Дело № 2-2486/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Воронеж 12 декабря 2018 года
Левобережный районный суд города Воронежа в составе:
председательствующего судьи Лозенковой А.В.,
при секретаре Петруневой Н.С.,
с участием представителя истца Управы Левобережного района городского округа город Воронеж ФИО1, действующей на основании доверенности № от 09.01.2018,
представителя третьего лица ФИО2 – ФИО3, действующей на основании доверенности № от 28.07.2017,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Управы Левобережного района городского округа город Воронеж к ФИО4 о возложении обязанности демонтировать навес,
у с т а н о в и л:
истец Управа Левобережного района городского округа город Воронеж обратился в суд с иском к ответчику ФИО4, указывая, что в связи с обращением в управу района по вопросу незаконного нахождения на землях общего пользования металлического гаража и навеса к фасадной части дома <адрес>, специалистами отдела по градостроительству, архитектуре и земельным отношениям Управы Левобережного района городского округа город Воронеж произведен выезд на место и выявлен факт размещения металлического гаража, расположенного напротив дома <адрес> и навеса, расположенного по фасадной части дома, за пределами границ земельного участка.
Разрешающие документы на установку гаража и навеса не выдавались, договор аренды на занятие земельного участка не заключался.
Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> принадлежит на праве общей долевой собственности ФИО4, ФИО2 и ФИО5.
В адрес указанных лиц были направлены уведомления о необходимости демонтировать незаконно установленные временные сооружения (металлический гараж и навес).
По информации полученной от совладельца жилого дома <адрес> установлено, что указанные сооружения установлены ФИО4 в личных целях, при этом у последнего правоустанавливающие документы на занятие земельного участка отсутствуют.
В соответствии со статьей 25 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV Земельного кодекса Российской Федерации, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным Законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
В соответствии со статьей 26 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего кодекса, удостоверяются документами в соответствии с Федеральным Законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Таким образом, ФИО4 самовольно заняв земельный участок разместив на нем металлический гараж и навес и не имея документов о предоставлении права пользования земельным участком, нарушил земельное законодательство, а следовательно, самовольно установленные сооружения металлический гараж и навес подлежит демонтажу.
В соответствии с пунктом 28.1 статьи 48 Устава городского округа город Воронеж, утвержденного постановлением Воронежской городской Думы от 27.10.2004 № 150-1, к компетенции администрации городского округа город Воронеж относится решение, в соответствии с действующим законодательством, вопросов на создание условий для обеспечения жителей услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания, в том числе утверждение схем размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с установленным порядком, решение в соответствии с действующим законодательством вопросов об установке и демонтаже незаконно установленных нестационарных торговых объектов, гаражей, других малых архитектурных форм.
В соответствии с пунктом 1.1 Положения об Управе Левобережного района городского округа город Воронеж, утвержденного постановлением администрации городского округа город Воронеж от 25.03.2015 № 264 Управа Левобережного района городского округа город Воронеж является территориальным структурным подразделением администрации городского округа город Воронеж, уполномоченным на решение отдельных вопросов, отнесенных в соответствии с Уставом городского округа город Воронеж к компетенции администрации городского округа город Воронеж.
На территории городского округа город Воронеж действует положение о порядке выявления и демонтажа самовольно установленных и (или) незаконно эксплуатируемых временных сооружений на территории муниципального образования городской округ город Воронеж, утвержденное постановлением администрации городского округа город Воронеж от 05.10.2015 № 760, которое применяется к временным сооружениям (металлические гаражи, контейнеры, тенты, навесы, ограждения, не являющиеся объектами капитального строительства, элементы благоустройства и иные объекты движимого имущества), установленным на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, и (или) земельных участках, находящихся в собственности муниципального образования городской округ город Воронеж, и эксплуатируемым без правоустанавливающих документов на земельный участок, а также не демонтированным по окончании срока ранее выданных разрешительных документов.
Согласно пункту 1.3 Положения установка и (или) эксплуатация временного сооружения на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, и (или) земельных участках, находящихся в собственности муниципального образования городской округ город Воронеж, без правоустанавливающих документов на земельный участок и разрешений на установку запрещается.
В пункте 2 постановления администрации городского округа город Воронеж от 05.10.2015 «Об утверждении положения о порядке выявления и демонтажа самовольно установленных и (или) незаконно эксплуатируемых временных сооружений на территории муниципального образования городской округ город Воронеж» указано: определить уполномоченными органами по организации выявления и принудительного демонтажа самовольно установленных и (или) незаконно эксплуатируемых временных сооружений на территории городского округа города Воронеж управы районов городского округа город Воронеж.
Согласно пункту 3.4.13 положения об управе Левобережного района городского округа город Воронеж, утвержденного постановлением администрации городского округа город Воронеж, от 25.03.2015 г. № 264, управа района организует выявление и принудительный демонтаж самовольно установленных и (или) незаконно эксплуатируемых временных сооружений, установленных на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, и (или) земельных участках, находящихся в собственности муниципального образования городской округ город Воронеж.
В связи с изложенным просит обязать ФИО4 демонтировать за счет собственных средств, незаконно установленные металлический гараж и навес по адресу: <адрес>, течение десяти дней с момента вступления решения суда в законную силу.
В случае неисполнения ФИО4 решения суда в указанный срок, предоставить управе Левобережного района городского округа город Воронеж право демонтажа гаража с последующим взысканием произведенных расходов с ФИО4 (л.д. 4-5)
В связи с добровольным исполнением ответчиком ФИО4 требований истца изложенным в иске в части демонтажа металлического гаража, представитель истца Управы Левобережного района городского округа город Воронеж ФИО1 от исковых требований в этой части отказалась. (л.д. 62)
Определением суда от 12.12.2018 производство по делу по иску Управы Левобережного района городского округа город Воронеж к ФИО4 о возложении обязанности демонтировать гараж прекращено на основании статьи 220 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. (л.д. 63-67)
Ответчик ФИО4 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом (л.д. 57), о причинах своей неявки в судебное заседание суду не сообщил, ходатайств об отложении дела в суд не поступало.
Представитель ответчика ФИО4 – ФИО6 в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена своевременно и надлежащим образом (л.д. 48), о причинах своей неявки в судебное заседание суду не сообщила, ходатайств об отложении дела в суд не поступало.
Третье лицо Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области не направило в судебное заседание своего представителя. О времени и месте рассмотрения дела третье лицо извещалось своевременно и надлежащим образом (л.д. 58), представил письменный отзыв на иск, в котором указал, что просит рассматривать дело в отсутствие его представителя. (л.д. 53-54)
Третье лицо ФИО2 в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена своевременно и надлежащим образом (л.д. 59), направив в судебное заседание своего представителя, о причинах своей неявки суду не сообщила, ходатайств об отложении дела в суд не поступало.
Третье лицо ФИО5 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом (л.д.60), о причинах своей неявки в судебное заседание суду не сообщил, ходатайств об отложении дела в суд не поступало.
Выслушав мнение представителя истца ФИО1, представителя третьего лица ФИО2 – ФИО3, и руководствуясь положениями статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассматривать дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц.
В судебном заседании истца Управы Левобережного района городского округа город Воронеж – ФИО1, исковые требования поддержала, по основаниям, изложенным в исковом заявлении, и просила суд исковые требования удовлетворить.
Представитель третьего лица ФИО2 – ФИО3 в судебном заседании исковые требования поддержала.
В предварительном судебном заседании 21.11.2018 представитель ответчика ФИО4 – ФИО6 факт того, что навес к жилому дому расположен за пределами земельного участка, находящегося в пользовании ФИО4 не оспаривала.
Третье лицо Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области в письменном отзыве на иск Управы Левобережного района городского округа город Воронеж указал, что ответчик ФИО4 с заявлением о предоставлении самовольно занятого земельного участка в департамент не обращался. (л.д. 53-54)
Выслушав пояснения представителя истца ФИО1, представителя третьего лица ФИО2 – ФИО3, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования истца подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 3 Гражданского кодекса Российской Федерации, заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратится в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод и законных интересов.
Исходя из положений статей 14, 47 и 48 Устава городского округа город Воронеж, утвержденного Постановлением Воронежской городской Думы от 27.10.2004 № 150-I (в ред. решений Воронежской городской Думы от 04.04.2018 № 809-IV) утверждение правил землепользования и застройки на территории муниципального округа город Воронеж, земельный контроль за использованием земель городского округа, осмотр сооружений и выдача рекомендаций об устранении нарушений, выявленных в ходе таких осмотров, относятся к вопросам местного значения городского округа город Воронеж.
Администрация городского округа город Воронеж, в силу статьи 44 Устава городского округа город Воронеж является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления городского округа, наделенным Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления городского округа федеральными законами и законами Воронежской области.
В силу подпункта 28.1 пункта 1 статьи 48 Устава городского округа город Воронеж Администрация городского округа в лице ее структурных подразделений реализует, в том числе исполнительно-распорядительные полномочия местного самоуправления по решению в соответствии с действующим законодательством решение в соответствии с действующим законодательством вопросов об установке и демонтаже незаконно установленных нестационарных торговых объектов, гаражей, других малых архитектурных форм;
Согласно пункту 1.1 Положения об Управе Левобережного района городского округа город Воронеж, утвержденного Постановлением Администрации городского округа город Воронеж от 25.03.2015 № 264, Управа Левобережного района городского округа город Воронеж, является территориальным структурным подразделением администрации городского округа город Воронеж, уполномоченным на решение отдельных вопросов, отнесенных в соответствии с Уставом городского округа город Воронеж к компетенции администрации городского округа город Воронеж.
Управа Левобережного района городского округа город Воронеж, в силу пункта 3.4.13 названного положения, организует выявление и принудительный демонтаж самовольно установленных и (или) незаконно эксплуатируемых временных сооружений, установленных на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, и (или) земельных участках, находящихся в собственности муниципального образования городского округа город Воронеж.
Как следует из пункта 1 части 2 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации, только собственник земельного участка имеет право возводить строение сооружение в соответствии с целевым назначением земельного участка и его использование с соблюдением всех требований, правил и нормативов.
Согласно пункту 2 статьи 264 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не являющееся собственником земельного участка, осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования участком на условиях и в пределах, установленных законом или договором с собственником.
В силу требований Земельного кодекса Российской Федерации основным принципом земельного законодательства является платность использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (пункт 7 статьи 1); земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением (пункт 2 статьи 7); управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации, осуществляют субъекты Российской Федерации (пункт 2 статьи 10); предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления (статья 29); граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков для целей, не связанных со строительством, подают заявление в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления (пункт 2 статьи 34); правилами землепользования устанавливается Градостроительный регламент для каждой территориальной зоны, который определяет основу правового режима земельных участков, равно как и всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений и сооружений (пункт 2 статьи 85)
Согласно пункту 1 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации, земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, предоставляются на основании: решения органа государственной власти или местного самоуправления, в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
Нарушенное право на земельный участок, в силу статьи 60 Земельного кодекса Российской Федерации, подлежит восстановлению в случаях самовольного занятия земельного участка, в связи с чем действия, нарушающие право собственника на земельный участок, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права.
Исходя из положений статьи 304 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением права.
Положениями статьи 305 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплено, что указанные права принадлежат также лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом.
Постановлением администрации городского округа город Воронеж от 05.10.2015 № 760 утверждено Положение о порядке выявления и демонтажа самовольно установленных и (или) незаконно эксплуатируемых временных сооружений на территории муниципального образования городской округ город Воронеж.
В соответствии с пунктом 2 названного постановления уполномоченными органами по организации выявления и принудительного демонтажа самовольно установленных и (или) незаконно эксплуатируемых временных сооружений на территории городского округа город Воронеж являются управы районов городского округа город Воронеж.
Положение о порядке выявления и демонтажа самовольно установленных и (или) незаконно эксплуатируемых временных сооружений на территории муниципального образования городской округ город Воронеж применяется к временным сооружениям (металлические гаражи, контейнеры, тенты, навесы, ограждения, не являющимися объектами капитального строительства, элементы, благоустройства и иные объекты движимого имущества), установленным на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, и (или) земельных участках, находящихся в собственности муниципального образования городского округа город Воронежа, и эксплуатируемым без правоустанавливающих документов на земельный участок, а также не демонтированным по окончании срока ранее выданных разрешительных документов. (пункт 1.1)
Согласно пункту 1.3 указанного Положения установка и (или) эксплуатация временного сооружения на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, и (или) земельных участках, находящихся в собственности муниципального образования городского округа город Воронеж, без правоустанавливающих документов на земельный участок и разрешений на установку запрещается.
В соответствии с пунктом 1 статьи 25 Земельного кодекса Российской Федерации, права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV Земельного кодекса Российской Федерации, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».
В силу пункта 1 статьи 26 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV Земельного кодекса Российской Федерации, удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».
Пунктом 1.4 Положение о порядке выявления и демонтажа самовольно установленных и (или) незаконно эксплуатируемых временных сооружений на территории муниципального образования городской округ город Воронеж, закреплено, что настоящий порядок является обязательным для исполнения всеми физическими и юридическими лицами - владельцами временных сооружений независимо от их организационно-правовой формы.
Согласно пункту 3.1 Положение о порядке выявления и демонтажа самовольно установленных и (или) незаконно эксплуатируемых временных сооружений на территории муниципального образования городской округ город Воронеж, в случае выявления владельца самовольно установленного и (или) незаконно эксплуатируемого временного сооружения ему вручается лично под подпись либо отправляется по почте заказным письмом уведомление о необходимости своими силами и за свой счет демонтировать принадлежащее ему временное сооружение в срок, не превышающий двух недель с момента получения уведомления.
Из материалов дела следует, что жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: <адрес>, принадлежат на праве общей долевой собственности ФИО2, ФИО4, ФИО5 и несовершеннолетнему ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ рождения. (л.д. 6-13, 14-20)
В адрес ФИО4 было направлено 21.09.2018 уведомление о необходимости провести демонтаж временных сооружений. (л.д. 23-24)
Аналогичные уведомления были направлены в адрес ФИО2 и ФИО5 (л.д. 25-26, 27-28.)
В письменном пояснении ФИО2 указала, что гараж и навес используется ФИО4 (л.д.29)
09.10.2018 специалистами отдела по градостроительству, архитектуре и земельным отношениям Управы Левобережного района городского округа город Воронеж проведен визуальный осмотр территории на предмет размещения временных сооружений (гараж, навес) по адресу: <адрес>.
В составленном акте отмечено, что в ходе визуального осмотра территории установлено, что демонтаж временных сооружений не проведен. (л.д. 21)
В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями пункта 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Как установлено судом ответчику ФИО4 принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок площадью 639 кв.м., кадастровый (условный) №, расположенный по адресу: <адрес>. (л.д. 6-13, 14-20)
На указанном земельном участке расположен индивидуальный жилой дом. К находящейся в пользовании ответчика ФИО4 части жилого дома устроен навес, что стороной ответчика не оспаривалось, а кроме того, подтверждено пояснениями представителя третьего лица ФИО2 – ФИО3
При этом как следует из материалов дела, и не оспаривалось представителем ответчика, что навес находится за пределами границ земельного участка площадью 639 кв.м., кадастровый (условный) №. (л.д. 22)
На основании статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии со статьей 72 Земельного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления осуществляют муниципальный земельный контроль за использованием земель не территории муниципального образования.
Статья 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относит, в числе прочего, осуществление органами местного самоуправления земельного контроля за использованием земель поселения.
Статьей 76 Земельного кодекса Российской Федерации предписано приведение самовольно занятых земельных участков в пригодное для использования состояние гражданами, виновными в указанном земельном правонарушении, или за их счет.
В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 60 Земельного кодекса Российской Федерации нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случае самовольного занятия земельного участка.
Частью 3 статьи 76 Земельного кодекса Российской Федерации закреплено, что приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их загрязнении, других видах порчи, самовольном занятии, снос зданий, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве, а также восстановление уничтоженных межевых знаков осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет.
Оценивая исследованные представленные истцом доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд учитывая, что ответчиком ФИО4 доказательств, подтверждающих наличие у него права на занятие земельного участка, суду представлено не было, приходит к выводу об обоснованности заявленных Управой Левобережного района городского округа город Воронеж требований к ответчику ФИО4 об обязанности демонтировать навес, установленный к жилому дому <адрес>.
В силу части 1 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.
Исходя из требований добросовестности, разумности и справедливости, с учетом такого заслуживающего внимания обстоятельства, как необходимость совершения ответчиком подготовительных действий для добровольного исполнения по демонтажу временного сооружения (летнего кафе), суд приходит к выводу об установлении ФИО4 срока для совершения вышеназванных действий в течение месяца со дня вступления настоящего решения в законную силу.
В соответствии с частью 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Поскольку истец на основании подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты государственной пошлины при обращении в суд, то на основании части 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 61.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, подпункта 3 пункта 1 статьи 333.19. Налогового кодекса Российской Федерации с ответчика ФИО4 подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета в размере 300 руб.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования Управы Левобережного района городского округа город Воронеж к ФИО4 о возложении обязанности демонтировать навес удовлетворить.
Обязать ФИО4 демонтировать за счет собственных средств незаконно установленный навес к жилому дому по адресу: <адрес>, в течение месяца с даты вступления решения суда в законную силу.
В случае неисполнения ФИО4 решения суда в указанный срок, предоставить управе Левобережного района городского округа город Воронеж право демонтажа навеса с последующим взысканием произведенных расходов с ФИО4.
Взыскать с ФИО4 государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 300 (триста) рублей.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме через районный суд.
Решение изготовлено в окончательной форме 19.12.2018.
Председательствующий судья А.В. Лозенкова