ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2488/2023 от 06.06.2023 Орджоникидзевского районного суда г. Екатеринбурга (Свердловская область)

66RS0006-01-2023-001315-21

2-2488/2023

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

06 июня 2023 года

Орджоникидзевский районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Агафоновой А. Е., при помощнике судьи Дерябиной О. А., секретаре Спицыной А. А., с участием старшего помощника прокурора Сапегиной М. А., помощника прокурора Бердышевой Д. В., представителей ответчиков Кочневой Ю. С., Ноздриной М. В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тавдинского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Федеральному казенному учреждению здравоохранения «Медико-санитарная часть №66 Федеральной службы исполнения наказаний», Федеральной службе исполнения наказаний об обязании организовать и провести лабораторное исследование крови ВИЧ-инфицированных осужденных на иммунный статус и вирусную нагрузку, обеспечить зуботехнический кабинет пломбировочным материалом, выделить денежные средства на указанные цели,

УСТАНОВИЛ:

И. о. Тавдинского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях обратился в суд с иском к Федеральному казенному учреждению здравоохранения «Медико-санитарная часть №66 Федеральной службы исполнения наказаний» (далее – ФКУЗ МСЧ-66 ФСИН России), Федеральной службе исполнения наказания (далее – ФСИН России) об обязании ФКУЗ МСЧ-66 ФСИН России в течение 60 дней с момента поступления финансовых средств на указанные цели организовать и провести лабораторное исследование крови ВИЧ-инфицированных осужденных, отбывающих наказание в ФКУ ИК-19, ФКУ ИК-24, ФКУ ИК-26 ГУФСИН России по Свердловской области, на иммунный статус, обеспечить зуботехнический кабинет здравпункта «Медицинской части №19» пломбировочным материалом, обязании ФСИН России при недостаточности либо отсутствии у ФКУЗ МСЧ-66 ФСИН России денежных средств для устранения указанных нарушений выделить денежные средства на указанные цели, указав, что в октябре 2022 года Тавдинской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях проведена проверка деятельности поднадзорных филиалов ФКУЗ МСЧ-66 ФСИН России и их здравпунктов. В результате проверки выявлены нарушения прав осужденных, страдающих болезнью, вызванной вирусом иммунодефицита человека, на медико-санитарное обеспечение и охрану здоровья. Стандартом первичной медико-санитарной помощи при болезни, вызванной вирусом иммунодефицита человека, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации №438н от 23.06.2022, для лечения заболевания, состояния и контроля за лечением, в обязательном порядке проводятся, в том числе: лабораторные исследования крови на иммунный статус (СD4 + лимфоцитов и CD8 + лимфоцитов) и вирусную нагрузку (молекулярно-биологическое исследование плазмы крови на концентрацию РНК вируса иммунодефицита человека ВИЧ-1), и установлена кратность данных исследований. В октябре 2022 года прокуратурой в деятельности филиалов «Медицинская часть №24», «Медицинская часть №19» и его здравпункта, осуществляющих обслуживание ФКУ ИК-24 ГУФСИН России по Свердловской области, ФКУ ИК-19 ГУФСИН России по Свердловской области и ФКУ ИК-26 ГУФСИН России по Свердловской области, выявлены нарушения вышеуказанных требований законодательства. 13.10.2022 в адрес начальника ФКУЗ МСЧ-66 ФСИН России внесено представление об устранении выявленных нарушений. 14.11.2022 в прокуратуру поступил ответ ФКУЗ МСЧ-66 ФСИН России о принимаемых мерах. В феврале 2023 года в ходе контрольной проверки установлено, что данные нарушения до настоящего времени не устранены, что препятствует оказанию осужденным других медицинских услуг надлежащего качестве, в том числе назначению лечения, адекватного степени тяжести заболевания.

Кроме того, Приказом Минздрава России от 31.07.2020 №786н утвержден Порядок оказания медицинской помощи взрослому населению при стоматологических заболеваниях, которым установлен стандарт оснащения кабинета стоматологии. Прокурорской проверкой, проведенной в июне и сентябре 2022 года, установлено, что в зуботехническом кабинете здравпункта МЧ-19 отсутствует пломбировочный материал. По данному факту в адрес начальника ФКУЗ МСЧ-66 вносилось представление, однако в ходе контрольной проверки в феврале 2023 года установлено, что данное нарушение не устранено.

В силу действующего законодательства ФСИН России осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций. ФКУЗ МСЧ-66 ФСИН России, являясь казенным учреждением, финансируется за счет средств федерального бюджета. Таким образом, на ФСИН России как федеральный орган уголовно-исполнительной системы, осуществляющий функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание, в том числе ФКУЗ МСЧ-66 ФСИН России, и реализацию возложенных на него функций, может быть возложена обязанность профинансировать ФКУЗ МСЧ-66 ФСИН России для приобретения необходимых медицинских препаратов и оборудования.

Определением Орджоникидзевского районного суда г. Екатеринбурга от 17.05.2023 к производству суда принято заявление Тавдинского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, действующего в интересах неопределенного круга лиц, об увеличении (уточнении) исковых требований в части обязания ФКУЗ МСЧ-66 ФСИН России в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать и провести лабораторное исследование крови ВИЧ-инфицированных осужденных, отбывающих наказание в ФКУ ИК-19, ФКУ ИК-24, ФКУ ИК-26 ГУФСИН России по Свердловской области, на иммунный статус и вирусную нагрузку.

В судебном заседании помощники прокурора Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга Сапегина М. А. и Бердышева Д. В., действующие на основании поручения Тавдинского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, заявленные требования и доводы искового заявления поддержали, суду пояснили, что оснований для прекращения производства по делу в части требования об обеспечении зуботехнического кабинета здравпункта «Медицинской части №19» пломбировочным материалом не имеется, поскольку в рамках другого дела основанием и предметом иска являлось обеспечение пломбировочным материалом филиал «Медицинская часть №19», осуществляющий медицинское обслуживание осужденных, отбывающих наказание в ФКУ ИК-19 ГУФСИН России по Свердловской области, а в данном случае основанием и предметом является обеспечение пломбировочным материалом здравпункт филиала «Медицинская часть №19», осуществляющий медицинское обслуживание осужденных, отбывающих наказание в ФКУ ИК-26 ГУФСИН России по Свердловской области. Доказательства обеспечения здравпункт филиала «Медицинская часть №19» пломбировочным материалом ответчиками не представлены.

Представители ответчиков ФКУЗ МСЧ-66 ФСИН России, ФСИН России - Кочнева Ю. С. и Ноздрина М. В. в судебном заседании исковые требования не признали, суду пояснили, что ФКУЗ МСЧ-66 ФСИН России предпринимает зависящие от него меры в пределах своих полномочий по обеспечению изделиями медицинского назначения. Реагенты и иные изделия медицинского назначения казенными учреждениями приобретаются во взаимосвязи положений Бюджетного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» путем заключения государственных контрактов в соответствии с планом-графиком закупок. Порядок доведения бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств до главных распорядителей бюджетных средств устанавливается финансовым органом. В настоящее время иммунологическими лабораториями филиалов ФКУЗ МСЧ-66 ФСИН России в полном объеме реализованы реагенты для определения иммунного статуса и вирусной нагрузки. Данная ситуация возникла вследствие невозможности с 14.11.2022 исполнения поставщиком контракта на поставку тест-систем (реагентов) ввиду отсутствия их в Российской Федерации вследствие введенных санкций. Соответствующий государственный контракт расторгнут по соглашению сторон. ГАУЗ СО «ОЦ СПИД» письмом от 18.11.2022 отказалось проводить указанные исследования для лиц из числа спецконтингента также в связи с отсутствием реагентов и прекращением поставок в Российскую Федерацию тест-систем (реагентов). Основной дистрибьютор реагентов ООО «БИОБЕБИ» включен в реестр недобросовестных поставщиков. Таким образом, у ответчиков отсутствовала объективная возможность осуществить закупку необходимых реагентов. В настоящее время ФКУЗ МСЧ-66 ФСИН России ведется работа по заключению государственных контрактов на поставку реагентов, соответствующие закупки включены в план-график закупок на 2023 год, денежные средства выделены.

Требование об обеспечении зуботехнического кабинета здравпункта «Медицинской части №19» пломбировочным материалом подлежит прекращению, поскольку решением Орджоникидзевского районного суда г. Екатеринбурга от 26.10.2022 данное требование уже было рассмотрено, решение вступило в законную силу, в настоящее время денежные средства на приобретение пломбировочного материала для филиала «Медицинская часть №19», в том числе его здравпункта, выделены, пломбировочный материал будет закуплен и поставлен ориентировочно к октябрю 2023 года.

Заслушав объяснения представителей истца и ответчиков, исследовав материалы гражданского и административного дел, суд, оценив все представленные доказательства в совокупности, приходит к следующим выводам.

В силу ч. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

В соответствии с п. п. 1, 2, 6, 7 ст. 4, п. п. 4, 9 ст. 10, ч. ч. 1, 7 ст. 26, ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», основными принципами охраны здоровья являются: соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; доступность и качество медицинской помощи; недопустимость отказа в оказании медицинской помощи.

Доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются: применением порядков оказания медицинской помощи, клинических рекомендаций и стандартов медицинской помощи; оснащением медицинских организаций оборудованием для оказания медицинской помощи с учетом особых потребностей инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями здоровья.

Лица, задержанные, заключенные под стражу, отбывающие наказание в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы либо административного ареста, имеют право на оказание медицинской помощи, в том числе в необходимых случаях в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Порядок организации оказания медицинской помощи, в том числе в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения, лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, устанавливается законодательством Российской Федерации, в том числе нормативными правовыми актами уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Медицинская помощь, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации, организуется и оказывается: в соответствии с положением об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, которое утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти; в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями; на основе клинических рекомендаций; с учетом стандартов медицинской помощи, утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Ч. 6 ст. 12 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации установлено, что осужденные имеют право на охрану здоровья, включая получение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических или стационарных условиях в зависимости от медицинского заключения.

Согласно ч. ч. 1, 5 ст. 101 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, лечебно-профилактическая и санитарно-профилактическая помощь осужденным к лишению свободы организуется и предоставляется в соответствии с Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений и законодательством Российской Федерации.

Порядок оказания осужденным медицинской помощи, организации и проведения санитарного надзора, использования лечебно-профилактических и санитарно-профилактических учреждений органов здравоохранения и привлечения для этих целей их медицинского персонала устанавливается законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, и федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

Приказом Минюста России от 28.12.2017 №285 утвержден Порядок организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы, в соответствии с п. п. 2, 32 которого оказание медицинской помощи лицам, заключенным под стражу, или осужденным осуществляется структурными подразделениями (филиалами) медицинских организаций, подведомственных ФСИН России, и СИЗО УИС, подчиненных непосредственно ФСИН России, а при невозможности оказания медицинской помощи в медицинских организациях УИС - в иных медицинских организациях государственной и муниципальной системы здравоохранения.

К структурным подразделениям (филиалам) медицинских организаций УИС, оказывающим медицинскую помощь лицам, заключенным под стражу, или осужденным, в СИЗО, в учреждениях УИС, лечебно-профилактических учреждениях, лечебных исправительных учреждениях УИС, относятся медицинские части (здравпункты), больницы, в том числе специализированные (психиатрические, туберкулезные), дома ребенка.

Медицинские осмотры и диспансерное наблюдение осужденных осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере охраны здоровья.

Согласно п. п. 1, 2 ст. 4, ст. 16 Федерального закона от 30.03.1995 №38-ФЗ «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)», государством гарантируются: производство лекарственных препаратов для медицинского применения и медицинских изделий для профилактики, диагностики и лечения ВИЧ-инфекции, а также контроль за качеством, эффективностью и безопасностью лекарственных препаратов для медицинского применения, биологических жидкостей и тканей, используемых в диагностических, лечебных и научных целях; предоставление медицинской помощи ВИЧ-инфицированным - гражданам Российской Федерации в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Осуществление указанных гарантий возлагается на федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в соответствии с их компетенцией.

Медицинские организации, оказывающие медицинскую помощь ВИЧ-инфицированным в амбулаторных и стационарных условиях, обязаны создать условия для реализации предусмотренных настоящим Федеральным законом прав ВИЧ-инфицированных, а также для предупреждения распространения ВИЧ-инфекции.

Согласно утвержденным Минздравом России Клиническим рекомендациям «ВИЧ-инфекция у взрослых», иммунный статус (ИС) - оценка состояния иммунной системы. Используется для мониторинга естественного течения ВИЧ-инфекции и оценки эффективности АРТ; вирусная нагрузка (ВН) - количество вируса в материале пациента (плазма, ликвор и т.д.), определяемое с помощью полимеразной цепной реакции (ПЦР) и выраженное в количестве копий рибонуклеиновой кислоты (РНК) ВИЧ в 1 мл плазмы.

Приказом Минздрава России от 23.06.2022 №438н утвержден Стандарт первичной медико-санитарной помощи взрослым при ВИЧ-инфекции (диагностика, лечение и диспансерное наблюдение).

В соответствии с п. 2 указанного Стандарта, среди медицинских услуг для лечения заболевания, состояния и контроля за лечением предусмотрены, в том числе лабораторные методы исследования крови на иммунный статус, в частности: Исследование CD4+ лимфоцитов, показатель частоты предоставления – 1 (где 1 означает, что данное мероприятие проводится 100% пациентов), показатель кратности применения – 3; Исследование CD8+ лимфоцитов, показатель частоты предоставления – 1, показатель кратности применения – 2; на вирусную нагрузку (Количественное определение РНК вируса иммунодефицита человека ВИЧ-1 (Human immunodeficiency virus HIV-1) в плазме крови методом ПЦР), показатель частоты предоставления – 1, показатель кратности применения – 3.

Согласно Методическим рекомендациям «Диспансерное наблюдение за пациентами с ВИЧ-инфекцией», утвержденным Минздравсоцразвития Российской Федерации 29.12.2006 №7124-РХ, целью диспансерного наблюдения за ВИЧ-инфицированными пациентами является увеличение продолжительности и сохранение качества их жизни. В рамках этой цели, основными задачами являются своевременное выявление у них показаний к назначению противоретровирусной терапии, химиопрофилактике вторичных заболеваний, обеспечение оказания им своевременной медицинской помощи.

Также указанными Рекомендациями установлены Плановые обследования при диспансерном наблюдении до назначения противоретровирусной терапии, где предусмотрено, что частота и объем плановых обследований пациентов, находящихся под диспансерным наблюдением по поводу ВИЧ-инфекции, зависит от стадии заболевания и уровня СD4-лимфоцитов в крови.

Также данными Рекомендациями установлено Диспансерное наблюдение при проведении противоретровирусной терапии, где предусмотрено, что задачи клинико-лабораторного обследования, проводимого на фоне противоретровирусной терапии: оценка течения ВИЧ-инфекции; оценка эффективности проводимой терапии; оценка безопасности проводимой терапии; оценка полноты проведения терапии.

На основании этих обследований принимается решение об эффективности и безопасности проводимой терапии, о дальнейшей тактике ведения больного. Определяются дополнительные обследования и лечебные мероприятия, призванные улучшить переносимость терапии.

Пациентам, находящимся на противоретровирусной терапии, продолжают проводиться те же исследования, что проводились им при диспансерном наблюдении до ее начала, однако частота проведения некоторых исследований увеличивается.

Так, лабораторные исследования: определение абсолютного и процентного уровня CD4 и CD8 лимфоцитов проводится каждые 12 недель; определение уровня РНК ВИЧ в сыворотке крови (определение «вирусной нагрузки») проводится через 4 и 12 недель после начала терапии (если через 4 недели не произошло снижения уровня РНК ВИЧ более чем в 3 раза, в сравнении с исходным уровнем, проводится дополнительное обследование на 8 неделе).

Приказом Минздрава России от 31.07.2020 №786н утвержден Порядок оказания медицинской помощи взрослому населению при стоматологических заболеваниях, согласно п. п. 7, 8 которого оснащение стоматологического отделения, кабинета, лаборатории осуществляется в соответствии со стандартом оснащения, предусмотренным приложением < № > к Порядку оказания медицинской помощи взрослому населению при стоматологических заболеваниях, утвержденному настоящим приказом.

Основными функциями стоматологического отделения, кабинета, лаборатории являются, в частности оказание первичной медико-санитарной помощи взрослому населению при стоматологических заболеваниях.

Судом установлено и подтверждается уставом ФКУЗ МСЧ-66 ФСИН России, что в состав ФКУЗ МСЧ-66 ФСИН России в качестве обособленных подразделений, не являющихся юридическими лицами, входят: филиал «Медицинская часть №19», осуществляющий обслуживание ФКУ ИК-19 ГУФСИН России по Свердловской области, ФКУ ИК-26 ГУФСИН России по Свердловской области; филиал «Медицинская часть №24», осуществляющий обслуживание ФКУ ИК-24 ГУФСИН России по Свердловской области (л. д. 95-109).

Как следует из материалов дела, Тавдинской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях проведена проверка соблюдения требований уголовно-исполнительного законодательства, прав осужденных на охрану здоровья и медико-санитарное обеспечение в деятельности филиала «Медицинская часть №19» и его здравпункта, а также филиала «Медицинская часть №24».

По результатам проверки в адрес ФКУЗ МСЧ-66 ФСИН России внесено представление от 13.10.2022 < № > об устранении нарушений требований закона, в котором, в частности, установлено, что плановые исследования крови ВИЧ-инфицированных осужденных, отбывающих наказание в ИК-19, на иммунный статус и вирусную нагрузку проводятся с нарушением установленных сроков и не в полном объеме (реже 1 раза в 6 месяцев); в зуботехническом кабинете здравпункта ИК-26, МЧ-19 отсутствует пломбировочный материал (л. д. 18-20).

В ответе от 14.11.2022 на представление прокуратуры ФКУЗ МСЧ-66 ФСИН России указало, что непроведение плановых исследований на иммунный статус осужденных в ФКУ ИК-19 ГУФСИН России по Свердловской области имеет место в связи с временной приостановкой поставок реактивов из-за рубежа, аналогов реактивов в Российской Федерации не имеется, в целях устранения допущенных нарушений решается вопрос о проведении исследований силами ГАУЗ «Свердловский областной центр профилактики и борьбы со СПИД» (л. д. 21-22), однако 23.11.2022 получен ответ от ГАУЗ СО «ОЦ СПИД» г. Екатеринбурга о невозможности проведения данных анализов в связи с отсутствием реактивов и прекращением поставок тест-систем/реактивов в Российскую Федерацию (л. д. 24, 78).

В ходе рассмотрения дела установлено и подтверждено представленными в материалы дела доказательствами, что осужденным ФКУ ИК-19 ГУФСИН России по Свердловской области, ФКУ ИК-26 ГУФСИН России по Свердловской области, ФКУ ИК-24 ГУФСИН России по Свердловской области не оказывается необходимая медицинская помощь в связи с отсутствием в филиале «Медицинская часть №19» и его здравпункте, филиале «Медицинская часть №24» реактивов для исследования показателей крови на иммунный статус и вирусную нагрузку, а также не оказывается надлежащая стоматологическая помощь осужденным ФКУ ИК-26 ГУФСИН России по Свердловской области в связи с отсутствием в стоматологическом кабинете здравпункта филиала «Медицинская часть №19» пломбировочного материала.

Так, согласно справкам начальника здравпункта (ИК-26) филиала «Медицинская часть №19» от 10.02.2023 и 07.03.2023, фактическая численность ВИЧ-инфицированных на 07.03.2023 составляет 44 человека. АРВТ получают 36 человек, 5 осужденных (с низкой приверженностью) отказываются от приема АРВТ. Проведен забор крови на вирусную нагрузку у 31 осужденного 17.01.2023, забор крови на исследование вирусной нагрузки и иммунного статуса у 2 осужденных - 19.01.2023. 8 осужденных отказались от забора крови на вирусную нагрузку. У остальных осужденных предыдущее исследование на иммунный статус проводилось в марте - декабре 2022 года, забор крови на иммунный статус не проводится, так как нет реагентов. Забор крови на иммунный статус будет произведен сразу же при наличии реагентов, на вирусную нагрузку планово (л. д. 25-26, 135, 28, 29).

Согласно сообщению фельдшера филиала «Медицинская часть №19», в филиале МЧ-19 с августа 2022 года прекращена доставка крови Вич-позитивных осужденных в лабораторию МСЧ-66 на иммунный статус, выполняются в единичных экземплярах по согласованию с лабораторией. На вирусную нагрузку исследования проводились по плану. В 2023 г. на вирусную нагрузку отобраны пробы 17.01.2023. При согласовании по плану направления на вирусную нагрузку 01.02.2023 лаборатория отказалась приняты пробы. В настоящее время на иммунный статус и вирусную нагрузку забор приостановлен до марта 2023 г. (л. д. 27).

Согласно справке фельдшера филиала «Медицинская часть №24» от 13.02.2023, фактическая численность ВИЧ-инфицированных на 14.02.2023 составляет 15 человек. Проведен забор крови на вирусную нагрузку у 13 осужденных 25.01.2023, 2 осужденных отказались от забора крови на вирусную нагрузку. У остальных осужденных предыдущее исследование на иммунный статус проводилось в июне, октябре 2022 года. Последующее проведение исследования крови на вирусную нагрузку планируется согласно плана диспансерного учета 1 раз в квартал в мае 2023 г. Исследование крови на иммунный статус планируется также согласно плана диспансерного учета при наличии реагентов для выполнения исследований (л. д. 30-31).

Как следует из материалов дела и объяснений представителей ответчиков, государственный контракт с ООО «БиоБеби» от 06.10.2022 на поставку реагентов для определения иммунного статуса расторгнут 16.11.2022 ввиду прекращения поставок в Российскую Федерацию из США (л. д. 71-78). ООО «БиоБеби» включено в реестр недобросовестных поставщиков (л. д. 83).

Согласно плану-графику закупок, на 2023 год финансовый год для приобретения наборов реагентов для определения иммунного статуса выделено 6996632,80 рублей (л. д. 80-82).

21.03.2023 ООО «БиоЛайн» сообщило о доступности к заказу реагентов для мониторинга ВИЧ-инфекций (л. д. 79).

Между тем, непроведение до настоящего времени лабораторных исследований крови ВИЧ-инфицированных осужденных на иммунный статус и вирусную нагрузку ответчиками не оспаривается.

Доказательства, с достоверностью подтверждающие факт обеспечения стоматологического кабинета здравпункта филиала «Медицинской части №19» пломбировочным материалом, ответчиками в материалы дела не представлены. Служебная записка от 05.06.2023 о разрешении осуществления закупки стоматологических расходных материалов филиалам ФКУЗ МСЧ-66 ФСИН России и включения их в план-график (л. д. 138-142) сама по себе данное обстоятельство не подтверждает.

Соответствующие требования предъявлены прокурором в пределах имеющихся полномочий (ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ст. ст. 26, 27 Федерального закона от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»), направлены на установление обязанности по выполнению предусмотренных законом мероприятий, наличие которой ответчиками по существу не оспаривается.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об обоснованности исковых требований о возложении обязанности на ФКУЗ МСЧ-66 ФСИН России по устранению выявленных прокурором нарушений федерального законодательства об охране здоровья граждан.

При этом суд не усматривает оснований для изменения заявленных прокурором сроков устранения ФКУЗ МСЧ-66 ФСИН России допущенных нарушений, поскольку находит их разумными с учетом наличия у осужденных к лишению свободы лиц права на охрану здоровья, включающего в себя право на получение необходимой медицинской помощи.

В удовлетворении ходатайства представителя ответчиков о прекращении производства по делу в части требования об обеспечении зуботехнического кабинета здравпункта «Медицинской части №19» пломбировочным материалом судом отказано определением в протокольной форме от 06.06.2023 ввиду отсутствия тождества предмета и основания настоящего иска и в решении Орджоникидзевского районного суда г. Екатеринбурга от 26.10.2022 по административному делу №2а-4553/2022 по административному иску Тавдинского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях к ФКУЗ МСЧ-66 ФСИН России, ФСИН России о признании незаконным бездействия, возложении обязанности (л. д. 89-91, 143-151).

В соответствии с ч. 1 ст. 9 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 №5473-1 «Об учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации», финансовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительной системы, прав, социальных гарантий ее сотрудникам в соответствии с настоящим Законом и федеральными законами является расходным обязательством Российской Федерации.

Согласно уставу, ФКУЗ МСЧ-66 ФСИН Росси является учреждением, входящим в уголовно-исполнительную систему, осуществляющим медико-санитарное обеспечение, в том числе осужденных (п. 1.1).

Учреждение находится в ведении ФСИН России (п. 1.3).

Источниками финансирования деятельности Учреждения являются: средства федерального бюджета; иные поступления, разрешенные законодательством Российской Федерации (п. 5.8) (л. д. 95-109).

Согласно п. п. 1, 2 ст. 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, казенное учреждение находится в ведении органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы.

На основании подп. 3 п. 3, подп. 6 п. 7 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 №1314, основными задачами ФСИН России являются, в частности, обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей

ФСИН России осуществляет следующие полномочия, в то числе: осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций.

Поскольку ФКУЗ МСЧ-66 ФСИН России находится в ведении ФСИН России, являющегося главным распорядителем средств федерального бюджета, в отсутствие доказательств, с достоверностью свидетельствующих о достаточности доведенных ему лимитов бюджетных обязательств для финансирования закупок спорных медицинских материалов, суд приходит к выводу о наличии оснований для возложения на ФСИН России обязанности по обеспечению финансирования приобретения ФКУЗ МСЧ-66 ФСИН России медицинских материалов для лабораторного исследования крови ВИЧ-инфицированных осужденных на иммунный статус и вирусную нагрузку и пломбировочного материала.

Ссылка представителя ответчиков на отсутствие вины в непроведении соответствующих лабораторных исследований, поскольку бюджетные обязательства для данных целей ФСИН России выделены, ФКУЗ МСЧ-66 ФСИН России предпринимались и предпринимаются меры для закупки необходимых реагентов, что осложнено отсутствием их поставок вследствие введенных санкций, судом отклоняется, так как правового значения, исходя из предмета спора, не имеет. Отсутствие поставщиков реагентов для исследования показателей иммунного статуса и вирусной нагрузки не является основанием для неисполнения установленных законом норм и стандартов в сфере здравоохранения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 13, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Тавдинского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Федеральному казенному учреждению здравоохранения «Медико-санитарная часть №66 Федеральной службы исполнения наказаний», Федеральной службе исполнения наказаний об обязании организовать и провести лабораторное исследование крови ВИЧ-инфицированных осужденных на иммунный статус и вирусную нагрузку, обеспечить зуботехнический кабинет пломбировочным материалом, выделить денежные средства на указанные цели удовлетворить.

Обязать Федеральное казенное учреждение здравоохранения «Медико-санитарная часть №66 Федеральной службы исполнения наказаний», ИНН 6610001302, в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать и провести лабораторное исследование крови ВИЧ-инфицированных осужденных, отбывающих наказание в ФКУ ИК-19 ГУФСИН России по Свердловской области, ФКУ ИК-26 ГУФСИН России по Свердловской области, ФКУ ИК-24 ГУФСИН России по Свердловской области, на иммунный статус и вирусную нагрузку.

Обязать Федеральное казенное учреждение здравоохранения «Медико-санитарная часть №66 Федеральной службы исполнения наказаний», ИНН 6610001302, в течение 60 дней с момента поступления финансовых средств обеспечить стоматологический кабинет здравпункта филиала «Медицинской части №19», осуществляющего медицинское обслуживание ФКУ ИК-26 ГУФСИН России по Свердловской области, пломбировочным материалом.

Обязать Федеральную службу исполнения наказания Российской Федерации, ИНН 7706562710, выделить денежные средства для исполнения Федеральным казенным учреждением здравоохранения «Медико-санитарная часть №66 Федеральной службы исполнения наказаний» указанных обязанностей в указанные сроки.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Орджоникидзевский районный суд г. Екатеринбурга.

Председательствующий

Мотивированное решение изготовлено 14.06.2023.

Судья