ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2473Д/2020КОПИ от 16.12.2020 Коломенского городского суда (Московская область)

Дело № 2-2473 Д/2020 Копия

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ г. Коломна

Коломенский городской суд Московской области Российской Федерации в составе: председательствующего судьи Сергеевой Е. В., при секретаре судебного заседания Блохине Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

ФИО13 к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации № 14 по городу Москве и Московской области о признании решения об отказе в установлении досрочной страховой пении незаконным,

УСТАНОВИЛ:

ФИО14 обратилась в суд с иском, уточненным в ходе рассмотрения дела в соответствии со ст. 39 ГПК РФ (л. д. 41-47), к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации № 14 по городу Москве и Московской области (далее – ГУ-УПФ РФ № 14 по г. Москве и Московской области) о признании незаконным решения ГУ-УПФ РФ № 14 по г. Москве и Московской области от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении досрочной страховой пении по старости, признании за ней права на назначение досрочной страховой пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии со ст. 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и ст. 34 Закона РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» как за лицом, подвергшимся воздействию радиации вследствие Чернобыльской катастрофы, с ДД.ММ.ГГГГ; о понуждении ГУ-УПФ РФ № 14 по г.Москве и Московской области назначить и выплачивать досрочную страховую пенсию по государственному пенсионному обеспечению с учетом периода проживания и работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год в <адрес>, отнесенного к зоне усиленного радиоэкологического контроля, соответствующего по статусу зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, с ДД.ММ.ГГГГ.

Свои уточненные исковые требования ФИО1 мотивирует тем, что она ДД.ММ.ГГГГ обратилась в ГУ-УПФ РФ № 14 по г. Москве и Московской области с заявлением о назначении ей досрочной страховой пенсии по государственному пенсионному обеспечению, однако решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ ей в этом было отказано по причине отсутствия у нее права на назначение пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии со ст. 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и ст. 34 Закона РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Ответчик не засчитал ей период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год в <адрес>

Истец считает отказ пенсионного органа в назначении ей досрочной страховой пенсии незаконным.

Истец полагает, что она имеет право на досрочное назначение ей страховой пенсии по старости по государственному пенсионному обеспечению в соответствии со ст. 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и ст. 34 Закона РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» как за лицом, подвергшимся воздействию радиации вследствие Чернобыльской катастрофы.

В связи с этим, истец просит суд признать незаконным решение ГУ-УПФ РФ № 14 по г. Москве и Московской области от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении досрочной страховой пении по старости, признании за ней права на назначение досрочной страховой пенсии по старости по государственному пенсионному обеспечению в соответствии со ст. 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и ст. 34 Закона РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» как за лицом, подвергшимся воздействию радиации вследствие Чернобыльской катастрофы, с ДД.ММ.ГГГГ, обязать ГУ-УПФ РФ № 14 по г. Москве и Московской области назначить и выплачивать досрочную страховую пенсию по государственному пенсионному обеспечению с учетом периода проживания и работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год в <адрес>, отнесенного к зоне усиленного радиоэкологического контроля, соответствующего по статусу зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, с ДД.ММ.ГГГГ.

Истец ФИО1 в судебном заседании настаивала на заявленных требованиях, просила иск удовлетворить.

Представитель ответчика ГУ-УПФ РФ № 14 по г. Москве и Московской области ФИО5, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> в судебном заседании исковые требования не признала, просила отказать в их удовлетворении, представила письменные возражения на исковое заявление, согласно которым законодательством РФ предусматривается предоставление мер социальной поддержки гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС и переселившимися с территории Украины, при условии предъявления соответствующих документов, в том числе удостоверения, порядок выдачи которого является единым как для граждан, постоянно проживающих на территории РФ, так и переселившихся из других бывших республик СССР, или при подтверждении их статуса в соответствии с требованиями Российского законодательства и оформлении ими удостоверения установленного образца. Законодательством РФ не предусмотрена возможность предоставления права на льготное пенсионное обеспечение на основании документов, выданных уполномоченными органами других государств, в частности Украины, и подтверждающих право на льготы в соответствии с законодательством этих государств. Полагает, что у истца отсутствует право на назначение пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии со ст. 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и ст. 34 Закона РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Просит в удовлетворении иска отказать.

Выслушав в судебном заседании объяснения истца и возражения представителя ответчика, изучив доводы сторон, изложенные устно и письменно, исследовав доказательства, имеющиеся в материалах дела, и дав им соответствующую оценку, суд приходит к выводу о том, что указанный иск подлежит удовлетворению.

Так, в соответствии с п. п. 1, 2 ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (в редакции, действовавшей на момент обращения истца в пенсионный орган - ДД.ММ.ГГГГ) право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

В соответствии с пунктом 7 статьи 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ (в редакции от 01.10.2019 года) «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», право на пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют граждане, постоянно проживающие в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.

Гражданам, указанным в подпунктах 3, 5-10 пункта 1 настоящей статьи, пенсия по старости назначается при наличии трудового стажа не менее пяти лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом «О страховых пенсиях» по состоянию на 31 декабря 2018 год, в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

В соответствии со ст. 34 Закона РФ от 15 мая 1991 года № 1244-I «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», гражданам, указанным в пункте 8 части 1 ст. 13 настоящего Закона (граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом), пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.

Законодательством РФ предусматривается предоставление мер социальной поддержки гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и переселившимся с территории Украины, при условии предъявления соответствующих документов, в том числе удостоверения, порядок выдачи которого является единым как для граждан постоянно проживающих на территории РФ, так и переселившихся из других бывших республик СССР, или при подтверждении их статуса в соответствии с требованиями российского законодательства и оформлении ими удостоверения установленного образца.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд РФ в своих решениях, в том числе в Постановления от 01 декабря 1997 года № 18-П, от 19 июня 2002 года № 11-П, не только признание, но и обеспечение права граждан, оказавшихся в зоне влияния радиационного излучения, возникшего вследствие чернобыльской катастрофы, на возмещение вреда составляют конституционную обязанность Российской Федерации как социального правового государства.

Возмещение вреда и меры социальной поддержки лиц, постоянно проживающих (работающих) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом предусмотрены ст. 19 Закона РФ от 15 мая 1991 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

При выезде с данной территории для постоянного места жительства в другие местности, не относящиеся к зонам радиоактивного загрязнения, у граждан изымается удостоверение лица, проживающего на загрязненной радиацией территории, и выдается справка установленного образца, дающая право на льготное пенсионное обеспечение, установлено настоящим Законом.

Данное положение установлено письмом ФИО2 от 27 апреля 1993 года № ВД-10-2079 «О порядке подтверждения пребывания в зоне с льготным социально-экономическим статусом» и ч. 11 раздела II «Статус граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы».

I Таким образом, основным документов, подтверждающим проживание гражданина в определенных зонах радиоактивного загрязнения, является справка установленного образца, выданная местным органом власти.

На территории Российской Федерации такие зоны в настоящее время определены Постановлением Правительства РФ от 18 декабря 1997 года №1582.

В ходе судебного разбирательства установлено, что ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ДД.ММ.ГГГГ обратилась в ГУ-УПФ РФ №14 по г. Москве и Московской области с заявлением о назначении ей досрочной страховой пенсии по старости по государственному пенсионному обеспечению в соответствии со ст. 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и ст. 34 Закона РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» <данные изъяты> Указанная дата обращения истца в пенсионный орган ответчиком не оспаривается.

Решением ГУ-УПФ РФ № 14 по г. Москве и Московской области от ДД.ММ.ГГГГФИО15 в назначении досрочной страховой пенсии по старости было отказано, ввиду отсутствия у нее права на назначение пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии со ст. 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и ст. 34 Закона РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», поскольку законодательством РФ не предусмотрена возможность предоставления права на льготное обеспечение на основании документов, выданных уполномоченными органами других государств, в частности Украины <данные изъяты>

Из трудовой книжки истца ФИО1, выписок из приказов <данные изъяты> справки Репкинского Райотдела культуры Черниговской области <данные изъяты> усматривается, что истец ФИО16 (до брака – ФИО3 – <данные изъяты> действительно работала с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год в Любечской ДМШ Репкинского района Черниговской области преподавателем по классу фортепиано (приказы от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ

Согласно справке, выданной Репкинской районной государственной администрацией Черниговской области за от ДД.ММ.ГГГГ, истец ФИО1 (до брака – ФИО3 – <данные изъяты>) в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проживала и работала в селе <адрес>, которое отнесено к зоне усиленного радиоэкологического контроля согласно Закону Украины «О статусе и социальной защите граждан, пострадавших в результате Чернобыльской катастрофы» <данные изъяты>

Согласно ответу Директора Департамента гражданской обороны и защиты населения МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ на обращение истца, указанный в обращении населенный пункт <адрес> включен в Перечень населенных пунктов Украины, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, установленный дополнением к Постановлению Кабинета Министров Украины от 23 июля 1991 года № 106, и отнесен к зоне усиленного радиационного контроля. Зона усиленного радиационного контроля соответствует зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, установленной Законом РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (уровень загрязнения почвы цезием-137 от 1 до 5Ки/кв.км) <данные изъяты>

В указанный юридически значимый период времени УССР являлась частью СССР, и, соответственно, в силу ст. 67.1. Конституции РФ (в редакции от 01.07.2020 года), Российская Федерация является правопреемником Союза ССР на своей территории, а также правопреемником Союза ССР в отношении членства в международных организациях, их органах, участия в международных договорах, а также в отношении предусмотренных международными договорами обязательств и активов Союза ССР за пределами территории Российской Федерации.

На основании изложенного, суд признает исковые требования ФИО17 законными и обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО9 к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации № 14 по городу Москве и Московской области о признании решения об отказе в установлении досрочной страховой пенсии незаконным удовлетворить.

Признать незаконным решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации № 14 по городу Москве и Московской области от ДД.ММ.ГГГГ об отказе ФИО10 в назначении досрочной страховой пенсии по старости.

Признать за ФИО11 право на досрочное назначение пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии со ст. 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и ст. 34 Закона РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» как за лицом, подвергшимся воздействию радиации вследствие Чернобыльской катастрофы, с ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации № 14 по городу Москве и Московской области назначить и выплачивать ФИО12 досрочную страховую пенсию по государственному пенсионному обеспечению с учетом периода проживания и работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, отнесенного к зоне усиленного радиоэкологического контроля, соответствующего по статусу зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, с ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Коломенский городской суд Московской области в течение месяца с момента вынесения судом решения в окончательной форме.

Судья (подпись) Е. В. Сергеева

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Копия верна

Судья Е. В. Сергеева