№
УИД: 28RS0№-50
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ<адрес>
Архаринский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Лобань Т.Н.,
секретаря судебного заседания ФИО2,
с участием помощника прокурора <адрес>ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> в защиту интересов муниципального образования «<адрес>» в лице администрации <адрес> к обществу с ограниченной ответственностью «Архаринская коммунальная компания» о взыскании в доход муниципального образования «<адрес>» <адрес> стоимости фактического незаконного пользования муниципальным имуществом,
У С Т А Н О В И Л:
<адрес> в защиту интересов муниципального образования «<адрес>» в лице администрации <адрес> обратился в суд с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Архаринская коммунальная компания» о взыскании в доход муниципального образования <адрес> стоимости фактического незаконного пользования муниципальным имуществом, в исковом заявлении в обоснование заявленных требований, указав, что прокуратурой <адрес> проведена проверка соблюдения требований законодательства при распоряжении муниципальной собственностью, требований антимонопольного законодательства, установлено следующее.
Объекты теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, расположенные на территории муниципального образования «<адрес>» <адрес>, а именно, <адрес> являются муниципальной собственностью МО «<адрес>». ДД.ММ.ГГГГ между муниципальным учреждением отделом по управлению муниципальным имуществом <адрес> и обществом с ограниченной ответственностью «Архаринская коммунальная компания» заключен договор аренды муниципального имущества №, в соответствии с которым муниципальное учреждение отдел по управлению муниципальным имуществом – арендодатель предоставляет ООО «Архаринская коммунальная компания» - арендатору за плату во временное пользование и владение имущество, указанное в приложении № к данному договору – объекты теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения в целях производства тепловой энергии, передачи тепловой энергии, теплоносителя, оказания услуг по поддержанию резервной тепловой мощности, подключения системы теплоснабжения потребителей на срок с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно п. 7.3 договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ№, если арендатор продолжает пользоваться арендуемым имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок. В этом случае каждая из сторон вправе отказаться от договора, предупредив об этом другую сторону за 1 месяц.
Договор аренды муниципального имущества от ДД.ММ.ГГГГ№, заключенный между муниципальным учреждением отделом по управлению муниципальным имуществом <адрес> и обществом с ограниченной ответственностью «Архаринская коммунальная компания», заключен и действовал с нарушением требований федерального законодательства.
Решением Арбитражного суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу № А04-2097/2020 договор аренды муниципального имущества от ДД.ММ.ГГГГ№, заключенный между муниципальным учреждением отделом по управлению муниципальным имуществом <адрес> и обществом с ограниченной ответственностью «Архаринская коммунальная компания» признан недействительным (ничтожным).
ДД.ММ.ГГГГ между муниципальным учреждением отделом по управлению муниципальным имуществом <адрес> и ООО «Архаринская коммунальная компания» заключено соглашение об осуществлении производственной деятельности на вышеуказанных объектах и о выполнении комплекса мероприятий, обеспечивающих производственную деятельность. По данному соглашению ООО «Архаринская коммунальная компания» переданы вышеуказанные объекты теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения согласно перечню, изложенному в приложении к соглашению.
В ответах от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ на соответствующие требования прокурора района о предоставлении информации от ДД.ММ.ГГГГ№ года, от ДД.ММ.ГГГГ№ об основаниях фактического пользования вышеуказанными объектами муниципального имущества глава администрации <адрес> сообщала, что вышеуказанные объекты муниципального имущества переданы ООО «Архаринской коммунальной компании» на основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ№. Соглашение от ДД.ММ.ГГГГ в прокуратуру района предоставлено не было, в ответах на требования оно не упоминалось.
Аналогичную информацию предоставлял директор ООО «Архаринская коммунальная компания» в ответе от ДД.ММ.ГГГГ на требование прокурора района от ДД.ММ.ГГГГ№.
Указанное соглашение от ДД.ММ.ГГГГ не прекратило обязательств сторон по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ№, являющемуся на момент заключения соглашения возобновленным на неопределенный срок, так как стороны продолжили исполнение условий договора аренды, в частности пользование арендованным имуществом.
Считает, что соглашение от ДД.ММ.ГГГГ носит характер притворной сделки согласно ч. 2 ст. 170 ГК РФ, направленной на сокрытие фактически сохранившего силу договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ№.
Указанный вывод подтверждается заключением Управления Федеральной антимонопольной службы по <адрес>.
Полагает, что договор аренды муниципального имущества от ДД.ММ.ГГГГ№, а также соглашение от ДД.ММ.ГГГГ о передаче вышеуказанных объектов муниципального имущества в целях осуществления производственной деятельности, заключенные между муниципальным учреждением отделом по управлению муниципальным имуществом <адрес> и обществом с ограниченной ответственностью «Архаринская коммунальная компания», являются ничтожными.
ДД.ММ.ГГГГ объекты теплоснабжения, расположенные в <адрес>, переданы обществу с ограниченной ответственностью «Архаринская коммунальная компания» по концессионному соглашению №.
ДД.ММ.ГГГГ объекты водоснабжения и водоотведения, расположенные в <адрес>, переданы обществу с ограниченной ответственностью «Архаринская коммунальная компания» по концессионному соглашению №.
ДД.ММ.ГГГГ объекты теплоснабжения, расположенные в <адрес>, переданы обществу с ограниченной ответственностью «Архаринская коммунальная компания» по концессионному соглашению №.
Таким образом, с момента заключения указанных концессионных соглашений вышеуказанные объекты теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения находятся в пользовании ООО «Архаринской коммунальной компании» на законных основаниях.
Соответственно в период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ объекты теплоснабжения (за исключением объектов теплоснабжения <адрес>) находились в пользовании у ООО «Архаринская коммунальная компания» незаконно. Объекты водоснабжения и водоотведения находились незаконно в пользовании ООО «Архаринская коммунальная компания» в период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ; объекты теплоснабжения <адрес> – в период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ.
Фактически услуги по теплоснабжению, водоснабжению и водоотведению потребителям на территории сельских поселений <адрес> в указанные периоды времени предоставлялись ООО «Архаринская коммунальная компания», поскольку не были заключены в установленном порядке концессионные соглашения.
Пунктом 3.1 договора аренды муниципального имущества от ДД.ММ.ГГГГ№ определена арендная плата в размере 300 750 рублей в месяц без учета НДС.
Проверкой установлено, что ООО «Архаринская коммунальная компания» арендная плата уплачена по указанному договору в размере 300 750 рублей. Иных платежей за пользование вышеуказанным имуществом от ООО «Архаринская коммунальная компания» не поступало.
Таким образом, вышеуказанное муниципальное имущество находилось в безвозмездном пользовании ООО «Архаринская коммунальная компания» в период с ДД.ММ.ГГГГ до момента заключения вышеуказанных концессионных соглашений.
Согласно расчету муниципального учреждения отдел по управлению муниципальным имуществом, основанного на отчетах ООО «Эксперт-плюс», стоимость пользования вышеуказанным муниципальным имуществом составляет:
-объектами теплоснабжения, расположенными в <адрес>, за период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ - 1 031 637,93 рубля;
-объектами водоснабжения и водоотведения, расположенными в <адрес>, за период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ - 330 325,00 рублей;
-объектами теплоснабжения, расположенными в <адрес>, за период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ - 147 000,00 рублей.
Общая сумма стоимости пользования вышеуказанным имуществом составляет 1 508 962 рублей 93 копейки.
Считает, что указанная сумма подлежит взысканию с ООО «Архаринская коммунальная компания», поскольку получена по незаконным сделкам, выражается в пользовании имуществом.
В связи с вышеизложенными выявленными нарушениями, в том числе в связи с непроведением претензионно-исковой работы прокурором района в адрес начальника муниципального учреждения отдела по управлению муниципальным имуществом <адрес>ДД.ММ.ГГГГ, а также в адрес главы <адрес>ДД.ММ.ГГГГ были внесены представления об устранении нарушений законодательства, которые признаны обоснованными, однако по результатам рассмотрения которых, нарушения законодательства в полном объеме не устранены.
Считает, что в силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов муниципального образования « <адрес>».
Просит взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Архаринская коммунальная компания» в доход муниципального образования «<адрес>» <адрес> стоимость фактического незаконного пользования муниципальным имуществом за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 1 508 962 рублей 93 копеек.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес>ФИО3 на заявленных требованиях настаивала, поддержала доводы, изложенные в исковом заявлении, в дополнение суду пояснила, что объекты теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, которые расположены на территории <адрес>, являются муниципальной собственностью муниципального образования «<адрес>», что подтверждается представленными доказательствами. ДД.ММ.ГГГГ между отделом по управлению муниципальным имуществом администрации <адрес> и ООО «Архаринская коммунальная компания» был заключен договор аренды муниципального имущества №, в соответствии с данным договором, арендатору передается в пользование муниципальное имущество, для производства тепловой энергии. Договор заключен со ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ, и согласно п. 7.3 договора, если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора, при отсутствии возражений арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях, на неопределенный срок. Согласно федеральному законодательству, а именно федеральному закону «О теплоснабжении», федеральному закону «О водоснабжении и водоотведении», федеральному закону «О концессионных соглашениях», а также закону «О защите конкуренции», муниципальное имущество может быть переданы коммерческой организации в пользование и владение, только по концессионному соглашению, которое заключается по результатам конкурсных процедур. Таким образом, считает, что в судебном заседании установлено и представленными доказательствами подтверждается, что договор аренды муниципального имущества от ДД.ММ.ГГГГ№, заключен с нарушением требований федерального законодательства. Решением Арбитражного суда от ДД.ММ.ГГГГ договор аренды муниципального имущества от ДД.ММ.ГГГГ№ признан недействительным (ничтожным).
ДД.ММ.ГГГГ между муниципальным учреждением отделом по управлению муниципальным имуществом <адрес> и ООО «Архаринская коммунальная компания» заключено соглашение об осуществлении производственной деятельности на вышеуказанных объектах и о выполнении комплекса мероприятий, обеспечивающих производственную деятельность. По данному соглашению ООО «Архаринская коммунальная компания» переданы вышеуказанные объекты теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения согласно перечню, изложенному в приложении к соглашению. Но в ответах от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ на соответствующие требования прокурора района о предоставлении информации об основаниях фактического пользования вышеуказанными объектами муниципального имущества глава администрации <адрес> сообщала, что вышеуказанные объекты муниципального имущества переданы ООО «Архаринской коммунальной компании» на основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ№. Аналогичную информацию предоставил директор ООО «Архаринская коммунальная компания». Соглашение от ДД.ММ.ГГГГ в прокуратуру района предоставлено не было, в ответах на требования оно не указывалось. Считает, что указанное соглашение от ДД.ММ.ГГГГ не прекратило обязательств сторон по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ№, являющемуся на момент заключения соглашения возобновленным на неопределенный срок, так как стороны продолжили исполнение условий договора аренды, в частности пользование арендованным имуществом. Считает, что соглашение от ДД.ММ.ГГГГ носит характер притворной сделки согласно ч. 2 ст. 170 ГК РФ, направленной на сокрытие фактически сохранившего силу договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ№. Указанный вывод также подтверждается и заключением Управления Федеральной антимонопольной службы по <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ объекты теплоснабжения, расположенные в <адрес>, переданы ООО «Архаринская коммунальная компания» по концессионному соглашению №. ДД.ММ.ГГГГ объекты водоснабжения и водоотведения, расположенные в <адрес>, переданы ООО «Архаринская коммунальная компания» по концессионному соглашению №. ДД.ММ.ГГГГ объекты теплоснабжения, расположенные в <адрес>, переданы ООО «Архаринская коммунальная компания» по концессионному соглашению №. Только с момента заключения указанных концессионных соглашений вышеуказанные объекты теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения находятся в пользовании ООО «Архаринской коммунальной компании» на законных основаниях.
Согласно расчету муниципального учреждения отдела по управлению муниципальным имуществом, основанного на отчетах ООО «Эксперт-плюс», стоимость пользования вышеуказанным муниципальным имуществом составляет 1508 962 рублей 93 копеек.
В связи с изложенным, просит суд удовлетворить требования прокурора <адрес> в полном объеме и взыскать с ООО «Архаринская коммунальная компания» в доход муниципального образования «<адрес>» <адрес> стоимость фактического незаконного пользования муниципальным имуществом за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ 1508962 рубля 93 копейки.
Представитель истца – муниципального образования «<адрес>» в лице администрации <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был уведомлен своевременно, надлежащим образом, согласно телефонограмме, просил дело рассмотреть в отсутствие представителя.
Представитель ответчика – ООО «Архаринская коммунальная компания» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был уведомлен своевременно, надлежащим образом, ходатайств об отложении дел слушанием от него не поступало, в письменных возражениях на административное исковое заявление указал, что не согласен с предъявленными исковыми требованиями, поскольку пользование муниципальным имуществом в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ для ответчика связано с осуществлением предпринимательской (экономической) деятельности, как и для муниципального учреждения отдела по управлению муниципальным имуществом <адрес>. Передача объектов теплоснабжения, водоснабжения обеспечило выполнение возложенных на органы местного самоуправления, как собственника имущества, функций по подготовке вышеуказанных объектов к отопительному периоду, т.е. экономических функций.
Считает, что рассматриваемый по настоящему делу иск прокуратуры <адрес> подведомственен арбитражному суду и подлежит передаче по подведомственности в арбитражный суд <адрес>.
Представитель третьего лица муниципального учреждения отдела по управлению муниципальным имуществом в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был уведомлен своевременно, надлежащим образом, ходатайств об отложении дела слушанием от него не поступало.
Судом в порядке ст. 167 ГПК РФ, принято решение о рассмотрении дела в отсутствие не явившихся лиц.
Суд, выслушав помощника прокурора <адрес>ФИО3, изучив материалы дела, приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Данное исковое заявление подано в интересах муниципального образования «<адрес>», правоотношения являются гражданскими, поскольку предметом рассмотрения являются права муниципального образования на эффективное использование муниципального имущества, получение бюджетных средств за его использование, а также на осуществление им полномочий теплоснабжения.
В соответствии с Уставом ООО «Архаринская коммунальная компания», утвержденным решением единственного учредителя ООО «Архаринская коммунальная компания» от ДД.ММ.ГГГГ№ указанное общество является коммерческой организацией. Целью создания данного общества является извлечение прибыли. За время предоставления коммунальных ресурсов с использованием муниципальных объектов теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения ООО «Архаринская коммунальная компания» получало доход, что подтверждается, в том числе, ответом директора ООО «Архаринская коммунальная компания» №, поступившему в прокуратуру района ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации доходы бюджета – это поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с настоящим Кодексом источниками финансирования дефицита бюджета. Согласно пункту 1 статьи 41 этого же Кодекса доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также поступлений.
Статьей 49 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», установлено, что экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований.
А статья 50 указанного Федерального закона предусматривает, что в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения.
В соответствии со статьей 51 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, поступают в местный бюджет.
С соответствии с ч. 1 ст. <адрес>, принятого решением <адрес> Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ№, зарегистрированного постановлением <адрес> Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ№, администрация района – орган местного самоуправления <адрес>, осуществляющий исполнительно-распорядительные функции. <адрес> является администратором доходов, зачисляемых в районный бюджет.
В соответствии с ч. 1 ст. 51 Федерального закона Российской Федерации № 131-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Постановлением главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об организации работы отдела по управлению муниципальным имуществом» утверждено положение о муниципальном учреждении отдел по управлению муниципальным имуществом <адрес>, согласно которому муниципальное учреждение отдел по управлению муниципальным имуществом <адрес> входит в структуру администрации <адрес> и является функциональным исполнительно-распорядительным органом в области приватизации, управления и распоряжения муниципальным имуществом, осуществляет в пределах своих функций от имени муниципального образования «<адрес>» права собственника в отношении имущества, находящегося в муниципальной собственности. Отдел имеет статус юридического лица.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 190-ФЗ «О теплоснабжении» к полномочиям органов местного самоуправления поселений по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся, в том числе: организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств. При этом в силу ч. 1.1 указанной статьи полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные ч. 1, на территории сельского поселения реализуются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение.
В соответствии с ч. 1 ст. 28.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 190-ФЗ «О теплоснабжении» передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется только по договорам их аренды, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, с учетом предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) и законодательством Российской Федерации о приватизации случаев передачи прав на такие объекты.
Согласно ч. 2 ст. 28.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 190-ФЗ «О теплоснабжении» осуществление полномочий по организации в границах поселения теплоснабжения населения посредством передачи прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в муниципальной собственности, реализуется по договорам их аренды или по концессионным соглашениям, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) и законодательством Российской Федерации о приватизации случаев передачи прав на такие объекты.
В силу ч. 3 ст. 28.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 190-ФЗ «О теплоснабжении» в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении соответствующего конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа данных объектов не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования данными объектами осуществляется только по концессионному соглашению (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на такое имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случае, если передаваемое имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).
Аналогичные положения в отношении объектов водоснабжения и водоотведения закреплены статьями 6, 41.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».
Статьей 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» установлено, что по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением), право собственности, на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на-срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.
В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» объектами концессионного соглашения в числе прочих являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем.
В соответствии со ст. ст. 13, 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» в целях эффективного использования объектов теплоснабжения, в том числе централизованной системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных систем этих объектов, находящихся в муниципальной собственности, заключается концессионное соглашение путем проведения конкурса на право заключения такого соглашения с размещением информации и протоколов конкурсной комиссии на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Концессионное соглашение может быть заключено без проведения конкурса в случаях, указанных в ч. 1 ст. 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях».
Также в соответствии с ч. 1 ст. 17.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 135-ФЗ «О защите конкуренции» заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.
Как следует из материалов дела, прокуратурой <адрес> проведена проверка соблюдения требований законодательства при распоряжении муниципальной собственностью, требований антимонопольного законодательства, в результате которого установлено следующее.
Объекты теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, расположенные на территории муниципального образования «<адрес>» <адрес>, а именно, <адрес> являются муниципальной собственностью МО «<адрес>», что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права, а также выписками из Единого государственного реестра недвижимости на данные объекты теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, представленными филиалом федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>» по запросу суда.
Объекты теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, расположенные на территории <адрес>, являющиеся муниципальным имуществом, введены в эксплуатацию более пяти лет назад.
Исходя из вышеприведенных положений законодательства, права владения и (или) пользования в отношении вышеуказанного муниципального имущества – объектов теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения могут быть предоставлены только на основании концессионного соглашения, заключенного по результатам конкурсных процедур.
Согласно материалам дела, ДД.ММ.ГГГГ между муниципальным учреждением отделом по управлению муниципальным имуществом <адрес> и обществом с ограниченной ответственностью «Архаринская коммунальная компания» заключен договор аренды муниципального имущества №, в соответствии с которым муниципальное учреждение отдел по управлению муниципальным имуществом - арендодатель предоставляет ООО «Архаринская коммунальная компания» - арендатору за плату во временное пользование и владение имущество, указанное в приложении № к данному договору – объекты теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения в целях производства тепловой энергии, передачи тепловой энергии, теплоносителя, оказания услуг по поддержанию резервной тепловой мощности, подключения системы теплоснабжения потребителей на срок со ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с приложением № к договору в аренду переданы следующие объекты:
-центральная котельная, сети теплоснабжения, 9 объектов движимого имущества в <адрес>;
-котельная, сети теплоснабжения, 13 объектов движимого имущества в <адрес>;
-котельная, сети теплоснабжения, 13 объектов движимого имущества в <адрес> «а»;
-котельная, сети теплоснабжения, 4 объекта движимого имущества в <адрес> «а»;
-центральная котельная, сети теплоснабжения, 13 объектов движимого имущества в <адрес>;
-центральная котельная, сети теплоснабжения, 9 объектов движимого имущества в <адрес>;
-центральная котельная, сети теплоснабжения, 8 объектов движимого имущества в <адрес>;
-центральная котельная, сети теплоснабжения, 15 объектов движимого имущества в <адрес>;
-котельная школа, в <адрес>, котельная клуба, по <адрес>,14 объектов движимого имущества;
-котельная, сети теплоснабжения, 7 объектов движимого имущества в <адрес>;
-котельная ЖК, сети теплоснабжения, 11 объектов движимого имущества в <адрес>;
-котельная, сети теплоснабжения, 11 объектов движимого имущества в <адрес>, автомобили HINO RANGER, ГАЗ САЗ;
-(школа) котельная, сети теплоснабжения, 10 объектов движимого имущества в <адрес>;
-водонапорная башня, насосная станция со скважиной №, сети водопровода в <адрес>;
-водонапорная башня, насосная станция со скважиной №, сети водопровода, артезианская скважина №, канализационная насосная станция, канализационные сети в <адрес>;
-водонапорная башня, насосная станция со скважиной №, сети водопровода, скважина № в <адрес>;
-водонапорная башня, насосная станция со скважиной № AM-199, сети водопровода в <адрес>;
-водонапорная башня, насосная станция со скважиной №, сети водопровода в <адрес>;
-водонапорная башня, насосная станция со скважиной №, сети водопровода в <адрес>;
-водонапорная башня, насосная станция со скважиной №, сети водопровода в <адрес> и водонапорная башня в <адрес> карьер Отважненского сельсовета;
-водонапорная башня, разведочно-эксплуатационная скважина, сети водопровода, сети самотечной канализации в <адрес>;
-водонапорная башня, нагорный заземленный резервуар, сети водопровода в <адрес>.
Согласно п. 7.3 договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ№, если арендатор продолжает пользоваться арендуемым имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок. В этом случае каждая из сторон вправе отказаться от договора, предупредив об этом другую сторону за 1 месяц.
По окончании срока действия договора аренды с учетом пункта 7.3 договора данный договор продлен на неопределенный срок. Факт пользования имуществом подтверждается внесением арендатором арендной платы, в частности платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ№ на сумму 300 750 рублей.
Согласно ч. 33 ст. 28.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 190-ФЗ «О теплоснабжении» договор аренды объекта теплоснабжения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенный с нарушением требований, установленных частью 3 или 23 данной статьи, является ничтожным.
Аналогичные положения закреплены частью 3 статьи 41.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».
Передача муниципального имущества-объектов теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения без проведения конкурсных процедур по договору аренды или иному соглашению противоречит действующему законодательству, нарушает права публичного собственника муниципального имущества на его максимально эффективное использование, препятствуют развитию конкуренции, приводит к ненадлежащему содержанию муниципального имущества, в частности, к невозможности разработки и реализации инвестиционных программ, направленных на модернизацию объектов теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения.
Непроведение конкурса на право заключения концессионного соглашения влечет ограничение конкуренции и нарушение прав и законных интересов неопределенного круга, хозяйствующих субъектов, которые были лишены возможности участвовать в конкурсе на право заключения концессионного соглашения в отношении муниципального имущества.
Договор аренды муниципального имущества от ДД.ММ.ГГГГ№, заключенный между муниципальным учреждением отделом по управлению муниципальным имуществом <адрес> и обществом с ограниченной ответственностью «Архаринская коммунальная компания», заключен и действовал с нарушением требований федерального законодательства.
Решением Арбитражного суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу № А04-2097/2020 договор аренды муниципального имущества от ДД.ММ.ГГГГ№, заключенный между муниципальным учреждением отделом по управлению муниципальным имуществом <адрес> и обществом с ограниченной ответственностью «Архаринская коммунальная компания» признан недействительным (ничтожным).
ДД.ММ.ГГГГ между муниципальным учреждением отделом по управлению муниципальным имуществом <адрес> и обществом с ограниченной ответственностью «Архаринская коммунальная компания» подписано соглашение, согласно пункту 1 которого целью соглашения является обеспечение работоспособности котельных, расположенных в сельских населенных пунктах <адрес>, выполнение социально значимой функции теплоснабжения во время отопительного периода 2019-2020 года объектами, находящимися в пользовании общества с ограниченной ответственностью «Архаринская коммунальная компания» в соответствии с частью 3 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации после истечения срока аренды, предусмотренного договором № от ДД.ММ.ГГГГ.
Пунктом 2 Соглашения предусмотрено, что в соответствии с ним общество с ограниченной ответственностью «Архаринская коммунальная компания» осуществляет производственную деятельность на объектах теплоснабжения, выполняет комплекс мероприятий обеспечивающих производственную деятельность, в том числе несет бремя содержания в полном объеме.
Согласно пункту 3 Соглашения, оно заключается на период с ДД.ММ.ГГГГ до даты заключения концессионного соглашения.
При этом, в ответах от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ на соответствующие требования прокурора <адрес> о предоставлении информации от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№ об основаниях фактического пользования вышеуказанными объектами муниципального имущества глава администрации <адрес> сообщала, что вышеуказанные объекты муниципального имущества переданы ООО «Архаринской коммунальной компании» на основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ№.
Соглашение от ДД.ММ.ГГГГ в прокуратуру <адрес> предоставлено не было, в ответах на требования прокурора оно не упоминалось.
Аналогичную информацию предоставлял директор ООО «Архаринская коммунальная компания» в ответе от ДД.ММ.ГГГГ на требование прокурора района от ДД.ММ.ГГГГ№.
В связи с чем, суд находит обоснованным довод прокурора <адрес> о том, что указанное соглашение от ДД.ММ.ГГГГ не прекратило обязательств сторон по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ№, являющемуся на момент заключения соглашения возобновленным на неопределенный срок, так как стороны продолжили исполнение условий договора аренды, в частности пользование арендованным имуществом, а также, что соглашение от ДД.ММ.ГГГГ носит характер притворной сделки, направленной на сокрытие фактически сохранившего силу договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ№.
В соответствии с ч. 2 ст. 170 ГК РФ притворная сделка, то есть сделка, которая совершена с целью прикрыть другую сделку, в том числе сделку на иных условиях, ничтожна. К сделке, которую стороны действительно имели в виду, с учетом существа и содержания сделки применяются относящиеся к ней правила.
Указанный вывод подтверждается заключением Управления Федеральной антимонопольной службы по <адрес>, согласно которому соглашение от ДД.ММ.ГГГГ, заключенное между муниципальным учреждением отделом по управлению муниципальным имуществом <адрес> и обществом с ограниченной ответственностью «Архаринская коммунальная компания» не может быть принято во внимание, так как:
- заключено в отсутствие правовых оснований. Пункт 3 статьи 432 ГК РФ, предусматривающий, что сторона, принявшая от другой стороны полное или частичное исполнение по договору либо иным образом подтвердившая действие договора, не вправе требовать признания этого договора незаключенным, если заявление такого требования с учетом конкретных обстоятельств будет противоречить принципу добросовестности, не может являться таким основанием;
- указанное соглашение не прекращает обязательства сторон по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ№, являющемуся на момент заключения соглашения возобновленным на неопределенный срок, новацией в порядке, предусмотренном статьей 414 ГК РФ, так как стороны продолжили исполнение условий договора аренды, в частности, пользование арендованным имуществом и внесение арендной платы со стороны арендатора;
- указанное соглашение носит характер притворной сделки согласно пункту 2 статьи 170 ПС РФ, направленной на сокрытие фактически сохранившего силу договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ№.
В судебном заседании установлено и подтверждено материалами дела, что ДД.ММ.ГГГГ объекты теплоснабжения, расположенные в <адрес>, переданы обществу с ограниченной ответственностью «Архаринская коммунальная компания» по концессионному соглашению №.
ДД.ММ.ГГГГ объекты водоснабжения и водоотведения, расположенные в <адрес>, переданы обществу с ограниченной ответственностью «Архаринская коммунальная компания» по концессионному соглашению №.
ДД.ММ.ГГГГ объекты теплоснабжения, расположенные в <адрес>, переданы обществу с ограниченной ответственностью «Архаринская коммунальная компания» по концессионному соглашению №.
Таким образом, с момента заключения указанных концессионных соглашений вышеуказанные объекты теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения находятся в пользовании ООО «Архаринская коммунальная компании» на законных основаниях.
Соответственно в период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ объекты теплоснабжения (за исключением объектов теплоснабжения <адрес>) находились в пользовании у ООО «Архаринская коммунальная компания» незаконно. Объекты водоснабжения и водоотведения находились незаконно в пользовании ООО «Архаринская коммунальная компания» в период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ; объекты теплоснабжения <адрес> – в период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ.
Фактически услуги по теплоснабжению, водоснабжению и водоотведению потребителям на территории сельских поселений <адрес> в указанные периоды времени предоставлялись ООО «Архаринская коммунальная компания», поскольку не были заключены в установленном порядке концессионные соглашения.
В соответствии с ч. 2 ст. 167 ГК РФ при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
Согласно п. 82 постановления Пленума Верховного суда от ДД.ММ.ГГГГ№ «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» в случае недействительности договора, по которому полученное одной из сторон выражалось во временном возмездном пользовании индивидуально-определенной вещью, эта сторона возмещает стоимость такого пользования другой стороне, если оно не было оплачено ранее (пункт 2 статьи 167 ГКРФ).
Согласно абз. 5 п. 85 постановления Пленума Верховного суда от ДД.ММ.ГГГГ№ «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» сделка, совершенная с целью, заведомо противной основам правопорядка или нравственности, влечет общие последствия, установленные статьей 167 ГК РФ (двусторонняя реституция). В случаях, предусмотренных законом, суд может взыскать в доход Российской Федерации все полученное по такой сделке сторонами, действовавшими умышленно, или применить иные последствия, установленные законом.
Пунктом 3.1 договора аренды муниципального имущества от ДД.ММ.ГГГГ№ определена арендная плата в размере 300 750 рублей в месяц без учета НДС.
Из материалов дела следует, что ООО «Архаринская коммунальная компания» арендная плата уплачена по указанному договору в размере 300 750 рублей. Иных платежей за пользование вышеуказанным имуществом от ООО «Архаринская коммунальная компания» не поступало.
Таким образом, вышеуказанное муниципальное имущество находилось в безвозмездном пользовании ООО «Архаринская коммунальная компания» в период с ДД.ММ.ГГГГ до момента заключения вышеуказанных концессионных соглашений.
Согласно расчету муниципального учреждения отдела по управлению муниципальным имуществом, основанному на отчетах ООО «Эксперт-плюс», стоимость пользования вышеуказанным муниципальным имуществом составляет:
- объектами теплоснабжения, расположенными в <адрес>, за период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ – 1 031 637 рублей 93 копейки;
- объектами водоснабжения и водоотведения, расположенными в <адрес>, за период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ – 330 325 рублей;
- объектами теплоснабжения, расположенными в <адрес>, за период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ – 147 000 рублей.
Общая сумма стоимости пользования вышеуказанным имуществом составляет 1 508 962 рубля 93 копейки.
Доказательств иного расчета стороной ответчика не представлено.
В связи с чем, суд приходит к выводу о том, что указанная сумма подлежит взысканию с общества с ограниченной ответственностью «Архаринская коммунальная компания», как полученная по незаконным сделкам.
В соответствии с ч.1 ст. 103 ГПК РФ, государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Поскольку истец освобожден от уплаты государственной пошлины, исковые требования подлежат полному удовлетворению и взысканию с ответчика, следовательно, государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика в доход местного бюджета в размере 15 744 рублей 81 копейки, что соответствует цене иска.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора <адрес> в защиту интересов муниципального образования «<адрес>» в лице администрации <адрес> к обществу с ограниченной ответственностью «Архаринская коммунальная компания» о взыскании в доход муниципального образования <адрес> стоимости фактического незаконного пользования муниципальным имуществом, удовлетворить.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Архаринская коммунальная компания» в доход муниципального образования «<адрес>» <адрес> стоимость фактического незаконного пользования муниципальным имуществом за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 1 508 962 (одного миллиона пятисот восьми тысяч девятисот шестидесяти двух) рублей 93 копеек.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Архаринская коммунальная компания» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 15 744 (пятнадцати тысяч семисот сорока четырех) рублей 81 копейки.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Архаринский районный суд в течение одного месяца, со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: Т.Н. Лобань
Решение суда в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.