ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2482/2021 от 30.04.2021 Верх-исетского районного суда г. Екатеринбурга (Свердловская область)

66RS0056-01-2021-001674-50 №2-2482/2021

мотивированное решение составлено 30.04.2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

26.04.2021 г. Екатеринбург

Верх-Исетский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области в составе председательствующего судьи Патрушевой М. Е., при секретаре Толстых А.О.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Прокуратуре Свердловской области о включении периода работы в выслугу лет для назначения пенсии

установил:

ФИО1 обратился в суд с иском к Прокуратуре Свердловской области, в котором просит возложить на ответчика обязанность зачесть в выслугу лет для назначения пенсии по линии прокуратуры период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности старшего судебного пристава Кетовского подразделения службы судебных приставов Курганской области, в должности заместителя начальника - старшего судебного пристава Курганского городского отдела судебных приставов Курганской области.

Иск мотивирован тем, что спорный период не был ответчиком включен в выслугу лет для выплаты доплаты прокурорским работникам органов и учреждений прокуратуры, в последующем для назначения пенсии по выслуге лет, поскольку, по мнению ответчика, спорный период не подлежит включению, так как управление юстиции Курганской области не входило в систему Министерства юстиции Российской Федерации (далее Минюст РФ). Однако в соответствии с Федеральным законом N 118-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "О судебных приставах", служба судебных приставов входила в Минюст РФ. Должность отнесена к федеральной государственной службе.

Представитель ответчика ФИО2, действующая на основании доверенности, в судебном заседании требования не признала, поддержала доводы, изложенные в письменных возражениях на иск. Днем образования территориального органа Министерства юстиции является 27.09.2000, в соответствии с приказом Минюста РФ от №1610-к. В связи с изложенным, истцу зачтена служба именно с 27.09.2000, так как именно данный период является началом работы в службе судебных приставов, которая может быть зачтена в выслугу лет.

Заслушав сторон, исследовав доказательства по делу, суд приходит к следующему.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, ФИО1 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил службу в службе судебных приставов Курганской области на должностях старшего судебного пристава Кетовского районного подразделения судебных приставов, заместителя начальника - старшего судебного пристава Курганского городского отдела судебных приставов.

В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил службу в органах прокуратуры Курганской области на должностях помощника и старшего помощника прокурора Кетовского района, прокурора отдела по надзору за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия и дознания прокуратуры г. Кургана. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в органах прокуратуры Свердловской области на должностях прокурора отдела по надзору за процессуальной деятельностью органов Следственного комитета РФ, заместителя прокурора Октябрьского района г. Екатеринбурга, Тавдинского городского прокурора, прокурора Пригородного района.

Приказом прокурора Курганской области от ДД.ММ.ГГГГ истцу с ДД.ММ.ГГГГ установлена надбавка за выслугу лет в размере 70% к должностному окладу и доплате за классный чин, произведен расчет выслуги лет, которая на ДД.ММ.ГГГГ составила 20 лет 00 месяцев 00 дней (далее в формате 00-00-00). Приказом прокурора Курганской области от ДД.ММ.ГГГГ истцу с ДД.ММ.ГГГГ установлена ежемесячная надбавка к денежному содержанию в размере 50% пенсии, которая могла быть назначена.

При приеме на службу в органы прокуратуры Свердловской области ДД.ММ.ГГГГ с истцом заключен трудовой договор , в соответствии с п. «в» раздела 6 которого установлена доплата за выслугу лет в размере 70% должностного оклада и доплаты за классный чин. Кроме того, произведен расчет выслуги лет, согласно которому выслуга лет на ДД.ММ.ГГГГ составила 20-04-03.

Согласно решению комиссии по установлению выслуги лет прокуратуры Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ произведен иной расчет выслуги лет,согласно которому период работы в службе судебных приставов Курганской областис ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в выслугу лет для назначения доплаты (и, соответственно,пенсии по выслуге лет в настоящее время) истцу не засчитан.

Основанием для исключения спорного периода из выслуги лет послужил вывод комиссии о том, что Управление юстиции по Курганской области стало являться территориальным органом Министерства юстиции Российской Федерации только с ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ приказом Генерального прокурора РФ от ДД.ММ.ГГГГ истец уволен из органов прокуратуры Свердловской области по собственному желанию в связи с выходом на пенсию за выслугу лет (на основании п. 3 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса Российской Федерации.

В соответствии со ст. 11 Гражданского кодекса Российской Федерации защита нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляется судом в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством.

Согласно ст. 7, 39 Конституции Российской Федерации, в России как социальном государстве, охраняется труд и здоровье людей, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты; каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту и в иных случаях, установленных законом.

Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.

В силу ст. 40 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" служба в органах и учреждениях прокуратуры является видом федеральной государственной службы. Прокурорские работники являются государственными служащими государственной службы Российской Федерации, исполняющими обязанности по государственной должности федеральной государственной службы с учетом требований настоящего Федерального закона.

Обязанности службы в правоохранительных органах связаны с выполнением специфических задач обороны страны и охраны правопорядка в условиях, сопряженных с риском для жизни и здоровья, повышенными физическими и эмоциональными нагрузками, неблагоприятным воздействием различного рода иных факторов. Особый характер такой службы предопределяет и обязанность государства - (ч. 1 ст. 1, ст. 2, ст. 7, ч. 1 и 3 ст. 37, ч. 1, 2 ст. 39, ч. 1 ст. 41, ч. 1 ст. 45, ст. 59, ст. 71 Конституции РФ) - гарантировать им повышенную социальную защиту, включая соответствующее их особому статусу и характеру службы пенсионное обеспечение.

Выслуга лет, выступая в качестве самостоятельного правового основания назначения пенсии лицам, проходившим военную и правоохранительную службу, по своему характеру является специальным трудовым стажем, приобретаемым именно в процессе службы.

Таким образом, пенсия за выслугу лет, в системе действующего нормативного - правового регулирования пенсионного обеспечения, является государственной гарантией материального обеспечения лиц, проходивших военную и (или) правоохранительную службу, поддержания соответствующего материального достатка, их социального статуса при оставлении службы.

Конституция Российской Федерации непосредственно не предусматривает конкретные условия и порядок предоставления пенсий - государственные пенсии и социальные пособия, согласно ч. 2 ст. 39, устанавливаются законом.

В абз. 1 п. 2 ст. 44 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" установлено, что пенсионное обеспечение прокуроров осуществляется применительно к условиям, нормам и порядку, которые установлены законодательством РФ для лиц, проходивших службу в органах внутренних дел.

Специальными нормативными актами, регулирующими отношения в области пенсионного обеспечения является "Положение об исчислении выслуги лет, назначении и выплате пенсий и пособий прокурорам и следователям, научным и педагогическим работникам органов и организаций прокуратуры Российской Федерации, имеющим классные чины, и их семьям", утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 N 942, в соответствии с п. 1.1 которого в выслугу лет для назначения пенсии в соответствии с пунктом "а" статьи 13 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" засчитываются периоды службы (работы, учебы) на день увольнения из системы органов и организаций прокуратуры Российской Федерации в Министерстве юстиции Российской Федерации, его территориальных органах и подведомственных федеральных органах исполнительной власти в качестве лиц, замещавших государственную должность Российской Федерации, а также государственные должности федеральной государственной службы и должности федеральной государственной гражданской службы, а также "Положение о доплате за выслугу лет прокурорским работникам органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации" утвержденное Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 21.05.2012 N 213, в соответствии с пп. 12 п. 2.1 которого в выслугу лет для выплаты доплаты прокурорским работникам органов и учреждений прокуратуры включаются периоды работы в Министерстве юстиции Российской Федерации (с 25.01.1995), его территориальных органах и подведомственных федеральных органах исполнительной власти (не ранее чем с 01.10.1998) в качестве лиц, замещавших государственную должность Российской Федерации, а также государственные должности федеральной государственной службы и должности федеральной государственной гражданской службы.

Согласно Приложению N 9 к Указу Президента РФ N 981 от 03.09.1997 (действовавшему в период спорных правоотношений) работа на должности судебного пристава-исполнителя в органах Минюста РФ отнесена к государственной должности федеральной государственной службы для обеспечения деятельности территориального органа федерального органа государственной власти (подраздел введен Указом Президента РФ от 28.04.1998 N 462).

Согласно п. 4 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 04.11.1993 г. N 1187 (утратило силу 14.12.1999), Минюст РФ осуществляет свою деятельность через органы юстиции субъектов Российской Федерации.

Служба судебных приставов, согласно ст. 5 Федерального закона N 118-ФЗ от 21.07.1997 "О судебных приставах" входит в систему органов Министерства юстиции Российской Федерации. Статья 25 данного закона посвящена переходному периоду, и содержит сведения, что финансирование службы предусматривается из федерального бюджета.

Указом Президента РФ от 16.12.1997 N 1284 внесены изменения в структуру федеральных органов исполнительной власти в связи с принятием Федерального закона "О судебных приставах" – Минюст РФ передано в прямое подчинение Президенту Российской Федерации.

Согласно Указу Президента Российской Федерации от 02.08.1999 N 954 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации" Министерство юстиции Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в сфере юстиции, а также координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти. В систему Минюста России входят его территориальные органы, иные органы и учреждения юстиции, а также организации, обеспечивающие их деятельность. Основными задачами Минюста России помимо прочих являются обеспечение установленного порядка деятельности судов и обеспечение исполнения актов судебных и других органов. Основными функциями Минюста России помимо прочих является осуществление организационного и методического руководства деятельностью службы судебных приставов и финансирование органов и учреждений юстиции.

Факт преобразования Управления юстиции Курганской области в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Курганской области на основании приказа Министра юстиции Российской Федерации от 27.09.2000 N 1610-к свидетельствует о том, что органы юстиции и до этой даты представляли собой территориальные органы юстиции на местах, поскольку министерство может преобразовать только то, что в его структуру входит.

В силу ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 31.07.1995 N 119-ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации" (действовавшей до 31.05.2003) государственная служба включает в себя: федеральную государственную службу, находящуюся в ведении Российской Федерации; государственную службу субъектов Российской Федерации, находящуюся в их ведении.

В соответствии с ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 27.05.2003г. N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" в стаж (общую продолжительность) государственной службы одного вида в соответствии с федеральными законами о видах государственной службы, о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, и их семей и законами субъектов Российской Федерации включаются продолжительность государственной службы других видов, а также периоды замещения государственных должностей Российской Федерации, государственных должностей субъектов Российской Федерации, муниципальных должностей, замещаемых на постоянной основе, и должностей муниципальной службы.

Статьей 2 указанного закона определено, что система государственной службы включает в себя: государственную гражданскую службу; военную службу; государственную службу иных видов (п. 1). Государственная гражданская служба подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта Российской Федерации (п. 2). Военная служба и государственная служба иных видов, которые устанавливаются федеральными законами, являются видами федеральной государственной службы (п. 3).

Из ответа Правительства Курганской области от 21.04.2021 №853/21 усматривается, что в соответствии с постановлением Администрации Курганской области от 03.06.1998 № 288 «О структуре Администрации Курганской области» управление юстиции входило в структуру Администрации Курганской области. Согласно п. 1 Положения об управлении юстиции Администрации Курганской области, утвержденного постановлением Администрации Курганской области от 13.08.1997 № 519, управление юстиции Администрации Курганской области являлось структурным подразделением Администрации Курганской области. Управление юстиции в целях реализации возложенных на него задач организовывало работу по исполнению решений, определений и постановлений судов по уголовным делам в части имущественных взысканий, а также постановлений других органов, исполнение которых возложено на судебных исполнителей (пп.4п.4). С 01.04.1999 управление юстиции не входит в структуру Администрации Курганской области (постановление Администрации Курганской области от 01.02.1999 № 44 «О структуре Администрации Курганской области»). Постановлением Администрации Курганской области от 09.09.1996 № 463 «О Реестре государственных должностей» и постановлением Администрации Курганской области от 30.12.1998 № 670 «О Реестре государственных должностей в Курганской области» должности судебных приставов не предусматривались.

Таким образом, истец, проходя службу в должности старшего судебного пристава Кетовского подразделения службы судебных приставов Курганской области, заместителя начальника – старшего судебного пристава Курганского городского отдела судебных приставов Курганской области, занимал государственную должность федеральной государственной службы.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что уже начиная с ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 занимал должность федеральной государственной службы в территориальном органе Минюста РФ, в связи с чем период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежит включению в выслугу лет для назначения пенсии по линии прокуратуры.

Данная позиция согласуется с Приказом Генерального прокурора РФ от ДД.ММ.ГГГГN 111, разъясняющего в п. ДД.ММ.ГГГГ возможность зачета в стаж прокурорскому работнику периода работы в должности государственной федеральной гражданской службы с ДД.ММ.ГГГГ - в территориальных органах и подведомственных федеральных органах исполнительной власти Минюста РФ.

Руководствуясь ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования ФИО1 к Прокуратуре Свердловской области о включении периода работы в выслугу лет для назначения пенсии – удовлетворить.

Обязать Прокуратуру Свердловской области зачесть в выслугу лет для назначения пенсии ФИО1 периоды службы:

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности старшего судебного пристава Кетовского подразделения службы судебных приставов Курганской области;

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности заместителя начальника Курганского городского отдела судебных приставов Курганской области.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, с подачей жалобы через Верх-Исетский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области.

Судья М. Е. Патрушева