ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-247/2022 от 19.07.2022 Североуральского городского суда (Свердловская область)

УИД 66RS0050-01-2022-000288-75

Дело № 2-247/2022 Мотивированное решение изготовлено 26.07.2022

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Североуральск 19 июля 2022 года

Североуральский городской суд Свердловской области в составе председательствующего Лещенко Ю.О.,

при секретаре судебного заседания Голуб Н.С.,

с участием истца Ореховой В.Ф.,

рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску Ореховой В. Ф. к муниципальному унитарному предприятию «Комэнергоресурс» об уменьшении стоимости работ, перерасчете коммунальных услуг, взыскании денежных сумм,

У С Т А Н О В И Л:

Орехова В.Ф. обратилась в Североуральский городской суд с вышеуказанным иском к МУП «Комэнергоресурс», указав, что между собственниками многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> и МУП «Комэнергоресурс» 23.12.2016 года заключен договор на установку коллективного (общедомового) прибора учета.

Согласно п.п. 1.1. п.1 Договора, в целях обеспечения учета коммунального ресурса (тепловой энергии, теплоносителя, холодной воды), Исполнитель обязуется на основании протокола общего собрания собственников многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, и заявке Заказчика осуществить разработку проектной, сметной документации и установку ОДПУ, а Заказчик обязуется принять и оплатить эти работы. Таким образом, предметом договора является выполнение работ по установке ОДПУ и подготовке проектной и сметной документации (комплекс работ). Срок выполнения работ по установке ОДПУ установлен п. 1.5 Договора и составляет 60 дней с момента его подписания. Срок разработки проектной, сметной документации не установлен.

При этом, учитывая, что обычно проектная и сметная документация подготавливается до работ по установке ОДПУ, то полагает, что срок на составление проектной и сметной документации не превышает 60 дней с момента подписания договора.

В установленные сроки проектная и сметная документация не подготовлена. Обусловленные предметом договора работы не выполнены.

Цена работ определена в п.5 Договора и составляет 15 000 руб. за изготовление проектной документации и 2 742 руб. за изготовление локального сметного расчета. Окончательная стоимость работ по договору подлежит определению Дополнительным соглашением. Дополнительным соглашением стоимость работ не определялась.

Приблизительная стоимость аналогичных работ по установке ОДПУ в Свердловской области составляет 290 000 рублей.

На основании ст. 10 Закона РФ от 07.02.1992г «О защите прав потребителей» исполнитель обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах, обеспечивающую возможность их правильного выбора.

В нарушение данной нормы заблаговременную цену работ по установке ОДПУ как истцу, так и другим собственникам МКД МУП «Комэнергоресурс» не сообщило. Согласно указанного закона на выполнение работ предусмотренной договором о выполнении работы может быть составлена твердая или приблизительная смета. Составление такой сметы по требованию потребителя или исполнителя обязательно. Исполнитель не вправе требовать увеличения твердой сметы, а потребитель - ее уменьшения, в том числе в случае, когда в момент заключения договора исключалась возможность предусмотреть полный объем подлежащих выполнению работ или необходимых для этого расходов. Исполнитель имеет право требовать увеличения твердой сметы при существенном возрастании стоимости материалов и оборудования, предоставляемых исполнителем, а также оказываемых ему третьими лицами услуг, которые нельзя было предусмотреть при заключении договора. При отказе потребителя выполнить это требование исполнитель вправе расторгнуть договор в судебном порядке.

Если возникла необходимость выполнения дополнительных работ и по этой причине существенного превышения приблизительной сметы, исполнитель обязан своевременно предупредить об этом потребителя. Если потребитель не дал согласие на превышение приблизительной сметы, он вправе отказаться от исполнения договора. В этом случае исполнитель может требовать от потребителя уплаты цены за выполненную работу.

Исполнитель, своевременно не предупредивший потребителя о необходимости превышения приблизительной сметы, обязан исполнить договор, сохраняя право на оплату работы в пределах приблизительной сметы. Как указывалось, выше изготовление сметы входило в предмет договора, заключенного с МУП «Комэнергоресурс». Смета до фактической установки ОДПУ собственникам для согласования и утверждения не представлялась.

Привлекая субподрядчиков путем реализации ФЗ №223 «О закупках, товарах, работ», МУП нарушило условия Договора на установку коллективного прибора учета, поскольку в данном договоре не предусмотрена возможность привлечения субподрядчиков путем реализации данного ФЗ.

Кроме того, собственники не поручали МУП приобретать ОДПУ и не изъявляли согласие не предлагаемую сумму торговой закупки.

В октябре 2020 года МУП «Комэнергоресурс» предъявило собственникам к оплате квитанции с уведомлением, что стоимость работ по установке ОДПУ, включающих подготовку сметной документации, монтажные, электромонтажные, сантехнические работы, материалы и оборудование, составила 351 404,00 руб.

В ноябре 2020 года МУП «Комэнергоресурс» предъявило собственникам к оплате квитанции с уведомлением, что стоимость работ по установке ОДПУ, включающих подготовку сметной документации, монтажные, электромонтажные, сантехнические работы, материалы и оборудование, составила в связи с обнаружением технической ошибки в тексте информации составляет - 515 298,00руб.

Исходя из предмета заключенного между МУП «Комэнергоресурс» и собственниками МКД договора об оказании услуг, спорные правоотношения подпадают в сферу правового регулирования Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей».

На основании изложенного, руководствуясь ст. 32 Закона РФ от 07.02.1992 г. № 23001 «О защите прав потребителей», истец обратилась к ответчику с претензией. До настоящего времени требования, указанные в претензии, не исполнены.

Учитывая умышленное уклонение МУП «Комэнергоресурс» от исполнения взятых на себя обязательств, полагает справедливым определить размер компенсации морального вреда в сумме 40 000 руб.

На основании изложенного просила обязать МУП «Комэнергоресурс» уменьшить стоимость работ по установке общедомового прибора учета на 225 298, руб., обязать МУП «Комэнергоресурс» произвести перерасчет платы за коммунальные у слуги в <адрес> за период с 2020 года, Взыскать с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в размер 40 000 руб., 29 000 руб. - денежные средства, оплаченные по договору оказания юридических услуг, взыскать с ответчика штраф в пользу потребителя в размере 50 % от суммы, присужденной в пользу потребителя.

В судебном заседании истец Орехова В.Ф. исковые требования поддержала в полном объеме, пояснила, что в ноябре 20165 года на общем собрании собственников помещений жилого дома по адресу <адрес> принято решение об установке общедомового прибора учета отопления, решение общего собрания было передано в управляющую компанию МУП «Управление ЖКХ» и МУП «Комэнергоресурс». Договор на установку ОДПУ был подписан 24.04.2017, цена локальной сметы в 2016 году составила 240 000 руб. Работы долгое время не велись, прибор учета установили только 01.06.2020, ввели в эксплуатацию. О стоимости работ по договору в размере 515 000 руб. собственникам стало известно только в октябре 2020 года. Со всех собственников была собрана денежная сумма на установку ОДПУ, истец заплатила 9400 руб., однако должна была заплатить 8 803 руб., эта сумма в квитанции оформлена как задолженность. Уточнила требования, считает, что ответчик должен уменьшить стоимость работ по установке ОДПУ до суммы, указанной на сайте закупок, до 366 841 руб. и произвести перерасчет платы, которую она внесла за установку ОДПУ из расчета уменьшенной цены.

Представитель ответчика МУП «Комэнергоресурс» в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, направила письменный отзыв на исковое заявление, согласно которому по результатам рассмотрения направленного в адрес МУП «Комэнергоресурс» от МУП «Управление ЖКХ» письма от 26.12.2016 № 2169 с приложением копии протокола собрания собственников помещений МКД от 23.12.2016, в котором отражено решение собственников помещений многоквартирного <адрес> установить коллективные (общедомовые) приборы учета коммунальных ресурсов в МКД, а также выбрать для осуществления установки ОДПУ МУП «Комэнергоресурс» через управляющую организацию между собственниками МКД, в лице ФИО5 (<адрес>), и МУП «Комэнергоресурс» заключен Договор на установку коллективного (общедомового) прибора учета.

С целью согласования стоимости работ по установке ОДПУ письмом от 26.06.2019 № 22-2899 в адрес представителя собственников МКД почтовым отправлением было направлено дополнительное соглашение к Договору с приложением локального сметного расчета № 2278/2018-1. Письмо получено не было, возвращено отправителю 08.08.2019. По результатам выполнения работ по установке ОДПУ с целью приемки работ собственниками письмом от 25.08.2020г. № 22-2782 в адрес представителя собственников МКД почтовым отправлением было направлено дополнительное соглашение к Договору с приложением документов по форме КС-2, КС-3. Письмо получено не было, возвращено отправителю 03.10.2020. Учитывая изложенное, МУП «Комэнергоресурс» выполнило необходимые мероприятия, направленные на согласование цены договора, приемку выполненных работ.

Между тем, в отсутствие согласия сторон по условию о цене договор считается не заключенным (постановление Пленума Верховного суда РФ от 25.12.2018г. № 49 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора»). Соответственно, все обязательства, принятые сторонами в рамках данного договора не имеют силы.

При установке ОДПУ и предъявлении собственникам к оплате понесенных затрат МУП «Комэнергоресурс» являясь организацией, которая осуществляет снабжение водой, тепловой энергией, руководствовалось нормами Федерального закона от 23.11.2009г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Единая методика установления размера трат на установку ОДПУ ресурсоснабжающими организациями отсутствует, предельный размер таких трат не установлен.

По мнению Минстроя России, изложенном в письме от 09.04.2014г. № 5792- МС/04, расходы на установку ОДПУ состоят, в том числе, из: стоимости прибора учета, расходов на разработку проектной документации на оборудование узла учета, его монтажа и пуско-наладочные работы, расходов по приему и переводу денежных средств, рассылки платежных документов и корреспонденции на оплату за установку приборов учета.

На основании изложенного, так как собственниками <адрес> не установлен ОДПУ до 01.01.2012г., МУП «Комэнергоресурс» обязано оснастить МКД ОДПУ, предъявив затраты собственникам помещений исходя из права собственности на общее имущество (п. 38.1 постановления Правительства РФ № 491 от 13.08.2006г. и ст. 37 Жилищного кодекса РФ).

Во исполнение норм действующего законодательства МУП «Комэнергоресурс» установило в доме по <адрес> ОДПУ. 01.06.2020 ОДПУ допущен в эксплуатацию. В платежном документе за октябрь 2020 года стоимость ОДПУ предъявлена к оплате собственникам.

Составленный Акт по форме КС-2 по результатам выполненных работ был составлен, в том числе, для расчета понесенных предприятием затрат. Федеральный закон от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» не содержит положений о том, что ОДПУ должен быть принят собственниками, как и не содержит положений о необходимости подтверждения понесенных затрат путем направления в адрес собственников первичных документов.

Затраты, которые МУП «Комэнергоресурс» понесло при установке ОДПУ, подтверждаются результатами открытого конкурса, проведенного в рамках Федерального закона от 18.07.2011г. № 223-ФЭ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», заключенным договором подряда № 75-2230К от 24.09.2019г. на производство работ и выставленными в рамках данного договора счетами-фактурами. На портале госзакупок размещены и договор, и первичные документы.

Затраты, которые МУП «Комэнергоресурс» понесло при поверке ОДПУ, подтверждаются результатами закупки у единственного поставщика, проведенной в рамках Федерального закона от 18.07.2011г. № 22Э-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», заключенным договором подряда № 117-223Е от 20.04.2020 на производство работ и выставленными в рамках данного договора счетами-фактурами. На портале http://zakupki.gov.ru и размещены и договор, и первичные документы.

Учитывая применение субподрядчиком упрощенной системы налогообложения, а МУП «Комэнергоресурс» - общей системы налогообложения, перед сдачей собственникам на сумму затрат начислено НДС 20 %, а также исключены коэффициенты НР (накладных расходов) и СП (сметной прибыли).

В соответствии с частью 8 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» действия по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов вправе осуществлять лица, отвечающие требованиям, установленным законодательством Российской Федерации для осуществления таких действий. Поскольку деятельность по установке, ремонту и обслуживанию приборов учета не является лицензируемым видом деятельности, ей может заниматься любой хозяйствующий субъект. К такому выводу пришел Верховный Суд РФ в определении от 15.04.2015 по делу № 308-КГ14- 6110.

Также Постановлением Правительства РФ от 29 июня 2016 г. № 603 в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» внесены изменения, в частности, пункт 42(1) дополнен положениями о том, что при наличии технической возможности установки коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению с учетом повышающего коэффициента.

Постановлением Правительства РФ от 27.02.2017г. № 232 пункт 42(1) был изменен, положение о предъявлении платы за отопление с учетом повышающего коэффициента исключено. Закреплено, что пункт 42(1) в редакции постановления правительства РФ от 27.02.2017г. № 232 подлежит применению к отношениям, возникшим с 01.01.2017г.

Принимая во внимание изложенные обстоятельства, начисление в 2016 году повышающего коэффициента на отопление законно и обосновано.

Общая сумма затрат, понесенных ресурсоснабжающей организацией при выполнении работ по установке ОДПУ в <адрес>, составила 515 298,00 руб.

Между тем, МУП «Комэнергоресурс» пошло навстречу собственникам помещений указанного МКД и, рассмотрев заявление от 20.11.2020г., полученное МУП «Комэнергоресурс» 20.11.2020 входящий №4392, в ноябре 2020 года дало поручение Агенту произвести зачет в оплату за услугу «Установка ОДПУ» оплаченную собственниками сумму повышающего коэффициента на отопление, начисленную за период с 16.09.2016 по 30.11.2016, действия отражены в платежном документе за декабрь 2020 года.

Таким образом, окончательная сумма компенсации за установку ОДПУ, подлежащая оплате каждым собственником, уменьшена.

Общая сумма повышающего коэффициента на отопление, учтенная в оплату за работы по установке ОДПУ собственникам МКД составила 169 105,33 руб.

Соответственно, стоимость работ по установке ОДПУ, подлежащая оплате собственниками помещений МКД № 26 по улице Маяковского города Североуральска, составила 346 192,67 руб.

Принимая во внимание изложенные обстоятельства, возражают против удовлетворения заявленных истцом требований.

Требование истца обязать МУП «Комэнергоресурс» уменьшить стоимость работ по установке ОДПУ на 225 298,0 руб. (515 298,00 руб. - 290 000,0 руб.)» не имеет основании для удовлетворения. Установка ОДПУ в <адрес> произведена не на основании договора подряда (выполнения работ / оказания услуг), а во исполнение Федеральный закон от 23.11.2009г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», затраты, понесенные предприятием при установке ОДПУ. подтверждены заключенными с субподрядчиком договорами на производство работ, актами выполненных работ и выставленными в рамках данных договоров счетами- фактурами.

Между тем, учитывая положения пунктов 2, 5-8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. постановлением Правительства РФ от 13.08.2006г. № 491, ОДПУ воды, тепла входят в состав общедомового (общего) имущества.

Принимая во внимание данные обстоятельства, при отсутствии протокола общего собрания собственников многоквартирного <адрес> о наделении Ореховой В.Ф. полномочиями представлять интересы собственников дома в вопросе установления стоимости установки ОДПУ, требование истца об уменьшении стоимости установки ОДПУ не правомочно и не может быть удовлетворено.

В то же время, большинство собственников произвело оплату стоимости работ по установке ОДПУ в полном объеме, тем самым приняв результаты работ в полном объеме и согласившись с их стоимостью (подтверждающая данный факт оборотная ведомость приложена).

Требование истца обязать МУП «Комэнергоресурс» произвести перерасчет за коммунальные услуги в <адрес>, расположенной по адресу <адрес> за период с 2020 года не имеет оснований для удовлетворения в связи со следующим.

Начисления коммунальных услуг по отоплению, холодному и горячему водоснабжению и водоотведению в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. постановлением Правительства РФ от 06.05.2011г. № 354 (далее - «Правила»).

Размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, предоставленную потребителю в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным прибором учета (ИПУ), определяется в соответствии с формулами 4 и 4(1) приложения № 2 к Правилам исходя из норматива потребления соответствующей коммунальной услуги.

При отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальных услуг рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения (ч. 56.2. Правил).

Размер же платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном ИПУ, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой 1 приложения № 2 к Правилам исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период.

Вопрос перерасчета платы за коммунальные услуги регламентируется Правилами: при временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, при отсутствии потребителя в жилом помещении, не оборудованном ИПУ в связи с отсутствием технической возможности его установки, осуществляется перерасчет размера платы за предоставленную потребителю в таком помещении коммунальную услугу, за исключением коммунальных услуг по отоплению, электроснабжению и газоснабжению на цели отопления помещений (п. 86); перерасчет размера платы за коммунальные услуги производится на основании заявления потребителя с приложением подтверждающих документов, поданного до начала периода временного отсутствия потребителя или не позднее 30 дней после окончания периода временного отсутствия потребителя (п. 91).

Перерасчет платы за отопление не производится (п. 86 Правил).

ОДПУ тепловой энергии установлен в МКД по <адрес>. Начисление платы за услугу «отопление» собственникам (нанимателям) помещений МКД производится, исходя из объема потребленной за расчетный период в многоквартирном доме тепловой энергии, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, и тарифа на тепловую энергию, установленного Региональной энергетической комиссией Свердловской области.

Объем потребленной тепловой энергии определяется исходя из посуточных записей показаний приборов учета, регистрирующих параметры тепловой энергии.

В помещении <адрес> установлены индивидуальные приборы учета горячего и холодного водоснабжения: ИПУ ГВС установлен 01.12.2016г., срок поверки 03.11.2022г., ИПУ ХВС установлен 01.02.2019г., срок поверки 01.11.2024г. Начисления производятся исходя из показаний ИПУ. Показания ИПУ данной квартиры передаются ежемесячно. Соответственно, основания для перерасчета отсутствуют.

Требование истца о взыскании с ответчика 29 000 руб. – денежных средств, уплаченных по договору оказания юридических услуг, не подлежит удовлетворению, так как истцом к исковому заявлению приложена копия договора оказания юридических услуг, который содержит в качестве приложения Заказ на оказание юридических услуг № 12105 от 21.05.2021. предметом заказа является юридическое сопровождение процедуры возврата денежных средств по договору № 22022101 от 22.01.2021, что не имеет никакого отношения к предмету иска, так как иск связан со стоимостью ОДПУ, перерасчетом коммунальных услуг. Также в Заказе на оказание юридических услуг определены наименования услуг, которые не имеют связи с составлением искового заявления к МУП «Комэнергоресурс»: составление претензии, искового заявления к ООО «ЛиглХаб» и представительство в суде первой инстанции по спору между заказчиком и ООО «ЛиглХаб». Документы, подтверждающие выполнение поименованных услуг, в материалах дела отсутствуют, часть поименных услуг на момент подачи иска фактически не могло быть исполнено. Следовательно, факт несения расходов, а также связь между указанными истцом издержками не доказано.

Требование о взыскании компенсации морального вреда в размере 40 000 руб. не подлежит удовлетворению, так как истцом не предоставлены доказательства причинения действиями ответчика каких-либо нравственных и физических страданий, как и не доказан сам факт нарушения прав потребителя.

Также не подлежат удовлетворению требования о взыскании штрафа в пользу потребителя. Просили в удовлетворении исковых требований ореховой В.Ф. отказать в полном объеме.

Представитель третьего лица АО «Расчетный центр Урала» в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, об уважительных причинах неявки не сообщил.

С учетом мнения истца суд определил рассмотреть дело при данной явке.

Заслушав истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что истец Орехова В.Ф. является собственником квартиры по адресу <адрес>

23.12.2016 года общим собранием собственников помещений жилого дома по указанному адресу принято решение об установке общедомового прибора учета на отопление, горячую и холодную воду. Для осуществления установки прибора учета общим собранием выбрана организация - МУП «Комэнергоресурс». Решение общего собрания направлено в управляющую компанию МУП «Управление ЖКХ».

МУП «Управление ЖКХ», в свою очередь, 26.12.2016 направило протокол общего собрания собственников в МУП «Комэнергоресурс» для заключения договора на установку ОДПУ.

На основании данного решения 23.12.2016 между МУП «Комэнергоресурс» и уполномоченным собственником ФИО5 подписан договор на осуществление разработки проектной, сметной документации и установки ОДПУ. Договором определена стоимость изготовления проектной и сметной документации в размере 15 000 руб. и 2 742 руб. соответственно, стоимость работ должна определяться локальным сметным расчетом. Оплата стоимости работ определена единовременным платежом собственниками, исходя из их доли в праве общей собственности на общее имущество Срок проведения работ определен в 60 дней с момента подписания договора.

26.06.2019 МУП «Комэнергоресурс» направило уполномоченному собственнику ФИО5 дополнительное соглашение к договору от 23.12.2016 с приложением локального сметного расчета с предложением подписать дополнительное соглашение и вернуть в МУП «Комэнергоресурс». На уведомлении стоит отметка, что ФИО5 28.06.2019 данное уведомление забрать отказалась, направлено почтой. Конверт возвращен отправителю за стечением срока хранения.

25.08.2019 МУП «Комэнергоресурс» повторно направило ФИО5 уведомление о заключении дополнительного соглашения, почтовое отправление возвращено отправителю.

В октябре 2020 года МУП «Комэнергоресурс» направила собственникам многоквартирного дома по адресу <адрес> уведомление о том, что стоимость работ по установке ОДПУ, включающих подготовку сметной документации, монтажные, электромонтажные, сантехнические работы, материалы и оборудование составила 351 404,00 руб.

В ноябре 2020 года МУП «Комэнергоресурс» направило собственникам уведомление о том, что в связи с технической ошибкой к тексте предыдущей информации, опубликованной в квитанции за октябрь 2020, уточняют, что стоимость работ по установке ОДПУ, включающих подготовку сметной документации, монтажные, электромонтажные, сантехнические работы, материалы и оборудование составляет 515 298,00 руб.

Согласно акту приемки выполненных работ за май 2020, стоимость работ по установке узла коммерческого учета тепловой энергии, горячего и холодного водоснабжения составила 497 556 руб. 01.06.2020 подписан акт допуска в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета. На основании указанного акта собственникам квартир в соответствии с долей в праве на общедомовую собственность насчитана плата за установку ОДПУ. Для <адрес>, находящейся в собственности ореховой В.Ф. плата составила 8 883,93 руб., оплата разделена на период с 01.01.2020 по 01.09.2021.

Протоколом общего собрания собственников помещений многоквартирного дома представителем интересов собственников многоквартирного дома в вопросе установления стоимости ОДПУ выбрана Орехова В.Ф.

На заявление Ореховой В.Ф. МУП «Комэнергоресурс» направило ответ с разъяснениями по вопросу начисления платы за установку ОДПУ, согласно которому доля Ореховой В.Ф. в праве собственности на общее имущество в многоквартирном доме составляет 58,9 кв.м., площадь жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме по <адрес> составляет 3 416,4 кв.м., общая сумма затрат на выполнение работ по установке ОДПУ составила 515 298,00 руб. оплата собственника <адрес>Ореховой В.Ф. за установку ОДПУ составила 8 88383 руб. (из расчета 515 298,00/ 3 416,40 х58.9). В оплату за данную услугу зачтена сумма повышающего коэффициента за отопление, начисленная за период с 16.06.2016 по 31.11.2016, все отражено в платежном документе за декабрь 2020 года.

Согласно ч. 1 ст. 37 Жилищного кодекса Российской Федерации доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения.

Собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника (ч. ч. 1, 2 ст. 39 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с ч. 1 ст. 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения.

В соответствии со ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.

В силу ч. 4 ст. 12 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в целях повышения уровня энергосбережения в жилищном фонде и его энергетической эффективности в перечень требований к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются требования о проведении мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности многоквартирного дома. Лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, обязано проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев проведения указанных мероприятий ранее и сохранения результатов их проведения.

Частью 5 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что собственники жилых домов, за исключением указанных в ч. 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию до 01.07.2012. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии.

Пунктом 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила), предусмотрено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в состоянии, обеспечивающем, в том числе, соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.

Согласно пп. "и", "к" п. 11 Правил, содержание общего имущества включает в себя проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий; обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).

В силу п. 38(1) Правил, в случае если собственники помещений в многоквартирном доме до 01.01.2013 не обеспечили оснащение такого дома коллективным (общедомовым) прибором учета используемого коммунального ресурса и при этом в соответствии с ч. 12 ст. 13 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" был установлен коллективный (общедомовой) прибор учета, собственники помещений обязаны оплатить расходы на установку такого прибора учета на основании счетов и в размере, указанных в абзаце втором настоящего пункта, за исключением случаев, когда такие расходы были учтены в составе платы за содержание и ремонт жилого помещения и (или) в составе установленных для членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества.

Счета на оплату расходов на установку коллективного (общедомового) прибора учета с указанием общего размера расходов на установку такого прибора учета и доли расходов на установку такого прибора учета, бремя которых несет собственник помещения, выставляются собственникам помещений организацией, осуществившей в соответствии с ч. 12 ст. 13 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установку коллективного (общедомового) прибора учета. Доля расходов на установку коллективного (общедомового) прибора учета, бремя которых несет собственник помещения, определяется исходя из его доли в праве общей собственности на общее имущество.

При несогласии с указанным в счете размером расходов на установку коллективного (общедомового) прибора учета и (или) отнесенной на него долей расходов собственник помещения вправе обратиться в организацию, осуществившую установку такого прибора учета и выставившую счет, с разногласиями, а при неурегулировании разногласий вправе обжаловать выставленный счет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Граждане - собственники помещений в многоквартирном доме производят оплату выставленных счетов в соответствии с ч. 12 ст. 13 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Таким образом, указанные правовые нормы устанавливают обязанность собственников помещений многоквартирного жилого дома оплачивать расходы по установке общедомовых приборов учета, а также право обжаловать выставленный счет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Для исполнения обязанности по установке ОДПУ в многоквартирном доме по <адрес> МУП «Комэнергоресурс» на сайте http://zakupki.gov.ru разметило конкурсную документацию, стоимость работ, согласно разделу IV по дому <адрес> составляет 349 099,20 руб. согласно протоколу результатов оценки заявок и подведения итогов в открытом конкурсе, конкурс признан несостоявшимся, поскольку единственным участником, подавшим заявку являлся ООО «Ритм+», комиссией рекомендовано заключить договор с единственным участником, подавшим заявку.

Извещение о закупке у единственного поставщика также размещено на сайте госзакупок.

24.09.2019 между МУП «Комэнергоресурс» и ООО «Ритм+» был заключен договор подряда № 75-223ОК, предмет договора- выполнение работ по установке узлов коммерческого учета ХВС, тепловой энергии и теплоносителя, в том числе по адресу <адрес>. Общая стоимость работ по договору составила 1 529 000 руб. без НДС, по дому <адрес> 349 099,20 руб.

20.04.2020 между МУП «Комэнергоресурс» и ООО «Ритм+» заключен договор подряда № 17-223Е на выполнение пусконаладочных работ узлов коммерческого учета, стоимость работ по договору составила 242 480 руб.

Всего стоимость работ по договорам от 24.09.20219 и 20.04.2020 составила 515 298 руб. ( 497 556 руб.- стоимость работ по установке узла коммерческого учета тепловой энергии, горячего и холодного водоснабжения + 15 000 руб. за изготовление проектной документации + 2 742 руб. за изготовление локального сметного расчета), оплата по договорам подтверждается представленными платежными поручениями, а также актом зачета встречных однородных требований от 13.08.2020.

Постановлением Правительства РФ от 29 июня 2016 г. № 603 в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» внесены изменения, в частности, пункт 42(1) дополнен положениями о том, что при наличии технической возможности установки коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению с учетом повышающего коэффициента.

Постановлением Правительства РФ от 27.02.2017г. № 232 пункт 42(1) был изменен, положение о предъявлении платы за отопление с учетом повышающего коэффициента исключено. Закреплено, что пункт 42(1) в редакции постановления правительства РФ от 27.02.2017г. № 232 подлежит применению к отношениям, возникшим с 01.01.2017г.

Принимая во внимание, что с момента вынесения решения общим собранием собственников об установке прибора учета в многоквартирном доме по <адрес> имелась техническая возможность установку ОДПУ, начисление в 2016 году повышающего коэффициента на отопление произведено законно и обосновано.

Выражая несогласие с предъявленной суммой расходов, истец Орехова В.Ф.. не обжаловала выставленный счет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а оплачивала жилищно-коммунальные услуги с учетом выставленной суммы.

Согласно выписке по лицевому счету открытому на имя Ореховой В.Ф. в октябре 2020 года истцу предъявлено к оплате за установку общедомового прибора учета 8 883,93 руб., исходя из доли истца в праве общей собственности на общее имущество дома. Из выписки также следует, что в период с 01.1.2020 по 01.09.2021 истец Орехова В.Ф. оплатила начисленную сумму, которая учитывалась в строке «обслуживание общедомового прибора учета».

Кроме того, из выписки по лицевому счету Ореховой В.Ф. следует, что истцу в декабре 2020 года произведен перерасчет платы повышающего коэффициента на отопление в размере 3 356,78 руб.

Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что действия МУП «Комэнергоресурс» по установке общедомовых приборов учета по адресу <адрес> являются законными.

После заключения договора от 23.12.2016 года стороны не пришли к соглашению по вопросу стоимости работ по установке ОДПУ, в связи с чем ресурсоснабжающая организация МУП «Комэнергоресурс» была вынуждена установить ОДПУ за свой чет с распределением расходов на всех собственников помещений многоквартирного дома.

В связи с этим у собственников жилых помещений в доме возникла обязанность по возмещению управляющей организации понесенных расходов.

Проверяя доводы истца о завышенном и необоснованном расчете платежей за установку ОДПУ, суд приходит к выводу, что данные затраты в общей сумме 515 298 являются обоснованными, подтверждаются представленными договорами, актами выполненных работ и платежными документами. Доказательств того, что аналогичные работы имеют меньшую стоимость, истцом не представлено.

Таким образом, не установив законных оснований для изменения расчета платы за услугу по установке ОДПУ в сторону уменьшения, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований Ореховой В.Ф. о снижении размера платы за услугу установки ОДПУ.

Также, поскольку перерасчет платы за повышающий коэффициент по отоплению истцу произведен в декабре 2020 года, исковые требования в данной части удовлетворению не подлежат.

В связи с отказом в удовлетворении основного требования у суда также не имеется оснований для удовлетворения производных требований о компенсации морального вреда и штрафа, а также о взыскании судебных расходов.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Ореховой В. Ф. к муниципальному унитарному предприятию «Комэнергоресурс» об уменьшении стоимости работ, перерасчете коммунальных услуг, взыскании денежных сумм оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Свердловский областной суд через Североуральский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья подпись Ю.О. Лещенко

Копия верна

Судья Ю.О. Лещенко