ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2468/2022 от 22.07.2022 Железнодорожного районного суда г. Екатеринбурга (Свердловская область)

Дело № 2-2468/2022

Мотивированное решение составлено 22 июля 2022 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15 июля 2022 года г. Екатеринбург

Железнодорожный районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Максимовой Н.В.,

при секретаре судебного заседания Соколове М.А., помощнике судьи ЛобановойЕ.А.,

с участием истца ФИО1 и его представителя ФИО2, представителя ответчика ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1, ФИО4 к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «РЭМП Железнодорожного района» (далее – ООО «УК «РЭМП Железнодорожного района») о возложении обязанности, признании действий незаконными, взыскании убытков, компенсации морального вреда,

установил:

ФИО1 и ФИО4 обратились в суд с вышеназванным иском, указав, что являются собственниками квартиры, расположенной по адресу: г. <...>

В соответствии с актом проверки состояния индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета, снятия контрольных показаний, фиксации факта несанкционированного подключения к внутридомовым инженерным системам и вмешательства в работу приборов учета от 13 марта 2020 года (далее – акт от 13марта 2020 года) в ходе проверки в их квартире ООО «УК «РЭМП Железнодорожного района» выявлены нарушения: на приборах учета <...> нарушены индикаторы антимагнитных пломб № 1236247 и № 1236246. На основании указанного акта ответчиком произведен перерасчет за предоставленные коммунальные услуги «холодное водоснабжение» и «горячее водоснабжение» за период с 13 декабря 2019 года по 13 марта 2020 года по нормативам потребления с повышающим коэффициентом 10. В соответствии с данным перерасчетам у них образовалась задолженность в размере 41287 руб. 02коп., что отражено в квитанции за апрель 2020 года. На день обращения с иском в суд размер пени на указанную сумму составил 7398 руб. 70 коп.

С данным перерасчетом они не согласны.

24 декабря 2019 года ООО «УК «РЭМП Железнодорожного района» был составлен акт об отказе в допуске проверки состояния индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета, факта их наличия или отсутствия.

Подпунктом «в» пункта 59 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06мая 2011 года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее – Правила № 354), в случае, если потребитель не обеспечил допуск представителей исполнителя в занимаемое потребителем жилое помещение в дату и время, указанные в извещении о проведении проверки, и при этом в отношении потребителя, проживающего в жилом помещении, отсутствует информация о его временном отсутствии в занимаемом жилом помещении, плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета за период не менее 6 месяцев, а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев, - начиная с даты, когда исполнителем был составлен акт об отказе в допуске к прибору учета, распределителям, до даты проведения проверки, но не более 3 расчетных периодов подряд.

Таким образом, с 24 декабря 2019 года в течение трех расчетных периодов, но не ранее 24 марта 2020 года, размер платы за коммунальные услуги рассчитывался в порядке, указанном в подпункте «в» пункта 59 Правил № 354 без повышающих коэффициентов. По истечении трех расчетных периодов с даты составления акта об отказе в допуске к прибору учета исполнитель вправе производить расчет платы за коммунальные услуги в соответствии с пунктом 85(3) Правил № 354 исходя из норматива потребления коммунальных услуг с учетом количества постоянно и временно проживающих в жилом помещении лиц, в том числе указанного в акте, составленном в соответствии с пунктом 56(1), а также с учетом повышающего коэффициента начиная с 1-го числа месяца, в котором такой акт составлен. Величина повышающего коэффициента принимается равной 1,5.

Акт об установлении количества граждан, временно проживающих в жилом помещении по адресу: г. ***, составлен 29октября 2020 года.

Несанкционированного вмешательства в работу приборов учета истцами допущено не было, и перерасчет платы за коммунальную услугу с повышающим коэффициентом является незаконным.

Произведя перерасчет за услуги «холодное водоснабжение» и «горячее водоснабжение» за период с 13 декабря 2019 года по 13 марта 2020 года по нормативам потребления с повышающим коэффициентом 10, ответчик не учел произведенные ФИО1 за указанный период платежи за потребленные коммунальные услуги, требуя, тем самым, двойной оплаты.

07 апреля 2022 года предоставление истцам коммунальной услуги «электроэнергия» было приостановлено, однако уведомления об ограничении или приостановлении предоставления услуги «электроэнергия» они не получали, что является незаконным.

Для восстановления предоставления коммунальной услуги они были вынуждены произвести ответчику платеж на сумму 15000 руб., а также оплатить 1500 руб. для восстановления предоставления коммунальной услуги.

Указанными действиями ответчик причинил им моральные и нравственные страдания.

Поскольку требования претензии от 11 апреля 2022 года о проведении перерасчета были оставлены ответчиком без ответа, истцы просили суд

признать перерасчет, произведенный ООО «УК «РЭМП Железнодорожного района» на основании абзаца 8 пункта 81(11) Правил № 354, за коммунальные услуги «холодное водоснабжение» и «горячее водоснабжение» за период с 13декабря 2019 года по 13 марта 2020 года по нормативам потребления с повышающим коэффициентом 10, по адресу: г. *** в размере 41287 руб. 02 коп., а также начисление пени на указанную сумму в размере 7398 руб. 70 коп., незаконными,

обязать ответчика произвести перерасчет потребления коммунальных услуг за период с 13 декабря 2019 года по 13 марта 2020 года по адресу: г. ***, в соответствии с подпунктом «в» пункта 59 Правил № 354,

признать незаконным приостановление предоставления коммунальной услуги «электроэнергия» 07 апреля 2022 года по адресу: г. ***

взыскать с ответчика в пользу ФИО1 компенсацию морального вреда 5000 руб., а также уплаченные в связи с приостановлением предоставления коммунальной услуги «электроэнергия» денежные средства в размере 15000 руб. и 1500 руб.

В судебном заседании истец ФИО1 и его представитель заявленные требования поддержали по предмету и основаниям, просили суд иск удовлетворить.

Представитель ответчика исковые требования не признал, просил в удовлетворении заявленных требований отказать по доводам, изложенным в письменном отзыве на иск.

Истец ФИО4 в судебное заседание не явилась, о дате и времени судебного заседания извещена в соответствии с требованиями статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, просила суд о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Заслушав объяснения сторон, оценив их в совокупности с исследованными письменными доказательствами, суд приходит к следующему.

Статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии со статьей 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом (часть 1).

Собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) в пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании (часть 2).

Судом установлено, что квартира № *** находится в общей долевой собственности истцов М.В.ПБ. и ФИО4, право собственности зарегистрировано 22 августа 2012 года. Истцы в квартире не проживают, зарегистрированы по иному месту жительства.

Как следует из справки (форма № 40) от 16 июня 2022 года и подтверждено в судебном заседании истцом ФИО1, ранее в квартире проживала его мать <...>, после ее смерти в июне 2018 года в квартире был произведен ремонт, после чего жилое помещение предоставлено в безвозмездное пользование <...> который был зарегистрирован по месту пребывания в указанной квартире в период с 07 августа 2019 года по 05 августа 2020 года, и далее с 23 декабря 2020 года по 22 декабря 2022 года, совместно с сыном <...>., период регистрации которого по месту пребывания – с 13 января 2021 года по 11января 2023 года.

Ответчик ООО «УК «РЭМП Железнодорожного района» осуществляет управление многоквартирным домом № *** (далее - МКД) на основании протокола общего собрания собственников помещения МКД.

На имя истцов ФИО1 и ФИО4 в ООО «УК «РЭМП Железнодорожного района» открыт финансово-лицевой счет ***.

В силу части 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.

Размер платы за коммунальные услуги в силу части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что 15 февраля 2017 года в квартире по адресу: г. ***, введены в эксплуатацию и опломбированы приборы учета ХВС №<...>, что подтверждается соответствующим актом (л.д. 56, 74).

Подпунктом г(1)) пункта 32 Правил № 354 установлено право исполнителя при вводе прибора учета в эксплуатацию или при последующих плановых (внеплановых) проверках прибора учета устанавливать на индивидуальные, общие (квартирные) и комнатные приборы учета электрической энергии, холодной воды и горячей воды, тепловой энергии контрольные пломбы и индикаторы антимагнитных пломб, а также пломбы и устройства, позволяющие фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета.

Пунктом 34 Правил № 354 установлена обязанность потребителя сохранять установленные исполнителем при вводе прибора учета в эксплуатацию или при последующих плановых (внеплановых) проверках прибора учета на индивидуальные, общие (квартирные) и комнатные приборы учета электрической энергии, холодной воды и горячей воды, тепловой энергии контрольные пломбы и индикаторы антимагнитных пломб, а также пломбы и устройства, позволяющие фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета, конструкции, защищающие приборы учета электрической энергии от несанкционированного вмешательства в его работу (подпункт г(2)); при обнаружении неисправностей, повреждений коллективного (общедомового), индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета или распределителей, нарушения целостности их пломб немедленно сообщать об этом в аварийно-диспетчерскую службу исполнителя или в иную службу, указанную исполнителем (подпункт (б)).

При этом потребитель не вправе самовольно нарушать пломбы на приборах учета и в местах их подключения (крепления) либо конструкции, защищающие приборы учета от несанкционированного вмешательства в его работу, демонтировать приборы учета и осуществлять несанкционированное вмешательство в работу указанных приборов учета, а также в работу оборудования или программных средств, входящих в состав интеллектуальной системы учета электрической энергии (мощности), использовать оборудование и (или) иные технические устройства или программные средства, позволяющие искажать показания приборов учета (подпункт (г) пункта 35 Правил № 354).

03 декабря 2018 года представителем ООО «УК «РЭМП Железнодорожного района» на приборы учета в квартире истцов установлены контрольные пломбы с антимагнитным индикатором (далее – АМП): на прибор учета ХВС <...> – АМП № 1236246, на прибор учета ГВС № <...> – АМП № 1236247, о чем составлен акт (л.д. 57), содержащий указание на собственника Владимира, в примечании имеется отметка «квартиранты». Указанный акт подписан и вручен постоянно проживающему в квартире ФИО5

Оспаривая факт установки АМП, зафиксированный актом от 03 декабря 2018 года, истец указывал, что доказательств пользования <...> принадлежащей истцам квартирой на каком-либо законном основании ответчиком не представлено, данное лицо истцу не известно, притом, что указанный в акте номер телефона принадлежит ФИО1 Установив факт проживания в квартире иных лиц, кроме зарегистрированных, ответчику надлежало составить акт об установлении количества граждан, временно проживающих в жилом помещении, чего сделано не было. Уведомление о последствиях обнаружения факта нарушения АМП в акте отсутствуют, в квитанциях об оплате жилищно-коммунальных услуг не указано, что на приборы учета установлены АМП. В случае установки АМП вместо контрольных пломб, последние надлежало изъять, чего сделано не было. Ответчиком не представлено доказательств, что установку АМП производил уполномоченный работник ответчик, имеющий право на подписание акта. В акте не указана модель АМП, не представлены технические условия, сертификат соответствия, соответствия ГОСТу установленных АМП.

11 декабря 2019 года в адрес собственников квартиры № ***, ООО «УК «РЭМП Железнодорожного района» направлено извещение о проведении 24 декабря 2019года с 12 часов 30 минут по 13 часов 30 минут проверки состояния индивидуальных приборов учета холодной воды, горячей воды, факта их наличия или отсутствия на момент проверки, а также проверки предоставленных сведений о показаниях индивидуальных приборов учета холодной воды, горячей воды путем сверки их с показаниями соответствующего прибора учета на момент проверки, содержащее требование о предоставлении допуска в жилое помещение в указанное время (л.д. 59-61).

24 декабря 2019 года в 13 часов 00 минут представителем ООО «УК «РЭМП Железнодорожного района» составлен акт, в соответствии с которым проверить состояние и показания индивидуальных приборов учета холодного и горячего водоснабжения в квартире № *** не представилось возможным в связи с отсутствие допуска в квартиру (л.д. 14, 62).

13 марта 2020 года представителем ООО «УК «РЭМП Железнодорожного района» в присутствии проживающего в квартире № ***<...> произведена проверка приборов учета в квартире истцов, в ходе которой установлено, что на приборе учета ХВС № <...> индикатор АМП №1236246 нарушен (код нарушения 5 - индикатор нарушен, пломба изъята), на приборе учета ГВС № <...> индикатор АМП №1236247 нарушен (код нарушения 5 - индикатор нарушен, пломба изъята), о чем составлен акт проверки состояния индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета, снятия контрольных показаний, фиксации факта несанкционированного подключения к внутридомовым инженерным системам и вмешательства в работу приборов учета. Указанный акт подписан проживающим в квартире <...> акта вручена ему лично (л.д. 15).

Оспаривая акт от 13 марта 2020 года, истец ссылался на отсутствие со стороны ответчика доказательств составления акта уполномоченным на проверку состояния АМП лицом. Указание на то, кем приходится собственнику <...> в акте не содержится, информация, позволяющая идентифицировать указанное лицо и установить его местонахождение, в акте отсутствует, акт об установлении количества граждан, временно проживающих в жилом помещении, не составлен. Номер телефона, указанный в акте, принадлежит истцу ФИО1 Факт нарушения изображения на АМП путем фотографирования не зафиксирован. Ответчик не указал, в чем выразилось нарушение показателя «сохранность индикаторов АМП», не представлено доказательств, что АМП не выполняли свою функцию должным образом на момент проверки 13 марта 2020 года. Факт несанкционированного вмешательства в работу приборов учета ответчиком не доказан.

На основании заявки собственника ФИО1 от 16 марта 2020года (л.д. 73) и в его присутствии 26 марта 2020 года представителя ООО «УК «РЭМП Железнодорожного района» на приборы учета ХВС № <...> установлена новая АМП №00021704, на прибор учета ГВС № <...> новая АМП №00021703, что подтверждается актом (л.д. 72).

В квитанции за апрель 2020 года по лицевому счету № <...> (л.д. 16) произведены начисления за период с 13 декабря 2019 года по 12 марта 2020 года на сумму 41287 руб. 02 коп., в том числе по услуге ГВС (за несанкционированное вмешательство) «нагрев» начислено 22 266 руб. 36 коп., по услуге ХВС (несанкционированное вмешательство) начислено 10411 руб. 98 коп., по услуге ХВС для ГВС (несанкционированное вмешательство) – 8608 руб. 68 коп. (л.д. 64).

29 октября 2020 года представителем ООО «УК «РЭМП Железнодорожного района» в присутствии постоянно проживающего потребителя ФИО6 составлен акт об установлении количества граждан, временно проживающих в жилом помещении, которым установлено, что по адресу: г. ***, с 15 октября 2020 года проживают 4 человека. Копия акта подписана и получена ФИО6 (л.д. 17).

05 марта 2021 года представителем ООО «УК «РЭМП Железнодорожного района» в присутствии собственника ФИО1 составлен акт об установлении количества граждан, временно проживающих в жилом помещении, которым установлено, что по адресу: г. ***, проживает 1 потребитель без регистрации (л.д. 75).

В силу пункта 81 Правил № 354 оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения.

На основании пункта 81(6) Правил № 354 по результатам проверки прибора учета исполнитель оформляет акт ввода прибора учета в эксплуатацию, в котором указываются:

а) дата, время и адрес ввода прибора учета в эксплуатацию;

б) фамилии, имена, отчества, должности и контактные данные лиц, принимавших участие в процедуре ввода прибора учета в эксплуатацию;

в) тип и заводской номер установленного прибора учета, а также место его установки;

г) решение о вводе или об отказе от ввода прибора учета в эксплуатацию с указанием оснований такого отказа;

д) в случае ввода прибора учета в эксплуатацию показания прибора учета на момент завершения процедуры ввода прибора учета в эксплуатацию и указание мест на приборе учета, где установлены контрольные одноразовые номерные пломбы (контрольные пломбы);

е) дата следующей поверки;

ж) характеристики соответствия пломб поверителя оттиску в свидетельстве о поверке и (или) записи в паспорте (формуляре) средства измерений и место установки контрольных пломб и знаков визуального контроля, установленных на день начала проверки, а также вновь установленных (если они менялись в ходе проверки);

з) результат проверки.

Акт ввода прибора учета в эксплуатацию составляется в 2 экземплярах и подписывается потребителем и представителями исполнителя, принимавшими участие в процедуре ввода прибора учета в эксплуатацию (пункт 81(7) Правил № 354).

Перед подписанием акта ввода прибора учета в эксплуатацию (при отсутствии оснований для отказа ввода прибора учета в эксплуатацию) представитель исполнителя осуществляет установку контрольных пломб на приборе учета (пункт 81(8) Правил № 354).

Оспариваемый истцом акт проверки состояния индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета, снятия контрольных показаний, фиксации факта несанкционированного подключения к внутридомовым инженерным системам от 03 декабря 2018 года, которым зафиксирован факт установки исполнителем контрольных пломб с антимагнитным индикатором на приборы учета ХВС и ГВС в квартире истцов, соответственно АМП № 1236246 и АМП № 1236247, содержит все обязательные реквизиты, подписан представителем исполнителя и потребителем <...> удостоверившим своей подписью в акте факт вручения ему его копии.

Обязанность исполнителя по уведомлению потребителей о последствиях несанкционированного вмешательства в работу прибора учета, расположенного в помещении потребителя, повлекшего искажение показаний прибора учета или его повреждение, и несанкционированного подключения оборудования потребителя к внутридомовым инженерным системам или к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения, предусмотренная подпунктом з(1)) пункта 31 Правил №354, исполнена путем направления ФИО8 через ООО«Единый расчетный центр» информационных листовок с квитанцией на оплату жилищно-коммунальных услуг за май 2019 года (л.д. 58), а также путем размещения соответствующей информации на официальном сайте исполнителя и на информационном стенде в помещении управляющей компании.

При этом вопреки ошибочному мнению истца ФИО1 и его представителя, обязанность по доказыванию ООО «УК «РЭМП Железнодорожного района» оснований пользования <...> принадлежащей истцам квартирой, у ответчика отсутствует. Составление акта об установлении количества граждан, временно проживающих в жилом помещении, а равно изъятие заменяемых контрольных пломб, является правом, а не обязанностью исполнителя, и на правомерность и действительность составленного 03 декабря 2018 года акта не влияют.

Согласно пункту 81(11) Правил № 354 прибор учета должен быть защищен от несанкционированного вмешательства в его работу. В целях установления факта несанкционированного вмешательства в работу прибора учета исполнитель, гарантирующий поставщик или сетевая организация с учетом особенностей, установленных пунктом 81(1) настоящих Правил, при установке прибора учета, проведении очередной проверки состояния прибора учета потребителя вправе установить контрольные пломбы и индикаторы антимагнитных пломб, пломбы и устройства, позволяющие фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета, а также конструкции, защищающие приборы учета от несанкционированного вмешательства в их работу с обязательным уведомлением потребителя о последствиях обнаружения факта нарушения таких пломб или устройств, при этом плата за установку таких пломб или устройств с потребителя не взимается.

При проведении исполнителем проверки состояния прибора учета проверке подлежат:

целостность прибора учета, отсутствие механических повреждений, отсутствие не предусмотренных изготовителем отверстий или трещин, плотное прилегание стекла индикатора;

наличие и сохранность контрольных пломб и индикаторов антимагнитных пломб, а также пломб и устройств, позволяющих фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета, а также наличие информации о несанкционированном вскрытии клеммной крышки прибора учета электрической энергии и факта события воздействия магнитных полей на элементы прибора учета электрической энергии в соответствии с предельными значениями, определенными Правилами предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности);

отсутствие свободного доступа к элементам коммутации (узлам, зажимам) прибора учета, позволяющим осуществлять вмешательство в работу прибора учета.

Нарушение показателей, указанных в абзацах третьем - пятом настоящего пункта, признается несанкционированным вмешательством в работу прибора учета. При обнаружении в ходе проверки указанных нарушений исполнитель составляет акт о несанкционированном вмешательстве в работу прибора учета. При этом, если прибор учета установлен в жилом помещении и иных помещениях, доступ к которым не может быть осуществлен без присутствия потребителя, исполнитель производит перерасчет платы за коммунальную услугу и направляет потребителю требование о внесении доначисленной платы за коммунальные услуги. Такой перерасчет производится за период, начиная с даты установления указанных пломб или устройств, но не ранее чем с даты проведения исполнителем предыдущей проверки и не более чем за 3 месяца, предшествующие дате проверки прибора учета, при которой выявлено несанкционированное вмешательство в работу прибора учета, и до даты устранения такого вмешательства, исходя из объема, рассчитанного на основании нормативов потребления соответствующих коммунальных услуг с применением повышающего коэффициента 10.

Акт о несанкционированном вмешательстве в работу прибора учета составляется в порядке, установленном настоящими Правилами.

Пункт 81(12) Правил № 354 определяет, что прибор учета считается вышедшим из строя в случаях: а) неотображения приборами учета результатов измерений; б) нарушения контрольных пломб и (или) знаков поверки; в) механического повреждения прибора учета; г) превышения допустимой погрешности показаний прибора учета; д) истечения межповерочного интервала поверки приборов учета с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 80(1) настоящих Правил.

Из приведенных норм следует, что действия, выразившиеся во вмешательстве потребителя в работу прибора (системы) учета, квалифицируются как безучетное потребление электрической энергии. Совершение таких действий является основанием для применения расчетного способа определения потребляемого объема, подлежащего оплате таким потребителем. При этом доказательством несанкционированного вмешательства в работу прибора учета является акт, составленный в соответствии с пунктом 85(1) Правил № 354.

Как указано в пункте 82 Правил № 354 исполнитель обязан: а) проводить проверки состояния установленных и введенных в эксплуатацию индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей, факта их наличия или отсутствия; б) проводить проверки достоверности представленных потребителями сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей путем сверки их с показаниями соответствующего прибора учета на момент проверки (в случаях, когда снятие показаний таких приборов учета и распределителей осуществляют потребители).

Как следует из пункта 83 Правил № 354 проверки, указанные в пункте 82 настоящих Правил, должны проводиться исполнителем не реже 1 раза в год, а если проверяемые приборы учета расположены в жилом помещении потребителя, то не чаще 1 раза в 3 месяца.

Согласно пункту 85(1) Правил № 354 указанные в пунктах 62, 81(11), 82 и 85 настоящих Правил акты составляются исполнителем немедленно после окончания соответствующих проверок.

Акты подписываются представителем исполнителя, а в случаях, предусмотренных пунктом 80(1) настоящих Правил, - гарантирующим поставщиком, проводившим проверку и потребителем (его представителем) и включают следующие сведения:

а) дата, место, время составление акта;

б) обстоятельства, в связи с которыми проводилась проверка, и выявленные нарушения;

в) состав лиц, участвовавших в проверке, составлении акта;

г) подписи исполнителя (его представителя), а в случаях, предусмотренных пунктом 80(1) настоящих Правил, - гарантирующего поставщика, потребителя (его представителя);

д) отметка об отказе потребителя (его представителя) от подписания указанного акта, в том числе информация о причинах такого отказа (при наличии);

е) возражения (позиция) потребителя (его представителя) в связи с выявленным нарушением;

ж) иные обстоятельства, связанные с выявленным нарушением.

Один экземпляр акта передается потребителю (его представителю), в том числе вручением или путем направления заказным письмом. В случаях, предусмотренных пунктом 80(1) настоящих Правил, при отсутствии исполнителя при составлении указанного акта гарантирующий поставщик передает один экземпляр акта исполнителю для применения при начислении размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению (пункт 85(2) Правил № 354).

Оспариваемый истцом акт от 13 марта 2020 года содержит все обязательные реквизиты, сведения о выявленных нарушениях и представителе собственника квартиры ФИО7, присутствующем при составлении акта, его подписи, подтверждающие, при отсутствии каких-либо возражений, как факт его ознакомления с содержанием акта и получения экземпляра данного акта, так и согласие с отраженными в акте сведениями. Акт представлен суду уполномоченным представителем управляющей организации, факт составления акта, а также обстоятельства его оформления подтверждены объяснениями представителя ответчика и по правилам статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации истцами не оспорены.

Напротив, из объяснений истца ФИО1 следует, что в квартире на протяжении с 2019 года проживали <...> с сыном, к которым, конечно, приходили родственники. При проведении проверки показаний приборов учета <...> обращался к знакомому <...> с просьбой поприсутствовать в квартире при проведении проверки.

Наличие временно проживающих в жилом помещении граждан без регистрации подтверждается представленными в материалы дела актами об установлении количества граждан, временно проживающих в жилом помещении. Так, согласно акту от 29 октября 2020 года, в присутствии постоянно проживающего потребителя <...> заактировано проживание в жилом помещении истцов 4 человек, актом от 05 марта 2021 года в присутствии собственника ФИО1 установлено проживание в квартире 1потребителя без регистрации.

В пункте 2 Правил № 354 раскрыто понятие «потребитель», под которым применительно к положениям названных Правил, понимается собственник помещения в многоквартирном доме, жилого дома, домовладения, а также лицо, пользующееся на ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги.

Законность пользования жилым помещением граждан, имеющих к нему свободный доступ и проживающих в нем, в отсутствие доказательств со стороны собственников об обратном, презюмируется. Обстоятельства, связанные с нахождением в квартире истцов лиц, в том числе ФИО5 и ПалвановаА., предоставивших доступ в жилое помещение представителю исполнителя для проверки состояния приборов учета, подписавших акты от лица потребителей и предоставивших контактные данные собственника жилого помещения Владимира с указанием номера его телефона, что последним не оспаривалось, обоснованно расценены исполнителем как действия проживающих граждан от лица и в интересах потребителя. Доводы истца ФИО1 о том, что указанные лица ему не знакомы, не снимают с него ответственности за нарушение обязанности по обеспечению сохранности установленных исполнителем контрольных пломб и индикаторов антимагнитных пломб. Факт нарушения установленных на приборах учета АМП, выразившихся в отсутствии графической голограммы, подтвержден актом от 13 марта 2020 года, пломбы изъяты. Для подтверждения факта нарушения изображения представителем ответчика представлены на обозрение суда АМП № 1236246 и АМП № 1236247 с отсутствием графической голограммы производителя, с чем истец и его представитель согласились. При этом обязанность исполнителя по фотофиксации нарушений законом не установлена.

Доказательств того, что на приборах учета ГВС и ХВС на момент проведения проверки 13 марта 2020 года имелись установленные в декабре 2018года АМП № 1236246 и АМП № 1236247 с необходимым рисунком, истцом также не представлено, при том, что на основании пункта г(2)) Правил № 354 обязанность по сохранности установленных исполнителем контрольных пломб и индикаторов АМП, а также пломб и устройств, позволяющих фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу приборов учета, лежит на потребителе.

Таким образом, указанные истцом нарушения при составлении акта от 13марта 2020 года не могут свидетельствовать о его недействительности или незаконности.

Оценив доводы стороны истца и иные представленные доказательства по делу, суд приходит к выводу, что только неправомерное вмешательство в работу индивидуальных приборов учета ХВС и ГВС при отсутствии контроля собственников привело к негативным последствиям для истцов.

В соответствии с пунктом 62 Правил № 354 на основании акта о выявлении несанкционированного подключения исполнитель направляет потребителю уведомление о необходимости устранить несанкционированное подключение и производит доначисление платы за коммунальную услугу для потребителя, в интересах которого совершено такое подключение, за потребленные без надлежащего учета коммунальные услуги.

Доначисление размера платы в этом случае должно быть произведено исходя из объемов коммунального ресурса, рассчитанных как произведение мощности несанкционированно подключенного оборудования (для водоснабжения и водоотведения - по пропускной способности трубы) и его круглосуточной работы за период начиная с даты осуществления несанкционированного подключения, указанной в акте о выявлении несанкционированного подключения, составленном исполнителем с привлечением соответствующей ресурсоснабжающей организации, а в случае невозможности установления даты осуществления несанкционированного подключения - с даты проведения исполнителем предыдущей проверки, но не более чем за 3 месяца, предшествующие месяцу, в котором выявлено такое подключение, до даты устранения исполнителем такого несанкционированного подключения. В случае невозможности определить мощность несанкционированно подключенного оборудования доначисление размера платы осуществляется исходя из объема, определенного на основании норматива потребления соответствующих коммунальных услуг с применением к такому объему повышающего коэффициента 10.

Поскольку факт безучетного потребления ХВС и ГВС установлен, на основании акта о безучетном потреблении ООО «УК «РЭМП Железнодорожного района» в соответствии с пунктом 62 Правил № 354 был произведен расчет объема неучтенного потребления, который судом проверен, а истцами не оспаривался.

При указанных обстоятельствах у суда нет оснований для признания перерасчета, произведенного ООО «УК «РЭМП Железнодорожного района» за коммунальные услуги «холодное водоснабжение» и «горячее водоснабжение» за период с 13 декабря 2019 года по 13 марта 2020 года по нормативам потребления с повышающим коэффициентом 10, по адресу: г. ***, в размере 41 287 руб. 02 коп., и начисления пени на указанную сумму в размере 7 398 руб. 70 коп., незаконными, а также возложении обязанности на ответчика произвести перерасчет потребления коммунальных услуг за указанный период в соответствии с подпунктом «в» пункта 59 Правил № 354, предусматривающем расчет платы за коммунальную услугу исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса, определенного по показаниям прибора учета, начиная с даты составления акта об отказе потребителя в допуске к прибору учета. В удовлетворении названных исковых требований суд отказывает.

Согласно статье 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги (часть 1).

Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение (пункт 5 части 2).

Из платежного документа на оплату жилищно-коммунальных услуг за март 2020 года следует, что по лицевому счету истцов имеется задолженность в общей сумме 49630 руб. 05 коп. и пени 7398 руб. 70 коп. (л.д. 18).

В квитанции за апрель 2020 года к оплате выставлена задолженность 46452руб. 76 коп. (л.д. 16).

07 апреля 2022 года ответчиком в отношении жилого помещения истцов введен режим полного ограничения электропотребления, что в судебном заседании сторонами не оспаривалось. В этот же день истцом ФИО1 произведена частичная оплата задолженности в размере 15 000 руб. (л.д. 20), а также произведена оплата 1500 руб. для восстановления предоставления коммунальной услуги «электроэнергия».

Согласно выписке из лицевого счета № <...> в отношении жилого помещения, расположенного по адресу: г. *** на 01 апреля 2022 года задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг составляла 50332 руб. 18 коп., пени – 7398 руб. 70 коп. (л.д. 46).

Согласно подпункту «а» пункта 117 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года № 354 (далее - Правила), исполнитель ограничивает или приостанавливает предоставление коммунальной услуги, предварительно уведомив об этом потребителя, в случае неполной оплаты потребителем коммунальной услуги в порядке и сроки, которые установлены настоящими Правилами.

Под неполной оплатой потребителем коммунальной услуги понимается наличие у потребителя задолженности по оплате 1 коммунальной услуги в размере, превышающем сумму 2 месячных размеров платы за коммунальную услугу, исчисленных исходя из норматива потребления коммунальной услуги независимо от наличия или отсутствия индивидуального или общего (квартирного) прибора учета и тарифа (цены) на соответствующий вид коммунального ресурса, действующих на день ограничения предоставления коммунальной услуги, при условии отсутствия заключенного потребителем-должником с исполнителем соглашения о погашении задолженности и (или) при невыполнении потребителем-должником условий такого соглашения (пункт 118).

Пунктом 119 Правил предусмотрен порядок ограничения и (или) приостановления предоставления коммунальных услуг:

а) исполнитель направляет потребителю-должнику предупреждение (уведомление) о том, что в случае непогашения задолженности по оплате коммунальной услуги в течение 20 дней со дня доставки потребителю указанного предупреждения (уведомления) предоставление ему такой коммунальной услуги может быть сначала ограничено, а затем приостановлено либо при отсутствии технической возможности введения ограничения приостановлено без предварительного введения ограничения. Предупреждение (уведомление) доставляется потребителю путем вручения потребителю-должнику под расписку, или направления по почте заказным письмом (с уведомлением о вручении), или путем включения в платежный документ для внесения платы за коммунальные услуги текста соответствующего предупреждения (уведомления), или иным способом уведомления, подтверждающим факт и дату его получения потребителем, в том числе путем передачи потребителю предупреждения (уведомления) посредством сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи на пользовательское оборудование потребителя, телефонного звонка с записью разговора, сообщения электронной почты или через личный кабинет потребителя в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства либо на официальной странице исполнителя в сети Интернет, передачи потребителю голосовой информации по сети фиксированной телефонной связи;

б) при непогашении потребителем-должником задолженности в течение установленного в предупреждении (уведомлении) срока исполнитель при наличии технической возможности вводит ограничение предоставления указанной в предупреждении (уведомлении) коммунальной услуги;

в) при непогашении образовавшейся задолженности в течение установленного в предупреждении (уведомлении) срока и при отсутствии технической возможности введения ограничения в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта либо при непогашении образовавшейся задолженности по истечении 10 дней со дня введения ограничения предоставления коммунальной услуги исполнитель приостанавливает предоставление такой коммунальной услуги, за исключением отопления, а в многоквартирных домах также за исключением холодного водоснабжения.

Из анализа положений подпункта «а» пункта 119 Правил, следует, что направление предупреждения (уведомления) об ограничении, либо приостановлении коммунальной услуги является неотъемлемой частью процесса введения ограничения, приостановления оказания коммунальной услуги в случае неполной оплаты потребителем данной коммунальной услуги.

Предоставление коммунальных услуг возобновляется в течение 2 календарных дней со дня устранения причин, указанных в подпунктах «а», «б» и «д» пункта 115 и пункте 117 настоящих Правил, полного погашения задолженности и оплаты расходов исполнителя по введению ограничения, приостановлению и возобновлению предоставления коммунальной услуги в порядке и размере, которые установлены Правительством Российской Федерации, или заключения соглашения о порядке погашения задолженности и оплаты указанных расходов, если исполнитель не принял решение возобновить предоставление коммунальных услуг с более раннего момента.

Указанные нормативные положения соответствуют общим положениям Гражданского кодекса Российской Федерации об исполнении обязательств.

Предупреждение (уведомление) о наличии задолженности по услуге «электроэнергия» в размере, превышающем сумму за 2 месяца, исчисленную исходя из нормативного потребления, и последствиях непогашения задолженности в течение 20 дней с момента получения уведомления в виде приостановления предоставления услуги «электроэнергия» включено в платежный документ за февраль 2022 года для внесения платы за коммунальные услуги собственниками ФИО8 (л.д. 68), что полностью соответствует положениям пункта 119 Правил № 354.

В связи с непогашением в образовавшейся задолженности в течение установленного в уведомлении срока, ООО «УК «РЭМП Железнодорожного района» законно и обоснованно произведено приостановление предоставления коммунальной услуги «электроэнергия» в жилом помещении истцов. Предоставление указанной коммунальной услуги возобновлено исполнителем после частичного погашения потребителем задолженности в размере 15000 руб. и оплаты им расходов исполнителя по возобновлению предоставления коммунальной услуги в размере 1500 руб., которые на основании пункта 121(1) Правил № 354 относятся на потребителя.

Оснований для признания незаконным приостановление предоставления коммунальной услуги «электроэнергия» 07 апреля 2022 года по адресу: г.***, и взыскании с ответчика в пользу истца ФИО1 уплаченных в связи с приостановлением предоставления коммунальной услуги «электроэнергия» денежных средств в размере 15 000 руб. и 1 500 руб. не имеется.

Как следует из платежного документа за май 2022 года, на основании распоряжения ООО «УК «РЭМП Железнодорожного района» от 13 апреля 2022года произведен перерасчет по услугам «ХВС», «ГВС» и «Водоотведение» по показаниям приборов учета по среднемесячному потреблению за период с 13декабря 2019 года по 12 марта 2022 года, который истцом не оспаривался, в связи с чем доводы истцом о взимании двойной оплаты несостоятельны.

Поскольку судом не установлено нарушений со стороны ответчика прав истца ФИО1 как потребителей коммунальных услуг, в удовлетворении требования о взыскании компенсации морального вреда суд отказывает.

Дело рассмотрено по заявленным требованиям.

Иных требований истцы не заявляли.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования ФИО1, ФИО4 к ООО «УК «РЭМП Железнодорожного района» о возложении обязанности, признании действий незаконными, взыскании убытков, компенсации морального вреда оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд с подачей апелляционной жалобы через Железнодорожный районный суд г.Екатеринбурга в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Н.В. Максимова

Дело № 2-2468/2022