Дело № 2-2480/2014
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 июня 2014 года г.Красноярск
Железнодорожный районный суд г. Красноярска в составе
председательствующего судьи Копеиной И.А.
при секретаре Куликовой Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Кайерканская детская школа искусства» о признании незаконным решения Службы по контролю в области образования,
УСТАНОВИЛ:
МБОУ ДОД «Кайерканская детская школа искусств» обратилось в суд с заявлением в котором просил признать незаконным пункт 1 предписания № 08-ГДВ/393о/д от 26.07.2013 года Службы по контролю в области образования, принятого в отношении МБОУ ДОД «Кайерканская детская школа искусств», об исключении согласования штатного предписания МБОУ ДОД «Кайерканская детская школа искусств» с органами местного самоуправления.
Требования мотивированы тем, что 26.07.2013 года Службой по контролю в области образования Красноярского края была проведена плановая, документарная проверка в отношении муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Кайерканская детская школа искусств» по надзору за соблюдением обязательных требований законодательства Российской Федерации в области образования, по результатам которой было выдано предписание об исключении согласования штатного расписания с органами местного самоуправления, представить штатное расписание МБОУ ДОД «КДШИ» на 2013-2014 учебный год, несогласованное с органами местного самоуправления. Между тем, согласно пункту 5.20 Устава МБОУ ДОД «КДШИ» директор учреждения разрабатывает и утверждает штатное расписание учреждения с учетом правовых актов Администрации города Норильска, издаваемых Руководителем Администрации города Норильска. Пунктом 3.3 Порядка подготовки организационной структуры и платной численности, штатного расписания муниципальных бюджетных учреждений муниципального образования город Норильск, утвержденного постановлением Администрации города Норильска от 28.06.2011 № 332, предусмотрено, что штатное расписание муниципального бюджетного учреждения согласовывается с руководителем структурного подразделения Администрации, в ведении которого находится данное муниципальное учреждение, с начальником Управления труда и трудовых ресурсов Администрации города Норильска и утверждается приказом руководителя муниципального бюджетного учреждения. Таким образом, Уставом образовательного учреждения и учредителем закреплен порядок разработки и утверждения штатного расписания муниципального образовательного учреждения. При этом, штатное расписание утверждается директором МБОУ ДОД «КДШИ», следовательно, факт ущемления прав образовательного учреждения в реализации им своих полномочий в части утверждения штатного расписания отсутствует. Просили требования удовлетворить. Кроме того, представили письменное ходатайство о восстановлении срока на подачу настоящего заявления в суд, мотивированное тем, что МБОУ ДОД «Кайерканская детская школа искусств» было подано заявление в Арбитражный суд Красноярскою края к службе по контролю в области образования Красноярского края об отмене пункта I предписания № 08-ГДВ/393о/д от 26.07.2013 года. Согласно определению Арбитражного суда Красноярского края о прекращении производства по делу от 28.02.2014 года производство по заявлению МБОУ ДОД «КДШИ» прекращено на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ввиду того, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде. Также суд пришел к выводу, что МБОУ ДОД «КДШИ» не утрачена возможность оспаривания предписания № 08-ГДВ/393о/д от 26.07.2013 года в компетентном суде. МКОУ ДОД «КДШИ» полагало, что имело право на подачу заявления в арбитражный суд, однако в связи с прекращением производства по делу Арбитражным судом Красноярского края, считают, что МБОУ ДОД «КДШИ» пропущен срок для обращения в суд общей юрисдикции по уважительным причинам.
В судебное заседании представитель МКОУ ДОД «КДШИ» не явился, просил рассматривать в отсутствие.
В судебном заседании представитель Службы по контролю в области образования Красноярского края Плетнев А.И., действующий по доверенности (полномочия проверены) с заявленными требованиями не согласился, представил письменный отзыв, в котором указывал на то, что доводы истца о признании незаконными указанных требований должностного лица службы по контролю в области образования Красноярского края государственного инспектора Д.В. Грак, несостоятельными и не основанными на праве, поскольку любое ограничение самостоятельности образовательных учреждений в реализации ими своих полномочий, в том числе со стороны органов местного самоуправления, осуществляющих функции и полномочия учредителей таких учреждений, является незаконным, если иное не установлено законодательством. Выводы истца о возможности ограничения самостоятельности реализации МБОУДОД «Кайерканская детская школа искусств» со стороны Администрации города Норильска не основаны на праве, а, требование п. 1 указанного предписания полностью соответствует действующему законодательству Российской Федерации об образовании. Кроме того, в соответствии с приказом министерства образования и науки Красноярского края от 28.02.2014 № 8-04/3 была проведена внеплановая документарная проверка в отношении МБОУДОД «Кайерканская детская школа искусств», по результатам которой актом проверки от 18.04.2014 № 07-ГДВ/8-04/3 установлено исполнение МБОУДОД «Кайерканская детская школа искусств» предписания 26.07.2013 № 08-ГДВ/393о/д, в том числе по п.1, в связи с чем министерством образования и науки Красноярского края проверка была снята с контроля. Просил в удовлетворении требований отказать.
С учетом мнения представителя истца, суд рассматривает дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела в их совокупности и взаимосвязи, суд приходит к следующему выводу:
В соответствии с ч. 1 ст. 254 Гражданского процессуального кодекса РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Согласно ст. 255 Гражданского процессуального кодекса РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина.
В силу части 4 статьи 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
В соответствии с положениями пунктов 1-3 ст. 32 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании», к исключительной компетенции образовательного учреждения отнесены, в том числе, подбор, прием на работу и расстановка кадров, установление структуры управления деятельностью образовательного учреждения, штатного расписания, распределение должностных обязанностей, установление заработной платы работников образовательного учреждения, в том числе надбавок и доплат к должностным окладам, порядка и размеров их премирования, разработка и принятие иных локальных нормативных актов. Данные нормы сохранены в положениях частей 1-3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», вступившего в силу с 1 сентября 2013 года.
Самостоятельность и ответственность образовательного учреждения в вопросах осуществлении образовательного процесса, подборе и расстановке кадров, финансовой деятельности установлена законодателем исходя из особого государственно-общественного характера деятельности таких учреждений, и является следствием применения принципа автономности образовательных учреждений, установленного п. 6 ст. 2 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании». Данный принцип также закреплен в п. 9 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Согласно п. 37 Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей, утверждённого приказом Минобрнауки России от 26.06.2012 № 504 (действовавшего на момент выдачи предписания от 26.07.2013 № 08-ГДВ/393о/д и дублирующего положения Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1), образовательное учреждение устанавливает структуру управления деятельностью учреждения, штатное расписание, распределение должностных обязанностей работников, заработную плату работников, в том числе надбавки и доплаты к должностным окладам, порядок и размеры их премирования.
Ст. 32 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» императивно установлены отдельные компетенции образовательных учреждений, самостоятельность осуществления которых ограничена. Так, согласно пп. 8 п. 2 ст. 32 указанного Закона Российской Федерации, разработка и утверждение годовых календарных учебных графиков осуществляются образовательными учреждениями по согласованию с органами местного самоуправления.
В ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» полномочия органов местного самоуправления в сфере образования также императивно установлены.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 26.07.2013 года Службой по контролю в области образования Красноярского края (далее - Служба контроля) была проведена плановая, документарная проверка в отношении муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Кайерканская детская школа искусств» (далее - МБОУ ДОД «КДШИ») по надзору за соблюдением обязательных требований законодательства Российской Федерации в области образования.
На основании акта проверки от 26.07.2013 № 08-ГДВ/393о/д МБОУ ДОД «КДШИ» вынесено предписание № 08-ГДВ/393о/д от 26.07.2013 об устранении выявленных нарушений (далее - предписание).
Согласно пункту 1 предписания МБОУ ДОД «КДШИ» предписано исключить согласование штатного расписания с органами местного самоуправления, представить штатное расписание МБОУ ДОД «КДШИ» на 2013-2014 учебный год, несогласованное с органами местного самоуправления.
Доводы заявителя о незаконности указанного пункта предписания, суд признает необоснованными по следующим основаниям:
В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 13 Закона об образовании порядок управления образовательным учреждением закрепляется в уставе образовательного учреждения. Пунктом 1 статьи 32 Закона об образовании установлено, что образовательное учреждение самостоятельно в осуществлении своей деятельности в пределах, предусмотренных, в том числе и уставом образовательного учреждения. В соответствии с частью 6 статьи 51 Закона № 273-ФЗ права и обязанности руководителя образовательной организации, его компетенции в области управления образовательной организацией определяются в соответствии с законодательством об образовании и уставом образовательной организации.
Так, согласно статье 32 Закона об образовании, статье 28 Закона № 273-ФЗ к компетенции образовательной организации относится, в том числе установление штатного расписания.
Согласно пункту 5.20 Устава МБОУ ДОД «КДШИ» директор учреждения разрабатывает и утверждает штатное расписание учреждения с учетом правовых актов Администрации города Норильска, издаваемых Руководителем Администрации города Норильска. Пунктом 3.3 Порядка подготовки организационной структуры и платной численности, штатного расписания муниципальных бюджетных учреждений муниципального образования город Норильск, утвержденного постановлением Администрации города Норильска от 28.06.2011 № 332, предусмотрено, что штатное расписание муниципального бюджетного учреждения согласовывается с руководителем структурного подразделения Администрации, в ведении которого находится данное муниципальное учреждение, с начальником Управления труда и трудовых ресурсов Администрации города Норильска и утверждается приказом руководителя муниципального бюджетного учреждения.
В данном случае, при утверждении Устава в существующей редакции не были учтены особенности законодательства в сфере образования, предоставляющего образовательному учреждению, независимо от его организационно-правовой формы, полную самостоятельность при разработке и издании локальных актов, подбора, приема на работу и расстановки кадров, установление структуры управления деятельностью образовательного учреждения, штатного расписания, распределение должностных обязанностей. Включение в устав пункта о необходимости согласования штатного расписания с Администрацией, привело к ограничению самостоятельности данного образовательного учреждения и ущемило его права по сравнению с правами, закрепленными федеральным законом.
Между тем, любое ограничение самостоятельности образовательных учреждений в реализации ими своих полномочий, в том числе со стороны органов местного самоуправления, осуществляющих функции и полномочия учредителей таких учреждений, является незаконным, если иное не установлено законодательством.
В этой связи, заслуживают внимания доводы ответчика необоснованности выводов истца о возможности ограничения самостоятельности реализации МБОУДОД «Кайерканская детская школа искусств» со стороны Администрации города Норильска, поскольку нормативные акты Администрации города Норильска носят подзаконный характер и не могут противоречить законам.
Кроме того, в соответствии с приказом министерства образования и науки Красноярского края от 28.02.2014 № 8-04/3 была проведена внеплановая документарная проверка в отношении МБОУДОД «Кайерканская детская школа искусств», по результатам которой актом проверки от 18.04.2014 № 07-ГДВ/8-04/3 установлено исполнение МБОУДОД «Кайерканская детская школа искусств» предписания 26.07.2013 № 08-ГДВ/393о/д, в том числе по п.1, в связи с чем министерством образования и науки Красноярского края проверка была снята с контроля.
При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что при рассмотрении заявления не установлено нарушений действующего законодательства пункта 1 предписания № 08-ГДВ/393о/д от 26.07.2013 года Службы по контролю в области образования, принятого в отношении МБОУ ДОД «Кайерканская детская школа искусств», в связи с чем в удовлетворении требований Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Кайерканская детская школа искусства» о признании незаконным решения Службы по контролю в области образования, следует отказать.
Руководствуясь ст. 199, 258 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Кайерканская детская школа искусства» о признании незаконным пункта 1 предписания № 08-ГДВ/393о/д от 26.07.2013 года Службы по контролю в области образования, принятого в отношении МБОУ )Д «Кайерканская детская школа искусств», отказать.
Решение может быть обжаловано в Красноярский Краевой суд через Железнодорожный районный суд г. Красноярска в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Председательствующий подпись
Мотивированное решение изготовлено 20 июня 2014года
Копия верна:
Судья И.А. Копеина