Дело № 2-247/2019
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Петропавловск-Камчатский 5 апреля 2019 г.
Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края в составе:
председательствующего судьи Нетеса С.С.,
при секретаре Леус Е.О.,
с участием:
представителя истца ФИО2,
представителя ФГКУ «261 Отделение морской инженерной службы» Министерства обороны Российской Федерации ФИО3,
представителя ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя военного прокурора Петропавловск-Камчатского гарнизона в интересах неопределенного круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации, ФГКУ «261 Отделение морской инженерной службы» Министерства обороны Российской Федерации о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель военного прокурора Петропавловск-Камчатского гарнизона в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Министерству обороны Российской Федерации о возложении обязанности. В обоснование заявленных требований указал, что в 2016 году инспекцией пожарного надзора по Восточному военному округу в ФГКУ «261 Отделение морской инженерной службы» Министерства обороны Российской Федерации (далее – ФГКУ «261 ОМИС») проведена проверка организации и состояния противопожарной охраны, которой выявлены нарушения требований законодательства о пожарной безопасности, а именно: объект проверки автоматической пожарной сигнализацией (автоматическими установками пожаротушения) не оборудован, а также иные нарушения. В адрес начальника ФГКУ «261 ОМИС» вынесено представление об устранении нарушений закона. В декабре 2017 года военной прокуратурой Петропавловск-Камчатского гарнизона в ФГКУ «261 ОМИС» проведена контрольная проверка соблюдения законодательства о пожарной безопасности, которой установлено, что нарушения, связанные с не оборудованием здания ФГКУ «261 ОМИС» пожарной сигнализацией и автоматическими установками пожаротушения, по настоящее время не устранены. Предусмотренная действующим законодательством обязанность по обеспечению безопасных условий военной службы и труда лиц гражданского персонала возложена на Министерство обороны Российской Федерации. Указал, что обращение заместителя военного прокурора Петропавловск-Камчатского гарнизона с настоящим иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц обусловлено тем, что в различные периоды в ФГКУ «261 ОМИС» осуществляет трудовую деятельность разное количество лиц. В том числе, в различные периоды времени также не является постоянной величиной количество граждан, военнослужащих и членов их семей, иных лиц, находящихся в здании ФГКУ «261 ОМИС». На основании изложенного, просил суд обязать Министерство обороны Российской Федерации оборудовать здание ФГКУ «261 ОМИС» МО РФ автоматической пожарной сигнализацией и автоматическими установками пожаротушения в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании, состоявшемся 24 декабря 2018 г., на основании ходатайства представителя истца к участию в деле в качестве соответчика привлечено ФГКУ «261 Отделение морской инженерной службы» Министерства обороны Российской Федерации. Согласно уточнённому исковому заявлению в соответствии с п. 1 ст. 296 ГК РФ содержание имущества, находящегося в оперативном управлении, в состоянии, соответствующем требованиям действующего законодательства, возлагается на использующее и владеющее им учреждение ФГКУ «261 ОМИС» и Минобороны России. Здание ФГКУ «261 ОМИС» является собственностью Российской Федерации и находится в оперативном управлении ФГКУ «261 ОМИС». В настоящее время в данном здании осуществляет свою деятельность орган жилищного обеспечения военнослужащих – 3 отдел ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ. В соответствии с актом проверки организации и состояния противопожарной охраны ФГКУ «261 ОМИС» от 22 сентября 2016 г. установлено, что план эвакуации не соответствует ГОСТ Р 12.2.143-2009, знаки пожарной безопасности не соответствуют нормам и правилам ГОСТ Р 12.4.026-2001, НПБ 160-97, объект первичными средствами пожаротушения до установленных норм не укомплектован. Перезарядка, освидетельствование и своевременная замена огнетушителей в сроки, указанные в паспорте огнетушителей, не обеспечена. Учет технического состояния огнетушителей, пожарных рукавов не организован, журнал учета огнетушителей отсутствует, а объект автоматической пожарной сигнализацией не оборудован. На основании изложенного истец просил суд обязать Министерство обороны Российской Федерации и ФГКУ «261 ОМИС» МО РФ оборудовать здание, расположенное по адресу: <адрес>, первичными средствами пожаротушения до установленных норм комплектования и автоматической пожарной сигнализацией, а также привести в соответствие с требованиями п.п. 33 и 43 ППР РФ, НПБ 160-97, п.п. 5.4 и 5.5 СП 3.13130.2009, ГОСТ Р 12.4.026-2001 знаки пожарной безопасности и план эвакуации в указанном здании в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Определением Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 5 апреля 2019 г. производство по гражданскому делу по иску заместителя военного прокурора Петропавловск-Камчатского гарнизона в интересах неопределенного круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации, ФГКУ «261 Отделение морской инженерной службы» Министерства обороны Российской Федерации в части исковых требований о возложении обязанности на Министерство обороны Российской Федерации и ФГКУ «261 ОМИС» МО РФ привести в соответствие с требованиями п.п. 33 и 43 ППР РФ, НПБ 160-97, п.п. 5.4 и 5.5 СП 3.13130.2009, ГОСТ Р 12.4.026-2001 знаки пожарной безопасности и план эвакуации в здании ФГКУ «261 ОМИС» МО РФ, расположенном по адресу: <адрес> в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу прекращено в связи с отказом представителя истца ФИО2, действующего на основании доверенности с полным объемом полномочий, от иска в указанной части.
В судебном заседании представитель истца ФИО2, действующий на основании доверенности, просил суд обязать Министерство обороны Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать здание, расположенное по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, <адрес>, автоматическими установками пожаротушения; обязать Министерство обороны Российской Федерации, ФГКУ «261 Отделение морской инженерной службы» МО РФ в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать здание, расположенное по адресу: <адрес>, первичными средствами пожаротушения до установленных норм комплектования и автоматической пожарной сигнализацией.
В судебном заседании представитель ответчика ФГКУ «261 Отделение морской инженерной службы» Министерства обороны Российской Федерации ФИО3, действующий на основании доверенности, полагал исковые требования не подлежащими удовлетворению, поскольку ФГКУ «261 ОМИС» в соответствии с уставом осуществляет техническую эксплуатацию и ремонт стационарных гидротехнических сооружений и оборонительных объектов, гражданские здания не обслуживает. ДД.ММ.ГГГГ здание было передано в эксплуатацию ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» МО РФ, которое должно принимать решение о проведении текущего и капитального ремонта, в том числе нести ответственность за правильность эксплуатации систем пожаротушения и огнетушителей. Также указал, что за правильность эксплуатации систем пожаротушения и огнетушителей должно отвечать и ФГКУ «Востокрегионжилье», поскольку большую часть кабинетов в здании занимает именного оно, за ФГКУ «261 ОМИС» закреплено только несколько кабинетов.
В судебном заседании представитель ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации ФИО4, действующий на основании доверенности, полагал исковые требования подлежащими удовлетворению, поскольку здание, расположенное по адресу: <адрес>, находится в собственности Министерства обороны РФ, а ответчик ФГКУ «261 ОМИС» является балансодержателем данного здания и владеет им на праве оперативного управления.
Ответчик Министерство обороны Российской Федерации о времени и месте судебного заседания извещен, просил рассмотреть дело в отсутствие своего представителя. В направленном в суд возражении указал, что исковые требования являются незаконными и необоснованными. Здание, расположенное по адресу: <адрес>, находится в собственности Российской Федерации и находится в оперативном управлении ФГКУ «261 ОМИС». Установка оборудования зданий и сооружений на территории Восточного военного округа системами автоматической пожарной сигнализацией относятся к работам, выполняемым в рамках капитального ремонта. Порядок включения в титульные списки капитального ремонта объектов определен указанием начальника Генерального штаба Вооруженных Сил РФ от 6 октября 2014 г. № 312/2/8579т в виде представления в Департамент строительства МО РФ тактико-технических зданий. Тактико-техническое задание на капитальный ремонт зданий (сооружений) согласно указанию командующего войсками Восточного военного округа от 5 марта 2015 г. № 32/30/1085 разрабатывается командирами (начальниками) военных комиссариатов и согласовывается с заинтересованными управлениями и службами округа. После разработки указанных документов и направления их в Департамент строительства МО РФ включение в план капитального ремонта объектов для установки систем автоматической пожарной сигнализации возможно только в 2020 году. Органы прокуратуры не входят в состав государственной противопожарной службы, вследствие чего не вправе осуществлять федеральный государственный пожарный надзор. Каких-либо сведений (документов) о проведении федерального государственного пожарного надзора в рамках Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в адрес Министерства обороны РФ со стороны органов прокуратуры не поступало. В исковом заявлении военный прокурор ссылается на потребность здания в пожарно-технической продукции, вместе с тем в иске отсутствуют ссылки на экспертное заключение, подтверждающее его доводы о необходимости обеспечения автоматическими установками пожарной сигнализации и автоматическими установками пожаротушения здания, тогда как сам военный прокурор не обладает специальными знаниями и навыками в данной области, позволяющими определить вышеуказанную необходимость в обеспечении объектов войсковой части пожарно-технической продукцией. Просил суд отказать военному прокурору в удовлетворении исковых требований в полном объеме, исключить Министерство обороны Российской Федерации из числа ответчиков.
Третье лицо Инспекция государственного пожарного надзора по Восточному военному округу Министерства обороны РФ в судебное заседание не явилось, о времени и месте проведения судебного заседания уведомлено надлежащим образом. В направленном в суд отзыве указало, что 22 сентября 2016 г. была проведена проверка здания ФГКУ «261 ОМИС» МО РФ, расположенного по адресу: <адрес>, о чем составлен соответствующий акт.
Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участвующих в деле лиц.
Выслушав объяснения представителя истца ФИО2, представителя ответчика ФГКУ «261 Отделение морской инженерной службы» МО РФ ФИО3, представителя третьего лица ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ ФИО4, допросив свидетеля ФИО5, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 21, ч. 3 ст. 35 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» предметом прокурорского надзора является исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, органами власти, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
Частью 1 статьи 45 ГПК РФ прокурору предоставлено право обращения в суд с заявлениями в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Исковое заявление по данному делу подано прокурором в интересах неопределенного круга лиц, в соответствии с полномочиями, предоставленными ему федеральным законодательством.
В силу положений статьи 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем присуждения к исполнению обязанности в натуре.
Исполнение обязанности в натуре означает понуждение должника выполнить действия, которые он должен совершить в силу имеющегося гражданско-правового обязательства.
В соответствии с п. 1 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В силу ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения пожарной безопасности, отношения между учреждениями, организациями и иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, между общественными объединениями, должностными лицами и гражданами определяются Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее – Федеральный закон № 69-ФЗ).
Статьей 37 Федерального закона № 69-ФЗ установлены обязанности организаций в области пожарной безопасности, к числу которых относится обязанность соблюдать требования пожарной безопасности, выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров.
Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в том числе собственники имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций (ст. 38 Федерального закона № 69-ФЗ).
Пунктом 12 статьи 1 Федерального закона от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне» предусмотрено, что имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1624 «О некоторых мерах по организации управления федеральным имуществом» и постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2008 г. № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений, акциями открытых акционерных обществ и долями в уставных капиталах обществ с ограниченной ответственностью, созданных в результате приватизации находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации федеральных государственных унитарных предприятий, акции и доли в уставных капиталах, в которых находятся в федеральной собственности (имущество Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций).
Согласно подпункту 71 пункта 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 16 августа 2004 г. № 1082, Минобороны России осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества Вооруженных Сил.
В силу п. 1 ст. 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Исходя из данной нормы содержание имущества, находящегося в оперативном управлении, в состоянии, соответствующем требованиям действующего законодательства, возлагается на использующее и владеющее им учреждение.
В силу абз. 5 п. 1 ст. 216 ГК РФ право оперативного управления относится к вещным правам лиц, не являющихся собственниками.
Как установлено в судебном заседании, здание, расположенное по адресу: <адрес>, находится в оперативном управлении ФГКУ«261 ОМИС» МО РФ, что подтверждается выпиской из реестра федерального имущества (л.д. 72-73).
22 сентября 2016 г. инспекцией пожарного надзора по Восточному военному округу проведена проверка организации и состояния пожарной охраны ФГКУ «261 ОМИС» МО РФ по адресу: <адрес> выполнения требований нормативных правовых актов Российской Федерации и Министерства обороны РФ в области пожарной безопасности, по результатам которой составлен акт проверки.
В ходе проведения проверки выявлены нарушения требований пожарной безопасности, в том числе: объект автоматической пожарной сигнализацией (автоматическими установками пожаротушения) не оборудован, объект первичными средствами пожаротушения до установленных норм укомплектован, но перезарядка, освидетельствование и своевременная замена огнетушителей, в сроки, указанные в паспорте огнетушителей, не обеспечена, учет технического состояния огнетушителей, пожарных рукавов не организован, огнетушители не пронумерованы согласно журналу учета, в опись помещений не включены (л.д. 9-11).
27 февраля 2017 г. военным прокурором Петропавловск-Камчатского гарнизона направлено представление на имя начальника ФГКУ «261 ОМИС» с требованием принять меры организационно-распорядительного характера по устранению нарушений закона, а также причин и условий, им способствующих (л.д. 12-14).
Согласно информации ФГКУ «261 ОМИС» МО РФ от 20 декабря 2017 г. № 952 административное здание, <адрес> автоматической пожарной сигнализацией (автоматическими установками пожаротушения) не оснащено ввиду отсутствия финансовых средств, ФГКУ «261 ОМИС» МО РФ с ДД.ММ.ГГГГ исключено из участников бюджетного процесса главных распорядителей и получателей средств федерального бюджета (л.д. 16-17).
Поскольку указанные нарушения требований пожарной безопасности устранены не были, заместитель военного прокурора Петропавловск-Камчатского гарнизона в интересах неопределенного круга лиц обратился с настоящим иском в суд.
Согласно пункту 18 устава ФГКУ «261 ОМИС» МО РФ, утвержденного приказом директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации, 2014 г. № 2307, учреждение осуществляет свою деятельность в целях: обеспечения качественного содержания и эксплуатации объектов специального фонда Министерства обороны Российской Федерации (гидротехнических сооружений) и оборонительных объектов в мирное и военное время; учета и контроля за использованием объектов недвижимости, в том числе объектов специального фонда Министерства обороны Российской Федерации (гидротехнических сооружений), оборонительных объектов и земельных участков Министерства обороны Российской Федерации, переданных учреждению в оперативное управление и постоянное (бессрочное) пользование.
Для достижения указанных выше целей учреждение осуществляет, в том числе: техническую эксплуатацию и ремонт стационарных гидротехнических сооружений и оборонительных объектов; осуществление учета и контроля за использованием объектов недвижимости, находящихся в государственной собственности, в том числе земельных участков Министерства обороны Российской Федерации, акваторий в зоне ответственности, определяемой полномочиями вышестоящего командования, а также переданных Учреждению в оперативное управление либо постоянное (бессрочное) пользование, участие в работе по оформлению недвижимого имущества, закрепленного за учреждением, в федеральную собственность (п. 19 Устава).
Учреждение в отношении закрепленного за ним на праве оперативного управления имущества осуществляет права владения, пользования им в пределах, установленных законодательством РФ, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника имущества и назначением имущества (п. 26 Устава).
Учреждение обязано, в том числе, обеспечить сохранность предоставленного ему в безвозмездное пользование или закрепленного за ним имущества и эффективное использование такого имущества по назначению в соответствии с целями, определенными настоящим Уставом (п. 31 Устава).
На основании приведенных правовых положений, учитывая, что нежилое здание, расположенное по адресу: <адрес>, является собственностью Российской Федерации и находится в оперативном управлении ФГКУ «261 ОМИС» МО РФ, доводы представителя ответчика ФГКУ «261 ОМИС» ФИО3 о том, что ФГКУ «ЦЖКУ» и ФГКУ «Востокрегионжилье» должны устранять нарушения требований пожарной безопасности, суд признает несостоятельными, поскольку они основаны на неправильном толковании норм материального права.
Судом установлено, что выявленные в 2016 году нарушения требований пожарной безопасности в здании по адресу: <адрес> не устранены.
В частности, здание не оборудовано системой автоматической пожарной сигнализации; помещение связанных процессоров и телекоммуникационных узлов сетей ЭВМ не оборудовано системой автоматического пожаротушения; огнетушители с указанием на корпусе даты выпуска 2007 год (6 штук) не имеют соответствующих документов, подтверждающих их исправность. Срок эксплуатации огнетушителя 10 лет, что подтверждается актом проверки от 28 марта 2019 г. № 1 отдела государственного пожарного надзора г. Петропавловск-Камчатский Инспекции государственного пожарного надзора по Восточному военному округу Министерства обороны РФ.
Указанное также подтверждается показаниями свидетеля ФИО1 являющегося главным инспектором отдела государственного пожарного надзора г. Петропавловск-Камчатский Инспекции государственного пожарного надзора по Восточному военному округу Министерства обороны РФ, согласно которым в нарушение п. 1 таблицы 1 ВСП 21-07-07 здание не оборудовано системой автоматической пожарной сигнализации; в нарушение п. 62 таблицы 1 ВСП 21-07-07 здание не оборудовано системой автоматического пожаротушения; в нарушение Свода Правил СП 9.13130-2009 в здании имеется 6 огнетушителей 2007 года выпуска, но отсутствуют документы, подтверждающие их исправность, поскольку срок эксплуатации огнетушителя 10 лет.
У суда отсутствуют основания не доверять показаниям данного свидетеля, поскольку они последовательны, не противоречивы, согласуются с иными материалами дела.
В соответствии со ст. 20 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности.
Основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения установлены Федеральным законом от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. № 390 «О противопожарном режиме» утверждены Правила противопожарного режима в РФ, содержащие требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности. Целью создания системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в обязательном порядке должна содержать комплекс мероприятий, исключающих возможность превышения значений допустимого пожарного риска, установленного настоящим Федеральным законом, и направленных на предотвращение опасности причинения вреда третьим лицам в результате пожара.
Пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий:
1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом;
2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и нормативными документами по пожарной безопасности (ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ).
Согласно п. 1, п. 62 таблицы 1 Ведомственного свода правил 21-07-07 МО РФ «Инструкция по определению зданий, сооружений, помещений и оборудования объектов военной инфраструктуры вооруженных сил РФ, подлежащих оборудованию автоматическими установками пожарной сигнализации, пожаротушения и системами оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре» штабные и воинские административно-служебные здания должны быть оборудованы автоматическими установками пожарной сигнализации; помещения связных процессоров и телекоммуникационных узлов сетей ЭВМ, независимо от площади, должны быть оборудованы автоматическими установками пожаротушения.
Согласно пункту 468 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. № 390, в общественных зданиях и сооружениях на каждом этаже размещается не менее 2 огнетушителей.
Учет наличия, периодичности осмотра и сроков перезарядки огнетушителей ведется в специальном журнале произвольной формы (п. 478 Правил).
В силу пункта 70 указанных Правил руководитель организации обеспечивает объект защиты огнетушителями по нормам согласно пунктам 468 и 474 настоящих Правил и приложениям № 1 и 2, а также обеспечивает соблюдение сроков их перезарядки, освидетельствования и своевременной замены, указанных в паспорте огнетушителя.
Согласно пункту 4.3.1 СП 9.13130.2009 Свода правил «Техника пожарная. Огнетушители. Требования к эксплуатации», утвержденных приказом МЧС РФ от 25 марта 2009 г. № 179, огнетушители, введенные в эксплуатацию, должны подвергаться техническому обслуживанию, которое обеспечивает поддержание огнетушителей в постоянной готовности к использованию и надежную работу всех узлов огнетушителя в течение всего срока эксплуатации. Техническое обслуживание включает в себя периодические проверки, осмотры, ремонт, испытания и перезарядку огнетушителей.
Срок службы перезаряжаемого огнетушителя с металлическим корпусом должен быть не менее 10 лет (п. 5.53 ГОСТ Р 51057-2001 «Техника пожарная. Огнетушители переносные. Общие технические требования. Методы испытаний»).
В соответствии со статьями 296, 298 Гражданского кодекса РФ, определяющими права и обязанности собственника и учреждения в отношении имущества, находящегося в оперативном управлении, собственник, передав во владение имущество на данном ограниченном вещном праве, возлагает на него и обязанности по его содержанию.
В соответствии с пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 5 января 1998 г. № 3 «О порядке закрепления и использования находящегося в федеральной собственности административных зданий, строений и нежилых помещений» эксплуатация государственными органами и организациями закрепленных за ними на праве оперативного управления или хозяйственного ведения административных зданий, сооружений и нежилых помещений осуществляется ими самостоятельно за счет средств, выделяемых по смете, и (или) иных разрешенных источников.
Таким образом, обладатели права оперативного управления с момента его возникновения обязаны нести расходы на содержание переданного имущества.
В силу указанных норм, с учетом положений ч. 3 ст. 196 ГПК РФ, суд находит обоснованными исковые требования о возложении обязанности по оборудованию здания, расположенного по адресу: <адрес> автоматическими установками пожаротушения на собственника указанного объекта – Министерство обороны РФ, а также требования о возложении обязанности по оборудованию здания, расположенного по адресу: <адрес>, первичными средствами пожаротушения до установленных норм комплектования и автоматической пожарной сигнализацией на собственника здания – Министерство обороны РФ, а также на ФГКУ «261 ОМИС», в оперативном управлении которого находится это имущество, поскольку в силу закона указанные лица несут бремя содержания принадлежащего имущества.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
С учетом фактических обстоятельств дела, характера возложенной на Министерство обороны РФ и ФГКУ «261 ОМИС» обязанностей и действий, совершение которых необходимо для устранения выявленных нарушений, учитывая объем работ, суд полагает возможным установить срок исполнения решения суда в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск заместителя военного прокурора Петропавловск-Камчатского гарнизона удовлетворить.
Обязать Министерство обороны Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать здание, расположенное по адресу: <адрес> автоматическими установками пожаротушения.
Обязать Министерство обороны Российской Федерации, ФГКУ «261 Отделение морской инженерной службы» МО РФ в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать здание, расположенное по адресу: <адрес>, первичными средствами пожаротушения до установленных норм комплектования и автоматической пожарной сигнализацией.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Камчатский краевой суд через Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 10 апреля 2019 г.
Председательствующий подпись С.С. Нетеса
Подлинник судебного постановления подшит в деле № 2-247/2019, находящемся в производстве Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края.