ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2476/19 от 07.08.2019 Советского районного суда г. Омска (Омская область)

дело № 2-2476/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

07 августа 2019 года город Омск

Советский районный суд г. Омска в составе

председательствующего судьи Колядова Ф.А.

при секретаре Худолеевой Е.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Кировского административного округа г.Омска в защиту интересов прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, к бюджетному учреждению дополнительного образования г.Омска «Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва №8 им.В.Соколова» об устранении нарушений законодательства об образовании, о лицензировании,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Кировского административного округа города Омска в защиту интересов прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, обратился в суд с исковым заявлением к БУ ДО г. Омска «Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва № 8 им. В. Соколова» об устранении нарушений законодательства об образовании, о лицензировании. В обоснование требований указал, что Прокуратурой Кировского административного округа города Омска проведена проверка соблюдения требований законодательства об образовании, о лицензировании в деятельности бюджетного учреждения дополнительного образования города Омска «Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва № 8 имени Владимира Соколова», в ходе которой установлено, что БУ ДО г. Омска «СДЮСШОР № 8 им В.Соколова» согласно п.4 Устава, утвержденного приказом директора департамента по делам молодежи, физической культуры и спорта Администрации г. Омска № 108 от 28.05.2018, является организацией дополнительного образования осуществляющей образовательный процесс с организационно-правовой формой - Учреждение. На основании п. 26 Устава Учреждение самостоятельно разрабатывает, утверждает и реализует дополнительные общеобразовательные программы в области физической культуры и спорта, которые включают в себя дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные предпрофессиональные программы. Местонахождение Учреждения: <...> Профсоюзов, д.98. БУ ДО г. Омска «СДЮСШОР № 8 им В.Соколова» имеет лицензию № 6-п от 27.02.2019 серия 55 Л01 №0001875 (регистрационный № 381-п). Данной лицензией установлено, что образовательное учреждение БУ ДО г. Омска «СДЮСШОР № 8 им В.Соколова» имеет право осуществлять образовательную деятельность по образовательным программам, указанным в приложении(-ях) к настоящее лицензии, при соблюдении зафиксированных в нем контрольных нормативов и предельной численности контингента обучающихся, воспитанников. В приложении № 1 к лицензии на право ведения образовательной деятельности указано дополнительное образование подвид «дополнительное образование детей и взрослых», а также место осуществления образовательной деятельности: <...> Профсоюзов, д.98. Однако, в ходе прокурорской проверки установлено, что 19.12.2018 между БОУ г. Омска «СОШ №11» и БУ ДО г. Омска «СДЮСШОР № 8 им В.Соколова» заключен договор о передаче имущества в безвозмездное пользование на условиях почасового использования. Предметом договора является почасовое использование муниципального недвижимого имущества, закрепленного на праве оперативного управления за БОУ г. Омска «СОШ №11»: нежилые помещения общей площадью 216,1 кв.м., расположенные по адресу: <...>. Данное имущество используется в соответствии с уставной деятельностью БУ ДО г. Омска «СДЮСШОР № 8 им В.Соколова», а именно для осуществления образовательного процесса. Сторонами договора согласован график использования имущества, (помещений) для проведения тренировочного процесса со вторника по воскресенье. Директором БУ ДО г. Омска «СДЮСШОР № 8 им В.Соколова» утверждено расписание занятий на 2018-2019 год в помещениях, расположенных по адресу: <...>. На момент проверки списочный состав детей обучающихся в БУ ДО г. Омска «СДЮСШОР № 8 им В.Соколова» по адресу: <...>, составил 63 человека. Таким образом, БУ ДО г. Омска «СДЮСШОР № 8 им В.Соколова» осуществляет образовательную деятельность по программе дополнительного образования по адресу: <...>, в отсутствие лицензии на осуществление образовательной деятельности, что является грубым нарушением законодательства об образовании и лицензировании.

Просил обязать БУ ДО г.Омска «СДЮСШОР № 8 им В.Соколова» устранить нарушения законодательства об образовании, о лицензировании: переоформить лицензию № 6-п от 27.02.2019 года серия 55 Л01 №0001875 (регистрационный № 381-п) на право ведения образовательной деятельности по программе дополнительного образования по адресу места ее осуществления: : <...>, до 01.09.2019 года.

В судебном заседании помощник прокурора КАО г.Омска Скобелева С.И., действующая на основании удостоверения, поддержала исковые требования в полном объеме, по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика - директор БУ ДО г. Омска «СДЮСШОР № 8 им В.Соколова» ФИО1 возражений относительно заявленных исковых требований не высказал, признав иск в полном объеме, при этом указал, что в настоящее время ведется работа по получению лицензии.

Представитель третьего лица - департамента по делам молодежи, физической культуре и спорта Администрации г.Омска в судебном заседании участия не принимал, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Выслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, оценив представленные доказательства в их совокупности с позиции относимости, допустимости и достаточности, суд приходит к следующему выводу.

В силу ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту неопределенного круга лиц.

Согласно ст.2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью; признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

В Российской Федерации детство находится под защитой государства (ч.1 ст.38 Конституции РФ).

В соответствии с п.13 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросу местного значения городского округа относится организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях.

Кроме того, п.п.1,5 ч.1 ст.9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации).

Решение Омского городского Совета от 29.06.2011 № 415 утверждено Положение о департаменте по делам молодежи, физической культуры и спорта Администрации города Омска.

В соответствии с п. 17 Положения департамент в соответствии с возложенными на него задачами организует предоставление дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) в сфере физической культуры и спорта на территории города Омска.

На основании п.2 ч.6 ст.28 Федерального закона № 273-ФЗ образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Согласно ст.91 Федерального закона № 273-ФЗ закреплено, что образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности.

Соискателями лицензии на осуществление образовательной деятельности являются образовательные организации, организации, осуществляющие обучение, а также индивидуальные предприниматели, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно.

Лицензирование образовательной деятельности осуществляется лицензирующим органом - федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования.

В соответствии с ч. 4 ст. 91 Федерального закона № 273-ФЗ в приложении к лицензии, являющемся ее неотъемлемой частью, должны указываться сведения о видах образования, об уровнях образования (для профессионального образования также сведения о профессиях, специальностях, направлениях подготовки и присваиваемой по соответствующим профессиям, специальностям и направлениям подготовки квалификации), о подвидах дополнительного образования, а также адреса мест осуществления образовательной деятельности, за исключением мест осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, основным программам профессионального обучения.

Исходя из ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности.

Согласно п. 40 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ образовательная деятельность - вид деятельности, который подлежит обязательному лицензированию.

Статья 2 Федерального закона № 273-ФЗ определяет, что дополнительное образование - вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования.

Образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование).

Дополнительное образование включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование (ст. 10 Федерального закона № 273-ФЗ).

На основании ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ лицензия подлежит переоформлению в случаях реорганизации юридического лица в форме преобразования, изменения его наименования, адреса места нахождения, а также в случаях изменения места жительства, имени, фамилии и (в случае, если имеется) отчества индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность, адресов мест осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем лицензируемого вида деятельности, перечня выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности.

В соответствии ч. 3 ст. 18 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ для переоформления лицензии лицензиат, его правопреемник или иное предусмотренное федеральным законом лицо представляет в лицензирующий орган, предоставивший лицензию, либо направляет заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении заявление о переоформлении лицензии с указанием реквизитов документа, подтверждающего уплату государственной пошлины за переоформление лицензии, и оригинал действующей лицензии на бумажном носителе или лицензию в форме электронного документа, подписанного электронной подписью.

Согласно п. 7 ст. 18 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-Ф при намерении лицензиата осуществлять лицензируемый вид деятельности по адресу места его осуществления, не указанному в лицензии, в заявлении о переоформлении лицензии указываются этот адрес и сведения, подтверждающие соответствие лицензиата лицензионным требованиям при осуществлении лицензируемого вида деятельности по этому адресу. Перечень таких сведений устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности.

В ходе прокурорской проверки установлено, что БУ ДО г. Омска «СДЮСШОР № 8 им В.Соколова» согласно п. 4 Устава, утвержденного приказом директора департамента по делам молодежи, физической культуры и спорта Администрации г. Омска № 108 от 28.05.2018, является организацией дополнительного образования, осуществляющей образовательный процесс с организационно-правовой формой - учреждение.

На основании п. 26 Устава учреждение самостоятельно разрабатывает, утверждает и реализует дополнительные общеобразовательные программы в области физической культуры и спорта, которые включают в себя дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные предпрофессиональные программы.

Местонахождение учреждения: <...> Профсоюзов, д.98.

БУ ДО г. Омска «СДЮСШОР № 8 им В.Соколова» имеет лицензию № 6-п от 27.02.2019 года серия 55 Л01 №0001875 (регистрационный № 381-п).

Данной лицензией установлено, что образовательное учреждение БУ ДО г. Омска «СДЮСШОР № 8 им В.Соколова» имеет право осуществлять образовательную деятельность по образовательным программам, указанным в приложении(-ях) к настоящее лицензии, при соблюдении зафиксированных в нем контрольных нормативов и предельной численности контингента обучающихся, воспитанников.

В приложении № 1 к лицензии на право ведения образовательной деятельности указано дополнительное образование подвид «дополнительное образование детей и взрослых», а также место осуществления образовательной деятельности: <...> Профсоюзов, д.98.

Однако, в ходе прокурорской проверки установлено, что 19.12.2018 между БОУ г. Омска «СОШ №11» и БУ ДО г. Омска «СДЮСШОР № 8 им В.Соколова» заключен договор о передаче имущества в безвозмездное пользование на условиях почасового использования.

Предметом договора является почасовое использование муниципального недвижимого имущества, закрепленного на праве оперативного управления за БОУ г. Омска «СОШ №11»: нежилые помещения общей площадью 216,1 кв.м., расположенные по адресу: <...>. Данное имущество используется в соответствии с уставной деятельностью БУ ДО г. Омска «СДЮСШОР № 8 им В.Соколова», а именно для осуществления образовательного процесса. Сторонами договора согласован график использования имущества, (помещений) для проведения тренировочного процесса со вторника по воскресенье. Директором БУ ДО г. Омска «СДЮСШОР № 8 им В.Соколова» утверждено расписание занятий на 2018-2019 год в помещениях, расположенных по адресу: <...>. На момент проверки списочный состав детей обучающихся в БУ ДО г. Омска «СДЮСШОР № 8 им В.Соколова» по адресу: <...> составил 63 человека.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что БУ ДО г. Омска «СДЮСШОР № 8 им В.Соколова» осуществляет образовательную деятельность по программе дополнительного образования по адресу: <...>, в отсутствие лицензии на осуществление образовательной деятельности, что является грубым нарушением законодательства об образовании и лицензировании.

В соответствии с ч. 7 ст. 28 Федерального закона № 273-ФЗ образовательная организация несет ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ, качество образования своих выпускников, за жизнь и здоровье обучающихся, за нарушение прав и свобод обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, нарушение требований к организации и осуществлению образовательной деятельности.

Изложенные факты свидетельствуют о невыполнении в полном объеме администрацией учреждения функций, возложенных на образовательное учреждение законодательством об образовании, о лицензировании отдельных видов деятельности, а также собственником муниципального имущества и учредителем учреждения мер по устранению указанных нарушений требований законодательства на объекте с массовым пребыванием людей, что может повлечь причинение вреда жизни и здоровью учащихся, сотрудникам образовательного учреждения, и лицам, посещающим учреждение.

С учетом установленных обстоятельств, имеющих юридическое значение для разрешения дела, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворить исковые требования прокурора Кировского административного округа г. Омска в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать бюджетное учреждение дополнительного образования г.Омска «Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва №8 имени Владимира Соколова» устранить нарушения законодательства об образовании, о лицензировании: переоформить лицензию № 6-п от 27.02.2019 года серия 55 Л01 №0001875 (регистрационный № 381-п) на право ведения образовательной деятельности по программе дополнительного образования по адресу места ее осуществления: : <...>, до 01.09.2019 года.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд путем подачи жалобы через Советский районный суд г.Омска в течение месяца с момента составления мотивированного решения.

Судья Ф.А. Колядов