Октябрьский районный суд г.Архангельска
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Октябрьский районный суд г.Архангельска — ТЕКСТЫ СУДЕБНЫХ АКТОВ
Дело № 2- 2481/2010 «14» сентября 2010 года
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Октябрьский районный суд города Архангельска в составе:
председательствующего судьи: Моисеенко Н.С.
при секретаре судебных заседаний Соколовой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске гражданское дело по исковому заявлению прокурора Ломоносовского района г. Архангельска в защиту прав и законных интересов О.Л.Л. к Государственному учреждению «Отделение социальной защиты населения по г. Архангельску», Министерству здравоохранения и социального развития Архангельской области о признании права на присвоение звания «Ветеран труда Архангельской области» и обязании включить в список лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда Архангельской области»,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Ломоносовского района г. Архангельска в защиту прав и законных интересов О.Л.Л. обратился в суд с иском к Государственному учреждению «Отделение социальной защиты населения по г. Архангельску» (далее - ГУ «Отделение социальной защиты населения по г. Архангельску»), Министерству здравоохранения и социального развития Архангельской области о признании права на присвоение звания «Ветеран труда Архангельской области» и обязании включить в список лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда Архангельской области».
В обоснование заявленных требований указал, что О.Л.Л. является получателем пенсии за выслугу лет. Дата обезличена года она обратилась в ГУ «Отделение социальной защиты населения по г. Архангельску» с заявлением о присвоении ей звания «Ветеран труда Архангельской области», в связи с наличием у неё более 30 календарных лет страхового стажа, учитываемого для назначения трудовой пенсии по старости. Письмом ГУ «Отделение социальной защиты населения по г. Архангельску» от Дата обезличена года О.Л.Л. в присвоении звания «Ветеран труда Архангельской области» было отказано, в связи с тем, что заявителем не было представлено документов, подтверждающих страховой стаж территориальным органом Пенсионного фонда РФ. Полагал, что поскольку служба в органах прокуратуры является иной приравненной к военной службе, предусмотренной Законом РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" от 12 февраля 1993 года № 4468 - 1, то она засчитывается в страховой стаж, учитываемой при назначении трудовой пенсии по старости. В связи с чем, действия органов социальной защиты населения являются незаконными и необоснованными.
Истец О.Л.Л. в судебное заседание не явилась, надлежащим образом извещена о времени и месте судебного заседания, просила о рассмотрении дела в её отсутствие.
В судебном заседании помощник прокурора Ломоносовского района г. Архангельска ФИО12. заявленные требования и доводы в их обоснование поддержала в полном объеме. Просила их удовлетворить.
Представитель ответчика Министерства здравоохранения и социального развития Архангельской области Н.Н.Г., действующая на основании доверенности, с предъявленными истцом требованиями не согласилась, пояснив, что служба в органах прокуратуры не является военной службой, предусмотренной Законом РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" от 12 февраля 1993 года № 4468 - 1. В связи с чем, не подлежит зачету в страховой стаж, учитываемой при назначении трудовой пенсии по старости. Таким образом, О.Л.Л. не имеет необходимо календарного страхового стажа являющегося основанием для присвоения звания «Ветеран труда Архангельской области».
Представитель ответчика ГУ «Отделение социальной защиты населения по г. Архангельску» К.В.И., действующий на основании доверенности, с предъявленными истцом требованиями не согласился, пояснив, что служба в органах прокуратуры не является военной службой, предусмотренной Законом РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" от 12 февраля 1993 года № 4468 - 1. В связи с чем, не подлежит зачету в страховой стаж, учитываемой при назначении трудовой пенсии по старости. Таким образом, О.Л.Л. не имеет необходимо календарного страхового стажа являющегося основанием для присвоения звания «Ветеран труда Архангельской области».
Представитель третьего лица Государственного учреждения «Управление Пенсионного фонда РФ в г. Архангельске» С.Р.С., действующий на основании доверенности, разрешение заявленных прокурором Ломоносовского района г. Архангельска исковых требований в защиту прав и законных интересов О.Л.Л. оставил на усмотрение суда, пояснив, что в соответствии со статьей 11 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17 декабря 2001 года № 173 - ФЗ служба в органах прокуратуры является службой, приравненной к военной, и засчитывается в страховой стаж для определения права на трудовую пенсию.
Суд, заслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, оценив все в совокупности с нормами действующего законодательства, приходит к следующему.
Судом установлено, что О.Л.Л., Дата обезличена года рождения, является получателем пенсии за выслугу лет.
Согласно справке Северо - Западной транспортной прокуратуры от Дата обезличена года Номер обезличен страховой стаж работы О.Л.Л. в органах прокуратуры на Дата обезличена года составляет ...
Дата обезличена года О.Л.Л. обратилась в ГУ «Отделение социальной защиты населения по г. Архангельску» с заявлением и приложенными к нему документами о присвоении звания «Ветеран труда Архангельской области» в связи с наличием у неё более 30 лет календарного страхового стажа, учитываемого для назначения трудовой пенсии по старости.
Письмом ГУ «Отделение социальной защиты населения по г. Архангельску» О.Л.Л. было отказано в присвоении звания «Ветеран труда», так как удостоверение к нагрудному знаку «За безупречную службу» от имени Генерального прокурора РФ не включено в Перечень ведомственных знаком отличия в труде, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», утвержденный Постановлением администрации Архангельской области от 20 мая 2008 года № 115 - па/13.
Письмом ГУ «Отделение социальной защиты населения по г. Архангельску» Номер обезличен от Дата обезличена года О.Л.Л. было отказано в присвоении звания «Ветеран труда Архангельской области», в связи с тем, что ею были не представлены документы, подтверждающие страховой стаж.
В соответствии с частью 2 статьи 7 Конституции РФ в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
В силу пункта «ж» части 1 статьи 72 Конституции РФ вопросы социальной защиты населения находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 1 Областного Закона «О присвоении звания «Ветеран труда Архангельской области» отдельным категориям граждан» от 12 ноября 1997 года № 51 - 12 - ОЗ звание "Ветеран труда Архангельской области" (далее - Областной Закон от 12 ноября 1997 года № 51 - 12 - ОЗ) является формой поощрения граждан за многолетний добросовестный труд.
Звание "Ветеран труда Архангельской области" присваивается гражданам, не имеющим права на присвоение звания "Ветеран труда" в соответствии со статьей 7 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах".
Звание "Ветеран труда Архангельской области" присваивается:
1) гражданам, имеющим суммарную продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, а также иных периодов, включаемых в страховой стаж, учитываемый для назначения трудовой пенсии по старости, не менее 35 календарных лет для мужчин и не менее 30 календарных лет для женщин;
2) гражданам, награжденным Почетной грамотой Губернатора Архангельской области (Почетной грамотой администрации Архангельской области) или Почетной грамотой Архангельского областного Собрания депутатов и имеющим суммарную продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, а также иных периодов, включаемых в страховой стаж, учитываемый для назначения трудовой пенсии по старости, не менее 25 календарных лет для мужчин и не менее 20 календарных лет для женщин;
3) женщинам, родившим трех и более детей и воспитавшим их до совершеннолетия, достигшим возраста, необходимого для назначения трудовой пенсии по старости, и награжденным специальным дипломом "Признательность";
4) матерям инвалидов с детства, воспитавшим их до совершеннолетия и достигшим возраста, необходимого для назначения трудовой пенсии по старости.
Статьей 10 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17 декабря 2001 года № 173 - ФЗ установлено, что в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части первой статьи 3 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В силу статьи 11 вышеуказанного Федерального Закона от 17 декабря 2001 года № 173 - ФЗ в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 10 настоящего Федерального закона, засчитывается период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
В соответствии со статьей 40 Федерального Закона «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 года № 2202 - 1 служба в органах и учреждениях прокуратуры является видом федеральной государственной службы. Прокурорские работники являются государственными служащими государственной службы Российской Федерации, исполняющими обязанности по государственной должности федеральной государственной службы с учетом требований настоящего Федерального закона.
Статьей 44 Федерального Закона от 17 января 1992 года N 2202 - 1 предусмотрено, что пенсионное обеспечение прокуроров, следователей, научных, педагогических работников и членов их семей осуществляется применительно к условиям, нормам и порядку, которые установлены законодательством Российской Федерации для лиц, проходивших службу в органах внутренних дел, и членов их семей.
Во исполнение указанных предписаний федерального законодательства Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 года N 942 было утверждено Положение об исчислении выслуги лет, назначении и выплате пенсий и пособий прокурорам и следователям, научным и педагогическим работникам органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации, имеющим классные чины, и их семьям.
Пунктом 2 вышеуказанного Положения определено, что виды, назначение, выплата пенсий и пособий, исчисление выслуги лет, а также перерасчет пенсий прокурорам и следователям осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468 - 1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно - исполнительной системы, и их семей", Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, и их семьям в Российской Федерации", Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 года N 942 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий работникам органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации и их семьям" и настоящим Положением.
Исходя из вышеизложенного суд приходит к выводу о том, что служба в органах прокуратуры является службой, приравненной к военной, засчитываемой в страховой стаж для определения права на трудовую пенсию.
Довод ответчиков о том, что служба в органах прокуратуры не является военной службой, предусмотренной Законом РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" от 12 февраля 1993 года № 4468 - 1 и не подлежит зачету в страховой стаж, не может быть принят во внимание, поскольку сводится к иному толкованию закона.
Пунктом 2 статьи 2 Областного Закона от 12 ноября 1997 года № 51 - 12 - ОЗ установлено, что порядок присвоения звания «Ветеран труда Архангельской области» утверждается постановлением Правительства Архангельской области.
Во исполнение Областного Закона от 12 ноября 1997 года № 51 - 12 - ОЗ администрацией Архангельской области было принято Постановление «Об утверждении порядка присвоения звания «Ветеран труда Архангельской области» от 07 октября 2008 года № 222 - па/35 (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 4 Порядка звание «Ветеран труда Архангельской области» присваивается распоряжением главы администрации Архангельской области.
В силу пунктов 13 - 23 вышеуказанного Порядка государственное учреждение социальной защиты населения рассматривает и проверяет документы, представленные лицами, претендующими на присвоение звания "Ветеран труда Архангельской области".
Государственное учреждение социальной защиты населения в течение 30 календарных дней со дня регистрации документов на присвоение звания "Ветеран труда Архангельской области" принимает решение о:
1) соответствии документов, представленных лицами, претендующими на присвоение звания "Ветеран труда Архангельской области", требованиям настоящего Порядка;
2) несоответствии документов, представленных лицами, претендующими на присвоение звания "Ветеран труда Архангельской области", требованиям настоящего Порядка.
В случае необходимости дополнительной проверки документов, представленных лицами, претендующими на присвоение звания "Ветеран труда Архангельской области", и подтверждения наличия оснований для присвоения звания "Ветеран труда Архангельской области" государственное учреждение социальной защиты населения в течение десяти рабочих дней со дня регистрации указанных документов направляет их в уполномоченный исполнительный орган государственной власти Архангельской области в сфере социальной защиты населения (далее - уполномоченный исполнительный орган).
Уполномоченный исполнительный орган в течение пяти рабочих дней со дня получения рассматривает документы на присвоение звания "Ветеран труда Архангельской области" рассматривает и направляет заключение о рассмотрении документов в государственное учреждение социальной защиты населения.
Основаниями для принятия решения о несоответствии документов, представленных лицами, претендующими на присвоение звания "Ветеран труда Архангельской области", требованиям настоящего Порядка являются:
1) отсутствие права на присвоение звания "Ветеран труда Архангельской области" в соответствии со статьей 1 Областного Закона;
2) представление документов, не отвечающих условиям, определенным разделом III настоящего Порядка.
Список лиц, претендующих на присвоение звания "Ветеран труда Архангельской области", документы которых соответствуют требованиям, указанным в пунктам 6 - 9 раздела III настоящего Порядка, не позднее 20-го числа каждого месяца направляется государственным учреждением социальной защиты населения в уполномоченный исполнительный орган.
Уполномоченный исполнительный орган не позднее 25-го числа каждого месяца подготавливает проект распоряжения главы администрации Архангельской области о присвоении звания "Ветеран труда Архангельской области" с приложением списка лиц, претендующих на присвоение звания "Ветеран труда Архангельской области".
Таким образом, ГУ «Отделение социальной защиты населения по г. Архангельску» не обладает полномочиями по подготовке проекта распоряжения главы администрации Архангельской области о присвоении звания "Ветеран труда Архангельской области», и полномочиями по присвоению указанного звания. В связи с чем, не может быть признано надлежащим ответчиком по настоящему делу.
Постановлением Правительства Архангельской области от 18 декабря 2008 года № 204 - пп «Об утверждении Положения о министерстве здравоохранения и социального развития Архангельской области» было утверждено Министерство здравоохранения и социального развития Архангельской области.
В соответствии с пунктом 1 данного Положения Министерство здравоохранения и социального развития Архангельской области является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Архангельской области, участвующим в выработке государственной политики и осуществлении нормативного правового регулирования, а также осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом Архангельской области в сфере здравоохранения, социальной защиты и социального обслуживания населения, опеки и попечительства в отношении совершеннолетних граждан.
Подпунктом 37 пункта 8 Положения установлено, что Министерство в сфере своего ведения осуществляет полномочия по организации рассмотрения и проверки документов, представленных лицами, претендующими на присвоение звания "Ветеран труда", звания "Ветеран труда Архангельской области", подготовке проектов распоряжений Губернатора Архангельской области о присвоении звания "Ветеран труда", звания "Ветеран труда Архангельской области".
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что надлежащим ответчиком по настоящему гражданскому делу является Министерство здравоохранения и социального развития Архангельской области.
В силу пункта 3 статьи 3 Областного Закона от 12 ноября 1997 года № 51 - 12 - ОЗ лица, которым присвоено звание "Ветеран труда Архангельской области", имеют право на меры социальной поддержки со дня представления документов для присвоения звания "Ветеран труда Архангельской области" и их регистрации в соответствии с порядком присвоения звания «Ветеран труда Архангельской области», но не ранее чем со дня возникновения права на присвоение звания "Ветеран труда Архангельской области".
Согласно представленной расписке в получении документов О.Л.Л. обратилась с соответствующим заявлением Дата обезличена года, таким образом, с указанной даты возникло право на присвоение звания «Ветеран труда Архангельской области».
В соответствии со статьей 103 Гражданского процессуального кодекса РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Настоящей статьей устанавливается обязанность стороны, против которой состоялось судебное решение, возместить расходы, произведенные за счет бюджетных средств, на оплату издержек, возникших в связи с рассмотрением дела.
В связи с чем, с ответчика в доход соответствующего бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере Номер обезличен
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования прокурора Ломоносовского района г. Архангельска в защиту прав и законных интересов О.Л.Л. к Государственному учреждению «Отделение социальной защиты населения по г. Архангельску», Министерству здравоохранения и социального развития Архангельской области о признании права на присвоение звания «Ветеран труда Архангельской области» и обязании включить в список лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда Архангельской области» - удовлетворить частично.
Признать за О.Л.Л. право на присвоение звания «Ветеран труда Архангельской области» с Дата обезличена года.
Обязать Министерство здравоохранения и социального развития Архангельской области включить О.Л.Л. в список лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда Архангельской области».
Взыскать с Министерства здравоохранения и социального развития Архангельской области в доход местного бюджета государственную пошлину в размере Номер обезличен
В удовлетворении исковых требований прокурора Ломоносовского района г. Архангельска в защиту прав и законных интересов О.Л.Л. к Государственному учреждению «Отделение социальной защиты населения по г. Архангельску» о признании права на присвоение звания «Ветеран труда Архангельской области» и обязании включить в список лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда Архангельской области» - отказать.
На решение суда может быть подана кассационная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам Архангельского областного суда в течение 10 дней с подачей кассационной жалобы через Октябрьский районный суд города Архангельска.
Судья Н.С. Моисеенко
Мотивированное решение составлено 20 сентября 2010 года