ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-246/10 от 27.09.2010 Пугачевского районного суда (Саратовская область)

дело Номер обезличен(3)/2010

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Пугачевский районный суд (3) Саратовской области в составе: председательствующего судьи Кротова А.В.,

при секретаре судебного заседания Шершиной Е.В.,

с участием истца ФИО1,

представителей ответчика государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Краснопартизанском районе Саратовской области ФИО2, действующего на основании положения, ФИО3, действующего на основании доверенности от 01.06.2010 года №09-965,

представителей третьего лица Федерального государственного унитарного предприятия «Государственный научно-исследовательский институт органической химии и технологии» ФИО4, действующей на основании доверенности №9 от 25.12.2009 года,

рассмотрев исковое заявление ФИО1 к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Краснопартизанском районе Саратовской области о признании незаконным решения об отказе в досрочном назначении пенсии, включении в трудовой стаж периодов работы, обязании назначения пенсии с момента обращения,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратилась в суд с указанным выше иском к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Краснопартизанском районе Саратовской области (далее по тексту Пенсионный фонд). В обосновании исковых требований истец указал, что она состоит в трудовых отношениях с Федеральным государственным унитарным предприятием «Государственный научно-исследовательский институт органической химии и технологии» (далее по тексту ГосНИИОХТ) выполняя работу в цехе производственного корпуса, на должности рабочего по приемке, сортировке и транспортировке средств индивидуальной защиты производственного корпуса (далее по тексту рабочий), которая по ее мнению соответствует Разделу VIII подразделу А пункту 1 списка №1 установленного постановлением кабинета министров СССР от 26.01.1991 года №10. Пенсионный фонд не учитывает характер выполняемых ею работ по уничтожению химического оружия, не включает периоды выполняемых истцом работ, в страховой стаж, который бы давал ей право на льготное пенсионное обеспечение. На основании законодательства для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в возрасте 49 лет и продолжительности страхового стажа 22 года ей необходимо иметь стаж на соответствующих видах работ 6 лет, а она имеет 7 лет 6 месяцев. Просит признать решение Пенсионного фонда от 24.09.2009 года №35 об отказе ей в досрочном назначении пенсии по старости, незаконным. Обязать Пенсионный фонд включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, период работы у работодателя. Кроме того, назначить досрочную трудовую пенсию с момента обращения.

Истец ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержала по обстоятельствам, изложенным в исковом заявлении, указав, что она принимала непосредственное участие в процессе по уничтожению химического оружия, сортируя средства индивидуальной защиты. По мнению истца, она имеет право на льготное назначение пенсии, так как она была занята на работах по уничтожению химического оружия. Ее рабочее место расположено на территории объекта по уничтожению химического оружия в пос. Горный Краснопартизанского района Саратовской области, который является химическим производством. Продолжительность рабочей недели 36 часов. Указанные обстоятельства работодателем были учтены и при проведении аттестации рабочего места. В результате, отработанное время на вредном производстве должно учитываться при назначении пенсии по возрасту на льготных основаниях. Истец уточнила исковые требования, просив назначить пенсию с 21 сентября 2010 года.

Представитель третьего лица ГосНИИОХТ - ФИО4 просила удовлетворить исковые требования. В объяснении указала, что работодатель своевременно и в полном объеме передает необходимые сведения в Пенсионный фонд. Данные о трудовом стаже относительно каждого из истцов формируются в соответствии с аттестацией рабочих мест. Работа истца непосредственно связана с технологическим процессом уничтожения химического оружия. Выполняемые истцом трудовые функции связаны с обеспечением данного технологического процесса. Так же в адрес пенсионного фонда направлялся перечень рабочих мест, наименование профессий и должностей, занятость в которых дает право на льготное пенсионное обеспечение в соответствии со ст. 27 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ», который был принят актом по результатам документальной проверки обоснованности предоставления перечня рабочих мест, занятость в которых дает право на льготное пенсионное обеспечение. Требование истца поддержала в полном объеме.

В своем возражении Пенсионный фонд просил отказать в удовлетворении исковых требований ФИО1 по тому основанию, что законодательством определен порядок предоставления льготного пенсионного обеспечения. Однако работа истца не может быть отнесена к списку №1 рабочих, руководителей и специалистов утвержденных постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 года №10, которые в течении полного рабочего дня непосредственно заняты на работе по уничтожению химического оружия. Таким образом, как следует из возражений, рабочий по приемке, сортировке и транспортировке средств индивидуальной защиты производственного корпуса, в технологическом процессе уничтожения химического оружия участия не принимает, а лишь занят на сортировке средств индивидуальной защиты.

Представитель пенсионного фонда - ФИО2, в ходе судебного заседания исковые требования не признал, и пояснил, что все требования законодательства Пенсионный фонд выполняет, контроль за предоставляемыми работодателем сведениями осуществляет в полном объеме. Выполняемая истцом работа не связана непосредственно с технологическим процессом уничтожения химического оружия. Истец выполняет работу по техническому обеспечению работ по приемке, сортировке и транспортировке средств индивидуальной защиты производственного корпуса, что исходя из требования законодательства, не может быть признано работой с особо вредными или тяжелыми условиями труда и в соответствии с действующим законодательством, не дает право ФИО1 на льготное пенсионное обеспечение.

Представитель пенсионного фонда - ФИО3 полностью поддержал мнение представителя ФИО2

Заслушав объяснения истца, представителей третьего лица, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, а суд лишь оказывает лицам, участвующим в деле, содействие в реализации их прав, создает условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законодательства при рассмотрении и разрешении гражданских дел.

Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая из сторон должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Статьей 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) определены условия реализации права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости отдельным категориям лиц, работавших в особых условиях труда. Пунктами 1 и 2 части 1 статьи 27 Федерального закона установлено право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, занятым на работах с тяжелыми и вредными условиями труда, а именно наличие определенного рабочего стажа на работах с вредными условиями труда. В соответствии с постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 г. N 10 работникам предприятий химической и нефтехимической отрасли промышленности, занятым в производстве химической продукции, досрочная трудовая пенсия по старости в зависимости от характера работы и условий труда может назначаться по Списку N 1 (глава 8) или по Списку N 2 (глава 10). В соответствии с Постановлением Минтруда РФ от 23 октября 1992 г. N 26 "Об утверждении разъяснения "О порядке применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, утвержденных постановлением кабинета министров СССР от 26 января 1991 г. N 10", рабочие, руководители и специалисты, включая работников научно-исследовательских подразделений и полигонов непосредственно занятые полный рабочий день на работах по уничтожению химического оружия и защите от него , имеют право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, которые предусматриваются ст . 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Таким образом, правом на пенсию по возрасту на льготных условиях могут воспользоваться рабочие, руководители и специалисты (независимо от наименования профессии и должности), которые в определенные Пенсионным законодательством периоды времени, в течение полного рабочего дня непосредственно были заняты в работе по уничтожению химического оружия, то есть, заняты в технологическом процессе.

Сведения о страховом стаже должны быть отражены работодателем в персонифицированной карте учета рабочего времени, которая предоставляется работодателем в Пенсионный фонд.

В ходе судебного заседания установлено, что истец ФИО1 действительно работала в периоды с 03.01.2003 года по 11.06.2009 года, с 13.06.2009 года по 10.08.2009 года на объекте по уничтожению химического оружия, на должности рабочего по приемке, сортировке и транспортировке средств индивидуальной защиты производственного корпуса, находясь на рабочем месте полный рабочий день, 36 часов в неделю, 5 рабочих дней. В пенсионный фонд истец обратилась 21.09.2010 года для назначения пенсии. Указанные обстоятельства подтверждаются копиями: паспорта, трудовой книжки, вкладыша в трудовую книжку, трудового договора, исследованными в ходе судебного заседания. Указанные обстоятельства ответчиком не оспаривались.

В соответствии с картой аттестации №77 в трудовые обязанности ФИО1 входит: выполнение операций по техническому обеспечению работ по расснаряжению химических боеприпасов, емкостей и устройств, детоксикации токсичных химикатов в производственных зонах опытных, опытно- промышленных объектов по уничтожению химического оружия. Проверка и осмотра средств индивидуальной защиты (далее по тексту СИЗ), комплектование СИЗ, дефектация, маркировка СИЗ, проведение среднего ремонта СИЗ, транспортировка СИЗ в помещение №320.

В соответствии с инструкцией рабочему по приемке, сортировке и транспортировке средств индивидуальной защиты технологического цеха, утвержденной начальником производства 14.12.2004 года в обязанность ФИО1 входило в том числе: проведение пневмо испытаний отдельных видов СИЗ, прошедших обработку в помещении 137; прием и сортировка условно «чистой» одежды и др. л.д.33).

Кроме того, она обеспечивалась средствами индивидуальной защиты, ее рабочее место находилось в технологическом цехе уничтожения иприта и люизита. В соответствии с картой аттестацией предполагается возможностью контакта с отравляющими веществами: ипритом, люизитом. Так же указанная должность предусматривала 63 часовую рабочую неделю л.д.67-73).

Указанная аттестация произведена на основании приказа по ФГУП ГосНИИОХТ о создании аттестационной комиссии с привлечением ФГУ «СЦСМ им ФИО5». Так же составлены следующие документы: протокол о результатах аттестации и представлении карт аттестации рабочих мест по условиям труда; ведомость рабочих мест их аттестация по условиям труда в организации, сводной ведомости рабочих мест и результатов их аттестации по условиям труда; заключение экспертизы качества проведения аттестации рабочих мест научно производственного отделения ФГУП ГосНИИОХТ п.г.т. Горный, проведенного комитетом по труда Министерства труда и социального развития Правительства Саратовской области, аттестация проведена в соответствии с постановлением Минтруда России от 14.03.1997 года № 12.

Кроме того, то обстоятельство, что работа, выполняемая истцом, связана непосредственно с процессом по уничтожению химического оружия судом было установлено из объяснений истца, представителей ГосНИИОХТ, свидетеля С.П.А., карты аттестации рабочего места и других документов, содержание и порядок вынесения которых не оспаривались.

Судом установлено, что сам истец, принимал непосредственное участие в технологическом процессе работ по уничтожению химического оружия, и ее должность может быть отнесена к списку N 1 рабочих, руководителей и специалистов (независимо от наименования профессии и должности), утвержденных постановлением кабинета министров СССР от 26 января 1991 г. N 10, которые в течение полного рабочего дня непосредственно заняты в работе по уничтожению химического оружия, что дает право на льготное пенсионное обеспечение.

В перечне рабочих мест, наименования профессий и должностей, занятость в которых дает право на льготное пенсионное обеспечение в соответствии со ст. 27 Закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (по Спискам №1) 2002 года утвержденного заместителем генерального директора ФГУП ГосНИИОХТ С.А.В. 01.12.2003 года имеется должность рабочего по приемке, сортировке и транспортировке средств индивидуальной защиты производственного корпуса, которую занимал истец. Указанный перечень принят актом, составленным Пенсионным фондом, по результатам документальной проверки обоснованности представления Перечня рабочих мест, занятость в которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии №1 от 05.02.2004 года в выводах которого указано, что указанный выше перечень принят полностью проверяющими Управления ПФР в Краснопартизанском районе, представитель которого не отрицали существование указанных документов.

Таким образом, суд приходит к выводу, что действия Пенсионного фонда, не учитывающего периоды выполняемых истцом трудовых функции на объекте по уничтожению химического оружия, как работу с вредными условиями труда, дающими право на льготное пенсионное обеспечение, противоречит требованиям пенсионного законодательства РФ и поэтому имеются основания для признания их незаконным в этой части.

Кроме того, Постановлением Правительства РФ от 29 марта 2002 г. N 188 "Об утверждении списков производств, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право гражданам, занятым на работах с химическим оружием, на меры социальной поддержки" (с изменениями от 31 декабря 2004 г., 29 мая 2006 г.) установлено, что: гражданам, занятым на работах с химическим оружием, меры социальной поддержки предоставляются на основании совместных решений руководителей соответствующих федеральных органов исполнительной власти и руководителя Федерального агентства по промышленности, согласованных с Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, исходя из результатов аттестации рабочих мест по условиям труда.

Как установлено судом, результаты аттестации, были утверждены совместным приказом № 324 Генерального директора Российского агентства по боеприпасам Х.В.И. и первым заместителем министра труда и социального развития Я.В.А.. Указанный приказ является нормативным актом федерального органа. Указанный документ ответчиком не оспаривался.

При этом суд исходит из результатов аттестации рабочего места истца, и других обстоятельств дела установленных в ходе судебного разбирательства, работа истца дает право на льготное пенсионное обеспечение.

Несостоятелен довод ответчика о недопустимости справки, выданной ФИО1 ГосНИИОХТ, уточняющей особых характер работ или условий труда, необходимых для назначения льготной пенсии, поскольку она составлена на основании документов, представленных ГосНИИОХТ, содержание которых не оспаривалось в ходе судебного заседания ответчиком.

На основании установленных в ходе судебного заседания обстоятельств, так же подлежит удовлетворению требование истца, о признании незаконным решения Пенсионного фонда об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии ФИО1 от 24.09.2010 года №35

Кроме того, ответчик не оспаривал довод представителя ГосНИИОХТ о том, что за работу на объекте по уничтожению химического оружие истцу предоставляются отдельные социальные гарантии и льготы, предусмотренные Федеральным законом от 7 ноября 2000 г. N 136-ФЗ "О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием" (с изменениями от 25 июля 2002 г., 22 августа 2004 г.).

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования ФИО1 удовлетворить.

Признать незаконным решение об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Краснопартизанском районе Саратовской области ФИО1 от 24.09.2010 года №35.

Включить в трудовой стаж для назначения досрочной трудовой пенсии периоды работы ФИО1 на должности рабочего по приемке, сортировке и транспортировки средств индивидуальной защиты с 03.01.2003 года по 11.06.2009 года, с 13.06.2009 года по 10.08.2009 года в Федеральном государственном унитарном предприятии «Государственный научно-исследовательский институт органической химии и технологии».

Обязать государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Краснопартизанском районе Саратовской области назначить досрочную трудовую пенсию ФИО1 с момента обращения 21 сентября 2010 года.

Решение может быть обжаловано в десятидневный срок в судебную коллегию по гражданским делам Саратовского областного суда через Пугачевский районный суд (3) Саратовской области, после изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья:

Решение в окончательной форме изготовлено 30 сентября 2010 года на 6 (шести) листах компьютерного текста.