ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-246/2018 от 10.05.2018 Бологовского городского суда (Тверская область)

Дело №2-246/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.Бологое 10 мая 2018 года

Бологовский городской суд Тверской области в составе:

судьи Бондаревой Ж.Н.,

при секретаре Кузьминой Е.О.,

с участием помощника Бологовского межрайонного прокурора Корниловой Н.В.,

представителей ответчика МБУ «ФОК «Кристалл» Новожиловой С.В. и Дорофеева А.Ю.,

представителя ответчика администрации МО «Бологовский район» Савельевой Ю.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Бологовского городского суда Тверской области гражданское дело по иску Бологовского межрайонного прокурора, действующего в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц, муниципальному бюджетному учреждению «Физкультурно-оздоровительный комплекс «Кристалл» об обязании устранить нарушения требований законодательства об антитеррористической защищенности и пожарной безопасности на объекте с массовым пребыванием людей и к администрации муниципального образования «Бологовский район» Тверской области об обязании обеспечить финансирование мероприятий по устранению нарушений в здании учреждения в случае отсутствия собственных денежных средств,

У С Т А Н О В И Л:

Бологовский межрайонный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к муниципальному бюджетному учреждению «Физкультурно-оздоровительный комплекс «Кристалл» об обязании устранить нарушения требований законодательства об антитеррористической защищенности и пожарной безопасности на объекте с массовым пребыванием людей и к администрации муниципального образования «Бологовский район» Тверской области об обязании обеспечить финансирование мероприятий по устранению нарушений в здании учреждения в случае отсутствия собственных денежных средств.

Требования прокурора мотивированы тем, что Бологовской межрайонной прокуратурой на основании задания прокуратуры Тверской области проведена проверка соблюдения требований антитеррористической защищенности и пожарной безопасности на объектах с массовым пребыванием граждан на территории МО «Бологовский район» Тверской области. В ходе проведения проверки в Муниципальном бюджетном учреждении «Физкультурно-оздоровительный комплекс «Кристалл» (далее МБУ «ФОК «Кристалл»), расположенном по адресу: Тверская область, г.Бологое, Заводской м-н, д. 16, выявлены нарушения требований антитеррористической защищенности и пожарной безопасности указанного объекта, установленные статьей 2 Конституции Российской Федерации, статьей 3, частями 2, 3.1 статьи 5 Федерального закона от 06.03.2006 №35-ФЗ «О противодействии терроризму», Постановлением Правительства РФ от 06.03.2015 №202 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектом спорта и формы паспорта безопасности объектов спорта» и п.15 Требований статьи 34,37,38 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности». Проверкой установлено, что в нарушение указанных требований, МБУ «ФОК «Кристалл» не оборудовано стационарными металлообнаружителями или ручными металлоискателями. МБУ «ФОК «Кристалл» возложенные законом обязанности по созданию безопасных условий образовательного процесса, по обеспечению антитеррористической защищенности здания, специально предназначенного для проведения физкультурных мероприятий и (или) спортивных мероприятий, не исполняются, что не отвечает принципам государственной политики в области противодействия терроризму, изложенным в Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009 г.

Кроме того, в ходе проведения проверки в МБУ «ФОК «Кристалл» выявлены следующие нарушения требований пожарной безопасности:

1) в нарушение п.61 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ №390 от 25.04.2012, ч.6 ст.83 Федерального закона №123-Ф3 от 22.07.2008 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 13.3.6 Свода правил СП 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования», медицинском кабинете (кабинете №4), мужской раздевалке (кабинете №25), подсобном помещении (кабинете №36), кабинете директора горизонтальное расстояние от пожарных извещателей до электросветильников менее 0,5 метра;

2) в нарушение п.61 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации №390 от 25.04.2012, п. 4.4 Свода правил СП 3.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности», настенные речевые оповещатели в здании располагаются на расстоянии от потолка до верхней части оповещателя менее чем 150 мм;

3) в нарушение ст.84 Федерального закона №123-Ф3 от 22.07.2008 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.61 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации №390 от 25.04.2012 года, Приказа МЧС РФ от 20.06.2003 N 323 «Об утверждении норм пожарной безопасности «Проектирование систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях» (НПБ 104-03)» табл.1, п.5.3 Свода правил СП 3.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности», отсутствуют табло «Выход» над эвакуационными выходами из зала бокса;

4) в нарушение п.61 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации №390 от 25.04.2012, п.14 Приказа МЧС РФ от 18.06.2003 №315 «Об утверждении норм пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией» (НПБ 110-03), в туалете 1-го этажа, подсобном помещении буфета отсутствуют пожарные извещатели автоматической пожарной сигнализации;

5) в нарушение ст.89 Федерального закона №123-Ф3 от 22.07.2008 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.6.25 СНиП 21-01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений», стены на путях эвакуации коридоров, лестничных клеток отделаны горючими материалами (дерево);

6) в нарушение п.22 Правил противопожарного режима в Российской Федерации утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации №390 от 25.04.2012г., в помещении подвала под бассейном не заделаны негорючим материалами, обеспечивающими требуемый предел огнестойкости дымогазонепроницаемости, образовавшиеся отверстия в месте пересечения противопожарной преграды с инженерными коммуникациями;

7) в нарушение ст.89 Федерального закона №123-Ф3 от 22.07.2008 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.4,3.4 СП 1.13130.2009 «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы», на лестнице, ведущей из подвала в подвал под бассейном, отсутствуют перила;

8) в нарушение п.23 (б) Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации №390 25.04.2012, в подвале под бассейном допускается хранение горючих материалов;

9) в нарушение ст.83 Федерального закона №123-ФЗ от 22.07.2008г. «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.61 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации №390 от 25.04.2012г., п.13.3.2 Свода правил СП 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования», в подсобном помещении (кабинете №34) не обеспечено наличие двух пожарных извещателей;

10) в нарушение ст.89 Федерального закона №123-Ф3 от 22.07.2008г. «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.4.3.3 СП 1.13130.2009 «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы», ширина эвакуационного пути по коридору на 1-м этаже менее 1,2 м (при двустороннем расположении дверей, открывающихся из помещений в коридор);

11) в нарушение п.61 Правил противопожарного режима в Российской Федерации,, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации №390 от 25.04.2012г., в инструкторской в помещении бассейна пожарные извещатели установлены на сгораемых конструкциях (пластике).

В соответствии с Уставом МБУ «ФОК «Кристалл» учреждение создаётся в целях удовлетворения общественных потребностей жителей Бологовского района в занятиях физической культурой и спортом на любительском и профессиональном уровнях, социально-культурной активности населения, организации его досуга и отдыха. Учредителем МБУ «ФОК «Кристалл» является администрация МО «Бологовский район» Тверской области.

Выявленные факты нарушают права граждан, посещающих МБУ «ФОК «Кристалл», в том числе несовершеннолетних, и их законных представителей, а также работников учреждения на охрану жизни и здоровья, и могут повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда их жизни и здоровью, а также ущерба имуществу в результате противоправных посягательств. В данном случае невозможно привлечь к участию в деле отдельно взятого гражданина, в связи с чем межрайонный прокурор обращается в суд в интересах неопределенного круга лиц.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.45,131,132 ГПК РФ, прокурор просит возложить на муниципальное бюджетное учреждение «Физкультурно-оздоровительный комплекс «Кристалл» обязанность устранить нарушения требований законодательства об антитеррористической защищенности на объекте с массовым пребыванием людей, а именно, оснастить объект стационарным металлообнаружителем или ручным металлоискателем, в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу; возложить на муниципальное бюджетное учреждение «Физкультурно-оздоровительный комплекс «Кристалл» обязанность устранить нарушения требований пожарной безопасности в здании муниципального бюджетного учреждения «Физкультурно-оздоровительный комплекс «Кристалл» до 01.11.2018г.; возложить на администрацию МО «Бологовский район» Тверской области обязанность в случае отсутствия собственных денежных средств у муниципального бюджетного учреждения «Физкультурно-оздоровительный комплекс «Кристалл» обеспечить финансирование мероприятий по устранению нарушений требований законодательства об антитеррористической защищенности и пожарной безопасности на объекте с массовым пребыванием людей в здании муниципального бюджетного учреждения «Физкультурно-оздоровительный комплекс «Кристалл», расположенного по адресу: Тверская область, г.Бологое, Заводской м-н, д. 16.

Определением Бологовского городского суда Тверской области от 13 апреля 2018 года, в порядке досудебной подготовки к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, на стороне истца привлечено Главное управление МЧС России по Тверской области.

В судебном заседании помощник Бологовского межрайонного прокурора Корнилова Н.В. уточнила заявленные требования, связи с добровольным исполнением ответчиком МБУ «ФОК «Кристалл» части требований, а именно: в медицинском кабинете (кабинете №4), мужской раздевалке (кабинете №25), подсобном помещении (кабинете №36), кабинете директора приведено в соответствие с требованиями горизонтальное расстояние от пожарных извещателей до электросветильников; а также расстояние расположения настенных речевых оповещателей в здании; в помещении подвала под бассейном заделаны негорючими материалами, обеспечивающими требуемый предел огнестойкости дымогазонепроницаемости, образовавшиеся отверстия в месте пересечения противопожарной преграды с инженерными коммуникациями; на лестнице, ведущей из подвала в подвал под бассейном, установлены перила. Просит принять отказ от иска в указанной части и прекратить производство по делу. Последствия отказа от иска в части и прекращения производства по делу, предусмотренные ст.221 ГПК разъяснены и понятны. В остальном заявленные требования прокурор поддержала, ссылаясь на изложенные в исковом заявлении основания.

Представитель ответчика МБУ «ФОК «Кристалл» Дорофеев А.Ю. с учетом отказа прокурора от части исковых требований, иск признал, пояснив суду, что выявленные в ходе прокурорской проверки нарушения требования пожарной безопасности частично устранены, а именно полностью устранены нарушения, указанные в 1, 2, 6 и 7 пунктах искового заявления. Для устранения остались самые сложно выполнимые нарушения, в ООО ЧОП «Берегиня» было направлено соответствующее письмо. Ответчиком разработана необходимая документация, проведены инструктажи. В здании имеется большой подвал, в связи с чем его целесообразно использовать под горючие материалы. В целях обеспечения противопожарной безопасности в подвале будет установлена пожарная сигнализация. Металлоискатель оплачен и в ближайшее время будет установлен. Против прекращения производства по делу в части не возражал.

Представитель ответчика МБУ «ФОК «Кристалл» Новожилова С.В. иск признала и суду пояснила, что много проведено работы по устранению выявленных нарушений, оставшиеся нарушения будут устранены в кратчайшие сроки. Против прекращения производства по делу в части не возражала.

В судебном заседании представитель ответчика администрации МО «Бологовский район» Савельева Ю.Ю. иск признала, пояснив суду, что при отсутствии у МБУ «ФОК «Кристалл» собственных денежных средств, администрацией МО «Бологовский район» как учредителем данного МБОУ будет выделено финансирование на устранение выявленных нарушений. Против прекращения производства по делу в части не возражала.

Определением суда, занесенным в протокол судебного заседания, судом принят отказ прокурора от части требований и производство по делу в части требований о обязании МБУ «ФОК «Кристалл» устранить нарушения требований пожарной безопасности в здании, а именно: в медицинском кабинете (кабинете №4), мужской раздевалке (кабинете №25), подсобном помещении (кабинете №36), кабинете директора привести в соответствие с требованиями горизонтальное расстояние от пожарных извещателей до электросветильников; а также расстояние расположения настенных речевых оповещателей в здании; в помещении подвала под бассейном заделать негорючим материалами, обеспечивающими требуемый предел огнестойкости дымогазонепроницаемости, образовавшиеся отверстия в месте пересечения противопожарной преграды с инженерными коммуникациями; установить перила на лестнице, ведущей из подвала в подвал под бассейном.

Представители третьих лиц ОНД и ПР по Вышневолоцкому, Бологовскому, Фировскому районам Тверской области Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного Управления МЧС России по Тверской области, Главного управления МЧС России по Тверской области, в судебное заседание не явились, о слушании дела извещены. Учитывая положения ст.167 ГПК РФ, суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся третьих лиц.

Выслушав помощника Бологовского межрайонного прокурора, представителей ответчиков, изучив материалы дела, суд находит исковое заявление Бологовского межрайонного прокурора подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

В соответствии со ст.27 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», при осуществлении возложенных на него функций прокурор принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба; использует полномочия, предусмотренные ст.22 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации».

В случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда нарушены права и свободы неопределенного круга лиц, либо права граждан, не имеющих возможности самостоятельно защищать свои нарушенные права, прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах неопределенного круга лиц.

Учитывая вышеуказанные нормы закона, прокурор имеет право на обращение в суд с настоящим иском.

Согласно ст.2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.

Противодействие терроризму в Российской Федерации основывается, в том числе на принципах обеспечения и защиты основных прав и свобод человека и гражданина, приоритета мер предупреждения терроризма (ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006г. №35-Ф3 «О противодействии терроризму»).

В силу ст.3 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ противодействие терроризму – деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц, в том числе, по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); антитеррористическая защищенность объекта (территории) – состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта.

Под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.

В соответствии с ч.ч. 2, 3.1 ст. 5 Федерального закона от 06.03.2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств объектов топливно- энергетического комплекса).

Физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица либо использующие принадлежащее им имущество в социальных, благотворительных, культурных, образовательных или иных общественно полезных целях, не связанных с извлечением прибыли, выполняют требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), используемых для осуществления указанных видов деятельности и находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании. Юридические лица обеспечивают г выполнение указанных требований в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.

Согласно п. 11 Концепции противодействия терроризму в РФ, утвержденной Президентом РФ 5 октября 2009 г., к основным задачам противодействия терроризму относится: выявление и устранение причин, условий способствующих возникновению и распространению терроризма, обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а так же мест массового пребывания людей.

В соответствии с п. 21 Концепции к основным мерам по предупреждению профилактике терроризма относится организационно технические разработка и реализация целевых программ и мероприятий по обеспечению критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а так же мест массового пребывания людей техническими средствами защиты совершенствованием механизма ответственности за несоблюдение требований обеспечения антитеррористической защищенности объектов террористической деятельности и улучшение технической оснащенности субъектов противодействия терроризму.

В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 5 Федерального закона "О противодействии терроризму" Правительством Российской Федерации принято Постановление от 06.03.2015г. № 202 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов спорта и формы паспорта безопасности объектов спорта», которым утвердило требования к антитеррористической защищенности объектов спорта и установило обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов недвижимого имущества и комплексов недвижимого имущества, специально предназначенных для проведения физкультурных мероприятий и (или) спортивных мероприятий, включая проведение категорирования объектов спорта, осуществление контроля за выполнением настоящих требований и разработку паспорта безопасности объектов спорта.

В соответствии с п. 15 Требований в целях обеспечения необходимой степени антитеррористической защищенности с учетом присвоенной категории опасности объекты спорта, отнесенные ко второй категории опасности оборудуются следующими инженерно-техническими средствами охраны: системой экстренного оповещения сотрудников и посетителей объекта спорта о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации; охранной телевизионной системой, позволяющей при необходимости идентифицировать лица посетителей; стационарными металлообнаружителями или ручными металлоискателями; контрольно-пропускными пунктами (постами).

Органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий (пункт 3 ст.5 Федерального закона от 06 марта 2006 года №35-ФЗ «О противодействии терроризму»).

Утвержденная Президентом Российской Федерации 08.10.2009 "Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации" предусматривает, что субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму. В правовом обеспечении противодействия терроризму принимают участие все уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления.

В силу пункта 6.1 части 1 статьи 15 Федерального закона 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района. В частности, участие в профилактике терроризма выражается в обеспечении антитеррористической защищенности зданий и сооружений, в которых размещены муниципальные учреждения образования.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 Закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.

В силу действующего законодательства исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности является обязанностью, в том числе органов местного самоуправления.

На основании ст. 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления. Собственником имущества бюджетного учреждения является соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование.

Согласно уставу МБУ «ФОК «Кристалл» является муниципальным бюджетным учреждением, некоммерческой организацией. Учредителем МБУ «ФОК «Кристалл» является муниципальное образование «Бологовский район». Администрация МО «Бологовский район» осуществляет функции и полномочия учредителя учреждения. Собственником имущества является МО «Бологовский район». Целью деятельности учреждения является удовлетворение общественных потребностей жителей Бологовского района в занятиях физической культурой и спортом на любительском и профессиональном уровнях, социально-культурной активности населения, организации его досуга и отдыха. Основными видами деятельности учреждения являются: организация и проведение спортивно-массовых мероприятий (соревнований) районного и областного масштаба оказание платных физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг (посещение бассейна), предоставление бассейна, зала сухого плавания, тренировочных залов (аренда, прокат) и безвозмездной основе для занятия физической культурой и спортом организациям и предприятиям района и субъектов РФ, а также физическим лицам; предоставление на возмездной основе помещения и стола для игры в бильярд юридическим и физическим лицам, реализация программ по различным видам спорта в соответствии с этапами многолетней спортивной подготовки, организация платного и бесплатного досуга для населения в сфере активного отдыха, оказание помощи в создании и организации деятельности клубных формирований и любительских объединений по спортивно-оздоровительным и иным интересам.

Согласно Распоряжению главы администрации МО «Бологовский район» №752-рк от 01.11.2017 директором МБУ «ФОК «Кристалл» назначена Новожилова С.В.

Исходя из изложенного, суд приходит к выводу о том, что ответчики наделены правовыми полномочиями, а, следовательно, и обязанностями по осуществлению мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности и принятию мер по профилактике терроризма в МБУ «ФОК «Кристалл» в пределах их компетенции.

Судом установлено, что решением заместителя Бологовского межрайонного прокурора №41 от 28 марта 2018 года по заданию прокуратуры области №71-25-2018 от 28.03.2018г. были проведены проверки исполнения законодательства о пожарной безопасности и соблюдения требований законодательства об антитеррористической защищенности в досуговых детских организациях, на объектах культуры и спорта, а также иных местах с массовым пребыванием людей на территории Бологовского района.

Из акта проверки Бологовской межрайонной прокуратуры от 09.04.2018 следует, что в ходе проверки в МБУ «ФОК «Кристалл» установлено, что деятельность учреждения осуществляется в нарушение пункта 15 Требований к антитеррористической защищенности объектов спорта и формы паспорта безопасности объектов спорта, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.03.2015г. № 202, в соответствии с которыми в целях обеспечения необходимой степени антитеррористической защищенности с учетом присвоенной категории опасности объекты спорта, отнесенные ко второй категории опасности, оборудуются инженерно-техническими средствами охраны - стационарными металлообнаружителями и ручными металлоискателями. МБУ «ФОК «Кристалл» не оборудовано стационарными металлообнаружителями или ручными металлоискателями. Кроме того, в ходе проведения проверки в МБУ «ФОК «Кристалл» выявлены нарушения требований законодательства, предъявляемые к контролю за выполнением требований к антитеррористической защищенное объектов (территорий) как со стороны руководителя муниципального учреждения, так и со стороны органа местного самоуправления, в ведении которого находится муниципальное учреждение, контрольные мероприятия по выполнению требований антитеррористической защищенности объекта в установленные законом сроки ни руководителем муниципального учреждения, ни учредителем муниципального учреждения не проводятся. При проведении проверки учреждением не были представлены соответствующие акты о проведении таких проверок.

Таким образом, МБУ «ФОК «Кристалл» возложенные законом обязанности по созданию безопасных условий во время нахождения людей в указанном учреждении, по обеспечению антитеррористической защищенности зданий и помещений, специально предназначенных для проведения мероприятий с массовым пребыванием людей, не исполняются, что не отвечает принципам государственной политики в области противодействия терроризму, изложенным в Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президенте Российской Федерации 05.10.2009 г.

В преамбуле к Федеральному закону от 21.12.1994г. №69-ФЗ "О пожарной безопасности" законодатель закрепляет обеспечение пожарной безопасности в качестве одной из важнейших функций государства, определяя общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, регулируя в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также между общественными объединениями, индивидуальными предпринимателями, должностными лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства.

В статье 1 ФЗ «О пожарной безопасности» пожарная безопасность определяется как состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности как специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности как невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности; меры пожарной безопасности как действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности.

В соответствии со статьей 20 указанного закона к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.

Статьей 34 Федерального закона "О пожарной безопасности" определено, что граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.

Неисполнение определенных законом противопожарных мероприятий создает опасность для жизни и здоровья людей и влечет нарушение их прав. Несоблюдение правил пожарной безопасности может повлечь гибель людей. Несоблюдение требований пожарной безопасности, могущее повлечь возникновение пожара, является угрозой для жизни и здоровья граждан.

К обязанностям организаций в лице руководителей статья 37 Закона о пожарной безопасности относит соблюдение требований пожарной безопасности, а также выполнение предписаний, постановлений и иных законных требований должностных лиц пожарной охраны, устанавливая в статье 38 данного закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности.

Основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения, установлены Федеральным законом от 22.07.2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".

В силу части 1 статьи 6 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий: 1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом; 2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.

Правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов (далее - объекты) в целях обеспечения пожарной безопасности, установлены Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 г. N 390 "О противопожарном режиме".

Из информации ОНД и ПР по Вышневолоцкому, Бологовскому, Фировскому району от 06.04.2018 следует, что во исполнение требования Бологовской межрайонной прокуратуры сотрудники ОНД и ПР по Вышневолоцкому, Бологовскому, Фировскому районам привлекались в качестве специалистов к проведению совместных проверок соблюдения федерального законодательства о пожарной безопасности в досуговых детских организацях, объектах культуры и спорта, иных местах с массовым пребыванием людей, в ходе которых выявлены следующие нарушения требований пожарной безопасности, в МБУ «ФОК «Кристалл» по адресу: г. Бологое, Заводской мкр., д. 16.

1) В медицинском кабинете (кабинете №4), мужской раздевалке (кабинете №25), подсобном помещении (кабинете №36), кабинете директора горизонтальное расстояние от пожарных извещателей до электросветильников менее 0,5 метра (Правила противопожарного режима в РФ, утвержденные Постановлением Правительства РФ №390 от 25.04.2012г п.61, Федеральный закон №123-Ф3 от 22.07.2008 года «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» ст. 83, ч.6, Свод правил СП 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования» п. 13.3.6);

2) Настенные речевые оповещатели в здании располагаются на расстоянии от потолка до верхней части оповещателя менее чем 150 мм (Правила противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации №390 от 25.04.2012 года п.61, Свод правил СП 3.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности» п. 4.4);

3) Отсутствуют табло «Выход» над эвакуационными выходами из зала бокса (Федеральный закон №123-Ф3 от 22.07.2008 года «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» ст. 84, Правила противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации №390 от 25.04.2012 года п.61, Приказ МЧС РФ от 20.06.2003 N 323 «Об утверждении норм пожарной безопасности «Проектирование систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях» (НПБ 104-03)» табл.1, Свод правил СП 3.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности» п. 5.3);

4) В туалете 1-го этажа, подсобном помещении буфета отсутствуют пожарные извещателй автоматической пожарной сигнализации (Правила противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства Российской! Федерации №390 от 25.04.2012 года п.61, Приказ МЧС РФ от 18.06.2003 N 315 "Об утверждении норм пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией» (НПБ 110-03) п.14);

5) Стены на путях эвакуации коридоров, лестничных клеток отделаны горючими; материалами (дерево) (Федеральный закон №123-Ф3 от 22.07.2008 года «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» ст. 89, СНиП 21-01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений» п.6.25);

6) В помещении подвала под бассейном не заделаны негорючими материалами, обеспечивающими требуемый предел огнестойкости и дымогазонепроницаемость, образовавшиеся отверстия в месте пересечения противопожарной преграды с инженерными коммуникациями (Правила противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации №390 от 25.04.2012 года п.22);

7) На лестнице, ведущей из подвала в подвал под бассейном, отсутствуют перила (Федеральный закон №123-Ф3 от 22.07.2008 года «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» ст. 89, СП 1.13130.2009 «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» п. 4.3.4);

8) В подвале под бассейном допускается хранение горючих материалов (Правила противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации №390 от 25.04.2012 года п.23 (б));

9) В подсобном помещении (кабинете №34) не обеспечено наличие двух пожарных извещателей (Федеральный закон №123-Ф3 от 22.07.2008 года «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» ст. 83, Правила противопожарного режима в Российской Федерации, утверждённые Постановлением Правительства Российской; Федерации №390 от 25.04.2012 года п.61, Свод правил СП 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования» п.13.3.2);

10) Ширина эвакуационного пути по коридору на 1-м этаже менее 1,2 м (при двустороннем расположении дверей, открывающихся из помещений в коридор) (Федеральный закон №123-Ф3 от 22.07.2008 года «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» ст. 89, СП 1.13130.2009 «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» п. 4.3.3);

11) В инструкторской в помещении бассейна пожарные извещателей установлены на сгораемых конструкциях (пластике) (Правила противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации №390 от 25.04.2012 года п.61.

Прокурорской проверкой 09 апреля 2018 года выявлены нарушения требований пожарной безопасности в МБУ «ФОК «Кристалл», о чем составлен соответствующий акт.

Судом установлено, что до настоящего времени ответчиком не устранены нарушения законодательства об антитеррористической защищенности, а именно здание МБУ «ФОК «Кристалл», расположенного по адресу: Тверская область, г.Бологое, Заводской м-н, д. 16, не оборудовано стационарными металлообнаружителями или ручными металлоискателями.

В ходе рассмотрения дела ответчиком частично устранены нарушения требований пожарной безопасности, в связи с чем прокурор частично отказался от заявленных требований. На сегодняшний день в здании МБУ «ФОК «Кристалл» остаются не устраненными следующие нарушения: над эвакуационными выходами из зала бокса отсутствуют табло «Выход»; в туалете 1-го этажа, подсобном помещении буфета отсутствуют пожарные извещатели автоматической пожарной сигнализации; стены на путях эвакуации коридоров, лестничных клеток отделаны горючими материалами (дерево); в подвале под бассейном допускается хранение горючих материалов; в подсобном помещении (кабинете №34) не обеспечено наличие двух пожарных извещателей; ширина эвакуационного пути по коридору на 1-м этаже менее 1,2 м (при двустороннем расположении дверей, открывающихся из помещений в коридор); в инструкторской в помещении бассейна пожарные извещатели установлены на сгораемых конструкциях (пластике).

Анализируя установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу, что ответчик МБУ «ФОК «Кристалл» возложенные законом обязанности по созданию безопасных условий для посещающих его граждан, по обеспечению антитеррористической защищенности здания, специально предназначенного для реализации дополнительных образовательных программ и государственных образовательных стандартов для детей в сфере культуры и искусства и предоставления дополнительных образовательных услуг, культурно-просветительской деятельности и иных мероприятий, не исполняет, что не отвечает принципам государственной политики в области противодействия терроризму, нарушает требования нормативных документов по пожарной и антитеррористической безопасности, что создают угрозу жизни и здоровью людей, опасные условия для неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, работников, граждан, посещающих учреждение, нарушает их права и законные интересы.

Разрешая заявленные требования по существу, суд приходит к выводу о том, что выявленные в ходе проверки нарушения требований нормативных документов по пожарной и антитеррористической безопасности создают угрозу жизни и здоровью людей, опасные условия для неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, работников, граждан, посещающих учреждение, нарушает их права и законные интересы.

Руководствуясь вышеприведенными нормами законодательства, приходит к выводу о возложении на МБУ «ФОК «Кристалл» обязанности по устранению нарушения законодательства о противодействии терроризму и требований пожарной безопасности.

Из системного толкования положений п.4 ст.3 Федерального закона от 06.03.2006 №35-ФЗ "О противодействии терроризму", п.6.1 ч.1 ст.15 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пункта 42 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации, следует, что орган местного самоуправления обязан финансировать профилактические мероприятия в области противодействия терроризму.

Орган местного самоуправления, являясь субъектом антитеррористической деятельности и учредителем учреждения МБУ «ФОК «Кристалл», обеспечивает финансирование работ в области профилактике терроризма и экстремизма. Выполнение этой обязанности направлено на обеспечение безопасности посетителей и работников учреждения при посещении физкультурных и спортивных мероприятий, их защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц.

Суд отмечает, что отсутствие надлежащего финансирования для этих целей не может служить основанием для освобождения администрации МО «Бологовский район» от исполнения обязанности возложенной законом, поскольку в силу ч.1 ст.81 Бюджетного кодекса Российской Федерации в расходной части бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов) предусматривается создание резервных фондов исполнительных органов государственной власти (местных администраций).

Таким образом, требование прокурора о возложении на администрацию МО «Бологовский район» обязанности обеспечить финансирование мероприятий МБУ «ФОК «Кристалл» по устранению нарушений законодательства о противодействии терроризму и требований противопожарной безопасности в здании МБУ «ФОК «Кристалл», расположенном по адресу: Тверская область, г.Бологое, Заводской м-н, д. 16, в случае отсутствия у последнего собственных денежных средств подлежит удовлетворению.

Указанный прокурором срок для исполнения решения суда в части устранения нарушения требований законодательства об антитеррористической защищенности – в течение трех месяцев со дня вступления его в законную силу, и в части устранения требований пожарной безопасности - до 01 ноября 2018 года, суд считает обоснованным и разумным.

Согласно п.9 ч.1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины освобождены прокуроры по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

В соответствии с ч.1 ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина – в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

По смыслу приведенной нормы закона с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере, в котором судебные расходы должен был оплатить истец.

При определении суммы государственной пошлины, подлежащей взысканию с ответчика, суд руководствуется размером государственной пошлины, установленной п.3 ч.1 ст.333.19 Налогового кодекса РФ для физических лиц, обращающихся с исковым заявлением неимущественного характера, поскольку прокурором иск был заявлен в интересах неопределенного круга лиц.

Поскольку по данному делу истец по заявленному требованию неимущественного характера должен был уплатить государственную пошлину в размере 300 рублей, с ответчика подлежат взысканию в местный бюджет судебные расходы в этом размере.

При этом суд принимает во внимание, что согласно п.19 ч.1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, в качестве истцов или ответчиков, освобождены от уплаты государственной пошлины.

В этой связи суд полагает необходимым взыскать с МБУ «ФОК «Кристалл» государственную пошлину, от уплаты которой прокурор при подаче искового заявления освобожден в силу закона, в размере 300 рублей.

Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

Иск Бологовского межрайонного прокурора, действующего в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц, к муниципальному бюджетному учреждению «Физкультурно-оздоровительный комплекс «Кристалл» об обязании устранить нарушения требований законодательства об антитеррористической защищенности и пожарной безопасности на объекте с массовым пребыванием людей и к администрации муниципального образования «Бологовский район» Тверской области об обязании обеспечить финансирование мероприятий по устранению нарушений в здании учреждения в случае отсутствия собственных денежных средств удовлетворить.

Возложить на муниципальное бюджетное учреждение «Физкультурно-оздоровительный комплекс «Кристалл» обязанность устранить нарушения требований законодательства об антитеррористической защищенности на объекте с массовым пребыванием людей, а именно, оснастить объект стационарным металлообнаружителем или ручным металлоискателем в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Возложить на муниципальное бюджетное учреждение «Физкультурно-оздоровительный комплекс «Кристалл» обязанность устранить нарушения требований пожарной безопасности в здании МБУ «ФОК «Кристалл», а именно установить табло «Выход» над эвакуационными выходами из зала бокса; установить в туалете 1-го этажа, подсобном помещении буфета пожарные извещатели автоматической пожарной сигнализации; стены на путях эвакуации коридоров, лестничных клеток отделаны горючими материалами (дерево); устранить хранение в подвале под бассейном горючих материалов; обеспечить в подсобном помещении (кабинете №34) наличие двух пожарных извещателей; обеспечить или привести в соответствие с требованиями ширину эвакуационного пути по коридору на 1-м этаже более 1,2 м; установить в инструкторской в помещении бассейна пожарные извещатели на несгораемых конструкциях.

Возложить на администрацию муниципального образования «Бологовский район» обязанность в случае отсутствия собственных денежных средств у Муниципального бюджетного учреждения «Физкультурно-оздоровительный комплекс «Кристалл» обеспечить финансирование мероприятий по устранению нарушений требований пожарной безопасности в здании муниципального бюджетного учреждения «Физкультурно-оздоровительный комплекс «Кристалл», расположенном по адресу: Тверская область, г.Бологое, Заводской м-он, д.16.

Взыскать с муниципального бюджетного учреждения «Физкультурно-оздоровительный комплекс «Кристалл» государственную пошлину в бюджет муниципального образования «Бологовский район» Тверской области в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Бологовский городской суд Тверской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, то есть с 15 мая 2018 года.

Судья Ж.Н. Бондарева