61RS0012-01-2020-003817-34
Отметка об исполнении по делу № 2-2485/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 октября 2020 года г. Волгодонск
Волгодонской районный суд Ростовской области в составе:
председательствующего судьи Савельевой Л.В.
при секретаре судебного заседания Беляевой Д.С.,
с участием:
истца ФИО1,
представителя ответчика ООО «Уют-2» ФИО2, действующего на основании доверенности от 28.01.2019,
представителя третьего лица Администрации г. Волгодонска ФИО3, действующей на основании доверенности № 52.1-17/8303 от 28.10.2019,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ООО «Уют-2», третье лицо Администрация г. Волгодонска о защите прав потребителей,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с иском к ООО «Уют-2» третье лицо: Администрация г. Волгодонска, о защите прав потребителей, указав, что она является собственником жилого помещения № 28, расположенного в многоквартирном доме <адрес>. Управление указанным многоквартирным домом осуществляет ООО «Уют-2» на основании договора управления от 01.08.2015.
По условиям договора управления управляющая компания принимает обязательства выступать в качестве агента и за вознаграждение заключить договоры с поставщиками коммунальных ресурсов для предоставления коммунальных услуг жильцам дома <адрес>.
В соответствии с договором теплоснабжения № 2346 от 01.04.2015, заключенному между ООО «ВТС» и ООО «Уют-2», согласно п. 1.1. ООО «ВТС» обязуется выдавать потребителям через присоединительную сеть тепловую энергию и теплоноситель. Местом исполнения обязательств по договору является точка поставки-на границе балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности.
ООО «ВТС» является поставщиком коммунальной услуги по горячему водоснабжению и оплата за потребленную тепловую энергию и теплоноситель производится согласно пункту 6. 4 договора № 2346.
Собственники ( потребители) напрямую получают коммунальные услуги от поставщиков коммунальных ресурсов и напрямую оплачивают за потребленные объемы на расчетные счета, указанные в счете квитанции ООО РЦ «ВТС».
С 01.04.2014 года при расчете размера платы за услугу горячего водоснабжения применяют 2-х компонентный тариф на горячую воду, состоящий из компонента на теплоноситель (холодная вода) и компонента на тепловую энергию.
Согласно приложению 2 п. 26 Постановления Правительства РФ № 354 от 06.05.2011 применяется формула 23 для определения платы коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
РСТ Постановлением № 85/2 от 28.12.2017 утвердила норматив на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в размере от 0,054 Гкал/куб.м. до 0,066 Гкал/куб.м., но вводить норматив на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению собирается в декабре 2019 года.
В случае, когда не установлен или не действует норматив расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, рассчитывается по формуле 1 Приложения № 2 Правил 354.
При установлении двухкомпонентного тарифа по горячему водоснабжению –независимо от наличия приборов учета в системе горячего водоснабжения, независимо от системы теплоснабжения (открытая или закрытая), а также независимо от периода времени года (отопительный или не отопительный), количество тепловой энергии, использованной на подогрев холодной воды, определяется по установленным в предусмотренном законодательством порядке нормативам расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению (Письмо Департамента Министерства строительства и ЖКХ РФ от 22.03.2017 № 9268-00/04).
Вместе с тем ответчик начисляет плату за коммунальные услуги по ГВС, исходя из показаний УУТЭ, что, по мнению истца, является нарушением Правил 354, требований жилищного законодательства.
Тепловая энергия не относится к числу потребляемых коммунальных услуг, а величина Q служит для распределения тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для горячего водоснабжения между всеми потребителями в зависимости от объема потребления горячей воды, о чем свидетельствует многочисленная судебная практика.
В домах, где отсутствуют УУТЭ, применяется величина Q расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению 0, 0617 Гкал/м в кубе.
На основании п. 1 ст. 157 Жилищного Кодекса РФ истец просит:
признать действия ответчика по начислению платы за услугу по горячему водоснабжению в период с 01.05.2018 по 01.10.2018 по адресу: <адрес> недействительными ( незаконными); взыскать с ответчика излишне начисленную и уплаченную истцом сумму за горячую воду за период с 01.05.2018 по 01.10.2018 в размере 269,31 рубля, штраф в размере 50 % от суммы удовлетворенной исковых требований за от в добровольном удовлетворении требований потребителей, компенсацию морального вреда в сумме 50000 рублей, штраф в размере 50 % за неверное начисление платы за коммунальные услуги по ГВС, за необоснованное увеличение размера платы, необоснованное обогащение за счет потребителей в размере 134,65 рублей.
В судебном заседании истец поддержала исковые требования в полном объеме.
Представитель ООО «Уют- 2» ФИО2 в судебном заседании иск ФИО1 не признал в полном объеме по доводам, изложенным в письменных возражениях на исковое заявление (л.д.37-39), указав, что с 2012 года у органов местного самоуправления отсутствует возможность по установлению тарифов, данным вопросом занимается Региональная служба по тарифам, за весь спорный период единственным способом расчета был расчет с использованием показаний прибора учета. Денежные средства собранные управляющей компанией перечисляются ресурс снабжающим организациям.
Представитель Администрации г. Волгодонска ФИО3 просила отказать истцу в удовлетворении иска по доводам, приведенным в письменном отзыве на исковое заявление, согласно которому в соответствии с абз. 2 п.38 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению рассчитывается исходя из суммы стоимости компонента на холодную воду, предназначенную для подогрева в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению (или компонента на теплоноситель, являющегося составной частью тарифа на горячую воду в открытых. системах теплоснабжения (горячего водоснабжения), и стоимости компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
В указанный в иске ФИО1 период времени на территории Ростовской области не был в установленном законом порядке утвержден норматив расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для целей горячего водоснабжения, т.к. ранее действовавший норматив, установленный Постановлением Главы Администрации г. Волгодонска №4010 от 24.12.2007 был отменен Постановлением Администрации г. Волгодонска №3241 от 29.10.2012, а новый был установлен Постановлением Региональной службы по тарифам Ростовской области №85/2 от 28.12.2017, введен в действие с 01.05.2019 и не распространяет свое действие на указанный в иске период времени, в связи с чем расчет оплаты оказанной истице услуги по горячему водоснабжению не мог осуществляться, исходя из норматива расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для целей горячего водоснабжения ввиду отсутствия данного норматива.
В отсутствие утвержденного в установленном законом порядке норматива расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для целей горячего водоснабжения, ответчик правомерно использовал при расчете оплаты услуги по горячему водоснабжению показания установленных в многоквартирном доме истицы общедомовых приборов учета, фиксирующих количество тепловой энергии в горячей воде, поставляемой в многоквартирный дом в целях оказания услуги по горячему водоснабжению, т.к. при отсутствии утвержденного норматива расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению иного способа расчета оплаты последней в спорный период не имелось. ( л.д. 34-35).
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив письменные материалы дела, дав им оценку по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд находит исковые требования ФИО1 не подлежащими удовлетворению в полном объеме, по следующим основаниям.
Судом установлено, что истец ФИО1, является собственником квартиры в многоквартирном доме по адресу: <адрес>.
Управление многоквартирным домом <адрес> осуществляет ООО «Уют-2» на основании договора управления МКД от 01 августа 2015 года ( л.д. 60-78).
Пунктом 1. 2 договора управления от 01.08.2015 года предусмотрено, что управляющая организация принимает на себя обязательства выступать в качестве Агента и за вознаграждение заключить договоры с поставщиками коммунальных услуг от имени Управляющей организации, но в интересах и за счет собственников. По сделкам (договоры на поставку коммунальных услуг), совершенным Управляющей организацией с третьими лицами ( поставщиками коммунальных услуг) от своего имени и за счет собственников приобретает права и становится обязанной Управляющая организация. При этом собственники напрямую получают коммунальные услуги от поставщиков коммунальных услуг, с которыми Управляющей организацией заключены договоры и на прямую, на расчетный счет, указанный в ежемесячно выставляемом счете-квитанции на оплату, производят оплату поставщикам коммунальных услуг.
В соответствии с п. 1.12 договора управления от 01.08.2015 с целью надлежащего исполнения условий настоящего договора управляющая организация заключает необходимые договоры с третьими лицами на выполнение работ, оказание услуг, иные договоры, необходимые управляющей организации для выполнения принятых на себя обязательств по настоящему договору. Управляющая организация несет полную ответственность перед собственниками за действия третьих лиц, нанятых УО в рамках настоящего договора, качество выполненных третьими лицами работ ( услуг).
Во исполнение условий договора управления МКД, 01 апреля 2015 между ООО «ВТС» ( теплоснабжающая организация) и ООО «Уют-2» (потребитель) был заключен договор теплоснабжения и поставки горячей воды № 2346, по условиям которого теплоснабжающая организация обязуется подавать потребителю через присоединенную сеть тепловую энергию и теплоноситель, а потребитель обязуется принимать и оплачивать тепловую энергию и теплоноситель…
Согласно п. 5.1 договора теплоснабжения и поставки горячей воды № 2346 от 01 апреля 2015 учет тепловой энергии и теплоносителя, потребленных потребителем, производится на основании показаний прибора(ов) учета, установленного(ых) согласно техническим условиям, выданным теплоснабжающей организацией, по согласованному с теплоснабжающей организацией проекту и допущенного(ых) в коммерческую эксплуатацию в соответствии с Правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя ( утвержденные Постановлением Правительства РФ № 1034 от 18.11.2013).
В соответствии с п. 6. 1 договора теплоснабжения и поставки горячей воды № 2346 от 01 апреля 2015 расчеты за тепловую энергию и теплоноситель производятся по тарифам, утвержденным Региональной службой по тарифам Ростовской области. С даты введения в действие тарифы становятся обязательными для теплоснабжающей организации и для потребителя. В случае изменения существующих или установления новых тарифов, цена настоящего договора изменяется с момента ввода в действие измененных или установленных тарифов( л.д. 47-55).
01 апреля 2015 между ООО РЦ «ВТС» ( исполнитель) и ООО «Уют-2» ( заказчик) заключен договор об организации расчетов за коммунальные услуги № 3/2015, по условиям которого исполнитель обязуется за вознаграждение совершать по поручению заказчика от его имени и за его счет: следующие действия: производить расчет платы за коммунальные услуги, а именно услуги по отоплению, горячему водоснабжению, холодному водоснабжению, водоотведению, в соответствии с требованиями законодательных актов Российской Федерации; осуществлять формирование и печать счетов-квитанций по форме, согласованной сторонами настоящего договора ( л.д. 40-46).
ООО «Уют-2», является исполнителем по договору управления МКД от 01.08.2015 года.
Сторонами не оспаривается, что многоквартирный жилой дом <адрес> оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии и теплоносителя с 2012 года. По горячему водоснабжению установлен двухкомпонентный тариф.
Подача абоненту через присоединенную сеть тепловой энергии и горячей воды осуществляется в целях оказания соответствующих коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, поэтому эти отношения подпадают под действие жилищного законодательства (подпункт 10 пункта 1 статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации). В этом случае в силу прямого указания пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат Жилищному кодексу Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Из положений ч. 4 ст. 154 ЖК РФ следует, что оплата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление.
Согласно ч. 1 ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а так же соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно ч. 1 ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами и соглашением сторон.
Истец, оспаривая порядок расчета оплаты за горячее водоснабжение, ссылается на то, что ответчиком в спорный период при расчете платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, не применялись Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 г. № 354, согласно которым при расчете за горячую воду по двухкомпонентному тарифу, предусматривающему компоненты на холодную воду и на тепловую энергию, определение величины тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, должно производиться из утвержденного норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды. Показания общедомового прибора учета в этой части в расчет приниматься не должны.
Представители ответчика и третьего лица, возражая против исковых требований, ссылаются на отсутствие в спорный период действующего норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды, в связи с чем начисление платы за горячее водоснабжение производится в соответствии с п. 42 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 с использованием формулы 23 приложения № 2 Правил, исходя из показаний приборов учета горячей воды.
В соответствии с абз. 2 п.38 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению рассчитывается исходя из суммы стоимости компонента на холодную воду, предназначенную для подогрева в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению (или компонента на теплоноситель, являющегося составной частью тарифа на горячую воду в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения), и стоимости компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Разъясняя данную норму, Верховный Суд РФ указал, что при установлении двухкомпонентных тарифов на горячую воду количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным в предусмотренном. законодательством порядке нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения (п. 27 "Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 5 (2017)" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.12.2017).
В соответствии с пунктом 87 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075, двухкомпонентный тариф на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения) устанавливается для теплоснабжающих организаций, поставляющих горячую воду с использованием открытой системы теплоснабжения (горячего водоснабжения). При этом двухкомпонентный тариф на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения) состоит из компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2015 N 129 введен раздел VII приложения 2 к Правилам N 354, которым установлен порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении (жилом доме, квартире) или нежилом помещении и на общедомовые нужды, в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду.
В соответствии с пунктом 26 названного приложения размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в i-м жилом или нежилом помещении, определяются по формуле 23, которая содержит величину Qiп - объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении. Указанная величина рассчитывается как произведение объема потребленной за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении горячей воды, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в i-м жилом или нежилом помещении, и утвержденного норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению. Аналогичным образом определяется объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период на общедомовые нужды, приходящийся на i-е жилое или нежилое помещение (Qiодн) в формуле 24 того же приложения.
Таким образом, в силу Правил N 354 количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным в предусмотренном законодательством порядке нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения независимо от наличия коллективного (общедомового) прибора учета, которым фиксируется объем тепловой энергии, поступающей в систему горячего водоснабжения многоквартирного дома.
Согласно взаимосвязанным положениям части 1 статьи 157 Жилищного кодекса РФ и пунктом 3 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общедомового имущества в многоквартирном доме, утвержденных, постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года N 306, нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
До внесения изменений в названную статью Жилищного кодекса Российской Федерации Федеральным законом от 27.07.2010 N 237-ФЗ органы местного самоуправления были правомочны утверждать нормативы потребления коммунальных услуг.
Согласно пунктам 2 и 4 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (в редакции, действовавшей до внесения в них изменений постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2012 N 258), уполномоченными на утверждение нормативов потребления коммунальных услуг органами являлись органы местного самоуправления; в городах федерального значения - Москве и Санкт-Петербурге - органы государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации; в отношении услуг по электроснабжению и газоснабжению - органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
В указанный в иске ФИО1 период времени на территории Ростовской области не был в установленном законом порядке утвержден норматив расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для целей горячего водоснабжения, т.к. ранее действовавший норматив, установленный Постановлением Главы Администрации г. Волгодонска №4010 от 24.12.2007 был отменен Постановлением Администрации г. Волгодонска №3241 от 29.10.2012, а новый был установлен Постановлением Региональной службы по тарифам Ростовской области №85/2 от 28.12.2017, введен в действие с 01.05.2019 и не распространяет свое действие на указанные в иске периоды времени, в связи с чем расчет оплаты оказанной истице услуги по горячему водоснабжению в период с 01.05.2018 по 01.10.2018 не мог осуществляться, исходя из норматива расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для целей горячего водоснабжения ввиду отсутствия данного норматива.
Поскольку судом не установлено нарушений прав истца действиями ООО «Уют-2», при начислении оплаты за коммунальные услуги, действующего в качестве исполнителя по договору управления МКД от 01.08. 2015 № Б36, то не подлежат удовлетворению и производные от основного требования истца о взыскании излишне оплаченных сумм, неустойки, компенсации морального вреда, штрафа.
Суд полагает необходимым отметить, что ранее истец ФИО1 обращалась в суд с аналогичным иском к ООО «Уют-2», ООО «ВТС», ООО РЦ «ВТС», оспаривая порядок начисления оплаты за услугу по горячему водоснабжению за период с 01.05.2016 по 01.08.2016 и с 01.05.2017 по 01.10.2017 года, в удовлетворении которого ей было отказано решением Волгодонского районного суда Ростовской области от 11 марта 2020 года.
Апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 30 сентября 2020 года решение Волгодонского районного суда Ростовской области от 11 марта 2020 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба ФИО1- без удовлетворения (л.д. 79-81).
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В иске ФИО1 к ООО «Уют-2», третье лицо Администрация г. Волгодонска о защите прав потребителей, отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Волгодонской районный суд в течение месяца с даты его изготовления в окончательной форме.
Судья Л.В. Савельева
В окончательной форме решение суда изготовлено 09 ноября 2020 года.