Дело № 2-2476/2019
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Волжский городской суд Волгоградской области в составе:
председательствующего судьи Омаровой А.С.,
при секретаре Перепелицыной К.Ю.,
с участием представителей истца Городищенского городского поселения Волгоградской области - ФИО1, ФИО2, представителя ответчика ФИО3 - ФИО4, представителя третьего лица Городищенского муниципального района Волгоградской области - ФИО2,
04 июня 2019 года в городе Волжском Волгоградской области, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Городищенского городского поселения Городищенского муниципального района <адрес> к ФИО3 о возложении обязанности ликвидировать несанкционированное размещение отходов и привести земельный участок в соответствие с его назначением,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Городищенского городского поселения Городищенского муниципального района <адрес>, уточнив в порядке ст. 39 ГПК РФ исковые требования, обратилась в суд с иском к ФИО3 о возложении обязанности ликвидировать несанкционированное размещение отходов и привести земельный участок в соответствие с его назначением.
В обосновании требований указав, что в ходе осуществления рейдового мероприятия по обследованию земель сельскохозяйственного назначения в границах поселения было установлено несоблюдение природоохранного законодательства собственником земельного участка с кадастровым номером <...> ФИО3, ввиду размещения на земельном участке отходов.
Указанный земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, территория Городищенского городского поселения, общей площадью <...> кв.м., относится к землям сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – для сельскохозяйственного назначения. Указанный земельный участок полигоном ТБО, внесенным в региональный реестр объектов размещения отходов, не является; лицензия на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов 1-4 классов опасности на данный участок собственником не оформлялась.
Ссылаясь на незаконное размещение отходов на земельном участке с кадастровым номером <...>, принадлежащем ФИО3, просит обязать ФИО3 – собственника земельного участка с кадастровым номером <...>, ликвидировать место несанкционированного размещения отходов производства и потребления на данном участке, путем их сбора и вывоза на объект, внесенный в государственный реестр объектов размещения отходов и привести земельный участок в соответствие с его назначением, путем проведения мероприятий по защите земель от зарастания сорной травянистой и древесной растительностью в срок три месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании представители истца – Администрации Городищенского городского поселения Городищенского муниципального района <адрес> ФИО1, ФИО2 исковые требования, с учетом их уточнения, поддержали, просили удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Ответчик ФИО3 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен, доверил представление своих интересов ФИО4
Представители ответчика ФИО4 в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, просила в иске отказать, поскольку из материалов дела, а также из представленных актов и фотографий не представляется возможным установить, что имеющийся на земельных участках мусор, находится именно на земельном участке, принадлежащем ФИО3
Представитель третьего лица администрации Городищенского муниципального района <адрес> ФИО2 в судебном заседании требования поддержала, просила их удовлетворить.
Суд, выслушав объяснения представителей сторон, изучив материалы дела, считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:
Статьями 41, 42 Конституции РФ и 11 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» закреплено и гарантировано право каждого гражданина на охрану здоровья и благоприятную среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.
Согласно ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ч.1 ст. 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», отходы потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для здоровья населения и окружающей среды и регулироваться законодательством РФ. Сброс отходов на почву запрещается.
В соответствии со статей 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Статьей 13 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.
В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по: воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия; защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации.
Статья 78 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает, что земли сельскохозяйственного назначения должны использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно - исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей.
В соответствии с ч. 1 ст. 6 ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" действия собственников земельных участков не должны приводить к деградации, загрязнению, захламлению земель, отравлению, порче, уничтожению плодородного слоя почвы.
В соответствии с положениями статей 209, 210 Гражданского кодекса РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.
Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу положений частей 6, 7 статьи 12 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов. Объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В судебном заседании установлено, что ответчику на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером <...>, расположенный по адресу: <адрес>, территория Городищенского городского поселения, общей площадью 287920 кв.м., что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра (л.д.9-10).
Указанный земельный участок полигоном ТБО, внесенным в региональный реестр объектов размещения отходов, не является; лицензия на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов 1-4 классов опасности на данный участок ФИО3 не оформлялась, что не оспаривалась стороной ответчика.
Администрацией Городищенского муниципального района <адрес> в ходе осуществления рейдового мероприятия по обследованию земель сельскохозяйственного назначения в границах поселения было установлено несоблюдение природоохранного законодательства собственником земельного участка с кадастровым номером <...> ФИО3, ввиду размещения на земельном участке отходов.
В ходе рейдового мероприятия был составлен акт осмотра, согласно которому при проведении осмотра, на почве общей площадью <...> кв.м., объемом <...> куб.м., установлены локальные места несанкционированного размещения отходов: мусор от сноса и разборки зданий несортированный (код по ФККО 8 12 901 01 72 4), древесные отходы от сноса и разборки зданий (код ФККО 8 12 101 01 72 4), отходы пленки полиэтилена и изделий из нее незагрязненные (код ФККО 4 34 110 02 29 5), отходы полиэтиленовой тары незагрязненной (код ФККО 4 34 110 04 51 5) и прочий мусор; территория земельного участка с кадастровым номером <...> на всей площади поросла сорной травянистой растительностью (пырей ползучий, кострец, полынь, лебеда и др.) и древесно-кустарниковой растительностью (вяз мелколистный), что подтверждается актом осмотра территории №... от "."..г. и приложенной к нему фототаблицей (л.д.7-8).
"."..г. принадлежащий ответчику ФИО3 земельный участок вновь был осмотрен сотрудниками отдела по сельскому хозяйству и экологии администрации Городищенского муниципального района <адрес>, о чем составлен соответствующий акт и представлен фотоматериал к нему, согласно которому на почве площадью 90 кв.м. объемом 20 куб.м. установлены локальные места несанкционированного размещения отходов: мусор от сноса и разборки зданий несортированный (код по ФККО 8 12 901 01 72 4), отходы полиэтиленовой тары незагрязненной (код ФККО 4 34 110 04 51 5), лом и отходы изделий из полиэтилентерефталата незагрязненные (код ФККО 4 34 181 1 51 5) и прочий мусор; на почве площадью 700 кв.м. объемом 350 куб.м. помет (код ФККО 1 12 711 01 33 3); территория земельного участка с кадастровым номером <...> на всей площади поросла сорной травянистой растительностью (пырей ползучий, кострец, полынь, лебеда и др.) и древесно-кустарниковой растительностью (вяз мелколистный).
Между тем, земельный участок, принадлежащий ответчику относится к землям сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного использования, то есть полигоном для размещения отходов не является.
Загрязнение спорного земельного участка, зарастание сорной травянистой растительностью явилось следствием бездействия собственника земельного участка ФИО3, в связи с чем суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований о возложении на ответчика обязанности в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать место несанкционированного размещения отходов, расположенное на земельном участке путем их сбора и вывоза на объект, внесенный в государственный реестр объектов размещения отходов и привести земельный участок в соответствии с его назначением
Ссылка стороны ответчика на то обстоятельство, что обследование земельного участка, принадлежащего ответчику, выполнено без его участия, не может быть принят во внимание, поскольку как установлено в судебном заседании акт осмотра территории оформлен коллегиально, представителями отдела по сельскому хозяйству и экологии, юридического отдела, комитета по управлению имуществом администрации Городищенского муниципального района, к акту приложены схемы расположения земельного участка, фототаблицы, из которых следует, что на земельном участке с кадастровым номером 34:03:1200066:173 размещены отходы. При этом как следует из выписки из Единого государственного реестра недвижимости собственником данного земельного участка является ФИО3 В опровержение фактов, отраженных в акте осмотра, ответчиком никаких доказательств не представлено.
Не может быть принят во внимание довод стороны ответчика о том, что из представленных фотографий не представляется возможным установить, что имеющийся на земельном участке мусор, находится именно на земельном участке, принадлежащем ФИО3, поскольку как следует из актов осмотра, а также пояснений представителя истца, в ходе осмотра производилась фотосъемка, а координаты были определены с использованием навигатора.
В соответствии с ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
При определении срока исполнения решения суда суд принимает во внимание, что для выполнения возложенных обязанностей, с учетом объема работы, ответчику требуется время, в связи с этим суд считает возможным определить ответчику срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено – в течение трех месяца со дня вступления настоящего решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Городищенского городского поселения Городищенского муниципального района <адрес> о возложении обязанности ликвидировать несанкционированное размещение отходов и привести земельный участок в соответствие с его назначением, удовлетворить.
Обязать ФИО3 ликвидировать место несанкционированного размещения отходов производства и потребления на земельном участке с кадастровым номером <...>, путем их сбора и вывоза на объект, внесенный в государственный реестр объектов размещения отходов и привести земельный участок в соответствие с его назначением, путем проведения мероприятий по защите земель от зарастания сорной травянистой и древесной растительностью в срок три месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Волжский городской суд <адрес> в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья:
Справка: мотивированный текст решения изготовлен "."..г. (08,"."..г. выходные, нерабочие дни).
Судья: