ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2469/2021 от 30.03.2022 Гурьевского районного суда (Калининградская область)

УИД 39RS0010-01-2021-003686-32 Дело № 2 – 478 / 2022 года

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

30 марта 2022 года г. Гурьевск

Гурьевский районный суд Калининградской области Российской Федерации в составе:

председательствующей судьи Бондаревой Е.Ю.

при помощнике судьи Литвиненко Л.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заявлением Федерального государственного казённого военного образовательного учреждения высшего образования «Военная академия связи имени Маршала Советского Союза С.М. Будённого» Министерства обороны Российской Федерации к ФИО2 ФИО10 о взыскании средств федерального бюджета, затраченных на военную и специальную подготовку в период обучения в военно-учебном заседании,

У С Т А Н О В И Л:

Истец Федеральное государственное казённое военное образовательное учреждение высшего образования «Военная академия связи имени Маршала Советского Союза С.М. Будённого» Министерства обороны Российской Федерации в лице генерала-лейтенанта ФИО1, обратился в суд с иском к ФИО2, с которого просит взыскать средства федерального бюджета, затраченные на его военную или специальную подготовку в размере взыскании средств федерального бюджета, затраченных на военную и специальную подготовку в период обучения в военно-учебном заведении в размере 171 436,67 рублей.

В обосновании исковых требований указано, что ФИО2 ДД.ММ.ГГ года рождения, приказом начальника Федерального государственного казённого военного образовательного учреждения высшего образования «Военная академия связи имени Маршала Советского Союза С.М. Будённого» от ДД.ММ.ГГ зачислен в списки личного состава Военной академии связи на 1 курс обучения по специальности «Применение подразделений и эксплуатация систем проводной связи».

01.11.2018 года ФИО2 добровольно заключен контракт с Министерством обороны Российской Федерации о прохождении военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации на время обучения в военно-учебном заведении и на пять лет военной службы после его окончания.

Приказом начальника Военной академии связи от ДД.ММ.ГГ рядовой ФИО2 был отчислен из военно-учебного заведения с ДД.ММ.ГГ по нежеланию учиться (подпункт «д, е,з» пункта 1 подпункт «в,д» пункта 2 статьи 51 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе») исключен из списков личного состава академии с 15.12.2020 года и направлен для постановки на воинский учет в военный комиссариат Гурьевского района Калининградской области. При этом в 2017 году при заключении контракта о прохождении военной службы рядовой ФИО2 взял на себя обязательство возместить средства федерального бюджета, затраченные на его военную (специальную) подготовку в случаях, предусмотренных требованиями Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе». Таким образом, за период с 01.08.2017 по 15.12.2020 года ФИО2 подлежит возмещению сумма в размере 171 436,67 рублей. 21.04.2021 года в адрес ФИО2 направлено требование о добровольном возмещении средств федерального бюджета, однако ответчик в добровольном порядке на счет Академии денежных средств не переводил.

Ссылаясь на Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", ст.ст. 15, 309,310 ГК РФ, Постановление Правительства РФ от 25 июня 2007 года № 402, просил разрешить спор в судебном порядке.

Представитель истца Федерального государственного казённого военного образовательного учреждения высшего образования «Военная академия связи имени Маршала Советского Союза С.М. Будённого» Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание не явился. Представитель истца по доверенности ФИО3, в письменном заявлении просила дело рассмотреть в отсутствии представителя, исковые требования поддержала в полном объеме.

Ответчик ФИО2 и его представитель адвокат – Шелюгина А.С., действующая на основании ордера, в судебное заседание не явились, будучи надлежащим образом извещенными о дне и времени его проведения.

Исследовав материалы гражданского дела, изучив собранные по делу доказательства, дав им оценку в соответствии с требованиями, установленными ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.

Военная служба, по смыслу статьи 59 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 37 (часть 1), 71 (пункт "м"), 72 (пункт "б" части 1) и 114 (пункты "д", "е" части 1), представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах. Лица, несущие такого рода службу, выполняют конституционно значимые функции, чем обусловливается их особый правовой статус, а также содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним и их обязанностей по отношению к государству (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 30 сентября 2004 года N 322-О).

В соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" граждане Российской Федерации, не проходившие военную службу и поступившие в военные образовательные учреждения профессионального образования с момента зачисления в указанные учреждения приобретают статус военнослужащих, проходящих военную службу по призыву; по достижении ими возраста 18 лет, но не ранее окончания первого курса обучения в указанных образовательных учреждениях, такие граждане заключают контракт о прохождении военной службы (пункт 3 статьи 2, статьи 32, 34, 35, пункт 10 статьи 38 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе").

В силу статьи 8 Положения о порядке прохождения военной службы (утверждено Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года N 1237) контракт с военнослужащим, поступающим в военно-учебное заведение или обучающимся в нем, заключается на время обучения в военно-учебном заведении и на пять лет военной службы после его окончания, что направлено на обеспечение Вооруженных Сил Российской Федерации квалифицированными кадрами.

Заключая указанный контракт, граждане, поступившие в военное образовательное учреждение профессионального образования, добровольно принимают на себя предусмотренные этим контрактом обязанности, обусловленные особым статусом военнослужащего, а также спецификой обучения в таком образовательном учреждении, а государство гарантирует им прохождение оплачиваемой военной службы с предоставлением гарантий, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Обязанность граждан, отчисленных из военных образовательных учреждений профессионального образования по основаниям, связанным с их виновным поведением, возместить средства федерального бюджета, затраченные на их военную или специальную подготовку, установленная пунктом 7 статьи 35 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", предполагает возмещение государству фактически понесенных им расходов на подготовку военных специалистов для государственных нужд в том случае, когда они по своей вине не завершили обучение.

При заключении контрактов о прохождении военной службы с гражданами, обучающимися в военных образовательных учреждениях профессионального образования, условие о возмещении средств, указанных в п. 7 ст. 35 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", а также размер подлежащих возмещению средств включается в контракт о прохождении военной службы.

В судебном заседании установлено, что приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ ФИО2 с ДД.ММ.ГГ зачислен на первый курс в Военную академию связи имени Маршала Советского Союза С.М. Будённого, назначен на воинскую должность курсанта, поставлен на все виды обеспечения и приступил к исполнению служебных обязанностей.

ДД.ММ.ГГ рядовой ФИО2 добровольно заключил контракт с Министерством обороны Российской Федерации о прохождении военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации на время обучения в военно-учебном заведении и на пять лет военной службы после его окончания.

Приказом начальника Военной академии связи имени Маршала Советского Союза С.М. Будённого (по строевой части) от ДД.ММ.ГГ ФИО2 отчислен из числа курсантов Военной академии, исключен из списков личного состава, всех видов обеспечения, и направлен для постановки на воинский учет в военный комиссариат Гурьевского района Калининградской области.

Постановлением Правительства РФ N 402 от 25.06.2007 утверждена Методика исчисления размера подлежащих возмещению средств федерального бюджета, затраченных на военную подготовку или специальную подготовку граждан РФ в военных и образовательных учреждениях профессионального образования.

Как усматривается из материалов дела 01.11.2018 года при заключении контракта о прохождении военной службы рядовой ФИО2 взял на себя обязательство возместить средства федерального бюджета, затраченные на его военную (специальную) подготовку в случаях, предусмотренных требованиям Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» в размере 51 431 рубль за год обучения.

Согласно представленному истцом расчету сумма, подлежащая возмещению ответчиком, затраченная на его военную и специальную подготовку за период с 01.08.2017 по 15.12.2020 года составляет 171 436,67 рублей.

Судом проверен расчет подлежащих возмещению денежных средств, расчет произведен в соответствии с Методикой исчисления размера подлежащих возмещению средств федерального бюджета, затраченных на военную или специальную подготовку граждан РФ в военных образовательных учреждения профессионального образования, является арифметически правильным, обоснованным и сомнений не вызывает, соответственно может быть положен в основу принимаемого по делу решения.

Между тем нормативно-правовыми актами не предусмотрена обязанность государства осуществлять финансирование фактических затрат на военную и специальную подготовку граждан Российской Федерации, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отчисленных из военных образовательных учреждений профессионального образования в случае их виновного поведения.

Военная служба, по смыслу статьи 59 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 37 (часть 1), 71 (пункт "м"), 72 (пункт "б" части 1) и 114 (пункты "д", "е" части 1), представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах. Лица, несущие такого рода службу, выполняют конституционно значимые функции, чем обусловливается их особый правовой статус, а также содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним и их обязанностей по отношению к государству

Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 8 февраля 2011 г. N 129-О-О п. 7 ст. 35 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" не предполагает возмездность получения образования в военных образовательных учреждениях профессионального образования. Предусмотренная же этим пунктом обязанность граждан, отчисленных из названных образовательных учреждений по основаниям, связанным с их виновным поведением, возместить средства федерального бюджета, затраченные на их военную (или специальную) подготовку, предполагает лишь возмещение государству фактически понесенных им расходов на подготовку военных специалистов для государственных нужд в том случае, когда они по своей вине не завершили обучение. Такое правовое регулирование, как направленное на покрытие расходов государства по обеспечению потребности Вооруженных Сил Российской Федерации в квалифицированных военных кадрах для осуществления его функций в области обороны и безопасности, которые оказались неоправданными по вине граждан, отчисленных из военных образовательных учреждений профессионального образования, не нарушает баланс между правами и свободами указанных лиц и правомерными публичными интересами общества и государства.

В связи с чем, суд считает, требование истца о взыскании с ФИО2 средств федерального бюджета, затраченных на военную и специальную подготовку в период обучения в военно-учебном заседании являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии с положениями, предусмотренными ст. 103 ГПК РФ, государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Поскольку, в силу закона истец освобожден от уплаты государственной пошлины при обращении с иском в суд общей юрисдикции, с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина, которая в соответствии со ст. 333.19 НК РФ составляет 4 628,73 рублей.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Федерального государственного казённого военного образовательного учреждения высшего образования «Военная академия связи имени Маршала Советского Союза С.М. Будённого» Министерства обороны Российской Федерации к ФИО2 ФИО11 о взыскании средств федерального бюджета, затраченных на военную и специальную подготовку в период обучения в военно-учебном заседании, – удовлетворить.

Взыскать с ФИО2 ФИО12ДД.ММ.ГГ года рождения, уроженца <адрес >, зарегистрированного по адресу: <адрес >, в пользу Федерального государственного казённого военного образовательного учреждения высшего образования «Военная академия связи имени Маршала Советского Союза С.М. Будённого» Министерства обороны Российской Федерации, средства федерального бюджета, затраченные на подготовку в военном образовательном учреждении в размере 171 436,67 рублей.

Взыскать с ФИО2 ФИО13 в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме 4 628,73 копеек.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Калининградского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Гурьевский районный суд Калининградской области в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 04 апреля 2022 года.

Судья Е.Ю. Бондарева