ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2484 от 20.12.2013 Орджоникидзевского районного суда г. Перми (Пермский край)

Дело № 2 - 2484 / 13                                                                                                        <.....>

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

20 декабря 2013 года

Орджоникидзевский районный суд г. Перми в составе: председательствующего судьи Шумайловой Е.П.,

при секретаре ФИО3,

с участием представителя истца ФИО4, действующей на основании доверенности от (дата) №... представителя ответчика, ДГиА администрации города Перми, - ФИО5, действующего на основании доверенности от (дата) № №..., представителя ответчика, администрации Орджоникидзевского района г. Перми, - ФИО6, действующего на основании доверенности от (дата) № №...

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к департаменту градостроительства и архитектуры администрации <АДРЕС>, обществу с ограниченной ответственностью «<.....>», ФИО2, администрации Орджоникидзевского района                    г. Перми о признании незаконным и отмене разрешения на строительство, отмене результатов публичных слушаний,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратилась в суд с иском к департаменту градостроительства и архитектуры администрации города Перми, ООО «<.....>», ФИО2, администрации Орджоникидзевского района г. Перми о признании незаконным и отмене разрешения на строительство, отмене результатов публичных слушаний, указав, что она является собственником <АДРЕС>, расположенного по <АДРЕС>. (дата) она обратилась в департамент градостроительства и архитектуры администрации города Перми, где ей стало известно, что на строительство 30-квартирного жилого дома, расположенного по <АДРЕС>, департаментом ООО «<.....>» выдано разрешение № №... от (дата) года. В этот же день она обратилась с заявлением к начальнику инспекции государственного строительного надзора Пермского края с просьбой провести проверку законности и соблюдения норм при строительстве многоквартирного дома по <АДРЕС>. Из письма Инспекции государственного строительного надзора Пермского края от (дата) следует, что данный вопрос неподнадзорен инспекции и письмо направлено для проверки в департамент градостроительства и архитектуры администрации г. Перми, который выдал разрешение на строительство. После чего, в администрации Орджоникидзевского района г. Перми ей стало известно, что в (дата) проходили публичные слушания, в результате которых было принято решение об изменении (в районе строительства <АДРЕС>) градостроительной зоны с Ж-4 (зоны индивидуальной жилой застройки) на зону Ж-3 (предусматривающей строительство многоквартирных жилых домов). Считает, что изменение градостроительной зоны и разрешение на строительство 30-квартирного дома выдано незаконно, нарушаются ее интересы, поскольку она является смежными землепользователем. В известность о том, что планируется изменение градостроительной зоны и что рядом с ее домом будет построен 30-квартирный жилой дом, ее никто не ставил. Считает, что при строительстве данного дома ее дом и земельный участок будут полностью затенены, чем будут нарушены нормы инсоляции. Нарушены противопожарные нормы, поскольку расстояние от забора <АДРЕС> до стены <АДРЕС> составляет 2 метра 60 см.. При выкапывании котлована под застройку <АДРЕС> работники копали по всей длине участка и уровнем ниже ее участка, что привело к тому, что вода из ее колодца частично ушла, а оставшаяся вода «стоячая», ее пить невозможно, единственным источником воды в доме являлся колодец. После проведенных земляных работ вода стоит в подвале строящегося <АДРЕС> ввода дома в эксплуатацию ей непонятно где будут парковаться автомобили жильцов данного дома, гаражи в строительстве дома не предусмотрены. В непосредственной близости от строительства находятся частные <АДРЕС>, права и интересы которых также нарушаются. В связи с чем просит признать незаконным и отменить разрешение на строительство многоквартирного жилого дома по адресу <АДРЕС>, выданное (дата) департаментом градостроительства и архитектуры администрации г. Перми. Отменить результаты публичных слушаний от (дата) года, проведенных администрацией Орджоникидзевского района, в соответствии с которыми изменилась градостроительная зона.

Истец, ФИО1, в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом (л. д. ), просит рассмотреть дело в ее отсутствие, указала, что на исковых требованиях настаивает (л. д. ). В предыдущем судебном заседании суду пояснила, что на соседнем земельном участке ведется строительство трехэтажного многоквартирного жилого дома, пока построен только первый этаж, но он уже затеняет ее участок полностью. Просит отменить разрешение на строительство, так как строительные нормы не соблюдены. Также просит отменить результаты публичных слушаний, так как жителей о проведении публичных слушаний не известили, никто из их сектора в публичных слушаниях не участвовал (л. д. 55 - 58).

Представитель истца, ФИО4, в судебном заседании предъявленные исковые требования и пояснения истца поддержала.

Представитель ответчика, ДГиА администрации города Перми, в судебном заседании требования ФИО1 не признал, считает их необоснованными, поскольку процедура выдачи разрешения на строительство объектов капитального строительства предусмотрена статьей 51 Градостроительного кодекса РФ, Административным регламентом департамента градостроительства и архитектуры администрации города Перми по предоставлению муниципальной услуги "Подготовка и предоставление разрешений на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, продление срока выданного разрешения, внесение изменений в выданное разрешение", утвержденным постановлением администрации города Перми от (дата) №... Разрешение №... на строительство объекта капитального строительства «<.....> <.....>» по <АДРЕС> выдано (дата) сроком до (дата) застройщику ООО «<.....>». Строительство указанного объекта разрешено в пределах земельного участка с кадастровым номером №... Земельный участок по <АДРЕС> землепользования и застройки города Перми, утвержденным решением Пермской городской Думы от (дата) № №..., градостроительному плану земельного участка, утвержденному распоряжением начальника департамента градостроительства и архитектуры администрации города Перми от (дата) №... находится в территориальной зоне Ж-3 (зона смешанной застройки индивидуальными жилыми домами, блокированными жилыми домами и многоквартирными домами не выше 4 этажей). Многоквартирные жилые дома поименованы в основных видах разрешенного использования. Таким образом, размещение многоквартирных жилых домов с этажностью не выше 4-х возможно. Виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства - виды деятельности, объекты, осуществлять и размещать которые на земельных участках разрешено в силу поименования этих видов деятельности и объектов в составе градостроительных регламентов применительно к соответствующим территориальным зонам при условии обязательного соблюдения требований, установленных законодательством, настоящими Правилами, иными нормативными правовыми актами, нормативно_техническими документами. Проектная документация (шифр 012-2012) на строительство указанного объекта, разработанная проектной организацией ООО «<.....>» (свидетельство о допуске к определенному виду или видам работ по подготовке проектной документации, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства №..., от (дата)), содержит заверение о соблюдении действующих норм и правил, в том числе о соответствии проектной документации градостроительному плану земельного участка, градостроительным регламентам, заданию на проектирование, документации об использовании земельного участка для строительства, техническим регламентам, требованиям по обеспечению безопасной эксплуатации зданий, строений, сооружений и безопасного использования прилегающих к ним территорий, с соблюдением технических условий. Застройщиком были представлены все необходимые документы, предусмотренные частью 7 статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации: правоустанавливающие документы на земельный участок; градостроительный план земельного участка; материалы, содержащиеся в проектной документации: а) пояснительная записка; б) схема планировочной организации земельного участка; в) схемы, отображающие архитектурные решения; г) сводный план сетей инженерно-технического обеспечения; д) проект организации строительства (рассчитан на 7 мес.); приказ об утверждении проектной документации от (дата) № №..., необходимый в соответствии с частью 15 статьей 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации. В целях соблюдения прав смежных землепользователей, в том числе ФИО1, и в целях строительства указанного объекта ООО «<.....>» на чертеже градостроительного плана земельного участка определено место допустимого размещения зданий, строений, сооружений с отступлениями от границ земельного участка. Таким образом, проектирование и строительство объекта возможно в пределах установленного места допустимого размещения. Согласно схеме планировочной организации земельного участка в составе указанной проектной документации, объект капитального строительства запроектирован в пределах места допустимого размещения. Таким образом, считает, что разрешение на строительство выдано законно и обоснованно в соответствии с требованиями действующего законодательства. Оснований для отказа не имелось. Согласно возложенных законодательством полномочий администрация города Перми не уполномочена проводить проверки по соблюдению застройщиком строительных норм и правил в процессе осуществления строительства объектов капитального строительства.

Представитель ответчика, администрации Орджоникидзевского района г. Перми, в судебном заседании требования ФИО1 не признал, считает их необоснованными и не подлежащими удовлетворению, поскольку администрация района не наделена полномочиями по выдаче разрешений на строительство жилых домов. Данными полномочиями в соответствии с п.п. 3.2.1.10 Положения о департаменте, утвержденного решением ПГД от (дата) № №..., наделен департамент градостроительства и архитектуры администрации г. Перми. Порядок проведения публичных слушаний регламентируется законодательством. В соответствии с нормами, действующими на момент организации и проведения публичных слушаний в (дата), органами, уполномоченными на проведение публичных слушаний по вопросам градостроительной деятельности на территории города Перми являлись: а) департамент градостроительства и архитектуры администрации г. Перми; б) комиссия по землепользованию и застройке г. Перми; в) территориальный организационный комитет при администрации Орджоникидзевского района г. Перми. Публичные слушания (дата) по адресу <АДРЕС>, МБУК г. Перми ДЦДиТ «Родина» проводились на основании постановления главы города Перми от (дата) № №.... В соответствии с п. 4 данного постановления, осуществление всех мероприятий (п.п. 4.1- 4.7) по организации публичных слушаний возложено на администрацию г. Перми и на КЗиЗ.Администрация района в лице ТОК выполняла свои обязанности, предусмотренные п.п. 4.1.1-4.1.13 Типового положения о ТОК, а именно: разместила демонстрационные материалы (экспозицию) проекта решения на 2-м этаже здания администрации района по <АДРЕС>; осуществила информирование населения о проведении публичных слушаний через органы территориального общественного самоуправления, действующие в микрорайоне Гайва; осуществила регистрацию участников публичных слушаний; обеспечила ведение протокола публичных слушаний, аудиозаписи и представление их в КЗиЗ; организовала проведение публичных слушаний в МБУК г. Перми ДЦДиТ «Родина» (аппаратура, экран, размещение демонстрационных материалов и т.д.); назначила ведущего (ФИО7) и секретаря (ФИО8) публичных слушаний; определила регламент публичных слушаний, очередность выступлений. Иные функции ТОК вправе осуществлять только при необходимости, определяемой КЗиЗ или ДГА (п.п. 4.1.1, 4.1.4, 4.1.5 Типового положения о ТОК). Никаких дополнительных указаний и поручений, зафиксированных протоколом либо иным документом, оформленным за подписью председателя КЗиЗ, его заместителя или начальника ДГА в ТОК не поступало. На основании изложенного считает администрацию района ненадлежащим ответчиком по данному делу, просит в удовлетворении исковых требований к администрации района отказать.

Представитель ответчиков, ООО «<.....>» и ФИО2, в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, заявлений и ходатайств не представил. В предыдущем судебном заседании предъявленные исковые требования не признал, суду пояснил, что ответчики не являются административным органом и не имеют возможности отменить решение департамента или результаты публичных слушаний, не могут являться надлежащими ответчиками по делу. Строящийся дом относится к малоэтажному строительству, разрешение на строительство выдавалось департаментом на основании всех необходимых документов (л. д. 55 - 58).

Суд, выслушав пояснения представителя истца, представителя ответчика ДГиА администрации города Перми, представителя ответчика администрации Орджоникидзевского района г. Перми, исследовав материалы дела, пришел к следующему выводу.

Как установлено в судебном заседании, ФИО1 является собственником <АДРЕС>, расположенного по адресу: <АДРЕС>, что подтверждается договором мены от (дата) (л. д. 10).

Из протокола публичных слушаний от (дата) следует, что (дата) состоялись публичные слушания по теме: «Обсуждение проекта решения Пермской городской Думы «О внесении изменений в решение Пермской городской Думы №... от (дата) «Об утверждении правил землепользования города Перми». Согласно данному проколу, на публичных слушаниях принято предложение: установить территориальную зону Ж-3 в границах кварталов №.... Территориальная зона является компромиссной между существующими правами и намерениями заявителя ФИО2 (л. д. 11 - 13). Кроме этого, из протокола усматривается, что начальником отдела градостроительного зонирования ДГА администрации города Перми сообщено, что при изменении территориальной зоны права собственников индивидуальных жилых домов не нарушатся, поскольку этот вид разрешенного использования включен в перечень основных видов зоны смешанной застройки Ж - 3.

Решением Пермской городской Думы от (дата) №... «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Перми, утвержденные Решением Пермской городской Думы от (дата) № №...», внесены изменения в статью 49 Правил, а именно установлена территориальная зона смешанной жилой застройки индивидуальными жилыми домами, блокированными жилыми домами и многоквартирными домами не выше 4 - х этажей (Ж - 3) (пункт 1.26.).

Земельный участок, расположенный по адресу: <АДРЕС>, зарегистрирован по праву собственности за ФИО2 (л. д. 14 - 15).

(дата) департаментом градостроительства и архитектуры выдано разрешение ООО «<.....>» на строительство объекта капитального строительства многоквартирного жилого дома по адресу: <АДРЕС> (л. д. 72).

Согласно п. 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ, земельные участки используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

В соответствии со ст. 30 Градостроительного кодекса РФ, виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются в градостроительных регламентах, которые вместе с положениями об изменении таких видов являются составной частью Правил землепользования и застройки территорий.

Согласно ст. 32 Градостроительного кодекса РФ, 1. Правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления. Обязательными приложениями к проекту правил землепользования и застройки являются протоколы публичных слушаний по указанному проекту и заключение о результатах таких публичных слушаний. Обязательным приложением к проекту правил землепользования и застройки, подготовленному применительно к территории исторического поселения федерального значения или к территории исторического поселения регионального значения, кроме указанных обязательных приложений, является документ, подтверждающий согласование проекта правил землепользования и застройки соответственно с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области охраны объектов культурного наследия, в соответствии с Федеральным законом от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".

2. Представительный орган местного самоуправления по результатам рассмотрения проекта правил землепользования и застройки и обязательных приложений к нему может утвердить правила землепользования и застройки или направить проект правил землепользования и застройки главе местной администрации на доработку в соответствии с результатами публичных слушаний по указанному проекту.

3. Правила землепользования и застройки подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещаются на официальном сайте поселения (при наличии официального сайта поселения), официальном сайте городского округа (при наличии официального сайта городского округа) в сети "Интернет".

4. Физические и юридические лица вправе оспорить решение об утверждении правил землепользования и застройки в судебном порядке.

5. Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе оспорить решение об утверждении правил землепользования и застройки в судебном порядке в случае несоответствия правил землепользования и застройки законодательству Российской Федерации, а также схемам территориального планирования Российской Федерации, схемам территориального планирования субъектов Российской Федерации, утвержденным до утверждения правил землепользования и застройки.

Статьей 37 Градостроительного кодекса РФ, предусмотрены виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Исходя из ч. 1 данной статьи, разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов:

1) основные виды разрешенного использования;

2) условно разрешенные виды использования;

3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.

2. Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

3. Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.

4. Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.

5. Решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами.

6. Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 39 настоящего Кодекса.

7. Физическое или юридическое лицо вправе оспорить в суде решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства либо об отказе в предоставлении такого разрешения.

Согласно ст. 48 Градостроительного кодекса РФ, проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.

В соответствии со ст. 49 Градостроительного кодекса РФ, проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 3 и 3.1 настоящей статьи. Экспертиза проектной документации и (или) экспертиза результатов инженерных изысканий проводятся в форме государственной экспертизы или негосударственной экспертизы. Застройщик или технический заказчик по своему выбору направляет проектную документацию и результаты инженерных изысканий на государственную экспертизу или негосударственную экспертизу, за исключением случаев, если в соответствии с настоящей статьей в отношении проектной документации объектов капитального строительства и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, предусмотрено проведение государственной экспертизы.

В силу ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

В соответствии со статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, при принятии решения о выдаче разрешения на строительство, уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган осуществляет: проверку наличия необходимых документов, предусмотренных частью 7 статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации; проверку соответствия проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка, красным линиям.

Учитывая требования действующего законодательства и обстоятельства дела, установленные в ходе судебного заседания, суд пришел к выводу о том, что исковые требования предъявлены ФИО1 необоснованно и удовлетворению не подлежат. При этом суд принимает во внимание следующие обстоятельства.

Оснований, предусмотренных законом, для отмены результатов публичных слушаний, состоявшихся (дата) года, не имеется. Во - первых, публичные слушания были проведены в соответствии с порядком, установленным действующим законодательством. Публичные слушания (дата) проводились на основании постановления главы города Перми от (дата) № №..., администрация района разместила демонстрационные материалы проекта решения, осуществила информирование населения о проведении публичных слушаний, выполнила другие возложенные на нее обязанности, результаты публичных слушаний также были размещены в официальном бюллетене органа местного самоуправления. Во - вторых, результаты публичных слушаний сами по себе на права истца никаким образом не повлияли, а послужили основанием для принятия Пермской городской Думой Решения о внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Перми, утвержденные решением Пермской городской думы от (дата) № №..., которым и была установлена территориальная зона смешанной жилой застройки индивидуальными жилыми домами, блокированными жилыми домами и многоквартирными домами не выше 4 - х этажей (Ж - 3). Указанное Решение Пермской городской Думы истцом не оспорено.

Оснований, предусмотренных законом, для признания незаконным и отмены разрешения на строительство многоквартирного жилого дома по адресу: <АДРЕС>, выданного (дата) года, также не имеется. Во - первых, разрешение было выдано в соответствии с требованиями действующего законодательства, оснований для отказа в выдаче разрешения не имелось. Во - вторых, доказательств, подтверждающих, что в результате выдачи данного разрешения нарушены права и законные интересы истца, истцом суду не представлено. А, в соответствии со ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Таким образом, суд считает, что в удовлетворении исковых требований ФИО1 следует отказать в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

ФИО1 в удовлетворении исковых требований к департаменту градостроительства и архитектуры администрации города Перми, обществу с ограниченной ответственностью «<.....>», ФИО2, администрации Орджоникидзевского района г. Перми о признании незаконным и отмене разрешения на строительство, отмене результатов публичных слушаний - отказать.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Орджоникидзевский районный суд г. Перми в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Судья                                                                                Е.П. Шумайлова

<.....>

<.....>

<.....>