ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2472/20 от 26.01.2021 Советского районного суда г. Орла (Орловская область)

Дело № 2-396/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

26 января 2021 г. г. Орел

Советский районный суд г. Орла в составе:

председательствующего судьи Самойловой Ю.С.,

при секретаре Рохлиной А.А.,

с участием старшего помощника прокурора Северного района г.Орла Бахаревой Т.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску прокурора Северного района г.Орла в интересах ФИО4, несовершеннолетних ФИО1, ФИО2, ФИО3 к казенному учреждению Орловской области «Областной центр социальной защиты населения» о восстановлении мер социальной поддержки,

установил:

прокурор Северного района г.Орла обратился в суд в интересах ФИО4, несовершеннолетних ФИО1, ФИО2, ФИО3 к казенному учреждению Орловской области «Областной центр социальной защиты населения» о восстановлении мер социальной поддержки.

В обоснование заявленных требований указал, что 31.07.2010 ФИО4, в состав семьи которой входят её дети: ФИО1, ФИО2, ФИО3 обратилась в Отдел социальной защиты заявлением об установлении статуса многодетной семьи, приложив все необходимые документы. 11.08.2020 ФИО4 отказано в назначении указанной выплаты, в связи с тем, что она не соответствует п.3 Административного регламента, утвержденного приказом от 18.05.2020 № 134, а именно не имеет постоянного места жительства на территории Орловской области.

Просит суд признать факт совместного проживания ФИО4 и
несовершеннолетних ФИО1, ФИО2, ФИО3 Признать за ФИО4 право на установление статуса «Многодетная семья Орловской области» и получение мер социальной поддержки, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 5 мая 1992 года № 431 «О мерах по
социальной поддержке многодетных семей», начиная с момента подачи заявления о продлении статуса. Признать за ФИО4 право получение мер социальной поддержки, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 20.03.2020 № 199 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».

В судебном заседании старший помощник прокурора Северного района г.Орла Бахарева Т.А. исковые требования уточнила, просила суд признать факт совместного проживания ФИО4 и несовершеннолетних ФИО1, ФИО2, ФИО3 Признать за ФИО4 право на установление статуса «Многодетная семья Орловской области» и получение мер социальной поддержки, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 5 мая 1992 года № 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей», начиная с момента подачи заявления о продлении статуса – 31.07.2020 г. Признать за ФИО4 право получение мер социальной поддержки, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 20.03.2020 № 199 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» с момента подачи заявления о продлении статуса – 31.07.2020 г.

Представитель казенного учреждения Орловской области «Областной центр социальной защиты населения» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, о причине неявки суду не сообщено.

ФИО4 в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом.

Суд, выслушав участника процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с пунктом «ж» части 1 статьи 72, частями 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации; по предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, последние не могут противоречить федеральным законам.

Согласно статье 2 Федерального закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» законодательство Российской Федерации о государственных пособиях гражданам, имеющим детей, основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, устанавливающих дополнительные виды материальной поддержки семей с детьми.

В силу п. 1 ст. 3 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» основным принципом предоставления государственных и муниципальных услуг является правомерность предоставления государственных и муниципальных услуг органами, предоставляющими государственные услуги, и органами, предоставляющими муниципальные услуги, а также предоставления услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных и муниципальных услуг и предоставляются организациями, указанными в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона № 210-ФЗ органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.

Оформление и выдача удостоверения многодетной семьи лицам, имеющим детей проживающих постоянно с матерью в одном населенном пункте, не может быть обусловлено исключительно наличием регистрации по месту жительства, так как федеральное законодательство, устанавливающее обязанность субъекта определить категории семей, которые относятся к многодетным и нуждаются в дополнительной социальной поддержке с учетом национальных и культурных особенностей в социально-экономическом и демографическом развитии региона, не предусматривает такого критерия отнесения граждан к данной категории как регистрация органами регистрационного учета по месту жительства. Не содержится такого критерия и в Законе Орловской области от 02.10.2003 № 350-ОЗ «О статусе многодетной семьи Орловской области и мерах ее социальной поддержки».

Согласно п. 2.2 Порядка установления (продления) статуса многодетной семьи и выдачи (замены) удостоверения многодетной семьи Орловской области, утвержденного постановлением Правительства Орловской области от 17.12.2013 №343 в составе семьи для установления статуса многодетной семьи учитываются дети:

- постоянно проживающие с обоими или одним из родителей (усыновителей), с единственным родителем (усыновителем) по месту жительства на территории Орловской области;

- временно проживающие отдельно от родителей (усыновителей), единственного родителя (усыновителя), но не более чем до достижения ими возраста двадцати трех лет, в связи:

а) с обучением по очной и очно-заочной формам обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

б) прохождением военной службы по призыву.

Пункт 2.3 Порядка устанавливает, что в составе семьи для установления статуса многодетной семьи не учитываются дети:

1) переданные на воспитание в детские дома, интернаты либо временно помещенные в учреждения социального обслуживания населения на полное государственное обеспечение;

2) в отношении которых родители лишены родительских прав (ограничены в родительских правах) или в отношении которых отменено усыновление;

3) отбывающие наказание в местах лишения свободы по приговору суда, вступившему в законную силу;

4) объявленные в установленном порядке полностью дееспособными (эмансипированными);

5) являющиеся дееспособными в полном объеме в случае, когда законом допускается вступление в брак до достижения восемнадцати лет (со дня вступления в брак);

6) достигшие восемнадцатилетнего возраста и вступившие в брак.

Согласно п. 5.1 Порядка статус многодетной семьи устанавливается сроком на 1 год и продляется ежегодно на указанный срок, если семья соответствует условиям, предусмотренным пунктом 2.1 Порядка, и родителем (усыновителем) многодетной семьи представлены документы, предусмотренные пунктом 3.2 Порядка.

Согласно п. 5.5 Порядка статус многодетной семьи продлевается с 1 числа месяца, в котором он был приостановлен, если родителями (усыновителями) представлены документы, предусмотренные пунктом 3.2 Порядка, не позднее 3 месяцев со дня направления уведомления о приостановлении статуса многодетной семьи.

В соответствии с ч. 1 ст. 7 Закона Орловской области № 350-03 на каждого ребенка до достижения им возраста 16 лет, а на детей, обучающихся по очной и очно-заочной формам обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, - до достижения возраста 18 лет, устанавливается ежемесячное пособие многодетной семье в размере трехсот пятидесяти рублей.

Согласно ч. 3 ст. 7 Закона Орловской области № 350-03 размер ежемесячного пособия многодетной семье подлежит индексации один раз в год с 1 января текущего года на коэффициент индексации, установленный на соответствующий финансовый год законом об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

Согласно п.п. «к» п. 11 Постановления Правительства Орловской области от 31.12.2010 № 464 «Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты ежемесячного пособия многодетной семье» одним из оснований прекращения выплаты ежемесячного пособия является утрата статуса многодетной семьи.

При этом в соответствии с п.п. «г» п. 12 Постановления Правительства Орловской области от 31.12.2010 № 464 «Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты ежемесячного пособия многодетной семье» выплата ежемесячного пособия возобновляется в случае продления статуса многодетной семьи.

В судебном заседании установлено, что ФИО4, а также её дети ФИО1, ФИО2, ФИО3, состояли на миграционном учете на территории Орловской области с 22.03.2018 по 05.02.2020 по адресу: <...>.

11.09.2018 УВМ УМВД России по Орловской области ФИО4 выдано свидетельство участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, в которое внесены сведения о несовершеннолетних детях. На основании указанного свидетельства ФИО4 выплачено пособие на обустройство.

Решением начальника УМВД России по Орловской области ФИО4 и её дети приняты в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке на основании ч. 8 ст. 14 Федерального закона от 31.05.2002 №62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации».

Согласно материалам дела, с 22.03.2018 по настоящее время ФИО4 проживает со своими несовершеннолетними детьми в жилом помещении по адресу: <...>, что подтверждается в том числе наличием у членов семьи ФИО4 свидетельства о регистрации по месту пребывания по указанному адресу.

Несовершеннолетняя ФИО1 обучается на дому, закреплена за МБОУ лицей № 18 г. Орла.

ФИО1 состоит на учете в детской поликлинике № 4 БУЗ ОО «Городская больница им. СП. ФИО5», у ребенка имеется льгота на лекарственное обеспечение. Потребность ФИО1 в лекарственных препаратах была учтена в заявках на 2019, а также 2020 г.г., направленных учреждением здравоохранения в соответствующий Департамент.

В июне 2020 года указанная многодетная семья посещалась по месту жительства органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, как находящаяся в социально опасном положении, нуждающаяся в помощи государства, о чем составлен акт обследования жилого помещения по адресу: <...>.

Сложившаяся ситуация в семье ФИО4 рассматривалась 17.06.2020 на заседании комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при территориальном управлении по Северному району администрации г. Орла, одним из членов которой является представитель отдела (филиала) социальной защиты населения КУ ОО «Областной центр социальной защиты населения» по Северному району.

31.07.2020 ФИО4 обратилась в Отдел социальной защиты заявлением об установлении статуса многодетной семьи, приложив все необходимые документы.

Несмотря на приведенные выше обстоятельства, 11.08.2020 ФИО4 отказано в назначении указанной выплаты, в связи с тем, что она не соответствует п.3 Административного регламента, утвержденного приказом от 18.05.2020 № 134, а именно не имеет постоянного места жительства на территории Орловской области.

В соответствии со ст. 20 Гражданского кодекса Российской Федерации и ст. 2 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации» под местом жительства понимается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

Из анализа положений ст.ст. 2, 3 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 № 5242-1 следует, что регистрация по месту жительства осуществляется в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод и исполнения обязанностей. Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 06.10.2008 №619-О-П на основании ранее высказанных в его постановлениях позиций, регистрация в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства, при отсутствии регистрации место жительства гражданина может устанавливаться судом общей юрисдикции на основе различных юридических фактов.

Таким образом, наличие места постоянного жительства и факт постоянного проживания могут устанавливаться на основе различных юридических фактов и строго не соотносятся с наличием регистрации у гражданина, поскольку она является не единственным законным подтверждением его постоянного проживания на территории субъекта Российской Федерации.

В связи с чем, оформление и выдача удостоверений многодетной семьи лицам, имеющим детей, постоянно проживающим на территории субъекта Российской Федерации, не может находиться в императивной зависимости от наличия регистрации по месту жительства, которая является способом учета граждан в пределах Российской Федерации, а также законодательством о государственной поддержке многодетных семей не определяется как одно из условий, при наличии которого семье может быть установлен соответствующий статус.

Ввиду того, что право лиц, имеющих троих и более детей, на присвоение статуса многодетной семьи и выдачу удостоверения многодетной семьи связано в силу приведенного выше правового регулирования только с фактом совместного проживания этих лиц с детьми, который не зависит от наличия или отсутствия регистрации по месту жительства, а семья Х-вых, как установлено судом и следует из материалов дела, постоянно проживает одной семьей в жилом помещении, расположенном по адресу: <...>, суд приходит к выводу об обоснованности требований прокурора Северного района г.Орла.

Кроме того, учитывая, что при отказе в присвоении статуса «многодетная семья» должностными лицами отдела Социальной защиты населения по Северному району г.Орла не были приняты во внимание нормы федерального законодательства, а также то обстоятельство, что в судебном заседании установлен факт совместного проживания несовершеннолетних с матерью, суд полагает исковые требования прокурора Северного района г.Орла о признании за Х-выми права на присвоение статуса «многодетная семья Орловской области» и получении мер социальной поддержки подлежащими удовлетворению.

Поскольку ФИО4 обратилась с заявлением о присвоении статуса «многодетная семья Орловской области» 31.07.2020 г., а срок рассмотрения заявления составляет 10 дней, суд полагает обоснованным признать за семьей Х-вых право на присвоение статуса «многодетная семья Орловской области» и получении мер социальной поддержки с 11.08.2020.

При этом, требования о признании за ФИО4 с 11.08.2020 права на получение иных мер социальной поддержки в порядке, предусмотренном федеральным и региональным законодательством о государственной поддержке многодетных семей не подлежат удовлетворению, поскольку не конкретизированы, заявлены в отсутствии нарушенного права, доказательств иного суду не представлено.

На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст.194 – 199 ГПК РФ,

решил:

исковые требования прокурора Северного района г.Орла в интересах ФИО4, несовершеннолетних ФИО1, ФИО2, ФИО3 к казенному учреждению Орловской области «Областной центр социальной защиты населения» о восстановлении мер социальной поддержки – удовлетворить частично.

Признать за ФИО4, несовершеннолетними ФИО1, ФИО2, ФИО3 право на присвоение статуса «многодетная семья Орловской области» и получение мер социальной поддержки, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 05 мая 1992 года №431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей с 11.08.2020 г.

В удовлетворении остальных требований – отказать.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Орловский областной суд через Советский районный суд г.Орла в течение месяца с момента изготовления мотивированного текста решения – 01 февраля 2021 года.

Судья Ю.С. Самойлова