РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 октября 2016 года г. Хабаровск
Хабаровский гарнизонный военный суд в составе председательствующего судьи Белобородько С.С., при секретаре судебного заседания Королевой Ю.А., с участием истца ФИО7 представителя ответчика Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Хабаровскому краю» ФИО8 представителя третьего лица филиала ПАО «Транс-Контейнер» на Дальневосточной железной дороге ФИО9., рассмотрев в открытом судебном заседании в расположении военного суда гражданское дело по исковому заявлению военнослужащего <данные изъяты><данные изъяты>ФИО10 к Федеральному казенному учреждению «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Хабаровскому краю» о взыскании транспортных и судебных расходов,
УСТАНОВИЛ:
ФИО11. обратился в суд с исковым заявлением, в котором просит: взыскать с Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Хабаровскому краю» (далее – ФКУ «УФО МО РФ по Хабаровскому краю») в его пользу: № рублей № копейки в качестве возмещения понесенных им транспортных расходов по перевозу его личного имущества к новому месту его военной службы (за установку деревянного щита ограждения в контейнере); № рублей – судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины.
В обоснование заявленных требований ФИО12 в своем заявлении и в суде пояснил, что в ДД.ММ.ГГГГ года в ФКУ «УФО МО РФ по Хабаровскому краю» он подал документы о возмещении ему транспортных расходов, связанных с перевозом его личного имущества к новому месту его военной службы из г. <данные изъяты> в г. <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года. В ДД.ММ.ГГГГ года часть понесенных им таких расходов ему ФКУ «УФО МО РФ по Хабаровскому краю» возмещена. Однако в выплате ему № рублей № копеек в качестве возмещения понесенных им транспортных расходов за установку деревянного щита ограждения в контейнере, ответчиком неправомерно отказано. Поскольку данные расходы были необходимы для осуществления перевозки его личного имущества в контейнере, то в силу пунктов 1.2 и 9 ст. 20 Федерального закона «О статусе военнослужащих» он имеет право на их возмещение.
Представитель ответчика ФКУ «УФО МО РФ по Хабаровскому краю» ФИО13. иск ФИО14. не признал и в судебном заседании просил суд отказать истцу в удовлетворении исковых требований, поскольку п. 97 Руководства по оформлению, использованию, хранению и обращению с воинскими перевозочными документами в ВСРФ, утвержденного приказом Министра обороны РФ от 6 июня 2001 года № 200 (далее – Руководство), не предусмотрено возмещение военнослужащим таких расходов при перевозке личных вещей, как установка деревянного щита ограждения. Кроме того, ФИО15 мог самостоятельно установить данный деревянный щит ограждения в контейнере с применением собственных материалов.
Представитель третьего лица филиала ПАО «Транс-Контейнер» на Дальневосточной железной дороге ФИО16. в суде пояснила, что в силу ст. ст. 18, 23, 24 Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации», п. 2.6 главы 12 Технических условий МПС России от 27 мая 2003 года № ЦМ-943 «Технические условия размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах» (далее – Технические условия) установка деревянного щита ограждения в контейнере при его перевозе железнодорожным транспортом с личным имуществом истца являлась обязательной, и необходимой в целях безопасности перевозки. Оказанная ПАО «ТрансКонтейнер» услуга по установке деревянного щита ограждения включает в себя все расходные материалы для изготовления щита, а также его установку. Погрузка груза в контейнер с нарушением Технических условий может привести к смещению груза в процессе транспортировки железнодорожным транспортом, и в лучшем случае приведет к повреждению груза или контейнера, в худшем - возникнет угроза безопасности движения. Установка деревянного щита ограждения должна осуществляться специалистами, обладающими необходимыми знаниями в области требований Технических условий размещения и крепления грузов в контейнере. Работники, которые установили деревянный щит ограждения в контейнер, обладают необходимым опытом, знаниями, а также в соответствии со ст. 25 Федерального закона № 17-ФЗ от 10 января 2003 года «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» прошли аттестацию, предусматривающую проверку знаний технических условий размещения и крепления грузов. ФИО17. такими знаниями и опытом не обладает, поэтому вынужден был оплатить данную услугу ПАО «ТрансКонтейнер» по заказу от ДД.ММ.ГГГГ года № №, которая относится к транспортно-экспедиционному обслуживанию (услуга 2.04.47). В противном случае перевозка бы не осуществлялась. Исковые требования ФИО18 заявлены обоснованно.
Выслушав в суде лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
По делу установлено, что согласно приказу командира войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ года № №<данные изъяты>ФИО19. назначенный приказом Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ года № № на воинскую должность <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ года исключен из списков личного состава войсковой части № и полагался убывшим к новому месту военной службы. ФИО20. приказано выдать воинские перевозочные документы для провоза домашних вещей в одном контейнере (20 тонн) от ж/д станции <адрес> до ж/д <данные изъяты>.
Как видно из выписки из приказа начальника <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ года № №, <данные изъяты>ФИО21. с ДД.ММ.ГГГГ года зачислен в списки личного состава названного управления, принял дела и должность начальника <данные изъяты><данные изъяты> – помощника начальника <данные изъяты>.
Как усматривается из выписки из приказа начальника <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ года № №, <данные изъяты>ФИО22. приказано в соответствии с требованиями приказа Министра обороны РФ от 6 июня 2001 года № 200 выплатить компенсацию транспортных расходов на перевозку личного имущества к новому месту службы.
Стороной ответчика не оспаривается то, что ФИО23. действительно понес на ряду с иными транспортными расходами вышеупомянутые расходы в сумме № рублей № копейки за установку деревянного щита ограждения в контейнере, и предоставил в ФКУ «УФО МО РФ по Хабаровскому краю» подтверждающие данный факт документы. Эти обстоятельства подтверждены в суде копиями заказа от ДД.ММ.ГГГГ года № № по договору № № от ДД.ММ.ГГГГ года, договора транспортной экспедиции № № от ДД.ММ.ГГГГ года, заключенного между ПАО «ТрансКонтейнер» и ФИО24 акта об оказанных услугах от ДД.ММ.ГГГГ года № №, счета от ДД.ММ.ГГГГ года № №, квитанции к приходному кассовому ордеру от ДД.ММ.ГГГГ года № № и кассового чека, транспортной железнодорожной накладной.
Согласно п. 1.2 ст. 20 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, при переводе на новое место военной службы имеют право на перевоз на безвозмездной основе до 20 тонн личного имущества в контейнерах от прежнего места жительства на новое железнодорожным транспортом, а там, где нет железнодорожного транспорта, - другими видами транспорта (за исключением воздушного). В случае перевоза личного имущества в отдельном вагоне, багажом и мелкой отправкой им возмещаются фактические расходы, но не выше стоимости перевоза в контейнере массой 20 тонн.
В соответствии с п. 9 ст. 20 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» расходы, связанные с перевозкой военнослужащих и перевозом личного имущества железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом, возмещаются за счет средств Министерства обороны РФ (иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В силу п. 3 постановления Правительства РФ от 20 апреля 2000 года № 354 «О порядке возмещения расходов, связанных с перевозкой военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, а также их личного имущества» Министерству обороны РФ и иному федеральному органу исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, следует возмещать расходы, связанные с перевозом до 20 тонн личного имущества в универсальных контейнерах железнодорожным транспортом, а там, где нет железнодорожного транспорта, другими видами транспорта (за исключением воздушного) при переездах с прежнего места жительства на новое: военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, - в связи с переводом к новому месту военной службы. Пунктом 6 этого же постановления Правительства РФ установлено, что порядок возмещения военнослужащим расходов на перевоз личного имущества устанавливается федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба.
Согласно п.п. «а» п. 97 Руководства при оплате перевозок воинских грузов на железнодорожном транспорте за счет средств на транспортные расходы по смете Министерства обороны за счет этих же средств производятся помимо иных и расходы за экспедиционные операции. По разрешению руководителя Департамента транспортного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации за счет средств на транспортные расходы по смете Министерства обороны могут оплачиваться и другие дополнительные сборы, устанавливаемые транспортными организациями, за исключением штрафных санкций.
Приказом Министра обороны РФ от 8 июня 2000 года № 300 «О мерах по выполнению постановления Правительства РФ от 20 апреля 2000 года № 354 «О порядке возмещения расходов, связанных с перевозкой военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, а также их личного имущества» командирам воинских частей, начальникам (руководителям) организаций ВС РФ и иным должностным лицам приказано возмещать военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей (близким родственникам), имеющим право на бесплатный проезд и перевоз личного имущества: расходы, связанные с приобретением проездных и перевозочных документов, в том числе расходы, связанные с пользованием постельными принадлежностями, проездом в вагонах повышенной комфортности, оплатой установленных на транспорте дополнительных сборов (за исключением расходов, связанных с доставкой билетов на дом, переоформлением билетов по инициативе пассажира), после осуществления проезда и перевоза, предъявления документов, подтверждающих фактические затраты по проезду и перевозу в пределах норм, установленных для соответствующих категорий военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, а также членов их семей (близких родственников); расходы по доставке личного имущества в контейнерах от места проживания до станции (пристани, порта) отправления и от станции (пристани, порта) назначения к новому месту проживания на основании документов, подтверждающих перевозку.
Статьей 18 Федерального закона от 10 января 2003 года № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта РФ» (далее – Устав) предусмотрено, что грузоотправители (отправители) обязаны подготавливать грузы, грузобагаж для перевозок в соответствии с установленными обязательными требованиями, техническими условиями на продукцию, ее тару и упаковку и иными актами таким образом, чтобы обеспечивать безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, качество перевозимой продукции, сохранность грузов, грузобагажа, вагонов, контейнеров.
В соответствии со ст. 23 Устава, размещение и крепление грузов, грузобагажа в вагонах и контейнерах осуществляются в соответствии с требованиями технических условий размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах, утверждаемых федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.
Согласно ст. 24 Устава необходимые для погрузки, крепления и перевозки грузов, грузобагажа оборудование, материалы, средства пакетирования и иные приспособления, предоставляются грузоотправителями (отправителями). Установка таких приспособлений при погрузке и снятие их при выгрузке осуществляются грузоотправителями (отправителями), грузополучателями (получателями), перевозчиком или иными юридическими лицами в зависимости от того, кем обеспечиваются погрузка и выгрузка.
В соответствии с п. 2.6 главы 12 вышеупомянутых Технических условий крепление груза, исключающее его перемещение внутри контейнера, осуществляется заградительными щитами, которые выполняются в двух вариантах: с передачей продольных усилий от груза на угловые стойки дверного проема; с передачей продольных усилий на боковые стенки контейнера.
В силу ст. 25 Федерального закона от 10 января 2003 года № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» работники, ответственные за погрузку, размещение, крепление грузов в вагонах, контейнерах и выгрузку грузов, должны проходить аттестацию, предусматривающую проверку знаний технических условий размещения и крепления грузов в железнодорожном подвижном составе. Работники, не прошедшие аттестаций, не допускаются к выполнению определенных в настоящем пункте работ. Порядок и сроки проведения указанных аттестаций, а также порядок формирования аттестационных комиссий устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.
Как выяснено в суде, ФИО26. таким работником не является и соответствующую аттестацию не проходил, а потому суд считает несостоятельными доводы представителя ответчика о том, что истец мог самостоятельно установить данный деревянный щит ограждения в контейнере с применением собственных материалов.
При таких обстоятельствах, суд полагает, что оказанная ПАО «ТрансКонтейнер» истцу услуга по установке деревянного щита ограждения являлась обязательной для осуществления безопасности перевоза контейнера с его личным имуществом, а понесенные в связи с этим расходы ФИО27. суд признает необходимыми, и подлежащими возмещению истцу ответчиком.
Приходя к такому выводу, суд также учитывает указания Директора Департамента социальных гарантий Министерства обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ года № № по вопросу компенсации транспортных расходов, а именно о том, что в соответствии с разъяснениями департамента транспортного обеспечения Министерства обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ года № № не возмещаются расходы на оплату: таможенных сборов, пошлин и налогов; штрафов, сборов, плат, взимаемых по вине грузоотправителей (грузополучателей), в том числе за хранение груза на ж/д станции отправления при сдаче груза ранее назначенного для погрузки, на ж/д станции назначения сверх установленного срока бесплатного хранения и на складе временного хранения, за задержку (простой) сверх установленной нормы поданных под загрузку (выгрузку) контейнеров, вагонов и других транспортных средств; сбора за объявленную ценность груза; услуг по добровольному страхованию груза; услуг по подготовке личного имущества к перевозке, его упаковке и распаковке; услуг по консультированию грузоотправителей (грузополучателей) по правилам перевозок и декларирования грузов, а также о выдаче справок о стоимости перевозки. Расходы на уплату других плат и сборов, связанных с перевозкой личного имущества, подлежат возмещению.
Вопреки доводам представителя ответчика ФИО28. услуги по подготовке личного имущества к перевозке, его упаковке и распаковке, и услуги по установке деревянного щита ограждения в контейнере – конструкции, предназначенной для безопасности перевозки, по мнению суда тождественными не являются.
Мнение этого же представителя ответчика о том, что истец не имеет права на возмещение таких расходов на основании п. 97 Руководства, суд считает ошибочным.
На основании вышеизложенного, суд считает необходимым удовлетворить иск ФИО29., взыскать с ФКУ «УФО МО РФ по Хабаровскому краю» в его пользу № рублей № копейки – в качестве возмещения понесенных им транспортных расходов по перевозу его личного имущества к новому месту его военной службы.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ ФИО30. должны быть возмещены понесенные им судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины, в сумме № рублей, которые надлежит взыскать в его пользу с ФКУ «УФО МО РФ по Хабаровскому краю».
Руководствуясь ст. ст. 98, 194-199 ГПК РФ, военный суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление военнослужащего <данные изъяты><данные изъяты>ФИО25 к Федеральному казенному учреждению «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Хабаровскому краю» о взыскании транспортных и судебных расходов, удовлетворить.
Взыскать с Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Хабаровскому краю» в пользу ФИО31№ (№) рублей № копейки – в качестве возмещения понесенных им транспортных расходов по перевозу его личного имущества к новому месту его военной службы; № (№) рублей – судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Дальневосточный окружной военный суд через Хабаровский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме, то есть с 1 ноября 2016 года.
Председательствующий по делу С.С. Белобородько