ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2481/202324 от 09.08.2023 Ачинского городского суда (Красноярский край)

Дело 2-2481/2023 24RS0002-01-2023-002113-53

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Ачинский городской суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Королевой Е.В.,

при секретаре судебного заседания Петроченко А.В.,

с участием представителя истца - ст. помощника Ачинского городского прокурора Картышовой Е.А.,

представителя ответчика Администрации Ачинского района, Красноярского края Редьковой И.Ю., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ачинского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному учреждению «Спортивная школа <адрес>», администрации <адрес> о возложении обязанности по устранению нарушений законодательства об антитеррористической защищенности объекта образования,

УСТАНОВИЛ:

Ачинский городской прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском с последующим уточнением к Муниципальному бюджетному учреждению «Спортивная школа <адрес>», администрации <адрес> о возложении обязанности по устранению нарушений законодательства об антитеррористической защищенности объекта образования, мотивируя свои требования тем, что Ачинской городской прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства об обеспечении безопасных условий обучения, об антитеррористической защищенности объектов, противодействии терроризму в деятельности МБУ «Спортивная школа <адрес>». В ходе проверки было установлено, что в МБУ «Спортивная школа <адрес>» в здании по адресу: <адрес>, квартал 1 <адрес> входы в здание оборудованы металлическими дверями с внутренними замками, имеются противопожарные выходы в смежные помещения 1-го и 2-го этажа Малиновского культурно-досугового центра, оборудованные деревянными дверями, электрозамки отсутствуют. Система экстренного оповещения сотрудников и посетителей объекта спорта не обеспечивает оперативного информирования о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации. Отсутствует система видеонаблюдения, что не обеспечивает непрерывное видеонаблюдение за состоянием обстановки на территории спортивного комплекса, с возможностью архивирования и хранения данных. ДД.ММ.ГГГГ в адрес МБУ «Спортивная школа <адрес>» внесено представление об устранении указанных нарушений, однако требование прокурора своевременно не исполнено ввиду отсутствия необходимого финансирования на указанные цели. В связи с изложенным, прокурор просит обязать МБУ «Спортивная школа <адрес>» в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушения законодательства об антитеррористической защищенности в здании образовательного учреждения, расположенного по адресу: Красноярский край, Ачинский район, п. Малиновка, квартал 1, дом 4, в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 06.03.2015 N 202 путем оборудования МБУ «Спортивная школа Ачинского района» системой видеонаблюдения, обеспечивающей непрерывное видеонаблюдение за состоянием обстановки на территории спортивного комплекса, с возможностью архивирования и хранения данных; оборудования системой экстренного оповещения сотрудников и посетителей объекта спорта о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации; оборудования входов в здание, противопожарных выходов в смежные помещения 1-го и 2-го этажа электрозамками. Возложить обязанность на Администрацию Ачинского района в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу профинансировать расходы по обеспечению безопасных условий для лиц, занимающихся спортом в МБУ «Спортивная школа Ачинского района» в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 06.03.2015 №202 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов спорта и формы паспорта безопасности объектов спорта». (л.д. 3-5, 80-82).

В судебном заседании представитель истца ст. помощник Ачинского городского прокурора Картышова Е.А. исковые требования в уточненной редакции поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика МБУ «Спортивная школа Ачинского района», извещенный о дате судебного заседания надлежащим образом, в суд не явился, отзыв не представил. Ранее в судебном заседании представитель ответчика директор МБУ «Спортивная школа Ачинского района» Чевгаев И.Н., действующий на основании Устава, против иска не возражал.

Представитель ответчика администрации Ачинского района Редькова И.Ю., действующая на основании доверенности от 09.01.2023, в судебном заседании по исковым требованиям прокурора возражала частично, считала указанный истцом срок исполнения спорной обязанности в три месяца со дня вступления решения суда в законную силу недостаточным, просила увеличить срок исполнения решения суда до 4 месяцев.

В представленном отзыве указали, что Администрация Ачинского района является учредителем МБУ ДО «СШ Ачинского района» и, в том числе осуществляет полномочия по финансированию указанного учреждения из бюджета Ачинского района. В 2023 году МБУ ДО «СШ Ачинского района» выделено финансирование на установку и обслуживание оборудования ИТС охраны кнопки тревожной сигнализации, а также приобретения ручного металлоискателя в размере 57 000 рублей. В связи, с чем МБУ ДО «СШ Ачинского района» были предприняты следующие меры по устранению нарушений действующего законодательства. Так на основании контракта от 06 апреля 2023 года № П-05-23 заключенного с ООО «Технология безопасности Ачинск» установлена кнопка тревожной сигнализации (КТС), которая 01 мая 2023 года введена в эксплуатацию, а обслуживание производится ФГКУ «УВО ВНГ России по Красноярскому краю». А также 26 мая 2023 с ООО «Технология безопасности Ачинск» заключен контракт № П-14-23 на приобретение металлодетектора. Бюджет Ачинского района на 2023 год является высокодотационным, так как доля дотации из краевого бюджета составляет более 50% от доходов местного бюджета, за исключением субвенций и иных межбюджетных трансфертов, предполагаемых на осуществление части полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с соглашениями, заключенными муниципальным районом и поселениями. Дефицит на 2023 год составляет 12,0 млн. рублей. Сохраняются условия жесткой экономии и отсутствие возможности принятия новых расходных обязательств, а именно расходы на установку видеонаблюдения, электромагнитного замка и оборудования системы экстренного оповещения сотрудников и посетителей. По полученной информации от специализированных учреждений сумма необходимая для выделения из местного бюджета Ачинского района настоящее время составляет 387 977 рублей, вопрос о выделении указанной суммы будет рассмотрен при формировании бюджета Ачинского района на 2024 год (л.д. 49-50).

Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд полагает исковые требования Ачинского городского прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст.38 Конституции Российской Федерации дети находятся под защитой государства.

Федеральным законом от 06.03.2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" определены основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики проявлений терроризма. В силу ст.2 данного Закона одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации является приоритет мер предупреждения терроризма и минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

Согласно ст. 3 Федерального закона "О противодействии терроризму" противодействие терроризму – деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); антитеррористическая защищенность объекта (территории) - состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения, муниципального округа или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.

Органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений: обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления; осуществляют иные полномочия по решению вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений (ст. 5.2. ФЗ "О противодействии терроризму").

В соответствии со ст. 5 ФЗ "О противодействии терроризму" Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).

Во исполнение вышеуказанных положений Закона Правительством Российской Федерации принято Постановление Правительства РФ от 06.03.2015 N 202 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов спорта и формы паспорта безопасности объектов спорта", которым установлены обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов недвижимого имущества и комплексов недвижимого имущества, специально предназначенных для проведения физкультурных мероприятий и (или) спортивных мероприятий (далее - объекты спорта), включая проведение категорирования объектов спорта, осуществление контроля за выполнением настоящих требований и разработку паспорта безопасности объектов спорта.

Подпунктом 15 Постановления определено, что в целях обеспечения необходимой степени антитеррористической защищенности с учетом присвоенной категории опасности объекты спорта первой - третьей категорий опасности оборудуются инженерно-техническими средствами охраны: объекты спорта, отнесенные к третьей категории опасности: системой экстренного оповещения сотрудников и посетителей объекта спорта о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации; охранной телевизионной системой; ручными металлоискателями.

Согласно п. 22 указанного Постановления, оповещение и информирование всех физических лиц, находящихся на объекте спорта, об угрозе совершения или о совершении террористического акта, должны осуществляться по системе оповещения.

Как следует из материалов дела, МБУ «Спортивная школа Ачинского района» является юридическим лицом, зарегистрировано и осуществляет свою деятельность на основании Устава.

В соответствии с п. 1.1, 1.2, 1.8 Устава МБУ «Спортивная школа Ачинского района» является организацией дополнительного образования с местом нахождения: <адрес>, квартал 1 <адрес>. Учредителем образовательной организацией является муниципальное образование <адрес> (л.д.35-48).

МБУ «Спортивная школа <адрес>» имеет лицензию на осуществление образовательной деятельности -Л от ДД.ММ.ГГГГ.

В отношении МБУ «Спортивная школа <адрес>» ДД.ММ.ГГГГ была проведена проверка соблюдения требований законодательства об обеспечении безопасных условий обучения, антитеррористической защищенности объектов, о противодействии экстремизму и терроризму, в ходе которой было установлено, что в МБУ «Спортивная школа <адрес>» в здании по адресу: <адрес>, квартал 1 <адрес> отсутствует в том числе: система видеонаблюдения, обеспечивающая непрерывное видеонаблюдение за состоянием обстановки на территории спортивного комплекса, с возможностью архивирования и хранения данных; система экстренного оповещения сотрудников и посетителей объекта спорта о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации; входы в здание, противопожарных выходов в смежные помещения 1-го и 2-го этажа не оборудованы электрозамками. (л.д.10-12).

По результатам проверки Ачинским городским прокурором в адрес МБУ «Спортивная школа Ачинского района» 08.11.2022 было внесено представление об устранении нарушений законодательства об антитеррористической защищенности, привлечении виновных лиц к административной ответственности (л.д.7-9).

Спорные нарушения не были устранены, сумма необходимая для выделения из местного бюджета Ачинского района для устранения в настоящее время составляет 387 977 рублей, вопрос о выделении указанной суммы будет рассмотрен при формировании бюджета Ачинского района на 2024 год.

МБУ «Спортивная школа Ачинского района» утвержден и действует паспорт безопасности, согласно которому учреждение относится к 3 категории опасности.

Согласно ст. 9 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

В соответствии с пунктом 2 части 6 статьи 28 указанного Закона образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

В силу пункта 8 части 1 статьи 41 названного закона охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

При таких обстоятельствах, суд считает обоснованными требования Ачинского городского прокурора о возложении обязанности на МБУ «Спортивная школа Ачинского района» обеспечить безопасные условия обучения в соответствии с Требованиями к антитеррористической защищенности, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.03.2015 N 202 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов спорта и формы паспорта безопасности объектов спорта" путем оборудования МБУ «Спортивная школа Ачинского района» системой видеонаблюдения, обеспечивающей непрерывное видеонаблюдение за состоянием обстановки на территории спортивного комплекса, с возможностью архивирования и хранения данных; оборудования системой экстренного оповещения сотрудников и посетителей объекта спорта о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации; оборудования входов в здание, противопожарных выходов в смежные помещения 1-го и 2-го этажа электрозамками.

Кроме того, суд принимает во внимание, что "Концепцией противодействия терроризму в Российской Федерации" (утверждена Президентом Российской Федерации 05.10.2009) предусмотрено, что субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму.

В соответствии с пунктом 7.1 части 1 статьи 16 Федерального закона № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах муниципального, городского округа.

Согласно пункту 42 Концепции противодействия терроризму расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.

На основании пункта 3 части 1 статьи 17 Федерального закона № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления обладают полномочиями по осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.

Таким образом, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий и антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления. При этом действующее законодательство не связывает выполнение органами местного самоуправления требований по обеспечению антитеррористической безопасности с их финансовыми возможностями.

Финансирование мероприятий в области противодействия терроризму, как следует из Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, может осуществляться и за счет привлечения средств из внебюджетных источников (пункт 43). Между тем, указанное не освобождает органы местного самоуправления, исходя из приведенных выше правовых норм, от обязанности принятия мер по антитеррористической защищенности объектов образовательных учреждений.

Пунктом 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

В целях осуществления деятельности МБУ «Спортивная школа Ачинского района» использует муниципальное имущество, в том числе нежилое здание, расположенное по адресу: Красноярский край, Ачинский район, п. Малиновка, квартал 1 дом 4 на праве оперативного управления.

Следовательно, с учетом недостаточности у МБУ «Спортивная школа Ачинского района» лимитов бюджетных средств для исполнения указанных прокурором требований закона, необходимость для органа местного самоуправления и главного распорядителя бюджетных средств в будущем предусмотреть в местном бюджете и выделить необходимые денежные средства с учетом требований федеральных законов и изданных в их исполнение нормативных правовых актов на обеспечение безопасности учреждения, учредителем и собственником которого является администрации Ачинского района, согласуется с положениями ст. 154 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Таким образом, поскольку МБУ «Спортивная школа Ачинского района» до настоящего времени не оборудовано системой видеонаблюдения, обеспечивающей непрерывное видеонаблюдение за состоянием обстановки на территории спортивного комплекса, с возможностью архивирования и хранения данных; системой экстренного оповещения сотрудников и посетителей объекта спорта о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации; электрозамками входов в здание, противопожарных выходов в смежные помещения 1-го и 2-го этажа, суд считает необходимым удовлетворить требования Ачинского городского прокурора, возложить обязанность на МБУ «Спортивная школа Ачинского района» устранить нарушения законодательства об антитеррористической защищенности в здании образовательного учреждения, оборудовать здание учреждения системой видеонаблюдения, обеспечивающей непрерывное видеонаблюдение за состоянием обстановки на территории спортивного комплекса, с возможностью архивирования и хранения данных; системой экстренного оповещения сотрудников и посетителей объекта спорта о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации; электрозамками входов в здание, противопожарных выходов в смежные помещения 1-го и 2-го этажа.

На администрацию Ачинского района возложить обязанность выделить финансирование МБУ «Спортивная школа Ачинского района» на обеспечение выполнение требований антитеррористической защищенности объекта образования.

При этом, предложенный истцом срок, в течение которого необходимо исполнить данную обязанность Администрацией Ачинского района со дня вступления решения суда в законную силу, суд находит разумным и считает возможным в соответствии со ст. 206 ГПК РФ предоставить администрации Ачинского района срок исполнения решения суда в 4 месяца.

Ответчики в силу ст. 333.36п. 1 п.п. 19 Налогового кодекса Российской Федерации освобождаются от уплаты госпошлины.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Ачинского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Возложить обязанность на МБУ «Спортивная школа <адрес>» в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения законодательства об антитеррористической защищенности в здании образовательного учреждения, расположенного по адресу: <адрес>, квартал 1, <адрес>, в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 202 путем оборудования МБУ «Спортивная школа <адрес>» системой видеонаблюдения, обеспечивающей непрерывное видеонаблюдение за состоянием обстановки на территории спортивного комплекса, с возможностью архивирования и хранения данных; оборудования системой экстренного оповещения сотрудников и посетителей объекта спорта о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации; оборудования входов в здание, противопожарных выходов в смежные помещения 1-го и 2-го этажа электрозамками.

Возложить обязанность на Администрацию Ачинского района в течение 4 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу профинансировать расходы по обеспечению безопасных условий для лиц, занимающихся спортом в МБУ «Спортивная школа Ачинского района» в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 06.03.2015 №202 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов спорта и формы паспорта безопасности объектов спорта».

Освободить МБУ «Спортивная школа Ачинского района», Администрацию Ачинского района, Красноярского края от уплаты государственной пошлины.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ачинский городской суд.

Председательствующий Е.В. Королева

Мотивированное решение изготовлено 16 августа 2023 года.