Дело № 2-248
26 июня 2014 года с.Холмогоры
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Холмогорский районный суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Е.А.Лощевской, секретаря Шатовой Н.М. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Д.Е.С. к Государственному казенному учреждению Архангельской области «Центр занятости населения <адрес>» об обязании признать Д.Е.С. безработной, начислить и выплатить ей пособие по безработице.
У С Т А Н О В И Л:
Заместитель прокурора <адрес> Архангельской области обратился в суд с иском в интересах Д.Е.С. к Государственному казенному учреждению Архангельской области «Центр занятости населения <адрес>» (далее по тексту ГКУ АО «ЦЗН <адрес>») об обязании начислять и выплачивать пособие по безработице.
В обоснование иска указал, что прокуратурой района проведена проверка по обращению Д.Е.С. о нарушении ГКУ «ЦЗН <адрес>» законодательства о занятости населения, в ходе которой установлено, что Д.Е.С. ранее зарегистрированная по месту пребывания по адресу: Архангельская область, <адрес>, д. Среднепогостская, <адрес>, после окончания Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Луковецкая средняя общеобразовательная школа» муниципального образования «Холмогорский муниципальный район» Архангельской области, ДД.ММ.ГГГГ обратилась в ГКУ «ЦЗН <адрес>» с целью признания ее безработной. Однако, Д.Е.С. отказано в регистрации в статусе безработной и назначении пособия по безработице ввиду отсутствия постоянной прописки в <адрес> Архангельской области.
Отсутствие у Д.Е.С. регистрации по месту жительства при наличии временной регистрации по месту пребывания само по себе не является основанием для отказа в регистрации в качестве безработной. Такой отказ является незаконным и нарушает права Д.Е.С.
В связи с тем, что Д.Е.С. обратилась ГКУ «ЦЗН <адрес>» 28.06.2013, она должна быть признана безработной с 28.06.2013.
С ДД.ММ.ГГГГ Д.Е.С. является студентом 1 курса факультета таможенного дела очной формы обучения на бюджетной основе Санкт-Петербургского имени Б.В.Б. филиала Российской таможенной академии, проживает в <адрес>, зарегистрирована по месту пребывания по адресу: <адрес>.
То есть в случае признания ГКУ «ЦЗН <адрес>» Д.Е.С. безработной, она должна была находиться в данном статусе с ДД.ММ.ГГГГ по 31.08.2013, за указанный период ей должно быть начислено пособие по безработице.
Д.Е.С. относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Отец и мать ФИО1 лишены родительских прав решением Воркутинского городского суда Республики Коми от ДД.ММ.ГГГГ по делу № 2-474/2009.
При признании Д.Е.С. безработной в качестве дополнительной гарантии по социальной поддержке лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ГКУ «ЦЗН <адрес>» за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ должно начислить и выплатить пособие по безработице в размере уровня средней заработной платы, сложившегося в Архангельской области.
Неправомерный отказ ГКУ «ЦЗН <адрес>» в признании Д.Е.С. безработной повлек нарушение гарантированного государством права на труд и социальную защиту от безработицы, в том числе на выплату пособия по безработице.
Просят обязать Государственное казенное учреждение Архангельской области «Центр занятости населения <адрес>» начислить и выплатить Д.Е.С. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ пособие по безработице в размере уровня средней заработной платы, сложившегося в Архангельской области.
17.06.2014г. исполняющим обязанности прокурора <адрес> направлено заявление об изменении исковых требований:
Просили обязать Государственное казенное учреждение Архангельской области «Центр занятости населения <адрес>» признать Д.Е.С. безработной на период с ДД.ММ.ГГГГ по 31.08.2013.
Обязать Государственное казенное учреждение Архангельской области «Центр занятости населения <адрес>» начислить и выплатить Д.Е.С. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ пособие по безработице в размере уровня средней заработной платы, сложившегося в Архангельской области.
В ходе судебного разбирательства от заместителя прокурора <адрес> Архангельской области К.Е.В. поступило заявление об отказе от заявленных требований об обязании ГКУ АО «ЦЗН <адрес>» признать Д.Е.С. безработной в период с 28.06.2013г. по 31.08.2013г. и об обязании ответчика начислить и выплатить истцу за период с 28.06.2013г. по 31.08.2013г. пособие по безработице в размере уровня средней заработной платы, сложившегося в Архангельской области. Последствия отказа от заявленных требований, предусмотренные ст.ст. 173, 221 ГПК РФ понятны.
В соответствии с ч.2 ст.45 ГПК РФ в случае отказа прокурора от заявления, поданного в защиту законных интересов другого лица, рассмотрение дела по существу продолжается, если это лицо или его законный представитель не заявит об отказе от иска. При отказе истца от иска суд прекращает производство по делу, если это не противоречит закону или не нарушает права и законные интересы других лиц.
Судом принят отказ исполняющего обязанности прокурора <адрес> Архангельской области, от заявленных требований как не противоречащий действующему законодательству, и не нарушающий законных прав и интересов лиц, участвующих в деле и иных лиц, о чем вынесено определение.
Представитель истца Д.Е.Н., участвующая в деле на основании доверенности, на заявленных прокурором требованиях с учетом их уточнений настаивает в полном объеме, после выхода прокурора из процесса, подтвердила намерение защищать интересы своего доверителя, просила суд обязать ответчика признать Д.Е.С. безработной, начислить и выплатить ей пособие по безработице за период с 28 июня по ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель ответчика - директор ГКУ АО «ЦЗН <адрес>» Е.М.Н. в судебном заседании заявленных требования не признал, в обоснование возражений указал на то, что истец обращалась ДД.ММ.ГГГГ в центр занятости за консультацией по вопросу получения единовременного пособия детям-сиротам, ей разъяснили порядок обращения, однако документов истца после разъяснения порядка он не видел; дополнительно пояснил, что для признания гражданина безработным, он должен быть в установленном порядке до этого быть зарегистрированным в качестве лица, ищущего работу.
Заслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы, оценив все доказательства в их совокупности, суд установил:
Статья 7 Конституции Российской Федерации предусматривает, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
В соответствии с ч. 5 ст. 9 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ищущим работу впервые и зарегистрированным в органах государственной службы занятости в статусе безработного детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выплачивается пособие по безработице в течение 6 месяцев в размере уровня средней заработной платы, сложившегося в республике, крае, области, городах Москве и Санкт-Петербурге, автономной области, автономном округе.
Д.Е.С. относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющим право на получение пособия по безработице, предусмотренное с ч. 5 ст. 9 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" ( л.д. 32-34)
Как следует из ч. 1 ст. 7.1 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" к полномочию Российской Федерации, переданному для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, относится осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, в том числе пособия по безработице;
Согласно пункта 1, 2, 3 ст. 31 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" и п. 2 и п. 10 Приказа N 10н от 29.06.2012 года Министерства труда и социальной защиты РФ "Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными", пособие по безработице выплачивается гражданам, признанным в установленном порядке безработными.
Решение о назначении пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным.
Пособие по безработице начисляется гражданам с первого дня признания их безработными.
Согласно ст. ст. 3, 31 Закона РФ от 19.04.1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", п. 3 Правил регистрации безработных граждан, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 07.09.2012 года N 891, безработными признаются только граждане, которые зарегистрированы в целях поиска подходящей работы, а пособие по безработице выплачивается только гражданам, признанным в установленном порядке безработными.
Таким образом, правовое значение для признания безработным и предоставления гарантий, предусмотренных Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", для ищущих работу детей, оставшихся без попечения родителей, имеет факт поиска ими работы как лицами, находящимися в этом статусе.
Порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и требования к подбору подходящей работы устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 3 Правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы предусмотрено, что постановка на регистрационный учет осуществляется государственными учреждениями службы занятости населения при предъявлении паспорта гражданина РФ или документа, его заменяющего (для инвалидов, кроме того, индивидуальной программы реабилитации).
Анализ "Правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы", а также "Правил регистрации безработных граждан", утвержденными Постановлением Правительства РФ N 891 от 07 сентября 2012 года, свидетельствует о том, что регистрация гражданина в качестве лица, ищущего работу носит заявительный характер, при этом, гражданин должен обратиться в службу занятости, предоставив определенные документы.
Вместе с тем, из пояснений представителя истца в судебном заседании следует, что ДД.ММ.ГГГГ она вместе с внучкой Д.Е.С. приехала в Центр занятости населения в <адрес> по вопросу получения пособия по безработице, где ей пояснили, что для получения пособия необходимо заполнить заявление-анкету, а также предоставить определенные документы, также одновременно пояснили, что в настоящее время Д.Е.С. могут зарегистрировать как лицо, ищущее работу, но выплата пособия находится под вопросом, т.к. Д.Е.С. зарегистрирована в <адрес>. Инспектор центра занятости выдала заявление-анкету для заполнения, однако внучка (Д.Е.С.), расстроенная тем, что пособие могут не выдать, не заполнила его до конца, «психанула» и ушла, в связи с чем оно не было отдано работнику центра занятости. Также работнику центра занятости не были предъявлены документы, необходимые для регистрации лица, ищущего работу
В подтверждение указанному истец предоставила в суд подлинное заявление-анкету, из которого следует, что оно надлежащим образом не заполнено. (заявление в материалах дела).
ДД.ММ.ГГГГ пришли вновь в Центр занятости с вопросом о получении пособия по безработице, заявлений не заполняли, документов не предъявляли, т.к. из устной беседы поняли, что для получения пособия по безработице необходима постоянная регистрация в <адрес>. После посещения центра занятости обратились в прокуратуру района.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что надлежаще оформленного заявления о регистрации в статусе лица, ищущего работу с предъявлением необходимых документов истец в центр занятости населения не предъявляла, официального отказа от постановки на учет от ответчика не получала.
Анализ правовых норм, регулирующих вопросы признания гражданина безработным и выплаты пособия по безработице свидетельствует о том, решению о признании гражданина, безработным должна предшествовать регистрация указанного гражданина в качестве лица, ищущего работу
В исковом заявлении Д.Е.С. просила суд обязать ответчика признать ее безработной с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и начислить и выплатить за указанный период пособие по безработице в размере уровня средней заработной платы, сложившейся в Архангельской области, свои требования отказом в постановке на учет в целях поиска подходящей работы она не обосновывала, обязать ответчика зарегистрировать ее в качестве лица ищущего работу не просила.
В судебном заседании представитель истца - Д.Е.Н. требования не изменяла и не уточняла (л.д. 26-27).
Возможность выхода суда за пределы заявленных требований в данном случае федеральным законом не предусмотрена.
Таким образом, судом установлено, и не оспаривается истцом, факт того, что Д.Е.С. в целях поиска подходящей работы в Центре занятости населения <адрес> не зарегистрирована, с указанными требованиями к суду не обращалась следовательно, она не может быть признана безработной и получать пособие, в связи с чем требования истца к Государственному казенному учреждению Архангельской области «Центр занятости населения <адрес>» об обязании признать Д.Е.С. безработной, начислить и выплатить ей пособие по безработице в таком виде как они заявлены, не основаны на законе и удовлетворению не подлежат.
При изложенных выше обстоятельствах доводы истца о том, что признание безработной не может быть поставлено в зависимость от места проживания гражданина, юридического значения при рассмотрении настоящего спора не имеют, поэтому не были предметом исследования суда.
Руководствуясь 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Д.Е.С. к Государственному казенному учреждению Архангельской области «Центр занятости населения <адрес>» об обязании признать Д.Е.С. безработной, начислить и выплатить ей пособие по безработице отказать.
Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд через Холмогорский районный суд в течение месяца со дня вынесения решения судом в окончательной форме.
Судья Е.А. Лощевская
Мотивированное решение изготовлено 1 июля 2014 года