Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 02 марта 2022 года город Кинель Кинельский районный суд Самарской области в составе: председательствующего судьи БРИТВИНОЙ Н.С., при секретаре ГРИДНЕВОЙ Е.С., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кинеле гражданское дело № 2-368 по иску Решетниковой Н. М. к Министерству лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области об исключении земельного участка из государственного лесного реестра, У С Т А Н О В И Л: Решетникова Н.М. обратилась в суд с иском к Министерству лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области об исключении земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуальной жилой застройки, из государственного лесного реестра лесного фонда. В судебном заседании представитель истца Решетниковой Н.М. – Астахова А.В., действующая на основании доверенности, исковые требования поддержала, пояснив суду, что ДД.ММ.ГГГГРешетникова Н.М. заключила брачный договор с ФИО3, по условиям которого земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства, площадью 1500 кв.м., перешел в режим раздельной собственности к Решетниковой Н.М.. Право собственности Решетниковой Н.М. зарегистрировано Управлением Федеральной службы Государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области на вышеуказанный участок ДД.ММ.ГГГГ№, о чем свидетельствует выписка из ЕГРН. Истец запланировала возвести строение на земельном участке. Однако в ходе подготовке к строительству жилого дома представители Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области истцу сообщили о невозможности строительства, поскольку данный земельный участок находится в границах лесного фонда. Решетникова Н.М. обращалась с официальными письмами в Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования с просьбой исключить вышеуказанный земельный участок из реестра лесного фонда, поскольку по всем данным Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии участок относится к землям населенных пунктов с разрешением строительства жилого дома, о чем свидетельствуют сведения о характере объекта недвижимости. В свою очередь Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования по Самарской области ответило на письмо истца, указав, что действительно земельный участок числится в реестре лесного фонда. Положительного решения по заявление Решетниковой Н.М. об исключения земельного участка из своих границ ответчик не принял. Статьей 5 Федерального закона № 280-ФЗ внесены изменения в статью 14 Федерального закона «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» от 21.12.2004 г. № 172-ФЗ, согласно которой предусмотрено, что в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки. Согласно п. 7 ст. 62.4 Федерального закона «Об охране окружающей среды» земельный участок, права граждан или юридических лиц на который возникли до 1 января 2016 года, и который в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости и (или) правоустанавливающими документами на земельные участки к иной категории земель, земельный участок, который образован из земель лесного фонда и на котором расположен объект недвижимости, права на который возникли до 1 января 2016 года, земельный участок, который в результате уточнения границ и устранения пересечений с границами лесного участка в соответствии со статьей 60.2 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» оказался полностью или частично расположен в границах лесопаркового зеленого пояса, подлежат исключению из лесопаркового зеленого пояса в случае, если разрешенное использование такого земельного участка или назначение такого объекта недвижимости противоречит режиму лесопаркового зеленого пояса с учетом положений подпункта 6 пункта 3 настоящей статьи. Поскольку истец приобрела земельный участок категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуальной жилой застройки, отнесенный к этой же категории земель до ДД.ММ.ГГГГ года, поэтому просит исключить земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуальной жилой застройки, из государственного лесного реестра. Представитель ответчика Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области в судебное заседание не прибыл, хотя был надлежаще извещен о времени и месте рассмотрения дела (л.д.144-145). В материалах дела имеется отзыв на исковые требования Решетниковой Н.М., в которых содержится ходатайство Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области о рассмотрении дела в отсутствии представителя Министерства. Из отзыва Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области следует, что Министерство считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению. По данным государственного лесного реестра и проведенного ГКУ СО «Самарские лесничества» натурного обследования участка, установлено, что земельный участок с кадастровым номером №, расположен в квартале 28 выделе 28 Кинельского участкового лесничества Кинельского лесничества, па лесном участке произрастают лесные культуры с составом 10В, возраст 52 года, строения и сооружения, сведения о которых содержаться в ЕГРН отсутствуют. Кроме того, имеется судебный акт, имеющий преюдициальное значение для данного дела - вступившее в законную силу решение Самарского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу №, которым признан недействующим Генеральный план г.о.<адрес>, утвержденный Решением Думы г.о.Кинель от ДД.ММ.ГГГГ№ (с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ№) в части включения в границы г.о.Кинель участков лесного фонда, в том числе и участка истца. Таким образом, судебным актом подтверждено расположение участка на землях лесного фонда и его незаконное включение в границы г.о. Кинель. В отношении исключения спорного участка из состава земель лесного фонда. В соответствии с н.4 ст. 10 Федерального закона от 29.07.2017 № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель», защиту, в том числе в судебном порядке, имущественных прав и законных интересов Российской Федерации в области лесных отношений от имени Российской Федерации осуществляет уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти (Рослесхоз). Территориальным подразделением Рослесхоза в Приволжском федеральном округе является Департамент лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округ, который в соответствии с п.2.1. ч.7 Положения о Департаменте лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу, утвержденного приказом Рослесхоза от 19.06.2015 №203 осуществляет от имени Российской Федерации защиту, в том числе в судебном порядке, имущественных прав и законных интересов Российской Федерации в области лесных отношений. Согласно статье 214 ГК РФ от имени Российской Федерации права собственника осуществляют органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. Органы государственной власти от имени Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде. На основании Положения о Федеральном агентстве но управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 года № 432, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника в сфере управления имуществом Российской Федерации. Согласно п.п.6,7 ст.4.6 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 29.07.2017 № 280-ФЗ), сведения о лесных участках, внесенных в государственный лесной реестр, исключаются из государственного лесного реестра органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области лесных отношений, в том числе па основании заявления заинтересованного лица, если указанные сведения соответствуют одновременно следующим условиям: 1) сведения об этих лесных участках не внесены в Единый государственный реестр недвижимости; 2) границы этих лесных участков пересекают границы иных лесных и (или) земельных участков (за исключением случаев пересечения с границами лесного участка, образованного для использования лесов в целях геологического изучения недр, разработки месторождений полезных ископаемых, строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью), а также границы лесничеств, лесопарков, за исключением случаев, если такое пересечение допускается федеральным законом; 3) договоры аренды этих лесных участков прекращены или расторгнуты ко дню исключения сведений об этих лесных участках из государственного лесного реестра (в случае, если эти лесные участки были образованы в целях заключения указанных договоров аренды). Истцом не представлено доказательств соблюдения указанных условий одновременно. Указанные выводы подтверждены решением Арбитражного суда Самарской области от 22.06.2020 по делу №А55-34436/2019, решением Арбитражного суда Самарской области от 28.01.2020 по делу А55-21392/2018. Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» устанавливает три основных способа устранения противоречий сведений ЕГРН и ГЛР: в порядке уточнения границ участка, не являющегося согласно сведениям ЕГРН лесным участком; в ходе устранения реестровой ошибки: посредством снятия с государственного кадастрового учета лесных участков, сведения о которых совпадают со сведениями ЕГРН об иных лесных участках. Каждый из этих способов зависит от наличия определенных обстоятельств и не может быть выбран произвольно кем-либо, в том числе заявителем (Письмо Минэкономразвития России от 15.09.2017 № 26268-ВЛ/Д23и «О применении положений федеральных законов в связи с вступлением в силу Федерального закона от 29 июля 2017 г. № 280-ФЗ»). Так, согласно ч.11 ст.60.2 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» подлежит снятию с государственного кадастрового учета лесной участок, сведения о котором содержатся в Едином государственном реестре недвижимости, с одновременной государственной регистрацией прекращения нрава, ограничения права на него, обременения лесного участка, если в результате государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на иные земельные участки, указанные в частях 1 и 2 статьи 60.2 Закона №218-ФЗ, или устранения реестровой ошибки в отношении земельных участков, указанных в частях 4, 5 и 9 статьи 60.2 Закона №218-ФЗ, будет установлено, что лесной участок находится в пределах границ иных земельных участков или сведения о его площади совпадают со сведениями о площади иного земельного участка на девяносто пять и более процентов. Снятие с учета указанного лесного участка и (или) государственная регистрация прекращения права, ограничения права на него, обременения лесного участка органом регистрации нрав осуществляются одновременно с государственным кадастровым учетом и (или) государственной регистрацией прав на иные земельные участки, указанные в частях 1 и 2 статьи 60.2 Закона №218-ФЗ. на основании заявления и документов, представленных для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, или при устранении реестровой ошибки в отношении земельных участков, указанных в частях 4, 5 и 9 статьи 60.2 Закона №218-ФЗ. Внесение документированной информации в государственный лесной реестр и её изменение осуществляются на основании Приказа Минприроды России от 11.11.2013 № 496 «Об утверждении Перечня, форм и порядка подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение» (в ред. Приказов Минприроды России от 14.12.2017 №671, от 15.01.2019 № 10). Согласно указанному приказу, документами, являющимися основаниями для внесения документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменения, являются следующие Акты: 2.1.1. Акт о внесении документированной информации в государственный лесной реестр (Форма 1); 2.1.2. Акт об изменении документированной информации государственного лесного реестра (Форма 2); 2.1.3. Акт несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию (Форма 3). Акты о внесении документированной информации в государственный десной реестр или ее изменении составляются не позднее месяца с момента поступления первичной документации, перечень которой утвержден приказом Минприроды России от 11 ноября 2013 г. № 496 (зарегистрирован в Минюсте России 31 декабря 2013 г.. регистрационный № 30979), и форм ведения государственного лесного реестра, утвержденных приказом Минприроды России от 6 октября 2016 г. № 514 (зарегистрирован в Минюсте России 26 октября 2016 г., регистрационный № 44145). Согласно Письму Рослесхоза от 27.02.2015 № ПК-06-54/1869 «О применении приказа № 496», Акт о внесении документированной информации в государственный лесной реестр (форма 1, п. 3.1 приказа) составляется при поступлении первичных документов, подтверждающих проведение лесоустройства на территории лесничества (участкового лесничества) или лесного участка. Остальная информация является производной от материалов лесоустройства и направлена на изменение первоначально внесенной информации, поэтому при поступлении иных первичных документов составляется Акт об изменении документированной информации государственного лесного реестра (форма 2. п. 3.2 приказа). К акту прикладываются подлинники первичных документов, и впоследствии акты группируются по участковым лесничествам и видам первичной документации. На основании п.п. 12, 13 Приказа Минприроды России от 15.01.2019 № 10 «Об утверждении Порядка ведения государственного лесного реестра и внесении изменений в Перечень, формы и порядок подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение, утвержденные приказом Минприроды России от 11 ноября 2013 г. № 496», изменение документированной информации, внесенной в государственный лесной реестр, осуществляется на основании решения уполномоченного органа, осуществляющего ведение государственного лесного реестра, в случаях: выявления несоответствия документированной информации о количественных, качественных и иных характеристиках лесов и лесных ресурсов в границах лесных участков, содержащейся в государственном лесном реестре, их фактическому состоянию; обнаружения ошибки уполномоченным органом, осуществляющим ведение государственного лесного реестра, поступления в указанный уполномоченный орган заявления об ошибке от лиц и органов, указанных в пункте 8 настоящего Порядка, или решения суда об устранении ошибки, вступившего в законную силу. Несоблюдение указанной процедуры является основанием для отказа в удовлетворении требований (Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 22.05.2019 № Ф04-1212/2019 по делу № Л75-5766/2018, Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 08.10.2018 № Ф02-4491/2018 по делу № А19-22859/2017). Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Запись о праве собственности Российской Федерации сделана ДД.ММ.ГГГГ№. Согласно таксационному описанию, <адрес> является участком лесов вокруг населенных пунктов и садовых товариществ, имеет целевое назначение «защитные леса», категория «леса, расположенные в зеленых зонах». Согласно ранее представленной истцом в министерство выписке из ЕГРН, право на земельный участок с кадастровым номером № зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ, то есть после ДД.ММ.ГГГГ. Право Российской Федерации на указанный участок никем не оспорено и возникло ранее, чем право собственности истца. Нормы Федерального закона от 29.07.2017 № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель», о так называемой «лесной амнистии» говорят о приоритете прав сведений Идиного государственного реестра недвижимости и правоудостоверяющих и правоустанавливающих документов. Согласно ч.3 ст. 14 Федеральный закон от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи. Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года. Как указал Арбитражный суд Поволжского округа от 29.01.2019 по делу №А55-5320/2018: «Лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости. В силу части 6 статьи 39 Федерального закона от 24.07.2007 № 221 - ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» согласование границ лесных земельных участков производится без установления их на местности. Частью 6 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» определено, что участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права на которые и их ограничения, в том числе аренда, зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда, признаются юридически действительными. Лесной участок соответствует участку лесного фонда». Неправомерное изменение категории земель лесного фонда па иную категорию, не может являться основанием для лишения Российской Федерации указанною участка. Данный вывод подтверждается судебной практикой (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 25.06.2013 по делу № А17-2122/2012, Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 05.07.2018 № Ф08-4173/2018 по делу N А32-25707/2016). Арбитражным судом Поволжского округа в Постановлении от 02.02.2021 по делу № А55-23153/2019 в отношении участка, расположенного в квартале 67 Большецаревщинского участкового лесничества Красноярского лесничества сделан следующий вывод: «способом защиты гражданских прав является, в том числе, неприменение судом акта государственного органа или органа местного самоуправления противоречащего закону (статья 12 ГК РФ). В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 06.12.2017 № 37-Г1 указано, что положения абзаца тринадцатого статьи 12 ГК РФ и части 2 статьи 13 АПК РФ в системе действующего правового регулирования предусматривают обязанность арбитражного суда, рассматривающего гражданское дело, проверить нормативный правовой акт, подлежащий применению в данном гражданском деле (включая утративший юридическую силу), на соответствие иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, в том числе если о противоречии между ними заявляет лицо, участвующее в деле. Сам факт включения участков с нарушением установленного законом порядка в границы населенного пункта, не может исключать их отнесения к землям лесного фонда, поскольку в этом случае при разрешении спора в арбитражном суде, нормативный акт об утверждении генерального плана не подлежал применению». Аналогичные выводы сделаны Арбитражным судом Поволжского округа в Постановлении от 02.02.2021 по делу №А55-24934/2019. по делу №А55-29728/2019 и делу №А55-31989/2019. Границы земель лесного фонда определены в соответствии с действующим законодательством - материалами лесоустройства (копия выкопировки из планшета, таксационное описание, выписка из государственного лесного реестра прилагаются к материалам дела и представлены министерством в составе отзыва). Таким образом, министерством представлен полный перечень доказательств, предусмотренных законодательством, подтверждающих наложение испрашиваемого участка на участок лесного фонда. Таким образом, оснований для исключения из государственного лесного реестра земельного участка с кадастровым номером с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, не имеется. Кроме того, согласно п. 4.14. Приказа МЧС России от 24.04.2013 № 288 «Об утверждении свода правил СП 4.13130 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям» (вместе с СП 4.13130.2013. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям», противопожарные расстояния от границ застройки городских поселений до лесных насаждений в лесничествах (лесопарках) должны быть не менее 50 м. а от границ застройки городских и сельских поселений с одно-, двухэтажной индивидуальной застройкой, а также от домов и хозяйственных построек на территории садовых, дачных и приусадебных земельных участков до лесных насаждений в лесничествах (лесопарках) - не менее 30 м. Таким образом, в целых защиты лесов от пожаров и недопущения распространения огня на населенные пункты должны обеспечиваться расстояния от земель лесного фонда до участков, находящихся в собственности физических и юридических лиц. Спорный участок не только вплотную прилегают к землям лесного фонда, но и налагаются на него, что создает угрозу распространения пожара и риск утраты имущества. С учетом изложенного, Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области просит в удовлетворении исковых требований Решетниковой Н.М. отказать (л.д.41-45. Представитель третьего лица на стороне ответчика, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, Департамента лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу в судебное заседание также не явился, хотя был надлежаще извещен о времени и месте рассмотрения дела. В материалах дела имеется отзыв на исковые требования Решетниковой Н.М., в которых содержится ходатайство Департамента лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу о рассмотрении дела в отсутствии представителя Министерства. Из отзыва Департамента лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу следует, что лесной фонд ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим. Правовое регулирование отношений, связанных с использованием лесных ресурсов, основывается на принципе приоритета публичных интересов и предполагает, в частности, обеспечение сохранности лесного фонда, его рациональное использование и эффективное воспроизводство. Данная позиция закреплена в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 03.02.2010 №238-0-0. Согласно ст. 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст. 42 Конституции Российской Федерации и в ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Федеральный закон). В соответствии со ст. 8 Лесного кодекса Российской Федерации и ст. 3 Федерального закона от 04,12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. В силу ст. 17 ЗК РФ в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами. Таким образом, право собственности Российской Федерации на земли лесного фонда признано в силу закона. В соответствии с ч. 2 ст. 7 ЗК РФ земли, отнесенные к соответствующей категории должны использоваться в соответствии с установленным для них целевым назначением. Согласно п. 3 ст. 6 ЗК РФ и ч. 8 ст. 22 Федерального закона № 218-ФЗ от 13.07.2015 «О государственной регистрации недвижимости» земельным участком признается часть земной поверхности, имеющая характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи. Границы являются главным индивидуализирующим признаком земельного участка и определяются при выполнении кадастровых работ по межеванию (ч. 4.2 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части (ч. 8 ст. 22 Закона № 218-ФЗ). Согласно ст. 7 ЛК РФ лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со ст.ст.67-70.1 ЛК РФ. Местоположение, границы и площадь лесных участков определяются с учетом границ и площади лесных кварталов и (или) лесотаксационных выделов, частей лесотаксационных выделов. Документированная информация о составе земель лесного фонда, о лесных участках, о количественных, качественных, об экономических характеристиках лесов и лесных ресурсов содержится в государственном лесном реестре (ч, 2 ст. 91 ЛК РФ). Внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение осуществляются на основании документов, перечень, формы и порядок подготовки которых устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (п. 2.1 ст. 91 ЛК РФ). Перечень документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение, установлен приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 11.11.2013 № 496 «Об утверждении перечня, форм и порядка подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение». Так, согласно п. 2.1 Перечня документами, являющимися основаниями для внесения документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменения, являются следующие Акты: о внесении документированной информации в государственный лесной реестр (Форма 1); об изменении документированной информации государственного лесного реестра (Форма 2); несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию (Форма 3), а также иные документы, предусмотренные соответствующим Перечнем. Пунктом 2.2 установлен перечень первичной документации, являющейся основанием для внесения документированной информации, В соответствии с п. 2.2.3 Перечня, одним из оснований для внесения изменений в Акты и, соответственно, в сведения государственного лесного реестра, являются также принятые органами местного самоуправления решения, в том числе об установлении или изменении границ населенных пунктов на основании утверждения или изменения генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования. Согласно ч.ч. 6, 7 ст. 4.6 Федерального закона от 04.12,2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» сведения о лесных участках, внесенных в государственный лесной реестр, исключаются из государственного лесного реестра органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области лесных отношений, в том числе на основании заявления заинтересованного лица, если указанные сведения соответствуют одновременно следующим условиям: сведения об этих лесных участках не внесены в Единый государственный реестр недвижимости; границы этих лесных участков пересекают границы иных лесных и (или) земельных участков (за исключением случаев пересечения с границами лесною участка, образованного для использования лесов в целях геологического изучения недр, разработки месторождений полезных ископаемых, строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью), а также границы лесничеств, лесопарков, за исключением случаев, если такое пересечение допускается федеральным законом; договоры аренды этих лесных участков прекращены или расторгнуты ко дню исключения сведений об этих лесных участках из государственного лесного реестра (в случае, если эти лесные участки были образованы в целях заключения указанных договоров аренды). Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области лесных отношений, осуществляет исключение из государственного лесного реестра сведений, которые противоречат сведениям Единого государственного реестра недвижимости, на основании уведомлений органа регистрации прав об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и иных уведомлений, предусмотренных Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в течение 30 дней со дня получения указанных уведомлений. Также Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» устанавливает три основных способа устранения противоречий сведений ЕГРН и ГЛР: в порядке уточнения границ участка, не являющегося согласно сведениям ЕГРН лесным участком; в ходе устранения реестровой ошибки; посредством, снятия с государственного кадастрового учета лесных участков, сведения, о которых совпадают со сведениями ЕГРН об иных лесных участках. Каждый из этих способов зависит от наличия определенных обстоятельств и не может быть выбран произвольно кем-либо, в том числе заявителем (Письмо Минэкономразвития России от 15.09.2017 № 26268-ВА/Д23и «О применении положений федеральных законов в связи с вступлением в силу Федерального закона от 29 июля 2017 г. № 280-ФЗ»). В соответствии со ст. 83 ЛК РФ полномочия Российской Федерации по ведению государственного лесного реестра в отношении лесов, расположенных в границах территории субъекта Российской Федерации, переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации. Органом исполнительной власти Самарской области, в полномочия которого входит ведение государственного лесного реестра в отношении лесов, в границах территории <адрес>, является Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования <адрес>. В соответствии с и. 5.4.6 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 № 736, к полномочиям Рослесхоза относится обобщение документированной информации, содержащейся в государственном лесном реестре. Представители третьих лиц на стороне ответчика, не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора, филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Самарской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области в судебное заседание не явились, хотя были надлежаще извещены о времени и месте рассмотрения дела, Заслушав пояснения представителя истца Решетниковой Н.М. – Астахову А.В., изучив материалы дела, суд приходит к следующему. Установлено, что истец Решетникова Н.М. на основании Брачного договора от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ней и ФИО3, является собственником земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства (л.д.10-13). Право собственности Решетниковой Н.М. зарегистрировано в установленном законом порядке, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.17-23) При этом, по сведениям Единого государственного реестра недвижимости о переходе прав на объект недвижимости земельный участок с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, первоначальным собственником земельного участка являлся ФИО1, чье право на указанный земельный участок было зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ (л.д.24-26). Из материалов регистрационного дела на земельный участок следует, что основанием возникновения права собственности ФИО1 на земельный участок с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, явился договор купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между Муниципальным образованием городской округ <адрес> в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом городского округа Кинель, как продавцом, и ФИО1, как покупателем (л.д.100-101). При этом из материалов регистрационного дела также следует, что до передачи земельного участка в собственность ФИО1, на основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Муниципальным образованием городской округ <адрес> в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом городского округа Кинель, как арендодателем, и ФИО1, как арендатором, данный земельный участок был передан ФИО1 в аренду сроком на 3 года (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) (л.д.74-78). Кроме того, из выписки из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ следует, что земельный участок площадью 1500 кв.м. с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, был поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ, границы земельного участка были установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства (л.д.17). Согласно материалам регистрационного дела, ДД.ММ.ГГГГФИО1 продал спорный земельный участок ФИО2 по договору купли-продажи земельного участка и гаража (л.д.103-104). В свою очередь ФИО2ДД.ММ.ГГГГ продал спорный земельный участок ФИО3 на основании договора купли-продажи земельного участка с гаражом (л.д.106-107), который в свою очередь на основании брачного договора от ДД.ММ.ГГГГ передал спорный земельный участок в единоличную собственность Решетниковой Н.М. Из изложенного следует, что право собственности на земельный участок с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, было зарегистрировано до ДД.ММ.ГГГГ. В силу ст. 60.2 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» границы лесных участков изменяются в соответствии с описанием местоположения границ земельного участка, содержащимся в сведениях Единого государственного реестра недвижимости, в случае выявления их пересечения с границами земельного участка, права на который зарегистрированы до 1 января 2016 года, если пересечение их границ было выявлено органом регистрации прав при осуществлении регистрации прав на данный земельный участок, обнаружении ошибки, указанной в части 3 статьи 61 настоящего Федерального закона, в том числе выявленной по заявлению правообладателя земельного участка. В Определениях от 21 сентября 2017 года № 1793-О и № 1794-О Конституционный Суд выявил смысл положений статьи 7 Лесного кодекса Российской Федерации. Конституционный Суд указал, что, установив приоритет сведений о категории земельных участков, содержащихся в правоустанавливающих документах и Едином государственном реестре недвижимости, перед категорией земель, указанной в государственном лесном реестре и лесном плане субъекта Российской Федерации, федеральный законодатель исключил возможность изъятия земельных участков у граждан, которые приобрели их на законном основании и были указаны как их собственники в Едином государственном реестре недвижимости только по формальным основаниям их расположения в границах лесничеств и лесопарков в соответствии с данными государственного лесного реестра. Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, рассматривая досудебные обращения истца и отказывая в её требованиях, ссылался на то, что по данным государственного лесного реестра и проведенного ГКУ СО «Самарские лесничества» натурного обследования испрашиваемого участка установлено, что земельный участок с КН № расположен в квартале 28 выделе 28 Кинельского участкового лесничества Кинельского лесничества, на лесном участке произрастают лесные культуры с составом 10В, возраст 52 года, строения и сооружения, сведения о которых содержатся в ЕГРН отсутствуют. Согласно предоставленной выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ№, права на земельный участок с кадастровым номером № зарегистрированы после ДД.ММ.ГГГГ (ДД.ММ.ГГГГ), что не соответствует обязательным условиям исключения земельного участка из состава земель лесного в рамках Федерального закона № 280-ФЗ от 29.07.2017 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель». При рассмотрении данного дела необходимо учитывать положения Федерального закона от 29 июля 2017 года № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель», который вступил в действие на момент рассмотрения настоящего дела. Частью 3 статьи 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (в редакции Федерального закона от 29 июля 2017 года № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель») предусмотрено, что в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи. Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года. Тем самым федеральный законодатель, установив приоритет сведений о категории земельных участков, содержащихся в правоустанавливающих документах и Едином государственном реестре недвижимости, исключил возможность произвольного толкования оспариваемого законоположения и, соответственно, изъятия земельных участков у граждан, которые приобрели их на законном основании и были указаны как собственники этих участков в Едином государственном реестре недвижимости, только по формальным основаниям их расположения в границах лесничеств и лесопарков в соответствии с данными государственного лесного реестра. Кроме того, согласно части 4 статьи 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» земельный участок подлежит отнесению к землям населенных пунктов, если он находится в границах населенного пункта, или к категории земель сельскохозяйственного назначения в иных случаях, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, а также сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими и (или) правоудостоверяющими документами на земельные участки земельный участок относится к категории земель лесного фонда, но до 8 августа 2008 года предоставлен для строительства и (или) эксплуатации жилого дома либо образован из указанного земельного участка (пункт 2). В части 5 статьи 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» указано, что положения части 4 настоящей статьи применяются также в случае перехода прав граждан на указанный земельный участок после 8 августа 2008 года. При этом частью 15 статьи 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» предусмотрено, что в случаях, указанных в частях 4, 9 и 13 настоящей статьи, принятие акта о переводе земельного участка из одной категории в другую (решения об отнесении земельного участка к соответствующей категории земель) не требуется. Учитывая, что земельный участок, находящийся в собственности у ответчика Решетниковой Н.М., был поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ как земельный участок с категорией: земли населенный пунктов, вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, поэтому в соответствии с положениями части 3 статьи 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» категория данного земельного участка должна определяться в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, соответственно, земельный участок с кадастровым номером 63:03:0209036:622 относится к категории земель: земли населенных пунктов. При этом, учитывая указанные выше обстоятельства, а также учитывая требования части 15 статьи 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» принятие акта о переводе спорного земельного участка из категории: земли лесного фонда, в категорию: земли населенных пунктов, не требуется. Таким образом, учитывая указанные выше обстоятельства, учитывая, что суду предоставлены доказательства того, что права предыдущих правообладателей на земельный участок с кадастровым номером № были зарегистрированы до ДД.ММ.ГГГГ, суд считает, что требования истца Решетниковой Н.М. являются обоснованным и подлежат удовлетворению. Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Исковые требования Решетниковой Н. М. удовлетворить. Исключить земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуальной жилой застройки, из государственного лесного реестра. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Кинельский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме. Мотивированное решение составлено 09 марта 2022 года. председательствующий – |