Дело № 2-247/2018 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации с. Новопокровка ДД.ММ.ГГГГ года Красноармейский районный суд Приморского края в составе судьи Садовой С.А., при секретаре Банной Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Владивостокского межрайонного природоохранного прокурора Амурской бассейновой природоохранной прокуратуры в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу «Приморский горно-обогатительный комбинат» о возложении обязанности, У С Т А Н О В И Л: В Красноармейский районный суд обратился с иском Владивостокский межрайонный природоохранный прокурор Амурской бассейновой природоохранной прокуратуры в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу «Приморский горно-обогатительный комбинат» о возложении обязанности, утверждая, что в ходе проведенной прокурорской проверки исполнения природоохранного законодательства выявлены нарушения в деятельности ОАО «Приморский горно-обогатительный комбинат», а именно общество осуществляет деятельность с нарушением требований законодательства осохранении водных биологических ресурсов. На основании решения о предоставлении водного объекта в пользование, выданного Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес>ДД.ММ.ГГГГ за № Общество использует водный объект – ручей <адрес> в целях сброса сточных и (или) дренажных вод. Однако, в нарушение требований природоохранного законодательства Общество не обращалось в Приморское территориальное управление Росрыболовства с заявкой о согласовании деятельности по сбросу сточных и (или) дренажных вод, и соответственно Обществу заключение о согласовании указанного вида деятельности не выдавалось. Незаконными действиями ответчика нарушаются права Российской Федерации, как собственника водных биологических ресурсов, поскольку такая деятельность не позволяет государственным органам управления осуществлять контроль по охране водного объекта, по его воспроизводству в случае негативного влияния на водные биологические ресурсы при осуществлении лицом производственной деятельности, а так же не позволяет компенсировать расходы государства от причинения ущерба окружающей среде за счет средств природопользователя. Истец просит обязать ответчика в срок не позднее 3 месяцев со дня вступления решения в законную силу согласовать в Приморском территориальном управлении Росрыболовства деятельность по сбросу в ручей <адрес> сточных и (или) дренажных вод. В судебном заседании представитель истца старший помощник прокурора красноармейского района Иванов Н.И., на исковых требованиях настоял, просил об удовлетворении заявленных требований. В судебном заседании представитель ответчика по доверенности Алашинова А.Г. исковые требования не признала. Просила отказать в удовлетворении заявленных требований. Из представленного письменного отзыва на исковое заявление, из которого следует, что с исковыми требованиями не согласен по следующим основаниям. В соответствии с пп. «г» п. 20 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «О порядке подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование» исполнительный орган или орган местного самоуправления после поступления заявления о предоставлении водного объекта в пользование обеспечивает согласование условий водопользования с Федеральным агентством по рыболовству. Получив согласование условий водопользования от агентства по Рыболовству исполнительный орган принимает решение о предоставлении в пользование водного объекта и направляет заявителю соответствующее решение (п. 22 Постановления Правительства РФ от 30.12.2006г №).Таким образом, АО «Приморский ГОК» использует водный объект - ручей <адрес> в целях сброса сточных и (или) дренажных вод на основании решения выданного Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за № наличии соответствующего согласования с управлением Росрыболовства т. е. в соответствии с требованием закона. Кроме того, имеется соответствующий приказ Амурского бассейнового водного управления № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении нормативов допустимых сбросов и микроорганизмов в водные объекты» которым утверждены нормативы допустимых сбросов для АО «Приморский ГОК» в ручей <адрес>. Таким образом, деятельность Общества по водопользованию осуществляется в соответствии с действующим законодательством. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N384 утверждены Правила согласования Федеральным агентством по рыболовству строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания. Из текста данных Правил следует, что требования о согласовании размещения объектов строительства, иной деятельности Общества распространяется в случае строительства и реконструкции объектов капитального строительства или внедрения новых технологических процессов. Эксплуатируемые Обществом объекты построены и введены в эксплуатацию в 1977,1984,1986 годах, о чем имеются акты государственной приемочной комиссии. То есть до принятия и вступления в законную силу постановлений Правительства № от ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, деятельность Общества по водопользованию и сбросу сточных и (или) дренажных вод, согласована в 1977,1984, 1986 годах приемной комиссией в состав которой входил начальник Приморского бассейнового управления по охране и воспроизводству водных запасов и регулированию рыболовства Минрыбхоза СССР и начальник ЦУРЭН Главрыбвода ФИО.. Поскольку ни один нормативный акт не содержит сроков действия такого согласования, следовательно, полученное в 1977,1984,1986 годах согласование деятельности «Приморского горно-обогатительного комбината» считается действующим. Получение иных согласований или пролонгация ранее выданных законом не предусмотрено.Прокуратурой не представлено доказательств осуществления Обществом нового строительства или реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов в деятельности Общества. Представитель Приморского территориального управления Росрыболовства на судебное заседание не явился, был извещен надлежащим образом, причин неявки не сообщил. Выслушав пояснения сторон, изучив собранные материалы дела, суд приходит к следующему. Согласно ст.ст. 4, 15 Конституции РФ – органы власти, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию и федеральные законы, имеющие верховенство на всей территории Российской Федерации. Согласно ст.ст. 9, 15 и 42 Конституции РФ – земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. Данное право обеспечивается выполнением требований природоохранного законодательства. На основании статьи 32 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" - Оценка воздействия на окружающую среду проводится в отношении планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду, независимо от организационно-правовых форм собственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Требования к материалам оценки воздействия на окружающую среду устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды. В силу пункта 1 статьи 34 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности. Согласно статьи 50 Федерального закона от 20.12.2004 г. N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" - При территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания. Деятельность, указанная в части 1 настоящей статьи, осуществляется только по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания, порядок их осуществления определяются Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2013 г. N 384 утверждены Правила согласования Федеральным агентством по рыболовству строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания. Правила устанавливают порядок согласования Федеральным агентством по рыболовству (его территориальными органами) строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания (пункт 1 Правил). В соответствии с подпунктом "б" пункта 2 Правил Федеральное агентство по рыболовству осуществляет согласование внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности во внутренних морских водах Российской Федерации, в территориальном море Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а также в случае внедрения указанных процессов и осуществления иной деятельности на территории двух и более субъектов Российской Федерации и в трансграничных водных объектах. На основании подпункта "б" пункта 3Правил территориальные органы Федерального агентства по рыболовству осуществляют согласование внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности в случае внедрения указанных процессов и осуществления иной деятельности на территории одного субъекта Российской Федерации. В силу пункта 4 Правил юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, для согласования строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности представляют в Федеральное агентство по рыболовству (его территориальные органы) заявку о согласовании, в которой указывают сведения: а) о заявителе: полное и сокращенное (при наличии) наименования юридического лица, его организационно-правовая форма и место нахождения; фамилия, имя, отчество и место жительства физического лица (индивидуального предпринимателя); б) о документации, прилагаемой к заявке. Из содержания подпункта "б" пункта 5 Правил следует, что при согласовании внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности в соответствии с пунктами 2 и 3 названных Правил к заявке прилагается копия проектной документации или программы планируемых работ, обосновывающей внедрение новых технологических процессов и осуществление иной деятельности, а также документ, содержащий сведения о планируемых мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания. В пункте 8 Правил указано, что Федеральное агентство по рыболовству (его территориальные органы) рассматривает заявку и документацию и принимает решение о согласовании (об отказе в согласовании) строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности в срок, не превышающий 30 календарных дней со дня получения Федеральным агентством по рыболовству (его территориальными органами) заявки и документации. На территории Приморского края в соответствии с Приказом Росрыболовства от ДД.ММ.ГГГГ№ – органом по согласованию данного вида деятельности является Приморское территориальное управление Росрыболовства, полномочия которого закреплены в п.8 Положения. В силу п.9 Правил - решение о согласовании (об отказе в согласовании) деятельности оформляется в виде заключения, которое подписывается руководителем или уполномоченным заместителем руководителя Федерального агентства по рыболовству (его территориального органа) и содержит следующие сведения, в том числе: меры по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, планируемые в соответствии с документацией; условия и ограничения, необходимые для предупреждения или снижения негативного воздействия деятельности на водные биологические ресурсы и среду их обитания; выводы о допустимости влияния деятельности на состояние водных биологических ресурсов и среду их обитания. Реализуя предоставленные полномочия, Правительство Российской Федерации издало оспариваемое постановление и Правила согласования Федеральным агентством по рыболовству строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания. Пункт 1 оспариваемого постановления соответствует части 2 статьи 50 Федерального закона "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов", наделяющей Правительство Российской Федерации полномочиями по определению порядка согласования Росрыболовством (его территориальными органами) строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания. В целях сохранения водных биоресурсов и среды их обитания указанный Федеральный закон предусматривает согласование данных видов деятельности с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и в пункте 1 Правил определен предмет правового регулирования нормативного правового акта, который соответствует требованиям названного Федерального закона. Росрыболовством на основании представленных документов оценивается соответствие планируемых мер по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания подпунктам "б" - "ж" пункта 2 Положения о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 380. Правительство Российской Федерации в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 863 "О Федеральном агентстве по рыболовству" осуществляет руководство деятельностью Росрыболовства и вправе определять его полномочия. Так, подпункт "б" пункта 2 и подпункт "б" пункта 3 Правил предусматривают полномочия Росрыболовства и его территориальных органов по согласованию вопросов, связанных с внедрением новых технологических процессов, и осуществлением иной деятельности в зависимости от территории. В пункте 4 Правил определены требования к заявке о согласовании, а в подпункте "б" пункта 5 Правил приведен перечень документов, прилагаемых к заявке при внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности (копия проектной документации или программы планируемых работ, обосновывающей внедрение новых технологических процессов и осуществление иной деятельности, документ, содержащий сведения о планируемых мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания). В пункте 8 Правил определены сроки рассмотрения заявки и документации. Росрыболовством и его территориальными органами согласовывается деятельность, осуществляемая не только в акватории водного объекта, но и на суше, в случае проведения работ в пределах водоохранной и рыбоохранной зон, а также за их пределами, если по результатам оценки воздействия на водные биоресурсы и среду их обитания, обязательность проведения которой предусмотрена статьей 32 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", установлено, что такая деятельность может на них воздействовать. Рассматриваемая процедура принятия решения о согласовании деятельности хозяйствующих субъектов осуществляется Росрыболовством (его территориальными органами) вне зависимости от наличия права пользования поверхностными водными объектами. Согласно статье 11 Водного кодекса Российской Федерации право пользования поверхностными водными объектами или их частями приобретается физическими лицами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным указанным Кодексом и другими федеральными законами. На основании договоров водопользования право пользования поверхностными водными объектами, находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, приобретается в целях, установленных частью 2 статьи 11 данного Кодекса, в том числе в целях забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов. Процедура заключения договора водопользования определяется Правилами подготовки и заключения договора водопользования, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 марта 2008 г. N 165. Росрыболовство и его территориальные органы не являются стороной указанного договора, который заключается между водопользователем и уполномоченным органом, в качестве которого выступает орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или Федеральное агентство водных ресурсов. Таким образом, согласование условий водопользования водного объекта и принятие решения Росрыболовством о согласовании деятельности, оказывающей воздействие на водные биоресурсы и среду их обитания, являются двумя разными процедурами, наличие которых необходимо в соответствии с требованиями водного законодательства и законодательства в области охраны окружающей среды, сохранения водных биологических ресурсов и среды их обитания. Из материалов дела видно, что открытое акционерное общество (ОАО)«Приморский горно-обогатительный комбинат»использует водный объект – ручей <адрес> в целях сброса сточных и (или) дренажных вод, на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование, выданного Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края ДД.ММ.ГГГГ за №. Владивостокской межрайонной природоохранной прокуратурой была проведена проверка исполнения природоохранного законодательства и были выявлены нарушения в деятельности ОАО «Приморский горно-обогатительный комбинат», в ходе которой установлено, что в нарушение требований природоохранного законодательства Общество не обращалось в Приморское территориальное управление Росрыболовства с заявкой о согласовании деятельности по сбросу сточных и (или) дренажных вод, и соответственно Обществу заключение о согласовании указанного вида деятельности не выдавалось. В настоящее время, выявленные Владивостокской межрайонной природоохранной прокуратурой нарушения действующего законодательства, ответчиком не исполнены, меры по устранению нарушений не приняты. В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ – прокурор имеет все полномочия для обращения в суды общей юрисдикции соответствующих уровней с исковым заявлением в защиту интересов Российской Федерации о взыскании ущерба, причиненного окружающей среде, таким образом, обращение в суд прокурора является обоснованным. При таких обстоятельствах суд считает, что требования истца являются обоснованными и подлежат удовлетворению. В соответствии со статьей 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела и государственная пошлина от уплаты которых истец был освобожден, подлежат взысканию с ответчика, неосвобождённого от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. Так как заявлен иск к организации неимущественного характера, в соответствии со статьей 333.19 НК РФ взысканию с ОАО «Приморский Гок» подлежит государственная пошлина в сумме 6000 рублей. Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, судья – Р Е Ш И Л: Исковое заявление Владивостокского межрайонного природоохранного прокурора Амурской бассейновой природоохранной прокуратуры в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу «Приморский горно-обогатительный комбинат» о возложении обязанности, удовлетворить. Обязать открытое акционерное общество «Приморский горно-обогатительный комбинат» в срок не позднее 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу в установленном законом порядке согласовать в Приморском территориальном управлении Росрыболовства деятельность по сбросу в ручей <адрес> сточных и (или) дренажных вод, осуществляемой на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование от ДД.ММ.ГГГГ за №. Взыскать с открытого акционерного общества «Приморский горно-обогатительный комбинат» государственную пошлину в доход бюджета Красноармейского муниципального района в размере 6000 рублей. Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд в апелляционном порядке, через Красноармейский районный суд в течение 1 месяца со дня вынесения мотивированного решения. Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ. Судья: С.А. Садовая |