Центральный районный суд г. Омска
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Центральный районный суд г. Омска — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело 2-2481/10 г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Центральный районный суд г. Омска в составе
судьи Патрушева Ю. В.
при секретаре Бурьян Н.Н.
рассмотрел в открытом судебном заседании
29 июля 2010 года
гражданское дело по заявлению ФИО1 о признании действий Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Омской области (Управление Росреестра по Омской области) незаконными,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратился в суд с названными требованиями, утверждая, что является собственником 1/2 жилого дома по в г. Омске. Пользуется 3 сотками земельного участка и всегда оплачивал земельный налог в размере 127,04 рубля. В 2008 году ему было направлено налоговое уведомление об оплате налога на землю в размере 565,36 рублей. Считает повышение налога в пять раз неправомерным. Просит признать действия органа государственной власти незаконными.
В ходе судебного разбирательства истец уточнил исковые требования, просил признать незаконными действия Управления Росреестра по Омской области в части повышения кадастровой стоимости земельного участка.
В судебном заседании истец требования поддержал. Пояснил суду, что жилой дом по в г. Омске они приобрели с супругой в 1989 году. В 2003 году на основании решения Кировского районного суда г. Омска произведен раздел имущества. Ему выделено в собственность 1/2 доля указанного домовладения. Решением мирового судьи судебного участка № КАО г. Омска от 16 марта 2005 года определен порядок пользования земельным участком, в его пользование выделен земельный участок площадью 513,86 кв.м. С 2005 года по 2008 год он оплачивал налог на землю в размере 127,04 рублей. За 2008 года ему пришло налоговое уведомление на сумму 565,36 рублей. В настоящее время ИФНС по КАО г. Омска подала на него иск о взыскании данной суммы. Считает, что значительное повышение кадастровой стоимости земельного участка, из которой исчисляется налог на землю, неправомерно.
Просит суд обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Омской области (Управление Росреестра по Омской области) исключить из Государственного кадастра недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка по адресу в .
Представитель Управления Росреестра по Омской области ФИО2, действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала. Пояснила суду, что работы по государственной кадастровой оценке земель города Омска проведены в 2007 году в соответствии с Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 №316 «Об утверждении правил проведения государственной кадастровой оценки земель», Методическими указаниями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденными приказом Минэкономразвития России от 15.02.2007 г. №39 и Техническими рекомендациями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденными приказом Роснедвижимости от 29 июня 2007 №П/0152.
Постановлением Правительства Омской области от 19.12.2007 №174-п «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36» утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36. Указанное постановление Правительства Омской области было опубликовано в «Омском вестнике» от 25.12.2007 №127.
После утверждения результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36, результаты кадастровой оценки письмом Управления Роснедвижимости по Омской области были направлены в территориальный отдел №1 Управления Роснедвижимости по Омской области для внесения в государственный земельный кадастр.
По состоянию на 15.07.2010 сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № в размере 565365,15 рублей содержатся в государственном кадастре недвижимости на основании Постановления Правительства Омской области №174-п от 19.12.2007 г.
Указанный нормативно-правовой акт не был признан в установленном законом порядке недействующим, поэтому действия Управления по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № в размере 565365,15 рублей законны, а требования заявителя необоснованны.
Кроме того, в ЕГРП отсутствуют сведения о государственной регистрации вещных прав за заявителем на спорный земельный участок. Заявителем не представлены правоустанавливающие документы на указанный земельный участок. Более того, сам заявитель признает, что земельный участок с кадастровым номером № не принадлежит ему на каком-либо праве, понимает, что необходимо произвести приватизацию указанного земельного участка.
Считает, что отсутствует материально-правовая заинтересованность заявителя в предъявлении каких-либо требований относительно земельного участка с кадастровым номером 55:36:110213:74.
Следовательно, в рамках настоящего судебного разбирательства не может быть речи о нарушении каких-либо прав заявителя действиями Управления.
Просит в иске отказать.
Представитель Инспекции Федеральной налоговой службы России по КАО г. Омска в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещен надлежаще.
Выслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Как видно из материалов дела, ФИО1 является собственником 1/2 доли жилого дома, расположенного по адресу в г. Омске на основании свидетельство о государственной регистрации права л.д. 31.
Решением мирового судьи судебного участка № КАО г. Омска от 16 марта 2005 года ФИО1 выделен в пользование земельный участок площадью 513,86 кв.м. л.д. 32-34.
Из представленных суду копий платежных документов видно, что налог на земельный участок, кадастровый номер 55:36:110213:74 за 2007 года составлял 127,04 рубля л.д. 14, за 2008 года - 565,36 рублей л.д.7.
Согласно сведений, содержащихся в копии кадастрового плана земельного участка от 01 июня 2009 года в государственный кадастр недвижимости внесен земельный участок с кадастровым номером № (равнозначен кадастровому номеру №), площадью 609 кв.м. для жилищных нужд; кадастровая стоимость земельного участка 565 365,15 рублей, удельный показатель кадастровой стоимости 928,35 руб/кв.м л.д.10.
В соответствии с п. 1 ст. 390 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в силу положений статьи 389 НК РФ.
Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
На основании п. 5 ст. 65 Земельного кодекса РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Статьей 66 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 года № 316 утверждены Правила проведения государственной оценки земель, которыми регулируется порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории всей Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом.
В соответствии с пунктом 9 Правил проведения государственной оценки земель (в редакции Постановлений Правительства Российской Федерации от 11.04.2006 года № 206, от 14.12.2006 года № 767, от 17.09.2007 года № 590) кадастровая оценка земель проводится с учетом данных земельного и других кадастров. Результаты государственной кадастровой оценки земель вносятся в государственный земельный кадастр.
Из пункта 3 названных выше Правил следует, что государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет и не чаще одного раза в 3 года.
Анализ части 2 пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 10 Правил проведения государственной оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.200 № 316 (в редакции от 17.09.2007 года) позволяет сделать вывод, что правомочия по утверждению результатов среднего уровня государственной кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу) возложены на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Во исполнение указанных выше положений земельного законодательства и Правил проведения государственной оценки земель, а также пунктов 35, 36 статьи 4 Закона Омской области от 08.02.2006 года № 731-03 «О регулировании земельных отношений в Омской области» Правительством Омской области в пределах его полномочий принято постановление от 17.12.2007 года № 174-п, которым утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов по муниципальному району, в том числе в границах кадастрового квартала 55:36 согласно приложению.
Данным приложением были утверждены средние удельные показатели кадастровой стоимости земель в пределах кадастровых кварталов кадастрового района 55:36 по видам разрешенного пользования в рублях за квадратный метр.
Таким образом, Постановлением № 174-п в редакции от 19.12.2007 года была утверждена стоимость 1 квадратного метра земель для земельных участков, находящихся в соответствующем кадастровом квартале, в зависимости от вида разрешенного пользования.
Определение кадастровой стоимости конкретного земельного участка согласно Постановлению № 174-п в редакции от 19.12.2007 года осуществляется путем умножения площади земельного участка на удельный показатель кадастровой стоимости, который, в свою очередь, определяется по таблице приложения с учетом месторасположения земельного участка и вида разрешенного пользования.
В соответствии с пунктами 35 и 36 статьи 4 Закона Омской области от 08 февраля 2006 года 2 « О регулировании земельных отношений в Омской области» к полномочиям Правительства Омской области относится утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель на территории Омской области, а также среднего уровня кадастровой стоимости земельных участков по муниципальному району (городскому округу) Омской области.
Таким образом, суд считает, что определение кадастровой стоимости земельных участков должно производиться в отношении каждого земельного участка индивидуально, но с применением различных правовых механизмов.
В соответствии с Методическими указаниями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденными Приказом Минэкономразвития и торговли Российской Федерации № 39 от 15.02.2007 года, стоимость вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных приказом Минэкономразвития РФ от 12.08.2006 года № 222, средний удельный показатель кадастровой стоимости земельных участков подлежит использованию исключительно для исчисления кадастровой стоимости земельных участков в случаях образования нового земельного участка; изменения площади земельного участка при упорядочении его границы; изменения вида разрешенного использования земельного участка; перевода земельного участка из одной категории в другую или отнесения земельного участка к определенной категории земель; выявления ранее учтенных земельных участков, не включенных в состав инвентаризационной описи ( п.1.2, 2.1.3, 2.3.2).
Указанные Правила применяются, когда образование нового земельного участка; изменение площади земельного участка при упорядочении его границы; изменение вида разрешенного использования земельного участка; перевод земельного участка из одной категории в другую или отнесение земельного участка к определенной категории земель; выявление ранее учтенных земельных участков происходят после 1 января года проведения государственной кадастровой оценки земель; применимо к спорным правоотношениям - после 01.01.2007 года.
Следовательно, Приложение «Результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36», утвержденное постановлением Правительства Омской области от 19.12.2007 года № 174-п, подлежит применению для определения кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и т.п., как это определено вышеназванными Методическими указаниями.
То обстоятельство, что одной из первых административных процедур при проведении государственной кадастровой оценки земель является формирование перечня земельных участков, является доказательством нормативно установленной обязанности органа исполнительной власти по утверждению кадастровой стоимости каждого земельного участка согласно перечню. Кроме того, как следует из приложения № 1 к Административному регламенту, перечень земельных участков формируется внутри каждого кадастрового квартала с указанием номера участка, видов разрешенного и фактического пользования, площади в кв.м., сведений о правах и т.п. в целях, перечисленных в пункте 6.4. Административного регламента, - для использования сведений при определении кадастровой стоимости (при этом отсутствует указание на использование указанных сведений при утверждении кадастровой стоимости).
Как указано в пункте 9.9 Административного регламента, Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации представляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации) на утверждение.
Сведения окадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации) представляются на утверждение в виде проекта акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель.
Поскольку земельный участок заявителя не относится к вновь образованным, измененным и т.п. как указывалось выше, суд считает, что определение кадастровой стоимости земельного участка путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования для кадастрового квартала поселения, в котором расположен земельный участок, на площадь земельного участка, является неправомерным.
Сведения о кадастровой стоимости земельного участка Управлением Роснедвижимости внесены в государственный кадастр недвижимости до утверждения кадастровой стоимости земельного участка в установленном законом порядке, как это предусмотрено п.2 ст.66 ЗК РФ, пунктами 1 и 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель ( утв. Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 г. № 316).
В соответствии с пунктом 14 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, не позднее 1 марта этого года (редакция, вступившая в силу с 01.01.2008 года).
Кроме того, в соответствии с пунктом 4 Административного регламента, к административным процедурам проведения государственной кадастровой оценки земель, в частности относятся:
-проверка результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации и представление результатов государственной кадастровой оценки земель органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации на утверждение (то есть, из буквального сод ржания следует, что в результате работ по определению кадастровой стоимости земельных участков на утверждение представляются результаты кадастровой оценки земель, а не земельных участков);
-утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
-внесение сведений об экономических характеристиках земельных участков (сведений о кадастровой стоимости земельных участков) в государственный земельный кадастр;
разъяснение результатов государственной кадастровой оценки земель.
Орган кадастрового учета при внесении записи в государственный земельный кадастр действует в соответствии с Приказом Росземкадастра от 15.06.2001 № П/119, пунктом 3 которого определено, что «Сведения в бланки форм вносятся только на основании и в точном соответствии с представленными документами, имеющими юридическую силу»; пунктом 6.2. которого устанавливаются правила заполнения формы (Ф 1.1. кадастрового паспорта «в строку «9» заносится разрешенное использование /назначение/ в соответствии с имеющим юридическую силу документом, которым устанавливается данное разрешенное использование. Если разрешенное использование не установлено, в строку записывается цель предоставления, указанная в акте органа власти.
Расчет земельного налога за 2008 год в отношении земельного участка, принадлежащего истцу, произведен на основании кадастровой стоимости земельного участка, внесенной Управлением Роснедвижимости без законных оснований.
Поскольку налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые предоставляются в налоговые органы органами, осуществляющими ведение государственного земельного кадастра, органами, осуществляющими регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и органами муниципальных образований ( п.4 ст. 391 НК РФ) внесение Управлением Роснедвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка истца без утверждения в установленном порядке, повлекло нарушение прав последней в области налогообложения, что подтверждается налоговым уведомлением.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2008г. № 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» проведены реорганизационные мероприятия федеральных структур, результатом которых явилась реорганизация в форме присоединения Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимости) по Омской области к Управлению Федеральной регистрационной службы по Омской области.
30 апреля 2010 г. Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимости) по Омской области прекратило свою деятельность, с указанной даты Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (Управление Росреестра по Омской области) является правопреемником Управления Роснедвижимости по Омской области.
Поскольку на дату 27.12.2007 года порядок утверждения кадастровой стоимости не был соблюден и права ФИО1 по уплате законно установленного земельного налога были нарушены, суд считает возможным в качестве способа восстановления нарушенного права возложить на Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Омской области (Управление Росреестра по Омской области) обязанность исключить из Государственного кадастра недвижимости сведения о кадастровой стоимости в размере 565 365,15 руб., удельного показателя кадастровой стоимости в размере 928,35 руб. за один кв.м. земельного участка с кадастровым номером 55:36:110213:74, площадью 609 кв.м., местоположение: ул. 5 Островская, 59 в городе Омске с 27 декабря 2007 года.
Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Омской области (Управление Росреестра по Омской области) исключить из Государственного кадастра недвижимости сведения о кадастровой стоимости в размере 565365 рубля 15 копеек, удельного показателя кадастровой стоимости в размере 928 рублей 35 копеек за один кв.м. земельного участка с кадастровым номером №, площадью 609 кв.м., местоположение: Омская область, город Омск, улица разрешенное использование: для жилищных нужд, с 27 декабря 2007 года.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Центральный районный суд города Омска в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья: