Дело № 2-247/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Чкаловск 23 сентября 2019 года
Чкаловский районный суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Коротковой Н.В.,
при секретаре судебного заседания Новоселовой Ю.В.,
с участием представителя истца Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области Гоготовой Е.Н., представителя ответчика Кузнецовское МУП ЖКХ Галкиной Е.А., третьего лица администрации г.о.г.Чкаловск Сухаревой Н.П.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области к Кузнецовскому муниципальному предприятию жилищно-коммунального хозяйства городского округа город Чкаловск Нижегородской области о возложении обязанности выполнить требования законодательства в области недропользования,
УСТАНОВИЛ:
Истец Министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области обратилось в суд с исковыми требованиями к Кузнецовскому муниципальному предприятию жилищно-коммунального хозяйства городского округа город Чкаловск Нижегородской области, о возложении обязанности на Кузнецовское МУП ЖКХ г.о.г.Чкаловск Нижегородской области в течении 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу получить лицензию на право пользования недрами в соответствии с действующим законодательством. В обосновании иска указано, что Минэкологии Нижегородской области осуществляет региональный государственный экологический надзор, в том числе в сфере недропользования. Минэкологии Нижегородской области в ходе ведения административного производства в январе 2018 года было установлено, что Кузнецовское муниципальное унитарное предприятие жилищно-коммунального хозяйства городского округа город Чкаловск Нижегородской области при осуществлении деятельности согласно Уставу, утвержденным постановлением администрации городского округа город Чкаловска Нижегородской области от 10.07.2016 № 87, по обеспечению коммунальными услугами, в том числе холодным водоснабжением населения и иных потребителей городского округа город Чкаловск Нижегородской области эксплуатирует 4 водозаборных сооружения (скважины): скважина № 1 - расположена в д. Плясицино на правом берегу Горьковского водохранилища в 0,5 км. восточнее центральной части деревни. Абсолютная отметка устья скважины 100 м, глубина скважины 44 м; скважины № 2, № 3 - расположены в д. Кузнецово, база № 2 ЦКБ завода «Красное Сормово». Абсолютная отметка устья скважин 85 м, глубина скважин 70 м; скважина № 4 - расположена в д. Высокая, на правом берегу Горьковского водохранилища в 0,5 км восточнее центральной части деревни. Абсолютная отметка устья скважины 100 м, глубина скважины 44 м, в отсутствие лицензии на право пользования недрами. Указанное является нарушением ст. 11 Закона № 2395-1 от 21 февраля 1992 года «О недрах».
В связи с этим, 22 января 2018г. в отношении должностного лица - директора Кузнецовского МУП ЖКХ Борцова С.А. вынесено постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.3 ч. 1 КоАП РФ с наложением административного штрафа. Решением судьи Чкаловского районного суда Нижегородской области 29 мая 2018 года действия Борцова С.А., как директора Кузнецовского МУП ЖКХ, по обеспечению населения водой без лицензии, расценены как действия в состоянии крайней необходимости, деяние должностного лица в силу ст. 2.9 КоАП РФ признано малозначимым, директору Кузнецовского МУП ЖКХ объявлено устное замечание.
Кузнецовское муниципальное унитарное предприятие жилищно-коммунального хозяйства г.о.г. Чкаловск Нижегородской области создано в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».
Учредителем и собственником предприятия является муниципальное образование г.о.г. Чкаловск Нижегородской области. Предприятие создано в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли, в связи, с чем осуществляет следующие виды деятельности: управление многоквартирными домами, обеспечение жилищно-коммунальными услугами населения и иных потребителей в том числе: теплоснабжение, горячее и холодное водоснабжение, водоотведение и другие виды деятельности. Согласно выписки из Единого государственного реестра юридических лиц основным видом деятельности предприятия является - производство пара и горячей воды (тепловой энергии), дополнительными видами деятельности являются - забор, очистка и распределение воды; распределение воды для питьевых и промышленных нужд. Имущество предприятия формируется, в том числе за счет имущества, закрепленного за предприятием на праве хозяйственного ведения собственником этого имущества. По информации от 15.03.2019, полученной из администрации г.о.г. Чкаловск Нижегородской области, по запросу Минэкологии Нижегородской области, указанное выше имущество (водозаборные сооружения) является муниципальной собственностью городского округа город Чкаловск Нижегородской области и числится в реестре муниципальной собственности городского округа город Чкаловск. Право собственности на перечисленные ранее водозаборные сооружения зарегистрированы в рамках Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Во исполнение ст. 294 ГК РФ и Федерального закона от 14.11.2002 № 161 ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» данные объекты ЖКХ закреплены на праве хозяйственного ведения за Кузнецовским МУП ЖКХ. Вышеуказанная деятельность Кузнецовским МУП ЖКХ осуществляется с 1998 года по настоящее время. При этом, у предприятия имелась возможность для соблюдения правил и норм в сфере недропользования, но на протяжении 20 лет ведется добыча подземных вод в целях холодного водоснабжения населения и объектов инфраструктуры г.о.г. Чкаловска Нижегородской области в отсутствие лицензии на право пользования недрами. Отсутствие лицензии на право пользования недрами и отсутствие намерения ее оформить подтверждается информацией от 07.03.2019г., полученной из отдела лицензирования и недропользования Минэкологии Нижегородской области.
Пользование недрами - подземными водами осуществляется для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения в отсутствие лицензии на право пользования недрами является прямым нарушением ст. 11 и ст. 23 Закона РФ «О недрах», так как не соблюдается порядок и основные требования по рациональному использованию недр.
Осуществление забора подземных вод без действующей разрешительной документации, и, соответственно, без учета экологического, санитарно-эпидемиологического состояния окружающей среды может привести к истощению водных ресурсов, загрязнению водных объектов, иным негативным изменениям окружающей среды. Отсутствие лицензии на право пользования недрами (подземными водами) влечет за собой самовольное и неконтролируемое пользование недрами, может повлечь деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов.
Установленные нарушения законодательства в области охраны окружающей среды ведут к нарушению прав граждан на благоприятную окружающую среду, провозглашённую ст. 42 Конституции РФ, принципов охраны окружающей среды на территории муниципального образования городского округа город Чкаловск Нижегородской области, а именно не обеспечиваются охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности.
В судебном заседание представитель истца Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области Гоготова Е.Н. исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика Кузнецовское МУП ЖКХ Галкина Е.А. исковые требования признала частично, просит о предоставлении 30 календарных месяцев со дня вступления решения суда в законную силу на получение лицензии на право пользования недрами в соответствии с законодательством РФ, ссылаясь, что до оформления и получения лицензии ответчику необходимо провести необходимый комплекс мероприятий (работ) со следующим сроком исполнения: разработка баланса движения воды, в целях сохранения экологического равновесия на территории размещения скважины (от одного до двух месяцев); получение лицензии на геологические исследования, разработка проекта ГРР с учетом необходимых согласований (до 6 календарных месяцев); определение санитарных зон защиты водозабора, их экспертиза в санэпидемстанции и согласование в управлении Роспотребнадзора (до 6 календарных месяцев); оформление паспортов на скважины, согласование программы контроля качества с управлением Роспотребнадзора (до трех календарных месяцев); написание и согласование отчета об оценке запасов воды с получением протокола-заключения комиссии по госзапасам полезных ископаемых (срок исполнения до одного месяца); проектирование водопользования, экспертиза проекта и передача в департамент по недрам (до шести календарных месяцев); обретение лицензии на основании заявки и комплекта документов (срок исполнения до шести календарных месяцев). В заявленный истцом срок в шесть месяцев получить лицензию на право пользования недрами ответчик не имеет реальной возможности. Считает разумный срок для исполнения требований 30 календарных месяцев.
Представитель третьего лица администрации г.о.г.Чкаловск Сухарева Н.П. позицию ответчика поддержала, считает что в шестимесячный срок выполнить все требования, необходимые для получения лицензии на право пользования недрами не предоставляется возможным.
Исследовав материалы дела, выслушав представителя истца, представителя ответчика, представителя третьего лица, суд приходит к следующему.
Материалами дела подтверждено, что Кузнецовское муниципальное унитарное предприятие жилищно-коммунального хозяйства городского округа город Чкаловск Нижегородской области (Кузнецовское МУП ЖКХ) зарегистрировано в межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 15 по Нижегородской области как юридическое лицо, местонахождение юридического лица: Нижегородская область, Чкаловский район деревня Кузнецово, улица Советская д.1. Деятельность юридического лица связана с управлением эксплуатацией жилого и нежилого фонда за вознаграждение или на договорной основе, производством пара и горячей воды (тепловой энергии), распределением пара и горячей воды (тепловой энергии), забором, очисткой и распределением воды, распределением воды для питьевых и промышленных нужд, сбором и обработкой сточных вод и др.
Кузнецовское муниципальное унитарное предприятие жилищно-коммунального хозяйства городского округа город Чкаловск Нижегородской области при осуществлении деятельности согласно уставу, утвержденным постановлением администрации городского округа город Чкаловск Нижегородской области от 10.07.2016 № 87, по обеспечению коммунальными услугами, в том числе холодным водоснабжением населения и иных потребителей городского округа город Чкаловск Нижегородской области эксплуатирует 4 водозаборных сооружения (скважины): скважина № 1 - расположена в д.Плясицино на правом берегу Горьковского водохранилища в 0,5 км. восточнее центральной части деревни. Абсолютная отметка устья скважины 100 м, глубина скважины 44 м; скважины № 2, № 3 - расположены в д. Кузнецово, база № 2 ЦКБ завода «Красное Сормово». Абсолютная отметка устья скважин 85 м, глубина скважин 70 м; скважина № 4 - расположена в д.Высокая, на правом берегу Горьковского водохранилища в 0,5 км восточнее центральной части деревни. Абсолютная отметка устья скважины 100 м, глубина скважины 44 м.
Частями 1 и 3 ст. 2 Федерального закона РФ от 04 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" предусмотрено, что лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности. Осуществление лицензирования отдельных видов деятельности в иных целях не допускается.
К лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение указанного в части 1 настоящей статьи ущерба и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.
Отношения, возникающие в связи с геологическим изучением, использованием и охраной недр территории Российской Федерации, ее континентального шельфа, регулируются Законом Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон N 2395-1).
Согласно статье 1.2 Закона N 2395-1 недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы по условиям лицензии могут находиться в федеральной государственной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной, частной и в иных формах собственности.
Абзацем 5 статьи 9 Закона N 2395-1 предусмотрено, если федеральными законами установлено, что для осуществления отдельных видов деятельности, связанных с пользованием недрами, требуются разрешения (лицензии), пользователи недр должны иметь разрешения (лицензии) на осуществление соответствующих видов деятельности, связанных с пользованием недрами, или привлекать для осуществления этих видов деятельности лиц, имеющих такие разрешения (лицензии).
В соответствии с частью 1 статьи 11 Закона N 2395-1 предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора (часть 3 статьи 11 Закона N 2395-1).
Лицензия удостоверяет право проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, использования недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов (часть 4 статьи 11 Закона N 2395-1).
Согласно ч. 2 ст. 50 Гражданского кодекса Российской Федерации муниципальные унитарные предприятия относятся к юридическим лицам, являющимся коммерческими организациями.
В соответствии с ч. 3 ст. 9 Водного кодекса Российской Федерации физические лица, юридические лица приобретают право пользования подземными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством о недрах. Порядок использования подземных водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения также устанавливается законодательством о недрах.
Согласно ч. 1 ст. 11 указанного закона, предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов РФ, оформляется специальным государственным разрешением в вид лицензии, включающей установленной формы бланк с государственным гербом РФ, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
В соответствии со ст. ст. 2, 3, 4 Закона РФ N 2395-1 участки недр, содержащие общераспространенные полезные ископаемые, и участки недр, содержащие подземные воды, которые используются для целей питьевого хозяйственно-бытового водоснабжения или технологического обеспечения водных объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения и объем добычи которых составляет не более 500 кубических метров в сутки, относятся к участкам недр местного значения, порядок пользования которыми устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования на своих территориях.
Указанный порядок определен постановлением Правительства Нижегородской области от 19 мая 2015 года № 307 «Об утверждении Порядка предоставления участков недр местного значения в пользование для геологического изучения общераспространенных полезных ископаемых, разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых или для осуществления по совмещенной лицензии их геологического изучения, разведки и добычи, для геологического изучения в целях поисков и оценки подземных вод, для добычи подземных вод или для геологического изучения в целях поисков и оценки подземных вод и их добычи, а также в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых».
В ходе разрешения спора представитель ответчика не отрицал факт использования воды из скважин в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения в отсутствие лицензии.
По состоянию на 11.07.2019 г. Кузнецовское МУП ЖКХ за получением лицензии на право пользования недрами не обращалось.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что ответчик осуществляет добычу подземных вод для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, не имея разрешения (лицензии) на пользование недрами. Следовательно, Кузнецовское МУП ЖКХ обязано получить лицензию на право пользования недрами, в порядке, установленном законом.
Самовольная добыча подземных пресных вод без соответствующего учета, и соблюдения установленных требований по охране недр и окружающей среды, является нерациональным использованием природных ресурсов, что создает угрозу истощения недр и нарушает интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды и Закон о недрах. В соответствии с действующим законодательством требуется обязательное наличие лицензии на право пользования недрами.
В силу ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Определяя срок, в течение которого решение суда, должно быть исполнено, исходя их принципов обоснованности и разумности, и с учетом заявленного представителем ответчика и третьим лицом ходатайства об увеличении срока исполнения решения суда, мнения представителя истца, суд считает необходимым установить срок для исполнения решения суда - в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Возложить на Кузнецовское муниципальное предприятие жилищно-коммунального хозяйства городского округа город Чкаловск Нижегородской области обязанность получить лицензию на право пользования недрами в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Чкаловский районный суд.
Судья Н.В.Короткова. Решение не вступило в законную силу.