УИД 39RS0010-01-2021-003686-32 Дело № 2 – 478 / 2022 года
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 марта 2022 года г. Гурьевск
Гурьевский районный суд Калининградской области Российской Федерации в составе:
председательствующей судьи Бондаревой Е.Ю.
при помощнике судьи Литвиненко Л.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заявлением Федерального государственного казённого военного образовательного учреждения высшего образования «Военная академия связи имени Маршала Советского Союза С.М. Будённого» Министерства обороны Российской Федерации к ФИО2 ФИО10 о взыскании средств федерального бюджета, затраченных на военную и специальную подготовку в период обучения в военно-учебном заседании,
У С Т А Н О В И Л:
Истец Федеральное государственное казённое военное образовательное учреждение высшего образования «Военная академия связи имени Маршала Советского Союза С.М. Будённого» Министерства обороны Российской Федерации в лице генерала-лейтенанта ФИО1, обратился в суд с иском к ФИО2, с которого просит взыскать средства федерального бюджета, затраченные на его военную или специальную подготовку в размере взыскании средств федерального бюджета, затраченных на военную и специальную подготовку в период обучения в военно-учебном заведении в размере 171 436,67 рублей.
В обосновании исковых требований указано, что ФИО2 ДД.ММ.ГГ года рождения, приказом начальника Федерального государственного казённого военного образовательного учреждения высшего образования «Военная академия связи имени Маршала Советского Союза С.М. Будённого» от ДД.ММ.ГГ № № зачислен в списки личного состава Военной академии связи на 1 курс обучения по специальности «Применение подразделений и эксплуатация систем проводной связи».
01.11.2018 года ФИО2 добровольно заключен контракт с Министерством обороны Российской Федерации о прохождении военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации на время обучения в военно-учебном заведении и на пять лет военной службы после его окончания.
Приказом начальника Военной академии связи от ДД.ММ.ГГ№ рядовой ФИО2 был отчислен из военно-учебного заведения с ДД.ММ.ГГ по нежеланию учиться (подпункт «д, е,з» пункта 1 подпункт «в,д» пункта 2 статьи 51 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе») исключен из списков личного состава академии с 15.12.2020 года и направлен для постановки на воинский учет в военный комиссариат Гурьевского района Калининградской области. При этом в 2017 году при заключении контракта о прохождении военной службы рядовой ФИО2 взял на себя обязательство возместить средства федерального бюджета, затраченные на его военную (специальную) подготовку в случаях, предусмотренных требованиями Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе». Таким образом, за период с 01.08.2017 по 15.12.2020 года ФИО2 подлежит возмещению сумма в размере 171 436,67 рублей. 21.04.2021 года в адрес ФИО2 направлено требование о добровольном возмещении средств федерального бюджета, однако ответчик в добровольном порядке на счет Академии денежных средств не переводил.
Ссылаясь на Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", ст.ст. 15, 309,310 ГК РФ, Постановление Правительства РФ от 25 июня 2007 года № 402, просил разрешить спор в судебном порядке.
Представитель истца Федерального государственного казённого военного образовательного учреждения высшего образования «Военная академия связи имени Маршала Советского Союза С.М. Будённого» Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание не явился. Представитель истца по доверенности ФИО3, в письменном заявлении просила дело рассмотреть в отсутствии представителя, исковые требования поддержала в полном объеме.
Ответчик ФИО2 и его представитель адвокат – Шелюгина А.С., действующая на основании ордера, в судебное заседание не явились, будучи надлежащим образом извещенными о дне и времени его проведения.
Исследовав материалы гражданского дела, изучив собранные по делу доказательства, дав им оценку в соответствии с требованиями, установленными ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.
Военная служба, по смыслу статьи 59 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 37 (часть 1), 71 (пункт "м"), 72 (пункт "б" части 1) и 114 (пункты "д", "е" части 1), представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах. Лица, несущие такого рода службу, выполняют конституционно значимые функции, чем обусловливается их особый правовой статус, а также содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним и их обязанностей по отношению к государству (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 30 сентября 2004 года N 322-О).
В соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" граждане Российской Федерации, не проходившие военную службу и поступившие в военные образовательные учреждения профессионального образования с момента зачисления в указанные учреждения приобретают статус военнослужащих, проходящих военную службу по призыву; по достижении ими возраста 18 лет, но не ранее окончания первого курса обучения в указанных образовательных учреждениях, такие граждане заключают контракт о прохождении военной службы (пункт 3 статьи 2, статьи 32, 34, 35, пункт 10 статьи 38 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе").
В силу статьи 8 Положения о порядке прохождения военной службы (утверждено Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года N 1237) контракт с военнослужащим, поступающим в военно-учебное заведение или обучающимся в нем, заключается на время обучения в военно-учебном заведении и на пять лет военной службы после его окончания, что направлено на обеспечение Вооруженных Сил Российской Федерации квалифицированными кадрами.
Заключая указанный контракт, граждане, поступившие в военное образовательное учреждение профессионального образования, добровольно принимают на себя предусмотренные этим контрактом обязанности, обусловленные особым статусом военнослужащего, а также спецификой обучения в таком образовательном учреждении, а государство гарантирует им прохождение оплачиваемой военной службы с предоставлением гарантий, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Обязанность граждан, отчисленных из военных образовательных учреждений профессионального образования по основаниям, связанным с их виновным поведением, возместить средства федерального бюджета, затраченные на их военную или специальную подготовку, установленная пунктом 7 статьи 35 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", предполагает возмещение государству фактически понесенных им расходов на подготовку военных специалистов для государственных нужд в том случае, когда они по своей вине не завершили обучение.
При заключении контрактов о прохождении военной службы с гражданами, обучающимися в военных образовательных учреждениях профессионального образования, условие о возмещении средств, указанных в п. 7 ст. 35 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", а также размер подлежащих возмещению средств включается в контракт о прохождении военной службы.
В судебном заседании установлено, что приказом Министра обороны Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГ ФИО2 с ДД.ММ.ГГ зачислен на первый курс в Военную академию связи имени Маршала Советского Союза С.М. Будённого, назначен на воинскую должность курсанта, поставлен на все виды обеспечения и приступил к исполнению служебных обязанностей.
ДД.ММ.ГГ рядовой ФИО2 добровольно заключил контракт с Министерством обороны Российской Федерации о прохождении военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации на время обучения в военно-учебном заведении и на пять лет военной службы после его окончания.
Приказом начальника Военной академии связи имени Маршала Советского Союза С.М. Будённого (по строевой части) от ДД.ММ.ГГ№ ФИО2 отчислен из числа курсантов Военной академии, исключен из списков личного состава, всех видов обеспечения, и направлен для постановки на воинский учет в военный комиссариат Гурьевского района Калининградской области.
Постановлением Правительства РФ N 402 от 25.06.2007 утверждена Методика исчисления размера подлежащих возмещению средств федерального бюджета, затраченных на военную подготовку или специальную подготовку граждан РФ в военных и образовательных учреждениях профессионального образования.
Как усматривается из материалов дела 01.11.2018 года при заключении контракта о прохождении военной службы рядовой ФИО2 взял на себя обязательство возместить средства федерального бюджета, затраченные на его военную (специальную) подготовку в случаях, предусмотренных требованиям Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» в размере 51 431 рубль за год обучения.
Согласно представленному истцом расчету сумма, подлежащая возмещению ответчиком, затраченная на его военную и специальную подготовку за период с 01.08.2017 по 15.12.2020 года составляет 171 436,67 рублей.
Судом проверен расчет подлежащих возмещению денежных средств, расчет произведен в соответствии с Методикой исчисления размера подлежащих возмещению средств федерального бюджета, затраченных на военную или специальную подготовку граждан РФ в военных образовательных учреждения профессионального образования, является арифметически правильным, обоснованным и сомнений не вызывает, соответственно может быть положен в основу принимаемого по делу решения.
Между тем нормативно-правовыми актами не предусмотрена обязанность государства осуществлять финансирование фактических затрат на военную и специальную подготовку граждан Российской Федерации, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отчисленных из военных образовательных учреждений профессионального образования в случае их виновного поведения.
Военная служба, по смыслу статьи 59 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 37 (часть 1), 71 (пункт "м"), 72 (пункт "б" части 1) и 114 (пункты "д", "е" части 1), представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах. Лица, несущие такого рода службу, выполняют конституционно значимые функции, чем обусловливается их особый правовой статус, а также содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним и их обязанностей по отношению к государству
Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 8 февраля 2011 г. N 129-О-О п. 7 ст. 35 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" не предполагает возмездность получения образования в военных образовательных учреждениях профессионального образования. Предусмотренная же этим пунктом обязанность граждан, отчисленных из названных образовательных учреждений по основаниям, связанным с их виновным поведением, возместить средства федерального бюджета, затраченные на их военную (или специальную) подготовку, предполагает лишь возмещение государству фактически понесенных им расходов на подготовку военных специалистов для государственных нужд в том случае, когда они по своей вине не завершили обучение. Такое правовое регулирование, как направленное на покрытие расходов государства по обеспечению потребности Вооруженных Сил Российской Федерации в квалифицированных военных кадрах для осуществления его функций в области обороны и безопасности, которые оказались неоправданными по вине граждан, отчисленных из военных образовательных учреждений профессионального образования, не нарушает баланс между правами и свободами указанных лиц и правомерными публичными интересами общества и государства.
В связи с чем, суд считает, требование истца о взыскании с ФИО2 средств федерального бюджета, затраченных на военную и специальную подготовку в период обучения в военно-учебном заседании являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии с положениями, предусмотренными ст. 103 ГПК РФ, государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Поскольку, в силу закона истец освобожден от уплаты государственной пошлины при обращении с иском в суд общей юрисдикции, с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина, которая в соответствии со ст. 333.19 НК РФ составляет 4 628,73 рублей.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Федерального государственного казённого военного образовательного учреждения высшего образования «Военная академия связи имени Маршала Советского Союза С.М. Будённого» Министерства обороны Российской Федерации к ФИО2 ФИО11 о взыскании средств федерального бюджета, затраченных на военную и специальную подготовку в период обучения в военно-учебном заседании, – удовлетворить.
Взыскать с ФИО2 ФИО12 – ДД.ММ.ГГ года рождения, уроженца <адрес >, зарегистрированного по адресу: <адрес >, в пользу Федерального государственного казённого военного образовательного учреждения высшего образования «Военная академия связи имени Маршала Советского Союза С.М. Будённого» Министерства обороны Российской Федерации, средства федерального бюджета, затраченные на подготовку в военном образовательном учреждении в размере 171 436,67 рублей.
Взыскать с ФИО2 ФИО13 в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме 4 628,73 копеек.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Калининградского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Гурьевский районный суд Калининградской области в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 04 апреля 2022 года.
Судья Е.Ю. Бондарева