Дело № 2-2472/2013Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации
г. Пермь 29 октября 2013 года
Орджоникидзевский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Катаева О.Б.,
при секретаре Пантелеевой Е.И.,
с участием представителя третьего лица СНТ «Сад Химики № 80» Кониной Г.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кучеренко В.А. к Департаменту земельных отношений администрации г. Перми о признании права собственности на земельный участок,
У С Т А Н О В И Л:
Кучеренко В.А. обратилась в суд с иском к Департаменту земельных отношений администрации г. Перми о признании права собственности на земельный участок №..., площадью <.....> расположенный по адресу: <АДРЕС>, Садоводческое некоммерческое товарищество (далее - СНТ) «<.....>».
Требование мотивировано тем, что истец является членом СНТ «<.....>». В (дата) обратилась в Департамент земельных отношений администрации г.Перми с заявлением о предоставлении фактически занимаемого ею земельного участка в собственность в порядке ст. 28 ФЗ № 66 «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», с приложением всех необходимых документов предусмотренных законом. Однако в принятии документов ей было отказано. Ранее председатель СНТ обращался к ответчику с просьбой продолжить процедуру предоставления земельных участков СНТ. Из ответа Департамента земельных отношений администрации г.Перми следует, что земельные участки для садоводства предоставляются исключительно из земель сельскохозяйственного назначения. Считает, что имеет право на получение в собственность земельного участка по правилам ч.4 ст. 28 ФЗ от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан», указала, что 24.07.1991 директором <.....> лесхоза было согласовано выделение Садоводческому кооперативу «<.....> земельного участка площадью <.....> га из состава земель, занятых <.....> лесничеством. Участок был исключен из состава Гослесфонда под мичуринские сады в постоянное пользование. (дата) <.....> дал согласие на передачу в постоянное пользование земельного участка площадью <.....>, выдел <.....> из городских лесов Гайвинского лесничества в границах отвода. (дата) было создано СНТ «<.....>». У СНТ «<.....>» имеется акт выбора земельного участка для согласований условий строительства №... под существующие сады в аренду на 4 года 11 месяцев. Земельный участок №..., площадью <.....>. расположен в границах товарищества, находится в зоне индивидуальной усадебной жилой застройки, что подтверждается схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории. С момента создания садоводческого товарищества до настоящего времени земельный участок из фактического обладания СНТ не выбывал, используясь в целях удовлетворения потребностей своих членов в отсутствие каких-либо возражений со стороны администрации г.Перми. Просит признать за ней право собственности на земельный участок <АДРЕС> общей площадью <.....>., расположенный в СНТ «<.....>» в Орджоникидзевском районе г.Перми.
Истец в судебное заседание не явилась, просила о рассмотрении дела в ее отсутствие. На исковых требованиях настаивает в полном объеме.
Представитель Департамента земельных отношений администрации г.Перми в судебное заседание не явился, департамент извещен, представил заявление о рассмотрении дела в отсутствие его представителя и отзыв, в котором указал, что согласно представленных истцом документов, в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о данном земельном участке, его идентификация до кадастрового номера невозможна. Таким образом, указанный земельный участок не поставлен на государственный кадастровый учет, поэтому распоряжение указанным земельным участком не представляется возможным.
В соответствии с ч. 6 ст. 28 ФЗ от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», основанием для отказа в предоставлении в собственность земельного участка является установленный федеральным законом запрет на предоставление земельного участка в частную собственность. В соответствии со ст. 28 ФЗ РФ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» предоставление в собственность земельных участков садоводам, огородникам, дачникам и их садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям, получившим такие земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов на плату или бесплатно в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов РФ. В случае если земельный участок, составляющий территорию садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, предоставлен данному некоммерческому объединению, либо иной организации, при которой до вступления в силу настоящего Федерального закона было создано (организовано) данное некоммерческое объединение, гражданин, являющийся членом данного некоммерческого объединения, имеет право бесплатно приобрести в собственность земельный участок, предоставленный ему в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения, либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом. Принимая во внимание, что в ГКН отсутствуют сведения об испрашиваемом истцом земельном участке, распоряжение указанным земельным участком не представляется возможным, в связи с тем, что он не установлен в качестве индивидуально-определенной вещи, и как следствие, не может являться объектом гражданских прав. Согласно п. 2 ст.81 ЗК РФ, земельные участки для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства предоставляются гражданам и их объединениям из земель сельскохозяйственного назначения. СНТ «<.....>» расположено на земельном участке, относящемся к зоне индивидуальной усадебной жилой застройки Ж-5. В связи с тем, что зона индивидуальной усадебной жилой застройки Ж-5 не относится к земельным участкам, указанным в п.2 ст. 81 ЗК РФ, испрашиваемый земельный участок не может быть предоставлен в собственность в порядке ст.28 ФЗ № 66 «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан».
Представитель третьего лица СНТ «<.....>» в судебном заседании не возражала против удовлетворения исковых требований, пояснила, что истец является членом СНТ, земельный участок, которым пользуется истец, находится в границах земельного участка предоставленного товариществу.
Выслушав представителя третьего лица, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 36 Конституции Российской Федерации закреплено право граждан и их объединений иметь в частной собственности землю.
В соответствии с ч. 2 ст. 15 Земельного Кодекса РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Согласно ч. 1 ст. 28 Земельного кодекса РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
Пунктом 1 статьи 28 ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» предусмотрено, что предоставление в собственность земельных участков садоводам, огородникам, дачникам и их садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям, получившим такие земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов за плату или бесплатно в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 56 Земельного Кодекса РФ права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами.
В судебном заседании исследованными доказательствами установлено, что (дата) Садоводческий кооператив «<.....>» обратился с заявлением в <.....> лесхоз о выделении земли под садоводческий кооператив в квартале №... (л.д.36).
(дата) директор <.....> лесхоза согласовал выделение земельного участка площадью 0,30 Га садоводческому кооперативу из состава земель, занятых <.....> лесничеством.
(дата)г. на основании Акта технического обследования лесных площадей, испрашиваемых к отводу из состава Гослесфонда <.....> лесхоз дал согласие на отвод и передачу испрашиваемого земельного участка площадью 0,30 Га с исключением из ГЛФ под мичуринские сады в постоянное пользование (л.д.35).
(дата) на основании Акта технического обследования земельных участков, испрашиваемых к отводу из состава государственного лесного фонда <.....> дал согласие на передачу в постоянное пользование коллективному саду земельный участок, площадью 9,2 Га, выдел 27 из городских лесов <.....> лесничества в границах отвода (л.д.37).
СНТ «<.....>» является юридическим лицом, зарегистрировано (дата), что подтверждается свидетельством о государственной регистрации, свидетельством о постановке на учет в налоговом органе, уставом товарищества (л.д.17,18,53-70).
В материалах дела также имеется акт выбора земельного участка для согласования условий строительства №... под существующие сады в аренду на 4 года 11 месяцев, из которого следует, что саду «<.....>» отвод земельного участка был согласован с главой администрации Орджоникидзевского района г.Перми, Центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора, противопожарной и аварийно-спасательной службой, геолого-геодезической службой при администрации г.Перми, инженерным отделом «Пермархбюро» при администрации г.Перми, муниципальным управлением по экологии и природопользованию, управлением по делам ГО и ЧС, <.....> лесхозом (л.д.38).
В (дата) был подготовлен проект постановления Главы г.Перми о предоставлении СНТ «<.....>» в аренду на 4 года 11 месяцев земельных участков под существующий сад в Орджоникидзевском районе г.Перми за счет городских земель (л.д.40-41).
Таким образом, из совокупности указанных выше документов следует, что земельный участок, используемый в настоящее время СНТ «<.....>» предоставлен садоводческому товариществу из состава земель гослесфонда <.....> лесхозом под мичуринские сады.
При этом, спорный земельный участок расположен в границах земельного участка СНТ, что подтверждается заключением кадастрового инженера ФИО и находится в зоне индивидуальной усадебной жилой застройки (Ж-5), регламент которой предусматривает использование земельного участка под сады и огороды, что подтверждается письмом Департамента планирования и развития территории г.Перми от (дата) (л.д. 50), схемой расположения земельного участка (л.д. 26). Согласно предоставленному письму от (дата), Управление по экологии и природопользованию администрации г.Перми не возражает против размещения садовых участков по предлагаемому проекту от ООО «<.....>». В данном варианте отсутствуют участки, попадающие в границы городских лесов (л.д.51).
Кучеренко В.А. является членом СНТ «<.....>», пользуется участком №..., (л.д. 47 ).
Решением общего собрания сада от (дата) Кучеренко В.А. разрешено оформлять участок №..., находящийся в границах СНТ «<.....>» в собственность (л.д. 45).
(дата) в Департамент земельных отношений администрации г.Перми от СНТ «<.....> направлено заявление с просьбой продолжить процедуру предоставления земельных участков, согласовать схему (проект) размещения земельных участков, предоставить СНТ под существующие земельные участки, ранее входившие в границы отвода от (дата), в чем ответчиком было отказано, по той причине, что категория земель не относится к землям сельскохозяйственного назначения, расположенных за границей населенных пунктов (л.д.13).
(дата) Председатель СНТ «<.....>» обратился в Департамент земельных отношений администрации г.Перми с заявлением о предоставлении в собственность членам СНТ «<.....>» земельных участков, расположенных по адресу: <АДРЕС>, СНТ «<.....> К заявлению были приложены: заявления членов СНТ о предоставлении земельных участков; описания местоположения испрашиваемых земельных участков; заключения правления СНТ о соответствии описания местоположения испрашиваемых земельных участков местоположению фактически занимаемых земельных участков; копии паспортов заявителей; копия доверенности представителя.
На заявлении председателя СНТ «<.....>» от (дата) о предоставлении в собственность членам СНТ земельных участков (дата) был поставлен штамп «В приеме документов отказано, основания п.2.9.1; 2.9.3 Административного регламента предоставления Департаментом земельных отношений администрации г.Перми муниципальной услуги «Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности садоводам, дачникам и их садоводческим, огородническим, дачным некоммерческим объединениям» (л.д.12).
На момент предоставления земельного участка СНТ «<.....>» действовал Земельный кодекс РСФСР.
В соответствии со ст. 66 Земельного кодекса РСФСР, утвержденного ВС РСФСР 25.04.1991 N 1103-1, земельные участки для коллективного садоводства, огородничества и животноводства предоставляются местными Советами народных депутатов в пределах их компетенции и состоят из земель общего пользования, находящихся в пользовании садоводческих и животноводческих товариществ, и из земель, находящихся в собственности членов указанных товариществ.
Согласно ст.68 ЗК РСФСР земельные участки для коллективного и индивидуального огородничества, сенокошения и выпаса скота предоставляются местными Советами народных депутатов из земель запаса в аренду, а предприятиями, учреждениями и организациями - во временное пользование. В отдельных случаях допускается продление срока пользования в установленном порядке.
Земельные участки, предоставленные для огородничества, используются в целях выращивания овощей, картофеля, бахчевых и ягодных культур. При необходимости на указанных земельных участках могут возводиться с учетом местных условий временные постройки индивидуального или общего пользования для отдыха, хранения огородного инвентаря и укрытия от непогоды.
Статьей 84 Земельного Кодекса РСФСР предусмотрено, что предприятия, организации и учреждения из закрепленных за ними земель могли по решению исполнительного комитета городского Совета народных депутатов предоставлять земельные участки в пользование.
Как указывалось выше, администрацией г.Перми в (дата) было проведено согласование отвода земельного участка под существующий сад, таким образом, предоставление земельного участка СНТ на основании указанных выше документов, не противоречит закону. Земельный участок находится в территориальной зоне Ж-5, которая разрешает его использование под сады и огороды.
В соответствии с пунктом 2.1 статьи 3 Федерального закона РФ от 25.10.2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» переоформление садоводческими, огородническими и дачными некоммерческими объединениями граждан права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками осуществляется в порядке, установленном статьей 28 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан.
В силу ст.1 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» от 15.04.1998 N 66-ФЗ садовый земельный участок - земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им для выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля, а также для отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений).
Согласно ч.4 ст.28 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" в случае, если земельный участок, составляющий территорию садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, предоставлен данному некоммерческому объединению либо иной организации, при которой до вступления в силу настоящего Федерального закона было создано (организовано) данное некоммерческое объединение, гражданин, являющийся членом данного некоммерческого объединения, имеет право бесплатно приобрести в собственность земельный участок, предоставленный ему в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом. Предоставление в указанном случае такого земельного участка в собственность этого гражданина осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, обладающими правом предоставления такого земельного участка, на основании заявления этого гражданина или его представителя. К данному заявлению прилагаются следующие документы: описание местоположения такого земельного участка, подготовленное этим гражданином; заключение правления данного некоммерческого объединения, в котором указывается гражданин, за которым закреплен такой земельный участок, и подтверждается соответствие указанного описания местоположения такого земельного участка местоположению земельного участка, фактически используемого гражданином.
Статьей 25.2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" установлены особенности государственной регистрации права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации (до 2001 года), для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства.
Основанием для государственной регистрации права собственности гражданина на такой земельный участок является один из следующих документов:
- акт о предоставлении такому гражданину данного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания;
- акт (свидетельство) о праве такого гражданина на данный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания;
- выдаваемая органом местного самоуправления выписка из хозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на данный земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства);
- иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право такого гражданина на данный земельный участок (пункт 2 статьи 25.2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ).
Таким образом, исходя из требований действующего законодательства, процедура бесплатного оформления прав на участки землевладельцами садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан состоит из двух этапов: получение разрешения о передаче участка в собственность в исполнительном органе государственной власти или органе местного самоуправления, обладающим правом предоставления такого земельного участка, а затем регистрации права собственности в территориальном органе, осуществляющем государственную регистрацию прав. При этом, действующее законодательство в настоящее время не предусматривает возможность истребования от гражданина-землевладельца предоставления кадастрового паспорта земельного участка и кадастровой выписки о земельном участке на всех этапах приобретения земельного участка в собственность.
В соответствии с «Правилами землепользования и застройки города Перми», утвержденными Решением Пермской городской Думы от 26.06.2007 № 143, к вспомогательным видам разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства в зоне Ж-5 (зона индивидуальной усадебной жилой застройки) относятся сады и огороды.
Согласно п.9 ст.3 «Правил землепользования и застройки города Перми», собственники, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков, собственники, пользователи, владельцы, арендаторы объектов капитального строительства вправе по своему усмотрению выбирать и изменять вид (виды) использования земельных участков и объектов капитального строительства, разрешенные как основные и вспомогательные для соответствующих территориальных зон, при условии соблюдения требований технических регламентов.
В соответствии с ч. 4 ст. 28 ЗК РФ, не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
В силу ч.6 ст.28 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, обладающие правом предоставления соответствующего земельного участка, в двухнедельный срок с даты получения заявления и необходимых документов в соответствии с пунктом 4 или 5 настоящей статьи обязан принять решение о предоставлении в собственность такого земельного участка либо об отказе в его предоставлении.
Основанием для отказа в предоставлении в собственность земельного участка является установленный федеральным законом запрет на предоставление земельного участка в частную собственность.
В судебное заседание доказательств того, что спорный земельный участок не может быть предоставлен в собственность истца по основаниям, установленным Федеральным законом «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», Земельным кодексом РФ, представителем Департамента земельных отношений администрации г.Перми не представлено.
В соответствии с частью 1 статьи 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не установлено федеральным законом.
Принимая во внимание право истца на приобретение земельного участка в собственность, суд считает, что требования истца заявлены обоснованно и подлежат удовлетворению. При этом, суд учитывает, что согласно заключению о соответствии описания местоположения земельного участка фактически используемого гражданином, оспариваемый земельный участок находится в пределах земельного участка, предоставленного СНТ «<.....>» в установленном порядке и удовлетворение иска не повлечет за собой нарушение прав других лиц, в том числе и муниципального образования. Доказательств того, что участок находится за границами отвода СНТ, ответчиком суду не представлено. Кроме того, суд учитывает, что к возникшим спорным правоотношениям, возможно применить положения ч.4 ст.28 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" в части условия бесплатного предоставления земельного участка, поскольку, как усматривается из имеющихся в материалах дела документов, СНТ «<.....>» образован не позднее (дата), что подтверждается свидетельством о постановке на учет юридического лица (л.д.16), выпиской из ЕГРЮЛ (л.д.31-34). ФГУ «<.....>», которое в силу своих полномочий имело право распоряжаться данными землями, в том числе и согласовывать перевод лесных земель в нелесные и исключении из государственного лесного фонда, в соответствии со статьей 68 Земельного Кодекса РСФСР предоставило СНТ «<.....>» земельный участок в пользование. В последующем администрацией г. Перми было проведено согласование отвода земельного участка под существующие сады, т.е. возможно сделать вывод, что земельный участок под существующий сад фактически был предоставлен в пользование с 1991 года. Данные обстоятельства отвечают требованиям ч.4 ст.28 ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан".
Таким образом, предоставление земельного участка СНТ на основании указанных выше документов, не противоречит закону. Земельный участок находится в территориальной зоне Ж-5, которая разрешает его использование под сады и огороды.
С момента создания садоводческого товарищества до настоящего времени земельный участок из фактического обладания СНТ не выбывал, используется в целях удовлетворения потребностей своих членов в отсутствие каких-либо возражений со стороны администрации г.Перми. Ответчиком каких-либо действий, направленных на изъятие оспариваемого земельного участка у СНТ «<.....>» не осуществлялось, доказательств, свидетельствующих о незаконном характере пользования земельным участком садоводческим некоммерческим товариществом «<.....>» не представлено.
Доводы ответчика о том, что согласно представленных истцом документов в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о данном земельном участке, его идентификация до кадастрового номера невозможна, участок не поставлен на кадастровый учет, и как следствие, не может являться объектом гражданских прав, суд не может признать состоятельными, поскольку предусмотренные законом документы для передачи земельного участка в собственность истцом в департамент земельных отношений ФИО1 были предоставлены, действующее законодательство в настоящее время не предусматривает возможность истребования от гражданина-землевладельца предоставления кадастрового паспорта земельного участка и кадастровой выписки о земельном участке на всех этапах приобретения земельного участка в собственность. Суду представлена схема расположения земельного участка, которая содержит данные о характерных точках границ земельного участка, с указанием их координат, которые позволяют определить на местности границы спорного земельного участка.
В соответствии с правилами землепользования и застройки города Перми в территориальной зоне Ж-5 (зона индивидуальной усадебной жилой застройки с предельной высотой разрешенного строительства и реконструкции объектов капитального строительства 10,5 м.) утвержденными решением Пермской городской Думой 26 июня 2007 года предусматривается разрешенное использование под сады и огороды.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования ФИО1 удовлетворить.
Признать за ФИО1 право собственности на земельный участок №..., площадью <.....> расположенный в СНТ «<.....>» в Орджоникидзевском районе г. Перми.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд путем подачи жалобы через Орджоникидзевский районный суд г.Перми в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
(мотивированное решение составлено 5 ноября 2013 года).
Судья: подпись
Копия верна. Судья Катаев О.Б.