.Е.

Согласно п. 1 ст. 145 СК РФ попечительство устанавливаются над детьми, оставшимися без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона о дополнительных гарантиях, лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, - это лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, остались без попечения обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Вместе с тем, согласно п. 6 Постановления Правительства РФ от /дата/ "Об утверждении Правил выплаты ежегодного пособия на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, потерявшим в период обучения обоих родителей или единственного родителя, обучающимся по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам за счет средств федерального бюджета" для выплаты пособия дети-сироты и лица из их числа представляют в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, в которой они обучаются, справку, выданную органом опеки и попечительства по месту жительства несовершеннолетнего подопечного или хранения личного дела подопечного, достигшего 18-летнего возраста, содержащую реквизиты документов, свидетельствующих об обстоятельствах утраты (отсутствия) попечения его родителей (единственного родителя).

Дети-сироты и лица из их числа, которые при зачислении на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность не представили вышеуказанную справку, обеспечиваются пособием со дня обращения, но не более чем за 3 месяца до дня такого обращения, и до завершения указанными лицами обучения.

Согласно п. 5 Постановление Правительства РФ от /дата/ "Об утверждении норм и Правил обеспечения за счет средств федерального бюджета бесплатным питанием, бесплатным комплектом одежды, обуви и мягким инвентарем детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя, обучающихся по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам за счет средств федерального бюджета, а также норм и Правил обеспечения выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типа, в которых они обучались и воспитывались за счет средств федерального бюджета, выпускников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, обучавшихся по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам за счет средств федерального бюджета, - детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя, за счет средств организаций, в которых они обучались и воспитывались, бесплатным комплектом одежды, обуви, мягким инвентарем и оборудованием".

Для обеспечения бесплатным питанием, бесплатным комплектом одежды, обуви и мягким инвентарем дети-сироты и лица из их числа, обучающиеся по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам, представляют в организацию, в которой они обучаются, справку, выданную органом опеки и попечительства по месту жительства несовершеннолетнего подопечного или хранения личного дела подопечного, достигшего 18-летнего возраста, содержащую реквизиты документов, свидетельствующих об обстоятельствах утраты (отсутствия) попечения родителей (единственного родителя).

В соответствии с п. 4 вышеуказанного Постановления Правительства, дети-сироты и лица из их числа, которые при зачислении на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, восстановлении в этой организации не представили справку, указанную в пункте 5 настоящих Правил, обеспечиваются бесплатным питанием, бесплатным комплектом одежды, обуви и мягким инвентарем со дня обращения за бесплатным питанием, бесплатным комплектом одежды, обуви и мягким инвентарем, но не более чем за 3 месяца до дня такого обращения, и до завершения обучения по основным профессиональным образовательным программам.

Между тем, Колесниковой Яной Е. подтверждено, что при зачислении в ФГБОУ ВО «НГАСУ (Сибстрин)» документов, подтверждающих отнесение ее к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей представлено не было.

На основании п. 9 Постановления Правительства РФ от /дата/"О порядке осуществления федеральным бюджетным учреждением и автономным учреждением полномочий федерального органа государственной власти (государственного органа) по исполнению публичных обязательств перед физическим лицом, подлежащих исполнению в денежной форме, и финансового обеспечения их осуществления" финансовое обеспечение осуществления учреждением полномочий федерального органа государственной власти по исполнению публичных обязательств осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на указанные цели.

Согласно положениям Приказа Минобрнауки России от /дата/ N 728 "Об осуществлении федеральными бюджетными и автономными учреждениями, находящимися в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации, полномочий Министерства образования и науки Российской Федерации по исполнению публичных обязательств" федеральные бюджетные учреждения осуществляют публичные обязательства перед физическим лицом, подлежащих исполнению в денежной форме на социальное обеспечение лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся по образовательным программам высшего образования по очной форме обучения. При этом, учреждения при исполнении указанных полномочий по выплате пособий обязаны производить выплаты пособий в соответствии с целевым назначением.

При таком положении, учитывая вышеприведенные нормы закона, обстоятельства, установленные в ходе судебного разбирательства, суд приходит к выводу, что выплатить денежную компенсацию за полное государственное обеспечение за период учебы Колесниковой Я.Е. в университете с 2013г. по 2016г. не представляется возможным, в связи с отсутствием целевых бюджетных средств и отчислением истца из вуза в связи с окончанием учебы. В ходе судебного разбирательства, нашел подтверждения факт того, что при зачислении в ФГБОУ ВО «НГАСУ (Сибстрин)» документов, подтверждающих отнесение истицы к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей представлено не было, между тем, предъявление заявления для получения испрашиваемых истицей пособий, носит обязательный характер.

Доводы истца о том, что ответчик обязан произвести выплату всех причитающихся при ее статусе пособий и компенсационных выплат с момента обращения и за прошедшее время, основаны на неверном толковании норм материального права.

На основании изложенного суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований.

Руководствуясь ст.ст. 198, 199 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований <данные изъяты> к ФГБОУ ВО «НГАСУ (Сибстрин)» о взыскании пособия по полному государственному обеспечению- отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения, путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд <адрес>.

Председательствующий судья /подпись/ Позднякова А.В.