Дело № 2-247/2023
УИД: 47RS0010-01-2023-000130-56
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. ФИО1 02 августа 2023 года
Лодейнопольский городской суд Ленинградской области в составе председательствующего судьи Тимофеевой И.А.,
при помощнике судьи Матвеевой Ж.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску СПб ГКУ «Городской информационно-расчетный центр» к ФИО2 о взыскании необоснованно полученного пособия,
установил:
СПб ГКУ «Городской информационно-расчетный центр» обратился в суд к ФИО2, в котором просил суд взыскать с ответчика неосновательно полученное ежемесячное пособие на ребенка в возрасте от рождения до 1,5 лет в размере 52`818,75 рублей.
В обоснование заявленных требований истец указал, что ответчику на основании личного заявления от 06 октября 2018 года было назначено ежемесячное пособие на ребенка в возрасте от рождения до 1,5 лет – сына ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, по Закону Санкт-Петербурга от 22 ноября 2011 года №728-132 «Социальный кодекс Санкт-Петербурга» с 04 сентября 2018 года по 31 марта 2020 года. В ходе внутренней проверки было установлено, что ответчик с 13 марта 2019 года снят с регистрационного учета в Санкт-Петербурге по адресу: <адрес>, в связи с чем в Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение «Городской информационно-расчетный центр» Фрунзенского района поступило Распоряжение о прекращении выплаты пособия с 01 апреля 2019 года, в результате чего образовалась переплата в сумме 54`135 рублей за период с 01 апреля 2019 года по 31 марта 2020 года. Поступил возврат денежных средств в сумме 1`316,25 рублей, остаток невыплаты составляет 52`818,75 рублей.
Истец СПб ГКУ «Городской информационно-расчетный центр» надлежащим образом уведомлен о месте и времени слушания по делу, в суде своего представителя не направил, просил рассматривать дело без их участия.
Ответчик ФИО2 надлежащим образом уведомлен о месте и времени слушания по делу, в судебное заседание не явился.
Суд, с учетом требований ст.167 ГПК РФ, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Исследовав материалы, имеющиеся в деле, суд приходит к следующему.
Согласно ч.2 ст.1 ФЗ от 29 декабря 2006 года №256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут устанавливать дополнительные меры поддержки семей, имеющих детей, за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Отношения, связанные с реализацией полномочий Санкт-Петербурга в сфере предоставления социальной поддержки и оказания социальной помощи населению Санкт-Петербурга, а также иные связанные с ними отношения, регулируются Социальным кодексом Санкт-Петербурга.
По смыслу положений ст.2 Социального кодекса Санкт-Петербурга гражданином признается гражданин Российской Федерации, имеющий место жительства или место пребывания в Санкт-Петербурге, гражданин без определенного места жительства в случаях, прямо предусмотренных настоящим Кодексом.
Исходя из содержания п.1 ст.17 и пп.1 п.1 ст.18 Социального кодекса Санкт-Петербурга меры социальной поддержки в виде ежемесячного пособия на ребенка в возрасте от рождения до полутора лет на приобретение товаров детского ассортимента и продуктов детского питания предоставляются семьям, в которых ребенок (дети) и один или оба родителя являются гражданами, имеющими место жительства или место пребывания в Санкт-Петербурге.
Порядок предоставления мер социальной поддержки и дополнительных мер социальной поддержки семьям, имеющим детей, в соответствии с Социальным кодексом Санкт-Петербурга за счет средств бюджета Санкт-Петербурга установлен в Приложении №1 к постановлению Правительства Санкт-Петербурга от 22 мая 2013 года №343 «О реализации главы 5 «Социальная поддержка семей, имеющих детей» Закона Санкт-Петербурга «Социальный кодекс Санкт-Петербурга».
В пункте 2.1 вышеуказанного Порядка установлено, что меры социальной поддержки и дополнительные меры социальной поддержки предоставляются на основании заявления о предоставлении меры социальной поддержки (дополнительной меры социальной поддержки) семье, имеющей детей, по форме, утвержденной Комитетом по социальной политике Санкт-Петербурга, направленного одним из законных представителей в администрацию района Санкт-Петербурга по месту жительства или по месту пребывания заявителя.
Разделом 3 Порядка определен перечень документов, необходимых для назначения мер социальной поддержки и дополнительных мер социальной поддержки семьям, имеющим детей, среди которых, среди прочего, поименованы следующие документы:
Документ, удостоверяющий личность заявителя (паспорт гражданина (законных представителей) Российской Федерации или временное удостоверение личности, выданное на период его замены);
Документы, содержащие данные органов регистрационного учета заявителя и ребенка (детей), в случае отсутствия указанных сведений в Информационной городской базе данных «Население. Жилой фонд» (справка о регистрации по месту жительства граждан (форма 9), свидетельство о регистрации по месту жительства (форма 8), свидетельство о регистрации по месту пребывания (форма 3) или решение суда об установлении места жительства или места пребывания);
Документы, подтверждающие наличие в семье детей: свидетельство о рождении ребенка (детей);
Справка из субъектов Российской Федерации, где законные представители (один из законных представителей) и ребенок имеют постоянную регистрацию по месту жительства, о неполучении аналогичных выплат по месту их постоянной регистрации (в случае если ребенок с законными представителями или с одним из законных представителей имеют регистрацию в Санкт-Петербурге по месту пребывания).
При этом, согласно пункту 2.1 Порядка, администрация района Санкт-Петербурга принимает заявление при отсутствии документов в случае, если соответствующие сведения содержатся в автоматизированной информационной системе «Электронный социальный регистр населения Санкт-Петербурга», государственной информационной системе Санкт-Петербурга «Городской реестр социальной защиты» и других государственных информационных ресурсах Санкт-Петербурга. Сведения из указанных информационных ресурсов Санкт-Петербурга приобщаются к заявлению.
Меры социальной поддержки назначаются и выплачиваются гражданам, имеющим место пребывания в Санкт-Петербурге, в случае если им аналогичные меры не выплачиваются на территории другого субъекта Российской Федерации, в котором указанные граждане зарегистрированы по месту жительства (п.1.4 Порядка).
Получатели мер социальной поддержки и дополнительных мер социальной поддержки семьям, имеющим детей, обязаны в течение десяти рабочих дней извещать органы, осуществляющие назначение и выплату мер социальной поддержки и дополнительных мер социальной поддержки семьям, имеющим детей, о наступлении обстоятельств, влекущих изменение размеров пособий, и несут ответственность за достоверность и полноту сведений, представленных для назначения мер социальной поддержки и дополнительных мер социальной поддержки семьям, имеющим детей (п.2.9 Порядка).
Пунктом 2.11 Порядка предусмотрено прекращение предоставления мер социальной поддержки и дополнительных мер социальной поддержки семей, имеющих детей, в частности, в случае утраты получателем права на получение мер социальной поддержки и дополнительных мер социальной поддержки семьям, имеющим детей - с 1 числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили соответствующие обстоятельства.
В случае установления факта необоснованной (излишней) выплаты сумм мер социальной поддержки и дополнительных мер социальной поддержки семьям, имеющим детей, администрация района Санкт-Петербурга в течение пяти рабочих дней принимает решение о возврате необоснованно (излишне) выплаченных сумм мер социальной поддержки и дополнительных мер социальной поддержки семьям, имеющим (п.2.13 Порядка).
Пунктом 3 ст.17 Социального кодекса Санкт-Петербурга установлено, что дополнительные меры социальной поддержки, предусмотренные подпунктами 1, 1-1 и 2 пункта 1, пунктом 4 статьи 19 настоящего Кодекса, предоставляются семьям, в которых ребенок (дети) и один или оба родителя являются гражданами, имеющими место жительства в Санкт-Петербурге.
Место жительства и место пребывания гражданина или иного лица устанавливаются на основании данных органов регистрационного учета либо на основании решения суда (п.4 ст.4 Социального кодекса СПб).
Судом установлено и из материалов дела следует, что 06 октября 2018 года ФИО2 обратился в администрацию Фрунзенского района Санкт-Петербурга с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки и дополнительных мер социальной поддержки семьям, имеющим детей, в соответствии с которым просил назначить ему ежемесячное пособие на ребенка в возрасте от рождения до полутора лет на приобретение товаров детского ассортимента и продуктов детского питания.
При подаче заявления ФИО2 обязался письменно сообщить в администрацию Фрунзенского района Санкт-Петербурга в СПб ГКУ «Многофункциональный центр предоставления государственных услуг» о наступлении обстоятельств, влекущих прекращение выплаты ежемесячных пособий, компенсационных выплат, ежемесячных социальных выплат или изменение из размеров в течение десяти рабочих дней с даты наступления соответствующих обстоятельств.
09 октября 2018 года распоряжением администрации Фрунзенского района Санкт-Петербурга гражданину ФИО2 предоставлены меры социальной поддержки в виде ежемесячного пособия на ребенка в возрасте от рождения до полутора лет на период с 04 сентября 2018 года по 31 марта 2020 года.
На момент подачи заявления о предоставлении меры социальной поддержки в виде ежемесячного пособия на ребенка в возрасте от рождения до полутора лет на приобретение товаров детского ассортимента и продуктов детского питания ФИО2 был зарегистрирована по адресу: <адрес>.
Согласно справке о регистрации формы № от 18 марта 2020 года ФИО2 13 марта 2019 года снят с регистрационного учета по указанному адресу, в связи с переменой места жительства по адресу: <адрес>.
Из адресной справки УВМ ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области следует, что ответчик (ФИО2) с 13 марта 2019 года зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес>, <адрес>.
В связи с утратой права (переменой места жительства – отсутствие регистрации на территории Санкт-Петербурга) распоряжением администрации Фрунзенского района Санкт-Петербурга от 01 апреля 2020 года ответчику прекращены выплаты ежемесячных пособий на ребенка. и в связи с прекращением выплат пособий, сумма в размере 1`316,25 рублей была возращена на счет ГИРЦ.
Также из материалов дела следует, что сумма переплаты пособия с учетом возвращенной суммы составила 52`818,75 рублей.
Таким образом, из материалов дела следует и судом установлено, что ответчик с 13 марта 2019 года регистрации на территории Санкт-Петербурга не имеет, поскольку с указанного времени зарегистрирован по адресу постоянного места жительства по адресу: <адрес>.
Однако в нарушении действующего законодательства ФИО2 не известил своевременно СПб ГКУ «Городской информационно-расчетный центр» о снятии с регистрационного учета в Санкт-Петербурге в связи с переменой места жительства.
Таким образом, переплата пособия по уходу за ребенком от рождения до 1,5 лет произошла по вине ФИО2, который скрыл данные, влияющие на право получения пособия, в связи с чем, исковые требования СПб ГКУ «Городской информационно-расчетный центр» подлежат удовлетворению и ответчика подлежит взысканию излишне выплаченное пособие в размере 52`818,75 рублей.
Согласно ч.1 ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных ч.3 ст.96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
Согласно п.1 ст.88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
В силу ст.94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся, в том числе суммы, подлежащие выплате свидетелям, экспертам, специалистам и переводчикам.
Поскольку судом принято решение об удовлетворении исковых требований, то с ответчика в соответствии со ст.103 ГПК РФ и ст.333.19 НК РФ, поскольку истец, в силу закона освобожден от уплаты государственной пошлины, в доход бюджета Лодейнопольского района Ленинградской области также подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины в размере 1`784,56 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковое заявление СПб ГКУ «Городской информационно-расчетный центр» – удовлетворить.
Взыскать с ФИО2, <данные изъяты>, в пользу СПб ГКУ «Городской информационно-расчетный центр», ОГРН <данные изъяты>, ИНН/КПП <данные изъяты>, сумму необоснованно полученного ежемесячного пособия в размере 52`818,75 рублей.
Взыскать с ФИО2, <данные изъяты>, в доход бюджета муниципального образования Лодейнопольский муниципальный район Ленинградской области государственную пошлину в размере 1`784,56 рублей.
Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Лодейнопольский городской суд Ленинградской области в течение месяца со дня его вынесения.
Судья