ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-246/2023 от 06.07.2023 Степновского районного суда (Ставропольский край)

Дело № 2-246/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

06 июля 2023 года село Степное

Степновский районный суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Котлярова М.Е.,

с участием:

помощника прокурора Степновского района Мищенко И.Г.,

при секретаре Новиковой М.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Степновского района Ставропольского края в интересах Российской Федерации, муниципального образования и в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к муниципальному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа №7» Степновского района Ставропольского края о возложении обязанностей,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Степновского района Ставропольского края в интересах Российской Федерации, муниципального образования и в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в Степновский районный суд Ставропольского края к муниципальному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа №7» Степновского района Ставропольского края о возложении обязанностей.

В исковом заявлении указано, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения образовательными учреждениями Степновского муниципального округа законодательства о гражданской обороне и защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характер.

В соответствии с Федеральным законом от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» гражданская оборона - это система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

Согласно ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ гражданской обороне» (далее - Закон № 28-ФЗ) организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации: планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне; проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время; осуществляют подготовку своих работников в области гражданской обороны; создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально- технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

В соответствие с п. п. «а», «б», «ж» ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее - Закона № 68-ФЗ) организации обязаны планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций; планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в чрезвычайных ситуациях; создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуации.

Согласно п.п. «г» п. 5 5. Положения о подготовке населения в области гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства РФ от 02.11.2000 № 841 и п. 16.1 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях», утвержденного приказом МЧС России от 14.11.2008 № 687 организации, при подготовке населения к гражданской обороне разрабатывают программу проведения с работниками организации вводного инструктажа по гражданской обороне; создают и поддерживают в рабочем состоянии соответствующую учебно-материальную базу; организуют и проводят вводный инструктаж по гражданской обороне с вновь принятыми работниками организаций в течение первого месяца их работы; проводят пропаганду знаний в области гражданской обороны.

План гражданской обороны и защиты педагогических работников общеобразовательных организаций и обучающихся общеобразовательной организации разрабатывается в соответствии с типовым планом, утвержденным приказом МЧС России от 16.02.2012 г. N 70 ДСП с учетом последних изменений и дополнений настоящего приказа.

По результатам проведенной проверки установлено, что в МОУ «СОШ № 7» программа проведения с работниками организации вводного инструктажа по гражданской обороне, отсутствует, организация и проведение вводного инструктажа по гражданской обороне с вновь принятыми работниками организаций в течение первого месяца их работы, не осуществляется, план гражданской обороны и защиты педагогических работников общеобразовательных организаций и обучающихся общеобразовательной организации, не разработан. С целью устранения нарушений, прокуратурой района внесено представление, по результатам рассмотрения, которого требования прокурора оставлены без удовлетворения.

В соответствии и с п. 15 ч. 2, п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 273-ФЗ) к компетенции образовательных организаций относится создание необходимых условий для охраны здоровья обучающихся и работников; создание безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

В соответствии с п.9 ч. 1, ч. 2 ст. 41 Федеральный закон № 273-ФЗ, образовательная организация осуществляет профилактику несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Организация охраны здоровья обучающихся (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения медицинских осмотров и диспансеризации) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется этими организациями.

Не выполнение образовательной организацией требований ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 12.02.1998 №28-ФЗ «О гражданской обороне», п. п. «а», «б» ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», п.15 ч. 2, п. 2 ч. 6 ст. 28, п. 9 ч. 1, ч. 2 ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» свидетельствует о непринятии мер к обеспечению надлежащих условий для предупреждения возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, их ликвидации, что создает угрозу жизни и здоровью несовершеннолетних обучающихся и работников школы.

Определить круг лиц, постоянно или временно пребывающих в образовательном учреждении, не представляется возможным.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. В соответствии с ч. 4 ст. 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших.

Просит обязать Муниципальное общеобразовательное учреждение «СОШ № 7» в течении 1 месяца со дня вступления в силу решения по настоящему гражданскому делу:

Разработать программу проведения с работниками организации вводного инструктажа по гражданской обороне;

-организовать и проводить вводных инструктаж по гражданской обороне с вновь принятыми работниками организаций в течение первого месяца их работы;

-разработать план гражданской обороны и защиты педагогических работников МОУ «СОШ № 7» и её обучающихся.

В судебном заседании помощник прокурора Мищенко И.Г. исковые требования поддержала, настаивал на их удовлетворении.

Ответчик – представитель МОУ «СОШ №7», в судебное заседание не явился, направил в суд заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, исковые требования признает в полном объеме.

Изучив доводы истца, исследовав материалы дела, суд принимает признание иска и приходит к выводу, что обоснованность исковых требований кроме признания иска ответчиком, подтверждаются следующим:

В силу ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.

В судебном заседании установлено и не опровергается сторонами, что прокурором района проведена проверка соблюдения образовательными учреждениями Степновского муниципального округа законодательства о гражданской обороне и защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характер.

В соответствии с Федеральным законом от 12.02.1998 N 28-ФЗ «О гражданской обороне» гражданская оборона - это система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

Согласно ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ гражданской обороне» (далее - Закон № 28-ФЗ) организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации: планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне; проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время; осуществляют подготовку своих работников в области гражданской обороны; создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально- технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

В соответствие с п. п. «а», «б», «ж» ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее - Закона № 68-ФЗ) организации обязаны планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций; планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в чрезвычайных ситуациях; создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуации.

Согласно п.п. «г» п. 5 5. Положения о подготовке населения в области гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства РФ от 02.11.2000 № 841 и п. 16.1 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях», утвержденного приказом МЧС России от 14.11.2008 № 687 организации, при подготовке населения к гражданской обороне разрабатывают программу проведения с работниками организации вводного инструктажа по гражданской обороне; создают и поддерживают в рабочем состоянии соответствующую учебно-материальную базу; организуют и проводят вводный инструктаж по гражданской обороне с вновь принятыми работниками организаций в течение первого месяца их работы; проводят пропаганду знаний в области гражданской обороны.

План гражданской обороны и защиты педагогических работников общеобразовательных организаций и обучающихся общеобразовательной организации разрабатывается в соответствии с типовым планом, утвержденным приказом МЧС России от 16.02.2012 г. N 70 ДСП с учетом последних изменений и дополнений настоящего приказа.

По результатам проведенной проверки установлено, что в МОУ «СОШ № 7» программа проведения с работниками организации вводного инструктажа по гражданской обороне, отсутствует, организация и проведение вводного инструктажа по гражданской обороне с вновь принятыми работниками организаций в течение первого месяца их работы, не осуществляется, план гражданской обороны и защиты педагогических работников общеобразовательных организаций и обучающихся общеобразовательной организации, не разработан. С целью устранения нарушений, прокуратурой района внесено представление, по результатам рассмотрения, которого требования прокурора оставлены без удовлетворения.

В соответствии и с п. 15 ч. 2, п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 273-ФЗ) к компетенции образовательных организаций относится создание необходимых условий для охраны здоровья обучающихся и работников; создание безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

В соответствии с п.9 ч. 1, ч. 2 ст. 41 Федеральный закон № 273-ФЗ, образовательная организация осуществляет профилактику несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Организация охраны здоровья обучающихся (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения медицинских осмотров и диспансеризации) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется этими организациями.

Не выполнение образовательной организацией требований ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 12.02.1998 №28-ФЗ «О гражданской обороне», п. п. «а», «б» ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», п.15 ч. 2, п. 2 ч. 6 ст. 28, п. 9 ч. 1, ч. 2 ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» свидетельствует о непринятии мер к обеспечению надлежащих условий для предупреждения возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, их ликвидации, что создает угрозу жизни и здоровью несовершеннолетних обучающихся и работников школы.

Определить круг лиц, постоянно или временно пребывающих в образовательном учреждении, не представляется возможным.

Ответчик – представитель МОУ «СОШ №7» иск признал.

В соответствии со ст. 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск.

В соответствии со ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

Суд принимает признание иска ответчиком, так как это не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление прокурора Степновского района Ставропольского края в интересах Российской Федерации, муниципального образования и в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к муниципальному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа №7» Степновского района Ставропольского края о возложении обязанностей- удовлетворить.

Обязать муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №7» Степновского района Ставропольского края в течении 1 месяца со дня вступления в силу решения по настоящему гражданскому делу:

Разработать программу проведения с работниками организации вводного инструктажа по гражданской обороне;

-организовать и проводить вводных инструктаж по гражданской обороне с вновь принятыми работниками организаций в течение первого месяца их работы;

-разработать план гражданской обороны и защиты педагогических работников МОУ «СОШ № 7» и её обучающихся.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд через Степновский районный суд в течение месяца.

Председательствующий судья - М.Е. Котляров

Мотивированное решение изготовлено 10.07.2023.