ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2488/20 от 17.09.2020 Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре (Хабаровский край)

Дело № 2-2488/2020 г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 сентября 2020 г. г. Комсомольск-на-Амуре

Центральный районный суд г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края в составе:

председательствующего судьи Файзуллиной И.Г.,

при секретаре судебного заседания Пловинкиной Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» о взыскании задолженности по заработной плате,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с иском к ОАО «РЖД» о взыскании задолженности по заработной плате, ссылаясь на то, что с (дата) работает у ответчика в должности начальника восстановительного поезда станции Комсомольск-на-Амуре Дирекции аварийно-восстановительных средств Дальневосточной железной дороги - филиала ОАО «РЖД». Решением начальника Дирекции аварийно-восстановительных средств - структурного подразделения Дальневосточной железной дороги – истец был лишен премии на 50% по итогам работы и выполнения показателей премирования работников за март 2020 года. С данным решением истец не согласен и считает его неправомерным. Лишение премии произведено за производственные упущения по п. п. 1, 3 Приложения № 7 Положения о премировании работников Дирекции аварийно-восстановительных средств - структурного подразделения Дальневосточной железной дороги - филиала ОАО «РЖД» за основные результаты производственно-хозяйственной деятельности, утвержденного приказом Дальневосточной железной дороги от (дата) № ДВОСТ-1/НОТН, а именно, за несвоевременное, некачественное выполнение указаний, распоряжений, нормативных документов по кругу трудовых обязанностей, неисполнение обязанностей, установленных должностной инструкцией, а именно нарушение п. 2.2. должностной инструкции начальника восстановительного поезда станции Комсомольск-на-Амуре и за нарушение Правил и норм охраны труда, техники безопасности, пожарной безопасности при производстве работ, а также выявленные в ходе текущих проверок. Истец полагает должностные обязанности исполнял добросовестно и в полном объеме. В связи с чем, истец просить возложить на ответчика обязанность вернуть премию за март месяц 2020 года в размере 9 431 рублей 98 копеек.

В ходе судебного разбирательства истец ФИО1 уточнил исковые требования и вместо ранее заявленного требования просил взыскать задолженность по заработной плате в виде недополученной премии за март 2020 в размере 9 341 рублей 98 копеек по основаниям, изложенным в исковом заявлении. При этом дополнил, что по устному поручению председателя территориальной комиссии по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций ФИО2 выехал на станцию для выявления и устранения причин течи топлива из котла цистерны. Непосредственных работ по устранению течи топлива из железнодорожной цистерны не проводил, подчиненных работников к работе не привлекал, а только произвел осмотр цистерны и обозначил веткой дерева отверстие в цистерне – место течи. Регламент взаимодействия распространяется на структурные подразделения Дальневосточной железной дороги - филиала ОАО «РЖД» и не содержит конкретных обязанностей начальника восстановительного поезда. С данным Регламентом не знаком. За нарушение Правил и норм охраны труда, техники безопасности при производстве работ, выявленные в ходе оперативной проверки (дата) нести ответственность не может, так как два месяца не работал. И выявленные комиссией нарушения допущены не по его вине. О том, что лишен премии, узнал из полученного расчетного листка по заработной плате. Снижен размер премии на основании Положением о премировании работников.

Представитель ответчика ОАО «РЖД» ФИО3, действующий на основании доверенности № ДВОСТ НЮ-157/Д от (дата), исковые требования истца не признал, указав, что выплата премии носит стимулирующий характер и является правом работодателя, а не его обязанностью Также указал, что при решении вопроса о выплате истцу премии работодатель учел нарушения, допущенные истцом нарушения при исполнении трудовых обязанностей. Вопрос о снижении истцу премии принят работодателем в соответствии с локальным актами и нормами закона.

Суд, заслушав пояснения истца, представителя ответчика, изучив материалы дела, пришел к следующим выводам.

В ходе рассмотрения дела установлено, что (дата) с истцом заключен трудовой договор и истец принят на должность заместителя начальника восстановительного поезда станции Комсомольск Комсомольского отделения - филиала ФГУП «Дальневосточная железная дорога».

(дата) с истцом заключено дополнение к вышеуказанному трудовому договору и изменен, в частности, п. 2 раздела 1 вышеуказанного трудового договора, согласно которому истец переведен на должность начальника восстановительного поезда станции Комсомольск-на-Амуре Дальневосточной железной дороги – филиала ОАО «РЖД».

Решением комиссии по вопросам премирования работников Дирекции аварийно-восстановительных средств за основные результаты производственной деятельности (протокол № ДВОСТ ДАВС-65пр от (дата)) утверждены размеры премий по итогам за март 2020, и в частности, истцу ФИО1 – начальнику восстановительного поезда (адрес) снижена премия за март 2020 г. на 50%. Решение приняты большинством голосов: «за» - 6, «против» - 1 (ФИО4), «воздержались» - нет.

Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела и не оспаривались сторонами в ходе судебного разбирательства.

В силу положений ч. 2 ст. 7 Конституции РФ, охрана труда и установление гарантированного минимального размера его оплаты относятся к основам конституционного строя в Российской Федерации.

В соответствии со ст. 352 ТК РФ, каждый имеет право защищать свои трудовые права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Одним из основных способов защиты трудовых прав и свобод являются судебная защита.

В силу ст. 191 ТК РФ работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии). Данные положения закрепляют право работодателя поощрять работников, добросовестно исполняющих свои обязанности, создавая тем самым дополнительный стимул к высокопроизводительному труду, предоставляет работодателю возможность максимально эффективно использовать труд своих работников в целях ведения экономической деятельности.

Премией является выплата стимулирующего или поощрительного характера, выплачиваемая сверх основного заработка работника за определенные достижения в трудовой деятельности в соответствии с показателями (основаниями) премирования, установленными в локальных нормативных актах организации

Следует при этом отметить, что премирование работника изначально не является обязанностью работодателя, за исключением случаев, когда премия предусмотрена коллективным договором, положением о премировании и/или трудовым договором, а действующее трудовое законодательство не содержит каких-либо ограничений в отношении премирования или депремирования работников и не устанавливает минимального или максимального размера премии. Порядок назначения и выплаты премии определяется работодателем самостоятельно на основании локального нормативного акта.

Трудовым договором от (дата), с учетом дополнений за (№) от (дата) истцу по должности начальника восстановительного поезда за выполнение трудовых обязанностей установлены: должностной оклад в размере 31 123 рублей 00 копеек ежемесячно, надбавки: обусловленные районным регулированием оплату труда 50%, за непрерывный стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях- 50% иные надбавки, предусмотренные трудовым кодексом. нормативными документами ООАО «РЖД», а также выплаты компенсационного и стимулирующего характера согласно соответствующему положению об оплате труда, премии за основные результаты хозяйственной деятельности согласно соответствующему положению о премировании единовременные премии за выполнение особо важных производственных заданий разового характера по распоряжению работодателя, и иные выплаты, предусмотренные коллективным договором и (ил) нормативными документами ОАО «РЖД».

В ходе судебного разбирательства было установлено и не оспаривалось сторонами, что истцу снижен размер премии за март 2020 в соответствии с Положением о премировании работников Дирекции аварийно-восстановительных средств - структурного подразделения Дальневосточной железной дорого – филиала ОАО «РЖД».

Положениями ч. 1 ст. 8 ТК РФ, установлено, что работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.

Так, приказом № ДВОСТ-1/НОТН от (дата) начальника железной дороги в целях совершенствования системы материальной мотивации работников Дирекции аварийно-восстановительных средств утверждено Положение о премировании работников Дирекции аварийно-восстановительных средств - структурного подразделения Дальневосточной железной дорого – филиала ОАО «РЖД» за основные показатели производственно-хозяйственной деятельности.

Из раздела 1 указанного Положения следует, что оно является локальным нормативным актом, регламентирующим условия, порядок начисления и размеры премирования, вводится в целях совершенствования материальной мотивации труда, усиления персональной ответственности и личной заинтересованности работников в улучшении результатов производственно-хозяйственной деятельности, выполнении и перевыполнении установленных показателей премирования, характеризующих производственно-хозяйственную деятельность и разработано на основе Положения о корпоративной системе премирования работников филиалов открытого акционерного общества «Российские железные дороги», утвержденного распоряжением ОАО «РЖД» от (дата)(№)р, и изменениями к нему. Премирование работников - это материальное поощрение работников за достижение конкретных результатов в личном и коллективном труде, выплачиваемое работнику в денежной форме сверх постоянной части заработной платы в порядке, установленном настоящим Положением. Начисление и выплата премии осуществляется на основании приказа начальника Дирекции аварийно-восстановительных средств. Выплата премии производится по результатам работы за предыдущий месяц одновременно с выплатой заработной платы за текущий месяц в срок, установленный Правилами внутреннего трудового распорядка.

Согласно разделу 2 данного Положения, премирование работников за основные результаты производственно-хозяйственной деятельности производится в зависимости от выполнения показателей по трем уровням (1 уровень – степень обеспечения безопасности движения поездов, охраны труда и соблюдения правил пожарной безопасности; 2 уровень – результативность производственно0хозяйственной и экономической деятельности Дирекции в целом; 3 – результативность индивидуальной деятельности работника или группы работников, позволяющие оценить конечные результаты конкретного работника, исходя из задач). Базовый размер текущей премии за выполнение каждого показателя премирования установлен в зависимости от степени влияния работника или группы работников на их выполнение, с соблюдением доли премии по показателям II и III уровней согласно таблице, согласно которой ко 2 группе работников Дирекции относятся: руководители, специалисты и рабочие восстановительных поездов, оператор электронно-вычислительных машин. Премирование работников за основные результаты производственно-хозяйственной деятельности производится при выполнении условий премирования, перечисленных в п. 4.1 настоящего Положения, отраженных в справке о выполнении условий премирования и перечню показателей. Премия работнику рассчитывается в процентах за выполнение каждого показателя премирования в отдельности. При невыполнении одного из показателей премирования соответствующая часть премии не начисляется.

Раздел 4 данного Положения определяет условия снижения или лишения премии, к которым для 2 группы работников Дирекции является 1 уровень – отсутствие событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, отсутствие тяжких несчастных случаев со смертельным исходом по вине работника. При невыполнении условий премирования за отчетный период доля премии, определяемая показателями премирования не начисляется. В случае выявления у работника производственных упущений в работе - неисполнения или ненадлежащего исполнения возложенных на него трудовых обязанностей, согласно Перечню производственных упущений, размер премии по II и III уровню снижается или премия не начисляется полностью, вне зависимости от выполнения установленных для него показателей премирования. Размер премии снижается или не начисляется полностью за тот период в котором совершено упущение в работе (в отдельных случаях за тот период, в котором совершено упущение).

Разделом 6 указанного Положения, в целях обеспечения объективности при оценке выполнения показателей премирования и определении размеров премий за результаты производственно-хозяйственной деятельности регламентирована работа комиссия по вопросам премирования работников Дирекции аварийно-восстановительных средств за основные результаты производственно-хозяйственной деятельности, в состав которой входят руководители и специалисты, отвечающие за вопросы производственной, финансово-экономической деятельности, управления персоналом, представители выборных органов соответствующих первичных профсоюзных организаций. Состав комиссии утверждается приказом начальника Дирекции аварийно-восстановительных средств. Комиссия ежемесячно рассматривает вопросы, связанные с оценкой выполнения показателей премирования работников, в том числе основания для лишения или снижения размера премии отдельным работникам, определяет размер премии в случаях невыполнения показателей премирования не по вине работника, принимает решения по данным вопросам. Решения, принимаемые комиссией по вопросам премирования работников, должны быть обоснованы и подтверждены фактическими данными и оформляются протоколом.

В ходе судебного разбирательства установлено и не оспаривалось сторонами, что решением комиссии по премированию, оформленным протоколом № ДВОСТ ДАВС-65пр от (дата) заседания, премия истцу снижена за производственные упущения, определенные в Приложении (№) (Перечень производственных упущений в работе и нарушений трудовой и производственной дисциплины, при наличии которых премия 2 группы работников Дирекции по 2 и 3 уровню снижается или не начисляется) к вышеуказанному положению о премировании:

- п. I данного Перечня - несвоевременное, некачественное выполнение указаний, распоряжений, нормативных документов по кругу трудовых обязанностей, неисполнение обязанностей, установленных п. 2.2 должностной инструкции начальника восстановительного поезда станции Комсомольск-на-Амур, требований пункта 6.2 "Регламента взаимодействия между Дальневосточными дирекциями управления движением, тяги, инфраструктуры, по управлению терминально-складским комплексом и дирекции аварийно-восстановительных средств при ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами на Дальневосточной железной дороге", утвержденного (дата) ДВОСТ-160/пд, что выразилось в том, что истец, как начальник восстановительного поезда станции Комсомольск-на-Амуре (дата) принял личное участие и привлек своих работников в устранении течи опасного груза (дизельного топлива) из поврежденной цистерны путём заглушки отверстия веткой дерева без применения типовых деревянных заглушек или фиксации техническим пластырем. В соответствии с п. 6.2 Регламента, работы по ремонту подвижного состава и устранение течей опасных грузов возлагаются на работников вагонного хозяйства, а так же для обеспечения ликвидации последствий инцидентов и аварийных происшествий с опасными грузами привлекается АО «Центр аварийно-спасательных и экологических операций» в соответствии с действующим договором с ОАО «РЖД» на оказание услуг по ликвидации нефтерозливов. При этом о привлечении восстановительного поезда на ликвидацию инцидента с опасным грузом не сообщено руководителю Дирекции или его заместителям. В нарушение п. 92 раздела 5 «Инструктивных указаний по организации аварийно-восстановительных работ инфраструктуре ОАО «РЖД»», утверждённых распоряжением ОАО «РЖД» от (дата)(№)/р, истец приступил к выполнению работ по ликвидации чрезвычайной ситуации с опасным грузом, не имея на это разрешение и целевого инструктажа по охране труда, а так же письменного разрешения на производство работ.

- п. 3 указанного выше Перечня - нарушение работниками Правил и норм охраны труда, техники безопасности при производстве работ, а также выявленные в ходе текущих проверок. (дата) в восстановительном поезде станции Комсомольск-на-Амуре комиссией проведена оперативная проверка состояния охраны труда, промышленной, пожарной и электробезопасности, в ходе которой выявлены замечания: не убрана территория, прилегающая к ограждению со стороны служебного прохода, схема служебного прохода не выверяется с 2018, на рабочих местах со станочным оборудованием отсутствуют деревянные решетки, местное освещение, инструкции по охране труда или выписки по безопасному производству работ, списки лиц допущенных к работе на станках, пожарный щит в гараже установлен не на видном месте, свободный доступ отсутствует, отсутствует насечка на прижимных поверхностях тисков на рабочем столе сварочного поста, допускается работа неисправным инструментом на сварочном посту, наледь сбоку от гаража не посыпается песком, в связи с чем, имеется риск травмирования работников, в эксплуатации находятся канатные стропы, не отвечающие установленным требованиям, на сварочном посту отсутствуют перегородки из негорючих материалов, препятствующие разлету искр и расплавленного металла и не в полном объеме устранены замечания по акту оперативной проверки (№)Т/о от (дата): п. 95 - отсутствует список лиц, допущенных к работе на токарном станке, п. 92 - в складских помещениях на стеллажах и столах, предназначенных для складирования оборудования деталей и материалов, отсутствуют информационные таблички предельно допустимых нагрузок, п. 61 - в эксплуатации находятся канатные стропы без бандажей в местах выхода прядей из заплаток. В нарушение п. 2.32, 2.42 должностной инструкции, утвержденной 1.06.2019ФИО1 не обеспечил выполнение мероприятий по обеспечению промышленной безопасности, электробезопасности, пожарной безопасности. Не обеспечил безопасные условия и охрану труда работников восстановительного поезда. (Протокол разбора от (дата) № ДВОСТ ДАВС - 48/пр).

В ходе судебного разбирательства истец не оспаривал факт того, что (дата) прибыл на место течи цистерны на станции Комсомольск - Сортировочный и обозначил место течи веткой дерева, указав при этом, что в устранении течи участия не принимал и сотрудников восстановительного поезда не привлекал, не оспаривал, что не поставил руководителя Дирекции в известность о данной ситуации.

Также в ходе судебного разбирательства истец оспаривал факты, изложенные в протоколе текущих проверок, ссылаясь на то, что не имел возможности контролировать устранение замечаний, поскольку не работал более двух месяцев. Однако, в ходе судебного разбирательства не установлено обстоятельства, свидетельствующих о том, что выявленные комиссией при проверки (дата) недостатки в период отсутствия истца на рабочем месте, не предоставил доказательств этому и истец.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что в ходе судебного разбирательства судом из представленных сторонами доказательств не установлено отсутствие в работе истца производственных упущений, предусмотренных вышеуказанным Перечнем, и которые являются основанием для снижения или не начисления премии.

С учетом установленных по делу обстоятельств, принимая во внимание, что в соответствии с положениями действующего трудового законодательства, условиями трудового договора и локальных актов ответчика, выплаты стимулирующего характера не являются обязательными, гарантированными и безусловными, носят стимулирующий характер, направлены на усиление материальной заинтересованности работников, а также, принимая во внимание отсутствие доказательств того, что стимулирующие выплаты входят в систему оплаты труда и являлись обязательными, суд считает требования истца о необходимости выплаты ему премии в максимальном размере необоснованными. Размер премии определяется в индивидуальном порядке, зависит от характера и объема работы, выполненной конкретным работником, следовательно, и не может быть поставлен в зависимость от систематического получения данным работником соответствующего максимального размера материального стимулирования в предыдущих периодах.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что требования истца не обоснованы и не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении исковых требований ФИО1 к Открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» о взыскании задолженности по заработной плате - отказать.

Решение может быть обжаловано и на него может быть принесено представление прокурором в Хабаровский краевой суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме с подачей жалобы через Центральный районный суд города Комсомольска-на-Амуре.

Судья Файзуллина И.Г.