ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2474/19 от 19.04.2019 26-ого гарнизонного военного суда (г. Байконур) (Территории за пределами РФ)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19 апреля 2019 года г. Байконур

26 гарнизонный военный суд в составе председательствующего – судьи Щербинине Б.Ю. при секретаре судебного заседания Гордеевой Н.А., с участием представителя ответчика - Общества с ограниченной ответственностью ВТБ Медицинское страхование и Байконурского филиала Общества с ограниченной ответственностью ВТБ Медицинское страхование ФИО1, представителя ответчика - Территориального фонда обязательного медицинского страхования города Байконур ФИО2, представителя Администрации города Байконур ФИО3, в отсутствие истца ФИО4, её представителя ФИО5, а также представителей Федерального фонда обязательного медицинского страхования и Отдела здравоохранения города Байконур, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении военного суда гражданское дело по исковому заявлению ФИО4 к Обществу с ограниченной ответственностью ВТБ Медицинское страхование и Территориальному фонду обязательного медицинского страхования города Байконур о выдаче полиса обязательного медицинского страхования и включении в региональный сегмент единого регистра застрахованных лиц,

установил:

ФИО4 обратилась в суд с иском к Обществу с ограниченной ответственностью ООО ВТБ Медицинское страхование (далее – ООО ВТБ МС) и Территориальному фонду обязательного медицинского страхования города Байконур (далее по тексту – ТФОМС) о признании решения об отказе в выдаче ей полиса обязательного медицинского страхования незаконным и признании за ней права на получение полиса обязательного медицинского страхования, в котором просила: обязать ООО ВТБ МС направить в ТФОМС сведения для получения ФИО4 полиса обязательного медицинского страхования и её включения в региональный сегмент единого регистра застрахованных лиц ТФОМС, а также обязать ТФОМС включить ФИО4 в региональный сегмент единого регистра застрахованных лиц.

В обоснование заявленных требований истец указала, что является гражданкой Республики Украина, длительное время проживает и зарегистрирована в городе Байконур по месту пребывания, относится к членам семьи персонала космодрома «Байконур».

21 февраля 2019 года режимная комиссии администрации города Байконур своим решением разрешила ей продление временного проживание в г. Байконуре сроком на 5 лет. В связи с наличием данного решения режимной комиссии она обратилась в Байконурский филиал ООО ВТБ МС с просьбой выдать полис обязательного медицинского страхования, однако решением заместителя директора филиала от 06 марта 2019 года исх. № 174 в выдаче полиса ОМС ей отказано, чем нарушено право на бесплатную медицинскую помощь в медицинских учреждениях Российской Федерации в городе Байконур.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчиков были привлечены Байконурский филиал ООО ВТБ МС, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, а также Администрация и Отдел здравоохранения города Байконур.

Истец ФИО4, её представитель по доверенности ФИО5, а также представители Федерального фонда обязательного медицинского страхования и Отдела здравоохранения города Байконур, своевременно и надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не явились и в адресованных суду заявлениях просили рассмотреть дело без своего участия.

В судебном заседании представитель ответчика ООО ВТБ МС и третьего лица Байконурского филиала ООО ВТБ «Медицинское страхование» ФИО1 требования иска не признала по основаниям, изложенным в письменных возражениях, пояснив, что в силу Федерального закона от 29 ноября 2010 года № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 326-ФЗ) и Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» (далее – Федеральный закон № 115-ФЗ) истец относится к категории временно пребывающих в Российской Федерации иностранных граждан. В соответствии с Соглашением между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о порядке медицинского обслуживания персонала космодрома «Байконур», жителей города Байконур, поселков Торетам и Акай в условиях аренды Российской Федерации комплекса «Байконур» (Москва, 2009 г.) (далее – Соглашение о медицинском обслуживании) оказание медицинской помощи неработающим жителям г. Байконур осуществляется организациями здравоохранения Российской Федерации. Согласно Договору о Евразийском экономическом союзе (Астана, 2014 г.), а также приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 28 февраля 2011 года № 158н «Об утверждении правил обязательного медицинского страхования», Республика Узбекистан не является стороной указанного договора. С учётом этого, поскольку истец является гражданкой Республики Украина, то она, по мнению ответчиков, не имеет права на получение полиса ОМС.

Аналогичную позицию в суде изложили представитель ответчика далее ТФОМС ФИО2 и представитель Администрации г. Байконур ФИО3, о чем представили письменные возражения.

Подобные доводы изложены в письменных возражениях Федерального фонда обязательного медицинского страхования и Отдела здравоохранения города Байконур.

Заслушав пояснения представителей, исследовав и оценив представленные доказательства в их совокупности, суд считает исковое заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что гражданка Украины ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, постоянно с 2001 года проживает в городе Байконур по адресу: г. Байконур, <адрес>, имея по нему регистрацию по месту пребывания до 31 марта 2019 г.

В данном жилом помещении ФИО4 проживает вместе с сыном – гражданином России М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, который является нанимателем жилого помещения и зарегистрирован в нем по месту жительства.

М., ранее длительное время работавший на предприятиях комплекса Байконур, в настоящее время является инвалидом I группы, за которым его мать осуществляет уход.

ФИО4 сама длительное время работала на предприятиях комплекса «Байконур», является ветераном труда РФ и ветераном города Байконур, получает пенсию по старости, которая назначена пожизненно в соответствии с законодательством РФ.

Указанные обстоятельства подтверждаются исследованными в суде копиями паспортов, свидетельств о рождении, трудовой книжки, договора найма жилого помещения, поквартирной карточки, страхового свидетельства государственного пенсионного страхования, пенсионного удостоверения, справки об инвалидности, удостоверений ветерана, а также иными исследованными судом доказательствами и не оспаривались представителями ответчиков и третьих лиц.

Согласно решению режимной комиссии по продлению временного пребывания и постоянному проживанию в городе Байконур (далее – Режимная комиссия), оформленному протоколом № 446 от 21 февраля 2019 года, истцу разрешено временное пребывание в городе Байконур по месту жительства сына по адресу: улица Янгеля, дом 2, квартира 8 на срок до 21 февраля 2024 года.

Из исследованного в суде письменного ответа от 06 марта 2019 года исх. № 174 заместителя директора Байконурского филиала ООО ВТБ «МС» ФИО1 на обращение истца следует, что последней отказано в выдаче полиса ОМС в связи с тем, поскольку она является гражданкой Республики Украина, при этом указанное обстоятельство препятствует оформлению полиса через единый регистр застрахованных лиц.

Разрешая исковые требования по существу, суд исходит из следующего.

Из смысла статьи 2 Закона РФ от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» следует, что местом жительства гражданина является любое жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает на основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.

При этом, согласно статье 20 ГК РФ следует, что местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

С учетом длительности работы и проживания ФИО4 в городе Байконур, получения в нем пенсии и наличия родственников, суд приходит к выводу, что ФИО4, имея разрешение на проживание в городе и регистрацию по месту пребывания, является жителем г. Байконур.

В силу пункта 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации определён приоритет международного договора над национальным законодательством, из чего следует, что, если международным договором с участием Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные национальным законодательством, то применяются правила международного договора.

Аналогичная норма закреплена в пункте 2 статьи 2 Федерального закона от 29 ноября 2010 года № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 326-ФЗ), согласно которому в случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные указанным Федеральным законом, то применяются правила международного договора Российской Федерации.

В соответствии со статьями 1 и 14 Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о статусе города Байконур, порядке формирования и статусе его органов исполнительной власти (Москва, 1995 г.) город Байконур является административно-территориальной единицей Республики Казахстан, функционирующей в условиях аренды. На период аренды комплекса «Байконур» город Байконур в отношениях с Российской Федерацией наделяется статусом, соответствующим городу федерального значения Российской Федерации, с особым режимом безопасного функционирования объектов, предприятий и организаций, а также проживания граждан.

В соответствии с пунктом 1.6 Договора аренды комплекса «Байконур» между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан (Москва, 1994 г.) персоналом космодрома «Байконур» являются, в том числе гражданские лица, работающие на постоянной и временной основе на объектах космодрома и обеспечивающих объекты комплекса «Байконур». Пунктом 1.7 Договора установлено, что члены семьи персонала космодрома «Байконур» это супруги, дети, родители членов персонала космодрома, а также совместно проживающие с ним и находящиеся на их иждивении лица.

Согласно пункту 6.12 Договора аренды на территории комплекса «Байконур»в отношении военнослужащих, лиц гражданского персонала РФ и членов их семей применяется законодательство РФ, и действуют её компетентные органы.

При этом суд отмечает, что указанная норма международного договора не содержит какого-либо указания на гражданство детей и родителей в качестве необходимого условия для их признания членом семьи персонала космодрома «Байконур».

Таким образом, в силу вышеуказанных нормативно-правовых актов истец относится к членам семьи персонала космодрома «Байконур» независимо от её гражданства, то есть в отношении неё должно применяться законодательство России и действовать её компетентные органы.

В силу статей 2 и 3 Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о порядке медицинского обслуживания персонала космодрома «Байконур», жителей города Байконур, поселков Торетам и Акай в условиях аренды Российской Федерацией комплекса «Байконур» (ратифицировано Федеральным законом от 05 июня 2012 года № 57-ФЗ) финансирование организаций здравоохранения осуществляется Российской Федерацией в отношении федеральных организаций здравоохранения, расположенных на территории комплекса «Байконур», а медицинская помощь гражданам РФ (граждане, работающие в российских организациях комплекса «Байконур», в том числе персонал космодрома «Байконур» и члены семей персонала космодрома, неработающие жители города Байконур, граждане, временно находящиеся на территории комплекса «Байконур»), оказывается в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченным органом российской стороны, федеральными организациями здравоохранения и их подразделениями.

В соответствии со статьёй 7 Федерального закона от 18 июля 2006 года № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» иностранные граждане и лица без гражданства постоянно или временно проживающие в Российской Федерации подлежат регистрации по месту жительства или месту пребывания.

Согласно подпункту «ж» пункта 5 статьи 10 Федерального закона № 326-ФЗ к числу застрахованных лиц относятся, в том числе, неработающие граждане Российской Федерации, постоянно или временно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане, к которым в частности относятся граждане, не работающие по трудовому договору и не указанные в подпунктах «а» – «е» настоящего пункта.

Пунктом 1 статьи 16 вышеуказанного Федерального закона установлено, что застрахованное лицо имеет право на бесплатное оказание ему медицинской помощи медицинскими организациями при наступлении страхового случая.

В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Федерального закона № 326-ФЗ определено, что страхователями для неработающих граждан, указанных в пункте 5 статьи 10 данного закона, являются органы исполнительной власти субъектов РФ, уполномоченные высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, иные организации, определенные Правительством РФ. Указанные страхователи являются плательщиками страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения.

При этом территориальные фонды осуществляют отдельные полномочия страховщика в части реализации территориальных программ обязательного медицинского страхования в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования в соответствии с настоящим Федеральным законом (пункт 2 статьи 13).

Территориальный фонд осуществляет, такие полномочия страховщика, как обеспечение прав граждан в сфере обязательного медицинского страхования, а также ведет региональный сегмент единого регистра застрахованных лиц (подпункты 8, 16 пункта 7 статьи 34).

Согласно пунктам 6.1 и 6.2 Положения о Территориальном фонде обязательного медицинского страхования города Байконур, утверждённого постановлением главы администрации г. Байконур № 143 от 29 августа 2011 года (с изм. от 16 октября 2018 года) задачами Территориального фонда, в том числе, является обеспечение предусмотренных законодательством Российской Федерации прав граждан в системе обязательного медицинского страхования и гарантий бесплатного оказания застрахованным лицам медицинской помощи при наступлении страхового случая в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования и базовой программы обязательного медицинского страхования.

При этом, согласно пункту 8.16 вышеуказанного Положения, Территориальный фонд, осуществляя свои полномочия страховщика, ведёт региональный сегмент единого регистра застрахованных лиц.

Частями 3 и 4 статьи 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» право на медицинскую помощь иностранных граждан, проживающих и пребывающих на территории РФ, устанавливается законодательством РФ и соответствующими международными договорами РФ. При этом определено, что порядок оказания медицинской помощи иностранным гражданам определяется Правительством РФ.

В соответствии с пунктом 4 Правил оказания медицинской помощи иностранным гражданам на территории РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06 марта 2013 года № 186, иностранные граждане, являющиеся застрахованными лицами в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», имеют право на бесплатное оказание медицинской помощи в рамках обязательного медицинского страхования.

Согласно пунктам 33 и 34 приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 28 февраля 2011 года № 158н «Об утверждении правил обязательного медицинского страхования», временно проживающим на территории Российской Федерации иностранным гражданам и лицам без гражданства выдается бумажный полис со сроком действия до конца календарного года, но не более срока действия разрешения на временное проживание. При этом временное свидетельство подтверждает оформление полиса и удостоверяет право на бесплатное оказание гражданину медицинской помощи медицинскими организациями при наступлении страхового случая.

Принимая во внимание вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что ФИО4 относится к застрахованным лицам как член семьи персонала комплекса «Байконур» и неработающий житель города Байконур и имеет право на получение бесплатной медицинской помощи в рамках обязательного медицинского страхования до конца календарного года, но не более срока действия разрешения Режимной комиссии (протокол № 446 от 21 февраля 2019 года), то есть до 21 февраля 2024 года.

Доводы, ООО ВТБ «МС», БФ ООО ВТБ «МС» и ТФОМС о том, что законных оснований для выдачи ФИО4 полиса ОМС не имеется, поскольку истец является гражданкой Республики Украина, не подписавшей Договор о Евразийском экономическом союзе, суд отвергает по указанным выше основаниям, как необоснованные.

Также суд признаёт несостоятельными доводы ответчиков о том, что выдача истцу полиса ОМС без документов, подтверждающих получение вида на жительство в РФ или разрешение на временное проживание в РФ, невозможна, а регистрация истца по месту пребывания в г. Байконур не может заменить перечисленные документы для выдачи полиса ОМС по следующим основаниям.

Так, административные регламенты, утвержденные приказами МВД РФ от 23 ноября 2017 года № 881 и от 27 ноября 2017 года № 891, не учитывают особенности функционирования г. Байконур с учетом международных договоров РФ и, соответственно, не позволяют истцу получить в УМВД России на комплексе «Байконур» разрешение на временное проживание или вид на жительство.

Более того, отделение по вопросам миграции УМВД России на комплексе Байконур, ведущее регистрационный учет граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства по месту пребывания и по месту жительства в пределах границы города и комплекса «Байконур», в соответствии с пунктом 12.2.7 Положения об отделении по вопросам миграции, утверждённого приказом начальника УМВД России на комплексе «Байконур» от 16 марта 2017 года № 231, государственные услуги по выдаче вида на жительство в РФ или разрешение на временное проживание в РФ не оказывает.

Соответственно, с учетом невозможности получения истцом по месту проживания в городе Байконур государственных услуг по выдаче вида на жительство в Российской Федерации или разрешения на временное проживание на территории РФ, суд приходит к выводу о том, что при указанных обстоятельствах возникшая правовая неопределенность нарушает права истца, как неработающего жителя города Байконур, на получение бесплатной медицинской помощи в рамках ОМС и не может препятствовать получению полиса ОМС на весь период действия разрешения на временное пребывание в г. Байконуре и регистрации по месту пребывания.

Суд также принимает во внимание, что вопрос о медицинском обслуживании в отношении неработающих жителей города Байконур урегулирован отдельным международным договором РФ, в связи с чем, положения Договора ЕАЭС в данном случае не подлежат применению.

Частью 3 статьи 55 Конституции РФ установлено, что ограничение прав и свобод человека и гражданина возможно федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Соответственно, с учетом невозможности получения истцом по месту проживания в г. Байконуре государственных услуг по выдаче вида на жительство в Российской Федерации или разрешения на временное проживание, суд приходит к выводу, что при указанных обстоятельствах возникшая правовая неопределенность нарушает права истца, как члена семьи персонала космодрома «Байконур», на получение бесплатной медицинской помощи в рамках обязательного медицинского страхования и не может препятствовать получению полиса ОМС на весь период действия разрешения на въезд и проживание в г. Байконуре.

Таким образом, восстанавливая нарушенные права истца, суд признает решение ответчика ООО ВТБ «МС», оформленное письмом от 6 марта 2019 года исх. № 174, об отказе ФИО4 в выдаче полиса обязательного медицинского страхования незаконным и обязывает направить в ТФОМС сведения для получения истцом полиса ОМС и её включения в региональный сегмент единого регистра застрахованных лиц ТФОМС, а ТФОМС обязывает включить ФИО4 в региональный сегмент единого регистра застрахованных лиц.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194–199 ГПК РФ, военный суд,

решил:

Исковое заявление ФИО4 к Обществу с ограниченной ответственностью ВТБ Медицинское страхование и Территориальному фонду обязательного медицинского страхования города Байконур о выдаче полиса обязательного медицинского страхования и включении в региональный сегмент единого регистра застрахованных лиц, – удовлетворить.

Признать незаконным решение Общества с ограниченной ответственностью ВТБ Медицинское страхование, оформленное письмом от 06 марта 2019 года исх. № 174, об отказе в выдаче ФИО4 полиса обязательного медицинского страхования.

Обязать Общество с ограниченной ответственностью ВТБ Медицинское страхование направить в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования города Байконур сведения для получения ФИО4 полиса обязательного медицинского страхования и её включения в региональный сегмент единого регистра застрахованных лиц Территориального фонда обязательного медицинского страхования.

Обязать Территориальный фонд обязательного медицинского страхования города Байконур включить ФИО4 в региональный сегмент единого регистра застрахованных лиц.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в 3 окружной военный суд через 26 гарнизонный военный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий по делу Б.Ю. Щербинин