ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2489 от 03.11.2010 Кызылского городского суда (Республика Тыва)

                                                                                    Кызылский городской суд Республики Тыва                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Кызылский городской суд Республики Тыва — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

1

Дело № 2-2489/2010

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Кызыл 03 ноября 2010 года

Кызылский городской суд Республики Тыва в составе: председательствующего судьи заместителя председателя суда Успун И.И., при секретаре Монделе С.К., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Заместителя Абаканского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Государственному учреждению УАД РТ «», ИП Кок Л.Х. о предупреждении причинения вреда,

у с т а н о в и л :

Заместитель Абаканского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к Государственному учреждению УАД РТ «», ИП Кок Л.Х. о предупреждении причинения вреда. В обоснование иска указано, что Абаканской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства, направленного на безопасность внутреннего водного транс­порта - паромной переправы . Проверкой установлено, что на территории Республики Тыва функциони­рует паромная переправа , которая находится в районе  на № вниз по течению реки  от устья, . Переправа «» находится на внутренних водных путях Российской Федерации. Паром на паромной переправе «» является сооружением по типу «паром-самолёт», движение парома осуществляется по тросу с использова­нием силы течения реки. Проект, год и место постройки парома неизвестны. По данным Российского Речного Регистра какая-либо техническая документация о согласовании и наблюдении за ремонтом или строительством указанного паро­ма к ним не поступала. Распоряжением  Д. № от ДД.ММ.ГГГГ паромы на па­ромных переправах , ,  закреплены за ГУ «» на праве оперативного управления. Из акта технической экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ, проведенной Россий­ским Речным Регистром, следует, что паром  не могут быть поставлены на классификационный учёт Россий­ского Речного Регистра. Па­ромная переправа  осуществляет перевозки грузов и пассажиров в навигацию ДД.ММ.ГГГГ в полном объеме. В нарушение п. 4 ст. 16 Кодекса внутреннего водного транспорта Россий­ской Федерации и Правил государственной регистрации судов, утвержденных приказом Минтранса РФ от 26.09.2001 г. № 144, паром не проходил государст­венную регистрацию права собственности на паром и других вещных прав на судно, а также иных сделок с судном в Государственном судовом реестре Рос­сийской Федерации. В нарушение требований ст. 13 и ст. 14 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации на пароме отсутствуют средства идентифи­кации судна и какие-либо судовые документы. В нарушение требований пунктов 3.1, 3.2 Положения о классификации судов внутреннего и смешанного (река-море) плавания, утвержденного Прика­зом Минтранса России от 1 ноября 2002 г. № 136, какие-либо технические ме­роприятия по строительству и ремонту паромных переправ до начала постройки (изготовления) не представлялись и не согласовывались с Речным Регистром. Гидротехнические сооружения (пилоны и тросы) также не имеют каких-либо технических освидетельствований, предоставляющих гарантию безопас­ности при движении паромов по тросу с использованием силы течения реки. В нарушение требований п. 11 Правил плавания по внутренним водным путям Российской Федерации и ст. 27 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации на пароме паромной переправы  отсутствует достаточный и квалифицированный экипаж для обеспечения безопасности находящихся на борту лиц и безопасности плавания. В соответствии со ст. 7 и подпунктов 58 и 59 п. 1 ст. 17 ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности"

предпринимательская дея­тельность на осуществление перевозок грузов и пассажиров внутренним вод­ным транспортом осуществляется при наличии лицензий. ИП Кок Л.Х. в реест­ре лицензиатов по Енисейскому бассейну не зарегистрирован. Таким образом, эксплуатация парома на паромной переправе  не соответствует требованиям безопасности. ГУ  заключило государственный контракт № от ДД.ММ.ГГГГ на выполнение работ по грузопассажирским перевозкам на речной переправе  с ИП Кок Л.Х. вторым судовладельцем парома. Истец просит суд признать действия ГУ  и индивидуального предпринимателя Кок Л.Х. по эксплуатации парома на паромной переправе  без технического освиде­тельствование парома Российским Речным Регистром, без регистрации парома в Государственном судовом реестре Российской Федерации, без свидетельства о праве собственности на паром, без свидетельства Речного Регистра о годности парома к плаванию с указанием его класса, без дос­таточного и квалифицированного экипажа, при отсутствии у судовла­дельца лицензии на осуществление перевозок грузов и пассажиров внут­ренним водным транспортом, противоправными в отношении неопреде­ленного круга потребителей. Обязать ГУ  и Кок Л.Х. приостановить эксплуатацию парома на паромной переправе  до получения судов­ладельцами свидетельства Российского Речного Регистра о годности суд­на к плаванию и лицензии на осуществление перевозок грузов и пассажи­ров внутренним водным транспортом. Обязать ГУ  как государственного заказчика опубликовать решение суда в средствах массовой информации или иным способом до­вести до сведения потребителей. Установить срок исполнения решения суда в течение 15 дней с момента вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании заместитель Абаканского транспортного прокурора Бухтоярова О.А. исковые требования поддержала в полном объеме.

В судебном заседании представитель ответчика ГУ УАД РТ  участия не принимал. Поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствие их представителя.

В судебном заседании ответчик Кок Л.Х. не участвовала, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом. Ходатайство об отложении судебного заседания не поступало. Причина отсутствия ответчика суду неизвестна.

Выслушав истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

ДД.ММ.ГГГГ представителями Енисейского УГМРН Ространснадзора и Абаканской транспортной прокуратуры проведен совместный осмотр паромной переправы  на территории , Республики Тыва и составлен акт. Проверкой установлено, что переправа находится на балансе ГУ . Тип паромной переправы паром-самолет. По результатам проверки на судне выявлены нарушения Кодекса внутреннего, водного транспорта, Правил плавания по внутренним водным путям Российской Федерации, Правил эксплуатации водного транспорта. В связи, с чем приняты меры по запрещению движения судна, шкиперу судна выдано предписание об устранении, выявленных нарушений, наложен административный штраф. Судовладельцу направлено предписание об устранении выявленных нарушений.

Распоряжением  Д. № от ДД.ММ.ГГГГ «О закреплении паромных переправ автомобильных дорог Республики Тыва» паромы на паромных переправах  на № автомобильной дороги ,  на № автомобильной дороги ,  на №. автомобильной дороги  закреплены за ГУ  на праве оперативного управления.

Из договора № от ДД.ММ.ГГГГ «На выполнение работ по грузопассажирским перевозкам на речной переправе  на автомобильной дороге » следует, что заказчик ГУ «УАД РТ» поручает подрядчику, индивидуальному предпринимателю Кок Л.Х., а подрядчик принимает на себя обязательства выполнения работ по грузопассажирским перевозкам на речной переправе  на автомобильной дороге .

Согласно ст.3 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ судно - самоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое в целях судоходства, в том числе судно смешанного (река - море) плавания, паром  , дноуглубительный и дноочистительный снаряды, плавучий кран и другие технические сооружения подобного рода. Судовладелец   - юридическое или физическое лицо, эксплуатирующее судно от своего имени  , независимо от того, является ли оно собственником судна или использует его на ином законном основании.

Таким образом, установлено, что судовладельцами паромной переправы  являются ГУ «УАД РТ» и ИП Кок Л.Х., данный факт в суде не оспаривался.

В соответствии со ст. 34 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ судовладелец осуществляет обеспечение безопасности судоходства. Судовладелец обязан: назначить лицо, ответственное за безопасную эксплуатацию судов; обеспечить безопасную практику эксплуатации судов; постоянно улучшать навыки членов экипажей судов, других работников в области безопасности судоходства; обеспечить укомплектование экипажей судов и поддерживать суда в техническом состоянии, которое должно соответствовать требованиям безопасности судоходства, установленным настоящим Кодексом. За несоблюдение требований обеспечения безопасности судоходства судовладелец несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Подготовка судна к плаванию является обязанностью судовладельца.

Согласно ст. 14 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ на судне, зарегистрированном в Государственном судовом реестре Российской Федерации и осуществляющем судоходство по внутренним водным путям, должны находиться следующие документы: 1) свидетельство о праве собственности на судно; 2) свидетельство о праве плавания судна под Государственным флагом Российской Федерации; 3) свидетельство о годности судна к плаванию с указанием его класса или с классификационным свидетельством; 4) список членов экипажа судна (судовая роль), составляемый капитаном судна; 5) судовой журнал (вахтенный журнал или единый вахтенный журнал), машинный журнал (для судна с механическим двигателем, эксплуатируемого членами экипажа судна без совмещения должностей); 6) судовое санитарное свидетельство; 7) единая книга осмотра судна; 8) свидетельство о предотвращении загрязнения с судна нефтью, сточными водами и мусором; 9) разрешение на судовую радиостанцию; 10) свидетельство или сертификат о минимальном составе экипажа судна.

На судне должны находиться оригиналы указанных в пункте 1 настоящей статьи документов, за исключением свидетельства о праве собственности на судно, копия которого должна быть заверена органом, выдавшим такое свидетельство, или нотариусом.

Согласно ст.27 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ к назначению на должности, относящиеся к командному составу судна и судовой команде, допускаются лица, имеющие дипломы и квалификационные свидетельства, установленные положением о дипломировании членов экипажей судов, утвержденным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии со ст.35 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ самоходные суда внутреннего плавания с главными двигателями мощностью не менее чем 55 киловатт, несамоходные суда вместимостью не менее чем 80 тонн, все пассажирские и наливные суда, паромные переправы   и наплавные мосты на внутренних водных путях, суда смешанного (река - море) плавания подлежат техническому надзору и классификации органами технического надзора и классификации судов Российской Федерации  . Органы технического надзора и классификации судов Российской Федерации издают утвержденные федеральным органом исполнительной власти в области транспорта правила о проектировании, постройке, ремонте и об эксплуатации судов, за которыми должен осуществляться технический надзор, и правила об изготовлении материалов и изделий для установки на судах. Органы технического надзора и классификации судов Российской Федерации имеют право при невыполнении указанных в пункте 4 настоящей статьи правил запрещать эксплуатацию судов, судовых механизмов, устройств и технических средств, а также не выдавать или аннулировать ранее выданные ими разрешающие эксплуатацию судов документы.

Между тем, экспертами Енисейского филиала Российского Речного Регистра ФГУ «Российский Речной Регистр» составлен акт технической экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ с целью предварительной оценки возможности постановки паромных переправ на классификационный учет Российского Речного Регистра. Из данного акта технической экспертизы следует, что в результате проведенной технической экспертизы паромных переправ  установлено, следующее: Переправа  состоит из стандартных понтонов от наплавных мостов в количестве 4-х штук, два понтона в корпусе, сведения о проекте понтонов наплавного моста отсутствуют;

- паромы построены без наличия согласованной с Речным Регистром, без технической документации и без технического наблюдения за их постройкой;

- при строительстве двух паромов  использованы понтоны от военных наплавных мостов, проекты и технические характеристики которых не известны;

- при проведении технической экспертизы проводились выборочные замеры остаточных толщин наружной обшивки корпусов паромов в доступных местах. Для оценки технического состояния корпусов необходимо проведение их дефектация в объеме в соответствии с требованиями «Правил Российского Речного Регистра» издания 2008 года, аттестованным дефектовщиком;

- леерное ограждение на паромах должно быть высотой 1100 мм. и соответствовать требованиям «Правил Российского Речного Регистра» издания 2008 года;

- грузовая площадка для транспорта должна иметь отбойный брус высотой не менее 450 мм, проемы в леерном ограждении для въезда и выезда транспорта должны иметь надежные закрытия. Автотранспорт на пароме должен стоять с использованием противооткатных башмаков;

- устройства (якорное, буксирное, швартовное) должны отвечать требованиям Правил РРР;

- на пароме должно быть мачтовое устройство, на котором должны размещаться сигнально-отличительные огни и должен быть установлен молниеотвод, также должны быть установлено молниеотводное устройство, обеспечивающее надежную защиту от поражения молнией;

- паромы должны быть снабжены, противопожарным спасательным, навигационным снабжением в соответствии с Правилами РРР;

- паромы должны быть приспособлены для перевозки опасных грузов (бензовозы, уголь, сено);

- на пароме должны быть согласованные с «Речным Регистром» «Инструкции по загрузке и разгрузке».

На основании изложенного эксперты пришли к выводу, что паромы  не могут быть поставлены на классификационный учет Российского Речного Регистра».

Согласно ст. 7 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» на каждый вид деятельности, указанный в п. 1 ст. 17 настоящего Федерального закона, предоставляется лицензия. Вид деятельности, на осуществление которого предоставлена лицензия, может выполняться только получившим лицензию юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.

В соответствии с п.п. 58, 59 п.1 ст.17 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» в соответствии с настоящим Федеральным законом лицензированию подлежат следующие виды деятельности: перевозки внутренним водным транспортом пассажиров; перевозки внутренним водным транспортом грузов.

Согласно ответу на запрос заместителя транспортного Абаканского прокурора из Енисейского управления государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта № от ДД.ММ.ГГГГ по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ ИП Кок Л.Х. в реестре лицензиатов по Енисейскому бассейну не зарегистрирована. На день рассмотрения дела ответчиками не представлены доказательства регистрации в реестре лицензиатов по Енисейскому бассейну.

Таким образом, установлено, что ГУ «УАД РТ» и ИП Кок Л.Х. эксплуатировали паром на паромной переправе  без технического освидетельствования Российским Речным Регистром, без регистрации парома в Государственном судовом реестре Российской Федерации, без свидетельства о праве собственности на паром, без свидетельства Речного регистра о годности парома к плаванию с указанием его класса, без достаточного и квалифицированного экипажа, при отсутствии у индивидуального предпринимателя Кок Л.Х. лицензии на осуществление перевозок грузов и пассажиров внутренним водным транспортом, доказательств обратного ответчиками представлено не было.

Таким образом, исковые требования Заместителя Абаканского транспортного прокурора о признании противоправными действия ГУ  и ИП Кок Л.Х. по эксплуатации парома на паромной переправе  без технического освидетельствования парома Российским Речным Регистром, без регистрации парома в Государственном судовом реестре Российской Федерации, без свидетельства о праве собственности на паром, без свидетельства Речного Регистра о годности парома к плаванию с указанием его класса, без достаточного и квалифицированного экипажа, при отсутствии у судовладельца лицензии на осуществление перевозок грузов и пассажиров внутренним водным транспортом в отношении неопределенного круга потребителей, подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст.1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.

Поскольку в настоящем случае деятельность по эксплуатации парома на паромной переправе  признана противоправной, то суд приостанавливает деятельность по эксплуатации парома на паромной переправе  до получения свидетельства Российского Речного Регистра о годности судна к плаванию и лицензии на осуществление перевозок грузов и пассажиров внутренним водным транспортом.

Поскольку прокурор, обращающийся в суд в интересах неопределенного круга лиц, в силу закона (п.9 ч.1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ) освобожден от уплаты государственной пошлины, то согласно ст. 103 ГПК РФ с ГУ «УАД РТ» и ИП Кок Л.Х. подлежит взысканию государственная пошлина по 200 рублей с каждого в доход соответствующего бюджета согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Руководствуясь ст. ст.194,198 ГПК Российской Федерации, суд

р е ш и л :

Исковое заявление Заместителя Абаканского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Государственному учреждению УАД РТ , ИП Кок Л.Х. о предупреждении причинения вреда, удовлетворить.

Признать действия Государственного учреждения «УАД РТ» и ИП Кок Л.Х. по эксплуатации парома на паромной переправе  без технического освидетельствования Российским Речным Регистром, без регистрации парома в Государственном судовом реестре Российской Федерации, без свидетельства о праве собственности на паром, без свидетельства Речного регистра о годности парома к плаванию с указанием его класса, без достаточного и квалифицированного экипажа, при отсутствии у индивидуального предпринимателя Кок Л.Х. лицензии на осуществление перевозок грузов и пассажиров внутренним водным транспортом - противоправными в отношении неопределенного круга потребителей.

Обязать Государственное учреждение «УАД РТ» и ИП Кок Л.Х. в течение 15 дней со дня вступления решения суда в законную силу приостановить эксплуатацию парома на паромной переправе  до получения судовладельцами свидетельства Российского Речного Регистра о годности судна к плаванию и лицензии на осуществление перевозок грузов и пассажиров внутренним водным транспортом.

Обязать Государственное учреждение «УАД РТ» в течение 15 дней со дня вступления решения суда в законную силу опубликовать информацию о решении суда в газетах «Тувинская правда» и «Шын».

Взыскать с Государственного учреждения «УАД РТ» государственную пошлину в размере 200 рублей в доход соответствующего бюджета согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Взыскать с ИП Кок Л.Х. государственную пошлину в размере 200 рублей в доход соответствующего бюджета согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РТ через Кызылский городской суд в течение 10 дней со дня вынесения мотивированного решения.

Мотивированное решение вынесено 08 ноября 2010 года.

Судья И.И. Успун