ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-247/2021 от 16.04.2021 Центрального районного суда г. Калининграда (Калининградская область)

УИД 39RS0002-01-2020-004293-74

Дело № 2-247/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

16 апреля 2021 года г. Калининград

Центральный районный суд г. Калининграда в составе:

председательствующего судьи Ирхиной Е.Н.,

при секретаре Долбенковой В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному предприятию Калининградской области «Водоканал» о понуждении к исполнению обязательств по договору, к согласованному изменению договора, о признании требований к оплате услуги «расчетным» путем необоснованным, взыскании компенсации морального вреда, расходов по уплате государственной пошлины,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратился в суд с названным выше иском МП КХ «Водоканал», указывая, что < Дата > между ним и Муниципальным предприятием Коммунального хозяйства «Водоканал» был заключён договор холодного водоснабжения и водоотведения в нежилом помещении многоквартирного дома по < адрес >. По данному договору ответчик обязан осуществлять холодное водоснабжение и водоотведение, то есть: осуществлять деятельность по подаче потребителю коммунального ресурса (холодная питьевая вода) и осуществлять приём сточных вод. Учёт подаваемой ответчиком холодной воды осуществлялся посредством установленного в помещении сертифицированного прибора учета, который, в свою очередь, был установлен в действующем узле учёта. По показаниям прибора учёта им производилась оплата потребляемой холодной воды и водоотведение. В < Дата > прибор учёта сломался, о чём был уведомлен ответчик, прибывший специалист зафиксировал данный факт. При его попытке произвести замену прибора учёта специалисты ответчика предъявили дополнительные требования, не оговорённые в действующем договоре, а именно: потребовали получить новые Технические условия на подключение; исполнить за его счёт проектную документацию на новый узел учёта. Тем самым ответчик стал навязывать ему дополнительные условия вне рамок действующего договора. В связи с отсутствием в действующем договоре описания процедуры замены прибора, и посчитав требования ответчика излишними, он предъявил < Дата > претензию контрагенту со ссылками на действующее российское законодательство. В ответ на претензию «Водоканал» указал (письмо исх. от < Дата >), что он не является поставщиком коммунального ресурса, то есть не осуществляет подачу холодной воды, а является продавцом, то есть не оказывает ему никаких услуг - с целью отказа от выполнения требований постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354; со ссылкой на постановление Правительства РФ от 04.09.2013 № 776 указал в своё обоснование удобные для своей стороны пункты. Между тем, отсутствие оснований для прямого действия постановления Правительства РФ от 04.09.2013 № 776 изложены в п. 1 разд. 1 «Общие положения». В данных «Правилах» четко описаны – взаимодействие всех участников рынка данных коммунальных услуг; процедура замены приборов учета и т.д. Со ссылкой на постановление Правительства РФ № 354 им была произведена замена неисправного прибора учёта на новый прибор, подана типовая заявка на ввод прибора учёта в эксплуатацию (в действующем узле учёта) и направлено < Дата > сопроводительное письмо ответчику. При этом полагает необходимым учесть, что данная процедура замены прибора учёта не противоречит Постановлению № 776, а более точно описывает её, в конкретных условиях - действующего узла учёта, во внутренних помещениях МКД. В соответствие с процедурой ответчик обязан был произвести опломбирование нового прибора учёта, но, не смотря на то, что максимально - возможный срок (15 дней) ввода прибора учёта в эксплуатацию истёк, до настоящего времени ответчик не исполняет свои обязательства по действующему договору. Ответчик намеренно путает понятия общедомовых узлов и приборов учёта в МКД с узлами и приборами, устанавливаемыми внутри помещений таких МКД, отсылая потребителя в управляющую организацию и требуя участия её представителя. Применительно к действующему договору - узел и прибор учёта в его помещении установлен после общедомового узла и прибора учёта (передающего показания дистанционно). Если бы ответчик подавал воду непосредственно от централизованной системы водоснабжения, минуя общедомовой прибор учёта, то, наверное, был бы смысл проектировать и устанавливать новый узел учёта в его помещении, но прекращения или изменения договора ответчик не предлагает и не требует. Ничтожность приводимых ответчиком ссылок на постановление № 776 в отрыве от действующего договора в противовес постановлению № 354 основывается дополнительно на пунктах самого постановления № 776, но подтверждающих его правоту: п. 8, п. 8.1, п. 9, абз. 2, п. 28, п. 29. С момента замены прибора учета, им ежемесячно передаются его показания, которые ответчиком игнорируются. Пользуясь монопольным положением на рынке услуг, ответчик намеренно не принимает «новый» прибор учета в эксплуатацию и не принимает показания такого прибора, выставляя ему квитанции об оплате, исчисленной «расчетным путем». На основании изложенного просит понудить ответчика к исполнению обязательств по договору, в том числе опломбировать прибор учёта, признать требования к оплате услуги расчётным путём не обоснованными, понудить ответчика к согласованному изменению договора в части описания процедуры замены прибора учёта, в действующем узле учёта, обязать ответчика компенсировать издержки, в том числе потерю рабочего времени и моральный вред по досудебному разбирательству в размере 5000 рублей, обязать ответчика компенсировать сумму уплаченной государственной пошлины в размере 300 рублей.

В судебном заседании истец ФИО1 исковые требования поддержал по доводам и основаниям, изложенным в иске, пояснениях к иску, просил удовлетворить их в полном объёме, за исключением требования о компенсации судебных издержек в виде потери рабочего времени, которое просил не рассматривать, увеличив размер компенсации морального вреда до 10000 рублей.

Представитель ответчика Государственного предприятия Калининградской области «Водоканал» - ФИО2, действующая на основании доверенности от < Дата >, в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных ФИО1 требований, указывая, что между истцом и Государственным предприятием Калининградской области < Дата > заключен договор холодного водоснабжения и водоотведения . Учет количества израсходованной питьевой воды производится по показаниям прибора учета воды, установленного и принятого к коммерческому учету на объекте по < адрес >. Согласно п. 9 постановления Правительства от < Дата >, которым утверждены Правила организации коммерческого учета воды, сточных вод, используемые приборы учета холодной воды, горячей воды и тепловой энергии в составе горячей воды, сточных вод должны соответствовать требованиям законодательства РФ об обеспечении единства измерений, действующим на момент ввода прибора учета в эксплуатацию. В соответствии с п. 51 названных Правил установка пломб на прибор учета, входящий в узел учета, после ремонта и (или) замены прибора учета, его поверки производится организацией, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение. Истцом в < Дата > была произведена замена неисправного прибора учёта на новый прибор, подана заявка на ввод прибора учёта в эксплуатацию (в действующем узле учёта) со ссылкой на постановление Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, положения которого не применяются к нежилым помещениям, к которым отнесено помещение истца. Для ввода прибора учета в эксплуатацию истцу, в соответствии п. 8, п.п. 34, 35 Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод, необходимо предоставить соответствующий пакет документов, включая технические условия на проектирование узла учета. Поскольку получение технических условий на проектирование узла учета и перечень дальнейших действий является обязанностью истца, которую он не исполнил, полагала заявленные им требования не подлежащими удовлетворению.

Выслушав пояснения истца и представителя ответчика, исследовав представленные доказательства по делу в их совокупности, и дав им оценку в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.

Как установлено судом, < Дата > между МП КХ «Водоканал» городского округа «Город Калининград» (организация водопроводно-канализационного хозяйства) и ФИО1 (абонент) был заключен договор холодного водоснабжения и водоотведения, по условиям которого организация, в том числе обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения холодную (питьевую) воду. Абонент в свою очередь обязался оплачивать холодную воду установленного качества в объёме, определенном настоящим договором.

Подача холодной воды и приёма точных вод осуществляется на объекте – нежилом помещении – Салон красоты, расположенном по < адрес >.

Для учета объёмов поданной абоненту холодной воды и объёма принятых сточных вод стороны используют приборы учёта, если иное не предусмотрено Правилами организации коммерческого учёта воды, сточных вод, утвержденными постановлением Правительства РФ от 04.09.2013 № 776.

Из приложения к договору от < Дата > следует, что при заключении договора определено для учета объёмов поданной абоненту холодной воды и объёма принятых сточных вод применять показания прибора учёта СВ-15Х . Дата очередной поверки определена - < Дата >.

В сентябре 2019 года прибор учета, находящийся в принадлежащем истцу нежилом помещении по < адрес > перестал работать, о чем < Дата > в МП КХ «Водоканал» городского округа «Город Калининград» истцом было направлено уведомление, принятое ответчиком, согласно ответу от < Дата > за исх , к сведению, данное обстоятельство последним было зафиксировано. В названном ответе был разъяснен порядок устранения выявленной неисправности (осуществления ремонта) в течение 60 дней со дня выхода узла учета или прибора учета из строя – п. 50 Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденных постановлением Правительства от < Дата >, а также предусмотренный названными правилами порядок допуска узла учета к эксплуатации, предусматривающий предоставление ответчику заявки с полным пакетом документов, включая копию проектной документации на оборудование узла учета, технические условия на подключение.

< Дата > (вх. -н) от истца, не согласившегося с приведенными выше требованиями, в адрес ответчика поступила претензия с указанием на готовность истца подать заявку на ввод прибора учета в эксплуатацию после его замены, в соответствии со ст. 81 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354.

В ответ на поступившую претензию Государственным предприятием Калининградской области «Водоканал» ФИО1 был дан ответ от < Дата >, в котором разъяснено, что функция исполнителя коммунальных услуг, предусмотренная Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденная постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» не может быть реализована в отношении собственника нежилого помещения. Истцу вновь было разъяснена необходимость в соответствии с порядком, предусмотренным Правилами организации коммерческого учёта воды, сточных вод, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2013 № 776, представить предусмотренный п.п. 34, 35 пакет документов.

Истец, полагая требования ответчика о предоставлении дополнительной документации незаконными, ссылается на то, что на правоотношения между истцом и ответчиком распространяют своё действие Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённые постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, которыми предоставление указанных ответчиком документов не предусмотрено, в связи с чем документы им предоставлены не были.

Суд не может согласиться с такой позицией истца по следующим основаниям.

Основными нормативно-правовыми актами, регулирующими отношения в сфере водоснабжения и водоотведения являются Федеральный закон № 416 «О водоснабжении и водоотведении», Правила холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденные постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 644, Правила организации коммерческого учёта воды, сточных вод, утверждённые постановлением Правительства РФ от 04.09.2013 № 776 (далее – Правила от 04.09.2013 № 776), а также Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».

Правила от 04.09.2013 № 776 определяют порядок коммерческого учета воды, сточных вод с использованием приборов учета, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в узлах учета, спроектированных и допущенных в эксплуатацию в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, или расчетным способом в целях расчета размера платы за поданную (полученную), транспортируемую воду, принятые (отведенные), транспортируемые сточные воды по договорам холодного водоснабжения, договорам горячего водоснабжения (далее - договоры водоснабжения), договорам водоотведения, единым договорам холодного водоснабжения и водоотведения, договорам по транспортировке холодной воды, договорам по транспортировке горячей воды, договорам по транспортировке сточных вод и другим договорам, заключенным с организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения.

Вопреки доводам истца применение Правил от 04.09.2013 № 776 к спорным правоотношениям определяется их характером, обозначенным в договоре от < Дата > как коммерческий.

По договору водоснабжения (водоотведения) организация, осуществляющая водоснабжение (водоотведение), обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть воду установленного качества в объеме, определенном договором (осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку и сброс в водный объект). Абонент обязан помимо прочего оплачивать принятую воду (водоотведение) по установленным тарифам. К договору о водоснабжении по общему правилу применяются положения о договоре об энергоснабжении, к договору о водоотведении - положения договора о возмездном оказании услуг, предусмотренные ГК РФ.

Установка пломб на прибор учета, входящий в состав узла учета, после ремонта и (или) замены прибора учета, его поверки производится организацией, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение (п. 51 Правил от 04.09.2013 № 776).?

На основании пп. а. п. 49 Правил от 04.09.2013 № 776 узел учета считается вышедшим из строя (неисправным) в случае неотображения приборами учета результатов измерений.

Пунктом 8 вышеуказанных Правил определено, что установка, эксплуатация, поверка, ремонт и замена узлов учета осуществляются в следующем порядке:

а) получение технических условий на проектирование узла учета;

б) проектирование узла учета и монтаж узла учета для вновь допускаемых к эксплуатации узлов учета, включая установку приборов учета;

в) допуск к эксплуатации узла учета;

г) эксплуатация узла учета, включая снятие показаний приборов учета о количестве поданной (полученной, транспортируемой) горячей воды, о принятых (отведенных, транспортируемых) сточных водах и иных показаний, предусмотренных технической документацией, отображающихся приборами учета, в том числе с использованием систем дистанционного снятия показаний (телеметрические системы), а также ведение учета о количестве и продолжительности нештатных ситуаций, возникающих в работе приборов учета узла учета;

д) поверка, ремонт и замена (при необходимости) приборов учета.

Согласно пункту 9 Правил от 04.09.2013 № 776 используемые приборы учета холодной воды, горячей воды и тепловой энергии в составе горячей воды, сточных вод должны соответствовать требованиям законодательства РФ об обеспечении единства измерений, действующим на момент ввода приборов учета в эксплуатацию.

Согласно п.п. 34, 35 Правил от 04.09.2013 № 776 допуск узла учета осуществляется организацией, осуществляющей водоснабжение и водоотведение, не позднее 15 рабочих дней со дня получения от абонента или транзитной организации заявки на допуск узла учета к эксплуатации.

К поступившей от абонента заявке прилагаются:

- заверенная абонентом или транзитной организацией копия проектной документации на оборудование узла учета;

- заверенные абонентом или транзитной организацией копии паспортов на приборы учета, входящие в состав узла учета;

- документы, подтверждающие право лица на подписание заявки и (или) подачу заявки от имени абонента или транзитной организации.

Таким образом, поскольку, как установлено судом, замена прибора учета, который входит в состав узла учёта, в соответствии с порядком от 04.09.2013 № 776, вне зависимости от размещения действующего у истца узла учета с установленным прибором учета по отношению в общедомовому прибору учета холодного водоснабжения, требует предоставление определенного пакета документов, который ответчиком предоставлен не был, оснований к обязанию организации осуществить опломбировку прибора учёта у суда не имеется.

Ссылка истца на то, что ранее, в 2017 году при заключении договора, на основании поданного им заявления прибор учета при его переносе из подвального помещения был опломбирован и принят к коммерческому учету без дополнительных документов, не может быть принята судом во внимание в качестве основания в данном случае для обязания ответчика осуществить опломбировку прибора учета. Как следует из пояснений истца, материалов дела, индивидуальный прибор учета был самостоятельно снят им с действующего узла учета, который ранее находился в подвальном помещении, из которого был перенесен в принадлежащее ему нежилое помещение, в котором его же силами был смонтирован новый узел учета.

Как пояснила представитель ответчика и истцом не оспаривалось, прибор учета марки СВ-15Х на спорное нежилое помещение был опломбирован и введен в эксплуатацию < Дата >, для чего в < Дата > предоставление технической документации не было предусмотрено действующим законодательством. < Дата > истец обратился в МП КХ «Водоканал с заявлением о выдаче разрешения на перенос прибора учета из подвального помещения в помещение первого этажа в связи с необходимостью обеспечения более удобного места эксплуатации и замены металлических труб, подвергшихся коррозии. На основании данного заявления была произведена опломбировка водомера в связи с его переносом без предоставления технической документации, поскольку правила опломбировки приборов учета в соответствии с действующими Правилами организации коммерческого учёта воды, сточных вод, утверждёнными постановлением Правительства РФ от 04.09.2013 № 776 применяются с 29.06.2017 года.

С учетом изложенного, не подлежит удовлетворению и требование ФИО1 о признании необоснованным применение к расчёту оплаты за услугу расчётного способа.

Согласно пункту 14 Правил от 04.09.2013 № 776 коммерческий учёт воды осуществляется расчетным способом в следующих случаях: при отсутствии прибора учета, в том числе в случае самовольного присоединения и (или) пользования централизованными системами водоснабжения; в случае неисправности прибора учета; при нарушении в течение более 6 месяцев сроков представления показаний прибора учета, являющегося собственностью абонента или транзитной организации, за исключением случаев предварительного уведомления абонентом или транзитной организацией организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, о временном прекращении потребления воды.

Исходя из установленных обстоятельств, когда прибор учёта в нежилом помещении вышел из строя и надлежащим образом не допущен к эксплуатации, применение расчётного способа организацией является законным и обоснованным.

Поскольку порядок замены прибора учёта регламентирован Правилами организации коммерческого учёта воды, сточных вод, утверждённых постановлением Правительства РФ от 04.09.2013 № 776, включение в условия договора описание указанной процедуры, как того требует истец, определяется соглашением сторон. А учитывая, что данное условие существенным для договора не является, обязание к его включению судом приведет к нарушению принципа свободы договора, в связи с чем данное требование суд полагает не подлежащим удовлетворению. Также не подлежат удовлетворению и требования последнего о взыскании с ответчика компенсации морального вреда, судебных издержек, являющиеся производными от требований о понуждении к исполнению обязательств по договору, к согласованному изменению договора, о признании требований к оплате услуги «расчетным» путем необоснованным, в удовлетворении которых судом отказано.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

ФИО1 в удовлетворении исковых требований к Государственному предприятию Калининградской области «Водоканал» о понуждении к исполнению обязательств по договору, к согласованному изменению договора, о признании требований к оплате услуги «расчетным» путем необоснованным, взыскании компенсации морального вреда, расходов по уплате государственной пошлины – отказать.

Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Центральный районный суд г. Калининграда в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Мотивированное решение составлено в окончательной форме 23.04.2021.

Судья: подпись