ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-247/2013 от 25.09.2013 Краснохолмского районного суда (Тверская область)

Дело № 2-247/2013 год

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25 сентября 2013 года г.Красный Холм

Краснохолмский районный суд Тверской области в составе:

Председательствующего судьи Соколовой Е.Е.

При секретаре Бадеевой А.В.

С участием заместителя прокурора Краснохолмского района Серовой О.Н.

Представителя заинтересованного лица муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад №3 «Малышок» ФИО1

Представителя районного отдела образования администрации Краснохолмского района ФИО2

Представителя муниципального образования «Краснохолмский район» по доверенности ФИО3

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Краснохолмского района Тверской области в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад №3 «Малышок» и муниципального образования Тверской области «Краснохолмский район» и возложению обязанности по оборудованию образовательного учреждения системой видеонаблюдения,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Краснохолмского района Тверской области обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад №3 «Малышок» и муниципального образования Тверской области «Краснохолмский район» и возложению обязанности по оборудованию образовательного учреждения системой видеонаблюдения, мотивируя тем, что прокуратурой Краснохолмского района проведена проверка соблюдения требований безопасности и антитеррористической защищенности в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении детский сад №3 «Малышок» (МБДОУ детский сад №3 «Малышок»).

В соответствии со ст.2-3 ФЗ №35-Ф3 от 06.03.2006 «О противодействии терроризму» в качестве основных принципов противодействия терроризму определены обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, обязанность осуществления деятельности по предупреждению (профилактике) терроризма.

Согласно п.п. б п. 13 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации (утв. Президентом РФ 05.10.2009 года) предупреждение (профилактика) терроризма предполагает: осуществление мер правового, организационного, технического характера, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности потенциальных объектов от террористических посягательств.

Согласно п. 15 ч.3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательного учреждения относится создает необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся.

В соответствии с подп.1 п. 13 ст.30 Федерального закона от 30.12.2009 №384-Ф3 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей, а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских учреждений, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий, в предусмотренных законодательством РФ случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.

Согласно п.5.39 СНиП 31-06-2009 «Общественные здания и сооружения» для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся предусматриваются на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или ситуационные центры «Службы 112».

В нарушение вышеперечисленных норм действующего законодательства, в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении детский сад №3 «Малышок» отсутствует система видеонаблюдения.

В соответствии с п. 2.3 Устава МБДОУ детский сад №3 «Малышок», основными задачами Учреждения является, в том числе охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей.

В соответствии с п. 1.4 Устава МБДОУ детский сад №3 «Малышок», Учредителем учреждения является муниципальное образование Тверской области «Краснохолмский район».

Согласно п. 1.5 Устава МБДОУ детский сад №3 «Малышок», функции и полномочия Учредителя осуществляет районный отдел образования администрации Краснохолмского района (РОО).

В соответствии с п.6.1 ч.1 ст. 15, п. 3 ч.1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения муниципального района относится, в том числе участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.

В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями создания муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также формирование и размещение муниципального заказа.

В связи с отсутствием системы видеонаблюдения в МБДОУ детский сад №3 «Малышок», 18.03.2013 прокурором района в адрес заведующей РОО администрации Краснохолмского района было внесено представление об устранении нарушений действующего законодательства, однако до настоящего времени руководством учреждения и администрацией Краснохолмского района не принято мер для оборудования образовательного учреждения системой видеонаблюдения.

Отсутствие системы видеонаблюдения в МБДОУ детский сад №3 «Малышок» способствует свободному доступу посторонних лиц на территорию учреждения и в само учреждение, что может способствовать совершению общественно-опасных деяний и преступлений, в том числе террористического характера.

Воспитанники образовательного учреждения, являются несовершеннолетними и в силу возраста не могут самостоятельно защищать свои интересы в суде. Круг лиц, которые в последующем будут посещать МБДОУ детский сад №3 «Малышок» определить невозможно.

В соответствии с пунктом 1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

На основании изложенного, в целях обеспечения защиты жизни и здоровья граждан, просит признать незаконным бездействие муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад №3 «Малышок» и муниципального образования Тверской области «Краснохолмский район» по оборудованию образовательного учреждения системой видеонаблюдения, и обязать муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №3 «Малышок» и муниципальное образование «Краснохолмский район» оборудовать систему видеонаблюдения в срок до ДД.ММ.ГГГГ года.

В судебном заседании заместитель прокурора Краснохолмского района Серова О.Н. поддержала заявленные требования в полном объеме и просила их удовлетворить.

Представитель заинтересованного лица муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад №3 «Малышок» ФИО1 в судебном заседании требования прокурора признала частично и пояснила, что в детском саду действительно отсутствует система видеонаблюдения. В настоящее время система видеонаблюдения не установлена из-за отсутствия денежных средств, однако все необходимые меры безопасности в детском садике имеются. Установка видеонаблюдения в соответствии с законодательством не является обязательной. Поэтому просит в удовлетворении заявления отказать.

Представитель заинтересованного лица районного отдела образования администрации Краснохолмского района ФИО2 в судебном заседании требования прокурора не признала и пояснила, в соответствии со ст.ст. 2,3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», п.п.б п. 13 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, п. 15 ч.3 ст.28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», п.п.1 п. 13 ст.30 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» в Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении детский сад № 3 «Малышок» приняты необходимые меры для обеспечения охраны жизни и здоровья детей, антитеррористической защищенности, защиты от несанкционированного вторжения и криминальных проявлений и их последствий, в частности, территория образовательного учреждения обнесена периметральным ограждением, освещена в темное время суток, двери образовательного учреждения снабжены звонками и наружными и внутренними запорами, которые закрываются как на период пребывания детей в образовательном учреждении, так и в их отсутствие, в дневное время организовано дежурство обслуживающего и педагогического персонала, в ночное время охрана здания и территории осуществляется ночным сторожем, дважды в день производится визуальный осмотр территории и здания на предмет обнаружения посторонних предметов, с работниками регулярно проводятся инструктажи по обеспечению безопасного пребывания детей в образовательном учреждении и порядку действий в случаях чрезвычайных ситуаций. Также в образовательном учреждении имеется стационарная и сотовая телефонная связь, «тревожная кнопка», автоматическая пожарная сигнализация. Согласно п. 1.1. раздела 1 СНиП 31-06-2009 «Общественные здания и сооружения» действие данного документа, в том числе п.5.39, распространяется на проектирование новых, реконструируемых и капитально ремонтируемых общественных зданий высотой до 55м с подвальным этажом и многоуровневыми стоянками для автомобилей, проектируемыми по СНиП 21-02, а также помещения общественного назначения, встроенные в жилые здания и другие объекты, соответствующие санитарно-эпидемиологическим требованиям к общественным зданиям, встраиваемым в эти объекты. МБДОУ детский сад № 3 «Малышок» таким зданием не является. Таким образом, обязанность по установке системы видеонаблюдения в образовательном учреждении как обязательное условие по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности нормами действующего законодательства не предусмотрена. Установка системы видеонаблюдения в образовательном учреждении носит рекомендательный характер и будет выполнена при наличии в муниципальном бюджете финансовых средств. Поэтому просит в удовлетворении заявления отказать.

Представитель муниципального образования «Краснохолмский район» ФИО3 требования не признал и пояснил, что действительно собственником детского сада является муниципальное образование. Детский сад не оборудован системой видеонаблюдения, но установлены и предпринимаются другие меры безопасности. Обязательное установление системы видеонаблюдения в дошкольных образовательных учреждениях не предусмотрено законодательством РФ, в бюджете в настоящее время отсутствуют денежные средства для оборудования детский садов системами видеонаблюдения. Поэтому просит в удовлетворении заявления отказать.

Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает, что заявленные требования обоснованы и подлежал удовлетворению.

Согласно п.п. 1.4, 1.5, 1.6 Устава учредителем и собственником имущества Учреждения МБДОУ детский сад №3 «Малышок» является муниципальное образование Тверской области «Краснохолмский район», функции и полномочия Учредителя в отношении Учреждения осуществляет Краснохолмский районный отдел образования, являющийся органом местного самоуправления, функции и полномочия собственника осуществляет комитет по управлению имуществом администрации Краснохолмского района.

Согласно ст.2 Федерального закона РФ "О противодействии терроризму" от 06.03.2006 №35-ФЗ, одним из принципов противодействия терроризму в РФ являются обеспечение и защита основных прав свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма.

Согласно п.1 ч. 13 ст. 30 Федерального закона РФ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" от 30.12.2009 № 384-ФЗ, Для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: 1) в зданиях с большим количеством посетителей (зрителей), а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских организаций, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.

Согласно пункту 5.39 СНиП 31-06-2009 «Общественные здания и сооружения», для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или ситуационные центры "Службы 112".

Согласно пункту 1.1 СНиП 31-06-2009 «Общественные здания и сооружения», Настоящие нормы и правила распространяются на проектирование новых, реконструируемых и капитально ремонтируемых общественных зданий высотой до 55 м с подвальным этажом и многоуровневыми стоянками для автомобилей, проектируемыми по СНиП 21-02. Требования настоящих норм распространяются также на помещения общественного назначения, встроенные в жилые здания и другие объекты, соответствующие санитарно-эпидемиологическим требованиям к общественным зданиям, встраиваемым в эти объекты (далее - общественные здания).

Согласно пункту 1.5 СНиП 31-06-2009 «Общественные здания и сооружения», Перечень основных групп зданий и помещений общественного назначения, на которые распространяются настоящие нормы и правила, приведен в Приложении А.

Согласно пункту 1.1.1 Приложения А СНиП 31-06-2009 «Общественные здания и сооружения», в перечень основных функционально – типологических групп заданий и помещений общественного назначения включены - Дошкольные образовательные учреждения.

В судебном заседании установлено, что прокуратурой Краснохолмского района проведена проверка соблюдения требований безопасности и антитеррористической защищенности муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад №3 «Малышок», и было выявлено, что в указанном образовательном учреждении отсутствует система технического контроля за обстановкой - видеонаблюдение. Это нарушает права и законные интересы детей, педагогического и технического персонала образовательного учреждения, а также иных лиц, посещающих учреждение, в части их безопасного пребывания в нём.

Согласно п.2 ч.6 ст.28 Федерального закона РФ «Об образовании» от 29.12.2012 №273 – ФЗ, Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе: 2) создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Согласно ч.7 ст. 28 Федерального закона РФ «Об образовании» от 29.12.2012 № 273 –ФЗ образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. За нарушение или незаконное ограничение права на образование и предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, нарушение требований к организации и осуществлению образовательной деятельности образовательная организация и ее должностные лица несут административную ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно п.2.3 Устава муниципального бюджетного образовательного учреждения детский сад №3 «Малышок», основными задачами Учреждения является, в том числе охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей.

На основании изложенного, суд считает, что дошкольные образовательные учреждения на основании нормативно – правовых актов Российской Федерации в целях комплексной безопасности и антитеррористической защищенности должны быть оборудованы системами видеонаблюдения, и поэтому, бездействия муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад №3 «Малышок» в части исполнения обязанности оборудования образовательного учреждения системой видеонаблюдения являются незаконными. Следовательно заявленные прокурором требования в части обязания оборудовать образовательное учреждение системой видеонаблюдения обоснованны и подлежат удовлетворению.

Согласно Уставу муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад №3 «Малышок» Учреждение является муниципальным.

Согласно п. 6.1 ч.1 ст. 15 Федерального закона РФ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 №131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.

Согласно п. 3 ч.1 ст. 17 Федерального закона РФ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 №131-ФЗ, в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.

Согласно п.5 ст.1 ст.9 Федерального закона РФ «Об образовании» от 29.12.2012 №273 – ФЗ, К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: 5) обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

Согласно концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 5 октября 2009 года, Субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму, негосударственные организации и объединения, а также граждане, оказывающие содействие органам государственной власти и органам местного самоуправления в осуществлении антитеррористических мероприятий. В правовом обеспечении противодействия терроризму принимают участие все уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления.

В судебном заседании установлено, что исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления. При таких обстоятельствах, суд считает, что бездействие муниципального образования Тверской области «Краснохолмский район» в части исполнения обязанности по оборудованию образовательного учреждения системой видеонаблюдения являются незаконным, и считает, что требования прокурора об обязании муниципального образования «Краснохолмский район» оборудовать здания детского сада системой видеонаблюдения, являются обоснованными и подлежат удовлетворению, поскольку администрация муниципального образования, являясь органом местного самоуправления, субъектом антитеррористической деятельности, обеспечивает финансирование учреждения.

В соответствии с ч.1 ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

В соответствии с п.19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции в качестве ответчиков либо истцов, освобождаются от уплаты государственной пошлины. Муниципальное образование «Краснохолмский район» является органом местного самоуправления, поэтому освобождается от уплаты государственной пошлины.

Представитель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад №3 «Малышок» ФИО1 представила заявление об уменьшении размера государственной пошлины до 200 рублей. Заявление мотивировано тем, что детский сад не имеет иного дохода, кроме средств, выделяемых учредителем, платных образовательных услуг не оказывает, в связи с чем, просит снизить размер государственной пошлины до 200 рублей.

Согласно ст.333.20 Налогового Кодекса РФ суды общей юрисдикции, исходя из имущественного положения плательщика, вправе уменьшить размер государственной пошлины, либо отсрочить (рассрочить) ее уплату.

Суд учитывает, что детский сад является муниципальным бюджетным учреждением, имеет бюджетное финансирование, в связи с чем, суд считает возможным снизить размер государственной пошлины до 200 рублей.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Заявление прокурора Краснохолмского района в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад №3 «Малышок» и муниципального образования Тверской области «Краснохолмский район» и возложению обязанности по оборудованию образовательного учреждения системой видеонаблюдения, удовлетворить.

Признать незаконным бездействия муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад №3 «Малышок» и муниципального образования Тверской области «Краснохолмский район» по оборудованию образовательного учреждения системой видеонаблюдения.

Обязать муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №3 «Малышок» и муниципальное образование Тверской области «Краснохолмский район» оборудовать систему видеонаблюдения в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении детский сад №3 «Малышок» в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Взыскать с муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад №3 «Малышок» государственную пошлину в сумме 200 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд с подачей жалобы через Краснохолмский районный суд Тверской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Решение принято судом в окончательной форме 26 сентября 2013 года.

Председательствующий подпись. Решение вступило в законную силу 26 октября 2013 года.