2-246/2013
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
06 августа 2013 года г.Змеиногорск
Змеиногорский городской суд Алтайского края в составе председательствующего судьи Крупского В.Г.,
при секретаре Верменичевой Т.В.
с участием помощника Змеиногорского межрайонного прокурора Копыловой А.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Змеиногорского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Водоканал» о признании незаконными действий по взиманию платы за калькуляцию на ввод в эксплуатацию узла учета холодной воды потребителям коммунальной услуги в виде холодного водоснабжения
у с т а н о в и л:
Змеиногорский межрайонный прокурор обратился с исковым заявлением в Змеиногорский городской суд в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Водоканал» указав, что ООО «Водоканал г. Змеиногорска» на основании разработанной ими калькуляции взимается с граждан-потребителей плата за ввод в эксплуатацию узла учета (внутриквартирного прибора учета), потребления коммунальной услуги в виде холодного водоснабжения.
В соответствии с Уставом одним из видов деятельности ООО «Водоканал г. Змеиногорска» является эксплуатация внешних и внутренних систем водоснабжения.
На основании договора аренды имущества от ДД.ММ.ГГГГ администрация г. Змеиногорска Змеиногорского района Алтайского края передало в аренду ООО «Водоканал г. Змеиногорска» имущество необходимое для реализации видов деятельности предусмотренных уставом ООО «Водоканал г. Змеиногорска».
Часть 5 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» обязывает собственников жилых домов обеспечить оснащение своих домов приборами учета используемой воды, а также ввести установленные приборы учета в эксплуатацию.
Ввод в эксплуатацию установленного прибора учета воды, согласно данному закону, не налагает на гражданина обязанности получить разрешение на ввод прибора учета в эксплуатацию, а обязывает его фактически эксплуатировать прибор учета в соответствии с действующим законодательством, т.е. обеспечить надлежащую эксплуатацию прибора учета, его сохранность и своевременную замену.
Реализуя данное положение закона, гражданин-потребитель услуг ООО «Водоканал г. Змеиногорска» приобретая прибор учета, в последствии приобретает от ресурсоснабжающей организации обязанность оплатить ввод внутриквартирного прибора учета.
В силу п. 2 ст. 16 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 «О защите прав потребителей» запрещается обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг).
Согласно пп. «г» п. 34 постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее - Правила) потребитель обязан: в целях учета потребленных коммунальных услуг использовать коллективные (общедомовые), индивидуальные, общие (квартирные), комнатные приборы учета, распределители утвержденного типа, соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений и прошедшие поверку.
В соответствии с пп. «у, г.» п. 31 Правил исполнитель обязан: осуществлять по заявлению потребителя ввод в эксплуатацию установленного индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета, соответствующего законодательству Российской Федерации об обеспечении единства измерений, даже если такой индивидуальный или общий (квартирный) прибор учета по функциональным возможностям отличается от коллективного (общедомового) прибора учета, которым оснащен многоквартирный дом, не позднее месяца, следующего за датой его установки, а также приступить к осуществлению расчетов размера платы за коммунальные услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учета в эксплуатацию; не создавать препятствий потребителю в реализации его права на установку индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в том числе прибора учета, функциональные возможности которого позволяют определять объемы (количество) потребленных коммунальных ресурсов дифференцированно по времени суток (установленным периодам времени) или по иным критериям, отражающим степень использования коммунальных ресурсов, даже если такой индивидуальный или общий (квартирный) прибор учета по функциональным возможностям отличается от коллективного (общедомового) прибора учета, которым оснащен многоквартирный дом.
Пункт 81 Правил предусматривает, что оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения.
Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю.
Вместе с тем данные правила не прописывают, что оплачивать ввод внутриквартирного прибора учета должен потребитель.
Согласно ч. 2, 4 ст. 154 Жилищного Кодекса РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Таким образом, взимание платы за ввод внутриквартирного прибора учета не установлен положениями Жилищного Кодекса РФ.
С учетом изложенного, требуя с граждан-потребителей услуг водоснабжения оплату за ввод прибора учета, ООО «Водоканал г. Змеиногорска» навязывает потребителям дополнительную платную услугу, что нарушает требования законодательства о защите прав потребителей.
Просит признать незаконными действия ООО «Водоканал г. Змеиногорска» по взиманию платы за ввод в эксплуатацию узла учета холодной воды потребителям коммунальной услуги в виде холодного водоснабжения.
В судебном заседании помощник прокурора поддержал заявленные исковые требования по обстоятельствам изложенным в иске просил их удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика ООО «Водоканал г. Змеиногорска» в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в их отсутствие.
Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав помощника прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 5 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» обязывает собственников жилых домов обеспечить оснащение своих домов приборами учета используемой воды, а также ввести установленные приборы учета в эксплуатацию.
В силу п. 2 ст. 16 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 «О защите прав потребителей» запрещается обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг).
Согласно пп. «г» п. 34 постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее - Правила) потребитель обязан: в целях учета потребленных коммунальных услуг использовать коллективные (общедомовые), индивидуальные, общие (квартирные), комнатные приборы учета, распределители утвержденного типа, соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений и прошедшие поверку.
В соответствии с пп. «у, г.» п. 31 Правил исполнитель обязан: осуществлять по заявлению потребителя ввод в эксплуатацию установленного индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета, соответствующего законодательству Российской Федерации об обеспечении единства измерений, даже если такой индивидуальный или общий (квартирный) прибор учета по функциональным возможностям отличается от коллективного (общедомового) прибора учета, которым оснащен многоквартирный дом, не позднее месяца, следующего за датой его установки, а также приступить к осуществлению расчетов размера платы за коммунальные услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учета в эксплуатацию; не создавать препятствий потребителю в реализации его права на установку индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в том числе прибора учета, функциональные возможности которого позволяют определять объемы (количество) потребленных коммунальных ресурсов дифференцированно по времени суток (установленным периодам времени) или по иным критериям, отражающим степень использования коммунальных ресурсов, даже если такой индивидуальный или общий (квартирный) прибор учета по функциональным возможностям отличается от коллективного (общедомового) прибора учета, которым оснащен многоквартирный дом.
Согласно ч. 2, 4 ст. 154 Жилищного Кодекса РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
В соответствии с требованиями Жилищного кодекса РФ, надлежащее техническое состояние и безопасность энергетических сетей, а также приборов учета ставится в зависимость от способа управления многоквартирным домом и может обеспечиваться: ТСЖ, ЖСК и ЖК, управляющей организацией или иным лицом, осуществляющим соответствующий вид деятельности.
Согласно пункту 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, коммунальные услуги надлежащего качества - это коммунальные услуги, отвечающие требованиям Правил, санитарным и техническим требованиям к режиму, объему и качеству предоставления коммунальных услуг, иным требованиям законодательства Российской Федерации, а также договора, заключаемого исполнителем в соответствии с законодательством Российской Федерации и содержащего условия предоставления коммунальных услуг.
Согласно пункту 4 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, коммунальные услуги предоставляются потребителю в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и данными Правилами, на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу подпункта "а" пункта 17 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" в жилищном секторе потребителями услуг тепло-водоснабжения в многоквартирных домах являются товарищества собственников жилья, жилищные кооперативы, управляющие организации, которые приобретают товары, услуги для предоставления их лицам, пользующимся помещениями в данном многоквартирном доме или собственники помещений в случае непосредственного управления таким домом последними.
Судом установлено, что ответчиком взимается плата за калькуляцию на ввод в эксплуатацию узла учета холодной воды потребителям коммунальной услуги в виде холодного водоснабжения, что подтверждается изученной судом квитанцией к приходному кассовому ордеру № от ДД.ММ.ГГГГ на сумму <данные изъяты> рублей.
Суд полагает, что Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 и иными нормативно правовыми актами обязанность собственников жилых помещений (квартир) в многоквартирном доме производить опломбирование учета счетчиков, ее оплату, или оплачивать ввод в эксплуатацию узла учета холодной воды, за свой счет не предусмотрена.
Неустановленные законами или иными правовыми актами Российской Федерации дополнительные платные услуги при регистрации приборов учета потребителей, навязываемые ответчиком, нарушают требования законодательства о защите прав потребителей, т.е. противоречит п. 1 ст. 421 ГК РФ и пункту 2 ст. 16 Закона РФ "О защите прав потребителей", в соответствии с которыми: запрещается обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг), понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Таким образом, незаконные действия ответчика нарушают права потребителей и не основаны на законе.
Суд полагает, что потребитель не обязан оплачивать калькуляцию на ввод в эксплуатацию узла учета и навязывание данной дополнительной услуги при опломбировании прибора учета незаконно.
В связи с чем, исковые требования Змеиногорского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Водоканал» о признании незаконными действий по взиманию платы за калькуляцию на ввод в эксплуатацию узла учета холодной воды потребителям коммунальной услуги в виде холодного водоснабжения, являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
С учетом изложенного следует признать незаконными действия ООО «Водоканал г. Змеиногорска» по взиманию платы за калькуляцию на ввод в эксплуатацию узла учета холодной воды потребителям коммунальной услуги в виде холодного водоснабжения.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Змеиногорского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Водоканал г. Змеиногорска» удовлетворить.
Признать незаконными действия ООО «Водоканал г. Змеиногорска» по взиманию платы за калькуляцию на ввод в эксплуатацию узла учета холодной воды потребителям коммунальной услуги в виде холодного водоснабжения.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Змеиногорский городской суд в течение месяца со дня его вынесения.
Председательствующий судья ____________Крупский В.Г.