ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-246/2022 от 31.05.2022 Кушвинского городского суда (Свердловская область)

Дело № 2-246/2022

УИД: 66RS0036-01-2022-000286-47

Решение в окончательной форме принято 31 мая 2022 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 мая 2022 года город Кушва

Кушвинский городской суд Свердловской области в составе:

председательствующего судьи Мальцевой В.В.,

с участием прокурора Щербинина В.Ю.,

при секретаре судебного заседания Ямалеевой С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора г. Кушвы в интересах неопределенного круга лиц, несовершеннолетних к Муниципальному автономному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад № 32 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей», Управлению образования Кушвинского городского округа о возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства о противодействии терроризму,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г. Кушвы обратился в Кушвинский городской суд Свердловской области с иском в интересах неопределенного круга лиц, несовершеннолетних к Муниципальному автономному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад № 32 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей» (далее – МАДОУ ДС № 32), Управлению образования Кушвинского городского округа (далее – Управление образования КГО) в котором просит:

-возложить на Управление образования КГО обязанность в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу выделить МАДОУ ДС № 32 денежные средства для осуществления мероприятий по оснащению здания, расположенного по адресу: <адрес>А, системами передачи тревожных сообщений в подразделение войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации);

-возложить на МАДОУ ДС № 32 обязанность в течение двух месяцев с момента осуществления Управлением образования КГО финансирования мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности, оснастить здание, расположенное по адресу: <адрес>А, системами передачи тревожных сообщений в подразделение войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации).

В обоснование заявленных требований указано, что МАДОУ ДС № 32 осуществляет образовательную деятельность на основании Устава. Здание МАДОУ ДС № 32, расположенное по адресу: <адрес>А, отнесено к третьей категории опасности. В нарушение положений федерального законодательства здание образовательной организации не оснащено средствами передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации). Указанное непосредственно ведет к нарушению требований, предъявляемых к системам физической защиты и охраны детей, находящихся в учреждении, а также способствует несанкционированному доступу в образовательное учреждение посторонних лиц, что отрицательно сказывается на комплексной безопасности, антитеррористической защищенности лиц, пребывающих в образовательном учреждении. Образовательные учреждения являются объектами с массовым пребыванием людей, в том числе несовершеннолетних, то есть являются одними из важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения населения. МАДОУ ДС № 32 является некоммерческой организацией, осуществляющей образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, для достижения которых такая организация создана. Муниципальное имущество в виде здания нежилого назначения, расположенное по адресу: <адрес>А, передано образовательной организации на праве оперативного управления. Земельный участок под объектом образования находится в постоянном (бессрочном) пользовании. С учетом уставной деятельности и гражданско-правового положения образовательная организация обязана соблюдать требования законодательства о противодействии терроризму, а также соблюдать права граждан, в том числе несовершеннолетних на безопасность, охрану жизни и здоровья. Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников, образовательной организации.

В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 15 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 № 1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» утверждены требования к антитеррористической безопасности объектов массового пребывания людей, к которым отнесены образовательные организации. Требования устанавливают обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности данного министерства.

Указанный акт предусматривает четыре категории опасности объектов (территорий) и относится к третьей категории опасности объектов (территории), расположенные на территории субъекта Российской Федерации, в котором в течение последних 12 месяцев совершено (предпринято попыток к совершению) от 1 до 2 террористических актов; объекты (территории), в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемое количество пострадавших составляет от 100 до 800 человек или прогнозируемый размер материального ущерба и ущерба окружающей природной среде составляет от 15 до 150 млн. рублей.

В силу п. 25 Требований, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 № 1006, в отношении объектов (территорий) третьей категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным п. 24 настоящих требований, осуществляются следующие мероприятия:

а) оснащение объектов (территорий) системами видеонаблюдения, охранной сигнализации;

б) обеспечение охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны;

в) оборудование на 1-м этаже помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации);

г) оборудование основных входов в здания, входящие в состав объектов (территорий), контрольно-пропускными пунктами (постами охраны);

д) оснащение объектов (территорий) стационарными или ручными металлоискателями.

Установленное в подпункте «в» пункта 25 Требований в отношении объектов (территорий) третьей категории опасности дополнительно по отношению к прочим мероприятиям, связанное с оборудованием на 1-м этаже помещения для охраны с установкой в нем системы видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации), применяется в отношении объектов, указанных в п. 2 Требований, перечень которых, в свою очередь, определен согласно пункту 4 этого же нормативного правового акта.

Предусмотренное подпунктом «в» пункта 25 Требований мероприятие в части средств передачи тревожных сообщений в подразделение войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации) направлено на обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий), под которой Федеральный закон № 35-ФЗ в пункте 6 статьи 3 понимает состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению антитеррористического акта.

Согласно Федеральному закону от 03.07.2016 № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» войска национальной гвардии Российской Федерации являются государственной военной организацией, предназначенной для обеспечения государственной и общественной безопасности, защиты прав и свобод человека и гражданина. Они полномочны обеспечивать оперативное реагирование на сообщения о срабатывании охранной, охранно-пожарной и тревожной сигнализации на подключенных к пультам централизованного наблюдения подразделений войск национальной гвардии объектах, охрана которых осуществляется с помощью технических средств охраны, в этих целях незамедлительно прибывать на место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия, пресекать противоправные деяния, устранять угрозы безопасности граждан и общественной безопасности, документировать обстоятельства совершения административного правонарушения, обстоятельства происшествия, обеспечивать сохранность следов преступления, административного правонарушения, происшествия (ст. 1, п. 21 ч. 1 ст. 9).

При этом данное нормативное положение не подменяет осуществление такого самостоятельного мероприятия в отношении объектов (территорий) третьей категории опасности, как обеспечение их охраны, в том числе сотрудниками частных охранных организаций, что непосредственно предусмотрено подпунктом «б» пункта 25 Требований.

Одним из основных принципов противодействия терроризму в Российской Федерации является обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности. Одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения.

Исходя из положений действующего законодательства, в том числе Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности является обязанность, в том числе органов местного самоуправления.

В соответствии с п. 4 ст. 3 Федерального закона «О противодействии терроризму», п. 7.1 ч. 1 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 42 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009, орган местного самоуправления обязан финансировать профилактические мероприятия в области противодействия терроризму.

В соответствии с Положением об Управлении образования КГО, утвержденного Решением Думы Кушвинского городского округа первого созыва № 624 от 20.10.2011, оно является отраслевым органом администрации Кушвинского городского округа, выполняющим полномочия по решению вопросов местного значения в сфере образования на территории Кушвинского городского округа. К полномочиям Управления образования относится, в том числе, обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий. Кроме того, Управление образования осуществляет материально-техническое обеспечение образовательных учреждений, финансово-экономическое обеспечение деятельности образовательных учреждений: осуществляет функции главного администратора доходов бюджета, главного распорядителя бюджетных средств в соответствии с бюджетным законодательством; осуществляет контроль за содержанием и использованием объектов муниципальной собственности, закрепленной в установленном порядке на праве оперативного управления за подведомственными учреждениями; осуществляет контроль за деятельностью учреждений, в том числе контроль за использованием бюджетных средств, в соответствии с порядком, предусмотренным действующими нормативными правовыми актами.

Таким образом, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению соблюдения требований к антитеррористической защищенности является обязанностью не только МАДОУ ДС № 32, но и Управления образования КГО.

Определением суда от 01.04.2022 к участию в деле в качестве третьего лица на стороне ответчика, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация Кушвинского городского округа /л.д. 62-64/.

Определением суда от 04.05.2022 к участию в деле в качестве третьего лица на стороне ответчика, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью Пожарные системы безопасности «СОВА-ОКО» (далее – ООО ПСБ «СОВА-ОКО), а также Муниципальное унитарное предприятие Кушвинского городского округа «Комитет жилищно-коммунальной сферы» (далее – МУП КГО «КЖКС») /л.д. 136-138/.

Информация о рассмотрении дела заблаговременно размещена на интернет-сайте Кушвинского городского суда Свердловской области www.kushvinsky.svd.sudrf.ru.

В судебном заседании прокурор исковые требования поддержал по доводам и основаниям, изложенным в исковом заявлении, настаивал на удовлетворении.

Представитель МАДОУ ДС № 32 Посягин Е.П., действующий на основании доверенности от 01.03.2022 /л.д. 60/, возражал против удовлетворения заявленных требований, по основаниям, приведенным в отзыве на исковое заявление.

Из отзыва следует, что Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 № 1006 установлены дифференцированные требования к обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий), с учетом возможных последствий совершения террористического акта проводится категорирование объектов (территорий). Возможные последствия совершения террористического акта на объекте (территории) определяются на основании прогнозных показателей о количестве людей, которые могут погибнуть или получить вред здоровью. Прогнозный показатель количества пострадавших в результате возможных последствий совершения террористического акта на объекте (территории) принимается равным максимальному количеству единовременно пребывающих людей на объекте (территории) в рабочие дни. Подпункт «г» пункта 13 постановления определяет объекты (территории) четвертой категории опасности, каковыми являются, в том числе, объекты (территории), в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемое количество пострадавших составляет от 100 до 500 человек и которые расположены в населенных пунктах с численностью населения менее 100 тыс.человек. В соответствии с паспортом безопасности объекта общее количество работников, обучающихся и иных лиц, составляет 260 человек, что в свою очередь свидетельствует об отнесении объекта ответчика к четвертой категории. Пункт 24 Постановления Правительства Российской Федерации № 1006 устанавливает, что в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенных к четвертой категории опасности, осуществляются следующие мероприятия: г) оснащение объектов (территорий) системами передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» и поддержание их в исправном состоянии.

Так, в соответствии с договором от 12.10.2004 на монтаж охранной сигнализации ООО ИТЦ НСБ «СОВА-ОКО» выполнены работы по монтажу охранной сигнализации в здании ответчика. Согласно договору ООО ИТЦ НСБ «СОВА-ОКО» организован мониторинг и обслуживание средств тревожной сигнализации, в том числе обеспечение передачи тревожных сообщений, поступающих с объекта ответчика на пульт Единой диспетчерской службы Кушвинского городского округа в систему 112, а также подразделение противопожарной службы 206 ПЧ 46, ОФПС г. Кушва.

Дополнительно пояснил, что в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации № 1006 и изменениями к нему от 05.03.2022 принято решение о проведении категорирования объекта. В настоящее время МАДОУ ДС № 32 обследовано. По результату обследования объекту присвоена четвертая категория опасности. Удовлетворение исковых требований о возложении на ответчика излишних не основанных на законе обязанностей, в том числе, по финансированию мероприятий, выходящих за рамки закона, необоснованно.

Представитель Управления образования КГО в судебное заседание не явился, о причинах неявки суд не уведомил, об отложении судебного заседания не ходатайствовал.

Представитель Кушвинского ОВО – филиала федерального государственного казенного учреждения «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Свердловской области» Елькин С.С., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ /л.д. 168/, настаивал на удовлетворении заявленных требований. Суду пояснил, что в соответствии в Постановлением Правительства Российской Федерации сигнал необходимо вывезти в подразделение Росгвардии или в службу «112». Поскольку в Кушвинском городском округе действует ОВО, в приоритете вывести сигнал необходимо на Росгвардию. Также просит учесть позицию Министерства безопасности, изложенную в письме от ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель ООО ПСБ «СОВА-ОКО» Козлов С.А., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ /л.д. 150/, возражал против удовлетворения требований прокурора. Привел доводы, аналогичные изложенным в отзыве. Пояснил, что требования действующего законодательства не содержат в себе требования о необходимости передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел, а содержит в себе требования о наличии канала передачи тревожных сообщений в службу по обеспечению вызова экстренных оперативных служб по единому номеру 112. В Кушвинском городском округе функционирует единая дежурно-диспетчерская служба. На базе ЕДДС КГО действует центр обработки вызовов, поступающих по единому номеру 112 с территории муниципального образования, а также анализ и ввод данных в систему 112. Система 112 функционирует в круглосуточном режиме и находится в постоянной готовности к организации экстренного реагирования на вызовы. Прием и обработка вызовов в системе 112 осуществляется операторским персоналом, который вводит в базу данных основные характеристики происшествия, осуществляет анализ и передачу характеристик происшествия, а также при необходимости передачу вызовов в дежурно – диспетчерские службы соответствующих экстренных служб. Выбор и оснащение объектов (территорий) инженерно-техническими средствами и системами охраны конкретных типов осуществляются правообладателями объектов. ОВО не имеет преимущества перед системой 112. Все сигналы поступают непосредственно в систему 112.

Представитель ответчика – Управления образования Кушвинского городского округа, а также представители третьих лиц – Администрации Кушвинского городского округа, МУП КГО «КЖКС», будучи извещенными о времени, месте, дате рассмотрения иска заблаговременно также путем направления извещения, не явились, о причинах неявки суд не уведомили, об отложении судебного заседания не просили.

В отзыве на исковое заявление представитель Администрации КГО указал, что возражает против удовлетворения заявленных исковых требований. Управлением образования КГО проводится работа по категорированию объекта, с учетом внесенных изменений в законодательство. Прием в ЕДДС информации об угрозе или факте возникновения ЧС (происшествий, террористической угрозы) поступающие, в том числе, с тревожных кнопок смонтированных ОООПСБ «СОВА-ОКО» в дошкольных образовательных учреждениях Кушвинского городского округа возможен и осуществляется по всем имеющимся видам и каналам связи, в том числе по номеру телефона ЕДДС и номеру 112.

Принимая во внимание доводы сторон, изучив письменные материалы дела, дав в совокупности им оценку с соблюдением положений ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии с ч. 1 ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

В соответствии со ст. 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. По отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 № 1006 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 05.03.2022 № 289) утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий).

В соответствии с п. 6 указанных Требований в редакции на дату рассмотрения дела судом (законодательство в сфере противодействия терроризму обратной силы не имеет) в целях установления дифференцированных требований к обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) с учетом возможных последствий совершения террористического акта проводится категорирование объектов (территорий). Категорирование осуществляется в отношении функционирующих (эксплуатируемых) объектов (территорий) при вводе объектов в эксплуатацию, а также в случае изменения характеристик объектов (территорий), которые могут повлиять на изменение ранее присвоенной им категории опасности.

В пункте 13 Требований указано, какие категории опасности объектов (территорий) устанавливаются. Так, к объектам (территориям) четвертой категории опасности относятся, в том числе, объекты (территории), в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемое количество пострадавших составляет от 100 до 500 человек и которые расположены в населенных пунктах с численностью населения менее 100 тыс. человек.

Как установлено в судебном заседании, МАДОУ ДС № 32 является образовательной организацией, осуществляет деятельность по адресу: <адрес>А.

Прокурор, поддерживания исковые требования, ссылается на то, что согласно имеющемуся паспорту безопасности здание МАДОУ ДС № 32 относится к третьей категории опасности, а следовательно, в соответствии с требованиями подп. «в» п. 25 Требований здание детского сада должно быть оборудовано охранной сигнализацией и средствами передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации).

Оценивая данные доводы суд приходит к следующим выводам.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.03.2015 № 272 утверждены Требования к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей, а также форма паспорта безопасности мест массового пребывания людей.

Согласно п. 6 Требований категорирование мест массового пребывания людей проводится в целях установления дифференцированных требований к обеспечению их безопасности с учетом степени потенциальной опасности и угрозы совершения в местах массового пребывания людей террористических актов и их возможных последствий. На каждое место массового пребывания людей в течение 30 дней после проведения его обследования и категорирования комиссией составляется паспорт безопасности (п. 14), который является информационно-справочным документом, отражающим состояние антитеррористической защищенности места массового пребывания людей и содержит перечень необходимых мероприятий по предупреждению (пресечению) террористических актов в месте массового пребыванию людей (п. 16).

Таким образом, в случае несоответствия данных, содержащихся в паспорте безопасности объекта, фактическим данным приоритет должны иметь сведения, соответствующие действительности.

Согласно выкопировке из Паспорта безопасности объекта МАДОУ ДС № 32 относится к третьей категории опасности объекта, при этом среднее количество находящихся на объекте (территории) в течении дня работников, обучающихся и иных лиц, в том числе арендаторов, лиц, осуществляющих безвозмездное пользование имуществом, находящимся на объекте (территории), сотрудников охранных организаций – 140 человек /л.д. 86-87/.

Согласно п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 05.03.2022 № 289 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в сфере обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий) в отношении объектов (территорий), указанных в пунктах 2 - 9 изменений, утвержденных настоящим постановлением (в п. 7 Постановления Правительства Российской Федерации № 289 указаны изменения, вносимые в постановлении Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 № 1006), которым присвоена категория или паспорта безопасности которых утверждены до вступления в силу настоящего постановления, категорирование объектов (территорий) или внесение изменений в соответствующие паспорта безопасности до наступления оснований для их актуализации проводится по решению правообладателей указанных объектов (территорий).

Таким образом, приведение паспорта безопасности объекта в соответствие с действующим законодательством не является обязательным до его актуализации.

Управлением образование КГО принято решение о приведении паспортов безопасности дошкольных образовательных учреждений в соответствие в действующим законодательством.

Так, в связи с изменениями, внесенными Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2022 в Требования, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации № 1006, Приказом Управления образования КГО от 07.04.2022 № 141 создана комиссия по обследованию и категорированию объектов (территорий) образовательных организаций, подведомственных Управлению образования Кушвинского городского округа, работа которой организовывается в соответствии с требованиями постановления № 1006. В перечне объектов указан МАДОУ ДС № 32, адрес: <адрес>А.

Приказом Управления образования КГО от ДД.ММ.ГГГГ, с учетом изменений, внесенных приказом от ДД.ММ.ГГГГ, утвержден график обследования объектов (территорий) образовательных организаций с целью проведения категорирования.

Приказом Управления образования КГО от ДД.ММ.ГГГГ, с учетом изменений, внесенных приказом от ДД.ММ.ГГГГ, утвержден перечень объектов, подлежащих обследованию и категорированию.

В материалы дела представлен акт обследования и категорирования МАДОУ ДС № 32 от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому по результатам обследования комиссия решила: присвоить объекту 4 (четвертую) категорию опасности.

Таким образом, с учетом изменений, внесенных в Постановление Правительства Российской Федерации 05.03.2022, здание МАДОУ ДС № 32, расположенное по адресу: <адрес>А, относится к четвертой категории опасности объекта (территории).

Согласно п. 24 Требованиям по антитеррористической защищенности объектов (территорий) в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенных к четвертой категории опасности, в том числе, осуществляется оснащение объектов (территорий) системами передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» и поддержание их в исправном состоянии.

При толковании текста во внимание принимается буквальное значение содержащихся в документе слов и выражений.

Союз «или» употребляется, в том числе, при соотнесении однородных членов предложения или целых предложений (по значению взаимоисключающих или заменяющих друг друга), указывая на необходимость выбора между ними. В данном случае отсутствует приоритет одного предложения перед другим, а, следовательно, объекты третьей категории опасности могут по своему выбору оснастить объект (территорию) системами передачи тревожных сообщений либо в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации, либо в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112». Иной вывод, в том числе о преимуществе войск национальной гвардии Российской Федерации при оснащении объектов (территорий) системами передачи тревожных сообщений перед экстренными службами, вызываемыми по единому номеру «112», основан на неверном толковании норм права.

В целях реализации требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), определенных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 № 1006 разработаны Методические рекомендации «Организация деятельности по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации» (утверждены заместителем Министра просвещения Российской Федерации 15.02.2021). Согласно указанным Методическим рекомендациям система обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» - система, предусматривающая передачу вызовов (сообщений о происшествиях), включая телефонные вызовы и короткие текстовые сообщения (SMS), от пользователей (абонентов) сетей фиксированной или подвижной радиотелефонной связи в систему-112, а также прохождение вызова (сообщения о происшествии) от системы-112 в дежурно-диспетчерские службы соответствующих экстренных оперативных служб.

В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 30.12.2020 № 488-ФЗ «Об обеспечении вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.11.2021 № 2071 утверждены Правила взаимодействия сил и средств систем обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112», которые введены в действие с 01.01.2022. Согласно указанным Правилам система-112 представляет собой систему, объединяющую силы и средства, предназначенные для обеспечения вызова по единому номеру «112» и информационного взаимодействия органа повседневного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также диспетчерских служб, функционирующая на основании нормативного правового акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного на решение задач в области организации, функционирования и развития системы-112.

Организация приема и обработки вызовов в системе-112 осуществляется в соответствии с нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, предусмотренным статьей 6 Федерального закона «Об обеспечении вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (п. 19 Правил). Переадресация поступивших вызовов является составной частью порядка информационного взаимодействия диспетчерских служб в рамках системы-112 (п. 25 Правил).

В соответствии с п. п. 1, 2 ч. 7 ст. 6 Федерального закона от 30.12.2020 № 488-ФЗ «Об обеспечении вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Правительство Российской Федерации утверждает порядок взаимодействия сил и средств системы-112, орган местного самоуправления принимает правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с организацией, функционированием и развитием системы-112; принимает участие в организации, функционировании и развитии системы-112 на своей территории.

Постановлением администрации Кушвинского городского округа от 04.12.2017 № 1781 утверждено Положение о муниципальном звене территориальной системы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории Кушвинского городского округа, согласно которому органами повседневного управления РСЧС КГО являются ЕДДС КГО и ДДС организаций (объектов).

Постановлением администрации Кушвинского городского округа от 30.12.2021 № 1763 утверждено Положение о единой дежурно-диспетчерской службе Кушвинского городского округа». Этим же постановлением признано утратившим силу постановление администрации Кушвинского городского округа от 18.09.2019 № 1206 «Об утверждении Положения о единой дежурно-диспетчерской службе Кушвинского городского округа». Указанное Положение определяет основные задачи, функции и полномочия единой дежурной диспетчерской службы Кушвинского городского округа (далее – ЕДДС КГО) с учетом эксплуатации и развития системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» на территории Свердловской области (далее – система-112), построения (внедрения), развития и эксплуатации на базе ЕДДС аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» (далее – АПК «Безопасный город») (п. 1).

ЕДДС является органом повседневного управления Свердловской областной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее – РСЧС) муниципального уровня, обеспечивающим, в том числе управление ситами и средствами, предназначенными и привлекаемыми для предупреждения и ликвидации ЧС, осуществления обмена информацией и оповещения населения при угрозе или возникновении ЧС (подп. 4 п. 2). ЕДДС создается на штатной основе в виде самостоятельного структурного подразделения МКУ КГО «КДКС».

Целями ЕДДС является, в том числе, повышение эффективности взаимодействия привлекаемых сил и средств РСЧС, в том числе экстренных оперативных служб, организаций (объектов), при их совместных действиях по предупреждению и ликвидации ЧС (происшествия); своевременное информирование органов повседневного управления РСЧС, органов управления ГО о прогнозируемых и возникших ЧС (происшествиях); обеспечение сбора и обмена информацией в области ГО (п. 10). ЕДДС присвоена V категория, определенная в соответствии с численностью населения на обслуживаемой территории: V категория – до 50 тыс. человек (п. 13).

Основными задачами ЕДДС являются, в том числе: прием от населения, организаций, технических систем мониторинга безопасности среды обитания и правопорядка на территории КГО сообщений об угрозе или факте возникновения ЧС (происшествий); анализ и оценка достоверности поступающей информации, доведение ее до ДДС, в том числе экстренных оперативных служб, организаций (объектов), действующих на территории Кушвинского городского округа, в компетенцию которых входит реагирование на принятое решение; прием и обработка вызовов (сообщений о происшествиях), поступающих по единому номеру «112»; ввод в базу данных системы-112 вызовов (сообщений о происшествиях), поступающих по единому номеру «112»; контроль результатов реагирования на вызовы (сообщения о происшествиях), поступающие по единому номеру «112» с территории Кушвинского городского округа (п. 11).

Прием в ЕДДС информации (сообщений) лоб угрозе или факте возникновения ЧС (происшествий) от населения, организаций, ДДС производится по всем имеющимся видам и каналам связи, в том числе по номеру телефона ЕДДС и единому номеру «112», а также от сигнальных систем, систем мониторинга и других технически систем. Информация (сообщения) об угрозе или факте возникновения ЧС (происшествий) принимаются, регистрируются и обрабатываются дежурно-диспетчерским персоналом ЕДДС (п. 35).

В режиме повседневной деятельности ЕДДС обеспечивает, в том числе, прием и обработку вызовов (сообщений о происшествиях), поступающих по единому номеру «112» с обслуживаемой территории, а также анализ информации, полученной по результатам реагирования (п. 38).

Между Муниципальным казенным учреждением Кушвинского городского округа «Комитет жилищно-коммунальной сферы», имеющее в структуре учреждения Единую дежурно-диспетчерскую службу (ЕДДС), и ООО ПСБ «СОВА-ОКО» ДД.ММ.ГГГГ заключили Соглашение о сотрудничестве для приема в ЕДДС информации (сообщений) об угрозе или факте возникновения ЧС, происшествий от населения, организаций, других ДДС, по всем имеющимся видам и сигналам связи, в том числе по единому номеру Системы «112» для обеспечения вызова экстренных оперативных служб, с учетом выполнения обязательных требований по антитеррористической защищенности муниципальных учреждений в Кушвинском городском округе (п. 1.1).

Кроме того, между МАДОУ ДС № 32 (Заказчиком) и ООО ПСБ «СОВА-ОКО» (Исполнителем) заключен договор А/С от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с условиями которого Исполнитель организует мониторинг и обслуживание средств автоматической пожарной, тревожной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, а также обеспечивает передачу звуковых и световых сигналов о возникновении пожара, сообщений от тревожных кнопок, на приемно-контрольное устройство в помещении дежурного персонала, на специальные выносные устройства оповещения с параллельной и одновременное передачей этих сигналов на пульт подразделения противопожарной службы 206 ПЧ 46 ОФПС по СО г. Кушва и на пульт ЕДДС КГО 112, без участия работников объекта и организации, транслирующей этот сигнал (п. 1.2 договора).

Таким образом, МАДОУ ДС № 32 оснащен системой передачи тревожных сообщений параллельно и одновременно с выводом сигнала на ПЦН-112 ЕДДС г. Кушва, ПЦН-01 МЧС г. Кушва в круглосуточном режиме.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 № 1240-р утверждена Концепция создания системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб через единый номер «112» на базе единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований. Согласно данной Концепции Система-112 является территориально-распределенной информационной системой и объединяет на основе единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований дежурно-диспетчерские службы следующих экстренных оперативных служб: служба пожарной охраны; служба реагирования в чрезвычайных ситуациях; служба милиции; служба скорой медицинской помощи; аварийная служба газовой сети; служба «Антитеррор». Единые дежурно-диспетчерские службы и дежурно-диспетчерские службы экстренных оперативных служб входят в соответствующие организационно-штатные структуры федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, специально уполномоченных на решение задач гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, безопасности государства, обеспечения правопорядка, безопасности жизни и здоровья граждан. Система-112 состоит, в том числе, из подсистемы приема и обработки вызовов (сообщений о происшествиях), предназначенной для приема и обработки вызовов (сообщений о происшествиях), поступающих в единую дежурно-диспетчерскую службу от узлов обеспечения вызовов экстренных оперативных служб, принадлежащих оператору связи, и их передачи в соответствующие дежурно-диспетчерские службы. В состав указанной подсистемы входит центр обработки вызовов (сообщений о происшествиях), на котором производится прием и обработка вызовов, поступающих в единую дежурно-диспетчерскую службу по номеру «112».

С учетом изложенного суд приходит к выводу, что МАДОУ ДС № 32 в полной мере выполняются требования законодательства в области антитеррористической защищенности объекта (территории) путем вывода сигнала передачи тревожных сообщений по единому номеру «112».

В материалы дела представлено письмо Министра общественной безопасности Свердловской области от 15.05.2022, согласно которому тревожные сообщения от объектов (территорий) поступают не в систему-112, а на отдельный, установленный в ЕДДС пульт, что не соответствует требованиям постановления № 1006.

Судом установлено, что передача тревожных сообщений от дошкольного образовательного учреждения производится по единому номеру «112» непосредственно в систему 112, которая, как указано в Концепции 2008 года, включает в себя ЕДДС.

Доказательства того, что передаваемые от МАДОУ ДС № 32 тревожные сигналы в систему 112 не поступают либо поступают не непосредственно от объекта, а через посредников, суду также не представлены.

При таких обстоятельствах суд не находит законных оснований для удовлетворения исковых требований прокурора.

Согласно ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае освобождения истца от уплаты госпошлины, она подлежит взысканию с ответчика.

На основании пп. 9 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются прокуроры по заявлениям в защиту неопределенного круга лиц.

Поскольку иск, заявленный прокурором в интересах неопределенного круга лиц, не подлежит удовлетворению, государственная пошлина взысканию с ответчиков не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований прокурора г. Кушвы в интересах неопределенного круга лиц, несовершеннолетних к Муниципальному автономному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад № 32 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей», Управлению образования Кушвинского городского округа о возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства о противодействии терроризму - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме через канцелярию Кушвинского городского суда.

Судья В.В. Мальцева