ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2476/19 от 11.02.2020 Октябрьского районного суда г. Орска (Оренбургская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Орск

11 февраля 2020 года Дело № 2-31/2020

Октябрьский районный суд г. Орска Оренбургской области в составе председательствующего судьи Шор А.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Моисеевой И.Д.,

с участием представителя истца администрации г.Орска–

Баскакова М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации г.Орска к Симоняну А.А. о сносе самовольной постройки,

установил:

Администрация г.Орска обратилась в суд с иском к Симоняну А.А. о сносе самовольной постройки, указывая, что Симонян А.А. является собственником земельного участка с кадастровым номером , на котором расположена автомобильная заправочная станция, состоящая из одноэтажного нежилого здания операторной, одной топливораздаточной колонки. В результате проверки, проведенной Восточным территориальным отделом Инспекции строительного надзора Оренбургской области, установлено, что расположенная на указанном земельном участке - относительно ориентира «жилой дом», расположенного за пределами участка, участок находится примерно в 171 м по направлению на юго-восток, почтовый адрес ориентира: <адрес> автомобильная заправочная станция является самовольной постройкой, так как построена без получения необходимых в силу закона согласований и разрешений.

Просит признать указанный самовольно возведенный объект недвижимого имущества самовольной постройкой; обязать ответчика в шестимесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу снести за свой счет автомобильную заправочную станцию.

В судебном заседании представитель истца администрации г.Орска Баскаков М.В. требования иска поддержал, пояснил, что спорные объекты являются единым строительным комплексом, прочно связанны с землей, в связи с чем обладают признаками самовольной постройки. Кроме того, земельный участок используется собственником не по назначению, так предоставлен для использования АЗС, а не АЗГС.

Ответчик Симонян А.А., представители третьих лиц инспекции государственного строительного надзора Оренбургской области, КАиГ администрации г.Орска в судебное заседание не явились, о рассмотрении дела извещены.

Заслушав представителя истца, исследовав доказательства, суд приходит к следующему.

Как установлено судом, на основании договора купли-продажи одноэтажного объекта незавершенный строительством – автозаправочная станция и земельного участка от 16.03.2016г. Симонян А.А. является собственником земельного участка с кадастровым номером площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир «жилой дом». Участок находится примерно в 171 м по направлению на юго-восток. Почтовый адрес ориентира: <адрес>. Земельный участок предоставлен для завершения строительства АЗС. Категория земель: земли населенных пунктов.

Администрацией г.Орска требования заявлены по основаниям предусмотренным статьёй 55.32 Градостроительного кодекса РФ, предусматривающей обязанность обращения с иском в суд в связи с получением от исполнительных органов государственной власти, уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора документов, подтверждающих наличие признаков самовольной постройки, предусмотренных пунктом 1 статьи 222 Гражданского кодекса РФ.

Из акта проверки, составленного сотрудниками Восточного территориального отдела Инспекции строительного надзора Оренбургской области, следует, что на указанном земельном участке выполнены следующие работы: планировка и отсыпка территории стройплощадки ЩПС; установлен вагончик, обшитый алюминиевыми композитными панелями ALCOTEK под операторную; выполнено устройство фундамента под смонтированную емкость для хранения СУГ с устройством технологической системы подачи газа в установленную ТРК. Выполнено устройство наружного освещения, а именно: монтаж ж\б опор освещения, прокладка кабеля с устройством светильников. Начат монтаж ж/б бордюрного камня. Разрешение на строительство АЗС не выдавалось. В связи с изложенным администрация г.Орска обратилась в суд с иском о сносе самовольной постройки.

В соответствии со статьёй 1 Градостроительного кодекса РФ объект капитального строительства- здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие).

Некапитальные строения, сооружения - строения, сооружения, которые не имеют прочной связи с землей и конструктивные характеристики которых позволяют осуществить их перемещение и (или) демонтаж и последующую сборку без несоразмерного ущерба назначению и без изменения основных характеристик строений, сооружений (в том числе киосков, навесов и других подобных строений, сооружений) (пункт 10.2 Градостроительного кодекса РФ).

При этом необходимо учитывать, что термин «объект капитального строительства» является специальным понятием градостроительного законодательства, поэтому им нельзя подменять правовую категорию «объект недвижимого имущества», имеющую иную отраслевую принадлежность, объем и содержание.

При разрешении вопроса о признании строительного объекта капитальным, следует установить наличие у него признаков, способных относить его в силу конструктивных характеристик и закона к капитальным объектам.

Общим критерием отнесения объектов к капитальным объектам является неразрывная связь с землей и невозможность перемещения объекта без нанесения несоразмерного ущерба его назначению.

Таким образом, возможность свободного перемещения объектов без нанесения несоразмерного ущерба их назначению, включая возможность их демонтажа (сноса) с разборкой на составляющие сборно-разборные перемещаемые конструктивные элементы, является отличительной чертой некапитальных объектов.

Также отличительным признаком некапитального объекта от капитального является его временность, а именно факт возведения объекта на определенный срок (пункт 10 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ).

В силу пунктов 1, 2 статьи 222 Гражданского кодекса РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.

Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.

Самовольная постройка подлежит сносу или приведению в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом (далее - установленные требования), осуществившим ее лицом либо за его счет, а при отсутствии сведений о нем лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором возведена или создана самовольная постройка, или лицом, которому такой земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен во временное владение и пользование, либо за счет соответствующего лица, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи, и случаев, если снос самовольной постройки или ее приведение в соответствие с установленными требованиями осуществляется в соответствии с законом органом местного самоуправления.

В соответствии с разъяснениями Верховного Суда Российской Федерации, содержащимися в пунктах 29 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", положения статьи 222 ГК РФ не распространяются на отношения, связанные с созданием самовольно возведенных объектов, не являющихся недвижимым имуществом, а также на перепланировку, переустройство (переоборудование) недвижимого имущества, в результате которых не создан новый объект недвижимости.

К недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства (статья 130 Гражданского кодекса РФ).

В материалы дела представлены сертификаты соответствия используемых топливного модуля, топливнораздаточных колонок.

Согласно классификации АЗС, утвержденной приказом МЧС России от 2 мая 2014 года №221 «Об утверждении свода правил «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности» модульная автозаправочная станция характеризуется надземным расположением резервуаров.

С целью разрешения вопроса, образует ли спорное имущество капитальное строение, создает ли строение угрозу жизни и здоровья граждан, судом назначена экспертиза, проведение которой поручено эксперту ООО «<данные изъяты>» ФИО4

Согласно заключению эксперта от 14 января 2020 года автомобильная заправочная станция, состоящая из одноэтажного нежилого здания операторной, одной топливораздаточной колонки, расположенная на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты> по адресу: относительно ориентира «Жилой дом», расположенного за пределами участка, участок находится примерно в 171 м по направлению на юго-восток, почтовый адрес ориентира: <адрес>, может быть отнесена к объекту, прочно связанному с землей, перемещение которого невозможно без несоразмерного ущерба его назначению только в части одноэтажного нежилого здания незавершенного строительством с кадастровым номером .

Исследуемые объекты: операторная, наземный резервуар для топлива и топливораздаточная колонка не прочно связаны с землей и перемещение и (или) демонтаж и последующая сборка без несоразмерного ущерба назначению и без изменения основных характеристик данных объектов возможны.

Топливораздаточная колонка относится к движимому имуществу (технологическому оборудованию АЗС/ АГЗС), поставляется как готовое изделие (согласно ГОСТ 9018-89 Колонки топливораздаточные. Общие технические условия (с Изменениями № 1, 2) в комплект колонок должны входить: запасные части и принадлежности по техническим условиям на колонки конкретного типа. К колонкам прикладывают формуляр, руководство по эксплуатации по ГОСТ 2.601.)

Исследуемая АГЗС представляет собой модульное оборудование, частично выполненное как заводское изделие (резервуар с топливораздаточной колонкой), предназначенное для заправки автотранспортных средств сжиженным углеводородным газом. Исследуемая АГЗС не является объектом капитального строительства, выполнена посредством монтажа технологического оборудования на бетонных площадках без устройства фундамента на земельном участке, при котором отсутствует прочная связь с землей. Следовательно, операторная, топливораздаточная колонка не относятся к объектам капитального строительства, а относятся к некапитальным строениям (операторная) и технологическому оборудованию (топливораздаточная колонка).

Данный факт подтверждается рабочей документацией на установку модуля АГЗС заводской комплектации, представленной в материалах дела.

Исследуемая автомобильная автозаправочная станция не относится к объектам капитального строительства, в связи с чем, требования законодательства (соответствие строительным, градостроительным, противопожарным, санитарно-эпидемиологическим и другим нормам и правилам), предъявляемым при строительстве и вводе объектов капитального строительства в эксплуатацию к данным объектам не применимы.

Выполнена проверка исследуемого объекта на предмет отраслевым нормам и градостроительным нормам, предъявляемым к АГЗС не являющимся объектами капитального строительства.

Определение перечня отраслевых требований к исследуемому объекту выполнено на основании идентификации объекта в соответствии с классификацией опасных производственных объектов.

Автомобильные газозаправочные станции (АГЗС) являются опасными производственными объектами (ОПО) по признаку хранения опасного вещества - сжиженного углеводородного газа (СУГ) и по признаку использования оборудования, работающего под избыточным давлением газа более 0.07 Мпа.

В соответствии с приложением 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О
промышленной безопасности опасных производственных объектов» АГЗС может быть классифицирована как ОПО III или IV класса опасности, в зависимости от массы хранящегося СУГ и рабочего давления газа.

Классификация АГЗС, использующих в качестве топлива сжиженный углеводородный газ (СУГ - пропан, бутан):

с давлением сосуда 1,6 МПа - 3 класс опасности (плановые проверки, лицензия);

с давлением сосуда до 1,59 МПа включительно - 4 класс опасности (без плановых проверок, уведомление вместо лицензии).

Представленный в составе исследуемого объекта резервуар предназначен для приема, хранения и выдачи сжиженных углеводородных газов двустенный с контролем межстенного пространства имеет объем 5 куб.м сжиженных углеводородных газов (СУГ) пропана (при избыточном давлении не более 1,58 МПа) и бутана (при 0,67 МПа).

Указанные характеристики позволяют идентифицировать опасный производственный объект IV класса опасности.

Проверка исследуемого объекта (совокупности объектов в составе АГЗС) установила, наличие документов, позволяющих идентифицировать и установить качественные характеристики отдельных элементов / узлов / агрегатов / модулей в составе газового модуля заводской комплектации.

Исследуемый объект по своим характеристикам относится к опасным производственным объектам IV классе опасности и не относится объектам капитального строительства, что не требует получения разрешения на строительства и разработки проектной документации (в объеме требований Постановления правительства РФ от 16.02.2008г. №87 (ред. от 23.01.2016) «О составе разделов проектной документации и требования к их содержанию»).

Исследуемый объект представляет собой газовый модуль заводской комплектации, соответственно ведение регистров учета выполнения различных видов строительных работ, осуществление авторского надзора, строительного надзора, проведения работ генподрядной и субподрядной организаций не требуется.

Документы, связанные с финансово-хозяйственной деятельностью с использованием оборудования в составе АГЗС, не подлежат рассмотрению в рамках настоящего исследования, при этом субъекту права (ответчику) надлежит поставить на учет в органах Ростехнадзора резервуар для приема, хранения и выдачи СУГ.

Пожарная безопасность АГЗС от возможных внешних источников возгорания достигается соблюдением противопожарных разрывов до зданий и сооружений в соответствии с требованиями табл. 6 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», СП 18.13330.2011 «Генеральные планы промышленных предприятий», СП 4.13130.2009 «Ограничения распространения огня на объектах защиты» и Федерального закона № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22.07.2008 г.

Согласно требованиям СП 156.13130.2014 исследуемая АГЗС расположена с подветренной стороны (преобладающее восточное направление ветра по отношению к производственным и общественным зданиям (сооружениям)).

Минимальные расстояния от АГЗС до объектов соответствуют требованиям табл. №5 СП 156.13130.2014, а также ст. 71 табл. 15 Федерального закона «Технический регламент о пожарной безопасности» от 22.07.2008 № 123-ФЗ. Согласно указанным требованиям минимальные расстояния от АГЗС до:

- жилых домов и общественных зданий другого назначения не меньше 60 м.;

-автомобильных дорог общей сети III категории не меньше 25 м.

Производственные, складские и административно-бытовые здания и сооружения промышленных предприятий в радиусе 100 метров от исследуемого объекта отсутствуют.

Размещение объектов на территории АГЗС обеспечено с учетом противопожарных разрывов между зданиями и сооружениями с учетом требований СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности». Расстояние между зданиями и сооружениями отвечают требованиям Федерального закона №123-Ф3 от 22.07.2008г. «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

Подъезд к территории АГЗС осуществляется по дорогам общего пользования с твердым асфальтовым покрытием.

Площадка АГЗС расположена в непосредственной близости от региональной трассы Р-336 Оренбург- Орск. Автодорога Р-336 — дорога регионального значения на территории России.

Площадка имеет односторонний въезд с автодороги <адрес> и односторонний выезд на ту же автодорогу, что обеспечивает беспрепятственный доступ на объект.

Завершается устройство внутриплощадочных проездов, обеспечивающих возможность подъезда пожарной техники ко всем зданиям, сооружениям и техническим установкам со всех сторон.

Ширина проездов составляет более 4 м. (4,8 м.).

Планировка АГЗС выполнена с учетом размещения на ее территории зданий и сооружений, предусматривает возможность подъезда пожарной техники по проездам с твердым покрытием.

Автомобильные проезды на площадке запроектированы с учетом обеспечения беспрепятственного передвижения на АГЗС пожарных расчетов. Схема движения по площадкам АГЗС обеспечивает движение автотранспорта без пересечения маршрутов движения.

Степень огнестойкости временных зданий и сооружений на площадке АГЗС определены согласно требованиям ст.76 Федерального закона № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22.07.2008 г. по табл. 21. В состав АГЗС входят следующие здания и сооружения:

операторная (некапитальное строение);

газовый модуль с УЗСГ (резервуар с топливораздаточной колонкой);

технологические трубопроводы.

Таким образом, размещение операторной и резервуара с колонкой на АГЗС выполнено с учетом целостности технологического процесса, санитарных противопожарных требований.

Безопасность технологического оборудования (газового модуля заводской комплектации) подтверждается сертификатами соответствия техническим регламентам, пожарным и санитарным требованиям, предъявляемым исследуемым объектам.

Автомобильная газозаправочная станция в целом соответствует требованиям действующего законодательства (строительным, градостроительным, противопожарным, санитарно-эпидемиологическим и другим), предъявляемым при строительстве и вводе объектов указанной категории в эксплуатацию. То есть при ее возведении / размещении не были допущены нарушения обязательных требований, вследствие которых может быть причинен вред жизни и здоровью неопределенного круга граждан.

Следовательно, можно сформировать вывод о том, что угроза обрушения, деформации, нарушения целостности конструктивных элементов строений в целом отсутствует.

Сохранение и эксплуатация указанной автомобильной газозаправочной станции не угрожают жизни и здоровью граждан при условии надлежащего исполнения требований, предъявляемых к содержанию и эксплуатации объектов в составе АГЗС.

Оценивая представленное заключение эксперта ФИО5. от 14.01.2020г., сравнивая соответствие заключений поставленным вопросам, определяя полноту заключения, научную обоснованность и достоверность полученных выводов, суд приходит к выводу о том, что указанные экспертное заключение в полной мере являются допустимым и достоверным доказательством.

Оснований сомневаться в данном заключении не имеется, поскольку оно являются полным и подробно мотивированным, составленным компетентным специалистом, имеющим специальные познания и стаж работы экспертной деятельности, который был предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения. Заключение согласуется с материалами дела, не содержит каких-либо существенных неясностей и неточностей, составлено в полной мере объективно.

Заключение судебной строительно-технической экспертизы не оспорено представителем истца в судебном заседании.

Учитывая, что автозаправочная станция не является объектом капитальном строения, разрешение для ее строительства не требовалось, была построена на земельном участке, отведенном для этих целей, не создает опасность для жизни и здоровья граждан, следовательно, оснований для признания АЗГС самовольной постройкой и подлежащей сносу у суда не имеется.

По этим же основаниям требования о запрете эксплуатации автозаправочной станции по заявленным в иске основаниям, также не подлежат удовлетворению.

Экспертом ООО «<данные изъяты>» ФИО4 заявлено ходатайство о возмещении расходов на проведение экспертизы в сумме 38000 рублей, которые в связи с отказом в иске и на основании ст.ст. 94, 98 ГПК РФ подлежат возмещению за счет истца.

Руководствуясь статьями 194, 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении иска администрации г.Орска к Симоняну А.А. о сносе самовольной постройки отказать.

Взыскать с администрации г.Орска за счет казны муниципального образования «город Орск» в пользу ООО «<данные изъяты>» 38 000 рублей по оплате судебной экспертизы.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Октябрьский районный суд г.Орска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий:

Мотивированное решение составлено 18 февраля 2020 года