ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2486 от 14.12.2016 Алуштинского городского суда (Республика Крым)

Дело № 2-2486

2016 года

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14 декабря 2016 года Алуштинский городской суд Республики Крым в составе председательствующего судьи – Реммер М.А., при секретаре – ФИО4, с участием представителя истца – ФИО5, представителя третьего лица – ФИО6, рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда <адрес> гражданское дело по исковому заявлению Государственного унитарного предприятия Республики Крым «Крымские морские порты» к ФИО2, третьи лица – Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым, Администрация <адрес> Республики Крым, об обязании устранить препятствия в пользовании имуществом, сносе самовольного строения,

установил:

Государственное унитарное предприятие Республики Крым «Крымские морские порты» обратилось в суд с исковыми требованиями к ФИО2 в которых просит обязать ответчика устранить препятствия Государственному унитарному предприятию Республики Крым «Крымские морские порты» в лице филиала «Ялтинский торговый порт» в пользовании имуществом – причалом эстакадного типа расположенного по адресу: <адрес>, путем сноса самовольно возведенного строения кафе «Маяк»; в случае неисполнения решения суда самостоятельно в течение месяца со дня вынесения решения суда, предоставить право филиалу ГУП РК «Крымские морские порты» «Ялтинский торговый порт» исполнить решение суда самостоятельно с последующим взысканием всех понесенных затрат с ФИО2.

Исковые требования мотивированны тем, что Государственному унитарному предприятию Республики Крым «Крымские морские порты» на праве хозяйственного ведения передано имущество, в том числе причал с кассовым павильоном (портопункт «Алушта») расположенный по адресу: <адрес>, а также земельный участок площадью 3228 кв. метров, на котором расположено здание морского вокзала, привокзальная площадь и причал эстакадного типа. Истец является не только владельцем, но и организацией эксплуатирующей гидротехнические сооружения. Геодезической съемкой земельного участка зафиксирован факт незаконного расположения на гидротехническом сооружении портопункта «Алушта» кафе «Маяк», а также в ходе виртуального осмотра объекта комиссией установлен факт занятия причала ответчиком. При этом, строение кафе возведенное ответчиком является самовольным и подлежит сносу.

Представитель истца в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал по тем же основаниям.

Представитель третьего лица - Администрация <адрес> Республики Крым в судебном заседании исковые требования поддержал по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Ответчик и представитель третьего лица – Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым в судебное заседание не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, причин неявки суду не предоставили.

Суд, выслушав пояснения представителя истца и представителя третьего лица, изучив материалы дела и исследовав предоставленные сторонами доказательства, считает необходимым исковые требования удовлетворить по следующим основаниям.

Право на судебную защиту провозглашено в части 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации, гарантирующей каждому судебную защиту его прав и свобод. Судебной защите подлежат любые права и свободы, в каком бы документе они ни были закреплены - в конституции, отраслевых законах, в других нормативных или локальных правовых актах. Это следует из смысла части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации, согласно которой сам факт перечисления в ней основных прав и свобод не должен толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. Таким образом, право на судебную защиту имеет универсальный характер. В этом смысле часть 1 статья 46 Конституции Российской Федерации находится в полном соответствии с требованиями, сформулированными в статье 8 Всеобщей декларации прав человека: "Каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случаях нарушения его прав, предоставленных ему конституцией или законом".

Ценность права на судебную защиту как важнейшей конституционной гарантии всех других прав и свобод человека и гражданина обусловлена особым местом судебной власти в системе разделения властей и ее прерогативами по осуществлению правосудия, вытекающими из статей 10, 11 (часть 1), 18, 118 (часть 2), 120 (часть 1), 125 - 127 и 128 (часть 3) Конституции Российской Федерации; именно судебная власть, независимая и беспристрастная по своей природе, играет решающую роль в государственной защите прав и свобод человека и гражданина, и именно суд окончательно разрешает спор о праве, чем предопределяется значение судебных решений как государственных правовых актов, выносимых именем Российской Федерации и имеющих общеобязательный характер (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 8-П, от ДД.ММ.ГГГГ N 5-П, от ДД.ММ.ГГГГ N 10-П и др.).

В соответствии со ст. 304 ГК Российской Федерации, собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

В соответствии со ст. 305 ГК Российской Федерации, права, предусмотренные статьями 301-304 настоящего Кодекса, принадлежат также лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором. Это лицо имеет право на защиту его владения также против собственника.

Государственное унитарное предприятие Республики Крым «Крымские морские порты» является юридическим лицом, что подтверждено свидетельством о государственной регистрации юридического лица от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно устава Государственного унитарного предприятия Республики Крым «Крымские морские порты», предприятие имеет филиалы: №Ялтинский торговый порт» (п. 1.14); предприятие создано с целью: организации и обеспечения безопасности мореплавания в морских портах и на подходах к ним; организации и осуществления перевозок пассажиров, автотранспорта, грузов морским транспортом, вспомогательной и дополнительной транспортной деятельности; организации наиболее эффективного использования имущества морских портов Республики Крым, находящегося в полном хозяйственном ведении Предприятия (п. 2.1); Имущество предприятия находится в государственной собственности Республики Крым, принадлежит предприятию на праве хозяйственного ведения и отражается в его самостоятельном балансе (п. 3.1); Осуществляя право хозяйственного ведения, предприятие владеет, пользуется и распоряжается указанным имуществом в целях выполнения возложенных на него настоящим Уставом задач (п.3.2); предприятие создано с целью обеспечения функционирования морских портов, организации и обеспечения безопасности мореплавания, организации и осуществления перевозок грузов и пассажиров морским транспортном, навигационно-гидрографического обеспечения мореплавания, лоцманской проводки судов, перевалки грузов с одного вида транспорта на другой, обслуживания судов, пассажиров и грузов, а также для получения прибыли (п. 4.1); направление деятельности: содержание и обеспечение эффективного использования государственного имущества, переданного ему на праве хозяйственного ведения, в том числе модернизация, ремонт, реконструкция и строительство объектов портовой инфраструктуры (п.4.2.1).

Ялтинскому морскому торговому порту на праве постоянного пользования предоставлено право пользования земельным участком площадью 0,3228 га, для обслуживания и эксплуатации портового пункта в <адрес>, в соответствии с решением 18 сессии 23 созыва Алуштинского городского совета от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждено госактом от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно паспорта портового гидротехнического сооружения - Причал в Алуште эстакадного типа от ДД.ММ.ГГГГ, тип сооружения – эстакада на свайном основании, класс сооружения – 111, описание конструкции и ее основные элементы –пирс с верхней и двумя (правой и левой) нижними площадками.

Из инвентарной карточки учета основных средств следует, что в пользовании морпорта находится причал с кассовым павильоном в Профессорском уголке.

Из акта приема-передачи имущества от ГУП РК «Крымские морские порты» в ФГУП РК «КМП» «Ялтинский торговый порт» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что передано, в том числе имущество в виде причала в Алуште эстакадного типа (п.94).

В соответствии со ст. 294 ГК Российской Федерации, государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с настоящим Кодексом.

Согласно акта осмотра пассажирского причала в п/п «Алушта» по адресу: <адрес>, комиссия визуальным осмотром установила, что состояние отдельных конструктивных элементов причала – верхняя площадка, используемая как переходная часть (нижняя грань ростверка) – непригодное к нормальной эксплуатации, а причальной части – удовлетворительное, требующее ремонтных работ, общее состояние причала в п/п «Алушта» как – непригодное к эксплуатации.

Приказом филиала Государственного Унитарного предприятия «Крымские морские порты» от ДД.ММ.ГГГГ, выведен из эксплуатации с ДД.ММ.ГГГГ причал пассажирский (местные перевозки) эстакадного типа, подлежащий ремонту, в портопункте «Алушта» по адресу: <адрес>.

Согласно ст. 3 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации, причал - гидротехническое сооружение, имеющее устройства для безопасного подхода судов и предназначенное для безопасной стоянки судов, их загрузки, разгрузки и обслуживания, а также посадки пассажиров на суда и высадки их с судов.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений", обеспечение безопасности гидротехнических сооружений осуществляется на основании следующих общих требований: обеспечение допустимого уровня риска аварий гидротехнических сооружений; непрерывность эксплуатации гидротехнических сооружений; осуществление мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, в том числе установление критериев их безопасности, оснащение гидротехнических сооружений техническими средствами в целях постоянного контроля за их состоянием, обеспечение необходимой квалификации работников, обслуживающих гидротехническое сооружение; необходимость заблаговременного проведения комплекса мероприятий по максимальному уменьшению риска возникновения чрезвычайных ситуаций на гидротехнических сооружениях;

В соответствии с ч. 2 ст. 8 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации, содержание судовых ходов на подходах к портам или причалам, не являющимся портами или причалами общего пользования, и пунктам отстоя, а также проведение работ по устройству и содержанию рейдов в этих портах осуществляется за счет владельцев этих портов или причалов и пунктов отстоя.

Согласно ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений", собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация обязаны: обеспечивать соблюдение обязательных требований при строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, а также их техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт; обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения,…, результатов хозяйственной и иной деятельности, в том числе деятельности, связанной со строительством и с эксплуатацией объектов на водных объектах и на прилегающих к ним территориях ниже и выше гидротехнического сооружения; обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения; организовывать эксплуатацию гидротехнического сооружения в соответствии с разработанными и согласованными с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, правилами эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечивать соответствующую обязательным требованиям квалификацию работников эксплуатирующей организации; осуществлять капитальный ремонт, реконструкцию, консервацию и ликвидацию гидротехнического сооружения в случае его несоответствия обязательным требованиям. Собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения (в том числе возмещает в соответствии со статьями 16, 17 и 18 настоящего Федерального закона ущерб, нанесенный в результате аварии гидротехнического сооружения) вплоть до момента перехода прав собственности к другому физическому или юридическому лицу либо до полного завершения работ по ликвидации гидротехнического сооружения.

Согласно ч. 1 ст. 56 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации, владельцы причалов портов должны обеспечить безопасные подходы для судов, безопасную стоянку судов у таких причалов, иметь склады, средства измерений массы грузов, погрузочно-разгрузочное оборудование, устройства и приспособления для посадки, высадки пассажиров и их пребывания в ожидании судна, а в необходимых случаях и железнодорожные подъездные пути для подачи вагонов в порты и уборки вагонов из портов.

Согласно акта о выявлении незаконно размещенного объекта, не являющегося объектом капитального строительства от ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что в <адрес> набережной в районе причала Ялтинского торгового порта расположены 3 нестационарных торговых объекта (металлический каркас с роллетами). В частности торговых объекта расположенных в корневой части причала (на схеме , ) установлены без соответствующих решений Алутинского городского совета, их размещение не предусмотрено комплексной схемой размещения временных сооружений для осуществления предпринимательской деятельности. Земельные участки используются без правоустанавливающих документов. Кроме этого в августе-сентябре 214 года сотрудниками филиала ФГБУ «АНП» Черного моря» в <адрес> было установлено, что казанные объекты имеют водоснабжение и оборудованы санприборами, которые не подключены к системе централизованной канализации, сброс сточных вод осуществляется через тело причала в акваторию черного моря, что является нарушением п. 7 ч. 15 ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации. В устной беседе с руководством Ялтинского морского порта был получен ответ, что правообладателем данных НТО является Государственное унитарное предприятие Республики Крым «Крымские морские порты».

Согласно акта обследования (осмотра) движимого и недвижимого имущества кафе «Маяк» от ДД.ММ.ГГГГ, в ходе обследования установлено, что на причале портопункта «Алушта» находящегося на балансе филиала ГУП РК «КМП» «Ялтинский торговый порт» расположено кафе «Маяк» и навес, возведенные из легких конструкций, площадь кафе «Маяк» 313,4 кв. метров, площадь навеса 129,3 кв. метров, состояние причала неудовлетворительное.

Из письма-ответа Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, акта визуального осмотра сооружений, находящихся на гидротехническом сооружении в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, письма-ответа капитана морского порта Ялта от ДД.ММ.ГГГГ, схемы размещения незаконно размещенного объекта, следует, что в результате осмотра установлено, что на гидротехническом сооружении, находящемся на балансе Филиала ГУП РК «Крымские морские порты» «Ялтинский торговый порт», размещены сооружения, использующиеся для торговли и оказания услуг, которые не числятся на балансе предприятия и в перечне переданного в аренду имущества.

Из письма-ответа Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что разрешительная документация на объект расположенный на гидротехнических сооружениях, находящихся на балансе филиала ГУП РК «Крымские морские порты» «Ялтинский торговый порт» по адресу: <адрес> не выдавалась. Выездом на место установлен факт незаконного размещения нестационарного торгового объекта на гидротехнических сооружениях.

В соответствии со ст. 222 ГК Российской Федерации, самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил. Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки. Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, кроме случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.

При этом, к возникшим правоотношениям не подлежат применению нормы ст. 222 ГК Российской Федерации, поскольку согласно ст. 130 ГК Российской Федерации к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства, однако спорный объект не обладает признаками недвижимого имущества.

Согласно ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации", строительство любого объекта должно вестись при наличии разрешения собственникам земельного участка и (или) здания, сооружения и с соблюдением градостроительных, строительных норм и правил.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что поскольку сооружением кафе «Маяк» на причале портопункта «Алушта» находящегося на балансе филиала ГУП РК «КМП» «Ялтинский торговый порт» возведенного из легких конструкций, площадью 313,4 кв. метров, нарушаются права истца по надлежащей эксплуатации и содержанию причала, то данный объект подлежит сносу путем обязания осуществить его ответчиком за свой счет.

Согласно ст.206 ГПК Российской Федерации, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.

Таким образом, суд приходить к выводу о необходимости применения указанной нормы процессуального права и определении, что в случае невыполнения ФИО2, в сроки, установленные для добровольного исполнения решения суда, вступившего в законную силу, принудительно снести сооружение кафе, с последующим взысканием понесенных расходов по демонтажу с ФИО2.

Поскольку, исковые требования удовлетворены, в соответствии со ст.98 ГПК Российской Федерации, судебные расходы понесенные истцом должны быть взысканы с ФИО2 в сумме 300 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.11,12, 194-198, 233-235 ГПК Российской Федерации, ст.ст. 130, 294, 304, 305 ГК Российской Федерации, ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации", ст.ст. 3,8,56 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации, ст.ст. 8, 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений", суд

решил:

Иск Государственного унитарного предприятия Республики Крым «Крымские морские порты» – удовлетворить.

Обязать ФИО2 устранить препятствия Государственному унитарному предприятию Республики Крым «Крымские морские порты» в лице филиала «Ялтинский торговый порт» в пользовании имуществом – причалом эстакадного типа расположенного по адресу: <адрес>, путем сноса строения кафе «Маяк» площадью 313,4 кв. метров.

В случае невыполнения ФИО2 в сроки, установленные для добровольного исполнения решения суда, вступившего в законную силу, принудительно снести строение кафе «Маяк» площадью 313,4 кв. метров расположенное по адресу: <адрес>, на причале эстакадного типа, с последующим взысканием понесенных расходов по сносу с ФИО2.

Взыскать с ФИО2 в пользу Государственного унитарного предприятия Республики Крым «Крымские морские порты» в лице филиала «Ялтинский торговый порт» судебные расходы в сумме 300 (триста) рублей.

Решение является заочным в отношении ответчика, и он вправе подать в суд заявление об отмене этого решения в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Крым через Алуштинский городской суд Республики Крым в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано,- в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья: