Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
11 октября 2022 года город Иркутск
Кировский районный суд г. Иркутска в составе
председательствующего судьи Прибытковой Н.А.,
при секретаре судебного заседания Матвеевой Т.Ф.,
с участием в судебном заседании представителя ответчика ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по исковому заявлению ФИО4 к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области о возложении обязанности произвести перерасчет страховой пенсии по старости, взыскании недополученной суммы пенсии, вынесении частных определений,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО5ФИО11 обратился в суд с исковым заявлением к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области (далее – Пенсионный фонд) о возложении обязанности произвести перерасчет страховой пенсии по старости, взыскании недополученной суммы пенсии, вынесении частных определений.
В обоснование своих исковых требований указал, что является получателем страховой-трудовой пенсии по старости. Пенсия была назначена Государственным учреждением - Управление Пенсионного фонда РФ в Иркутском районе Иркутской области (межрайонное) (далее: ГУ - УПФ РФ Иркутского района) на основании решения Кировского районного суда г. Иркутска по гражданскому делу №, которое вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ. и после Апелляционного определения Судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда. Кроме этого, в соответствии с данным решением по делу № так же было предписано: «Обязать ГУ - УПФ РФ Иркутского района включить в страховой стаж ФИО4 в двойном размере службу в Советской Армии с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ.» (прямая цитата). ГУ - УПФ РФ Иркутского района назначило ему пенсию с ДД.ММ.ГГГГ. Однако ГУ - УПФ РФ Иркутского района выбрало не самый благоприятный для него вариант расчета пенсии. Кроме этого, работниками ГУ - УПФ РФ Иркутского района были допущены грубейшие ошибки при исчислении размера страхового стажа и дальнейшей конвертации (преобразовании) пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал, что в результате привело к значительному снижению размера его пенсии. Так, в соответствии со справкой от ДД.ММ.ГГГГ. выданной ГУ - УПФ РФ Иркутского района «Периоды работы и (или) иной деятельности, включенные (засчитанные) в страховой стаж при установлении страховой пенсии» (далее: «Справка о стаже» от ДД.ММ.ГГГГ.) (справка прилагается), в его страховой стаж были включены следующие периоды трудовой и иной общественно полезной деятельности: - Трудовая деятельность на Иркутской ордена Знак Почета чаеразвесочной фабрике с ДД.ММ.ГГГГ.; служба в Советской Армии по призыву с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; трудовая деятельность в Строительном управлении № треста Мосстрой-5 Главмосстроя с ДД.ММ.ГГГГ. до ДД.ММ.ГГГГ.; в УМ-3 Дорстройтреста ВСЖД с ДД.ММ.ГГГГ. до ДД.ММ.ГГГГ.; в Кооперативе «Гигиена» с ДД.ММ.ГГГГ. до ДД.ММ.ГГГГ.; в СП «Универсал» с ДД.ММ.ГГГГ. до 19.04. 1993г.; в ПТП «Оргкоммунэнерго» с ДД.ММ.ГГГГ. до ДД.ММ.ГГГГ.; в ООО «Три О и К» с ДД.ММ.ГГГГ. до ДД.ММ.ГГГГ.; в ООО «ПРОССТ и К» с ДД.ММ.ГГГГ. до ДД.ММ.ГГГГ. Все даты начала и конца деятельности этих периодов соответствуют записям в его трудовой книжке серия АТ-1 №, выданная 14.09.1978г. на Иркутской ордена Знак Почета чаеразвесочной фабрике (далее: Трудовая книжка АТ-1 №) (копия прилагается). В соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 197-ФЗ (далее: ТК РФ от 30.12.2001г. № 197-ФЗ) ст. 66, а так же, в соответствии с «Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховой пенсий» утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014г. № 1015 (далее: Правила от 02.10.2014г. №) п. 11 следует, что: «Трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.» Так же в ст. 66 ТК РФ от 30.12.2001г. № 197-ФЗ прописано, что «Работодатель ведет трудовые книжки на каждого работника» и «В трудовую книжку вносятся сведения о работнике, выполняемой им работе». Кроме этого, в ст. 66.1 абзац 2 ТК РФ от 30.12.2001г. № 197-ФЗ указано, что: «В сведения о трудовой деятельности включаются информация о работнике, месте его работы, его трудовой функции, переводах работника на другую постоянную работу, об увольнении работника с указанием основания и причины прекращения трудового договора, другая предусмотренная настоящим Кодексом, иным федеральным законом информация.» (конец цитаты). На момент рассмотрения и принятия решения по делу № о назначении пенсии мною был предоставлен основной документ, подтверждающий наличие трудового стажа и сведения о характере выполняемой работы, это - его трудовая книжка АТ-1 №, а также были представлены архивные справки, подтверждающие продолжительность и специализацию моей трудовой деятельности в качестве монтажника железобетонных конструкций, а именно: архивная справка о трудовом стаже, профессии, переименовании предприятия и зарплате на четырех листах выдана филиалом ОАО «РЖД» Восточно-Сибирская железная дорога №; №; №; от ДД.ММ.ГГГГ. и № на имя К.А. ФИО5 (далее: Справка ВосФИО3 №). (копия прилагается); архивная справка о трудовом стаже и профессии в Строительном управлении № треста «Мосстрой-5» Главмосстроя и переименовании предприятия на двух листах выдана АО «Компания «Главмосстрой» №-Б- 55 от ДД.ММ.ГГГГ. на имя К.А. ФИО5 (далее: Справка «Главмосстроя» №-Б-55) (копия прилагается). Несмотря на представленные документы, в «Справке о стаже» от 17.01.2020г. а также в «Справке о назначенных пенсиях и социальных выплатах № от ДД.ММ.ГГГГ. (далее: «Справка № от ДД.ММ.ГГГГ.») (копия прилагается), выданной на основании Выплатного дела № и полученной через Сайт ГосУслуг, трудовая деятельность в СУ-26 треста Мосстрой-5 Главмосстроя с ДД.ММ.ГГГГ. до ДД.ММ.ГГГГ. и трудовая деятельность в УМ-3 Дорстройтреста ВСЖД с ДД.ММ.ГГГГ. до ДД.ММ.ГГГГ., отмечены как работа в «Обычных условиях труда», что не соответствует действительности и основано на неправильном применении норм материального права. В Трудовой книжке АТ-1 №, и в Справке ВосФИО3 № и в Справке «Главмосстроя» №-Б-55 указано, что периоды работы в СУ-26 треста Мосстрой-5 Главмосстроя с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ. и работы в УМ-3 Дорстройтреста ВСЖД с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ. осуществлялись по специальности «монтажник стальных и железобетонных конструкций». Согласно Постановлению Кабинета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ№ "Об утверждении Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение", Список № (далее: Список №) Раздел XXVII: «Строительство, реконструкция, техническое перевооружение, реставрация и ремонт зданий, сооружений и других объектов» числится Позиция: №а-14612 - монтажники по монтажу стальных и железобетонных конструкций. Другими словами, работа по данной специальности относится к работам с тяжелыми условиями труда, дающим право на досрочное назначение страховой пенсии по старости. Согласно абзацу 14 п. 109 Постановления Совмина СССР от ДД.ММ.ГГГГ№ "Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий» (далее: Постановление Совмина СССР №) следует, что «При назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости на работах с тяжелыми условиями труда период службы в составе Вооруженных Сил СССР приравниваются по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода». Что, в свою очередь, согласуется с правовыми нормами Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» в статье 10 пункте 3 которого прямо говорится, что время нахождения граждан на военной службе засчитывается в их общий трудовой стаж, и в стаж работы по специальности. С учетом того, что непосредственно за периодом его службы в рядах Советской Армии по призыву с ДД.ММ.ГГГГ. до ДД.ММ.ГГГГ. следует период работы в СУ-26 треста Мосстрой-5 Главмосстроя с 16.01.1979г. до 27.05.1983г., а далее следует период работы в УМ-3 Дорстройтреста ВСЖД с ДД.ММ.ГГГГ. до ДД.ММ.ГГГГ. и, исходя из норм Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее: Закон № 400-ФЗ «О страховых пенсиях») части 1 пункт 2 и части 3 статьи 30 в совокупности с Постановлением Совмина СССР № пункта 109 и «Списком №», следует, что данные периоды являются периодами льготного страхового-трудового стажа с тяжелыми условиями труда и должны быть исчислены как периоды стажа на соответствующих видах работ, дающие право на досрочное назначение страховой пенсии по старости и данный факт является правоустанавливающим для осуществления конвертации (преобразования) его пенсионных прав. 23.07.2019г. он обратился в ГУ-УПФ РФ Иркутского района с заявлением, входящий №, о предоставлении мотивированного подробного расчета размера его страховой пенсии по старости. 21.08.2019г. на его обращение, с входящим № от ДД.ММ.ГГГГ., был получен ответ за №№ от ГУ-УПФ РФ Иркутского района (далее: «Ответ на Обращение №№ от ДД.ММ.ГГГГ.») (копия прилагается) подписанный начальником управления ФИО8. Исходя из содержания документов «Ответ на Обращение №№ от ДД.ММ.ГГГГ.» и «Справки о стаже от ДД.ММ.ГГГГ атак же «Справки № от 07.12.2021г.», следует, что ГУ - УПФ РФ Иркутского района произвело исчисление (конвертацию) его пенсии из расчета продолжительности моего страхового стажа 21 год 4 месяца 25 дней как «Обычного стажа», кроме этого, представленный вариант расчета (конвертация) моей пенсии выполнен по наименее выгодному для него варианту расчета размера страховой пенсии, что должно расцениваться как ущемление его прав на социальное обеспечение по возрасту, которое относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется ст. 39 Конституции Российской Федерации. Федеральный закон № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» устанавливает основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии. В соответствии с п. 2 ст. 3 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж. В соответствии со ст. 13 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» исчисление страхового стажа производится в календарном порядке. Вместе с тем п. 4 ст. 14. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» гласит: «4. Правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.» (конец цитаты). В свою очередь, Правительством РФ приняты Правила подсчета страхового стажа, утвержденные Постановлением правительства РФ от 12.10.2014г. №1015 (далее: Правилами подсчета стажа №1015) в п. 47 устанавливается следующий порядок исполнения правовой нормы «календарный порядок исчисления» страхового стажа: «47. Исчисление продолжительности периодов работы, в том числе на основании свидетельских показаний, и (или) иной деятельности и иных периодов производится в календарном порядке из расчета полного года (12 месяцев). При этом каждые 30 дней периодов работы и (или) иной деятельности и иных периодов переводятся в месяцы, а каждые 12 месяцев этих периодов переводятся в полные годы. Подсчет продолжительности каждого периода, включаемого (засчитываемого) в страховой стаж, производится путем вычитания из даты окончания соответствующего периода даты начала этого периода с прибавлением одного дня.» (конец цитаты). Вместе с тем, сам алгоритм исчисления страхового стажа с помощью данной правовой нормы изложен в документе: «Постановление Правления ПФ РФ от 11.01.2017 № 2п (ред. от 13.06.2019) «Об утверждении форм документов, используемых для регистрации граждан в системе обязательного пенсионного страхования, и Инструкции по их заполнению» (далее: «Постановление ПФ РФ № 2п от 11.01.2017г.»), в пункте 33 сказано: «33. Правила подсчета стажа в форме «Сведения о трудовом стаже застрахованного лица за период до регистрации в системе обязательного пенсионного страхования». В разделе: «Период трудовой или иной общественно полезной деятельности» прописано следующее: «Формы содержат сведения о датах начала и конца деятельности, отвечающей наименованию раздела, которые используются при подсчете продолжительности общего трудового стажа. Кроме того, данный раздел содержит сведения о периодах, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии отдельным категориям граждан, которые выделяются датами или же указывается продолжительность периода в календарном исчислении (месяцев, дней)» (конец цитаты). Другими словами, факт исчисления периодов трудовой и (или) иной деятельности «в календарном порядке» никаким образом не отменяет факта льготного (особого порядка) исчисления страхового стажа, если таковой предусмотрен в соответствии с законом. Так как сначала выполняется определение самих периодов трудовой и иной деятельности, в том числе и льготном (особом порядке), далее осуществляется исчисление фактической продолжительности данных периодов и лишь после этого производится исчисление стажа в календарном порядке, в соответствии с пунктом 47 № 1015 от 12.10.2014г. Из изложенного следует, что для исчисления страхового стажа в надлежащем порядке в соответствии правовыми нормами статей 13 и 14 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», «Правилами подсчета стажа №1015», «Постановление ПФ РФ №2п от 11.01.2017г.» необходимо провести поэтапные математические действия. (Подробные поэтапные математические действия по исчислению моего трудового - страхового стажа в том числе в календарном порядке выполнены в дополнении к данному Исковому заявлению: «Приложение к исковому заявлению К.А. ФИО5» на четырех листах, которое является неотъемлемой частью настоящего Искового заявления). В соответствии с данными, полученными в ходе исчисления размера страхового - трудового стажа (смотреть «Приложение к исковому заявлению К.А. ФИО5») для выполнения конвертации - определения размера моей пенсии необходимо руководствоваться следующей информацией: его страховой стаж в календарном исчислении: на ДД.ММ.ГГГГ - 15 лет 10 мес. 15 дн.; на ДД.ММ.ГГГГ - 23 год 8 мес. 19 дн.; на ДД.ММ.ГГГГ - 23 год 8 мес. 19 дн.; в том числе, стаж в Особых условиях труда, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии в календарном исчислении: на ДД.ММ.ГГГГ - 13 лет 4 мес. 25 дн. на ДД.ММ.ГГГГ - 13 лет 4 мес. 25 дн. на ДД.ММ.ГГГГ - 13 лет 4 мес. 25 дн.; При том, что ГУ-УПФ РФ Иркутского района, согласно сведениям, содержащимся в Ответе на Обращение №№ от ДД.ММ.ГГГГ., произвело исчисление (конвертацию) его пенсии, используя для расчета иные данные продолжительности моего страхового стажа, а, именно, на стр. 2 абзац 3 указано: «При принятии решения о назначении пенсии учтена следующая информация: Ваш страховой стаж в календарном исчислении: на ДД.ММ.ГГГГ. - 13 лет 8 мес. 1 дн.; на ДД.ММ.ГГГГ. - 21 год 4 мес. 25 дн.; на ДД.ММ.ГГГГ. - 21 год 4 мес. 25 дн.;» (конец цитаты). Из вышеизложенного можно с уверенностью утверждать, что работники ГУ-УПФ РФ Иркутского района, произведя неверные исчисления его страхового стажа и выполнив расчет (конвертацию) размера его пенсии по наименее благоприятному для него варианту, тем самым нарушив его конституционные права, а также ряд правовых норм Федеральных законов и иных нормативных актов Российской Федерации. Так, в соответствии с п. 4 ст. 36 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» допускается применение Федеральных законов, принятых до дня вступления в силу №400-ФЗ «О страховых пенсиях» в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону, а п. 3 ст. 36 «№400-ФЗ «О страховых пенсиях» позволяет применение правовых норм Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее: № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»), регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий. Из содержания ст. 36 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» следует, что правовые нормы, регулирующие исчисление непосредственно размера трудовой пенсии, по своей правовой сути являются самостоятельными правовыми нормами, обладающими самодостаточным значением в процессе конвертации преобразовании права на получение страховой пенсии. В равной степени, как и правовые нормы, регулирующие исчисление размера трудового-страхового стажа, являются обособленными правовыми нормами. В силу того, что правовая норма, прописанная в п. 9 ст. 30 «№ 173-ФЗ О трудовых пенсиях в РФ» регулирует в процессе конвертации вопрос исчисления непосредственно размера пенсии, то она ни коим образом не противоречит п. 3 ст. 36 «№400-ФЗ О страховых пенсиях», а, именно, в части, регулирующей исчисление размера трудовых пенсий, и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий. Точно так же, как и отдельные правовые нормы, прописанные в п. 3 ст. 30 №173-Ф3 «О трудовых пенсиях в РФ», в части регулирования непосредственно исчисление размера трудовых пенсий (но не размера трудового стажа), не противоречат п. 3 ст. 36 «№400-ФЗ О страховых пенсиях». Согласно п. 9 ст. 30 «№ 173-ФЗ О трудовых пенсиях в РФ»: «9. Конвертация (преобразование) пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал застрахованных лиц, указанных в пункте 1 статьи 27 настоящего Федерального закона, в том числе лицам, в отношении которых при назначении досрочной трудовой пенсии по старости применяются положения статьи 28.1 настоящего Федерального закона, и застрахованных лиц, указанных в статье 27.1 настоящего Федерального закона, может осуществляться по их выбору в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, с применением вместо общего трудового стажа (имеющегося и полного) стажа на соответствующих видах работ (имеющегося и полного).» (конец цитаты). А, согласно п.10 ст.30 «№ 173-ФЗ О трудовых пенсиях в РФ», в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц под стажем на соответствующих видах работ понимается суммарная продолжительность периодов работы до 01.01.2002 года, определенная в п.1 ст.27 и ст.27.1 настоящего Федерального закона. Исходя из смысла, содержащегося в правовых нормах п.9 и п.10 ст. 30 а так же в соответствии с нормами п. 1 ст. 27 «№173-Ф3 О трудовых пенсиях в РФ» где сказано что если мужчина по достижении возраста 55 лет проработал на работах с тяжелыми условиями труда (по Списку 2) 12,5 лет то он имеет страховой стаж 25 лет.: становится ясным, что стаж на соответствующих видах работ, необходимый для досрочного назначение трудовой пенсии, является полноценным и достаточным стажем для осуществления конвертации (преобразования) пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал застрахованных лиц, т.е. размер стажа в 12,5 лет (для мужчин по Списку 2) на соответствующих видах работ равноценен и соответствует 25 годам (для мужчин) страхового-трудового стажа в Обычных условиях труда. Следовательно, наиболее выгодным для него является вариант конвертации (преобразования) пенсионных прав за периоды до 01.01.2002г. в расчетный пенсионный капитал с применением п. 9 ст. 30 «№ 173-ФЗ О трудовых пенсиях в РФ» в совокупности с отдельными правовыми нормами п. 3 ст. 30 данного Закона, в части определения размера страховой пенсий. Основываясь на том, что его страховой-трудовой стаж в Особых условиях труда (Список №2) в календарном исчислении равняется 13 лет 4 месяцев 25 дней. А в соответствии с п.2 ст.30 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» и ст. 27 №173-Ф3 «О трудовых пенсиях в РФ»: необходимый стаж для назначения досрочной пенсии в связи с тяжелыми условиями труда (Список №2) требуется 12 лет 6 месяцев (для мужчин) и в совокупности с правовой нормой абзаца 5 пункт 3 статья 30 «№ 173-ФЗ О трудовых пенсиях в РФ» где сказано, что СК - стажевый коэффициент, для застрахованных лиц, имеющих стаж на соответствующих видах работ, составляет 0,55, и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх продолжительности такого стажа (на соответствующих видах работ), но не более чем на 0,20. Следовательно, при применении п. 9 ст. 30 в совокупности с отдельными правовыми нормами п. 3 ст. 30 «№ 173-ФЗ О трудовых пенсиях в РФ» его стажевый Коэффициент СК будет соответствовать следующему расчету: его общий трудовой стаж в календарном исчислении: до 01.01.2002 г. - 23 год 8 мес. 19 дн.; требуемый трудовой стаж на соответствующих видах работ для назначения трудовой пенсии по старости, а, соответственно, и для определения стажевого коэффициента, необходим в размере при календарном исчислении: 12 лет 6 мес. 00 дн. Следовательно, разница между продолжительностью этих стажей составит: 19/08/23 - 00/06/12 = 19/02/11 или 11 полных лет 2 месяца 19 дней в данном случае стажевый коэффициент равняется: СК = 0.55 + 11 * 0,01 = 0,55 + 0,11 = 0,66. По сведениям же, содержащимся в «Ответе на Обращение №ТБ-1102/5598 от 23.07.2019г.», на стр. 3 раздел «Расчетный размер трудовой пенсии» его стажевый коэффициент указан в размере СК = 0,55, что разумеется не соответствует расчету при применении п.9 ст.ЗО №173-Ф3 «О трудовых пенсиях в РФ» и тем самым является существенным нарушением норм материального права, без устранения которых невозможна защита и восстановление нарушенных прав истца. Согласно пп. 2 п. 1 ст. 30 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» мужчины, проработавшие 12 лет 6 месяцев (по Списку 2) с тяжёлыми условиями труда, имеют страховой стаж соответственно 25 лет, а также, исходя из смысла правовых норм, прописанных в п. 9 ст. 30 №173-Ф3 «О трудовых пенсиях в РФ» следует, что законодатель считает равноценными работу в течении 12,5 лет в особых тяжелых условиях труда и 25 лет работы в обычных условиях труда в целях конвертации (преобразовании) пенсионных прав застрахованных лиц. Ведь факт наличия достаточного стажа для определения СК (стажевого коэффициента) говорит о достаточности этого стажа и его необходимой полноте при дальнейшей конвертации пенсионных прав. Так как полнота общего трудового стажа, применяемая при расчете СК - стажевого коэффициента при Особых условиях труда (12 лет 6 месяцев по Списку 2), является достаточной для назначения страховой пенсии по старости, то из этого следует, что и при дальнейшем расчете РП (расчетного размера трудовой пенсии) и ПК (величины расчетного пенсионного капитала застрахованного лица) данный размер общего трудового - страхового стажа с учетом Особых условий труда (Список 2) необходимо считать достаточным в процессе преобразования (конвертации) пенсионных прав. Следовательно, применение пропорционального уменьшения общего трудового стажа к необходимому стажу, на основании абзаца 3 п. 1 ст. 30 №173-Ф3 О трудовых пенсиях в РФ», выполненное ГУ-УПФ РФ Иркутского района, в документе «Ответ на Обращение №№ от ДД.ММ.ГГГГ.» на стр. 3 п. 5 абзац 2, в размере 21 год 4 мес. 25 дн. к 25 годам будет находиться в противоречии с законом, так как достаточность стажа определяется той величиной стажа, которая участвовала в расчете СК (стажевого коэффициента). Вместе с тем, тот факт, что им не была реализована возможность досрочного выхода на пенсию по основаниям п. 2 ст. 30 №400-ФЗ «О страховых пенсиях», не отменяет заработанного им права производить расчет в соответствии с п. 9 ст. 30 №173-Ф3 «О трудовых пенсиях в РФ». Так как, факт наличия трудового - страхового стажа в Особых условиях труда является базовым юридическим фактом, т.е. фактом правонаделительным, что подтверждено в Определении Конституционного Суда № 320-0 от 05.11.2002г. Более того, факт неиспользования права выхода на досрочную пенсию позволяет мне применить правовую норму о так называемой «отложенной пенсии» в соответствии с п. 2 ч. 15 ст. 15 и ч. 5 ст. 16 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», т. е. осуществить при конвертации пенсионных прав повышение индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК), предусмотренное в части 15 ст. 15 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» и повышение размера фиксированной выплаты в соответствии с ч. 5 ст. 16 №400-ФЗ «О страховых пенсиях», согласно Коэффициентам, указанным в приложении 1 и приложении 2 соответственно. В связи с тем, что данная правовая норма вступила в силу только с 01.01.2015г., то количество полных месяцев, истекших со дня возникновения права на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно составит: ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ = ДД.ММ.ГГГГ, или 3 полных года 7 полных месяцев 2 дня, или в полных месяцах = 3*12 + 7 = 36 + 7 = 43 полных месяца, т. е., в данном случае коэффициент повышения индивидуального пенсионного коэффициента, применяемый в случае, предусмотренном ч. 15 ст. 15 М400-ФЗ «О страховых пенсиях» согласно приложению 1 равен: 1,16; коэффициент повышения размера фиксированной выплаты определяемый в соответствии с ч. 5 ст. 16 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» согласно приложению 2 равен: 1,12. В процессе Конвертации (преобразовании) пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал ФИО1, согласно документу «Ответ на Обращение №ТБ-1102/5598 от 23.07.2019г.» ответчиком был определен процент валоризации (повышения) величины расчетного пенсионного капитала, размер которого определяется в соответствии со ст. 30.1 №173-Ф3 «О трудовых пенсиях в РФ». Необходимо отметить, что определение количества процентов для осуществления валоризации также выполнена с нарушением норм материального права. В соответствии с ст. 30.1 №173-Ф3 «О трудовых пенсиях в РФ» сумма валоризации составляет 10% величины расчетного пенсионного капитала, и, сверх того, 1% величины расчетного пенсионного капитала за каждый полный год общего трудового стажа, приобретенного до 1 января 1991 г. Его страховой - трудовой стаж в календарном исчислении на 01.01.1991г. составляет 15 лет 10 месяцев 15 дней, из которых 13 лет 4 месяцев 25 дней приходятся на стаж с Особыми условиями труда на соответствующих видах работ. В связи с этим, следует отметить, что п. 4 ст. 30.1 «№173-Ф3 О трудовых пенсиях в РФ» гласит: «4. Сумма валоризации величины расчетного пенсионного капитала застрахованных лиц, у которых оценка пенсионных прав по их выбору была осуществлена с применением стажа на соответствующих видах работ (имеющегося и полного), определяется исходя из продолжительности стажа на соответствующих видах работ» (конец цитаты). При этом в п. 2 данной статьи сказано, что в целях валоризации включение соответствующих периодов в общий трудовой стаж производится в том же порядке, который был применен при определении расчетного размера трудовой пенсии. При этом продолжительность общего трудового стажа ограничению не подлежит. А так как ранее в Исковом заявлении им уже отмечалось, что при определении расчетного размера трудовой пенсии с применением стажа на соответствующих видах работ стажевый коэффициент (СК) составляет 0,55 при наличии 12 лет 6 месяцев стажа на соответствующих видах работ (для мужчин по Списку 2) и точно также размер СК равен 0,55 при наличии 25 лет обычного трудового стажа и это означает, что стаж в размере 12 лет и 6 месяцев на соответствующих видах работ являлся достаточным при определении расчетного размера трудовой пенсии и соответственно является равноценным 25 полным годам стажа в Обычных условиях труда. И в силу того, что весь стаж на соответствующих видах работ мною был выработан до 01.01.1991г. то из всего этого следует что на дату 01.01.1991г. мною был выработан стаж в полном размере необходимый для выхода на пенсию при обычных условиях труда (25 полных лет) и сверх того, еще 3 полных года трудовой деятельности, при том, что продолжительность общего трудового стажа ограничению не подлежит. Соответственно, продолжительность общего трудового стажа до 01.01.1991г. с учетом стажа на соответствующих видах работ (имеющегося и полного), учитываемого в целях валоризации величины расчетного пенсионного капитала, составит: Действие 1)15 лет 10 мес. 15 дн. - 12 лет 6 мес. = 3 года 4 месяца 15 дней или 3 полных года. Так как 12 лет 6 мес. (на соответствующих видах работ) = 25 лет (в обычных условиях работы), следовательно, продолжительность общего трудового стажа для определения размера валоризации надлежит считать: Действие 2) 25 полных лет + 3 полных года = 28 полных лет. И в соответствии с п. 4 ст. 30.1 №173-Ф3 «О трудовых пенсиях в РФ», где сказано, что при расчете валоризации продолжительность общего трудового стажа ограничению не подлежит. Следовательно, сумма валоризации в процентном выражении составит 10% + 28% = 38% величины расчетного пенсионного капитала. В отличии от примененного ГУ-УПФ РФ Иркутского района в процессе Конвертации (преобразовании) моих пенсионных прав размера валоризации в 23%, что так же в результате привело к значительному снижению размера его пенсии.
Просит суд признать не соответствующим закону исчисления размера трудового- страхового стажа ФИО1, выполненное Государственным учреждением - Управление Пенсионного фонда РФ в Иркутском районе Иркутской области (межрайонное), в том числе, якобы, в календарном порядке исчисления, а именно: на ДД.ММ.ГГГГ. - 13 лет 8 мес. 1 дн.; на ДД.ММ.ГГГГ. - 21 год 4 мес. 25 дн.; на ДД.ММ.ГГГГ. - 21 год 4 мес. 25 дн.; обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ по Иркутской области при исчислении трудового-страхового стажа ФИО1, в целях осуществления конвертации его пенсионных прав учитывать следующие периоды трудовой и иной общественно-полезной деятельности: период с 01.11.1976г. до 01.11.1978г. Служба в Советской Армии по призыву, период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ. работы в СУ-26 треста Мосстрой-5 Главмосстроя, период с ДД.ММ.ГГГГ. до ДД.ММ.ГГГГ. работы в УМ-3 Дорстройтреста ВСЖД, как периоды в Особых условиях труда (Список №) дающие право на досрочное назначение трудовой пенсии; обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ по Иркутской области выполнить конвертацию (преобразование) пенсионных прав ФИО1 со следующими исходными данными страхового стажа: страховой стаж в календарном исчислении: на ДД.ММ.ГГГГ - 15 лет 10 мес. 15 дн.; на ДД.ММ.ГГГГ - 23 год 8 мес. 19 дн.; на ДД.ММ.ГГГГ - 23 год 8 мес. 19 дн.; в том числе, стажа в особых условиях труда, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии в календарном исчислении: на ДД.ММ.ГГГГ - 13 лет 4 мес. 25 дн. на ДД.ММ.ГГГГ - 13 лет 4 мес. 25 дн.; признать исчисления, выполненные Государственным учреждением - Управление Пенсионного фонда РФ в Иркутском районе Иркутской области (межрайонное) в процессе конвертации (преобразовании) пенсионных прав ФИО1, описанные в документе: «Ответ на Обращение №№ от ДД.ММ.ГГГГ.» о назначении трудовой пенсии по старости как действия, выполненные с существенным нарушением норм материального права; обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ по <адрес> осуществить конвертацию (преобразование) пенсионных прав в страховую пенсию по старости ФИО1 с применением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению для исчисления размера страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 9 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», с момента назначения страховой пенсии по старости, с ДД.ММ.ГГГГ; признать неправомерным применение Государственным учреждением - Управление Пенсионного фонда РФ в Иркутском районе Иркутской области (межрайонное) в процессе конвертации (исчислении) размера страховой пенсии ФИО1ФИО5 коэффициента (СК) в размере 0,55; обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ по Иркутской области при конвертации пенсионных прав, исчислении размера страховой пенсии ФИО1 применить стажевый коэффициент (СК) в размере 0,66; признать применение Государственным учреждением - Управление Пенсионного фонда РФ в Иркутском районе Иркутской области (межрайонное) в процессе конвертации (исчислении) размера страховой пенсии ФИО1 пропорционального уменьшения Расчетного размера трудовой пенсии (РП) как выполненные с нарушением норм материального права; обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ по Иркутской области в процессе конвертации пенсионных прав ФИО1 при определении Расчетного размера трудовой пенсии (РП) признать наличие общего трудового стажа в том числе в Особых условиях труда достаточным и полным общим трудовым стажем для определения Величины расчетного пенсионного капитала (ПК) в процессе осуществления конвертации; обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ Иркутской области в процессе конвертации пенсионных прав ФИО1 при определении Расчетного размера трудовой пенсии (РП) не применять пропорционального уменьшения Расчетного размера трудовой пенсии (РП); признать существенным нарушением норм материального права Государственным учреждением - Управление Пенсионного фонда РФ в Иркутском районе Иркутской области (межрайонное), в процессе конвертации пенсионных прав ФИО1, игнорирование факта реального выхода на пенсию истца позднее возникновения права на указанную пенсию; обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ по Иркутской области при конвертации пенсионных прав ФИО1 применить Коэффициент повышения ИПК (индивидуального пенсионного коэффициента) при выходе на пенсию позднее возникновения права на указанную пенсию в размере 1,16. (ст. 15 №400-ФЗ приложение 1); обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ по Иркутской области при конвертации пенсионных прав ФИО1 применить Коэффициент повышения размера фиксированной выплаты при выходе на пенсию позднее возникновения права на указанную пенсию в размере 1,12. (ст. 16 № 400-ФЗ приложение 2); признать, что в процессе конвертации (исчислении) размера страховой пенсии ФИО1 при определении величины Валоризации Государственным учреждением - Управление Пенсионного фонда РФ в Иркутском районе Иркутской области (межрайонное) были допущена нарушения норм материального права. А именно что величина валоризации в размере 23% была определена из расчета страхового стажа при обычных условиях труда неправомерно; обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ по Иркутской области при конвертации страховой пенсии ФИО1 исчисления суммы валоризации величины расчетного пенсионного капитала, определить исходя из продолжительности стажа на соответствующих видах работ (имеющегося и полного); обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ по Иркутской области при конвертации страховой пенсии ФИО1 применить сумму валоризации величины расчетного пенсионного капитала в размере 38%; обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ по Иркутской области произвести перерасчет страховой пенсии по старости ФИО1 с учетом соблюдения всех норм материального права; обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ по Иркутской области выплатить ФИО1 суммы пенсии, не полученные своевременно по вине органа назначающего или выплачивающего ее, в полном объеме за все прошедшее время, с момента назначения страховой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ года; вынести частное судебное определение об обязании Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ по Иркутской области в процессе конвертации (преобразовании) пенсионных прав застрахованных лиц в страховую пенсию, признавать факт наличия стажа на работах в Особых условиях труда, необходимого для досрочного назначения пенсии в соответствии со ст. 30 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» как стаж являющийся полным, достаточным и равноценным общему трудовому стажу в обычных условиях труда который необходим для исчисления ФИО5 коэффициента (СК), размера валоризации, расчетного размера трудовой пенсии (РП), определения Величины расчетного пенсионного капитала (ПК) в процессе исчисления размера страховой пенсии за периоды до 01.01.2002г.; вынести частное судебное определение о том что попытка Государственного учреждения - Управлению Пенсионного фонда РФ по Иркутской области использования правовой нормы «исчисление стажа в календарном порядке» в качестве довода для отказа в льготном - кратном исчисления страхового стажа при применении правовых норм п.3 ст. 30 «№173-Ф3 О трудовых пенсиях в РФ», в процессе конвертации (преобразовании) пенсионных прав для застрахованных лиц, указанных в ст. 30 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» а соответственно и из числа лиц указанной в статьях 27 - 28 №173-Ф3 «О трудовых пенсиях в РФ», имеющих страховой стаж и (или) стаж на соответствующих видах работ является грубейшим нарушением норм материального права; вынести частное судебное определение об обязании Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ по Иркутской области в процессе конвертации (преобразовании) пенсионных прав застрахованных лиц, руководствоваться тем, что исчисление всех периодов трудовой и (или) иной деятельности включенных в страховой стаж производится всегда в «календарном порядке» но данный порядок исчисления стажа ни каким образом не отменяет факта льготного (особого-кратного) порядка исчисления периодов страхового стажа для застрахованных лиц указанных в ст. 30 № 400- ФЗ «О страховых пенсиях», в том числе, если конвертация (преобразование) пенсионных прав застрахованных лиц производится с применением правовых норм пункта 3 статьи 30 № 173-Ф3 «О трудовых пенсиях в РФ».
В судебном заседании истец ФИО5 К.А. поддержал свои исковые требования по доводам, изложенным в исковом заявлении, настаивал на их удовлетворении.
Представитель ответчика ФИО2, по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования ФИО5 К.А. не признал по основаниям, изложенными в отзыве на исковое заявление и дополнениях к отзыву, просил отказать в удовлетворении требований ФИО5 К.А.
Выслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования ФИО5 К.А. удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившим в силу с 1 января 2015 года (далее по тексту - Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из названного федерального закона, Федерального закона от 16 июля 1999 года N 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», других федеральных законов.
В силу части 1 статьи 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях», размер страховой пенсии по старости определяется как произведение индивидуального пенсионного коэффициента на стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия.
При этом размер страховой пенсии зависит от величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место до 1 января 2015 года и после, и стоимости одного пенсионного коэффициента по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия.
Величина индивидуального пенсионного коэффициента по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости, определяется по формуле, предусмотренной в части 9 статьи 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ, и представляет собой произведение суммы ИПК за периоды, имевшие место до 1 января 2015 года, и ИПК за периоды, имевшие место с 1 января 2015 года, по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости, на коэффициент повышения ИПК при исчислении размера страховой пенсии по старости.
Величина индивидуального пенсионного коэффициента по состоянию на 1 января 2015 года определяется в соответствии с частью 10 статьей 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ и представляет собой отношение размера страховой части трудовой пенсии по старости (без учета фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости), исчисленного по состоянию на 31 декабря 2014 года по нормам Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», к стоимости одного пенсионного коэффициента по состоянию на 1 января 2015 года, равного 64 рублям 10 копейкам.
Величина ИПК за периоды, имевшие место с 1 января 2015 года, по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости, определяется частью 11 статьи 15 Федерального закона «О страховых пенсиях».
Согласно части 3 статьи 36 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» со дня вступления в силу указанного закона, Федеральный закон от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с указанным Федеральным законом в части, не противоречащей указанному Федеральному закону.
Статьей 30 Федерального Закона N 173-ФЗ предусмотрена оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал по соответствующей формуле, где одним из элементов является расчетный размер трудовой пенсии, определяемый для застрахованных лиц в соответствии с настоящей статьей.
Пунктом 2 статьи 30 Федерального Закона N 173-ФЗ установлено, что расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, с учетом трудового стажа в календарном порядке без включения в стаж периодов учебы, либо в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, с включением в стаж периодов обучения, кратного исчисления отдельных периодов стажа, либо в порядке, установленном пунктом 6 настоящей статьи.
Согласно пункту 9 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года производится органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, одновременно с назначением им трудовой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом, но не позднее 1 января 2013 года. При этом применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ (а в необходимых случаях - заработка застрахованного лица), который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
В целях сохранения ранее приобретенных прав на трудовую пенсию статьей 30 Федерального закона N 173-ФЗ предусмотрена оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал.
На основании пункта 4 указанной статьи Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц в соответствии с настоящим пунктом под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, в которую включаются, в частности, периоды учебы, службы по призыву.
При этом содержащийся в пункте 3 той же статьи приведенного Федерального закона альтернативный порядок определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц не предполагает включение указанных периодов в состав трудовой и иной общественно полезной деятельности, из суммарной продолжительности которых определяется общий трудовой стаж.
На основании части 3 статьи 30 указанного Закона расчетный размер трудовой пенсии по старости при оценке пенсионных прав застрахованных лиц путем их конвертации в расчетный пенсионный капитал по состоянию на 1 января 2002 года определяется на основании среднемесячного заработка застрахованного лица за 2000-2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования либо из среднемесячного заработка за любые 60 месяцев подряд до 1 января 2002 года на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами.
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что вступившим в законную силу решением Кировского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу № удовлетворены частично исковые требования ФИО5 К.А., в страховой стаж истца включены периоды его работы: с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. транспортировщиком в Иркутский ордена Знак Почета чаеразвесочной фабрике; с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. монтажником железобетонных конструкций в СУ-26 треста Мосстрой-5 Главмосстроя; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ в УМ-3 Дорстройтреста ВСЖД; с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ в кооперативе «Гигиена»; с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ в СП «Универсал»; с 20.04.1993г. по 30.03.1996г. в ПТП «Оргкомунэнерго»; с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. в ООО «Три О и К»; ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. в ООО «ПРОССТ и К»; в двойном размере служба в Советской Армии с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ.; на Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Иркутском районе Иркутской области (межрайонное) возложена обязанность назначить ФИО5 К.А. страховую пенсию по старости на основании ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с ДД.ММ.ГГГГ.
ФИО5 К.А. с ДД.ММ.ГГГГг. назначена страховая пенсия по старости по нормам статьи 8 Федерального Закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Пенсионным органом ФИО5 К.А. с учетом положений статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с ДД.ММ.ГГГГ бессрочно установлена фиксированная выплата к страховой пенсии по старости. Суммарный размер страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии с ДД.ММ.ГГГГ составил 9 890 руб. 15 коп.; с ДД.ММ.ГГГГ размер пенсии составил 11 286,62 руб.
Из выплатного дела следует, что страховой стаж ФИО5 К.А. на день назначения страховой пенсии по старости составил 21 год 4 месяца 24 дня, продолжительность страхового стажа, исчисленного с применением норм ранее действовавшего законодательства (Постановление Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 № 2-П) для определения права на страховую пенсию по старости составил 23 года 4 месяца 26 дней. С учетом периодов работы общий трудовой стаж, исчисленный по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, составляет 21 год 04 месяца 25 дней, общий трудовой стаж на ДД.ММ.ГГГГ для расчета валоризации составил 13 лет 08 месяцев 01 день.
Соответственно, с учетом положений ст. 30 Закона 173-ФЗ стажевый коэффициент составил 0,55.
При этом суд полагает, что пенсионным органом, при назначении пенсии и определении расчетного размера трудовой пенсии обоснованно определен стажевый коэффициент в размере 0,55, с учетом положений п. 2 ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», поскольку стажевый коэффициент для определения расчетного размера трудовой пенсии из числа лиц, имеющих страховой стаж и (или) стаж на соответствующих видах работ, которые требуются для досрочного назначения трудовой пенсии по старости (статьи 27 - 28 настоящего Федерального закона), составляет 0,55 при продолжительности общего трудового стажа, равного продолжительности страхового стажа, указанной в статьях 27 - 28 настоящего Федерального закона, требуемого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх продолжительности такого стажа, но не более чем на 0,20 (абз. 6 п. 3 ст. 30 Закона).
Согласно представленному расчету ответчика средний заработок ФИО5 К.А. за период с 1983 по 1988 составил- 324,30 руб.; отношение его среднего заработка к среднемесячной заработной плате по стране за указанный период 1,587=(324,30 руб./204,30 руб.). Максимальное отношение 1.2. Стажевый коэффициент - 0,55 (ст. 30 Закона № 173-ФЗ). Сведения о состоянии расчетного пенсионного капитала рассчитанного п начисленным взносам (сумма страховых взносов и иных поступлений в ПФР начиная с января 2002 г. по данным выписки из лицевого счета застрахованного лица) - 0 руб. Процент валоризации - 23%.
Пенсионным органом для расчета применены следующие показатели, действовавшие на дату принята решения о назначении пенсии:
Ожидаемый период выплаты 228 месяцев (ст. 32 Закона № 173-ФЗ);
Коэффициент индексации расчетного пенсионного капитала застрахованных лиц, применяемый на ДД.ММ.ГГГГ — 5,61481656.
Расчет размера пенсии произведен по п. 3 ст. 30 Закона № 173-ФЗ, как более выгодный вариант, на основании следующих формул:
Размер страховой части трудовой пенсии по старости: СЧ = ПК / Т + Б, где СЧ - страховая часть трудовой пенсии по старости; ПК - сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица (статья 29.1 Закона № 173-ФЗ), учтенного по состоянию на день назначения страховой части трудово пенсии по старости; Т - количество месяцев ожидаемого периода выплаты; Б - фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости.
Сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица (ПК): ПК = ПК1 + СВ + ПК2, где ПК1 - расчетный пенсионный капитал застрахованного лица; СВ - сумма валоризации (статья 30.1 Закона № 173-ФЗ); ПК2 - сумма страховых взносов и иных поступлений в Пенсионный фонд Российской Федерации за застрахованное лицо начиная с ДД.ММ.ГГГГ.
Величина расчетного пенсионного капитала застрахованного лица: ПК1 = (РП - 450 рублей) х Т, где РП - расчетный размер трудовой пенсии; 450 рублей - размер базовой части трудовой пенсии по старости, который устанавливался законодательством Российской Федерации на ДД.ММ.ГГГГ; Т - ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости.
Расчетный размер трудовой пенсии: РП = СК х (ЗР / ЗП) х СЗП, где СК - стажевый коэффициент ЗР - среднемесячный заработок застрахованного лица; ЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за тот же период; СЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за период с 1 июля сентября 2001 года для исчисления и увеличения размеров государственных пенсий, утвержденная Правительством Российской Федерации (1 671 рубль 00 копеек).
Отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в размере не свыше 1,2.
Сумма валоризации (увеличение пенсионного капитала на 10 % и, сверх того, на 1 % за каждый полный год общего трудового стажа, приобретенного до 01.01.1991г) в соответствии со статьей 30.1 Закона № 173-ФЗ исчисляется по формуле: СВ = ПК1* (0,1+(Стаж на ДД.ММ.ГГГГ * 0,01)).
Расчет: Расчетный размер трудовой пенсии: РП = СК х (ЗР / ЗП) х СЗП
1102,86=0,55*(786,89руб./245,64руб.)* 1671=0,55* 1,2* 1671.
В случае, если застрахованное лицо имеет неполный общий трудовой стаж, то величина расчетного пенсионного капитала при неполном общем трудовом стаже определяется, исходя из величины расчетного пенсионного капитала при полном общем трудовом которая делится на число месяцев полного общего трудового стажа и умножается месяцев фактически имеющегося общего трудового стажа.
Величина расчетного пенсионного капитала при неполном стаже: (пропорция неполного стажа (факт./треб.): 21/4/25 / 25/0/0 = 0,85611111
127433,92=(1102,86-450)^0,85611111*228
Индексация расчетного пенсионного капитала 715518,08=127433,92*5,61481656
Сумма валоризации: СВ = ПК1* (0,1+(Стаж на ДД.ММ.ГГГГ * 0,01)) 164569,16=715518,08* (0,1+(13*0,01)= 715518,08*0,23.
Сумма расчетного пенсионного капитала: ПК = ПК1 + СВ + ПК2
880087,24=715518,08+164569,16
Размер страховой части трудовой пенсии по старости: СЧ = ПК / Т
3860,03=(880087,24/228)
Федеральным законом № 400-ФЗ предусмотрено исчисление размера пенсии из баллов с ДД.ММ.ГГГГ<адрес> расчете страховой пенсии учитывается сумма годовых пенсионных баллов за периоды до и после ДД.ММ.ГГГГ<адрес> расчете суммы баллов за периоды до ДД.ММ.ГГГГг. подсчитывается размер ежемесячной выплаты гражданину страховой части трудовой пенсии по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. При этом не учитывается фиксированный базовый размер и накопительная часть.
Страховая пенсия делится на стоимость одного пенсионного коэффициента, ~ по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. составляет 64,10:
ИПК до ДД.ММ.ГГГГ = 3860,03/64,10 = 60,219;
ИПК с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – отсутствует.
ИПК на ДД.ММ.ГГГГ = 60,219 * 81,49 (стоимость одного пенсионного коэффициента) = 4907,25 руб. Таким образом, размер страховой пенсии ФИО5 К.А. с ДД.ММ.ГГГГ составил 9 890,15 руб., в том числе фиксированная выплата 4982,90 руб., страховая часть 4907,25 руб.
Проверив расчет назначенной истцу ФИО5 К.А. страховой пенсии, суд приходит к выводу о соответствии его требованиям действующего законодательства.
Истец просит суд обязать ГУ – Отделение ПФР по Иркутской области при исчислении его страхового стажа в целях осуществления конвертации его пенсионных прав учитывать периоды трудовой и иной общественно-полезной деятельности: период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ служба в Советской Армии по призыву, период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ работы в СУ-26 треста Мосстрой-5 Главмосстроя, период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ работы в УМ-3 Дорстройтреста ВСЖД как периоды в особых условиях труда (Список №), дающие право на досрочное назначение трудовой пенсии.
Согласно записям в трудовой книжке с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГФИО5 К.А. служил в рядах Советской Армии; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работал в Строительном управлении № треста Мостострой-5 Главмосстроя монтажником железобетонных конструкций 2, 3 и 4 разрядов; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в УМ-3 Дорстройтреста ВСЖД монтажником стальных и железобетонных конструкций.
Согласно архивной справке ПО «Компания «Главмосстрой» от ДД.ММ.ГГГГ№-Б-55 по документам Строительного управления № треста «Мосстрой-5» Главмосстроя ФИО5 К.А. значится в должности монтажника железобетонных конструкций 2 разряда с ДД.ММ.ГГГГ; уволен с ДД.ММ.ГГГГ. Работал полный рабочий день в режиме полной рабочей недели. Совмещения профессий не имел, административными и учебными отпусками не пользовался.
Согласно архивной справке ВСЖД от ДД.ММ.ГГГГ в документах архивного фонда значатся приказы: приказом № от ДД.ММ.ГГГГ принять ФИО4 монтажником стальных и железобетонных конструкций 4 разряда временно с ДД.ММ.ГГГГ; приказом № от ДД.ММ.ГГГГ перевести монтажником стальных и железобетонных конструкций 4 разряда постоянно с ДД.ММ.ГГГГ.; приказом № от ДД.ММ.ГГГГ уволить ФИО5 К.А.с ДД.ММ.ГГГГ по ст. 31 КЗоТ РСФСР по собственному желанию. Табели учета рабочего времени, графики работы, приказы на предоставление отпуска без сохранения заработной платы, административные отпуска без содержания, курсы повышения квалификации на хранение в архив не поступали.
В системе обязательного пенсионного страхования ФИО5 К.А. зарегистрирован ДД.ММ.ГГГГг.
Судом установлено, что индивидуальные сведения персонифицированного учета в отношении истца за спорные периоды представлены общим стажем без указаний льготных условий труда.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью статьи 30 указанного Федерального закона при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (пункт 2 статьи 30).
Так, разделом XXVII «Строительство, реконструкция, техническое перевооружение, реставрация и ремонт зданий, сооружений и других объектов» Списка N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10 определено, что право на льготное пенсионное обеспечение имеют монтажники по монтажу стальных и железобетонных конструкций, код профессии - 2290000а-14612.
Аналогично и Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 N 1173 «Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах», в разделе XXIX «Строительство зданий и сооружений» содержит в соответствующем перечне монтажников по монтажу стальных и железобетонных конструкций.
Таким образом, исходя из анализа вышеприведенных правовых норм, периоды работы ФИО5 К.А. с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ в СУ-26 треста Мосстрой-5 Главмосстроя в качестве монтажника железобетонных конструкций, с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ работы в УМ-3 Дорстройтреста ВСЖД в качестве монтажника стальных и железобетонных конструкций возможно включить в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 ФЗ «О страховых пенсиях».
Поскольку после прохождения службы в рядах Советской Армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ за ней следовала работа, дающая право на льготное пенсионное обеспечение, а именно период работы с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ в СУ-26 треста Мосстрой-5 Главмосстроя в качестве монтажника железобетонных конструкций, то период службы также возможно включить в специальный стаж, что соответствует требованиям подпункта «к» пункта 109 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 года N 590, который предусматривает, что в стаж работы засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР, которая приравнивается по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
В соответствии с частью 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
Истец ФИО5 К.А. требование о включении данных спорных периодов в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 ФЗ «О страховых пенсиях» суду не предъявлял.
Пунктом 9 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях РФ», на который ссылается истец, конвертация (преобразование) пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал застрахованных лиц, указанных в пункте 1 статьи 27 настоящего Федерального закона, в том числе лицам, в отношении которых при назначении досрочной трудовой пенсии по старости применяются положения статьи 28.1 настоящего Федерального закона, и застрахованных лиц, указанных в статье 27.1 настоящего Федерального закона, может осуществляться по их выбору в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, с применением вместо общего трудового стажа (имеющегося и полного) стажа на соответствующих видах работ (имеющегося и полного).
При этом расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица в порядке пункта 3 данной статьи определяется исходя из стажевого коэффициента и среднемесячного заработка застрахованного лица в соотношении со среднемесячной заработной платой в Российской Федерации и учету подлежит только общий трудовой стаж до 01 января 2002 г., в который включаются только прямо перечисленные в указанном пункте периоды. Указанные правила не предусматривают включение в расчет периодов работы, в том числе, в районах Крайнего Севера, как и периодов службы в Советской Армии в льготном исчислении.
Как установлено судом, оценка пенсионных прав истца произведена пенсионным органом по пункту 3 статьи 30 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» как наиболее выгодный вариант.
Из представленного ответчиком расчета следует, что ФИО5 К.А. более выгоден расчет пенсии по пункту 3 статьи 30 Закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» из меньшей продолжительности стажа (учет службы в рядах СА календарно), но за счет иной формулы подсчета, чем по пункту 4 (с учетом службы в рядах СА в двойном размере), поскольку в данном случае размер пенсии будет выше.
При этом судом учитывается, что расчет, произведенный ответчиком, осуществлен в строгом соответствии с нормами пенсионного законодательства, осуществляется автоматизированным способом, не имеет искажений по учетам периодов, пенсия выплачивается истцу в соответствии с действующим законодательством.
Как разъяснено в пп. 7 п. 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав гражданам на трудовые пенсии», право на конвертацию (преобразование) пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал с применением по выбору гражданина вместо общего трудового стажа на соответствующих видах работ имеют граждане, которым трудовая пенсия по старости назначается ранее общеустановленного пенсионного возраста, названные в пункте 1 статьи 27 и статье 27.1, при условии наличия по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ у этих лиц страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ, требуемых для назначения досрочной трудовой пенсии (пункт 9 статьи 30 Федерального закона N 173-ФЗ).
Таким образом, законодатель при определении порядка пенсионных прав застрахованных лиц и предоставлении гражданам права выбора вида трудового стажа, с учетом которого осуществляется конвертация пенсионных прав в целях исчисления размера страховой части трудовой пенсии, связал его со стажем, требуемым для назначения пенсии.
Так как оценка пенсионных прав осуществляется на ДД.ММ.ГГГГ, то стаж указанного вида и указанной продолжительности должен быть выработан на эту дату.
В данном случае у истца отсутствуют необходимые условия для применения положений пункта 9 ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» - наличие на ДД.ММ.ГГГГ страхового стажа 25 лет (страховой стаж, исчисленный по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, у истца составляет 21 год 04 месяца 25 дней); полное отсутствие специального стажа, дающего право на назначение досрочной страховой пенсии по старости.
Установив приведенные выше обстоятельства, оценив по правилам ст. 67 ГПК РФ имеющиеся в деле доказательства, суд, руководствуясь вышеприведенными положениями закона, регулирующих спорные правоотношения, приходит к выводу о том, что заявленные исковые требования об обязании ответчика произвести перерасчет пенсии с применением положений п. 9 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ, удовлетворению не подлежат.
Доводы истца о том, что ответчиком неправомерно применены в процессе конвертации размера страховой пенсии коэффициент 0,55 вместо 0,66; величина валоризации в размере 23% вместо 38%, судом не принимаются, поскольку истец подменяет понятия, нарушая положения статьи 30.1 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ, подменяет страховой стаж специальным и наоборот, тогда как верным расчет производить только исходя из специального стажа или исходя только из страхового стажа.
Учитывая отсутствие оснований для перерасчета назначенной истцу страховой пенсии по старости с применением положений пункта 9 ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», отсутствуют основания и в удовлетворении требований истца о взыскании с ответчика недополученной пенсии и обязании произвести перерасчет пенсии, поскольку данные требования производны по отношению к основным.
Согласно части 1 статьи 226 ГПК РФ при выявлении случаев нарушения законности суд вправе вынести частное определение и направить его в соответствующие организации или соответствующим должностным лицам, которые обязаны в течение месяца сообщить о принятых ими мерах.
Вынесение частного определения является формой реагирования суда на выявленные в ходе рассмотрения дела нарушения, доказательств наличия которых в материалах настоящего дела не имеется. При этом суд принимает во внимание, что указанная форма реагирования относится к исключительной компетенции суда и ее реализация не может зависеть от наличия или отсутствия соответствующего заявления лица участвующего в деле.
Поскольку судом не установлено нарушение пенсионных прав истца со стороны Пенсионного фонда, оснований для вынесения частных определений в адрес ответчика у суда не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования ФИО4 к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области о возложении обязанности произвести перерасчет страховой пенсии по старости, взыскании недополученной суммы пенсии, вынесении частных определений оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Кировский районный суд г. Иркутска в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.
Председательствующий Н.А. Прибыткова
Решение суда в окончательной форме принято 19.10.2022.
Судья