ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2489/19 от 11.07.2019 Ленинскогого районного суда г. Оренбурга (Оренбургская область)

№ 2-2489/2019

56RS0018-01-2019-001503-74

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Оренбург 11 июля 2019 года

Ленинский районный суд г. Оренбурга

в составе председательствующего судьи Устабаева Е.Т.,

при секретаре Репниковой Е.В.,

с участием истца ФИО1,

представителя истца Первичной профсоюзной организации Оренбургского Центра ОВД профсоюза авиаработников радиолокации, радионавигации и связи России ФИО2,

представителя ответчика ФИО3, действующего на основании доверенности от 26.03.2019 года

представителя ответчика ФИО4, действующей на основании доверенности от 25.03.2019 года,

представителя третьего лица ФИО5, действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО6 о признании недействительными результаты проведения специальной оценки условий труда,

УСТАНОВИЛ:

Истцы обратились в суд с вышеуказанным иском, указав, что в ноябре 2018 года в Оренбургском Центре ОВД филиала «...» ФГУП «...» была проведена специальная оценка условий труда. С 01.04.2019 года была отменена доплата за работу в тяжелых, вредных и (или) опасных условиях труда в размере 4 % от оклада. С данной оценкой истцы не согласились.

Истцы просили признать результаты специальной оценки условий труда рабочих мест, утвержденные заключением эксперта по результатам специальной оценки условий труда N от 30.11.2018 года недействительными.

Взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 10000 рублей в пользу ФИО6

Определением Ленинского районного суда г. Оренбурга из гражданского дела N по исковому заявлению ФИО6, Первичной профсоюзной организации Оренбургского центра ОВД профсоюза авиаработников радиолокации, радионавигации и связи России к обществу с ограниченной ответственностью «Центр охраны труда» о признании недействительными результаты проведения специальной оценки условий труда в отдельное производство выделен материал по исковому заявлению Первичной профсоюзной организации Оренбургского центра ОВД профсоюза авиаработников радиолокации, радионавигации и связи России в отдельное производство к ООО «Центр охраны труда» о признании недействительными результаты проведения специальной оценки условий труда.

В судебном заседании истец ФИО6 исковые требования поддержал, просил удовлетворить.

Представитель истца Первичной профсоюзной организации Оренбургского Центра ОВД профсоюза авиаработников радиолокации, радионавигации и связи России ФИО2 исковые требования поддержал, просил удовлетворить.

Представители ответчика ФИО3, ФИО4 против удовлетворения исковых требований возражали, просили отказать.

Представитель третьего лица ФИО5 против удовлетворения исковых требований возражала, просила отказать.

Изучив и исследовав материалы гражданского дела, заслушав объяснение явившихся участников процесса, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 219 Трудового кодекса РФ каждый работник имеет право на гарантии и компенсации, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом, трудовым договором, если он занят на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

В силу ст. 212 Трудового кодекса РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте; проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.

В силу ст. 216.1 Трудового кодекса РФ государственная экспертиза условий труда осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Государственная экспертиза условий труда осуществляется в целях оценки: качества проведения специальной оценки условий труда; правильности предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда; фактических условий труда работников.

Лица, осуществляющие государственную экспертизу условий труда, имеют право проводить соответствующие наблюдения, измерения и расчеты с привлечением в случае необходимости исследовательских (измерительных) лабораторий, аккредитованных в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными актами Российской Федерации.

Лица, осуществляющие государственную экспертизу условий труда, обязаны составлять по результатам экспертизы заключения о соответствии (несоответствии) условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда и направлять указанные заключения в суд, органы исполнительной власти, работодателям, в объединения работодателей, работникам, в профессиональные союзы, их объединения, иные уполномоченные работниками представительные органы, органы Фонда социального страхования Российской Федерации; обеспечивать объективность и обоснованность выводов, изложенных в заключениях.

Приказом Минтруда России от 12.08.2014 № 549н утвержден порядок проведения государственной экспертизы условий труда (далее Порядок), который устанавливает правила проведения государственной экспертизы условий труда, осуществляемой Федеральной службой по труду и занятости и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда.

В силу п. 34 Правил в зависимости от объекта государственной экспертизы условий труда в проекте заключения государственной экспертизы условий труда содержится один из следующих выводов: а) о качестве проведения специальной оценки условий труда; б) об обоснованности предоставления (непредоставления) и объемов предоставляемых гарантий и компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда; в) о соответствии фактических условий труда работников государственным нормативным требованиям охраны труда.

В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ«О специальной оценке условий труда» специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также - вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.

В силу п. 2, 3 ст. 8 Федерального закона № 426-ФЗ специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и организацией или организациями, соответствующими требованиям статьи 19 настоящего Федерального закона и привлекаемыми работодателем на основании гражданско-правового договора.

Специальная оценка условий труда проводится в соответствии с методикой ее проведения, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Согласно п. 2, 3, 4 Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению, утвержденной Приказом Минтруда России от 24.01.2014 № 33нидентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов включает в себя этапы: 1) выявление и описание имеющихся на рабочем месте факторов производственной среды и трудового процесса, источников вредных и (или) опасных факторов 2) сопоставление и установление совпадения имеющихся на рабочем месте факторов производственной среды и трудового процесса с факторами производственной среды и трудового процесса, предусмотренными классификатором вредных и (или) опасных производственных факторов, утверждаемым в порядке установленном Федеральном законом от 28.12.2013г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» 3) принятии е решения о проведении исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов, 4) оформление результатов идентификации.

На основании п. 12, 13 Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению, утвержденной Приказом Минтруда России от 24.01.2014 № 33н исследованиям (испытаниям) и измерениям подлежат фактические значения вредных и (или) опасных факторов.

Исследования (испытания) и измерения фактических значений вредных и (или) опасных факторов осуществляются испытательной лабораторией (центром), экспертами и (или) иными работниками организации, проводящей специальную оценку условий труда.

В силу ст. 10 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ под идентификацией потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов понимаются сопоставление и установление совпадения имеющихся на рабочих местах факторов производственной среды и трудового процесса с факторами производственной среды и трудового процесса, предусмотренными классификатором вредных и (или) опасных производственных факторов, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Процедура осуществления идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов устанавливается методикой проведения специальной оценки условий труда, предусмотренной частью 3 статьи 8 настоящего Федерального закона.

Идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах осуществляется экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда. Результаты идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов утверждаются комиссией, формируемой в порядке, установленном статьей 9 настоящего Федерального закона.

Судом установлено, что согласно трудовой книжке, приказу № ... от 04.10.2007 г. ФИО6 принят на работу в Оренбургский Центр ОВД служба ЭРТОС КДП техником по радионавигации радиолокации и связи 2 категории с тарифной ставкой ... рубль, надбавкой за вредные условия труда 4 %.

01.03.2013 г. истец переведен на должность ... (... категории (приказ ... от 26.02.2013 г.).

16.08.2018 года между ФГУП «...») и ООО «Центр охраны труда» заключен договор № 427/44-ФЗ на проведение специальной оценки условий труда.

В ноябре 2018 года в Оренбургском Центре ОВД филиала «...» ФГУП «...» ООО «Центр охраны труда» была проведена специальная оценка условий труда.

Согласно заключению эксперта по результатам специальной оценки условий труда N от 30.11.2018 года результат вычисления измеренных величин показателей шума: эквивалентный уровень звука составляет 79.9дБа со стандартной определенностью, равной 0.77дБа.

Результат оценки вредных и (или) опасных производственных факторов: эквивалентный уровень звука: фактическое значение 79.9 дБа, нормативное значение 80, класс условий труда 2.

27.02.2019 года ФИО6 обратился в Первичную профсоюзную организацию Оренбургского центра ОВД профсоюза авиаработников радиолокации, радионавигации и связи России для обжалования результатов специальной оценки труда.

В соответствии с частью 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основании своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В обосновании исковых требований истец ссылается на то, что замеры были проведены не по установленной методике, а результат замеров был необоснованно занижен.

В ходе судебного заседания истцами заявлено ходатайство о назначении по делу судебной экспертизы.

Определением Ленинского районного суда г. Оренбурга от 09.04.2019 года производство по делу приостановлено, по делу назначена судебная экспертиза, производство которой поручено ...

Согласно заключению ...N качество проведения специальной оценки условий труда на рабочем месте N сменного инженера по радионавигации, радиолокации и связи Оренбургского Центра ОВД филиала «...» ФГУП «...» ФИО6 соответствует требованиям Федерального закона от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».

В судебном заседании стороной истца заявлено ходатайство о назначении дополнительной экспертизы, в связи с тем, что проверка экспертами проводилась документально, без проведения инструментальных замеров.

В удовлетворении ходатайства истца о назначении дополнительной экспертизы было отказано, так как у суда не имеется оснований для назначения дополнительной экспертизы, отсутствуют сомнения в правильности выводов эксперта, не представлено доказательств, что экспертиза проведена не в полном объеме.

Суд принимает в качестве надлежащего доказательства экспертное заключение ...N, поскольку экспертиза проведена независимым специалистами, уполномоченными проводить такого рода экспертизы, не заинтересованными в исходе данного дела, предупрежденными судом об уголовной ответственности за дачу ложных показаний.

Согласно материалам дела при проведении специальной оценки труда в Оренбургском Центре ОВД филиала «...» ФГУП «...» работодателем была предоставлена информация, характеризующая условия труда на рабочих местах работников учреждения. Перечень рабочих мест с наличием вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, подлежащих исследованиям и измерениям на рабочих местах работников был утвержден комиссией учреждения по проведению специальной оценки условий труда.

Результаты измерений и оценки условий труда отражены в материалах специальной оценки условий труда. Отчет о проведении специальной оценки условий труда составлен с требованиями действующего законодательства.

При этом, доказательств что результат замеров был необоснованно занижен стороной истца суду не представлено.

Таким образом, оснований для признания результатов специальной оценки условий труда рабочего места ФИО6N, утвержденные заключением эксперта по результатам специальной оценки условий труда N от 30.11.2018 г. недействительными отсутствуют.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований истца в полном объеме.

На основании изложенного и, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований ФИО6 к обществу с ограниченной ответственностью «Центр охраны труда» о признании недействительными результаты проведения специальной оценки условий труда - отказать.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Ленинский районный суд города Оренбурга в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья: Е.Т. Устабаев

В соответствии со ст. 199 ГПК РФ мотивированное решение по делу составлено 15.07.2019 года.

Судья: Е.Т. Устабаев