ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2486/2017 от 31.12.2017 Усть-илимского городского суда (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

07 декабря 2017 года г. Усть-Илимск

Усть-Илимский городской суд Иркутской области в составе:

председательствующего судьи Шушиной В.И.,

при секретаре судебного заседания Романовой О.С.,

с участием истца ФИО1,

с участием представителя ответчика Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Усть-Илимске и Усть-Илимском районе Иркутской области ФИО2, действующей на основании доверенности № СМ- от 20.06.2017 с полным объемом процессуальных прав, сроком действия по 31.12.2017,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело
№ 2-2486/2017 по исковому заявлению ФИО1 к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Усть-Илимске и Усть-Илимском районе Иркутской области о признании незаконным решения об отказе в выплате компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно, взыскании компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно,

УСТАНОВИЛ:

В обоснование исковых требований истец указала, что является неработающим пенсионером, зарегистрированным по месту жительства в г. Усть-Илимске – местности приравненной к районам Крайнего Севера. В период с 29.09.2017 по 08.10.2017 он ездил на отдых в А, по маршруту УИ-И-Н-А-Н-И-УИ. Общая сумма проезда по указанному маршруту составила 26 075 рублей. Решением УПФ РФ в г. Усть-Илимске и Усть-Илимском районе Иркутской области от 17.10.2017 ему отказано в компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно, в связи с нахождением места отдыха за пределами Российской Федерации. Считает вышеуказанное решение незаконным. Просит признать незаконным решение УПФ РФ в г. Усть-Илимске и Усть-Илимском районе Иркутской области от 17.10.2017; взыскать с ответчика компенсацию расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно по территории Российской Федерации в размере 18 602 рублей 15 копеек, с учетом отношения ортодромии по Российской Федерации к общей ортодромии.

В судебном заседании истец поддержал заявленные требования в полном объеме, просил их удовлетворить.

Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования не признала по доводам, изложенным в представленном письменном возражении на исковое заявление. Просила в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.

Заслушав объяснения сторон, исследовав их в соответствии с требованиями статей 67, 68 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) наряду с представленными письменными доказательствами, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Усть-Илимске и Усть-Илимском районе Иркутской области 05.05.2017 переименовано в Государственное учреждение - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Усть-Илимске и Усть-Илимском районе Иркутской области.

В соответствии со статьей 1 Закона РФ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» в случаях, предусмотренных настоящим Законом, государственные гарантии и компенсации предоставляются неработающим пенсионерам.

В силу статьи 34 указанного Закона, компенсация расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями страховой пенсии по старости (с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости) или страховой пенсии по инвалидности, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно один раз в два года осуществляется в порядке, размере и на условиях, определенных Правительством Российской Федерации.

В развитие указанной нормы 01.04.2005 года Правительством РФ принято Постановление за № 176 «Об утверждении Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно» (далее - Правила).

Согласно пункту 2 Постановления финансовое обеспечение расходов, связанных с реализацией утвержденных им Правил, осуществляется за счет средств федерального бюджета, предоставляемых Министерством финансов Российской Федерации в порядке межбюджетных отношений бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации.

Правила определяют порядок, размер и условия компенсации расходов на оплату стоимости проезда неработающим пенсионерам, являющимся получателями страховых пенсий по старости (с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости) или страховых пенсий по инвалидности, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (далее - пенсионеры), к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно (далее - компенсация) (пункт 1).

Компенсация может производиться в виде возмещения фактически произведенных пенсионером расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно в пределах, установленных пунктом 10 Правил (подпункт б пункт 3).

Компенсация производится 1 раз в 2 года (пункт 6)

Заявление о компенсации в виде возмещения фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно пенсионер или его представитель подает по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, с указанием места отдыха и предъявлением проездных документов, выданных в соответствии с законодательством Российской Федерации транспортными организациями независимо от их организационно-правовой формы (пункт 9).

В соответствии с пунктом 10 Правил, компенсация в виде возмещения фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно производится в размере, не превышающем стоимость проезда: а) железнодорожным транспортом - в плацкартном вагоне пассажирского поезда; б) внутренним водным транспортом - в каюте III категории речного судна всех линий сообщений; в) морским транспортом - в каюте IV - V групп морского судна регулярных транспортных линий; г) воздушным транспортом - в салоне экономического (низшего) класса. При использовании воздушного транспорта для проезда пенсионера к месту отдыха на территории Российской Федерации и (или) обратно проездные документы оформляются (приобретаются) только на рейсы российских авиакомпаний или авиакомпаний других государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением случаев, если указанные авиакомпании не осуществляют пассажирские перевозки к месту отдыха либо если оформление (приобретение) проездных документов на рейсы этих авиакомпаний невозможно ввиду их отсутствия на дату вылета к месту отдыха и (или) обратно; д) автомобильным транспортом - в автобусе по маршрутам регулярных перевозок в междугородном сообщении.

Согласно Перечню районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденному постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967 № 1029 «О порядке применения Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26.09.1967 «О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера» в редакции Постановления Совета Министров СССР № 12 от 03.01.1983, г. Усть-Илимск и Усть-Илимский район отнесены к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера.

Как установлено в судебном заседании ФИО1 является неработающим пенсионером, проживает в г. Усть-Илимске, Иркутской области, в связи с чем имеет право на компенсацию расходов на проезд к месту проведения отдыха и обратно один раз в два года. Указанные обстоятельства подтверждаются пенсионным удостоверением, трудовой книжкой, паспортом гражданина Российской Федерации.

Как следует из заявления от 11.10.2017 ФИО1 обратился в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, в котором просил компенсировать ему расходы в размере 26 075 рублей на оплату стоимости проезда к месту отдыха г. А и обратно, приложив проездные документы по маршруту следования: УИ-И (автобус), И-Н-А-Н-И (авиа), И-УИ (автобус).

Решением территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации от 17.10.2017 ФИО1 было отказано в выплате компенсации расходов на оплату стоимости проезда в связи с нахождением места отдыха за пределами территории Российской Федерации. ФИО1 направлено уведомление от 17.10.2016 об отказе в выплате компенсации расходов на оплату стоимости проезда.

Однако, с таким обоснованием отказа в оплате компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно суд согласиться не может, поскольку, реализация права на получение компенсации по оплате проезда по территории Российской Федерации не может быть поставлена в зависимость от выбранного пенсионером места отдыха.

Толкование действующих норм права, как позволяющих не компенсировать расходы на оплату стоимости проезда к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно, по указанным пенсионным органом основаниям, не только противоречило бы их действительному смыслу и предназначению, но и создавало бы неравенство при реализации данного права, что недопустимо с точки зрения требований статей 19, 27, 39, 45 Конституции Российской Федерации, приводило бы к неправомерному ограничению данного права пенсионеров.

Поэтому доводы истца о том, что он имеет право на оплату стоимости проезда по пути следования в гА, в пределах территории Российской Федерации, суд находит обоснованными.

Таким образом, суд считает, что выплата компенсации должна производиться вне зависимости от места нахождения пенсионера на отдыхе, в пределах денежных сумм, затраченных на проезд по территории Российской Федерации.

Факт пребывания истца в месте отдыха – А подтвержден проездными документами на имя истца, из которых следует, что он к месту отдыха и обратно направлялся по маршруту УИ-И-Н-А-Н-И-УИ.

Так, в ходе судебного разбирательства исследованы:

- билет на автобус № УИ 00000851099017 по маршруту УИ-И отправлением 27.09.2017 стоимостью 1730 рублей, с указанием фамилии, имени, отчества истца и серии и номера его паспорта гражданина Российской Федерации;

- маршрутная квитанция/электронный билет, заказ № Н22651981, на авиаперелет по маршрутам И-Н 28.09.2017 рейсом , Н-А 28.09.2017 рейсом , А-Н 07.10.2017 рейсом , Н-И 08.10.2017 рейсом с указанием фамилии, имени истца, цены авиаперелета в размере 22245 рублей, без учета вознаграждения агента в сумме 37,68 рублей, сбора за финансовую транзакцию в сумме 362,32 рублей (л.д. 9-12); посадочные талоны на рейсы на 28.09.2017, на 28.09.2017, на 07.10.2017, на 08.10.2017, с указанием фамилии и имени истца (л.д. 15);

- билет на автобус № УИ 00000879079015 по маршруту И-УИ отправлением 08.10.2017 стоимостью 1700 рублей, с указанием фамилии, имени, отчества истца и серии и номера его паспорта гражданина Российской Федерации.

Совокупность персональных данных о пассажире, указанных в проездных документах, позволяют идентифицировать принадлежность перечисленных выше проездных документов истцу ФИО1

Таким образом, фактически на проезд к месту отдыха и обратно истцом было затрачено 25675 рублей (22245+1730+1700).

При определении размера компенсации, подлежащей взысканию, суд исходит из размера необходимых затрат на проезд по территории Российской Федерации по маршруту УИ-И (автобус), И-УИ (автобус), а также по маршруту И-А-И (авиа), с учетом данных ортодромии.

Так, из предоставленной истцом справки ООО «Компания Сибирь» от 26.10.2017 следует, что стоимость авиаперевозки по минимальному тарифу экономического класса по маршруту следования аэропорт И-Н-А-А--Н-И на даты вылета 28.09.2017 (туда) – 07.10.2017 (обратно) составляет 45290 рублей. Отношение ортодромии по Российской Федерации к общей ортодромии, составляет 67%. Стоимость перелета по указанной справке по территории Российской Федерации согласно отношению ортодромии по РФ к общей ортодромии на одного пассажира ФИО1 составляет 30344,30 (45290*67%) (л.д. 13).

Исходя из фактических расходов истца на приобретение авиабилетов в размере 22 245 рублей (без учета вознаграждения агента в сумме 37,68 рублей, сбора за финансовую транзакцию в сумме 362,32 рублей), суд приходит к выводу, что стоимость авиаперелета, с учетом данных ортодромии, по территории Российской Федерации составляет 14 904,15 рублей.

Таким образом, общий размер компенсации расходов, понесенных истцом на проезд к месту своего отдыха и обратно в пределах территории Российской Федерации по маршруту УИ-И (автобус), И-А-И (авиа), И-УИ (автобус) составит 18 334,15 рублей (1730+14904,15+1700), что менее фактических расходов истца на проезд к месту отдыха и обратно.

При таких обстоятельствах, исследовав и оценив в совокупности с объяснениями сторон представленные доказательства, принимая во внимание позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в определении от 02.02.2006 № 38-О по запросу Думы Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа о проверке конституционности положений пунктов 7 и 9 Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно, суд приходит к выводу о незаконности отказа в выплате компенсации расходов на оплату проезда к месту отдыха и обратно и необходимости взыскания в пользу истца 18334,15 рублей в счет понесенных расходов по оплате проезда к месту отдыха и обратно.

Статьей 103 ГПК РФ предусмотрено, что издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.20 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) при подаче исковых заявлений, содержащих требования как имущественного, так и неимущественного характера, одновременно уплачиваются государственная пошлина, установленная для исковых заявлений имущественного характера, и государственная пошлина, установленная для исковых заявлений неимущественного характера.

Согласно подпункту 5 пункта 2 статьи 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются истцы – пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством Российской Федерации, - по искам имущественного характера к Пенсионному фонду Российской Федерации, негосударственным пенсионным фондам либо к федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу.

Исследовав материалы дела, учитывая приведенные нормы материального и процессуального права, а также то обстоятельство, что истцом заявлено два требования, суд приходит к выводу, что с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход городского бюджета, размер которой в соответствии с подпунктами 1, 3 пункта 1 статьи 333.19 НК РФ, составляет 1033,37 рублей.

По требованию имущественного характера государственная пошлина составляет 733,37 рублей, по требованию неимущественного характера – 300 рублей.

Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1 удовлетворить.

Признать решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Усть-Илимске и Усть-Илимском районе Иркутской области от 17.10.2017 об отказе в выплате компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно незаконным.

Взыскать с Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Усть-Илимске и Усть-Илимском районе Иркутской области в пользу ФИО1 компенсацию расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно в размере 18 334 (восемнадцать тысяч триста тридцать четыре) рубля 15 копеек.

Взыскать с Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Усть-Илимске и Усть-Илимском районе Иркутской области в пользу бюджета г. Усть-Илимска государственную пошлину в размере 1033 рубля 37 копеек.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Усть-Илимский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий судья В.И. Шушина