ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2473/2023 от 31.07.2023 Советского районного суда г. Улан-Удэ (Республика Бурятия)

Решение в окончательной форме изготовлено 31.07.2023 г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 июля 2023 года г. Улан-Удэ

Советский районный суд г. Улан-Удэ в составе председательствующего судьи Норбоевой Б.Ж., при помощнике судьи ФИО2, при секретаре судебного заседания Жамьянове А.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-2473/2023 по исковому заявлению ФИО1 к МУ «Комитет по образованию» Администрации г. Улан-Удэ об оспаривании решения работодателя

УСТАНОВИЛ:

Обращаясь в суд, истец просит признать решение по поступившему уведомлению от директора МКУ «Хозяйственно-эксплуатационная группа» Комитета по образованию Администрации г. Улан-Удэ от 02.05.2023 г. Комитета по образованию Администрации г. Улан-Удэ незаконным, нарушающим права работника – директора МКУ «ХЭГ КО» ФИО1

В обоснование заявленных требований истец указывает, что в соответствии с требованиями Порядка уведомления руководителем муниципального учреждения представителя нанимателя (работодателя) о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, утвержденного распоряжением Администрации г. Улан-Удэ от 25.11.2020 №1121-р, 27.04.2023 г., ФИО1 было направлено письменное уведомление о личной заинтересованности при исполнении своих обязанностей в должности директора МКУ «Хозяйственно-эксплуатационная группа Комитета по образованию Администрации г. Улан-Удэ». В указанном уведомлении истец указал, что обстоятельством, являющимся основанием возникновения личной заинтересованности, является прием на работу на должность ведущего инженера МКУ «ХЭГ КО» его супруги ФИО3 (приказ о приеме на работу ФИО4 от 14.11.2022 г. №33). Комитетом по образованию Администрации г. Улан-Удэ рассмотрено поступившее уведомление истца, по результатам которого, принято решение от 02.05.2023 г. Согласно принятого решения, ответчик признал наличие у истца личной заинтересованности и наличие конфликта интересов, ответчик обязал истца принять конкретные меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов. Истец не согласен с принятым работодателем решением, считая, что решение носит формальный характер и не содержит какого-либо обоснования его принятия. Никаких объективных и достоверных данных о то, что осуществление истцом трудовых функций в МКУ «ХЭГ КО» будет способствовать причинению вреда чьим-либо интересам, на рассмотрение работодателя не представлено. В чем заключается конфликт интересов, в решении не указано. После приема ведущего инженера МКУ «ХЭГ КО» ФИО5 на работу, истец исключил прямое ее подчинение директору МКУ «ХЭГ КО», путем внесения изменений в трудовой договор с ФИО3 С ней было заключено 25.04.2023 г. дополнительное соглашение к трудовому договору от 14.11.2022 г., по изменению пункта 2.1 раздела 2, в соответствии с которым на ФИО5 возложена трудовая обязанность по непосредственному подчинению заместителю директора – начальнику инженерно-технической группы МКУ «ХЭГ КО», обязанность по непосредственному подчинению директору МКУ «ХЭГ КО» с ФИО3 снята. На основании приказа МКУ «ХЭГ КО» от 25.04.2023 №24 истец внес изменения в должностную инструкцию ведущего инженера ФИО5, сняв с ведущего инженера трудовую обязанность по непосредственному подчинению директору МКУ «ХЭГ КО», возложив трудовую обязанность ведущего инженера по непосредственному подчинению заместителю директора – начальнику инженерно-технической группы МКУ «ХЭГ КО». Должностную инструкцию ведущего инженера истец изложил 25.04.2023 г. в новой редакции в соответствии с приказом МКУ «ХЭГ КО» от 25.04.2023 г. №24, с указанной должностной инструкцией ФИО3 ознакомлена под роспись. 25.04.2023 г. истцом утверждено штатное расписание, должность заместителя директора заменена на должность заместителя директора – начальника инженерно-технической группы. Истец считает незаконным решение ответчика, в связи с тем, что распоряжение Администрации г. Улан-Удэ от 25.11.2020 №1121-р противоречит действующему законодательству. Указанное распоряжение не было опубликовано в печатном средстве массовой информации. При этом являясь актом, затрагивающим права, свободы и обязанности человека и гражданина, должен быть официально опубликован в Муниципальном вестнике г. Улан-Удэ. Распоряжение Администрации г. Улан-Удэ от 25.11.2020 №1121-р не содержит сведения, распространение которых ограничено федеральным законом. Согласно указанному Порядку руководитель муниципального учреждения в случае возникновения у него конфликта интересов обязан уведомить об этом представителя нанимателя (работодателя). Решение о наличии или отсутствии конфликта интересов у руководителя муниципального учреждения в соответствии с Порядком принимает уполномоченное работодателем должностное лицо (п. 5 Порядка). По мнению истца, такое решение не может быть объективным, т.к. оно будет приниматься не коллегиально, а только должностным лицом единолично. Статьей 10 Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции) установлен перечень лиц, на которых возлагается обязанность по принятию мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов. В указанный перечень не входит руководители муниципальных учреждений. Однако, в соответствии с пунктом 2 Распоряжения Администрации г. Улан-Удэ от 25.11.2020 №1121-р руководитель муниципального предприятия, руководитель муниципального учреждения обязан принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов и урегулированию возникшего конфликта. Считает, что в указанном случае требования распоряжения Администрации г. Улан-Удэ от 25.11.2020 №1121-р противоречат требованиям федерального законодательства. Трудовое и антикоррупционное законодательство не содержит перечня мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, которые должен принять работодатель в отношении к руководителю муниципальной организации.

В судебном заседании истец ФИО1 заявленные исковые требования поддержал, просил их удовлетворить. Суду пояснил, что после объявления частичной мобилизации, сотрудники его организации уволились, в течение 2 месяцев он исполнял обязанности и директора и инженера. В связи с чем был вынужден уговорить свою супругу уволиться со своей работы и устроиться в МКУ «ХЭГ КО» на должность ведущего инженера. Для того чтобы исключить возможный конфликт интересов, им были разработаны Положение об оплате труда и стимулирующих выплат, должностные обязанности, были созданы Комиссии, в том числе по трудовым спорам. Вынужден был обжаловать решение работодателя, поскольку в настоящее время инженеров-строителей в Республике Бурятия нет, учитывая, что деятельность МКУ «ХЭГ КО» связана с обеспечением деятельности эксплуатации зданий и сооружений, при этом на них возложен контроль по капитальному ремонту зданий и сооружений, осуществляют контроль за освоением бюджетных средств. Увольнение ведущего инженера ФИО3 влечет провал в работе за контролем смет, следовательно, встанет работа МКУ «ХЭГ КО». Его права как работника нарушены работодателем, поскольку им приняты меры по исключению конфликта интересов с супругой.

В судебном заседании представитель МУ «Комитет по образованию» Администрации г. Улан-Удэ по доверенности ФИО6 с заявленными требованиями не согласилась, просила отказать, суду представлен письменный отзыв, из которого следует, что директором МКУ «Хозяйственно-эксплуатационная группа Комитета по образованию Администрации г. Улан-Удэ» 27.04.2023 г. направлено уведомление о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей в соответствии с распоряжением Администрации г. Улан-Удэ от 25.11.2020 г. №1121-р «Об утверждении Порядка уведомления руководителем муниципального предприятия, руководителем муниципального учреждения представителя нанимателя (работодателя) о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов». МУ «Комитет по образованию» Администрации г. Улан-Удэ указанное уведомление рассмотрено, принято решение о наличии личной заинтересованности и конфликта интересов. В соответствии с должностными полномочиями руководитель учреждения осуществляет общую организацию деятельности учреждения. В соответствии со ст. 22 ТК РФ работодатель имеет право, в том числе заключать, изменять и расторгать трудовые договоры с работниками в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, иными федеральными законами, поощрять работников за добросовестный эффективный труд, требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу работодателя (в том числе к имуществу третьих лиц, находящемуся у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества) и других работников, соблюдения правил внутреннего трудового распорядка, требований охраны труда, привлекать работников к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленным настоящим Кодексом, иными федеральными законами, принимать локальные нормативные акты. Таким образом осуществление организационно-распорядительных функций должностным лицом в отношении своей супруги влияет на получение ею дохода. Возможность получения указанного дохода супругой ФИО1 в результате осуществления ФИО1 своих полномочий образует личную заинтересованность этого должностного лица. Данная личная заинтересованность может повлиять на объективность и беспристрастность исполнения должностным лицом своих обязанностей при осуществлении им своих полномочий, что в соответствии со ст. 10 ФЗ №273 свидетельствует о возникновении у него конфликта интересов. Просит в удовлетворении исковых требований отказать.

Определением суда от 09.06.2023 г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация г. Улан-Удэ.

В судебное заседание представители Администрации г. Улан-Удэ не явились, надлежаще извещены.

Определением суда от 29.06.2023 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена ФИО3

В судебном заседании третье лицо ФИО3 поддержала доводы искового заявления ФИО1, суду пояснила, что является супругой истца. С ДД.ММ.ГГГГ работает в должности ведущего инженера МКУ «Хозяйственно-эксплуатационная группа» Комитета по образованию Администрации г. Улан-Удэ. До этого работала в ЖЭУ в должности главного инженера. После частичной мобилизации, когда сотрудники ее супруга уволились, супруг остался без инженеров, он предложил ей занять место ведущего инженера, она согласилась, несмотря на небольшой размер заработной платы. В ее должностные обязанности входит проверка смет после составления Улан-Удэстройзаказчик, правильность примененных расценок, правильность примененных коэффициентов, проверяет на не завышение цен.

Выслушав участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Судом установлено и из материалов дела следует, что между истцом ФИО1 и ФИО3 заключен брак ДД.ММ.ГГГГ, что следует из записи акта о заключении брака ... от ДД.ММ.ГГГГ, после заключения брака супруге присвоена фамилия ФИО3

Согласно ст. 15 ТК РФ трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы) в интересах, под управлением и контролем работодателя, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

11.09.2020 г. между МКУ «Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ» (работодатель) и ФИО1 (директор) заключен трудовой договор, по условиям которого директор обязуется исполнять должностные обязанности директора МКУ «Хозяйственно-эксплуатационная группа Комитета по образованию» г. Улан-Удэ в соответствии с должностной инструкцией. Представитель нанимателя «Работодатель» обязуется обеспечивать директору необходимые условия для работы, выплачивать заработную плату и предоставлять гарантии и компенсации в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами.

В силу п. 1.3 Трудового договора, трудовой договор заключен 11.09.2020 г.

Срок действия трудового договора устанавливается в соответствии со ст. 59, 275 Трудового кодекса РФ с 11.09.2020 г. по 30.10.2020 г. (п.1.6 Трудового договора).

В соответствии с п. 2.2 Трудового договора, директор обязан, в том числе соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации, устав муниципального образования и иные муниципальные правовые акты и обеспечивать их исполнение; исполнять должностные обязанности в соответствии с должностной инструкцией; соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций; соблюдать Правила внутреннего трудового распорядка; осуществлять надлежащий контроль за кадровым делопроизводством Организации, с соблюдением всех требований и норм Трудового законодательства; соблюдать при исполнении должностных обязанностей требования законодательства Российской Федерации, законодательства субъекта Российской Федерации; выполнять непосредственные указания, распоряжения и приказы председателя Комитета по образованию надлежащим образом и в сроки, указанные в распоряжениях и приказах; обеспечивать эффективную деятельность Организации и его структурных подразделений, организацию административно-хозяйственной, финансовой и иной деятельности Организации; обеспечивать целевое и эффективное использование денежных средств Организации, а также имущества, переданного Организации в оперативное управления в установленном порядке;обеспечивать своевременное выполнение нормативных правовых актов и локальных актов работодателя и т.д.

Приказом МКУ «Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ» от 11.09.2020 г. №33/л ФИО1 принят на работу на должность директора МКУ «Хозяйственно-эксплуатационная группа Комитета по образованию» г. Улан-Удэ.

С должностной инструкцией ФИО1 ознакомлен 11.09.2020 г.

Согласно п. 1.1 Должностной инструкции директора МКУ «Хозяйственно-эксплуатационная группа Комитета по образованию» г. Улан-Удэ, директор относится к категории руководителей.

В п. 2.1, 2.2., 2.3 Должностной инструкции, директор Учреждения в пределах своей компетенции осуществляет следующие функции: руководство Учреждением в соответствии с его Уставом и законодательством РФ, контроль за организацией обеспечения исполнения муниципальными организациями, подведомственными МУ «Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ», обязательств по созданию безопасных условий жизнедеятельности участников во время образовательного процесса, санитарно-гигиеническому и материально-техническому состоянию зданий и сооружений; организация административно-хозяйственных, финансовых процессов в учреждении, руководство и контроль за развитием этих процессов.

Директор Учреждения в пределах своей компетенции обязан, в том числе соблюдать Конституцию РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты РФ, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, устав муниципального образования и иные муниципальные правовые акты и обеспечивать их исполнение, устав учреждения; исполнять должностные обязанности в соответствии с должностной инструкцией; обеспечивать эффективную деятельность Организации и его структурных подразделений, организацию административно-хозяйственной, финансовой и иной деятельности Организации; обеспечивать целевое и эффективное использование денежных средств Организации, а также имущества, переданного Организации в оперативное управление в установленном порядке; требовать соблюдения работниками Организации правил внутреннего трудового распорядка; обеспечивать выплату в полном размере заработной платы, пособий и иных выплат работникам Организации в соответствии с законодательством РФ, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка и трудовыми договорами; обеспечивать своевременное выполнение нормативных правовых актов и локальных актов, поручений работодателя т.д. (п. 3.1, п. 3.2, п. 3.19, п. 3.21, п. 3.36, п. 3.37, п. 3.44 Должностной инструкции).

Разделом 2 Устава МКУ «Хозяйственно-эксплуатационная группа Комитета по образованию» г. Улан-Удэ предусмотрены цели и виды деятельности Учреждения, а именно, целью Учреждения является содействие муниципальным учреждениям, подведомственным Комитету по образованию Администрации г. Улан-Удэ в создании условий для их функционирования.

Учреждение осуществляет следующие виды деятельности: изучение потребностей Организаций и планирование по улучшению материально-технической базы; анализ потребностей по проведению капитального (текущего) ремонта и оформление заявок на их финансирование; контроль выполнения капитального (текущего) ремонта зданий (сооружений) и прилегающих территорий Организаций, проверка локальных сметных расчетов подрядных организаций, участие в приемке выполненных работ; организация мероприятий, необходимых для нормативного функционирования зданий (сооружений), инженерных сетей и оборудования Организаций; мониторинг деятельности Организаций по соблюдению санитарно-гигиенических, технических требований, предъявляемых к образовательным организациям; планирование и учет топливно-энергетических ресурсов Организаций, организация работы по энергосбережению (п. 2.2.Устава).

Федеральный закон от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" устанавливает, как следует из его преамбулы, основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Противодействие коррупции на основании части 2 статьи 1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ представляет собой деятельность органов местного самоуправления по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции); по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией); по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Из содержания ч. 1 ст. 10 Федерального закона "О противодействии коррупции" под конфликтом интересов в настоящем Федеральном законе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).

Согласно ч. 1 ст. 10 указанного Закона, под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в части 1 настоящей статьи, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в части 1 настоящей статьи, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.

Положениями ч. 2 ст. 11 Федерального закона "О противодействии коррупции" предусмотрено, что лицо, указанное в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, обязано уведомить в порядке, определенном представителем нанимателя (работодателем) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно.

Представитель нанимателя (работодатель), если ему стало известно о возникновении у лица, указанного в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов (ч. 3 ст. 11 Федерального закона "О противодействии коррупции").

В силу ч. 4 ст. 11 Федерального закона "О противодействии коррупции", предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного или служебного положения лица, указанного в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке и (или) в отказе его от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов.

В целях соблюдения требований законодательства по противодействию коррупции на территории городского округа «Город Улан-Удэ» в соответствии со ст. 13.3 Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции» Администрацией г. Улан-Удэ издано распоряжение от 25.11.2020 г. №1121-р «Об утверждении Порядка уведомления руководителем муниципального предприятия, руководителем муниципального учреждения представителя нанимателя (работодателя) о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов» (далее – Порядок).

Указанный Порядок устанавливает процедуру уведомления руководителем муниципального предприятия, руководителем муниципального учреждения, в отношении которых Администрация г. Улан-Удэ осуществляет функции и полномочия учредителя, представителя нанимателя (далее - работодателя) о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов.

Согласно п. 1.1 Порядка термины "конфликт интересов", "личная заинтересованность" применяются в значениях, предусмотренных статьей 10 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции".

В соответствии с п. 2 Порядка, руководитель муниципального предприятия, руководитель муниципального учреждения (далее - руководитель) обязан принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов и урегулированию возникшего конфликта. Предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного положения руководителя, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных обязанностей в установленном порядке и (или) в отказе его от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов.

Руководитель обязан письменно уведомить работодателя о возникшей личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, не позднее одного рабочего дня, следующего за днем возникновения у руководителя личной заинтересованности. Уведомление составляется руководителем по форме согласно приложению к настоящему Порядку (п. 3 Порядка).

Согласно п. 7 Порядка, руководитель, представивший уведомление, не принявший мер по урегулированию или предотвращению конфликта интересов, несет ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Из искового заявления следует, что в соответствии с требованиями Порядка уведомления руководителем муниципального учреждения представителя нанимателя (работодателя) о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, утвержденного распоряжением Администрации г. Улан-Удэ от 25.11.2020 №1121-р, 27.04.2023 г., ФИО1 было направлено письменное уведомление о личной заинтересованности при исполнении своих обязанностей в должности директора МКУ «Хозяйственно-эксплуатационная группа Комитета по образованию Администрации г. Улан-Удэ». В указанном уведомлении истец указал, что обстоятельством, являющимся основанием возникновения личной заинтересованности, является прием на работу на должность ведущего инженера МКУ «ХЭГ КО» его супруги ФИО3 (приказ о приеме на работу ФИО4 от 14.11.2022 г. №33).

В материалах личного дела ФИО1 имеется письмо заместителя мэра – руководителя аппарата Администрации г. Улан-Удэ, адресованное Председателю Комитета по образованию Администрации г. Улан-Удэ ФИО7 от 27.04.2023 г. о том, что в адрес последней направлено уведомление директора МКУ «Хозяйственно-эксплуатационная группа Комитета по образованию» г. Улан-Удэ ФИО1 от 27.04.2023 г. №6 о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов в соответствии с распоряжением Администрации г. Улан-Удэ от 25.11.2020 №1121-р для принятия решения.

28.04.2023 г. в адрес директора МКУ «Хозяйственно-эксплуатационная группа Комитета по образованию» г. Улан-Удэ ФИО1 направлен запрос о даче письменных пояснений относительно уведомления о возникшей личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов в срок до 02.05.2023 г.

И.о. Председателя МУ «Комитет по образованию» Администрации г. Улан-Удэ 02.05.2023 г. принято решение по поступившему уведомлению ФИО1, в котором указано на подчинение работника ФИО1 работодателю, правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем необходимых условий для соблюдения дисциплины труда. Подчиненность работника ФИО3 обнаруживается также к применении к ней должностной инструкции, применении трудовой обязанности по подготовке вопросов на планерные совещания, по исполнению и контролю приказов директора МКУ «ХЭГ КО» по работе с входящими письмами и документами (п. 2.11 должностной инструкции от 14.11.2022 г., п. 2.11 должностной инструкции от 25.04.2023 г.).

При этом в решении, указано, что по вытекающим из трудовых отношений между работником и работодателем правам и обязанностям, рассматривая уведомление ФИО1 в соответствии с требованиями Распоряжения Администрации г. Улан-Удэ от 25.11.2020 №1121-р, признано, что при исполнении должностных обязанностей ФИО1, представившим уведомление, может возникнуть ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) ФИО1, замещающего должность директора МКУ «ХЭГ КО» влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий). В указанном случае под личной заинтересованностью понимается возможность получения каких-либо выгод (преимуществ) ФИО1 и состоящей с ним в близком родстве его супругой ФИО3, которые связаны корпоративными и иными близкими отношениями.

Кроме этого, в решении указано, что в нарушений требований п. 3 Порядка уведомления руководителем муниципального предприятия, руководителем муниципального учреждения представителя нанимателя (работодателя) о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, утвержденного распоряжением Администрации г. Улан-Удэ от 25.11.2020 №1121-р, ФИО1 не уведомил письменно работодателя о возникшей личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, не позднее одного рабочего дня (а именно не позднее 15.11.2022 г.), следующего за днем возникновения у руководителя личной заинтересованности, тем самым ФИО1 не исполнил свою трудовую обязанность.

В связи с изложенным, руководителю ФИО1, представившему уведомление о личной заинтересованности при исполнении им должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов надлежит принять конкретные меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов в срок до 02.06.2023 г.; предоставить работодателю отчет о принятых мерах в срок до 02.06.2023 г.; предоставить письменное объяснение по факту неисполнения требований распоряженияАдминистрации г. Улан-Удэ от 25.11.2020 №1121-р, об отсутствии письменного уведомления работодателя о возникшей личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, не позднее одного рабочего дня (а именно не позднее 15.11.2022 г.), следующего за днем возникновения у ФИО1 личной заинтересованности, в сроки, установленные ст. 193 Трудового кодекса Российской Федерации.

С решением и.о. Председателя МУ «Комитет по образованию» Администрации г. Улан-Удэ от 02.05.2023 г. ФИО1 ознакомлен 04.05.2023 г., о чем свидетельствует его собственноручная подпись.

Не согласившись с указанным решением работодателя, ФИО1 обратился в суд с настоящим исковым заявлением о признании решения от 02.05.2023 г. незаконным, нарушающим права работника – директора МКУ «ХЭГ КО» ФИО1

Разрешая заявленные требования, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований ФИО1

Суду представлен трудовой договор от 14.11.2022 г., заключенный между МКУ «Хозяйственно-Эксплуатационная группа Комитета по образованию» г. Улан-Удэ, именуемый в дальнейшем «работодатель», в лице директора ФИО1, действующего на основании Устава, с одной стороны, и ФИО3, именуемой в дальнейшем «работник», по условиям которого, работник принимается работодателем в МКУ «Хозяйственно-Эксплуатационная группа Комитета по образованию» г. Улан-Удэ, для выполнения работы в должности – ведущий инженер, работа в организации является для работника основной работой.

В силу п. 1.7 Трудового договора, трудовой договор заключен на неопределенный срок.

Работник обязан приступить к работе 14.11.2022 г. (п. 1.8 Трудового договора).

Согласно п. 2.1 Трудового договора, работник подчиняется непосредственно директору МКУ «Хозяйственно-Эксплуатационная группа Комитета по образованию» г. Улан-Удэ.

Работник имеет право на изменение и расторжение трудового договора в порядке и на условиях, определенных трудовым законодательством; предоставление ему работы, обусловленной трудовым договором; своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией и занимаемой должностью, в размере, определенном трудовым договором (п. 2.1 Трудового договора).

Пунктом 2.3.1 Трудового договора предусмотрены должностные обязанности работника, в том числе соблюдать Устав учреждения, Правила внутреннего трудового распорядка, иные локальные акты учреждения; добросовестно выполнять свои функциональные обязанности и требования должностных инструкций; строго следить за соответствием применяемых материалов на объектах с утвержденным локально-сметным расчетом; контролировать качество и приемку выполненных ремонтных работ в муниципальных учреждениях образования г. Улан-Удэ; участвовать в работе комиссий по приемке объектов и сдаче их в эксплуатацию, проверять состав и объемы работ, не допуская приемки некачественно выполненных работ и завышения, включенных в акты и справки объемов работ по сравнению с фактически выполненными работами; подписывать акты приемки выполненных работ; проверять ход и качество ремонтных работ; своевременно вскрывать дефекты и нарушения в производстве работ, информируя о них руководство подрядной организации и свое руководство; контролировать устранение вскрытых недостатков; готовить вопросы на планерные совещания, осуществлять исполнение и контроль приказов директора МКУ «ХЭГ КО», работать с входящими письмами, документами и т.д.

При этом в силу п. 2.4 работодатель имеет право изменять и расторгать трудовой договор с работником в порядке и на условиях, определенных трудовым законодательством; требовать от работника исполнения им трудовых обязанностей и бережного отношения к своему имуществу, соблюдения правил внутреннего трудового распорядка и иных локальных нормативных актов учреждения; привлекать работника к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке и на условиях, определенных трудовым законодательством.

Таким образом, ФИО1, являясь директором МКУ «Хозяйственно-Эксплуатационная группа Комитета по образованию» г. Улан-Удэ, обладает в соответствии с трудовым договором и должностной инструкцией властными и управленческими полномочиями, предусматривающими осуществление организационно-распорядительных функций по принятию кадровых решений в порядке подчиненности в отношении ведущего инженера – своей супруги ФИО3

Оценив представленные сторонами доказательства в соответствии со статьей 67 ГПК РФ, исходя из положений Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273 ФЗ "О противодействии коррупции", судом установлен факт трудовой деятельности ведущего инженера ФИО3 в непосредственном подчинении у директора МКУ «Хозяйственно-эксплуатационная группа Комитета по образованию» г. Улан-Удэ, обладающего по отношению к ФИО3, в соответствии сдолжностной инструкцией по занимаемой должности, властными и управленческими полномочиями, предусматривающими осуществление организационно-распорядительных функций, с ФИО3 истец находится в близком родстве (супруги), в связи с чем, суд приходит к выводу, что в действиях директора МКУ «Хозяйственно-эксплуатационная группа Комитета по образованию» г. Улан-Удэ ФИО1 усматривается ситуация неурегулированного конфликта интересов, когда личная заинтересованность данного лица влияет или может вдальнейшем повлиять на надлежащее исполнение им должностных обязанностей.

В связи с изложенным, оспариваемое решение МУ «Комитет по образованию» от 02.05.2023 г., является законным и отмене не подлежит.

Доводы истца о том, что им приняты меры по устранению конфликта интересов путем внесения изменений в должностную инструкцию ведущего инженера трудовой обязанности по непосредственному подчинению директору МКУ «ХЭГ КО», с возложением трудовой обязанности ведущего инженера по непосредственному подчинению заместителю директора – начальнику инженерно-технической группы МКУ «ХЭГ КО» нельзя признать достаточными, поскольку в силу положений Трудового кодекса РФ, ФИО1 иФИО3 являются сторонами трудовых отношений – работодателем и работником.

По тем же основаниям подлежат отклонению доводы истца о том, что в МКУ «ХЭГ КО» создана инженерно-техническая группа, находящаяся в непосредственном подчинении у заместителя директора, который, в свою очередь, находится в прямом подчинении ФИО1

По мнению суда, директором МКУ «Хозяйственно-эксплуатационная группа Комитета по образованию» г. Улан-Удэ ФИО1 обязанности по принятию мер по урегулированию конфликта интересов выполнены ненадлежащим образом, так как принятые меры по урегулированию конфликта интересов (внесение изменений в соответствующие локальные акты МКУ «ХЭГ КО») не исключили возможность возникновения конфликта интересов, в том числе, исходя из положений Устава МКУ «ХЭГ КО», ФИО3, являясь ведущим инженером, в соответствии с трудовым договором и должностной инструкцией участвует в работе комиссий по приемке объектов и сдаче их в эксплуатацию, проверяет состав и объемы работы, подписывает акты приемки выполненных работ, проверяет ход и качество ремонтных работ и т.д.

Доводы искового заявления о том, что распоряжение Администрации г. Улан-Удэ от 25.11.2020 №1121-р не было опубликовано в печатном средстве массовой информации, подлежат отклонению, при этом суд исходит из того, что избранный истцом способ защиты нарушенного права является ненадлежащим, оспаривание нормативного правового акта, осуществляется в административном порядке, по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

При таких обстоятельствах, правовых оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется, учитывая, что уведомление директора МКУ «ХЭГ КО» было рассмотрено комиссией по урегулированию конфликта интересов (коллегиальный орган), несогласие с действиями Комитета по образованию Администрации г. Улан-Удэ само по себе не свидетельствуют о незаконности действий ответчика при рассмотрении уведомления, а равно о незаконности принятого решения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования ФИО1 к МУ «Комитет по образованию» Администрации г. Улан-Удэ (ОГРН <***>) об оспаривании решения работодателя оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Советский районный суд г. Улан-Удэ.

Судья Б.Ж. Норбоева