ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2481 от 24.08.2022 Мотовилихинского районного суда г. Перми (Пермский край)

Дело 2-2481 (2022)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

24 августа 2022 года

Мотовилихинский районный суд города Перми в составе:

председательствующего судьи Кондратьевой И.С.

при секретаре Глущенко Е.А.

с участием представителя истца Пономаревой И.С., по доверенности,

представителя ТСЖ – Нечаевой Н.В,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Вдовиной Галины Александровны к ТСЖ «Согласие» о защите прав потребителя,

установил:

Вдовина Г.А. обратилась в суд с иском к ответчику ТСЖ «Согласие» о защите прав потребителей, в котором просила суд признать нарушением неразмещение ответчиком в системе ГИС ЖКХ платежных документов периода январь, февраль 2022г., обязать ответчика разместить платежные документы периода январь, февраль 2022 г., в ГИС ЖКХ с установлением срока, в целях побуждения ответчика к своевременному исполнению обязательств в натуре, в случае неисполнения судебного акта присудить ответчику в пользу истца в порядке ст. 308.3 ГК РФ судебную неустойку в размере 2000 рублей единовременно и по 200 рублей за каждый день просрочки, взыскать почтовые расходы по отправке иска ответчику в размере 255,44 рублей.

Уточнив исковые требования истец, просила суд неразмещение ответчиком в системе ГИС ЖКХ платежных документов периода январь, февраль 2022г., признать нарушением, взыскать в счет компенсации морального вреда 1000 рублей, почтовые расходы в размере 255,44 рубля.

В обоснование заявленных исковых требований истец указала, что является собственником нежилого помещения в многоквартирном доме по адресу , потребителем жилищно-коммунальных услуг. Лицом, оказывающим услуги по управлению многоквартирным домом (управляющей организацией), является ответчик. 01.04.2022 в результате осмотра личной страницы системы ГИС ЖКХ истец не обнаружила полной необходимой своевременной информации о платежных документах расчетного периода 2022 г., в связи с чем, лишена возможности оплатить услуги, которые оплачивать обязана.

Истец в судебной заседание не явилась, извещена надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.

Представитель истца в судебном заседании исковые требования с учетом их уточнений поддержала, пояснив, что ответчик в ходе рассмотрения дела разместил соответствующую информацию на сайте ГИС ЖКЖ.

Представитель ответчика в судебном заседании не отрицала факта неразмещения ответчиком платежных документов за январь, февраль 2022 года на сайте ГИС ЖКХ, информация была размещена 08.08.2022 года.

Выслушав лиц участвующих в судебном заседании, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено что Вдовина Г.А. является собственником нежилого помещения по адресу: ; управление многоквартирным домом осуществляет ТСЖ «Согласие».

Истец зарегистрирована в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ, система), в личном кабинете обнаружила, что отсутствуют платежные документы за январь, февраль 2022 года, что ответчик признал.

Пункт 3 Указа Президента РФ от 31.12.1993 № 2334 «О дополнительных гарантиях прав граждан на доступ к информации» устанавливает, что деятельность государственных органов, организаций и предприятий, общественных объединений, должностных лиц осуществляется на принципах информационной открытости, что выражается, в том числе, в доступности для граждан информации, представляющей общественный интерес или затрагивающей личные интересы граждан.

Согласно п. 1 ст. 8 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации о реализуемых исполнителем работах и услугах.

В силу ч. 10 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации. Особенности раскрытия информации о деятельности по управлению многоквартирным домом и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных Жилищным кодексом РФ, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом (без заключения договора с управляющей организацией), устанавливаются этим стандартом раскрытия информации. Контроль за соблюдением этого стандарта раскрытия информации указанными товариществом, кооперативом, управляющей организацией осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, указанными в части 2 статьи 20 Жилищного кодекса РФ, в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В силу ч. 1 ст. 10 Закона "О защите прав потребителей" изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года № 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.

Согласно данным Правилам "исполнитель" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги; "потребитель" - собственник помещения в многоквартирном доме, жилого дома, домовладения, а также лицо, пользующееся на ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги.

В силу пунктов 117 и 126 "Порядка и способов размещения информации, ведения реестров в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства, доступа к системе и к информации, размещенной в ней", утвержденных Приказом Минкомсвязи России N 589, Минстроя России N 944/пр от 28.12.2015 г., лица, осуществляющие управление многоквартирным домом, обязаны размещать платежные документы в ГИС ЖКХ или заключать договоры на размещение указанной информации с платежными агентами.

Постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 № 416 утверждены Правила осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами (далее – Правила ).

Разделом 2 Правил № 416 (п.п. «ж» п. 4) предусмотрено, что управление многоквартирным домом обеспечивается выполнением следующих стандартов: оформление платежных документов и направление их собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме.

В соответствии с ч. 2 ст. 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании:

1) платежных документов (в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в системе), представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива;

2) информации о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, размещенной в системе или в иных информационных системах, позволяющих внести плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Информацией о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги и задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг являются сведения о начислениях в системе, сведения, содержащиеся в представленном платежном документе по адресу электронной почты потребителя услуг или в полученном посредством информационных терминалов платежном документе.

Платежные документы, информация о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги и задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг подлежат размещению в системе в срок, предусмотренный частью 2 статьи 155 ЖК РФ (ч. 2.1 ст. 155 ЖК РФ).

Учитывая изложенное, ответчик, в обязанности которого входит формирование платежного документа, отвечающего установленным требованиям, платежный документ по оплате коммунальных услуг в личном кабинете потребителя Вдовиной Г.А. в ГИС ЖХК в срок не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, не разместил, доказательств уважительности неисполнения обязательств в суд не представил, платежный документ за январь, февраль 2022 года разместил в системе ГИС ЖКХ с нарушением срока - 08.08.2022 г.

Факт бездействия ответчика, выразившегося в неразмещении платежных документов в системе ГИС ЖКХ по лицевому счету истца за январь, февраль 2022, нашел свое подтверждение в ходе судебного заседания, что является нарушением прав истца как собственника нежилого помещения и потребителя коммунальных услуг на получение необходимой и достоверной информации о реализуемых ответчиком услугах в установленном законом порядке - через личный кабинет гражданина в ГИС ЖКХ.

В соответствии с ч. 1 ст. 15 Закона РФ "О защите прав потребителей" моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

Учитывая вышеизложенное, наличие факт нарушения со стороны ответчика прав истца, суд полагает возможным удовлетворить требование истца в части компенсации морального вреда, в соответствии со статьей 15 Закона РФ "О защите прав потребителей".

Определяя размер компенсации морального вреда с учетом конкретных обстоятельств дела, отсутствие для истца тяжких необратимых последствий, а также требований разумности и справедливости суд считает правомерным определить компенсацию морального вреда в размере 1000 руб. 00 коп..

В соответствии с п. 6 ст. 13 Закона о защите прав потребителей при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

В пользу истца с ответчика подлежит взысканию штраф в размере 500 рублей.

На основании ст. ст. 88, 94, 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации возмещению подлежат связанные с рассмотрением дела необходимые расходы.

Истец просит взыскать с ответчика почтовые расходы в размере 255, 44 рублей за отправку копии искового заявления. В подтверждение понесенных расходов представила чеки на сумму 215, 44 рублей и 80 рублей.

Заявленное истцом требование о взыскании с ответчика почтовых расходов в размере 255,44 рублей за направление ответчику копии искового заявления подтверждено документально, является обоснованным поскольку основное неимущественное требования истца признано судом обоснованным, подлежит удовлетворению.

Суд приходит к выводу о взыскании судебных расходов в заявленной истцом сумме, а именно в размере 255, 44 рубля.

Требование истца о признании нарушением неразмещение ответчиком платежных документов в ГИС ЖКХ не является самостоятельным требование, поскольку является обоснованием требования о возмещении компенсации морального вреда в связи с неразмещением информации в ГИС ЖКХ.

Руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Вдовиной Галины Александровны удовлетворить.

Взыскать с ТСЖ « Согласие» (ИНН ) в пользу Вдовиной Галины Александровны компенсацию морального вреда в размере 1 000 рублей, штраф в сумме 500 рублей, почтовые расходы в сумме 255, 44 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Мотовилихинский суд города Перми в течение месяца со дня изготовления мотивированной части решения.

Судья: подпись. копия верна. судья:

Мотивированное решение изготовлено 09.09.2022 г.

Решение суда не вступило в законную силу. Секретарь: