ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2480/20 от 27.07.2020 Центрального районного суда г. Калининграда (Калининградская область)

Дело № 2-2480/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Центральный районный суд г. Калининграда в составе:

председательствующего судьи Протасовой Е.Б.,

при секретаре Рубашка Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Администрации ГО «Город Калининград» о признании бездействий незаконными, возложении обязанности по предоставлению места в МДОО,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с иском к администрации ГО «Город Калининград» в котором просила признать бездействие администрации ГО «Город Калининград», выразившееся в не обеспечении ее ребенка местом в МДОО в территориальной доступности; возложить на администрацию ГО «Город Калининград» обязанность предоставить несовершеннолетнему ГМД место в группе полного дня с 12 часовым пребыванием ребенка в МДОО на закрепленной территории г. Калининграда с учетом территориальной доступности, выражающейся в безопасной физической досягаемости МДОО, а именно в МАДОУ г. Калининграда «Детский сад № 132», МАДОУ г. Калининграда «Центр развития ребенка – детский сад № 133». В обоснование иска указала, что она является матерью несовершеннолетних ГМД, < Дата > рождения, и ГАД , < Дата > г.р.. Истец с детьми зарегистрирована и проживает по адресу < адрес >ГМД был своевременно зарегистрирован в районном отделе образования Министерства образования Калининградской области для направления в муниципальную дошкольную образовательную организацию (по месту жительства) С целью реализации права ее ребенка ГМД на дошкольное образование, истец обратилась в Правительство Калининградской области с просьбой предоставить место в МДОО. В ответе на ее обращение комитет по социальной политики Администрации ГО «Город Калининград» в предоставлении места ее ребенку в МДОО в группе полного дня пребывания в территориальной доступности было отказано, предложено место в МАДОУ «Детский сад № 101». Полагала, что ответчик, отказывая ее ребенку в поступлении в МДОУ на основании отсутствия свободных мест по месту жительства, уклоняется от исполнения обязанностей, возложенных на нее законом. Полагала, что органы управления образованием в г. Калининграде были заблаговременно проинформированы о необходимости предоставить место в дошкольном учреждении ее ребенку, что подтверждается постановкой на учет, и была обязана заранее позаботиться о создании необходимого количества мест в МДОУ, поскольку законом ответственность за организацию предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования в части создания и содержания дошкольных учреждений лежит на органах местного самоуправления.

В судебном заседании истец ФИО1 заявленные требования поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в иске.

Представитель администрации ГО «Город Калининград» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом, представили ходатайство о рассмотрении дела без их участия.

Ранее от представителя администрации ГО «Город Калининград» поступили возражения на иск, в котором указали, что администрацией принимаются все возможные меры для обеспечения детей местами в дошкольных образовательных учреждениях. Комплектование дошкольных образовательных учреждений осуществляется с < Дата >. В остальное время проводится дополнительное комплектование образовательных учреждений на свободные (освободившиеся, вновь созданные) места в группах соответствующего возраста. При этом приоритетным правом пользуются дети от трех до семилетнего возраста согласно очередности. При направлении детей в дошкольные образовательные учреждения учитываются: в первую очередь пожелание родителей о зачислении в конкретное учреждение; место жительства ребенка (при отсутствии свободных мест в желаемых учреждениях); наличие свободных мест в детском саду (в случае отсутствия свободных мест в детских садах, расположенных рядом с местом жительства ребенка). Истец ранее обращалась в различные органы власти с целью получения места в детском саду, однако желаемые детские сады скомплектованы с учетом площадей групповых (игровых) комнат и количества кроватей, свободные места в них отсутствуют. В связи с чем, решить вопрос о направлении ребенка в желаемый детский сад не представилось возможным. Однако истцу, предлагалось место в детском саду № 101 (< адрес >), который также закреплен за территорией Ленинградского района. От места в детском саду № 101 истец отказалась. На начало комплектования детских садов < Дата > номер общей очереди ГМД в электронном журнале был 286. В качестве приоритетного, указан детский сад , закрепленный за Ленинградским районом. По состоянию на < Дата > вопрос предоставления места в МАДОУ д/с решен положительно. После выбытия детей, имеющих право посещать учреждения в настоящее время, будут сформированы группы вновь зачисленных детей до < Дата >. В связи с чем, полагали, что права ГМД на получение общедоступного бесплатного дошкольного образования не нарушены, основания для удовлетворения иска отсутствуют.

Выслушав пояснения истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Из материалов дела следует и установлено судом, что ребенок ФИО2, ГМД, < Дата > г.р. проживающий по адресу: г. Калининград < адрес >, поставленный на учет для получения места в детском саду, по состоянию на < Дата > отвечал всем необходимым требованиям для обеспечения местом в детском дошкольном учреждении.

Комитет по социальной политике администрации ГО «Город Калининград» на заявление истца был дан ответ от < Дата > о том, что на обращение ФИО1 поступившие в администрацию ГО «Город Калининград» (ранее от < Дата >, < Дата >) Комитетом по образованию были направлены письменные ответы, в котором разъяснен порядок комплектования дошкольных учреждений в г. Калининграде и причины отказа в предоставлении места в желаемых детских садах в текущем учебном году, а также предложено место в группе кратковременного пребывания в детском саду № 121, который посещал старший сын ФИО1. Также в письме было предложено место в детском саду № 101 (< адрес >), в связи с наличием свободных мест в группах для детей соответствующего возраста и отсутствием в очереди детей данной возрастной категории, проживающих в указанном микрорайоне. С целью посещения детьми из одной семьи одного образовательного учреждения было предложено перевести старшего сына ФИО3 из детского сада № 121 в детский сад № 101. В случае отказа от детского сада № 101 вопрос о предоставлении ГМД места в группе полного дня в детском саду № 121 будет решен летом 2020 при комплектовании дошкольных образовательных учреждений на новый 2020-2021 учебный год.

Согласно статье 3 Конвенции о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года) во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка. Государства - участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные или административные меры.

Статьей 43 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый имеет право на образование. Гарантируется общедоступность и бесплатность, в том числе дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты.

В силу гарантированных Конституцией Российской Федерации основных прав и свобод человека и гражданина, в частности права на получение бесплатного дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, всем детям гарантируется общедоступность бесплатного дошкольного образования, принадлежащее ребенку право на образование не может быть поставлено в зависимость от прав других детей.

Специальным законом, регулирующим общественные отношения, возникающие в сфере образования, является Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании), который устанавливает основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования, относя к таковым, в частности, обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования (пункт 2 части 1 статьи 3).

Право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, а также других обстоятельств. В Российской Федерации гарантируется общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в том числе дошкольного образования (статья 5 названного Закона).

В соответствии со статьей 9, частью 5 статьи 63 Закона об образовании организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях отнесена к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, которые ведут учет детей, имеющих право на получение общего образования каждого уровня и проживающих на территориях соответствующих муниципальных образований, и форм получения образования, определенных родителями (законными представителями) детей.

В соответствии со статьей 67 Закона об образовании получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев (часть 1). Правила приема на обучение по основным образовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня (часть 2). Правила приема в государственные и муниципальные образовательные учреждения на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать также прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация (часть 3). В приеме в государственную или муниципальную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест. В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования (часть 4).

Таким образом, закрепляя право на общедоступное, бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных учреждениях, действующее законодательство определяет обязанность государства и муниципальных образований обеспечивать прием на обучение по основным общеобразовательным программам всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня.

Согласно пункту 13 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях относятся к вопросам местного значения городского округа.

В соответствии с пунктами 4, 5 части 1 статьи 9 Закона об образовании органы местного самоуправления осуществляют создание, реорганизацию и ликвидацию муниципальных образовательных учреждений, а также обеспечивают содержание зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 15 мая 2006 года N 5-П, государство и муниципальные образования, исходя из конституционного требования общедоступности дошкольного образования независимо от места жительства, обязаны сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть.

Как разъяснено в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 5 июля 2017 года N 18-П, доступность образования предполагает доступность не только экономическую (в частности, установление бесплатного начального образования), но и физическую, под которой понимается безопасная физическая досягаемость образования либо посредством посещения учебного заведения, находящегося на разумном географическом удалении, либо путем получения доступа к современным технологиям.

Согласно Рекомендациям по порядку комплектования образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, изложенным в письме Министерства образования и науки Российской Федерации от 8 августа 2013 года N 08-1063, при отсутствии свободных мест в выбранных дошкольных образовательных учреждениях (далее также - ДОУ) родителям (законным представителям) могут быть предложены свободные места в других учреждениях в доступной близости от места проживания ребенка. Информация направляется родителям (законным представителям) в личный кабинет на Портале. Родителям (законным представителям) предлагается в течение 14 календарных дней выбрать ДОУ из предложенных (пункт 19). При отказе родителей (законных представителей) или при отсутствии их согласия/отказа от предложенных (предложенного) ДОУ изменяется желаемая дата поступления на следующий учебный год с сохранением даты постановки на учет. Информация об изменении желаемой даты поступления ребенка размещается в личном кабинете на Портале (пункт 20). В случае если органы местного самоуправления не могут обеспечить местом в ДОУ ребенка из списка поставленных на учет с 1 сентября текущего года, они до предоставления такому ребенку места в дошкольном учреждении обеспечивают ему возможность получения дошкольного образования в одной из вариативных форм, в том числе: в дошкольных группах, созданных в образовательных учреждениях других типов и видов; в семье посредством психолого-педагогического сопровождения его воспитания и образования; в негосударственном образовательном учреждении; в семейных дошкольных группах; в группах кратковременного пребывания; в иных формах и учреждениях (пункт 21). При этом ребенок числится в списке очередников и не снимается с учета для предоставления места. Ему должно быть предоставлено свободное (освободившееся или вновь созданное место) в текущем учебном году либо место в ДОУ с 1 сентября следующего года (пункт 22).

При определении формы получения дошкольного образования (в том числе в группе кратковременного пребывания или в группе полного дня) должны быть учтены потребности родителей (законных представителей) и ребенка.

Оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности суд приходит к выводу, что ответчик принял необходимые и достаточные меры для решения вопроса об устройстве сына ФИО1 в муниципальное дошкольное образовательное учреждение, с учетом приведенных выше положений действующего законодательства, в связи с чем, приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований истца в части признания бездействия администрации ГО «Город Калининград».

Как было указано ранее, в ответе на обращение ФИО1, < Дата > комитетом по социальной политике администрации ГО «Город Калининград» в связи с отсутствием мест в детском саду № 132 и № 133, ребенку ФИО3 было предложено посещать группу кратковременного пребывания в детском саду № 121, который посещает ее старший сын, а также предложено место в детском саду № 101, закрепленного к территории Ленинградского района.

Также суд не находит оснований для удовлетворения требований истца в части возложения на ответчика обязанности по предоставлению несовершеннолетнему ГМД место в группе полного дня в МАДОУ г. Калининграда «Детский сад № 132», МАДОУ г. Калининграда «Центр развития ребенка – детский сад № 133», поскольку при рассмотрении дела представителем ответчик представлено направление ГМД в МАДОУ № 132.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении иска ФИО1 – отказать.

Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Центральный районный суд г. Калининграда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 03 августа 2020 года.

Судья: