ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2475/2017 от 19.12.2017 Ульяновского районного суда (Ульяновская область)

Дело № 2-2475/2017

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

19 декабря 2017 года с.Большое Нагаткино

Ульяновский районный суд Ульяновской области в составе председательствующего судьи Мяльдзиной С.Н.,

при секретаре Валеевой А.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Федерального казенного учреждения "Федеральное управление автомобильных дорог Волго-Вятского региона Федерального дорожного агентства" к ФИО1 об устранении препятствий в дальнейшем использовании полосы отвода федеральной автомобильной дороги и приведении ее в нормативное состояние

установил:

Федеральное казенное учреждение "Федеральное управление автомобильных дорог Волго-Вятского региона Федерального дорожного агентства" (далее ФКУ "Волго-Вятскуправтодор") обратилось в суд с иском к ФИО1 об устранении препятствий в дальнейшем использовании полосы отвода федеральной автомобильной дороги и приведении ее в нормативное состояние. В обоснование заявленных требований указало, что 13.09.2016 в ходе мониторинга размещения и функционирования объектов дорожного сервиса в пределах полос отвода и придорожных полос на км 190+080 (слева) дороги федерального значения Р-241 «Казань-Буинск-Ульяновск» выявлено наличие примыкания (заезда и выезда) к объекту дорожного сервиса – магазину «***», расположенного в границах населенного пункта *** Ульяновского района Ульяновской области, принадлежащего ФИО1

Примыкание к магазину «***» с автодороги федерального значения Р-241 размещено и эксплуатируется в полосе отвода и придорожной полосе в отсутствие технических требований и условий владельца автодороги, в нарушение требований п.п.1 п.19 Порядка, утвержденного приказом Минтранса РФ № 5 от 13.01.2010, поскольку расстояние от примыкания к магазину до ближайшего существующего примыкания автомобильной дороги составляет менее 600 метров. Указанное создает угрозу безопасности дорожного движения на указанном участке автомобильной дороги, препятствует его безопасной эксплуатации.

06.03.2017 в адрес ответчика было направлено уведомление о необходимости ликвидировать несоответствующее нормативным требованиям примыкание к магазину «***» на км 190+080 (слева) дороги федерального значения Р-241 «Казань-Буинск-Ульяновск» в течение 30 календарных дней с момента получения требования.

Однако, ответчик письменные требования ФКУ "Волго-Вятскуправтодор" в установленные сроки не исполнил, примыкание к магазину не ликвидировал.

Истец, ссылаясь на указанные обстоятельства, просил обязать ответчицу ФИО1 в месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу произвести демонтаж (снос) примыкания (заезд и выезд) от магазина «***», расположенного в *** Ульяновского района Ульяновской области, размещенного на км 190+080 (слева) дороги федерального значения Р-241 «Казань-Буинск-Ульяновск» путем разборки асфальтобетонного покрытия и основания (земляного полотна) примыкания; привести полосу отвода автомобильной дороги общего пользования федерального значения Р-241 «Казань-Буинск-Ульяновск» на участке размещения демонтируемого (сносимого) примыкания в нормативное состояние путем восстановления откоса насыпи земляного полотна автомобильной дороги посредством укрепления её обочин и восстановления травяного покрова.

Представитель истца ФКУ "Волго-Вятскуправтодор" ФИО2 в судебном заседании исковые требования поддержал, в обоснование привел доводы, изложенные в заявлении. Дополнил, что в ходе мониторинга автомобильной дороги, проведенного 13.09.2016 было установлено, что у ответчика отсутствует согласие собственника автомобильной дороги на размещение примыкания к федеральной дороге, отсутствуют технические требования и условия собственника автомобильной дороги, отсутствует переходно-скоростная полоса и освещение. Поскольку существует возможность обустроить заезд и выезд к объекту дорожного сервиса с другой стороны, ответчику было предложено ликвидировать существующее примыкание, так как оно эксплуатируется с нарушением требований Порядка, утвержденного приказом Минтранса РФ от 13.01.2010 № 5, расстояние от примыкания к магазину до ближайшего существующего примыкания к автомобильной дороге составляет менее 600 метров.

Ответчик ФИО1 в судебном заседании исковые требования не признала, право дать пояснения по иску предоставила представителю ФИО3

Представитель ФИО3 в судебном заседании иск не признал, пояснил, что собственником магазина «***», расположенного по адресу: ***, является ФИО1, в магазине осуществляется продажа продуктов (хлеб, молоко, колбасы, пиво и др.). Этот магазин был построен в 2012 году рядом с жилым домом, который они купили для проживания в 2002 году. На тот момент примыкание к дороге федерального значения уже было обустроено бывшим собственником жилого дома. Ликвидация примыкания (заезда и выезда) к федеральной дороге лишит их возможности подъезда к собственному дому. Кроме того, покупатели также будут лишены возможности подхода к магазину. Возможность обустройства другого подъезда к магазину отсутствует, так как участок местности слева от магазина заболочен. Кроме того, считал, что разобрать асфальтобетонное покрытие невозможно, поскольку примыкание к дороге бывшим собственником на полтора метра в глубину залито бетоном. Считал, что снос примыкания к автомобильной дороге федерального значения должен быть произведен собственником автомобильной дороги путем установки на указанном участке дороги железобетонных ограждений.

Представители третьих лиц УГИБДД УМВД России по Ульяновской области, администрации МО «Тимирязевское сельское поселение» Ульяновского района Ульяновской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Выслушав представителя ФИО2, ответчика ФИО1 и её представителя, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно пункту 13 статьи 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об автомобильных дорогах) объектами дорожного сервиса являются здания, строения, сооружения, иные объекты, предназначенные для обслуживания участников дорожного движения по пути следования (автозаправочные станции, автостанции, автовокзалы, гостиницы, кемпинги, мотели, пункты общественного питания, станции технического обслуживания, подобные объекты, а также необходимые для их функционирования места отдыха и стоянки транспортных средств).

Пунктом 15 статьи 3 Закона об автомобильных дорогах определено, что полоса отвода автомобильной дороги - это земельные участки (независимо от категории земель), которые предназначены для размещения конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и на которых располагаются или могут располагаться объекты дорожного сервиса.

Из положений пункта 2 статьи 20 Закона об автомобильных дорогах в случае строительства, реконструкции пересечений и примыканий разрешение на строительство выдается соответственно федеральным органом исполнительной власти или подведомственным ему федеральным государственным учреждением, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или подведомственным ему государственным учреждением, органом местного самоуправления, уполномоченными на выдачу разрешения на строительство автомобильной дороги, в отношении которой планируется осуществить пересечение или примыкание.

На основании пункта 4 статьи 25 Закона об автомобильных дорогах земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги, предназначенные для размещения объектов дорожного сервиса, для установки и эксплуатации рекламных конструкций, могут предоставляться гражданам или юридическим лицам для размещения таких объектов. В отношении земельных участков в границах полосы отвода автомобильной дороги, предназначенных для размещения объектов дорожного сервиса, для установки и эксплуатации рекламных конструкций, допускается установление частных сервитутов в порядке, установленном гражданским законодательством и земельным законодательством, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей. Земельные участки для размещения объектов дорожного сервиса, установки и эксплуатации рекламных конструкций в границах полосы отвода автомобильной дороги федерального значения предоставляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, или Государственной компанией "Российские автомобильные дороги" в случае, если автомобильные дороги переданы ей в доверительное управление.

В соответствии с пунктом 11 ст.22 Закона об автомобильных дорогах реконструкция, капитальный ремонт и ремонт примыканий объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам допускаются при наличии согласия в письменной форме владельцев автомобильных дорог на выполнение указанных работ. Это согласие должно содержать технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению лицами, осуществляющими реконструкцию, капитальный ремонт и ремонт примыканий объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам (далее в настоящей статье - технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению).

Таким образом, порядок установления и использования полос отвода автомобильных дорог федерального значения устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, но не органами местного самоуправления.

Согласно пунктам 1 и 3 статьи 22 Закона об автомобильных дорогах размещение объектов дорожного сервиса в границах полосы отвода автомобильной дороги должно осуществляться в соответствии с документацией по планировке территории и требованиями технических регламентов. Размещение объектов дорожного сервиса в границах придорожных полос автомобильной дороги должно осуществляться с учетом требований части 8 статьи 26 настоящего Федерального закона.

Обеспечение автомобильной дороги объектами дорожного сервиса не должно ухудшать видимость на автомобильной дороге, другие условия безопасности дорожного движения, а также условия использования и содержания автомобильной дороги и расположенных на ней сооружений и иных объектов.

В соответствии с п. 10 ст. 22 Закона об автомобильных дорогах строительство, реконструкция, капитальный ремонт, ремонт и содержание подъездов, съездов и примыканий, стоянок и мест остановки транспортных средств, переходно-скоростных полос осуществляются владельцем объекта дорожного сервиса или за его счет.

Согласно пункту 19 Приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 13.01.2010 N 5 "Об установлении и использовании полос отвода автомобильных дорог федерального значения" размещение вновь возводимых объектов дорожного сервиса в границах полосы отвода автомобильной дороги федерального значения осуществляется в соответствии с документацией по планировке территории, требованиями технических регламентов и соблюдением определенных условий, предусмотренных этим пунктом статьи и регулирующих расстояния между объектов сервиса и федеральной дорогой, порядок размещения подъездов, съездов, примыканий к этому объекту, уклонов дороги и т.д.

При этом для автомобильных дорог второй технической категории расстояние от планируемого к размещению примыкания до ближайшего должно быть не менее 600 метров.

Объекты дорожного сервиса не должны ухудшать видимость на автомобильной дороге федерального значения и другие условия обеспечения безопасности дорожного движения и использования этой автомобильной дороги.

Объекты дорожного сервиса должны быть обустроены в соответствии с техническими требованиями и условиями, выдаваемыми владельцем автомобильной дороги федерального значения, площадками для стоянки и остановки транспортных средств, подъездами, съездами и примыканиями, обеспечивающими доступ к ним, а также оборудованными переходно-скоростными полосами.

Из материалов дела следует, что на основании распоряжения Министерства транспорта РФ Федеральное дорожное Агентство от 03.03.2016 N 332-р автомобильная дорога федерального значения Р-241 «Казань-Буинск-Ульяновск» (далее - автомобильная дорога Р-241) закреплена за ФКУ "Волго-Вятскуправтодор" на праве оперативного управления, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 28.03.2016.

Собственником федеральной автомобильной дороги Р-241 является Российская Федерация.

Ответчик ФИО1 является собственником жилого дома и земельного участка с кадастровым номером ***, расположенных по адресу: ***

Кроме того, ФИО1 является собственником земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: ***, предоставленного ей для строительства торгового павильона. Участок относится к категории земель населенных пунктов. Указанное подтверждается свидетельством от ***. Для строительства на указанном земельном участке торгового павильона *** ФИО1 было выдано разрешение.

На основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от *** за ФИО1 *** зарегистрировано право собственности на торговый павильон площадью 35,2 кв.м по вышеуказанному адресу.

Указанный торговый павильон по договору аренды от *** находится в пользовании ООО «***», о чем в ЕГРН *** внесена запись за ***.

13.09.2016 ФКУ "Волго-Вятскуправтодор" проведен осмотр автомобильной дороги общего пользования федерального значения Р-241 «Казань-Буинск-Ульяновск» на км 190+080 (слева), в результате которого выявлен магазин «***», расположенный в ***

По итогам проведения осмотра на соответствие требованиям, регламентирующих размещение объектов в пределах полос отвода и придорожных полос федеральных автомобильных дорог общего пользования установлено, что примыкание с полосы отвода автомобильной дороги не согласовано с ФКУ "Волго-Вятскуправтодор", отсутствуют переходно-скоростные полосы, отсутствует освещение примыкания, отсутствуют дорожные знаки, примыкание находится в разрушенном состоянии. По результатам мониторинга составлен Акт осмотра/требование *** от 13.09.2016, с которым ФИО1 ознакомлена, имеется её подпись.

По результатам проверки составлен акт - предписание/требование от 27 марта 2014 года N 48, которым С. предписано в срок до 10 апреля 2014 года осуществить демонтаж (снос) незаконно возведенного объекта (в придорожной полосе федеральной автомобильной дороги - с особым режимом использования, либо полосе отвода), и (или) примыкания въезд и выезд (в полосе отвода автомобильной дороги) и представить документы, подтверждающие выполнение данного требования.

20.12.2016 в адрес ФИО1 вынесено и направлено требование ***, в котором указано на допущенные нарушения: отсутствует договор на оказание услуг присоединения объекта дорожного сервиса (магазин «***»), а именно доступ (заезд и выезд) к объекту дорожного сервиса частично размещен в полосе отвода автомобильной дороги федерального значения Р-241 Казань-Буинск-Ульяновск без предоставления в установленном законом порядке права пользования земельным участком в границах полосы отвода указанной дороги; расстояние от планируемого к размещению подъезда, съезда, примыкания к объекту дорожного сервиса до ближайшего примыкания другой автомобильной дороги составляет менее 600 метров.

ФИО1 предложено в течение 30 календарных дней с даты его получения принять меры по ликвидации доступа (заезда и выезда) к объекту дорожного сервиса (магазин «Радуга») и привидения полосы отвода автомобильной дороги федерального значения в месте размещения ликвидируемого (заезда и выезда) к магазину в нормативное состояние путем восстановления откоса насыпи земляного полотна автодороги, её укрепления посредством восстановления травяного покрытия. Представить документы, подтверждающие выполнение работ по устранению нарушений нормативных требований.

03.02.2017 арендатор магазина «***» ФИО3 обращался к истцу с заявлением о заключении договора на размещение в границах придорожной полосы федеральных автомобильных дорог примыканий, съездов; договора на оказание услуг присоединения объекта дорожного сервиса к автомобильной дороге общего пользования федерального значения Р-241 Казань-Буинск-Ульяновск на км 190+080 (слева).

06.03.2017 ФКУ "Волго-Вятскуправтодор" письмом *** не согласовало ФИО1 размещение объекта дорожного сервиса – магазина «***», с примыканием на 190+080 (слева) автомобильной дороги общего пользования федерального значения Р-241 «Казань-Буинск-Ульяновск» со ссылкой на то, что размещение примыкания к объекту не соответствует п.п.1 п.19 приказа Минтранса РФ от 13.01.2010 № 5 «Об установлении и использовании полос отвода автомобильных дорог федерального значения», в части несоответствия минимальному расстоянию (600 метров) до ближайшего существующего примыкания.

Кроме того, ФИО1 разъяснено на возможность использования доступа к объекту дорожного сервиса существующего примыкания на км 190+135 слева автомобильной дороги общего пользования федерального значения Р-241 «Казань-Буинск-Ульяновск», с ликвидацией несоответствующего нормативным требованиям примыкания к магазину «***» на км 190+080 (слева) дороги Р-241 в течение 30 дней с момента ознакомления с данным требованием.

Данное требование до настоящего времени не исполнено, и в настоящее время функционирование объекта дорожного сервиса (магазина «***») в полосе отвода автомобильной дороги федерального значения Р-241 создает угрозу безопасности дорожного движения и безопасности населения, поскольку осуществляется в нарушение требований п. 19 Приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 13.01.2010 N 5 (расстояние от планируемого к размещению примыкания до ближайшего должно быть не менее 600 метров).

В соответствии с приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 5 мая 2012 года N 137 "Об утверждении Административного регламента Федерального дорожного агентства предоставления государственной услуги по предоставлению гражданам или юридическим лицам земельных участков в границах полосы отвода автомобильной дороги федерального значения для размещения объектов дорожного сервиса" (ред. от 26.10.2016) уполномоченным органом по предоставлению указанных услуг является ФКУ "Волго-Вятскуправтодор".

Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 60 ЗК РФ нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях... самовольного занятия земельного участка.

На основании подпункта 4 пункта 2 той же статьи действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Таким образом, представленными материалами доказано, что согласования на размещение объекта дорожного сервиса в границах полосы отвода автомобильной дороги Р-241 у ФИО1 не имеется, технические условия не получены, отказ истца в согласовании, состоявшийся 06.03.2017, ответчица не оспорила и не представила доказательства того, что существующее примыкание к дороге Р-241 соответствует техническим регламентам. Поскольку эксплуатация примыкания без соблюдения технических и строительных условий влечет нарушение условий безопасности дорожного движения, а также препятствует ФКУ "Волго-Вятскуправтодор" в надлежащем выполнении возложенных на него функций по управлению дорогой, в том числе по созданию и поддержанию условий, направленных на обеспечение безопасности дорожного движения, требование истца об обязании ликвидации примыкания являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст.103 ГПК РФ с ФИО1 в бюджет МО «Цильнинский район» Ульяновской области следует взыскать государственную пошлину, от уплаты которой истец был освобожден, в размере 300 рублей.

Руководствуясь ст.ст.194, 197-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Федерального казенного учреждения "Федеральное управление автомобильных дорог Волго-Вятского региона Федерального дорожного агентства" удовлетворить.

Обязать ФИО1 произвести демонтаж примыкания (заезд и выезд) от объекта дорожного сервиса – магазина, расположенного по адресу: ***, кадастровый номер ***, размещенного на км 190+080 (слева) федеральной автомобильной дороги Р-241 "Казань-Буинск-Ульяновск" и привести полосу отвода в нормативное состояние путем разборки асфальтобетонного покрытия на съезде и выезде, восстановления откоса насыпи путем укрепления обочин и восстановления травяного покрова федеральной автомобильной дороги.

Взыскать с ФИО1 в бюджет МО «Цильнинскй район» Ульяновской области государственную пошлину в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд путем подачи жалобы в Ульяновский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья С.Н.Мяльдзина