ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-246/2021 от 04.02.2021 Няганского городского суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

04 февраля 2021 года г. Нягань

Няганский городской суд Ханты–Мансийского автономного округа – Югры в составе председательствующего судьи Вараксина П.В.,

при секретаре Царёвой Е.П.,

с участием,

истца: ФИО1,

представителя ответчика: ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Администрации города Нягани о признании жилого дома аварийным и подлежащим сносу,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд с заявлением, которым просил признать жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, аварийным и подлежащим сносу и обязать ответчика включить указанный дом в реестр сноса жилых домов, признанных аварийными и подлежащими сносу.

Заявленные требования мотивированы тем, что указанный жилой дом, в дата был признан ответчиком непригодным для проживания и на основании распоряжения Администрации города Нягани от дата Департаменту имущественных и земельных отношений дано указание включить данный дом после дата в очередность домов подлежащих сносу, а также осуществить мероприятия по расселению граждан. С дата истец является собственником спорного дома на основании договора купли продажи. дата ФИО1 обратился к ответчику с заявлением о признании дома аварийным, на что получил отказ от дата мотивированный отсутствием полномочий у органов местного самоуправления признать принадлежащий истцу дом аварийным. Не согласившись с решением ответчика, истец, ссылаясь на п.33 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, просит суд признать дом аварийным и понудить Администрацию города Нягани включить его в соответствующий реестр.

Истец в ходе судебного заседания настаивал на удовлетворении заявленных требований. Суду пояснил, что приобретая дом, знал, что он признан непригодным для проживания. После его покупки не смог содержать жилое помещение в надлежащем состоянии и в настоящее время в доме невозможно проживать.

Представитель ответчика заявленные истцом требования не признала. Ссылаясь на Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, полагает, что органы местного самоуправления не наделены полномочиями признавать индивидуальный жилой дом аварийным.

Выслушав стороны, исследовав имеющиеся в деле доказательства, суд приходит к следующему.

Заключением Межведомственной комиссии от дата жилой дом по адресу: <адрес> признан непригодным для проживания в связи с его физическим износом.

На основании договора купли-продажи от дата истец приобрел указанный жилой дом и земельный участок под ним. Право собственности зарегистрировано в установленном законом порядке.

Из представленного истцом договора купли-продажи жилого дома и земли следует, что продавцы владели указанным имуществом с дата на основании договора мены и свидетельства о праве собственности на наследство.

дата ФИО1 обратился к ответчику с заявлением о признании дома аварийным и подлежащим сносу, а также о включении данного дома в реестр сноса жилых домов.

дата Администрацией города Нягани отказано истцу в передаче данного заявления на рассмотрение Межведомственной комиссии по тем основаниям, что заявителем не представлены необходимые документы, а также в связи с отсутствием полномочий по признанию индивидуальных жилых домов аварийными и подлежащими сносу.

Статьёй 12 Жилищного кодекса РФ установлено, что к полномочиям органов государственной власти РФ относятся определение оснований и порядка признания жилых помещений непригодными для проживания, оснований и порядка признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Часть 4 ст. 15 Жилищного кодекса РФ предусматривает, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания, многоквартирный дом может быть признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством РФ.

В соответствии с пунктом 6 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. № 47 (далее по тексту Положение), многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме. Многоквартирный дом содержит в себе элементы общего имущества собственников помещений в таком доме в соответствии с жилищным законодательством.

Понятие индивидуального жилого дома содержится в ч.3 ст.48 и ч.2 ст.49 Градостроительного кодекса РФ, согласно которым под индивидуальным домом понимается отдельно стоящий жилой дом с количеством этажей не более чем три, предназначенный для проживания одной семьи (объект индивидуального жилищного строительства).

Пунктом 47 Положения установлено, что по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в настоящем Положении требованиям:

о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;

о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями;

о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания;

о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции;

о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;

об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Оценивая приведенные выше нормы, суд приходит к выводу, что жилищным законодательством РФ не предусмотрены полномочия соответствующих органов исполнительной власти формировать межведомственные комиссии для рассмотрения вопроса о признании индивидуального жилого дома аварийным и подлежащим сносу.

Кроме того, защита нарушенных прав осуществляется гражданами в установленном законом порядке.

Статьёй 52 Положения предусмотрено, что решение соответствующего федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, заключение, предусмотренное пунктом 47 настоящего Положения, могут быть обжалованы заинтересованными лицами в судебном порядке.

Суд любого уровня сам по себе не наделен полномочием признавать жилые помещения аварийными. Разрешение соответствующего спора возможно лишь в рамках оспаривания действий органов местного самоуправления.

Из содержания и смысла искового заявления не следует, что истцом оспорено принятое ответчиком решение от дата

Отсутствие оснований для признания жилого дома истца аварийным, исключает возможность понуждения ответчика к включению данного дома в соответствующий реестр.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных истцом требований.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ суд,

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований, заявленных ФИО1, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Няганский городской суд.

Судья П.В. Вараксин