РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
03 декабря 2015 года г. Иркутск
Иркутский районный суд Иркутской области в составе:
председательствующего судьи Коткиной О.П., при секретаре Кампо К.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-2487/15 по исковому заявлению прокурора города Усолье – Сибирское в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ФИО1 о демонтаже рекламных конструкций,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Усолье – Сибирское, обращаясь в суд в интересах РФ, неопределенного круга лиц, в обоснование заявленных требований указал, что Прокуратурой г. Усолье-Сибирское совместно с представителями администрации Усольского районного муниципального образования, администрации Тельминского МО, государственным Инспектором дорожного надзора ОГИБДД МО МВД России «Усольский», представителем ФКУ «Упрдор Прибайкалье» проведена выездная проверка соблюдения требований рекламного законодательства.
В ходе проверки выявлено, что в .... установлены три отдельно стоящие двусторонних рекламных конструкции, каждая размером 3 м. на 6 м.
Согласно информации администрации Усольского районного муниципального образования от **/**/****№, на основании Постановления администрации Тельминского МО № от **/**/****, ФИО1 предоставлен в аренду земельный участок с кадастровым номером ~~~ для строительства объектов по изготовлению стройматериалов и их реализации сроком на 5 лет, т.е. по **/**/**** (договор аренды земельного участка № г. от **/**/****).
**/**/**** ФИО1 обратился в администрацию Усольского районного муниципального образования с заявлением о внесении изменений в схему размещения рекламных конструкций путем установки рекламных конструкций на арендуемом участке.
**/**/**** ФИО1 направлен отказ о нецелесообразности внесений изменений в схему размещения рекламных конструкций Вместе с тем, в нарушение ст. 19 ФЗ «О рекламе», несмотря на отсутствие указанного разрешения на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, в период с **/**/**** по **/**/**** ФИО1 были установлены три отдельно стоящие рекламных конструкции по адресу: в 10 м. северо-восточнее автомобильной дороги ....
Указанные рекламные конструкции установлены ФИО1 на земельном участке с кадастровым номером ~~~ без соответствующего разрешения на установку рекламных конструкций.
В соответствии с п.1 ст. 19 ФЗ «О рекламе» распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, проекционного и иного предназначенного для проекции рекламы на любые поверхности оборудования, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения, монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем.
Рекламная конструкция и ее территориальное размещение должны соответствовать требованиям технического регламента (п.4 ст. 19 ФЗ «О рекламе»).
Установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (далее также - разрешение), выдаваемого на основании заявления собственника или законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа (п.9 ст. 19 ФЗ «О рекламе»).
Согласно информации администрации Усольского районного муниципального образования № от **/**/**** торгов на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на земельном участке в районе северо-восточнее автомобильной дороги М-53 «Байкал», вблизи .... не проводилось, разрешения на установку и эксплуатацию ФИО2 не выдавало.
В свою очередь, рекламные конструкции размещены ФИО1 без проведения торгов, в нарушение ст. 17 ФЗ «О защите конкуренции», которая устанавливает запрет на действия, которые приводят или могут привести к недобросовестной конкуренции с участием третьих лиц, желающих также разместить рекламные конструкции на территории Усольского районного муниципального образования.
Кроме того, согласно заключению Федерального казенного учреждения Упрдор Прибайкалье» № от **/**/****, участок автомобильной дороги общего пользования .... который непосредственно граничит с земельным участок с кадастровым номером ~~~, является участком концентрации ДТП с 2005 г. Данное обстоятельство также подтверждено актом государственного Инспектора дорожного надзора ОГИБДД МО МВД России «Усольский» от **/**/****, актом ФКУ «Упрдор Прибайкалье» от **/**/**** Указанные рекламные конструкций находятся в непосредственной близи с федеральной трассой на участке, являющимся аварийным и создают угрозу для участников дорожного движения.
Прокурор .... – Сибирское просит обязать ФИО1 устранить нарушения требований ст. 19 ФЗ № «О рекламе» от **/**/****, путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, а именно осуществить демонтаж незаконно установленных трех отдельно стоящих рекламных конструкций по адресу: в 10 м. северо-восточнее автомобильной дороги М-53 «Байкал», вблизи 260 м. западнее р..... на земельном участке с кадастровым номером ~~~.
В судебном заседании помощник прокурора г. Усолье – Сибирское ФИО3 заявленные требования поддержала, повторив доводы иска.
Ответчик ФИО1 в судебном заседании иск не признавал, полагая, что рекламные конструкции возведены им на основании выданного разрешения администрацией Тельминского МО. Кроме того, им предприняты меры по оформлению в администрации Усольского района необходимых документов для размещения на участке рекламных конструкций, однако получил отказ, который оспорен в Усольском городском суде.
Представитель ответчика ФИО4, действующий на основании доверенности, заявленные требования не признал, указал, что в марте 2015 года ответчик ФИО1 обратился с заявлением в администрацию поселения Тельминского МО с заявлением о выдаче разрешения на проведение работ для установки информационно – рекламных стендов на земельном участке, переданном ФИО1 в аренду. На основании постановления администрации городского поселения Тельминского муниципального образования № от **/**/**** был заключен договор аренды земельного участка сроком на 5 лет. Также он обратился в администрацию городского поселения Тельминского муниципального образования с заявлением о выдаче разрешения на установку информационно – рекламных стендов с приложением проекта их размещения. **/**/**** ФИО1 было выдано разрешение (ордер) № на проведение земляных работ: на выполнение буровых работ по установке информационно – рекламных стендов. Размещение было согласовано ФИО1 со всеми компетентными службами. На основании указанного разрешения (ордера) действия ответчика по установке рекламных конструкций являются законными.
Представитель третьего лица администрации Усольского районного муниципального образования ФИО5 в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала, полагая, что требования прокурора г. Усолье – Сибирское являются законными и обоснованными.
Представитель привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица Администрации городского поселения Тельминского муниципального образования в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом, представил письменный отзыв, в котором поддержал требования прокурора г. Усолье – Сибирское, указав, что земельный участок с кадастровым номером ~~~, прилегающий к земельному участку, расположенному по адресу: .... был предоставлен ФИО1 в аренду на срок 5 лет. Разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций администрацией поселения не выдавалось, как и не выдавалось разрешений на строительство. Просил рассматривать дело в отсутствие представителя администрации поселения.
Исследовав письменные доказательства, выслушав пояснения участников процесса, суд приходит к выводу, что исковое заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 4 ФЗ от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе» законодательство Российской Федерации о рекламе состоит из настоящего Федерального закона. Отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы, могут регулироваться также принятыми в соответствии с настоящим Федеральным законом иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
В силу положений ч.1 ст. 19 Федерального закона «О рекламе» рекламными конструкциями являются щиты, стенды, строительные сетки, перетяжки, электронные табло, воздушные шары, аэростаты и иные технические средства стабильного территориального размещения, монтируемые и располагаемые на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктах движения общественного транспорта.
Согласно ч. 5 ст. 19 названного Закона установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором.
Частью 9 ст.19 Закона о рекламе предусмотрено, что установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения на установку рекламной конструкции, выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в ч. 5-7 данной статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществить установку рекламной конструкции.
В силу ч.10 ст. 19 Закона о рекламе установка рекламной конструкции без разрешения (самовольная установка) не допускается.
Судом установлено, что **/**/**** между администрацией городского поселения Тельминского муниципального образования и ФИО1 был заключен договор аренды земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером ~~~, расположенного по адресу: .... основным видом разрешенного использования земельного участка «для строительства объектов по изготовлению стройматериалов и их реализации».
В соответствии с п.2.1 договора аренды, срок аренды определен сторонами с **/**/**** по **/**/****.
**/**/**** ФИО1 обратился в администрацию Усольского района с заявлением о внесении изменений в схему расположения рекламных конструкций Усольского района с указанием на то, что новые конструкции планируется установить на земельном участке с кадастровым номером ~~~ прилегающем к земельному участку, расположенному по адресу: ....
**/**/**** главой муниципального района Усольского районного муниципального образования был дан ответ, согласно которому внесение изменений в Схему размещения рекламных конструкций нецелесообразно.
В соответствии с ч. 4 ст.19 Федерального закона «О рекламе» рекламная конструкция и ее территориальное размещение должны соответствовать требованиям технического регламента.
Прокуратурой г.Усолье – Сибирское совместно со специалистами администрации Усольского районного муниципального образования, администрации Тельминского муниципального образования проведена проверка по факту самовольно возведенных рекламный конструкций, расположенных по адресу: .... В ходе осмотра установлено, что на указанном земельном участке, предоставленном в аренду ФИО1 для строительства объектов по изготовлению стройматериалов и их реализации, самовольно установлены три рекламные конструкции. Указанные обстоятельства зафиксированы в Акте № осмотра самовольно возведенной рекламной конструкции от **/**/****
**/**/**** государственным инспектором дорожного надзора ОГИБДД МО МВД России «Усольский» старшим лейтенантом полиции К. в присутствии помощника прокурора г. Усолье – Сибирское, специалиста по архитектуре землеустройству и благоустройству администрации Тельминского МО, главного архитектора отдела архитектуры и градостроительства, представителя ФКУ «Упрдор Прибайкалье» были осмотрены рекламные конструкции, произведены замеры расстояния установленных рекламных конструкций от края проезжей части.
Комиссией по результатам обследования составлен Акт выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения, согласно которому рекламные конструкции установлены в нарушение п. 4.2, п.6.1, п.6.10 ГОСТ Р 52044-2003, п. 5.1, 5.2 ФЗ «О рекламе».
В целях обеспечения безопасности дорожного движения в местах размещения объектов дорожного сервиса, рекламных конструкций и инженерных коммуникаций, в том числе выявления их незаконного размещения и установки в границах полос отвода и придорожных полос автомобильных дорог общего пользования федерального значения, комиссией в составе ведущего инженера отдела имущественных отношений ФКУ «Упрдор Прибайкалье», помощника прокурора г. Усолье – Сибирское, государственным инспектором дорожного надзора ОГИБДД МО МВД России «Усольский», начальника отдела архитектуры и градостроительства главный архитектор администрации Усольского районного муниципального образования составлен акт обследования автомобильной дороги общего пользования федерального значения М-53 «Байкал» км 1810+000 – км 1816+000. В ходе обследования установлено, что рекламные конструкции не имеют разрешения на установку. Выявлены нарушения п.6.1, 6.12 ГОСТ Р 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения».
**/**/**** ответчику ФИО1 было выдано предписание о демонтаже самовольно возведённых рекламных конструкций.
Постановлением мирового судьи судебного участка № г. Усолье – Сибирское и Усольского района Иркутской области от **/**/**** ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.14.37 Кодекса об административных правонарушениях. Ему назначено наказание в виде административного штрафа 1 000 рублей.
В соответствии со статьей 15 ФЗ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», утверждение схемы размещения рекламных конструкций, выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории муниципального района, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных рекламных конструкций на территории муниципального района, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ "О рекламе".
Согласно Постановлению администрации муниципального района Усольского районного муниципального образования № от 12.03.2015 г. утвержден административный регламент по предоставлению муниципальной услуги «Выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже рекламных конструкций на территории муниципального района Усольского районного муниципального образования», согласно которому выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории Усольского районного муниципального образования, относится к компетенции администрации муниципального района Усольского районного муниципального образования, предоставление услуги осуществляет отдел архитектуры и градостроительства администрации (п. 23 Регламента).
Разрешений на установку и эксплуатацию конструкций в установленном законом порядке ФИО1 выдано не было, в связи с чем размещение на участке спорных рекламных конструкций является незаконным и нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, а также Российской Федерации, в связи с осуществлением правомочий по размещению рекламных конструкций при использовании земельного участка без соблюдения установленных норм и требований.
Обосновывая законность установления рекламных конструкций, ответчик ссылается на Разрешение (ордер) на проведение земляных работ № от **/**/****, выданного Администрацией Городского поселения Тельминского муниципального образования.
Вместе с тем, указанное Разрешение (ордер) дает право ответчику на выполнение буровых работ по установке информационно – рекламных стендов на земельном участке, расположенном по адресу: .... и не является разрешением на установку и использование рекламных конструкций. По сведениям администрации городского поседения Тельминского муниципального образования разрешения на размещение рекламных конструкций ФИО1 не выдавала.
Доказательств в обоснование правомерности размещения указанной рекламной конструкции ответчиком не представлено. При таких обстоятельствах суд находит требования прокурора г. Усолье – Сибирское обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Доводы ответчика и его представителя о неправомерности отказа в выдаче разрешения на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, не влияют на выводы суда, поскольку указанные конструкции были установлены ответчиком без получения соответствующего разрешения. По существу приведенные доводы сводятся к иной оценке действующего законодательства и установленных обстоятельств, в связи с чем не могут быть приняты судом.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковое заявление прокурора города Усолье – Сибирское в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ФИО1 о демонтаже рекламных конструкций - удовлетворить.
Обязать ФИО1 устранить нарушения требований ст. 19 ФЗ № «О рекламе» от **/**/****, путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, а именно осуществить демонтаж незаконно установленных трех отдельно стоящих рекламных конструкций по адресу: в .... на земельном участке с кадастровым номером ~~~.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Иркутский районный суд в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме.
Судья: О.П. Коткина