ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-247/19 от 15.05.2019 Касимовского районного суда (Рязанская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Касимов 15 мая 2019 г.

Касимовский районный суд Рязанской области в составе председательствующего судьи Шитовой Т.Н., при секретаре Куделиной Е.Е.,

с участием представителя истца Козловой Е.В., ее представителя Ткаченко Е.С., допущенной к участию в деле на основании положений ст. 53 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Козловой Е.В. к администрации муниципального образования- городской округ город Касимов о взыскании единовременного денежного поощрения,

установил:

Козлова Е.В. обратилась в суд с иском, в котором с учетом уточнения заявленных требований просила взыскать с ответчика невыплаченное единовременное денежное поощрение по итогам работы за 9 месяцев 2018 года и по итогам работы за 2018 год в общей сумме 39285 рублей 94 копейки.

Заявленные требования мотивированы тем, 28.04.2018 между истцом и ответчиком прекращены трудовые отношения, истец, занимавшая должность <данные изъяты> уволена на основании п.2 ч.1 ст. 77 Трудового кодекса Российской Федерации.

ДД.ММ.ГГГГ администрацией муниципального образования издано распоряжение «О выплатах работникам администрации и отраслевых (функциональных) органов администрации», на основании которого работникам администрации было выплачено единовременное денежное поощрение в виде премии по итогам работы за 9 месяцев 2018 г. в размере одного месячного денежного содержания с учетом фактически отработанного времени.

ДД.ММ.ГГГГ администрацией муниципального образования издано распоряжение «О выплатах работникам администрации и отраслевых (функциональных) органов администрации», на основании которого работникам администрации было выплачено единовременное денежное поощрение в виде премии по итогам работы за 2018 г. в размере одного месячного денежного содержания с учетом фактически отработанного времени. Однако истцу на основании данных распоряжений премии не выплачены. ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась к ответчику по вопросу выплаты премии по итогам работы за 9 месяцев 2018 г., а также по итогам работы за 2018г. за фактически отработанное время, а именно с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Ответчиком ДД.ММ.ГГГГ представлен ответ, из которого следует, что администрация муниципального образования не усматривает оснований для выплаты премии истцу. Истец с указанной позицией ответчика не согласна. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец работала в должности и.о. руководителя аппарата администрации, добросовестно и надлежащим образом исполняла свои должностные обязанности, к дисциплинарной ответственности не привлекалась. Размер ежемесячного денежного содержания Козловой Е.В. в 2018 г. составлял 51998 рублей 40 копеек. Полагала, что ответчика в ее пользу подлежит взысканию единовременное денежное поощрение по итогам работы за 9 месяцев 2018 г. в размере 22475 рублей 50 копеек, по итогам работы за 2018 г., с учетом фактически отработанного времени- 16810 рублей 44 копейки.

В судебном заседании истец поддержала заявленные требования по указанным в иске основаниям. Просила удовлетворить иск в полном объеме.

Представитель истца Ткаченко Е.С. в судебном заседании поддержала заявленные требования по указанным в иске основаниям. Дополнительно пояснила, что в принятых ответчиком распоряжениях нет сведений о снижении размера премии истцу, о лишении ее указанных премий. Положение о муниципальной службе в муниципальном образовании- городской округ город Касимов не содержит указания на то, что премия по итогам работы выплачивается только действующим сотрудникам. Распоряжение о премировании принимается главой администрации на основании предложений начальников отделов, как устных, так и письменных. Указала, что ответчиком было принято распоряжение о премировании работников, трудовые отношения с которыми были прекращены в июле и сентябре 2018 г. – Б.М.Ю. и Т.И.Ю.. Полагала, что в действиях ответчика усматривается дискриминация в сфере трудовых прав истца. Также указала, что решением Касимовского районного суда Рязанской области от ДД.ММ.ГГГГ удовлетворен иск бывшего муниципального служащего - Е.В.В. к администрации муниципального образования- городской округ город Касимов о взыскании единовременного денежного поощрения. С ответчика в пользу истца, трудовые отношения с которым прекращены в сентябре 2017 г. было взыскано единовременное денежное поощрение по итогам работы за 2017 г..

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом. Поступили возражения на иск, из которых следует, что ответчик не признает заявленные требования. Представитель ответчика указал в возражениях, что на момент издания распоряжений о выплатах работникам премий за 9 месяцев 2018 г. и по итогам работы за 2018 г. трудовые отношения с Козловой Е.В. были прекращены, в связи с чем действие указанных распоряжений на истца не распространяется.

Суд на основании положений ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, рассмотрел гражданское дело в отсутствие представителя ответчика.

Изучив материалы дела, заслушав объяснения истца, ее представителя, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Козлова Е.В. занимала должность <данные изъяты>. Данный факт подтверждается сведениями трудовой книжки <данные изъяты>; трудовым договором с муниципальным служащим, и ответчиком не оспаривается.

Согласно условиям трудового договора с муниципальным служащим, заключенного ДД.ММ.ГГГГ между администрацией муниципального образования- городской округ город Касимов и Козловой Е.В. на стороны трудового договора распространяются нормы действующего трудового законодательства, с особенностями, предусмотренными Федеральным законом «О муниципальной службы в Российской Федерации», Законом Рязанской области «О муниципальной службе в Рязанской области», Положением о муниципальной службе в муниципальном образовании- городской округ город Касимов.

Правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами (статья 42 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Согласно статье 2 Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальная служба - это профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).

Муниципальным служащим является гражданин, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета (часть 1 статьи 10 Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»).

Оплата труда муниципального служащего производится в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы (далее также - должностной оклад), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, определяемых законом субъекта Российской Федерации (часть 1 статьи 22 Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»).

Виды поощрения муниципального служащего и порядок его применения устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации (статья 26 Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»).

В соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» на муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными данным федеральным законом.

Статьей 135 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Локальные нормативные акты, устанавливающие системы оплаты труда, принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников.

Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

Условия оплаты труда, определенные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Согласно статье 191 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии). Другие виды поощрений работников за труд определяются коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка, а также уставами и положениями о дисциплине. За особые трудовые заслуги перед обществом и государством работники могут быть представлены к государственным наградам.

Частью 2 статьи 22 Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ №О муниципальной службе в Российской Федерации», которая в данном случае является специальной нормой, регулирующей спорные правоотношения, предусмотрено, что органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных служащих. Размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Из приведенных нормативных положений федеральных законов следует, что они определяют общие принципы и условия прохождения муниципальной службы. Порядок и условия прохождения муниципальной службы в муниципальных образованиях субъектов Российской Федерации, включая оплату труда муниципальных служащих, виды поощрений муниципальных служащих за добросовестный труд, определяются законами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными правовыми актами.

Особенности прохождения муниципальной службы в Рязанской области, в том числе связанные с оплатой труда муниципальных служащих и мерами их поощрения определены Закона Рязанской области от 17.10.2007 № 136-ОЗ «О муниципальной службе в Рязанской области» (принят Постановлением Рязанской областной Думы от 26.09.2007 N 571-IV РОД) (вместе с «Реестром должностей...», «Типовым положением о проведении аттестации муниципальных служащих...»).

Согласно ст. 21 Закона Рязанской области от 17.10.2007 № 136-ОЗ «О муниципальной службе в Рязанской области» оплата труда муниципального служащего производится в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы (далее - должностной оклад), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, определяемых настоящей статьей.

К дополнительным выплатам относятся: 1) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на муниципальной службе; 2) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия муниципальной службы; 3) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную <данные изъяты>, в размерах и порядке, определяемых законодательством Российской Федерации; 4) премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций муниципального органа (максимальный размер не ограничивается); 5) ежемесячное денежное поощрение; 6) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска в размере двух должностных окладов и материальная помощь в размере одного должностного оклада.

Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных служащих.

Размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Рязанской области (ч.4 ст. 21 Закона).

В соответствии с ч. 1 ст. 35Закона Рязанской области от 17.10.2007 № 136-ОЗ «О муниципальной службе в Рязанской области»виды поощрения муниципального служащего и порядок его применения устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами Рязанской области.

За безупречную и эффективную муниципальную службу применяются, в том числе, иные виды поощрений, устанавливаемые нормативными правовыми актами соответствующего муниципального образования (ч.2 ст. 25 Закона).

Решением от 26.09.2013 №95/10 Касимовской городской Думы Рязанской области утверждено «Положение о муниципальной службе в муниципальном образовании- городской округ город Касимов».

В соответствии со ст. 16 указанного Положения оплата труда муниципального служащего производится в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат.

К дополнительным выплатам относятся:1) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на муниципальной службе, 2)ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия муниципальной службы, 3) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную <данные изъяты>, 4)премии за выполнение особо важных и сложных заданий, 5) ежемесячное денежное поощрение, 6) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска (ч.3 ст. 16 Положения).

Статьей 21 указанного положения предусмотрены виды поощрений муниципального служащего муниципального образования- городской округ город Касимов за безупречную и эффективную муниципальную службу. К ним относится, в том числе и единовременное денежное поощрение (подп.2 ч.1), которое выплачивается муниципальному служащему: в связи с юбилеем; за выслугу лет на муниципальной службе; в виде премии по результатам работы за квартал, полугодие, 9 месяцев и год.

Таким образом, нормативный правовой акт органа местного самоуправления устанавливает два вида денежного поощрения: в качестве составной части денежного содержания муниципального служащего и предполагающей ежемесячную выплату и в качестве вида материального стимулирования, носящей разовый характер (именуемой как денежное поощрение).

По смыслу приведенных нормативных положений в их системной взаимосвязи, муниципальный служащий за выполнение своих обязанностей имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с трудовым законодательством, законодательством о муниципальной службе и трудовым договором (контрактом). При этом денежное содержание муниципального служащего в Рязанской области, состоящее из оклада, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, установленных ст. 21 Закона Рязанской области от 17.10.2007 № 136-ОЗ «О муниципальной службе в Рязанской области» относится к гарантированным выплатам муниципальному служащему за исполнение обязанностей по замещаемой им должности муниципальной службы. Установленные же статьей 25 Закона Рязанской области от 17.10.2007 № 136-ОЗ «О муниципальной службе в Рязанской области» и ст. 21 Положения о муниципальной службе в муниципальном образовании- городской округ город Касимов виды поощрений муниципального служащего, к числу которых относится выплата единовременного поощрения в виде премии по результатам работы за квартал, полугодие, 9 месяцев и год, не являются составной частью денежного содержания муниципального служащего, носят стимулирующий характер, относятся к дополнительным выплатам, награждение которыми и выплата которых осуществляется в целях поощрения муниципального служащего за безупречную и эффективную муниципальную службу.

Поощрение муниципальных служащих не относится к числу гарантированных выплат; применение указанных в ст. 25 Закона Рязанской области от 17.10.2007 № 136-ОЗ «О муниципальной службе в Рязанской области» видов поощрений муниципальных служащих является правом, а не обязанностью представителя нанимателя (работодателя). Решение о применении к муниципальному служащему того или иного вида поощрения принимается представителем нанимателя (работодателя) исходя из совокупности обстоятельств, предусматривающих самостоятельную оценку представителем нанимателя (работодателем) выполненных муниципальным служащим должностных обязанностей.

В судебном заседании установлено, что распоряжением главы администрации муниципального образования- городской округ город Касимов от ДД.ММ.ГГГГ года за безупречную и эффективную муниципальную службу по итогам работы за 9 месяцев премированы муниципальные служащие администрации и отраслевых (функциональных) органов администрации муниципального образования- городской округ город Касимов в размере одного месячного денежного содержания с учетом фактически отработанного времени. В числе лиц, которым указанная премия была выплачена, фамилия Козловой Е.В. не указана.

24.12.2018 и.о. руководителя аппарата администрации муниципального образования- городской округ город Касимов письменно обратилась к и.о. главы администрации муниципального образования с просьбой рассмотреть предложение о поощрении муниципальных служащих и работников, занимающих должности, не являющиеся должностями муниципальной службы за безупречную и эффективную муниципальную службу и исполнение должностных обязанностей по результатам работы за 2018 год.

И.о. главы администрации муниципального образования ДД.ММ.ГГГГ принято распоряжение «О выплатах работникам администрации и отраслевых (функциональны) органов администрации», согласно которому муниципальным служащим администрации и отраслевых (функциональных) органов администрации муниципального образования- городской округ город Касимов произвести выплату единовременного денежного поощрения в размере одного месячного денежного содержания с учетом фактически отработанного времени. В списке лиц, которым указанная премия была выплачена, фамилия Козловой Е.В. не указана.

Также в судебном заседании установлено, что Козловой Е.В. в период ее работы на основании распоряжения и.о. главы администрации муниципального образования- городской округ город Касимов от ДД.ММ.ГГГГ была произведена выплата премии в размере 0,5 месячного денежного содержания с учетом фактически отработанного времени.

Из содержания распоряжений «О выплатах работникам администрации и отраслевых (функциональных) органов администрации» следует, что распоряжения принимались в отношении муниципальных служащих, то есть граждан, исполняющих в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание (ч.1 ст.10 ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации».

На момент вынесения распоряжений о премировании по итогам работы за 9 месяцев 2018 г. и 2018 г. Козлова Е.В. муниципальным служащим не являлась, трудовые отношения были с ней прекращены. Таким образом, суд приходит к выводу, что действия ответчика по невыплате Козловой Е.В. премии по итогам работы за 9 месяцев 2018 г. и 2018 г. являлись законными.

Рассматривая довод истца и ее представителя о том, что уволенным в 2018 г. муниципальным служащим администрации муниципального образования- городской округ город Касимов Б.М.Ю. и Т.И.Ю. ответчиком была выплачена премия по итогам работы за 2018 г. суд приходит к следующему.

Как уже отмечалось судом, поощрение муниципальных служащих является правом, а не обязанностью представителя нанимателя (работодателя). Решение о применении к муниципальному служащему того или иного вида поощрения принимается представителем нанимателя (работодателя) исходя из совокупности обстоятельств, предусматривающих самостоятельную оценку представителем нанимателя (работодателем) выполненных муниципальным служащим должностных обязанностей.

Исходя из изложенного, суд приходит к выводу, что распоряжение о премировании Б.М.Ю. и Т.И.Ю. не является дискриминацией истца в сфере оплаты труда, поскольку не нарушает права Козловой Е.В. на гарантированное вознаграждение за труд в рамках ст. 135 Трудового кодекса Российской Федерации (установление заработной платы).

Довод представителя истца о наличии вступившего в законную силу решения Касимовского районного суда Рязанской области от ДД.ММ.ГГГГ об удовлетворении иска Е.В.В. к администрации муниципального образования- городской округ город Касимов о взыскании единовременного денежного поощрения не может рассматриваться судом как основание для удовлетворения заявленного иска, поскольку обстоятельства по каждому конкретному делу устанавливаются непосредственно при рассмотрении дела, и решение принимается судом в соответствии с представленными доказательствами с учетом норм права, регулирующих спорные правоотношения. В силу статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебный прецедент источником права при разрешении судами гражданских дел не является.

На основании изложенного суд приходит к выводу об отказе Козловой Е.В. в удовлетворении иска.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Козловой Е.В. в иске к администрации муниципального образования- городской округ город Касимов о взыскании единовременного денежного поощрения отказать.

Решение в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения может быть обжаловано в Рязанский областной суд с подачей апелляционной жалобы через Касимовский районный суд Рязанской области.

Судья Т.Н. Шитова

Мотивированное решение изготовлено 20 мая 2019 г.

Судья Т.Н. Шитова